Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая програма социальной поддержки «Клуб добрых сердец»
рабочая программа на тему

Жилина Юлия Александровна

Во время реализации добровольческих проектов студенты взаимодействуют с людьми, имеющими различные отклонения здоровья, которые в обыденной жизни им не известны, сталкиваются с мифами в обществе о донорстве и связанных с ним последствиями, имеют собственные сомнения и страхи. Именно поэтому было решено создать информационно-обучающую программу социальной поддержки «Клуб добрых сердец», в рамках которой студенты-волонтеры получали бы точную информацию о предстоящих акциях и мероприятиях. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx120.24 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Московский колледж управления, гостиничного бизнеса и информационных технологий «Царицыно»

(ГБПОУ Колледж «Царицыно»)

РЕКОМЕНДОВАНО

Педагогическим советом

От 28.08.2015 протокол №1

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор колледжа

________Н.Н. Седова

01.10.2015

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая програма социальной поддержки

«Клуб добрых сердец»

Уровень программы: ознакомительный

Возраст обучающихся: 15-18 лет

Срок реализации: 6 месяцев

Разработчик (составитель) программы:

Социальный педагог Жилина Ю.А.

Москва 2015


Пояснительная записка

Направленность – социально-педагогическая

Актуальность 

 Во всеобщей декларации Добровольчества говорится: Добровольчество – фундамент гражданского общества. Хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому: этот принцип можно считать основой и девизом волонтерского движения.

Волонтёрство – это не только метод, посредством которого каждый представитель общества может участвовать в улучшении качества жизни,  не только эффективный способ решать сложные проблемы отдельного человека и общества.  Для современной молодежи – это путь, цель которого найти себя, возможность приобрести в жизни те ценности и привычки, которые позволят человеку жить насыщенно, испытывая полный спектр чувств и эмоций. Помогая другим, они обретают уверенность в своих способностях, обучаются новым навыкам и формируют новые социальные связи. В этом качестве волонтёрство, бесспорно,  является ресурсом развития личности.

Педагогическая целесообразность.

Во время реализации добровольческих проектов студенты взаимодействуют с людьми, имеющими различные отклонения здоровья, которые в обыденной жизни им не известны, сталкиваются с мифами в обществе о донорстве и связанных с ним последствиями, имеют собственные сомнения и страхи. Именно поэтому было решено создать информационно-обучающую программу социальной поддержки «Клуб добрых сердец», в рамках которой студенты-волонтеры получали бы точную информацию о предстоящих акциях и мероприятиях.

Цели:

  1. Развитие волонтерского движения в колледже
  2. Формирование у студентов активной социальной и гражданской позиции через вовлечение в волонтерскую деятельность

Задачи:

  1. Привлечение студентов в состав волонтерского движения и создание активных волонтерских групп.
  2. Подготовка лидеров направлений – старост, развитие лидерских качеств.
  3. Предоставление подросткам информации по актуальным направлениям работы волонтерского объединения, которая поможет им своими силами вести волонтерскую деятельность.
  4. Приобретение опыта социально-профессиональной деятельности
  5. Пропаганда здорового образа жизни среди молодежи и подростков.
  6. Профилактика асоциального поведения в студенческой среде.

Отличительная особенность.

Волонтерское движение существует в колледже уже не первый год и реализует несколько направлений деятельности.

  1. «Капелька крови» 18+ волонтерские акции по донорству крови. Данное направление реализуется  при поддержке станции переливания крови «Царицыно».
  2.  «От сердца к сердцу» Благотворительная деятельность  в реабилитационном центре «Преодоление». Регулярное посещение центра с мастер-классами и конкурсами.
  3. «Вместе весело шагать» Сотрудничество с детскими домами №9 и №71 и ЦССВ «Вера. Надежда. Любовь.». Регулярное посещение и игры с детьми. Организация кулинарных мастер-классов.
  4.  «Дай лапу, друг» 18+ Сотрудничество с приютом ЭКО Бирюлёво. Еженедельный уход за животными приюта. Пожертвования (корм и необходимыми вещи) приютам
  5. «Рука помощи» Помощь героям Великой Отечественной войны, уборка в квартирах, общение, моральная поддержка. Сотрудничество с фондом «Старость в радость». Помощь в проведении массовых мероприятий.

Возраст обучающихся: от 15 лет.

Срок реализации

Данная программа рассчитана на 3 месяца обучения.

Форма занятий:

Групповые занятия.

Режим занятий:

1 занятие в неделю. Продолжительность занятия – 1час.

Ожидаемые результаты:

  1. Развитие волонтерского движения и создание активных волонтерских групп.
  2. Выявление лидеров и развитие лидерских качеств у студентов.
  3. Овладение подростками информации по актуальным направлениям работы волонтерского объединения, которая поможет им своими силами вести волонтерскую деятельность.
  4. Воспитание у учащихся таких нравственных понятий, как «ценность человеческой жизни», «справедливость», «бескорыстие», «уважение человеческого достоинства», «милосердие», «доброжелательность», «сопереживание»
  5. Активное участие в пропаганде ЗОЖ.
  6. Формирование ответственной, здоровой, общественно-активной личности

Подведение итогов:

По итогам программы на последнем занятии студенты разбиваются на группы по направлениям деятельности волонтерского движения и создают проекты будущих акций. При создании проектов студенты должны использовать все полученные за время обучения компетенции. А так же для подведения итогов, обучающиеся должны предоставить методические папки с разработками сценариев и игр.  

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теоретические занятия

Практические занятия

Вводное занятие

«Кто такой волонтер?»

1

1

Занятие с элементами тренинга

«Команда способна на все!»

2

1

1

Особенности работы с детьми-сиротами и детьми-инвалидами

1

1

Праздник – это…

2

1

1

Особенности работы с инвалидами.

1

1

Занятие с элементами тренинга

«Сила в общении»

2

1

1

Правовые аспекты волонтерства

1

1

Особенности работы с пенсионерами и ветеранами

1

1

Занятие с элементами тренинга «Лидерство – путь к успеху»

2

1

1

Донорство: мифы и правда.

1

1

Знакомство с волонтерами МосВолонтер

История Успеха

1

1

Особенности работы в приютах для животных

1

1

Основы проведения благотворительных акций

6

1

5

Информационное сопровождение волонтерской работы

1

0,5

0,5

Итоговое занятие.

