Организация и проведение общеразвивающих и коррегирующих упражнений при формировании умений и навыков метания мяча в цель в 1-4 классах.
методическая разработка

Методика обучения метания мяча в цель 1- 4 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metanie_myacha_v_1-4kl.doc37 КБ
Microsoft Office document icon lateralnost.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Организация и проведение общеразвивающих и коррегирующих упражнений при формировании умений и навыков метания мяча в цель в 1-4 классах.

      В богатый арсенал упражнений, включенных в программу физического воспитания, направленных на коррекцию и формирование различных двигательных навыков и развивающих физических качеств школьников, важной составной частью входят метательные движения. Они не только прививают детям необходимые двигательные умения, но и являются отличным средством развития силы и быстроты, координации, точности движений и гибкости. Ввиду этого особенно важно методически грамотно использовать данные упражнения на уроках в начальных классах, когда у детей закладываются основы двигательных навыков.

      Младших школьников обучают метанию на дальность и в цель. Чтобы качественно, с небольшими затратами времени обучить школьников этому двигательному навыку,  необходимо в первую очередь чётко разбираться в биомеханической структуре метания в цель. Это поможет выявить наиболее эффективные методические средства, способствующие быстрому и прочному формированию метательного навыка.

       Существенную роль при метании играет хлестообразное движение метающей руки. Выполнение хлеста основано на том, что вначале наблюдается быстрое движение проксимального сустава в направлении метания, а потом его резкое торможение.

        При выполнении метания в цель у младших школьников, особенно на начальном этапе обучения, как правило, возникает множество ошибок, которые необходимо своевременно выявить и быстро исправить. Приведем пример типичных ошибок при метании в цель.

  1. Нет переноса массы тела с левой ноги на правую при отведении руки с мячом.
  2. Перенос локтя метающей руки в стороне от туловища.
  3. Наклон туловища вперёд в момент выпуска мяча.
  4. Рука с мячом после отведения остаётся значительно согнутой в локтевом суставе.
  5. Отведение руки с мячом производится через стороны.
  6. Отсутствие хлестообразного движения кистью метающей руки в момент выпуска мяча.
  7. В исходном положении рука с мячом находится на уровне плеча или опущена вниз.                  

Устраняя ошибки, следует начинать с главных, которые часто являются причиной последующих.  Обучение и совершенствование техники метания в цель немыслимо без непрерывного развития физических качеств младших школьников. Специфические особенности метания требуют от детей хорошей координации движений, достаточной подвижности в суставах и гибкости, умения управлять отдельными частями тела.

    Анализ научно-методических материалов по технике и методике обучения метанию в цель младших школьников даёт возможность рекомендовать следующие задачи, методику и последовательность обучения.

    Задача № 1. Создать у младших школьников представление о технике метания малого мяча в различные виды целей.

    Средства. Объяснение нового материала, рассказ, демонстрация фотографий, видеозапись, показ метания учителем, опробование.  

     Задача № 2. Научить держать и выпускать мяч из руки.

    Средства. Объяснение нового материала. Рассказ, показ, проверка способа держания мяча.

     Упражнения для обучения.

  1. Опробование способа держания мяча.
  2. Имитация выпуска мяча.
  3. То же, но с выпуском мяча вперёд-вверх.

Задача № 3.Научить хлестообразному движению метающей руки.

Средства. Объяснение нового материала. Рассказ, показ.

      Упражнения для обучения.

  1. Имитация хлестообразного движения.
  2. Броски мяча о пол движением кисти.
  3. Стоя, ноги на ширине плеч, мяч над плечом на уровне головы, локоть метающей руки впереди. Броски мяча движением кисти вперёд-вверх.
  4. То же, но из и.п. левая нога впереди.
  5. То же, но из и.п. стоя  левым  боком  в сторону метания.

Задача № 4. Научить метанию малого мяча в горизонтальную цель.

Средства. Объяснение нового материала, рассказ, показ.

Упражнения для обучения.

  1. Стоя левым боком к стене на расстоянии 2-2,5м от неё. Броски мяча в пол с поворотом грудью к стене с расчётом , чтобы мяч, отскочив от пола и ударившись в стену, полетел в сторону метающего.
  2. То же, но метание в парах, стоя на расстоянии 3-4 м друг от друга, с ударом мяча о пол в коридор 80-100см.
  3. То же, но стоя левым боком к стене на расстоянии 3-4м от неё, ноги на ширине плеч, правая рука с мячом на уровне головы. Метание мяча в пол и ловля его после отскока от стены.
  4. Метание малого мяча в горизонтальную цель с постепенным удалением от неё и уменьшением размеров цели.

Задача № 5. Научить метанию в вертикальную цель.

