Тематическая карта урока по теме Правила поведения при пожаре
план-конспект урока на тему

Рюкин Василий Михайлович

Представлен ход урока по теме Правила поведения при пожаре для студентов СПО 1 курса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_obzh.docx498.96 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по дисциплине "Безопасность жизнедеятельности"

Преподавателя Рюкина Василия Михайловича

Цели:

Образовательные:

- обеспечить знания основных определений и понятий, относящихся к пожаро- и взрывоопасным объектам;

- способствовать формированию знаний об опасных факторах пожара и последствиях пожара для человека;

Развивающие:

- формировать навыки поведения во время пожара и при ликвидации его последствий;

- научить студентов пользоваться подручными и специальными средствами пожаротушения;

Воспитательные:

- формирование у студентов ответственности за собственную безопасность и безопасность окружающих людей;

- формирование умений противостоять паническим настроениям.

Ход занятия

1. Организация занятия 1-2 мин.

- приветствие;

- проверка явки студентов.

2. Сообщение темы и целей занятия 2-3 мин.

- характеристика места урока в системе занятий по дисциплине;

- сообщение целей и задач урока, этапов и видов работы.

3. Актуализация опорных знаний 15 мин.

Осуществляется путем фронтального устного опроса.

Вопросы:

Дайте определение Чрезвычайной Ситуации.

Чем отличаются понятия Чрезвычайная Ситуация и Катастрофа?

Перечислите основные классификации Чрезвычайных Ситуаций.

Перечислите дополнительные классификации Чрезвычайных Ситуаций.

Чем отличается ЧС природного характера от ЧС техногенного характера?

Опишите поведение человека в условиях землетрясения.

Опишите поведение человека в условиях наводнения.

Чем отличается буря от урагана?

Что такое заморозки?

В каком случае дождь или снег становятся стихийным бедствием?

Как вести себя в условиях лавины?

Что такое затор?

4. Сообщение новых знаний 35-40 мин.

1. Пожар – неконтролируемое горение вне специального очага, наносящее материальный ущерб. Возможности создания условий для возникновения пожара или его быстрого развития представляют собой пожарную опасность.

Горение – это быстропротекающая химическая реакция, сопровождающаяся выделением тепла и излучением света.

Пожарная безопасность означает состояние объекта, при котором с установленной вероятностью исключается возможность возникновения и развития пожара и воздействие на людей факторов пожара, а также обеспечивается защита материальных ценностей.

Основными причинами возникновения пожара являются:

Грубые нарушения правил пожарной безопасности при пользовании открытым огнем, эксплуатации электрических сетей и систем отопления;

Неудовлетворительная организация противопожарной охраны и службы предприятий;

Слабая подготовленность к действиям по тушению пожара.

Причинами пожаров могут быть: неисправность печей, котельного оборудования, отопительных приборов и нарушение режимов их работы; нарушение технологического процесса, разгерметизация оборудования; неправильное устройство и неисправность вентиляционной системы; халатное и неосторожное обращение с огнем; самовоспламенение и самовозгорание некоторых материалов; короткое замыкание в электрических сетях; токовые перегрузки электрических сетей и т.д.

Самовозгорание – это возгорание горючего вещества (материала, смеси) в результате резкого увеличения тепла, выделяемого в процессе экзотермической реакции, приводящее к повышению температуры и к возникновению горения при отсутствии источника зажигания. Самовозгорание может быть тепловым – в результате внешнего нагрева, микробиологическим – в результате самонагревания под воздействием жизнедеятельности микроорганизмов, химическим – в результате химического взаимодействия различных веществ.

Самовоспламенение – самовозгорание, сопровождающееся появлением пламени.

Склонны к самовозгоранию: обтирочные промасленные материалы, промасленные металлические стружки, торф, каменный уголь, древесные опилки, промасленная спецодежда.

2. Процесс горения возникает при наличии трех факторов:

- горючего вещества;

 окислителя;

- источника зажигания (воспламенения), обладающего необходимой температурой и достаточным запасом теплоты.