Разработка проектов.

2

2

Содержание

  1. Вводное занятие «Кто такой волонтер?»

История волонтерства в России. Волонтерство в колледже Царицыно. Понятие «волонтер». Личностные и профессиональные качества волонтера. Инструктаж по технике безопасности. Анкетирование. ПРИЛОЖЕНИЕ 2    

  1. Занятие с элементами тренинга «Команда способна на все!»

Понятия «группа» и «команда» их различия и особенности. Понятие «командная работа». Упражнения: Индейское приветствие, поменяйтесь местами те кто…, ловцы устриц, вавилонская башня, болото. ПРИЛОЖЕНИЕ 1

  1. Особенности работы с детьми-сиротами и детьми-инвалидами

Психологические особенности детей младшего школьного возраста. Психологические особенности детей-сирот. Особенности детей с диагнозами: аутизм, дебильность, умственная отсталость, ДЦП, фетоалкогольный синдром и пр. организация выездов в детский дом и центр содействия семейному воспитанию.

  1. Праздник – это…

Технология создания сценарных планов и сценариев. Организация концертов, игр и конкурсов. Упражнения и игры на развитие ораторского мастерства. Создание методической паки содержащей разработки и сценарии.  

  1. Правовые аспекты волонтерства

Изучение законодательных актов о добровольчестве федерального, регионального и муниципального уровней. Всеобщая декларация добровольчества. Кодекс Волонтера, положение о волонтерской организации в колледже Царицыно.  

  1. Занятие с элементами тренинга «Сила в общении»

Эффективные приемы общения. Бесконфликтное общение. Приемы выхода из конфликта. Упражнения и игры на развитие коммуникативных навыков. ПРИЛОЖЕНИЕ 4

  1. Особенности работы с инвалидами.

Основные проблемы в жизни человека с ОВЗ. Оказание помощи людям с ОВЗ. Отношение к людям – инвалидам в обществе. Организация волонтерских акций в реабилитационном центре.

  1. Особенности работы с пенсионерами и ветеранами

Психологические особенности людей пожилого возраста. Психологический, биологический и социальный возраст. Отношение к пожилым людям в обществе. Обсуждение фильма «Бабуся».

  1. Занятие с элементами тренинга «Лидерство – путь к успеху»

Типы лидеров. Стили лидерства. Лидерские способности. Диагностика. Упражнения и игры на развитие лидерских качеств. ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

  1. Донорство: мифы и правда.

История донорства. Кровь и ее компоненты. Кто может сдавать кровь. Правила ДО и ПОСЛЕ сдачи крови. Процедура сдачи крови. Первичная и повторная сдача крови.

  1. «История Успеха»

Знакомство с лидерами волонтерских организаций колледжа и г.Москвы.

  1. Особенности работы в приютах для животных

Социализация животных. Уход за животным в условиях приюта. Помощь в организации поиска хозяев для животных.

  1. Основы проведения благотворительных акций.

Социальная акция – понятие и виды. Этапы подготовки и проведения. Проведение благотворительных акций

  1. Информационное сопровождение волонтерской работы.

Технология создания объявлений. Работа в социальных сетях. Привлечение новых участников через интернет.

  1. Итоговое занятие. Разработка проектов.

Способы диагностики и контроля результатов:

  1. Анкетирование входное на первом занятии.
  2. Диагностика личностных качеств по темам занятий.
  3. Итоговый контроль. Оценка проектов.

Формы подведения итогов реализации образовательной программы:

  1. Защита проектов
  2. Презентация методической папки
  3. Проведение волонтерских акций
  4. Создание итоговой презентации-отчета о проделанной работе.

Механизмы оценивания результатов.

  1. Педагогическое наблюдение
  2. Педагогический анализ активности на занятиях, участия в волонтерских акциях, защиты проектов, методических папок.

Методическое обеспечение

Формы работы:

  • по дидактической цели — вводное занятие, практическое занятие, по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий.
  • по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей — лекция, практикум, занятие – игра, защита проектов, «мозговой штурм», открытое занятие.

Методы обучения

  • словесные:  устное изложение, объяснение
  • наглядные: показ видеоматериалов, иллюстраций; показ педагогом приемов исполнения
  • практические: занятие с элементами тренинга, проектирование

Материально-техническое обеспечение

  • занятия могут проходить в стандартной учебной аудитории;
  • стулья без прикрепленных столешниц
  • компьютер, проектор, экран;
  • законы о волонтерской деятельности;
  • бумага, цветная бумага, маркеры, ножницы, скотч, клей, принтер, ватманы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Основная литература:

  1. Волохов А.В., Мирошкина М.Р., Фришман И.И. «Программы деятельности волонтёров», УЦ «Перспектива», М., 2011
  2. Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р, утверждающего Концепцию развития дополнительного образования детей
  3. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации»

Дополнительная литература:

