«ПРОФИЛАКТИКА БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ»
методическая разработка на тему

Дрозд Надежда Павловна

Выступление

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenieadaptatsiya_pervokursnikov.docx27.88 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное автономное образовательное учреждение

Начального профессионального образования

Архангельской области

(ГАОУ НПО АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
  ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ №22»).

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА СЕМИНАРЕ

ПО ТЕМЕ «ПРОФИЛАКТИКА БЕЗНАДЗОРНОСТИ И

 ПРАВОНАРУШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ»

                                                                                                                                            Дрозд Н.П.

Северодвинск 2014

Дрозд Н.П., воспитатель

                ГАОУ НПО Архангельской области

«Профессиональное училище №22»

Адаптация первокурсников: поиски, находки, проблемы…

             В процессе развития личности будущего молодого рабочего, особую роль играет начальный этап обучения в профессиональном училище. Сложность его заключается в том, что при переходе от общего к профессиональному образованию обучающихся, происходит смена социального окружения, приобретаются новые способы познавательной деятельности, формируются новые формы межличностных отношений. И поэтому, чем успешнее пройдет адаптация первокурсников в училище, тем выше будет психологический комфорт и учебная мотивация.

             Из года в год возрастает количество абитуриентов с ослабленным здоровьем, неуравновешенной психикой, отсутствием положительной мотивации к обучению, некоторые из абитуриентов не имеют представлений о выбранной ими профессии. В то же время, федеральные государственные образовательные стандарты устанавливают все более высокие требования к качеству обученности  будущего молодого рабочего.

             Адаптация первокурсников к обучению в училище происходит по- разному. У одних обучающихся адаптация длится недолго, они быстро и легко добиваются хороших успехов, самочувствие у них при этом существенно не меняется. Это происходит потому, что подросток осознанно сделал выбор профессии и у него со школы, благодаря родителям и педагогам привиты умения адаптироваться к новой учебной среде и сформирована мотивация к будущей профессиональной деятельности. Другие, после перестройки психики и поведения, просто осваивают программу обучения. Необычная, новая обстановка, новые товарищи, незнакомые преподаватели, множество трудностей – все это может отрицательно воздействовать на психику первокурсника и сделать его на какой-то период пассивным, осторожным, или, наоборот, неуравновешенным, раздражительным.

             Но есть и такие первокурсники, у которых процесс адаптации существенно затягивается, сопровождается ухудшением самочувствия, снижением физических и психологических возможностей. Адаптация к новым условиям проходит для одних спокойно, для других болезненно. И с этим нужно считаться — воспитателю при изучении личностных качеств первокурсника. Становление личности первокурсника выражается не только в приспособлении организма к новым условиям, но и в выработке новых способов поведения, позволяющих справляться с трудностями и овладевать учебной и общественной деятельностью. Переход от школьной системы обучения к всесторонней подготовке молодого рабочего  является «скачком», связанным с повышением интенсивности учебной деятельности, требований к знаниям, навыкам и умениям. Поэтому значительная часть первокурсников испытывает трудности в учебной деятельности. В связи с тем, что процесс становления личности в учебной деятельности существенно  важен для первокурсника, выделим те трудности, которые вызваны условиями учебного заведения:

  • изменения привычного ритма жизни;
  • отсутствие навыков учебной деятельности;
  • слабая специальная и общеобразовательная подготовка
  • повышенная требовательность преподавателей;
  • сложность учебного материала, новые учебные дисциплины

(профессионального цикла);

  • перегрузки учебной деятельности;
  • недостаток времени на самоподготовку, неумение правильно его распределить;
  • разлука с родителями, родственниками;
  • особенности нового коллектива;
  • особенности взаимоотношений в группе по профессии;
  • отсутствие навыков общения и ведения дискуссии;

Адаптация будет проходить успешнее, если с первокурсниками предварительно проведена работа по ознакомлению с возможными ситуациями предстоящих занятий. Процесс адаптации к учебной деятельности основывается на расширении знаний и сведений, необходимых для правильной ориентировки, на умении управлять своим поведением, на активности и внимательности первокурсников. Отрицательно влияющие факторы: мнительность, сосредоточенность на своих недостатках, разлука с семьей и людьми привычного круга общения, тревожное сомнение в правильности выбора профессии, отсутствие необходимых стимулов в учебе и работе, неудовлетворительный контакт   с преподавателями.

  С  психологической точки зрения процесс адаптации проходит в  4 этапа:

1 этап — подготовительный, связанный с профессиональным самоопределением подростка и формирование начальной психологической базы для преодоления трудностей первого периода адаптации к обучению.

 При первом знакомстве с абитуриентами, воспитатель  выясняет, что они знают о выбранной профессии, как к ней относятся, определяет, на кого будет можно потом положиться, кто может помочь, после опроса  им  предлагалась обычная рабочая ситуация, связанная с профессиональной деятельностью, и подростки, которые были готовы к выбору профессии решали ее быстро и непринужденно. Одному подростку очень  хотелось поступить в училище именно на эту профессию, но он был неуверен, что его возьмут в училище, так как в аттестате стояли одни удовлетворительные отметки, да еще к тому же он был стеснительный, неуверенный. Воспитатель объяснил ему, что в училище прибавятся еще и профессиональные дисциплины, учебная практика, будет трудно, но он стоял на своем. Я  поверила в этого подростка. С первых дней обучения наблюдала за ним, подбадривала его, вселяла уверенность, что он сможет, у него получится. Этот разговор своеобразный мостик к сердцу первокурсника и укрепляться он будет до встречи в сентябре. На сегодняшний  день этот первокурсник учится на «4» и «5», принимает активное участие во всех проводимых в училище мероприятиях, и иногда в беседе удивляется, что это все происходит с ним.  

