Рабочая программа по внеурочной деятельности детей "Образовательные путешествия".
методическая разработка на тему
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
«Школа № 1392»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
«ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПУТЕШЕСТВИЯ»
Направленность: СОЦИАЛЬНО – ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ
3 класс
Составитель:
Учителя начальных классов.
Возраст обучающихся: 8 – 10 лет
Срок реализации: 1 год
г. Москва
2015
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Подготовка учащихся к предметным олимпиадам» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Данная рабочая программа адресована обучающимся 2 класса общеобразовательной школы и рассчитана на 1 год обучения.
Программа по внеурочной деятельности «Образовательные путешествия» является актуальной, так как меняются требования к образовательным результатам в школе: целью школьного образования становится формирование у школьников универсальных учебных действий средствами учебной и внеучебной деятельности.
Новизна данной рабочей программы заключается в том, что одним из основных методов обозначен исследовательский метод. Программа курса «Образовательные путешествия» переплетается с курсом предмета «Окружающий мир» и внедрения методики организации исследовательской деятельности обосновано, тем, что исследовательский метод является одним из эффективных способов познания окружающего мира ребенком и средством формирования общеучебных и учебных навыков.
Целью настоящей внеурочной программы является формирование у обучающихся:
- создание условий для развития личности и создания основ творческого патенциала обучающихся;
- представления о путешествии (экскурсии) как способе познания окружающего мира;
- способности к общению в открытой общественной среде и готовность к самостоятельной жизни в окружающем социуме,
II. Общая характеристика курса
Рабочая программа предполагает организацию внеурочной деятельности с обучающимися в форме экскурсий по родному краю и направлена на социализацию обучающихся, на познание и исследование окружающего мира, на межличностное общение и обмен духовными ценностями в процессе взаимодействия с окружающими людьми.
Основной принцип программы – диалогичность. Кроме него, фундаментальное значение имеют принципы природосообразности, культуросообразности, коллективности, гражданственной и патриотической направленности.
Общение через диалог предполагает субъектно-субъектные отношения между педагогом и обучающимся, где предметом общения будет социальное окружение, экономические отношения между людьми, научные исследования и творчество.
Принцип диалогичности, прежде всего, предполагает личностный контакт между собеседниками на основе взаимопонимания, где связующей нитью диалога является познание внутреннего мира друг друга, единство встречи, открытость и доверие собеседников, их сотворчество.
Принцип природосообразности предполагает, что проблемно - ценностное общение школьников должно согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать учащегося сообразно полу и возрасту, формировать ответственность за собственное развитие.
Принцип культуросообразности предполагает, что ценностное общение школьников должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур, их специфическими особенностями, традициями, присущими нашему региону.
Принцип коллективности предполагает, что коммуникации, осуществляемые в детско-взрослых общностях, коллективах различного типа, дает школьнику опыт жизни в обществе, опыт понимания окружающего мира, взаимопонимания с окружающими его людьми, создает условия для формирования гражданского самопознания, самоопределения и самореализации.
Принцип патриотической направленности предусматривает обеспечение субъективной значимости для обучающихся идентификации себя с Россией, народами России, российской культурой и историей.
В соответствии с основной целью курса ставятся следующие задачи:
развивать:
- мышление, любознательность, умение самостоятельно добывать знания из различных источников;
- формировать умения решать творческие задачи;
- формировать социально – адекватные способы поведения;
воспитывать:
- целеустремленность, настойчивость;
- уважение к окружающим людям, различным профессиям, друг к другу.
Формы организации учебной деятельности:
- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом приобретенных знаний);
- фронтальная (работа в коллективе, уроки – обсуждения новых знаний);
- групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);
- коллективная (образовательные путешествия).
Формы оценивания:
Проверка результатов проходит в форме:
- игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины,
составление кроссвордов и др.),
- собеседования (индивидуальное и групповое),
- опросников,
- тестирования,
- проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.
Итоговый контроль осуществляется в формах:
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы учащихся;
- сочинения – отзывы.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
III. Описание места учебного курса «Образовательные путешествия 2 класс» в учебном плане
Во 2 классе на предмет отводится 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели).
IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса.
Личностные результаты.
Обучающийся научится:
- овладение начальными сведениями об особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) их происхождении и назначении;
- формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
- формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.
- овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру;
Обучающийся получит возможность для формирования:
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач.
Метапредметные результаты.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
- предвосхищать результат;
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
- концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
- ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
- формулировать собственное мнение и позицию;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
- ставить и формулировать проблемы;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов;
- запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст;
Обучающийся получит возможность научиться:
- устанавливать причинно-следственные связи;
- разбираться в ключевых проблемах современной жизни: исторических, экологических, политических, межкультурного взаимодействия и иных;
- ориентироваться в мире духовных ценностей, отражающих разные культуры и мировоззрения;
- социально адаптироваться к жизни в современном мире, уметь реализовать себя в определенных социальных ролях;
- решать проблемы профессионального выбора, включая подготовку к дальнейшему обучению в учебных заведениях системы профессионального образования.