  1. Волонтёр и общество. Волонтёр и власть: научно-практический сборник/ Сост. С.В.Тетерский/ Под редакцией Л.Е. Никитиной.-М: «ACADEMIA», 2000.-160с.
  2. Классные часы и беседы по профилактике наркомании. Под ред. В.В. Аршиновой. Москва: Изд-во: Сфера, 2005-78с.
  3. Луков В.А. Социальное проектирование. - М.: Изд-во «Флинта», 2003-205 с.
  4. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем возрасте / Под ред. И.В.Дубровиной. -6-е изд. — М.: Академический Проект,2002. -128с.
  5. Социальная работа с молодежью / Учебное пособие / Под ред. Д.п.н. проф. Н. Ф. Басова – М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К»; 2007- 382с.
  6. Хулин А. А. Добровольчество как вид благотворительности / А. А. Хулин Социальная работа. – 2003. - №3. – С. 51-54.
  7. Циткилов П. Я. Информационно – методические материалы по организации работы с волонтерами / П. Я. Циткилов // Социальная работа. – 2007. - №5. – С. 58-60.
  8. Анн Л. Психологический тренинг с подростками. – СПб., 2003
  9. Арсеньева Т.Н., Виноградова Н.В., Пелевина И.М., Соколов А.А. Инновационные проекты системной поддержки молодежного добровольчества. – СПб. - Тверь, 2009
  10. Арсеньева Т.Н., Виноградова Н.В., Пелевина И.М., Соколов А.А. Практико-ориентированные методы психологической подготовки добровольцев. Учебно-методическое пособие. – СПб. - Тверь, 2009
  11. Базаркина Е.В. Беседы о нравственности для старшеклассников. – Волгоград, 2006
  12. Белогуров С.Б., Климович В.Ю. Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния и сопротивления подростковой наркомании. – М., 2004
  13. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. –М., 2005
  14. Вислова А. Нетерпимость в молодежной среде и способы ее преодоления / Воспитание школьников – 2008 - № 3
  15. Волохов А.В. , Мирошктна М.Р., Фришман И.И. Программы деятельности волонтеров. М., 2011
  16. Галеева Н. Формирование организаторских умений у школьников/ Воспитание школьников – 2008 - № 3
  17. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. М., 2011
  18. Дик Н.Ф.100 добрых дел для нас не предел. Книга для классных руководителей 5-9 классов. – Ростов н/ Д ., 2007
  19. Климович В.Ю. Детство без алкоголя. Профилактика детского и подросткового алкоголизма.- М., 2004
  20. Кулинич Г.Г. Вредные привычки. Профилактика зависимостей. - М, 2008
  21. Панченко С.. Формирование толерантных взаимоотношений подростков в детском коллективе / Воспитание школьников – 2008 - № 7
  22. Прутченков А.С. Свет мой зеркальце, скажи. Методические разработки  социально-психологических тренингов.- М.,1996
  23. Романюк Т.В. Межнациональное общение: тренинг и упражнения. / Воспитание школьников – 2009 - № 7
  24. Андреев В. И. Конфликтология. – М. : Народное образование, 1995. – 128 с.
  25. Жариков Е. , Крушельницкий Для тебя и о тебе. – М. : Просвещение, 1991. – 223 с.
  26. Козырева А. Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. – НМЦ, Пенза. – 1994. – 344 с.
  27. Лутошкин А. Н. Как вести за собой. – М. : Просвещение, 1978. – 159 с.
  28. Овчарова Р. В. Технологии практического психолога образования. – М. : ТЦ “Сфера”, 2000. – 448 с.
  29. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М. : ВЛАДОС, 1995 с. – 529 с.
  30. http://2gimn51.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=166:2014-02-20-18-05-59&catid=120:2014-02-20-18-05-19&Itemid=100028 

Рекомендованная литература:

  1. Решетников О.В. Работа добровольцев с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации,-М.: ООО «Ритм», 2004. -128с.
  2. Беспалова г.М., Виноградова н.М., Сидорова Т.Д., Рыженкова И.Г. Мое действие – мой выбор. Методическое пособие.- М., 2005
  3. Бородатая М.Н., Лыскова В.И., Рязанцева С.В. Дневник Добровольца. Вятка – территория добровольчества.- Киров, 2012
  4. Мельник Г.С. Теляшкина А.Н. Основы творческой деятельности журналиста. – СПб., 2006

Рекомендованный фильм:

  1. «Бабуся» Драма. Режиссер: Лидия Боброва.2003г.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Занятие с элементами тренинга на командообразование «Мы – команда!»

Цели:

• Развивающая цель – развитие творческих способностей учащихся, развитие способностей к распределению и переключению внимания, к непроизвольному запоминанию при восприятии на слух, развитие способностей подбора выражений, адекватных ситуации.

• Воспитательная цель – формирование потребности и способности к сотрудничеству и взаимопомощи при работе в группе (паре), воспитание уважительного отношения мнению других людей.

Задачи:

Создание условий для развития логического мышления учащихся, умения анализировать, высказывать свои мысли, аргументировать, одобрять.  

 

Ход занятия:

- Добрый день! Сегодня мы с вами отправимся в морское путешествие. Закройте глаза, представьте плеск воды, крики чаек, почувствуйте легкий бриз. И кораблекрушение. Открывайте глаза, где мы? Мы на необитаемом острове. Что будем делать? (ответы ) Начать думать в одиночку, как от сюда выбраться  или сплотиться в команду? (Ответ: в команду)

-Здорово, значит, мы станем, одной командой, но для начала надо познакомиться, узнать друг о друге больше, подружиться.

«Индейское приветствие»

(Ведущий предлагает всем поздороваться, но особенным образом).

 - Возьмем пример с индейцев, которые придумывали себе самые невероятные имена. Например Я, Катя – Храброе сердце.

 

«Поменяться местами»

- Мы с вами познакомились, но что такое одно слово о себе. Нужно узнать больше друг о друге.

(Участники сидят на стульях в кругу. Ведущий выходит на середину круга. Стульев на один меньше чем участников).

- Я буду говорить фразы, которые помогут узнать, чем вы любите заниматься, что вы умеете делать.  Например, «Поменяйтесь местами» те, кто... (умеет готовить блины, или боится змей и т. п.)». Ребята  кто считает, что эти слова относятся к ним меняются  местами. Как видите, стульев стало на один меньше, поэтому тот человек кому  не достался стул, становится водящим.

 

«Ловцы устриц»

Реквизит: 5 красных и 5 зеленых карточек, 5 мешочков с фасолью, секундомер.

- Мы с вами потратили много сил и, конечно же, проголодались. На необитаемом острове очень мало еды и поэтому вам придется ее добывать. Возьмите карточки (в произвольном порядке). По воле случая, те ребята, у которых оказались красные карточки не могут видеть, а у которых зеленые боятся воды. А на обед у вас сегодня устрицы. Для того, чтобы заполучить свою еду. Объединиться в пары с одинаковым количеством точек.  Вокруг нас пять столов,  на которых – повязка и устрицы, ныряльщик завязывает глаза, координатор руководит ныряльщиком, подсказывает, где больше «устриц».

Побеждают пары, собравшие больше «устриц» за 20 сек.

(Ведущий раздает каждой паре по повязке, один из участников (ныряльщик, зеленая карточка) завязывает глаза. Ведущий разбрасывает по полу фасоль- «устриц»,и пары начинают ее собирать.)