Средства.  Объяснение нового материала, рассказ, показ.

Упражнения для обучения.

  1. Стоя левым боком к стене, метнуть в неё мяч и поймать после отскока. После каждого удачного броска отходить на один шаг назад.
  2. То же, но метать мяч в баскетбольный щит.
  3. В парах. Метание мяча через волейбольную сетку.
  4. Метание мяча в стену или вертикальную мишень.
  5. Метание в вертикальную цель диаметром 1м, расположенную на высоте 3м, с расстояния 5-8м.

Задача № 6. Совершенствовать навык метания в горизонтальную и вертикальную цель.

Средства. Метание в различные по величине и форме цели, расположенные на различном расстоянии и высоте от учащихся (в зависимости от подготовленности их и усвоения учебного материала). Эстафеты и игры с использованием метаний в вертикальную и горизонтальную цели на уроках в спортивном зале и на открытой площадке.

         Целесообразно все задачи по обучению метанию в горизонтальную и вертикальную цели (кроме совершенствования) решить в 1-2 классах, а на уроках в последующих классах всю работу направить на совершенствование техники метания в различные виды целей. Формирование прочного и качественного навыка метания в цель у младших школьников позволит им в среднем и старшем школьном возрасте успешно осваивать значительно более сложную технику метания мяча с разбега на дальность.

       Пупынин Е.И. - учитель физической культуры Новооскольской специальной общеобразовательной школы-интернат.      



Предварительный просмотр:

Приложение 1.

Методики определения латеральности.

При создании определенной тестовой ситуации главным условием является то, чтобы обе руки имели одинаковую возможность действия.

Для определения ведущей руки мы использовали следующие тестовые операции:

  1. «Бусинки в бутылку»

Коробочка с бусами и бутылка стоят на столе (коробка перед бутылкой). Ребенок стоит возле стола так, чтобы его правая и левая руки были приблизительно одинаково удалены от предложенных предметов.

Задание: ''Клади бусинки в бутылку быстро, но внимательно, чтобы не рассыпать. Быстро, одну за другой''.

Подождите, пока ребенок не сложит в бутылку все 10 бусинок. Если ребенок работает только правой рукой, отмечаем это крестиком ''х'' в рубрике Р (правый) специального листа (протокола), если  работает только левой рукой  - в рубрике L (левый), если работал левой и правой рукой, или начал одной и перешел на другую руку - в рубрике А (двурукие реакции). При проведении обращаем внимание на то, чтобы ребенок брал в руку все время одну бусинку и складывал в бутылку одну за другой по очереди.

2. «Мячик в коробку»

На столе, ставим, пустую коробку, просим ребенка отступить два шага назад и бросить мяч в коробку – точно, внимательно, быстро. Попытку повторить 3 раза. Доминантной является та рука, которой ребенок играет. Если первый раз бросает правой, а второй раз левой обозначаем ''А''.

3.»Сильный ли ты».

Для измерения силы рук мы использовали пружинный динамометр Колена в позе стоя.

Инструкция: ''Встаньте прямо, возьмите в правую руку динамометр, левая рука опущена вдоль тела. Сожмите правой рукой пружину динамометра до предела. Рука в вытянутом положении «вперед»'. После измерения силы правой руки (ведущей) измеряется сила левой руки.

4. «Дотронуться до уха, носа…»

Ребенок встает напротив исследователя. Ребенку говорим: «Ну, внимательнее, не перепутай, покажи, как ты почешешь себе: 1. Ухо; 2. Нос; 3. Подбородок; 4. Теперь колено». Между отдельными заданиями следует подождать, чтобы ребенок опустил руку – только тогда давать следующее задание. Доминантной является та рука, которой ребенок действует во всех четырех заданиях.

  1. «Иголка и нитка».

Попросить ребенка подойти к столу, на стол положить иголку и нитку. Задание: «Теперь попробуй вдеть нитку в иголку». Доминантной является та рука, которая делает движение. Ребенок будет пытаться вдеть иголку в нитку либо (реже) надеть иголку на нить. Одна рука активна, другая – пассивна.

  1. Методика Озерецкого (круги).

Методика направлена на определение уровня развития тонкой моторики руки, на определение леворукости – праворукости.

Испытуемый получает карточку из плотного картона, на котором изображен толстой линией круг диаметром 30 мм. Вокруг него имеются три больших и три маленьких по диаметру круга, изображенный тонкой линией на расстоянии 1 мм друг от друга.

Ребенку предлагается ножницами вырезать круг по толстой линии, при этом фиксируется время начала и окончания работы (по секундомеру). Работу следует выполнить за одну минуту. Должно быть вырезано не менее 8/9 круга. Отклонения от утолщенной линии допускаются не более двух раз, если ребенок в процессе работы перерезает одну из тонких линий, или один раз, перерезает все тонкие линии. Разрешаются две попытки.