Горючее вещество может быть твердым (уголь, торф, бумага, древесина и т.д.), жидким (нефть, нефтепродукты и др.) и газообразным (водород, метан, пропан и др.).

Процесс горения может происходить только при определенном соотношении горючего вещества и окислителя (кислорода - 21%)

Источником зажигания могут быть открытый огонь любого горящего вещества (пламя спички, свечи, газовой горелки).

Для возникновения взрыва необходимо сочетание двух факторов:

- наличие взрывоопасной смеси определенной концентрации;

- возникновение импульса, способного нагреть взрывоопасную смесь до температуры самовоспламенения (искра, пламя, удар).

3. Опасными (поражающими) факторами пожара являются:

- открытый огонь и искры;

- выделяющееся при горении тепло вызывает повышение температуры окружающей среды, и когда она доходит до критической для окружающих возникает очаг пожара предметов и вещей, загораются и они. Очаг разрастается.

- токсичные продукты горения, дым;

- падающие части строительных конструкций.

Опасными факторами взрыва являются:

- воздушная взрывная волна;

- осколочные поля, создаваемые летящими обломками взрывающихся объектов.

4. Последствия пожара для человека:

- тепловой удар – при повышении температуры окружающей среды опасность представляет накопление тепла в организме;

- ожоги тела и дыхательных путей;

- механические повреждения – переломы, ушибы, черепно-мозговые травмы, осколочные ранения, комбинированные поражения;

- отравление продуктами горения – 70% всех погибающих на пожаре. В продуктах горения содержится до 100 видов химических соединений, которые способны оказать токсическое воздействие на человека. К наиболее токсичным относятся оксид углерода СО и диоксид СО2.

- паника.

5. Основные принципы прекращения горения:

- охлаждение водой, водными растворами, углекислотой и другими средствами пожаротушения;

- изоляцией зоны горения химической и воздушно-механической пеной, покрывалами, огнегасительными порошками, песком и т.д.;

- разбавлением реагирующих веществ (водяной пар, углекислый газ, азот и др. не поддерживающие горение вещества);

- химическим торможением реакции горения галоидированными углеводородами (бромэтил, фреон).

6. Огнегасительные вещества:

- вода, наиболее распространенное огнегасительное вещество. Оказывает разбавляющее, охлаждающее и изолирующее действие. Однако вода не пригодна для тушения нефтепродуктов, карбидов, щелочных металлов, металлов нагретых до температуры выше 1000С, электроустановок, находящихся под напряжением.

- пена – оказывает охлаждающее воздействие на горящее вещество и изолирует его от кислорода воздуха.

- не поддерживающие горение газы: углекислый газ, инертные газы, бромистый этил (легко испаряющаяся жидкость), фреоны – могут тушить все, что не тушит вода.

Средства тушения пожара:

- водопроводная сеть;

- огнетушитель, ручной пожарный инструмент;

- установки (стационарные, переносные, воздушные);

- пожарные машины.

7. Некоторые правила поведения при пожаре:

- не открывать окна, т.к. огонь с притоком кислорода вспыхивает еще сильнее. Спасаясь от огня и покидая помещение, не оставлять открытыми двери;

- нельзя прыгать с верхних этажей горящих зданий или возвращаться с какой-нибудь целью в горящее или задымленное помещение.

- при эвакуации через задымленное помещение дышите через мокрую тряпку. Если есть возможность, защитите себя противогазом или респиратором, но помните, что количество кислорода в помещении быстро снижается и даже в противогазе можно потерять сознание. По задымленным помещениям пробирайтесь на четвереньках или ползком – внизу меньше дыма;

- при возникновении пожара в помещении и невозможности безопасного выхода необходимо сообщить о своем местонахождении пожарным и до их появления максимально загерметизировать входную дверь, периодически поливать ее внутреннюю сторону водой (во избежание повышения температуры); перекрыть кран подачи газа и выключить электроприборы;