- Вы отлично понимаете, друг друга и можете действовать сообща (оставляйте все на столах). Присаживайтесь на места. Начинает темнеть нам нужно срочно строить дом.

  «Вавилонская башня»

Реквизит: цветные маркеры, заготовленные заранее индивидуальные задания.

Индивидуальные задания: кратко прописаны на отдельных листах, каждый лист является строго конфиденциальным для одного участника.

- Давайте его нарисуем на доске. Сейчас вы получите карточки с индивидуальными заданиями, по постройке дома. Каждому из вас раздается лист с индивидуальным заданием. Участникам запрещено разговаривать и вообще как-нибудь использовать голос. Вы можете объясняться жестами, мимикой. На построение жилище у вас 1 мин. Время пошло.

См. приложение.

- Какой замечательный дом, в одиночку такой не построить.

«Болото»

- Ночь на острове прошла быстро, а на утро вы обнаружили записку.

«Перед вами дверь рядом с которой вы найдете спасительные символы .

Но чтобы попасть туда, нужно преодолеть болото.»

Обратите внимание на экран. инструкция

Инструкция:

1.     Вы проходите болото всей группой, держась за руки. Цепь не должна разорваться.

2.     С того момента, когда первый человек из вашей группы вступил на первую кочку и до того момента пока последний не уберет ногу с последний кочки, все участники молчат.

3.     Кочка не должна быть пустой. Идите след в след.

 Рефлексия:

- Вы слышите, летит вертолет. Перед вами таблички с буквами. Что бы вас заметили с вертолета вам надо построить из этих символов  фразу.

- Давайте прочитаем, что получилось: Мы – команда!

- Вы согласны? (Да)

- Что нам помогло стать командой? (ответы). Верно это и находчивость, сообразительность, взаимовыручка, умения понимать друг друга.

Ну что ж, друзья мои. Я думаю все рады, давайте салютуем в честь благополучного спасения. Положите таблички на пол. Итак, начнем хлопать снизу вверх, сначала очень тихо. Чем выше мы поднимаем руки, тем громче аплодисменты.

- Всем спасибо!!!


ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

Анкета участника

Группа_________________________________

Фамилия имя ___________________________

Отметьте по выбору:

Знаешь ли ты, что такое волонтерское движение?

Да                              Нет

Знаешь ли ты о волонтерском движении в нашем колледже?

Да                               Нет

В каком движении готов принять участие?

  • Стать донором крови
  • Информировать других о донорском движении в России
  • Работать в сиротских приютах
  • Работать в реабилитационном центре для инвалидов «Преодоление»
  • Работать в детских оздоровительных лагерях
  • Если хочешь – предложи новое направление

________________________________________________________________________________

ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

Анкета участника

Группа_________________________________

Фамилия имя ___________________________

Отметьте по выбору:

Знаешь ли ты, что такое волонтерское движение?

Да                              Нет

Знаешь ли ты о волонтерском движении в нашем колледже?

Да                               Нет

В каком движении готов принять участие?

  • Стать донором крови
  • Информировать других о донорском движении в России
  • Работать в сиротских приютах
  • Работать в реабилитационном центре для инвалидов «Преодоление»
  • Работать в детских оздоровительных лагерях
  • Если хочешь – предложи новое направление

________________________________________________________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

Анкета участника

Группа_________________________________

Фамилия имя ___________________________

Отметьте по выбору:

Знаешь ли ты, что такое волонтерское движение?

Да                              Нет

Знаешь ли ты о волонтерском движении в нашем колледже?

Да                               Нет

В каком движении готов принять участие?

  • Стать донором крови
  • Информировать других о донорском движении в России
  • Работать в сиротских приютах
  • Работать в реабилитационном центре для инвалидов «Преодоление»
  • Работать в детских оздоровительных лагерях
  • Если хочешь – предложи новое направление

________________________________________________________________________________

ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

Анкета участника

Группа_________________________________

Фамилия имя ___________________________

Отметьте по выбору:

Знаешь ли ты, что такое волонтерское движение?

Да                              Нет

Знаешь ли ты о волонтерском движении в нашем колледже?

Да                               Нет

В каком движении готов принять участие?

  • Стать донором крови
  • Информировать других о донорском движении в России
  • Работать в сиротских приютах
  • Работать в реабилитационном центре для инвалидов «Преодоление»
  • Работать в детских оздоровительных лагерях
  • Если хочешь – предложи новое направление

________________________________________________________________________________


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Организаторские способности лидера

Способность человека быть лидером во многом зависит от развитости у него организаторских и коммуникативных качеств. Какими характерологическими качествами личности должен обладать настоящий лидер? Такими признаками, как отмечают Е. Жариков, Е. Крушельницкий [2] являются: волевой, способен преодолевать препятствия на пути к цели; настойчив, умеет разумно рисковать. Терпелив, готов долго и хорошо выполнять однообразную, неинтересную работу; инициативен и предпочитает работать без мелочной опеки. Независим; психически устойчив, не дает увлечь себя нереальными предложениями; хорошо приспосабливается к новым условиям и требованиям; самокритичен, трезво оценивает не только свои успехи, но и неудачи; требователен к себе и другим, умеет спросить отчет за порученную работу; критичен, способен видеть в заманчивых предложениях слабые стороны; надежен, держит слово, на него можно положиться; вынослив, может работать даже в условиях перегрузок; восприимчив к новому, склонен решать нетрадиционные задачи оригинальными методами; стрессоустойчив, не теряет самообладания и работоспособности в экстремальной ситуации; оптимистичен, относится к трудностям как к неизбежным и преодолимым помехам; решителен, способен самостоятельно и своевременно принимать решения, в критических ситуациях брать ответственность на себя; способен менять стиль поведения в зависимости от условий, может и потребовать, и подбодрить.

В психологии принято различать следующие типы лидеров

Эмоциональный лидер – умеет выстраивает доброжелательные отношения с разными людьми в коллективе.

Лидер-критик – умеет критически проанализировать проект или ситуацию, выделив их слабые и сильные стороны.

Лидер-интеллектуал – умеет продуцировать разные позитивные идеи.

Лидер-организатор - умеет планировать выполнение работы и распределять обязанности между участниками.

Лидер-исполнитель – умеет четко и в положенный срок выполнить возложенные на него обязанности.

