Конкурс "Растим вундеркиндов"
методическая разработка на тему

Районный детский конкурс «Растим вундеркиндов» по развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников

 

 

Номинация « Гуманитарная»

 

 

Тема: «История возникновения дорожных знаков»

 

Актуальность проекта.

 

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески, то есть владеть универсальными учебными действиями. Ребенок с рождения является первооткрывателем, исследователем мира, который его окружает. Ученые доказали, что исследование является одним из ведущих видов деятельности ребенка-дошкольника. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворять присущую ему любознательность, почувствовать себя первооткрывателем. При этом педагог в данной ситуации выступает равноправным партнером, это позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.

Неутолимая жажда новых впечат­лений, постоянное стремление наблюдать и эксперимен­тировать, самостоятельно искать новую информацию традиционно рассматриваются в педагогике как важнейшие черты детского поведения. Следовательно, исследовательская, познавательная  деятельность – естественное состояние ребенка. Имен­но она порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс самораз­вития. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konkurs_rastim_vunderkindov.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №24 «Вишенка» г. Павлово

Районный детский конкурс «Растим вундеркиндов» по развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников

Номинация « Гуманитарная»

Тема: «История возникновения дорожных знаков»

Участники работы

дети подготовительной к школе группы:

Воспитатель – наставник:

Шегурова Ирина Александровна

первая квалификационная категория

МБДОУ детский сад №24 «Вишенка» г. Павлово

г. Павлово 2015 год

Прежде чем давать знания,

надо научить думать,

воспринимать, наблюдать.

В. Сухомлинский.

Актуальность проекта.

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески, то есть владеть универсальными учебными действиями. Ребенок с рождения является первооткрывателем, исследователем мира, который его окружает. Ученые доказали, что исследование является одним из ведущих видов деятельности ребенка-дошкольника. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворять присущую ему любознательность, почувствовать себя первооткрывателем. При этом педагог в данной ситуации выступает равноправным партнером, это позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.

Неутолимая жажда новых впечатлений, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новую информацию традиционно рассматриваются в педагогике как важнейшие черты детского поведения. Следовательно, исследовательская, познавательная  деятельность – естественное состояние ребенка. Именно она порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития.

Концепция проекта

Цель проекта: Развивать умения и навыки познавательно- исследовательской деятельности.

Задачи проекта:

  1. Формирование у  детей умения приобретать новую информацию через экспериментирование, делать выводы, на основе практического опыта и применять его в самостоятельной деятельности.
  2. Расширить кругозор детей посредством познавательно – исследовательской деятельности на примере истории возникновения и развития дорожных знаков.                                                                                                                              
  3. Развивать способность детей ставить вопросы и получать на них фактические ответы; умение более точно характеризовать полученные результаты в области экспериментирования; излагать свои мысли понятно для окружающих.
  4. Воспитывать  у  детей  интерес  к  познавательно – исследовательской  деятельности.

Тип проекта: творческий, информационно-исследовательский.

 Вид проекта: краткосрочный 2 недели.

      Предполагаемые результаты:

- повышение познавательной активности детей;

- проявление интереса к предметам окружающего мира.

- развитие мыслительной активности и творческих способностей.

Ресурсная база проекта

Участники проекта: воспитатель, дети подготовительной к школе группы и их родители.

Информационные ресурсы:

- конспекты занятий, бесед: «Одинаковые, но разные», «Помощники дорожные знаки», «О чем говорят знаки», «Что можно, а что нельзя».

- перспективный план «Знакомство с дорожными знаками и правилами безопасного поведения на дороге».

- образцы рассказов детей по исследовательской деятельности.

Материально- технические ресурсы:

- «Река времени», сделанная детьми;

- музей дорожных знаков, созданный совместно воспитателем и детьми;

- классификационная таблица;

- картографы исследователя;

- папки исследователя;

- детская научная литература;

- демонстрационный материал «Дорожные знаки»;

- настольные игры «Найди лишнее», «Дорога в школу», «Собери знак».

- дидактические игры «Четвертый лишний», «Назови знак», «Верно-неверно».

- методическая папка воспитателя.