- покидая помещение по лестничной клетке, необходимо выходить пригнувшись или ползком, так как температура ступеней и наружной стены ниже температуры нагретого воздуха, и дым на них не будет оседать мешая дыханию. Двери помещения, откуда дым проникает на лестницу, следует плотно закрыть;

- помните, что пожарные спасают в первую очередь тех, кого обнаруживают в горящем здании. Поэтому необходимо дать о себе знать, выйдя на балкон, или другими подручными способами;

- входя в случае необходимости в задымленное помещение, нужно придерживаться стен и запоминать расположение предметов на пути движения. Ориентироваться в задымленном помещении поможет направление настила досок и паркета, расположение окон, дверей, мебели и т.д.;

- вызвать пожарных необходимо всегда, даже в том случае, если пожар потушен своими силами, так как огонь может остаться незамеченным в скрытых местах (в пустых перегородках, под полом и т.д.) и через некоторое время может разгореться вновь в еще больших размерах.

5. Самостоятельная работа студента:

составить опорно-логическую схему – средства пожаротушения 10мин.

6. Подведение итогов занятия 3 мин.

7. Домашнее задание 3 мин.

составить инструкцию «Поведение во время пожара».


Приложение №1

БЕЗОПАСНОСТЬ ПРИ ПОЖАРЕ

Пожар в квартире

• Сообщите в пожарную охрану

• Выведите   на улицу детей и  

 престарелых.

• Попробуйте водой (из водопровода, от

  внутренних пожарных кранов), стиральным порошком, плотной тканью и т.п. потушить пожар.

Отключите электроавтоматы (на щитке на лестничной площадке).

Закройте окна и форточки. При сильном задымлении немедленно покиньте квартиру, прикрыв за собой дверь.

• При выходе из квартиры защитите глаза и органы дыхания от дыма респиратором, ватно-марлевой повязкой, смоченными водой куском ткани или полотенцем.

• Двигайтесь, пригнувшись или

  ползком (внизу меньше дыма).

• Накройте голову и тело мокрой

   тканью.

• При невозможности выбежать по лестничным маршам используйте балконную лестницу; если ее нет, выйдите на балкон, закрыв плотно за собой дверь, и кричите: «Пожар!».

• По возможности укажите пожарным место пожара.

Приложение №2

СПЕЦИАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА

ПОЖАРОТУШЕНИЯ

Огнетушители углекислотные (ОУ)

Предназначены для тушения горящих без доступа воздуха веществ. Незаменимы при тушении пожаров электрических двигателей, электроустановок, в химических лабораториях, архивах, музеях. Не боятся низких температур.

Приведение в действие ОУ:

сорвать пломбу и выдернуть чеку;

• направить раструб на пламя;

• нажать рычаг. 

       НЕДОПУСТИМО:

Огнетушитель ОУ

• держать огнетушитель в горизонтальном    положении или переворачивать головкой  вниз;

•  прикасаться оголенными частями

   тела к раструбу (температура на его поверхности    

   понижается до-60...-70 ЭС);

   •   подводить раструб ближе 1 м к электроустановке

   под напряжением.

  Огнетушители порошковые (ОП)

Предназначены для ликвидации горения твердых, жидких и газообразных веществ, а также пожаров на электроустановках под напряжением до 1 кВ.

Ими снабжают автомобили, гаражи, склад офисы и банки, промышленные объекты, поликлиники, школы, частные дома и т.д.

Приведение в действие ОП:

• выдернуть чеку;

• нажать на кнопку;

• направить пистолет на пламя,

• нажать на рычаг пистолета;

• тушить пламя менее чем с 5 м,

Огнетушитель ОП

• при использовании огнетушителя его необходимо встряхивать;

рабочее положение огнетушителя вертикальное (не переворачивать!).

Приложение №3

  Внутренние пожарные краны

Приведение в действие  внутренних пожарных кранов:

•  открыть дверцу шкафчика;

• раскатать в направлении очага пожара рукав, соединенный с краном и стволом;

открыть вентиль поворотом маховичка против хода часовой стрелки;

•  направить струю воды из ствола в очаг горения

Приложение №4

Классификация и маркировка огнетушителей.