Все это требует наличия определенных качеств, включая смелость, представительность, умение не отклонятся от поставленной цели, понятливость, энергичность, аналитические способности, уверенность в собственных силах, организаторские способности, сильная воля.

Представленные ниже методики позволяют оценить способность человека быть лидером.

Тест-опросник “Способен ли ты быть лидером?”

Инструкция: Вам предлагается 50 высказываний, на которые требуется дать ответ “Да” или “Нет”. Среднего значения в ответах не предусмотрено. Долго не задумывайтесь.

Вопросы

А – «да»

Б – «нет»

  1. Часто ли Вы бываете в центре внимания окружающих?

  1. Считаете ли Вы, что многие из окружающих Вас людей занимают более высокое положение, чем Вы?

  1. Находясь на собрании людей, равных Вам по положению, испытываете ли Вы желание высказывать своего мнения, когда это необходимо?

  1. Когда Вы были ребенком, нравилось ли Вам быть первым, лучшим?

  1. Испытываете ли Вы удовольствие, когда Вам удается убедить кого-то в чем-то?

  1. Случается ли, что Вас называют нерешительным человеком?

  1. Согласны ли Вы с утверждением: “Все самое полезное в мире есть результат деятельности небольшого числа выдающихся людей”?

  1. Испытываете ли Вы настоятельную необходимость в советчике, который мог бы направить на Вашу активность?

  1. Теряли ли Вы иногда хладнокровие в разговоре с людьми?

  1. Доставляет ли Вам удовольствие видеть, что окружающие побаиваются Вас?

  1. Стараетесь ли Вы занимать за столом (на собрании, в компании и т. п. ) такое место, которое позволяло бы Вам быть в центре внимания и контролировать ситуацию?

  1. Считаете ли Вы, что производите на людей внушительное впечатление?

  1. Считаете ли Вы себя мечтателем?

  1. Теряетесь ли Вы, если люди, окружающие Вас, выражают несогласие с Вами?

  1. Случалось ли Вам по собственной инициативе заниматься организацией рабочих, спортивных и других команд и коллективов?

  1. Если то, что Вы наметили, не дало ожидаемых результатов, то Вы:

 а) будете рады, если ответственность за это дело возложат на кого-то другого,

б) возьмете на себя ответственность и сами доведете дело до конца.

  1. Какое из двух мнений Вам ближе:

а) настоящий руководитель должен сам делать то дело, которым он руководит, и лично участвовать в нем,

б) настоящий руководитель должен только уметь руководить другими и не обязательно делать дело сам.

  1. С кем Вы предпочитаете работать?

а) с покорными людьми,

б) с независимыми и самостоятельными людьми.

  1. Стараетесь ли Вы избегать острых дискуссий?

  1. Когда Вы были ребенком, часто ли Вы сталкивались с властностью Вашего отца?

  1. Умеете ли Вы в дискуссии на профессиональную тему привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с Вами не согласен?

  1. Представьте себе такую сцену, во время прогулки с друзьями по лесу Вы потеряли дорогу. Приближается вечер и нужно принимать решение. Как Вы поступите?

а) дадите возможность принять решение наиболее компетентному из вас,

б) просто не будете ничего делать, рассчитывая на других.

  1. Есть такая пословица: “Лучше быть первым в деревне, чем последним в городе”. Справедлива ли она?

  1. Считаете ли Вы себя человеком, оказывающим влияние на других?

  1. Может ли неудача в проявлении инициативы заставить Вас больше никогда этого не делать?

  1. Кто, с Вашей точки зрения, истинный лидер?

а) самый компетентный человек,

б) тот, у кого самый сильный характер.

  1. Всегда ли Вы стараетесь понять и по достоинству оценить людей?

  1. Уважаете ли Вы дисциплину?

  1. Какой из следующих двух руководителей для Вас предпочтительнее:

а) тот, который все решает сам,

б) тот, который всегда советуется и прислушивается к мнениям других.

  1. Какой из следующих стилей руководства, по Вашему мнению, наилучший для работы учреждения того типа, в котором Вы работаете?

а) коллегиальный

б) авторитарный

  1. Часто ли у Вас создается впечатление, что другие злоупотребляют Вами?

  1. Какой из следующих “портретов” больше напоминает Вас?

а) человек с громким голосом, выразительными жестами, за словом в карман не полезет,

б) человек со спокойным, тихим голосом, сдержанный, задумчивый.

  1. Как Вы поведете себя на собрании и совещании, если считаете свое мнение единственно правильным, но остальные с Вами не согласны?

а) промолчите,

б) будете отстаивать свое мнение.

34. Подчиняете ли Вы свои интересы и поведение других людей делу, которым занимаетесь?

35. Возникает ли у Вас чувство тревоги, если на Вас возложена ответственность за важное дело?

36. Что бы Вы предпочли?

а) работать под руководством хорошего человека,

б) работать самостоятельно без руководителя.

37. Как Вы относитесь к утверждению: “Для того, чтобы семейная жизнь была хорошей, необходимо, чтобы решение в семье принимал один из супругов”?

а) согласен

б) не согласен

38. Случалось ли Вам покупать что-либо под влиянием мнения других людей, а не исходя из собственной потребности?

39. Считаете ли Вы свои организаторские способности хорошими?

40. Как Вы ведете себя, столкнувшись с трудностями?

а) опускаете руки,

б) появляется сильное желание их преодолеть.

41. Делаете ли Вы упреки людям, если они этого заслуживают?

42. Считаете ли Вы, что Ваша нервная система способна выдержать жизненные нагрузки?

43. Как Вы поступите, Если Вам предложат реорганизовать Ваше учреждение?

а) введу нужные изменения немедленно,

б) не буду торопиться и сначала все тщательно обдумаю.

44. Сумеете ли Вы прервать слишком болтливого собеседника, если это необходимо?

45. Согласны ли Вы в утверждением: “Для того, чтобы быть счастливым, надо жить незаметно”?

46. Считаете ли Вы, что каждый человек должен сделать что-либо выдающееся?

47. Кем Вы предпочли бы стать?

а) художником, поэтом, композитором, ученым,

б) выдающимся руководителем, политическим деятелем.

48. Какую музыку Вам приятнее слушать?

