РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТА «БЫТЬ ЗДОРОВЫМ – ЭТО МОДНО!»
статья на тему

Халецкая Ирина Борисовна

статья по обобщению опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_realizatsiya_sotsialnogo_proekta.docx27.43 КБ

Предварительный просмотр:

РЕАЛИЗАЦИЯ  СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТА

«БЫТЬ ЗДОРОВЫМ – ЭТО МОДНО!»

В соответствии с Законом «Об образовании» здоровье детей и подростков относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Учебные заведения, являясь интеллектуальными, культурными, образовательными центрами, играют важную роль в формировании здоровья участников образовательного процесса, в обучении и воспитании навыков здорового образа жизни.

Главные составляющие здорового образа жизни - это здоровое рациональное питание, сбалансированный режим физических нагрузок, плодотворная трудовая и профилактическая деятельность. Одной из базовых составляющих здорового образа жизни является отказ от вредных привычек: курения, употребления алкоголя и наркотиков.

К  сожалению, на сегодняшний день у молодого поколения преобладает пренебрежительное безответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. В целом у молодежи не развита потребность в ведении здорового образа жизни, не сформирован стиль поведения, обеспечивающий здоровье.

Являясь куратором учебной группы педагогического колледжа по результатам наблюдения и анкетирования, выявила проблему низкого уровня побуждений у студентов к ведению здорового образа жизни по причине несформированности у них понятия ценности здоровья. Возник вопрос, как побудить студентов к ведению здорового образа жизни? Какие формы и методы воспитательной работы наиболее действенны?

В настоящее время предлагается масса профилактических программ, использующих  традиционные методы: это лекции, беседы, круглые столы, дискуссии, тематические вечера, вечера вопросов и ответов, семинары, и др., которые не всегда эффективны. Необходим такой метод, который бы формировал активную, самостоятельную и инициативную позицию студентов, развивал их исследовательские, самооценочные и рефлексивные навыки. Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов.

Проектная деятельность — это уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение заранее определённого результата.

Социальный проект «Быть здоровым – это модно!» - это реализация ряда мероприятий, направленных на пропаганду и формирование у подростков и молодежи г. Тулуна и Тулунского района здорового образа жизни.

Проектная деятельность студентов осуществлялась при поддержке региональных специалистов  по профилактике наркомании и других негативных явлений Управления по культуре, молодежной политике и спорту администрации Тулунского муниципального района. Базами проектной деятельности являлись образовательные учреждения г. Тулуна и Тулунского района.

Основными задачами проектной деятельности для куратора являлись:

- содействовать расширению у студентов знаний в области негативных явлений и их путей профилактики через оказание методической помощи в подборе материала для  организации и проведения студентами тематических бесед, диспутов и др.;

-  создать условия для обучения студентов технологии проведения тренингов, игр, проектной деятельности;

- способствовать проявлению у студентов инициативы, активности, умению самостоятельно решать творческие задачи через участие в конкурсах, конференциях, воспитательных и спортивных мероприятиях;

-  способствовать развитию в студентах коммуникативных компетенций, умений  работать в группах, в коллективе;

- содействовать воспитанию у студентов дисциплинированности, организованности и ответственности за начатое дело, умение контролировать себя и давать самооценку.

Для студентов были определены такие задачи, как:

- воспитание потребности у подростков и молодежи в здоровье, как жизненно важной ценности, сознательного стремления к ведению здорового образа жизни, позитивного отношения к занятиям физической культуры и занятиям спортом;

- формирование у подростков и молодежи чувства ответственности к своему здоровью и здоровью окружающих людей;

- развитие у подростков и молодежи коммуникативных компетенций, творческих способностей;

- воспитание у подростков и молодежи культуры общения;

- формирование у подростков и молодежи потребности коллективной работы и работы в группах.

На  подготовительном этапе студенты наметили план мероприятий, сформировали команду, распределили «роли».

Большая работа, на наш взгляд, была проведена на  этапе обеспечения проекта, где  студенты изучили и проанализировали информационный материал по проблеме проекта, разработали сценарии классных часов, провели тематические лекции, беседы, диспуты внутри команды. Значимым в реализации проекта являлось обучение студентов проведению тренингов на семинарах и обучающих слетах Молодежной и Детской общественной организации Тулунского муниципального района, а также создание банка информационно-методических материалов: сборника  методических  разработок занятий для проведения классных часов «Профилактика социально-негативных явлений среди молодежи» и  тиражирования буклетов о вреде алкоголя, табакокурения, наркотиков для распространения среди подростков и молодежи.