п/п

Наименование

Обозначение

Характеристики

Назначение

Щелочно-кислотный густопенный огнетушитель

ОП-5

Заряд состоит из двух частей: щелочной (450-560г смеси бикарбоната натрия и 70г. экстракта солодкового корня) и кислотной (35% серной кислоты, 15% сернокислого окисного железа и 50% не растворимого в воде инертного вещества).

Для приведения в действие рукоятку поворачиваем вниз и переворачиваем огнетушитель вверх дном, образующуюся пену направляем в очаг пожара.

Емкость баллона 8.7л.

Время действия 50-70 сек.; длина струи – 6-8 м.; количество пены – 40-55л.; кратность пены – 5; стойкость – 40 мин.

Все виды пожаров кроме электроустановок под напряжением и ценных материалов.

Ручной густопенный морской огнетушитель

ОП-М

Устройство и принцип действия см. ОП-5

Емкость 9л.

Время действия 50-70 сек.; длина струи – 6-8 м.; количество пены – 40-55л.; кратность пены – 5; стойкость – 40 мин.

Все виды пожаров кроме электроустановок под напряжением и ценных материалов.

Ручные углекислотные огнетушители

ОУ-2

ОУ-5

ОУ-8

Емкость стальных баллонов соответственно – 2, 5 и 8л.

Для приведения в действие необходимо взять баллон огнетушителя за рукоятку и, направив раструб-снегообразователь на очаг пожара медленно поворачивать маховичок против часовой стрелки. При переходе жидкой углекислотыкислоты в газообразную объем увеличивается примерно в 500 раз.

Время непрерывного действия примерно 35 сек.; длина струи около 2м.

Тушение пожаров в электрических установках и приборах, находящихся под напряжением, для тушения особо ценных материалов.

Углекислотно-бромэтиловые огнетушители

ОУБ-3

ОУБ-7

Емкость баллона соответственно 3 и 7л.

Принцип действия см. ОУ-2, но вместо раструба насадок.

Время действия – 35 сек.

Длина струи – 3-4.5м.

Тушение пожаров при температуре окружающей среды от -60 до +600С и электроустановок, находящихся под напряжением.

Огнетушители порошковые

ОП-3

ОП-6

ОП-10

Вес заряда ОП-6 – 4.5-6кг, ОП-10 – 7-10 кг.

Порошковый заряд – кальцинированная сода.

Приводятся в действие открыванием вентиля.

Время действия – 70-80 сек.

Можно применять для тушения щелочных металлов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правила поведения при пожаре

Правила поведения при пожаре...

Презентация урока по ОБЖ по теме "Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера"

Цели урока. Познакомить студентов с видами ЧС природного характера, общими правилами поведения при возникновении подобных чрезвычайных ситуаций; совершенствовать навыки безопасного поведения и де...

Памятка: "Правила поведения при пожаре"

 Как случаются пожары? Существует много причин возникновения пожара, но часто именно неосторожность и детская шалость служат поводом для огня. Когда ребенок остается один, особенно пр...

Основные правила поведения при пожаре.

Знать правила пожарной безопасности....

ОП 10 Психология и этика деловых отношений 2.Тема: «Правила поведения в общественном транспорте»

Задание: Изучив информацию по теме: «Правила поведения в общественном транспорте», составить тест (15 вопросов)...

Классный час на тему "Правила поведения на льду в весенний период". 2 марта в группе № 48 прошёл классный час «Правила поведения на льду в весенний период»

Цель: расширение представления обучающихся о правилах поведения на льду.Задачи:Повторить правила поведения на воде.Обучить правилам безопасного поведения на льду.Учить способам самоспасения.Обучить сп...

Технологическая карта урока на тему: "Транскрипция. Правила чтения. Рассказ о себе"

План занятия на тему "  Транскрипция. Правила чтения. Расказ о себе" представлен для средне профессиональных образовательных учреждений....