а) могучую и торжественную,

б) тихую и лирическую.

49. Испытываете ли Вы волнение, ожидая встречи с важными и известными людьми?

50. Часто ли Вы встречали людей с более сильной волей, чем Ваша?

Оценка результатов тестирования: Где не указаны варианты, ответы а) да, б) нет. Сумма баллов за Ваши ответы подсчитывается с помощью ключа к опроснику: 1а, 2а, 3б, 4а, 5а, 6б, 7а, 8б, 9б, 10а, 11а, 12а, 13б, 14б, 15а, 16б, 17а, 18б, 19б, 20а, 21а, 22а, 23а, 24а, 25б, 26а, 27б, 28а, 29б, 30б, 31а, 32а, 33б, 34а, 35б, 36б, 37а, 38б, 39а, 40б, 41а, 42а, 43а, 44а, 45б, 46а, 47б, 48а, 49б, 50б. За каждый ответ, совпадающий с ключевым, испытуемый получает 1 балл, в другом случае – 0 баллов.

Интерпретация:

Если сумма баллов оказалась менее 25 баллов, то качества лидера выражены слабо.

Если сумма баллов в пределах от 26 до 35 баллов, то качества лидера выражены средне.

Если сумма баллов оказалась от 36 до 40 баллов, то лидерские качества выражены сильно.

Если сумма баллов более 40 баллов, то данный человек, как лидер, склонен к диктату.

Тест “Психологический тип в общении”

Инструкция: Если вы хотите определить свой психологический тип по отношению к окружающим, то оцените приведенные высказывания в баллах от 0 до 4, затем подсчитайте сумму.

1. Я легко сближаюсь с людьми.

2. У меня много знакомых, с которыми я охотно встречаюсь.

3. Я разговорчивый человек.

4. Я непринужденно чувствую себя с незнакомыми людьми.

5. Мне стало бы неприятно, если бы надолго исчезла возможность общения.

6. Когда мне надо что-то узнать, я предпочитаю спросить, а не копаться в книгах.

7. Мне удается оживить скучную компанию.

8. Я говорю быстро.

9. Когда я надолго оторван от людей, мне очень хочется поговорить с кем-нибудь.

Интерпретация:

1-12 баллов. Интроверт. Обращенный в себя, он с трудом вступает в контакт, в компании способен нагнать на всех тоску. Такой человек ориентирован в основном на собственные чувства, сдержан, застенчив, общению предпочитает книгу. В решениях серьезен, эмоциям не доверяет, любит порядок. Пессимистичен, и поэтому вряд ли из него получится хороший организатор.

13-24 балла. Амбаверт. Для него характерны спокойные, ровные отношения с людьми, ответственность за свои поступки. Именно такими качествами обладают, как правило, лучшие руководители, словом все, чья работа требует умения общаться с людьми.

25-36 балловЭкстраверт. Словоохотливыйобщительный оптимист, любит каверзные вопросы, острые шутки. Общение с кем бы то ни было для него не проблема, и тут он прекрасный импровизатор. Все у него получается легко и непринужденно. Но не менее легко относится и к собственным обязательствам, и поэтому хозяином своего слова его можно назвать лишь с иронией. Несдержан, потому что не считает нужным контролировать эмоции и чувства.

Тест “Нарисуем свой характер”

Инструкция: перед вами 12 квадратов с незаконченными рисунками, нужно дорисовать все то, что вам захочется и покажется необходимым.

http://ic.pics.livejournal.com/mi3ch/983718/4808852/4808852_original.png

Интерпретация (только важных для лидерства качеств ):

1. Отношение к себе и представление о себе: улыбающаяся или смешная рожица, фигурка – свидетельствует о хорошем чувстве юмора, дипломатичности и широкой натуре; солнце – часто берет на себя роль лидера.

2. Общительность: изображение чего-то выходящего за пределы внутреннего квадрата – беспокойный, экстравертированный характер; одинокий домик или символ жилища – признак тоски по домашнему теплу; рисунок расположен во внутреннем квадрате и вне его – интересы в правильной пропорции делятся между домом и окружающим миром. .

3. Целеустремленность: стрела, летящая в цель, то есть мишень – развитое честолюбие и способность упорно работать для достижения своей цели; рисунок дополнен другими линиями или стрелами – честолюбие, но не уверенность в своей цели; что-то иное, не похожее на символы стрелы и мишени – возможно, неуправляемый, мятежный человек.

4. Дружба: много значков, изображений, рисунков означает много друзей.

5. Неактуально.

6. Особенности общения: подчинение рисунку означает обладание редкой способностью быстро и легко располагать к себе чужих, незнакомых людей; непринятие рисунка (угловатый геометрический узор) – в отношениях с обществом, возможно, преобладают стремление к власти, обладанию, диктату.

7. Уверенность: рисунок над расположенной посредине волнистой линией – чувство безопасности; если наоборот – мало веры в свои силы; изображение утопающего или тонущего предмета – тревожит будущее; цепочка или линейный орнамент – способность упорно трудиться, сознательно, редкими ошибками.

8. Интересы: то, что вы изображено в пустом квадрате, обозначает круг интересов.

9. Дисциплинированность: подчинение рисунку, дополнив его квадратами или другими геометрическими фигурами, так что получился симметричный узор – дисциплинированность и умение организованно работать в коллективе; квадратик черного цвета заштрихован, картинка с кривыми линиями, несимметричная и непохожая на правильное геометрическое построение – нет склонности признавать авторитеты, упрямство и настойчивость.

10. Независимостькруги просто замкнуты – постоянно необходима защита и поддержка, предпочитает не решать ничего самостоятельно; незамкнутые круги – независимость, наличие в жизни определенных целей; человеческое ухо – скрытный характер.

11. Соперничестворисунок выглядит как элемент какой-либо настольной игры – наличие в характере духа соревнования, некоторой напористости.

12. Фантазия: точки использованы как составная часть картинки (муравей, заячий хвост, зерна, которые клюют птицы и т. п. ) – соответствующее воображение; затушеванные точки или соединены в круг – логическое мышление и практический склад ума.