На  этапе реализации проекта студенты активно включились в проведение мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни среди подростков и молодежи. В  процессе проектной деятельности «Быть здоровым – это модно!» студенты проявили высокий уровень активности и творческой инициативы, что  ярко отражено в активном участии их в организации и проведении различных мероприятий. Студенты с большим желанием проводили тренинги и беседы для подростков и молодежи, участвовали в конкурсах, конференциях и акциях.

Анализ  проведения студентами активных обучающих тренингов показал следующее:

- студенты доступно и эмоционально информируют участников тренинговых групп о последствиях употребления наркотических и психоактивных веществ, создают у подростков мотивацию на их отказ;

- обучают подростков и молодежь умению отказываться от предложения употреблять наркотики, алкоголь, курение;

- формируют у подростков коммуникативные навыки, навыки самопознания и управления своими эмоциями, раскрывают личностный потенциал подростков и молодежи для их самореализации и получения удовольствия без использования психоактивных и наркотических веществ путем нахождения альтернативы их употреблению. 

Организация спортивных и культурно-досуговых мероприятий студентами (совместные спортивные соревнования, работа студии спортивного танца, проведение эстафет, викторин, участие в конкурсах) позволила повысить  занятость подростков во внеурочное время.

Проведенное повторное  анкетирование среди учащихся школ Тулунского района и студентов 1-х курсов педагогического колледжа показало, что практически все опрошенные понимают важность ведения здорового образа жизни. На вопрос «Что такое здоровый образ жизни?» подростки отдают приоритеты таким вариантам ответов, как: «не пить», «не курить»,  «заниматься спортом».  На вопрос «Необходим ли, по вашему мнению, здоровый образ жизни?», 98% обучающихся ответили «да». На задание, продолжить предложение «Вы стали бы вести здоровый образ жизни, чтобы…» прозвучали такие варианты ответов: «иметь здоровых детей», «быть всегда в форме», «быть успешным в делах» и т.д. Следовательно, проведенные студентами беседы и тренинги, способствовали повышению заинтересованности подростков в сохранении и укреплении собственного здоровья и здоровья других, культуры формирования здорового образа жизни, активной жизненной позиции.  В  результате неформального общения со студентами у подростков развиваются  коммуникативные способности, умение работать в коллективе.  Проявляется способность к нравственному, духовному, физическому и интеллектуальному росту.

Исходя из выше сказанного, можно предположить, что такая проектная деятельность, несомненно, сделает молодое поколение психологически и нравственно более устойчивыми, физически и духовно развитыми и гармоничными! 

Значимость проделанной работы для самих студентов учебной группы  очень велика, т.к. в процессе реализации проекта у них   формируются общие компетенции, необходимые для будущего специалиста, такие как:

- понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес; 

- осуществлять поиск, анализировать и оценивать информацию, необходимую для постановки и решения профессиональных задач профессионального и личностного развития;

- работать в коллективе и команде, взаимодействовать с коллегами и социальными партнёрами;

- организовывать собственную деятельность, определять способы, контролировать и оценивать решения профессиональных задач;

- самостоятельно определять задачи профессионально – личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Результативность проектной  деятельности студентов была отмечена положительными отзывами со стороны участников и педагогов, сертификатами, а также благодарностью Управления по культуре, молодежной политике и спорту администрации Тулунского муниципального района.

Материалы обобщенного опыта проектной деятельности были представлены на областной конкурс социальных проектов по профилактике правонарушений, иных социально-негативных тенденций в молодежной среде, и были отмечены дипломом первой степени.

В целом, проектная деятельность студентов можно считать активной, продуктивной, высоко результативной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по воспитательной работе "Молодежь говорит «Нет»! Молодежь выбирает ЗОЖ! «Быть здоровым – это модно!»

Статья описывает применение метода проектов во время уроков и внеклассной деятельности по информатике с целью пропаганды ЗОЖ. В работе  описывается метод проектов , его истоки. В практической час...

Классный час по теме: Здоровье – ценное богатство. Курить в 21 веке – это не модно.

Данный материал направлен на пропаганду здорового образа жизни...

Быть здоровым модно!

Сценарий выступления агитбригады...

Диспут «Здоровым быть модно?»

Цель: формирование сознательной установки на здоровый образ жизни....

Проект "Быть здоровым я хочу!"

Все родители желают видеть своего ребенка здоровым, сильным, физически развитым и большинство прекрасно понимают, что для развития и крепкого здоровья детей необходимо движение. Я считаю, что  гл...

Разработка внеклассного мероприятия «Быть здоровым - это модно»

Цель мероприятия: пропаганда здорового образа жизни....