V. Содержание тем курса «Образовательные путешествия»
Природа и окружающий мир:
- экскурсии в Агрохолдинг «Московский»; «Московский Планетарий»; «Парк птиц»
Все профессии нужны – все профессии важны:
-экскурсия на промышленное предприятие.
VI. Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов | Вид деятельности | Дата план. | Дата факт. | ||
Природа и окружающий мир. | |||||||
1. | Агрохолдинг Московский. | 3 | Знакомство с понятием культурные растения, способами ухода и выращивания растений. Выполнение исследовательской работы, сочинение. |
|
| ||
2. | Московский Планетарий. | 8 | Расширение знаний о космосе, о законах природы и их проявлениях. Выполнение проектов. |
|
| ||
3. | Парк птиц. | 10 | Знакомство с живой природой, экзотическими птицами и животными со всего мира. Выполнение проектной работы. |
|
| ||
Все профессии нужны – все профессии важны. | |||||||
4. | Город мастеров «Мастерславль» | 5 | Знакомство с разными профессиями. Возможность попробовать себя в разных специальностях на практике. |
|
| ||
5. | Промышленное предприятие. | 8 | Знакомство с предприятием, этапами производства, выпускаемой продукцией, специальностями. Сочинение «Все работы хороши» |
|
| ||
| Всего | 34 |
|
|
|
VII. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса:
- Державина Т.Б. «Экскурсии в природу» - М: Мнемозина, 2010
- УМК «Школа России» Окружающий мир. Плешаков А.А.
- УМК «Школа 2100» Окружающий мир. Вахрушев А.А., Раутин А.С.
- Бабенко В.Г. «Материалы к урокам – экскурсиям» - М: НЦ ЭНАС, 2002
- Интерактивная доска;
- Интернет ресурсы;
- Персональный компьютер.
По теме:
методические разработки, презентации и конспекты
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1392»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
«ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПУТЕШЕСТВИЯ»
Направленность: СОЦИАЛЬНО – ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ
3 класс
Составитель:
Учителя начальных классов.
Возраст обучающихся: 8 – 10 лет
Срок реализации: 1 год
г. Москва
2015
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Подготовка учащихся к предметным олимпиадам» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Данная рабочая программа адресована обучающимся 2 класса общеобразовательной школы и рассчитана на 1 год обучения.
Программа по внеурочной деятельности «Образовательные путешествия» является актуальной, так как меняются требования к образовательным результатам в школе: целью школьного образования становится формирование у школьников универсальных учебных действий средствами учебной и внеучебной деятельности.
Новизна данной рабочей программы заключается в том, что одним из основных методов обозначен исследовательский метод. Программа курса «Образовательные путешествия» переплетается с курсом предмета «Окружающий мир» и внедрения методики организации исследовательской деятельности обосновано, тем, что исследовательский метод является одним из эффективных способов познания окружающего мира ребенком и средством формирования общеучебных и учебных навыков.
Целью настоящей внеурочной программы является формирование у обучающихся:
- создание условий для развития личности и создания основ творческого патенциала обучающихся;
- представления о путешествии (экскурсии) как способе познания окружающего мира;
- способности к общению в открытой общественной среде и готовность к самостоятельной жизни в окружающем социуме,
II. Общая характеристика курса
Рабочая программа предполагает организацию внеурочной деятельности с обучающимися в форме экскурсий по родному краю и направлена на социализацию обучающихся, на познание и исследование окружающего мира, на межличностное общение и обмен духовными ценностями в процессе взаимодействия с окружающими людьми.
Основной принцип программы – диалогичность. Кроме него, фундаментальное значение имеют принципы природосообразности, культуросообразности, коллективности, гражданственной и патриотической направленности.
Общение через диалог предполагает субъектно-субъектные отношения между педагогом и обучающимся, где предметом общения будет социальное окружение, экономические отношения между людьми, научные исследования и творчество.
Принцип диалогичности, прежде всего, предполагает личностный контакт между собеседниками на основе взаимопонимания, где связующей нитью диалога является познание внутреннего мира друг друга, единство встречи, открытость и доверие собеседников, их сотворчество.
Принцип природосообразности предполагает, что проблемно - ценностное общение школьников должно согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать учащегося сообразно полу и возрасту, формировать ответственность за собственное развитие.
Принцип культуросообразности предполагает, что ценностное общение школьников должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур, их специфическими особенностями, традициями, присущими нашему региону.
Принцип коллективности предполагает, что коммуникации, осуществляемые в детско-взрослых общностях, коллективах различного типа, дает школьнику опыт жизни в обществе, опыт понимания окружающего мира, взаимопонимания с окружающими его людьми, создает условия для формирования гражданского самопознания, самоопределения и самореализации.
Принцип патриотической направленности предусматривает обеспечение субъективной значимости для обучающихся идентификации себя с Россией, народами России, российской культурой и историей.