2 этап — ориентировочный, связанный с ориентацией и приспособлением подростка к общей специфике среднего специального учебного заведения, с усвоением действующих норм, правил и подчинением его требованиям.

Вначале учебного года первокурсников воспитатель знакомит с Уставом ГАОУ НПО Архангельской области «Профессиональное училище №22», с правилами внутреннего распорядка, графиком проводимых мероприятий с первого дня обучения, правилами проживания в общежитии (для иногородних). Многие быстро приспосабливаются, быстро вливаются в новый коллектив,  но есть подросток, который на сегодняшний день не понимает,   что от него хотят, не может привыкнуть к распорядку, ему тяжело находиться в училище 8 уроков, он часто болеет, в группе держится отчужденно. Процесс адаптации затягивается, и это сказывается на его успеваемости. Один подросток после 14 часов уходил домой на протяжении 2-х месяцев. В беседе выяснилось, что распорядок дня  от школьного сильно отличается, ему тяжело, болит голова, хочется спать.

3 этап — происходит приспособление учащихся к особенностям и требованиям, связанным с выбором профессии, а также к учебной группе.

После первых уроков общепрофессиональных дисциплин (слесарное дело, материаловедение, гидравлика, учебная практика) большинство первокурсников быстро осваивают эти дисциплины, а некоторые испытывают трудности в их освоении, и тогда от безвыходности просто начинают приспосабливаться. Первокурсник, который поступил из класса коррекции, не понимает взаимосвязь  учебных дисциплин  с профессией, чтобы не расстраивать своих родителей, не отставать от своих товарищей, чтобы они не смеялись над ним,  систематически готовится к занятиям, заучивает новый материал.

         4 этап — первокурсник за счет расширения понятия о профиле своей профессии формирует первичную самооценку правильности профессионального выбора и поведения в группе.

Большинство подростков осознано сделали выбор профессии, у многих отцы работают по этой профессии, родственники. Эти парни в процессе выполнения задании на учебной практике проявляют дисциплинированность, смекалку, трудолюбие. Они понимают, что от их качества работы очень многое будет зависеть.

Но есть такие подростки, которые пришли на эту профессию за компанию с другом. И у них отношение к труду не очень хорошее. Вот здесь-то и приходится воспитателю проявлять свои способности. Доказывать, что качественное выполнение задания является обязательным для обучающегося, это часть образовательного процесса. Что теперь они обучаются не 3 года, а 2,5 года и за это время нужно научиться многому.

Важно наладить психологический контакт с первокурсниками, не делая скоропалительных выводов, изменить подход, временно ослабить требования.  Конечно, бывают такие ситуации, когда нужна жесткость, но каждый педагог должен уметь логически убедить обучающегося в своей точке зрения. Наблюдения показали, что в целом для первокурсников характерны:

 -несформированность  жизненных планов и перспектив;

 - недостаточная осознанность смысла и цели жизни.

В период адаптации у них повышается ощущение ответственности за происходящие события, чувство тревоги и ожидание неблагоприятного развития событий, наблюдаются элементы дезорганизации в поведении.

По мнению первокурсников основные причины, которые усложняют процесс приспособления к учебному заведению это:

  • расписание уроков в  училище,  
  • большая нагрузка, большой объем домашних заданий; -
  • тоска по дому, нервная и моральная психологическая нагрузка, связанные с трудностями в общении, в привыкании к коллективу преподавателей, воспитателю;
  • высокие требования, строгая дисциплина, постоянный контроль посещаемости и текущей успеваемости со стороны классного воспитателя.

Основными  факторами, способствующими адаптации первокурсников, по их мнению, являются: общительность, умение учиться, поддержка родителей, группы, преподавателей, стремление получить избранную профессию.

Существенную же роль в преодолении трудностей адаптации первокурсников на современном этапе должны сыграть воспитатель  и психолого-педагогическая поддержка всего коллектива. Понимание ведущей роли обучения в развитии первокурсника имеет огромное значение. Содержание обучения должно способствовать более эффективному развитию личности, а это возможно лишь тогда, когда методы обучения и воспитания будут разрабатываться с учетом психологических закономерностей возрастного и индивидуального развития, и при этом, не только опираться на уже имеющиеся знания, навыки и умения первокурсников, но и задавать перспективу их дальнейшего развития.

Важнейшей задачей, стоящей перед каждым воспитателем, является постоянный поиск наиболее результативных путей воспитания и обучения каждого отдельного первокурсника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы совета профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних в МБОУ лицей на 2012-2013 учебный год.

Задачи совета:1.      Реорганизовать систему деятельности по предупреждению безнадзорности антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и ...

Программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

Цели программы ·         обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений;·...

ПРОГРАММА «Межведомственного взаимодействия образовательного учреждения с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности»

Цель – разработка и реализация системного, комплексного подхода к решению вопросов профилактической работы с обучающимися  находящимися в социально опасном положении.Задачи: 1....

Целевая воспитательная программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений»

Воспитание члена коллектива, владеющего культурой межличностных отношений, готового реализовать и защитить свои права и интересы в среде сверстников и взрослых, способного к сотрудничеству, к проявлен...

Из опыта работы МУНИЦИПАЛЬНОГО КАЗЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ЦЕНТРА «ФАКЕЛ» пгт Нагорск Кировской области по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и формированию зд

Методическое объединений заместителей директоров по учебно-воспитательной работе  на уровне образовательного округа.Тема: “Из опыта  работы МУНИЦИПАЛЬНОГО КАЗЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО...

о Совете по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Московское среднее специальное училище олимпийского резерва №1 (техникум) Департамента физической культ

Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее Совет по профилактике) создается в Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении города Москвы «...