Тест считается невыполненным, если для выполнения потребовалось более одной минуты или при большом (более двух) количестве ошибок.

Оценки за выполнение теста:

1 б.

не выполнил

2 б.

выполнил со второй попытки

3 б.

выполнил с первой попытки, без ошибок

  1. «Хлопанье в ладоши».

Попросить ребёнка поаплодировать себе за хорошее выполнение предложенных заданий. Ведущей является активная рука.

  1. «Нарисуй круг».

Перед ребёнком кладём лист бумаги, даём простой карандаш и просим нарисовать круг. Ведущей является та рука, которой ребёнок рисует.

  1. «Как высоко можешь достать?»

Ребёнку даём задание «Как высоко ты можешь достать?»

Глаза:

  1. «Слайдоскоп».

«Возьми слайдоскоп и посмотри, что там внутри».

Верхние конечности:

  1. «Подними ногу как можно выше».

Ребенок садится на стул и делает указанное движение. Доминантной является нога, которую он поднимает вверх.

  1. «Прыгать на одной ножке».

Сказать ребенку, чтобы он встал на одну ножку и прыгал от окна до двери – «За сколько доскачешь».

Доминантной является нога, на которой он скачет.

Уши:

  1. «Послушаем часы».

На стол положим часы и скажем ребенку, чтобы слушал, как они тикают. Он должен приложить к ним ухо, но нельзя брать часы в руку. Доминантным является ухо, которым ребенок прислушивается к часам.

14. Теппинг - тест.

(Методика Ильина)

Тест направлен на определение свойств нервной системы по психомоторным показателям (силы). Сильная нервная система выдерживает большую по величине нагрузку, чем слабая. Методика основана на определении динамики максимального темпа движений руки (сначала правой, затем левой).

Работа с тестом сводится к следующему: в течение пяти секунд в каждом из шести квадратов, учащиеся должны поставить как можно больше точек, держа руку на весу. Идет подсчет точек в каждом квадрате, строится график, определяется тип нервной системы. Задание выполняется для каждой руки отдельно.

Ребенку выдаются бланки, представляющие собой листы бумаги (203 х 283), разделенные на шесть расположенных по три в ряд равных прямоугольника, секундомер, карандаш.

Инструкция:

“По сигналу Вы должны начать проставлять точки в каждом квадрате бланка. В течение пяти секунд необходимо поставить как можно больше точек. Переход с одного квадрата на другой осуществляется по команде, не прерывая работы, и только по направлению часовой стрелки. Все время работайте в максимальном для себя темпе. Возьмите в правую (или левую) руку карандаш (ручку) и поставьте его перед первым квадратом стандартного бланка”.

Экспериментатор подает сигнал: “Начали”, а затем через каждые пять секунд, дает команду: “Перейти на другой квадрат”. По истечении пяти секунд в шестом квадрате экспериментатор подает команду “Стоп”.

Обработка результатов:

  1. Подсчитать количество точек в каждом квадрате
  2. Построить график работоспособности, для чего отложить на оси абсцисс промежутки времени, а на оси ординат – количество точек в каждом квадрате.

Анализ результатов.

Сила нервных процессов является показателем работоспособности нервных клеток и нервной системы в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация деятельности студентов при проведении практики для получения первичных профессиональных умений и навыков по специальности 030503 «Правоведение»

Представлена модель организации и проведения практик для получения первичных профессиональтных навыков по специальности "Правоведение"...

Сообщение о проведении открытого урока формирования умений и навыков по дисциплине "Страховое дело" на тему:"Решение задач по страхованию ответственности"

Урок формирования умений и навыков проводится после изучения важной темы "Страхование ответственности" по  дисциплине "Страховое дело"...

Методическая разработка Формирование умений и навыков исследовательской деятельности обучающихся в процессе освоения профессии «Сварщик»

Материалы методической разработки могут быть полезны  как преподавателям, так и мастерам производственного обучения вне зависимости от профессиональной направленности для использования в урочной ...

Доклад «Формирование умений и навыков на занятиях учебной практики по профессии электрогазосварщик.»

Доклад служит помощью мастеру производственного обучения при ведении методической работы....

Методы формирования умений и навыков по применению знаний на практике

В статье говорится о методах обучения, формирующих навыки общения с природой, о том как можно увеличить воздействие природы и какие существуют методы наблюдения и опыты....

«Методы формирования умений и навыков обучающихся на начальном периоде практического обучения"

Основой, ведущим показателем компетентности квалифицированного рабочего, специалиста является его профессиональное мастерство.Под профессиональным мастерством понимается высокая и постоянно совершенст...