Исследовательскую деятельность с детьми я осуществляю, используя развивающие технологии: А.И Савенкова, И.М. Коротковой.

Новизна проекта заключается в рассмотрении правил дорожного движения и безопасного поведения на дороге в их историческом контексте, что даёт более полное представление ребенку об изучаемом вопросе в увлекательной форме, расширяет кругозор дошкольников, активизирует исследовательскую деятельность не только детей, но и взрослых.

Реализация проекта

Первый этап проекта

Цель: Создание у детей мотивации к проектной деятельности.

Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

Выбор темы

  1. Создание проблемной ситуации: В группу приходит письмо от Незнайки «Здравствуйте, ребята! Я собираюсь на машине отправиться в большое путешествие, мои друзья меня не пускают, говорят, что я не знаю правил дорожного движения и незнаком с обозначением дорожных знаков. Скажите, пожалуйста, зачем нужны эти дорожные знаки, и какие они бывают? Ваш друг Незнайка». Воспитатель подводит детей к тому, что, надо сначала узнать все о дорожных знаках.
  2. Выбор темы: Воспитатель предлагает подумать, кто над каким проектом будет работать, что дети хотят узнавать о дорожных знаках.

Дети обсуждают письмо.

Дети проходят в центр безопасности рассматривают различные знаки, рассуждают, заполняют картограф. Дети, которых не заинтересовал этот вопрос, расходятся по игровым зонам.    

Настя: «Мне хочется узнать, почему знаки разной формы и цвета?»

Никита: «Интересно раньше, какие знаки были, такие как сейчас или другие?»

Виктория: «Я знаю, что дорожные знаки подсказывают водителям как надо правильно вести машину. Папа всегда рассказывает мне о знаках, которые я вижу на дороге»,                            

Постановка цели и задач

Цель: Узнать как можно больше о дорожных знаках, чтобы помочь Незнайке. 

Задачи:                                                                                                                                                

-Выяснить когда появились дорожные знаки, какими они были сначала;

- Определить какие дорожные знаки бывают сейчас, для чего они нужны людям.

Гипотеза исследования

Мы предполагаем, что знание истории возникновения дорожных знаков  детьми, и знакомство с их многообразием на современном этапе поможет сформировать устойчивые навыки безопасного поведения на дороге, что повысит дисциплину на дорогах, и позволит значительно снизить количество дорожно-транспортных происшествий.

Второй этап проекта

Цель: Определение средств и источников реализации проекта, источников информации, организация собственно проектной деятельности.

Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

Организация исследования

- Для того чтобы помочь Незнайке нам нужно самим как можно больше узнать о дорожных знаках. А вот как можно это сделать, давайте  вместе подумаем.

- Хорошо, но может, есть ещё способы получить информацию?

- Посмотрите, у меня  есть «звездочка подсказок», она поможет нам выяснить, как еще можно узнать что-то новое (на панно-картинке нарисованы способы наглядного моделирования по А. И. Савенкову): подумай сам, спроси у другого человека, посмотри книгу, загляни в Интернет и т.д.

(также воспитатель предлагает детям картографы исследователя).

- С чего мы начнем нашу работу? Что будем делать в первую очередь?

- Сегодня, я предлагаю вам поработать с карточками, где вы сможете зарисовать ту информацию, которую вы узнали о дорожных знаках.

1. Подумав  самостоятельно, мы знаем, что дорожные знаки нужны для…

2. Когда спросили у других людей (родителей), мы выяснили, что дорожные знаки имеют классификацию и делятся на…

3. Посмотрели в интернете и узнали, когда появились дорожные знаки и какие они были раньше.

4. Заглянув в книгу,  узнали….

- Можно спросить у папы.

- Посмотреть в книге или компьютере.

- Наверно, еще можно посмотреть передачу по телевизору.

Дети совместно с воспитателем рассматривают панно и обговаривают все методы получения информации.

Дети рассуждают и в картографах выкладывают последовательность, в которой они будут работать.

Дети работают в карточках и знаками зарисовывают информацию.

Третий этап проекта

Цель: Обобщение полученных знаний, подготовка к презентации.

Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

Подготовка к защите и защита работы

- Ребята, молодцы, вот как много мы уже знаем о дорожных знаках и даже знаем, что дорожные знаки появились очень давно. Я предлагаю вам отправиться в путешествие по реке времени, другим ребятам будет тоже интересно узнать, какие знаки были раньше.

- Настя, тебе хотелось узнать, почему дорожные знаки такие разные и теперь ты это выяснила, посмотри  какая у  нас классификационная карта, но она пустая, заполни её  вместе с родителями. А потом представишь её на своем выступлении и расскажешь, о результатах своего исследования.

Воспитатель обращается к детям:

- Ребята, на прошлой неделе, к нам пришло письмо от нашего друга Незнайки, который попросил нас помочь ему. И наши ребята – исследователи провели большую работу и узнали много нового о дорожных знаках. И сейчас хотят рассказать вам о своих достижениях.

- Ребята, вам было интересно послушать доклады наших исследователей?

- Может быть, вы хотите ещё,         что-нибудь спросить у них?

- Давайте скажем спасибо нашим исследователям, теперь и вы знаете много о дорожных знаках, но нам еще нужно помочь Незнайке, он ждет от нас ответа.

- Я предлагаю сделать книгу о дорожных знаках и оправить её Незнайке,

Дети выкладывают алгоритм на «реке времени» (древность – каменные столбы, верстовые столбы старина – первые дорожные знаки, наше время – многообразие дорожных знаков).

Домашнее задание заполнить классификационную карту «Какие бывают дорожные знаки»: запрещающие, предупреждающие, знаки сервиса и т.д.

Дети сидят полукругом.

Дети ученые в мантиях рассказывают по очереди первым начинает Никита, затем Настя. Свой рассказ они сопровождают показом результатов исследований.

Никита: Нам стало интересно, почему дорожные знаки такие разные и  были ли  они раньше и как выглядели. Чтобы это узнать мы стали исследователями.

Мы определили способы получения информации и составили картограф, в котором отмечали последовательность работы. Сначала мы стали думать сами и вспомнили, что дорожные знаки нужны для того чтобы не было аварий, они помогают людям на дорогах. Когда я пришел домой то мы с мамой посмотрели в интернете и узнали, что дорожные знаки появились очень давно. (Показывает реку времени). Сначала они были каменными и на них писали, сколько осталось идти до нужного места, затем появились первые дорожные знаки, но их было всего 4. И только потом их появлялось всё больше и больше и теперь их очень много.

Настя: Вместе с Ириной Александровной мы рассматривали энциклопедию и узнали, почему дорожные знаки разной формы и цвета, это зависит от их классификации. Вечером дома я попросила  папу рассказать какие знаки он знает и что они обозначают, вместе с мамой и папой мы сделали таблицу, в которой показана какие бывают дорожные знаки , некоторые показывают, что скоро пункт питания или место отдыха, заправка такие знаки называют знаками сервиса. А есть знаки, которые предупреждают водителей о том, что скоро поворот, железнодорожный переезд, другие запрещают обгон или показывают с какой скоростью нужно ехать. (Одновременно с рассказом Настя показывает классификационную карту, сделанную совместно с родителями дома).

- Да

Вопрос: - «А дорожные знаки надо знать только водителям?

- Нет, для того чтобы не попасть в беду пешеходы тоже должны соблюдать правила дорожного движения смотреть на знаки, они подскажут где можно перейти дорогу.

Дети обсуждают содержание и  совместно с  воспитателем изготавливают книгу о дорожных знаках для Незнайки.

Также после проведенной работы мы совместно с детьми и их родителями создали музей дорожных знаков.

Достигнутые результаты:

Участие в познавательно-исследовательской деятельности способствовало повышению познавательной активности детей, обогащению эмоционального и чувственного опыта. Дети стали задавать больше вопросов, активно проявлять интерес к предметам окружающего мира, к истории вещей, четко выделять их назначение.

Также дети:

-  получили  устойчивые знания о правилах дорожного движения, приобрели навык осознанного безопасного поведения на дороге;

- познакомились с историей возникновения дорожных знаков;

-научились находить, анализировать и оценивать информацию в разных формах.

Риски проекта

Потеря у детей интереса к деятельности

Список используемой литературы

1.

2.

3.