Упражнение “Пять качеств”. Чтобы лучше разобраться в своих качествах, за которые вы уважаете себя мы проведем следующее упражнение. В своих тетрадях обведите свою ладонь с растопыренными пальцами, а потом в контуре каждого пальца впишите по одному вашему качеству, которое вам нравится и за которое вы можете себя уважать (работа уч-ся). Очень хорошо ! Конечно не всегда человеку все в себе нравится. Есть такие качества, которые мы в себе не любим и за которые обычно уважать себя не хотим. Но я хочу сказать, что часто те качества и свойства, которые человек считает отрицательными, на деле, при другом угле зрения, получаются совсем не такими уж плохими и бесполезными, как сначала казалось. каждое нелюбимое качество может вдруг стать очень нужным необходимым его владельцу, и его наличие будет способно вызывать самоуважение. Посмотрите на этот плакат. Видите, справа и слева написаны свойства характера человека в зависимости от того, как к ним можно относиться в разных ситуациях.

Игра “Все наоборот”. Сейчас по очереди мы будем называть те свойства, качества, которые вам не нравятся. Каждый называет одно свое свойство. После того как он это сделал, задача всех остальных – переоценить это качество и найти его позитивную сторону. Начинать нужно словами: “Все наоборот, просто ты...”. Например, если кто-то скажет: “Я ленивый”, можно возразить: “Все наоборот, просто ты здорово умеешь расслабляться и отдыхать” (ответы уч-ся).

Понравилась игра? Мы с вами потренировались в перемене угла зрения на свои нелюбимые качества, в умении находить хорошее и полезное в якобы ненужном и плохом. Оказывается, уважение к себе можно испытывать, даже когда есть что-то, что в себе не нравится. Потом это “что-то” не так уж плохо. Если человек осознает, что это плохое в нем имеется, что может помешать ему это изменить, от этого избавиться? Я думаю, уважения к себе это только добавит.

Упражнение “Сила языка”. Работа проводится в подгруппах. Каждая подгруппа должна произнести фразу агрессивно, уверенно, неуверенно. “Я знаю, что вам надо делать!”

Упражнение “Молчащий тренер”.  Все наши предыдущие упражнения дали нам возможность понять еще раз, что любое сообщение, поведение становится более значимым, если оно дополняется невербальными знаками: жестами, позами и т.п. Сейчас мы попробуем оценить силу слова, а заодно проверить как вы усвоили невербальные знаки и насколько полно можете использовать их в своем общении. Представитель группы получает карточку с заданием организовать свою группу определенным образом, но делать это он должен только молча (группы получают карточки с заданием и работают в течение 5 минут над заданием, после чего его демонстрируют).

Карточка 1. “Пусть вся группа споет детскую песенку “В лесу родилась елочка”.

Карточка 2. “Поставьте финальную сцену сказки “Репка”.

Карточка 3. “Организуйте команду скорой помощи в действии”.

Проводится беседа с членами другой группы:

– Понятно ли, что хотела показать нам группа? Что помогло понять водящего? Какую разницу в стиле поведения водящих уловили участники группы?Какие сильные стороны водящих заметили участники, в каких ситуациях одна и та же черта личности играет сильную и слабую роль?

Мини-лекция “Как развивать в себе лидерские качества”. Как быть лидером в коллективе, мы рассмотрим по пунктам. Чтобы стать лидером необходимо раскрывать в себе и развивать лидерские качества.

1. Уверенность в себе. Уверенное поведение можно отработать. Вспомните, как проявляется уверенность в поведении человека? Правильно. Уверенность проявляется в голосе, взгляде, позе, поведении. Хорошо поставленный, твердый, но доброжелательный голос. Взгляд– прямой, в треугольник на лице собеседника, очерченный через точки “глаза – глаза – нос”. В психологии это называется “взгляд в зону доверия”. Если человек неуверен в себе, как это может проявляться в его поведении? Это проявляется в защитных позах и жестах – скрещенные на груди руки, руки в карманах, скрещенные ноги, сутулость, взгляд исподлобья.

Упражнение “Уверенный – неуверенный”. От имени двух персонажей “уверенный”, “неуверенный” участникам группы предлагается продемонстрировать поведение в нескольких ситуациях

Ситуация № 1. Тебя вызывают к доске, а ты не выучил урок, тогда ты учителю и говоришь. .. (уверенно).

Ситуация № 2. Твой приятель не вернул вовремя твою вещь, которая тебе очень нужна, и вот ты ему говоришь. ..(неуверенно).

Мини-лекция “Как развивать в себе лидерские качества”.

2. Общительность. Общительность должна исходить из искренней заинтересованности людьми, их жизнью. В то же время нужно проявлять открытость, умение поделиться собственным опытом. Это сложнее, т.к. у каждого человека есть страх, что его не поймут, над ним посеются. Но тому, кто решил стать лидером в коллективе, нужно быть смелым и уметь рисковать. Постепенно к такому человеку потянутся за помощью, за советом, будут рассказывать друг другу о нем и таким образом вырастет “кредит доверия группы к лидеру.

3. Кроме общительности, нужно уметь разрешать конфликты, возникающие в коллективе, не выбирая правого и виноватого, не становясь ни на одну из сторон, как судья, объективно оценивать ситуацию и привлечь внимание коллектива к проблеме.

Упражнение “Многоликий лидер”. Работа в тетради. Перед вами перечень возможных ролей лидера. Выберите два из них и приготовьте обоснование, т.е. ответ на вопрос: “Где и когда я бываю... (и далее название выбранных вами двух ролей).

Многоликий лидер: вожак, руководитель, глава, опора, специалист, вдохновитель, новатор, реформатор, проводник идей, инициатор, энтузиаст, организатор, учитель, советчик, наставник, консультант, образец.

Данное упражнение призвано помочь разобраться в себе, точнее и глубже понять природу своих лидерских качеств, определить, где и при каких обстоятельствах каждому из них следует быть лидером.

Упражнение “Похвала по кругу”. Давайте сейчас поиграем в игру, которая как раз подчеркивает индивидуальность каждого из вас. Правила такие: мы будем передавать по кругу мяч и говорить друг другу комплименты. Это просто игра, и над вами никто не посмеется. Зато как приятно получить похвалу! Я покажу как это делается.