В соответствии с основной целью курса ставятся следующие задачи:
развивать:
- мышление, любознательность, умение самостоятельно добывать знания из различных источников;
- формировать умения решать творческие задачи;
- формировать социально – адекватные способы поведения;
воспитывать:
- целеустремленность, настойчивость;
- уважение к окружающим людям, различным профессиям, друг к другу.
Формы организации учебной деятельности:
- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом приобретенных знаний);
- фронтальная (работа в коллективе, уроки – обсуждения новых знаний);
- групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);
- коллективная (образовательные путешествия).
Формы оценивания:
Проверка результатов проходит в форме:
- игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины,
составление кроссвордов и др.),
- собеседования (индивидуальное и групповое),
- опросников,
- тестирования,
- проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.
Итоговый контроль осуществляется в формах:
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы учащихся;
- сочинения – отзывы.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
III. Описание места учебного курса «Образовательные путешествия 2 класс» в учебном плане
Во 2 классе на предмет отводится 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели).
IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса.
Личностные результаты.
Обучающийся научится:
- овладение начальными сведениями об особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) их происхождении и назначении;
- формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
- формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.
- овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру;
Обучающийся получит возможность для формирования:
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач.
Метапредметные результаты.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
- предвосхищать результат;
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
- концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
- ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
- формулировать собственное мнение и позицию;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
- ставить и формулировать проблемы;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов;
- запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст;
Обучающийся получит возможность научиться:
- устанавливать причинно-следственные связи;
- разбираться в ключевых проблемах современной жизни: исторических, экологических, политических, межкультурного взаимодействия и иных;
- ориентироваться в мире духовных ценностей, отражающих разные культуры и мировоззрения;
- социально адаптироваться к жизни в современном мире, уметь реализовать себя в определенных социальных ролях;
- решать проблемы профессионального выбора, включая подготовку к дальнейшему обучению в учебных заведениях системы профессионального образования.
V. Содержание тем курса «Образовательные путешествия»
Природа и окружающий мир:
- экскурсии в Агрохолдинг «Московский»; «Московский Планетарий»; «Парк птиц»
Все профессии нужны – все профессии важны:
-экскурсия на промышленное предприятие.
VI. Календарно-тематическое планирование
Тема | Кол-во часов | Вид деятельности | Дата план. | Дата факт. | |||
Природа и окружающий мир. | |||||||
1. | Агрохолдинг Московский. | 3 | Знакомство с понятием культурные растения, способами ухода и выращивания растений. Выполнение исследовательской работы, сочинение. | ||||
2. | Московский Планетарий. | 8 | Расширение знаний о космосе, о законах природы и их проявлениях. Выполнение проектов. | ||||
3. | Парк птиц. | 10 | Знакомство с живой природой, экзотическими птицами и животными со всего мира. Выполнение проектной работы. | ||||
Все профессии нужны – все профессии важны. | |||||||
4. | Город мастеров «Мастерславль» | 5 | Знакомство с разными профессиями. Возможность попробовать себя в разных специальностях на практике. | ||||
5. | Промышленное предприятие. | 8 | Знакомство с предприятием, этапами производства, выпускаемой продукцией, специальностями. Сочинение «Все работы хороши» | ||||
Всего | 34 |
VII. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса:
- Державина Т.Б. «Экскурсии в природу» - М: Мнемозина, 2010
- УМК «Школа России» Окружающий мир. Плешаков А.А.
- УМК «Школа 2100» Окружающий мир. Вахрушев А.А., Раутин А.С.
- Бабенко В.Г. «Материалы к урокам – экскурсиям» - М: НЦ ЭНАС, 2002
- Интерактивная доска;
- Интернет ресурсы;
- Персональный компьютер.
По теме:
методические разработки, презентации и конспекты
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/21/picture-14716-1442863948.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Творим добро"
В рабочей программе содержится пояснительная записка, учебный план, учебно-темаический план, материально-техническое обеспечение....
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/20/picture-350264-1384965355.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Город мастеров"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Город мастеров" для 1-4 классов, рассчитана на 4 года обучения, включает в себя пояснительную записку,цели, задачи, планируемые результаты и т. д....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОСНОВЫ ФОТОГРАФИИ»
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «ОСНОВЫ ФОТОГРАФИИ» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС). Рабочая программа ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/15/picture-877551-1484468000.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Культура устной и письменной речи"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Культура устной и письменной речи"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/07/picture-878833-1486488563.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности «В мире искусства».
нравственно-эстетическое воспитание и целостное развитие обучающихся средствами различных видов художественной деятельности, внедрение эффективных форм занятости студентов, привлечение к систематическ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности Мастерская успеха
Данная программа курса «Мастерская успеха» (проектно-исследовательская деятельность) разработана для обучающихся 1-4 курсов в рамках реализации внеурочной деятельности согласно ФГОС СПО. Она обу...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/16/picture-1421514-1663333109.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности социальной направленности "Путешествие в Великобританию"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности социальной направленности «Путешествие в Великобританию» - 34 часа в год, 1 час в неделю....