Подведение итогов занятия. Большое вам спасибо. Вы очень старательно работали. А теперь давайте все по кругу скажем, что на этом занятии для вас оказалось интересным и полезным. а может быть, кому-нибудь что-то показалось неправильным или обидным? Каждый может говорить полминуты или просто сказать несколько слов. Всем спасибо!

Домашнее задание Придумать и оформить обложку для своей тетради так, чтобы любой сразу мог понять, что это ваша. Имя и фамилию писать нельзя. Попробуйте проявить свою индивидуальность.


ПРИЛОЖЕНИЕ 4

У неподготовленного человека, непривычного к произношению монологов, страдает основная функция — снабжение организма кислородом, так как человек старается сказать как можно больше слов на выдохе и задерживает вдох.

Постановка дыхания. Встаньте, расслабьтесь, положите руки на верхнюю часть живота. Плечи и грудь неподвижны. Вдохните верхней частью живота (через нос), выдохните (через рот). Сделайте несколько вдохов – выдохов на счёт. Попробуйте на выдохе произнести звук [ф].

Для тренировки жестикуляции, расскажи о каком-нибудь животном и покажи его повадки.

Условия и требования:

1. Выбери животное самостоятельно

2. Используй в жестикуляции все части тела

Для тренировки мимики, перед зеркалом покажи выражением лица эмоции: гнева, отвращения, печали, презрения, страха, счастья, удивления.

Условия и требования:

1. Вспомни какой-нибудь случай возникновения у себя этих чувств

2. Составь соответствующую мимику у себя на лице

Что вызывает наибольшие трудности у начинающих ораторов? Как правило, это недостаточный запас слов и ограниченный лексикон. Решение простое, нужно говорить, говорить и еще раз говорить. Делать это можно у себя дома. Берите любой предмет, который увидите – фен, ваза, сковородка, в общем, не важно, что это будет. А далее на протяжении 5-и минут постарайтесь про него рассказать, охарактеризовать все особенности данного предмета, пояснить какой он чудесный и необходимым. Сначала будет тяжело, но со временем вы легко справитесь с данной задачей. Когда увидите, что пяти минут становится мало, то увеличьте время, рассказывайте 10, 20, 30 минут. Есть  люди, которые без особых проблем могли говорить часами на заданную тему, при этом никогда не повторяться в фразах и своих мыслях.

Игра «Да и нет не говорите, черный с белом не носите! Вы поедите на бал?»

Варианты общения"

Участники разбиваются на пары.

"Синхронный разговор". Оба участника в паре говорят одновременно в течение 10 секунд. Можно предложить тему разговора. Например, "Книга, которую я прочел недавно". По сигналу разговор прекращается.

"Игнорирование". В течение 30 секунд один участник из пары высказывается, а другой в это время полностью его игнорирует. Затем они меняются ролями.

"Спина к спине". Во время упражнения участники сидят друг к другу спиной. В течение 30 секунд один участник высказывается, а другой в это время слушает его. Затем они меняются ролями.

"Активное слушание". В течение одной минуты один участник говорит, а другой внимательно слушает его, всем своим видом показывая заинтересованность в общении с ним. Затем они меняются ролями.

Итог:-  Как вы себя ощущали во время проведения первых трех упражнений?

- Не казалось ли вам, что вы слушаете с усилием, что это не так просто?

- Что мешало вам чувствовать себя комфортно?

- Как вы себя ощущали во время последнего упражнения?

- Что помогает вам в общении?

Я-высказывания"

Разыгрывается сценка на проблемную тему (например: друг опоздал на встречу и после предъявленных претензий не извинился, а стал нападать сам).

 -  Для снижения накала конфликтной ситуации очень эффективно использование в общении "я-высказываний" – это способ сообщения собеседнику о своих нуждах, чувствах без осуждения или оскорбления.

Принципы, на которых строятся "я-высказывания":

– безоценочное описание действий, что совершил этот человек (не стоит: "ты пришел поздно", желательно: "ты пришел в 12 ночи");

– ваши ожидания (не стоит: "ты не вывел собаку", желательно: "я надеялся, что ты выведешь собаку");

– описание своих чувств (не стоит: "ты меня раздражаешь, когда делаешь это", желательно: "когда ты делаешь это, я испытываю раздражение");

– описание желаемого поведения (не стоит: "ты никогда не звонишь", желательно: "мне хотелось бы, чтобы ты звонил, когда задерживаешься").

Итог: - Почему, по вашему мнению, исполнители роли так поступили?

- Что помешало им спокойно воспринимать информацию?

«Сигнал»

Участники стоят по кругу, достаточно близко и держатся сзади за руки. Кто-то, легко сжимая руку, посылает сигнал в виде последовательности быстрых или более длинных сжатий. Сигнал передается по кругу, пока не вернется к автору. В виде усложнения можно посылать несколько сигналов одновременно, в одну или в разные стороны движения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Профессия добрых сердец» конкурс профессионального мастерства среди студентов IV курса специальность 060501 Сестринское дело

Методическая разработка включает вопросы по «Истории развития сестринского дела в России» и профессиональной деятельности медицинской сестры, задания для выполнения практической части (решение ситуаци...

«Профессия добрых сердец» конкурс профессионального мастерства среди студентов IV курса специальность 060501 Сестринское дело

Методическая разработка включает вопросы по «Истории развития сестринского дела в России» и профессиональной деятельности медицинской сестры, задания для выполнения практической части (решение ситуаци...

презентация Социальный проект "Твори добро своими руками"

Социальный проект "Твори добро своими руками"...

Социальный проект по оказанию помощи бездомным людям «Добро спасет МИР»

Цель - оказания гуманитарной помощи бездомным людям. Основные задачи проекта: -информирование студентов о существующей бездомностей РФ с целью привлечения внимания и их совместному решению; ...

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности Консультирование на "телефоне доверия"

Цель  "Консультирования на "телефоне доверия"   дополнить существующую в России систему защиты детей от жестокого обращения и стать действенным каналом оказания помощи де...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности "Магнит добра" (волонтеры)

Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к организации самого учебно-воспитательного процесса, так и к содержанию об...

Социальный проект "С добрым сердцем - на добрые дела"

В нашем техникуме с 2013 года активно работает студенческий добровольческий отряд "Феникс", работа которого ведется по разным направлениям. Вместе с ребятами мы создали социальный проект &qu...