самоотчет по образованию
статья на тему

Обучения лексике как один из факторов обучению английскому языку в рамках ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл обучение лексике30.21 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет по самообразованию Фирсовой В.Ф

на тему:

" Обучения лексики как один из факторов обучению  

английскому языку в рамках ФГОС"

                         

                                                               

Федеральные государственные образовательные стандарт по-новому расставили акценты на цели и задачи образовательного процесса в школе. На первый план выходит  воспитание и развития личности школьника, в частности в плане формирования метапредметных умений. Однако предметные результаты не менее важны для развития учащегося. Если говорить об обучению иностранному языку, то здесь как раз открываются широкие возможности для реализации поставленных целей , так как обучение и воспитание неразрывны в процессе формировании иноязычной компитенции. Изучение иностранного языка даёт возможность проводить сопоставления, аналогии, анализ культурных различий и сходства, что что позволяет воспитывать личность, патриота своей страны.

Среди состовляющихиноязычной коммуникативной компетенции немаловажную роль играет языковая компитенция. Без владения определенными языковыми средствами невозможна коммуникация. И конечно. Лексика в  системе языковых средств является важнейшим компонентом речевой деятельности: чтения и говорения, аудирования и письма. Именно поэтому работа с лексикой занимает особое важное место на каждом уроке английского языка и формирования лексических навыков представляется одной из наиболее важных проблем обучения иностранному языку. От степени владения лексикой в первую очередь зависит содержательная сторона высказывания.

Мною за период с сентября до марта месяца 2016 года была изучена литература:

1. Тевс Д.П., Подковырова В. Н., Апольских Е. И., Афонина М. В., Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе. Барнаул – БГПУ – 2006

2. Дьяченко Н.П. Стихи, рифмовки и песни как средство повышения эффективности урока английского языка: Н.П. Дьяченко // Педагогический вестник. – 2004, №3. – С. 30-33.

3. Карпиченкова Е.П. Роль стихотворений и песен в изучении английского языка // Иностранные языки в школе. - 1997. № 5. - С. 45-46

4. Козлов С.Н. Говорите по-английски стихами. - М.: Новая школа, 1994,-32с.

5. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. М.:АРКТИ, 2003, 192 с.

6. Дьяченко Н.П. Стихи, рифмовки и песни как средство повышения эффективности урока английского языка: Н.П. Дьяченко // Педагогический вестник. – 2004, №3. – С. 30-33.

7. Карпиченкова Е.П. Роль стихотворений и песен в изучении английского языка // Иностранные языки в школе. - 1997. № 5. - С. 45-46

8. Козлов С.Н. Говорите по-английски стихами. - М.: Новая школа, 1994,-32с.

9. Лизенин С.М., Денисова Л.Г. Грамматика в курсе интенсивного обучения английскому языку в старших классах средней школы // Иностранные языки в школе.-1992. №5. С. 16-17

10. Любченко А.С. Нестандартные уроки английского языка в школе. - Ростов Н/Д.: Феникс, 2007. - 301с.

 В методике для формирования грамматических навыков принемала следующие основные типы упражнений:

1.  Упражнения в имитативном воспроизведении грамматических явлений; имитация осуществляется на основе образца в громкой речи учащихся, при этом происходит прилаживание органов речи к произнесению новых грамматических явлений в небольшом контексте. Благодаря имитативным упражнениям в память учащихся закладывается акустический образ нового явления, развивается способность к прогнозированию. Предметом имитации являются разнообразные морфологические и синтаксические варианты этого явления так, как они представлены в речи. В имитативные упражнения имеет смысл включать ценный в содержательном отношении материал: пословицы, афоризмы, шутки, а также фрагменты возможных будущих высказываний учащихся. Упражнения должны проводиться в быстром темпе и не занимать много времени на уроке.

2.  Упражнения в видоизменении грамматических явлений; этот тип упражнений особо ответственен за формирование гибкости навыка, здесь происходит усвоение всего многообразия форм, присущих данному грамматическому явлению, за счет разнообразных трансформаций, перифраза, дополнения и расширения. Материальной опорой этого типа упражнений также могут служить подстановочные таблицы, при помощи которых совершаются самые разнообразные трансформации вокруг основного костяка.

3.  Упражнения в комбинировании грамматических явлений для выражения мыслей в устной речи. Здесь метод тренировки смыкается фактически с методом применения усвоенного грамматического материала в речи.

Все лексические упражнения делятся на две категории, направленные на:

1) запоминание слова, его семантики в единстве с произносительной и грамматической формой;

2) формирование сочетаний слов смыслового характера.

Приведем набор упражнений первой категории:

- Назвать изображенные на картинке предметы.

- Выбрать из ряда слов одно, соответствующее данной ситуации (теме).

- Образовать с выделенным словом другие предложения по образцу,

- Дополнить предложение (или заполнить пропуски в предложении подходящими словами; слова даны под чертой или приводятся учащимися по памяти).

- Употребить в данном предложении синоним к выделенному слову.

- Придать предложению противоположный смысл, употребив вместо выделенного слова антоним.

- Поставить вопрос к высказыванию (в вопросе предполагается употребление нового слова).

- Ответить на вопрос, употребив новое слово.

Вторую категорию упражнений составляют упражнения в построении сочетаний. Характер сочетаний определяется в каждом отдельном случае образом будущего высказывания учащихся. Сочетания выстраиваются по законам смысловой совместимости в тесном взаимодействии с грамматическими нормами. Приведем примеры таких упражнений:

- подберите из "разнообразных" слов сочетания;

- распространите предложения за счет определений к выделенным существительным (из данных под чертой);

- постройте сочетания, означающие принадлежность данных предметов членам вашей семьи, вашим друзьям и так далее.

При обучении следует помнить, что успех во многом зависит от соотнесенности качеств упражнения с содержанием намеченной цели и условиями ее достижения. В настоящее время адекватность выражается в следующем положении: каждый вид речевой деятельности усваивается, в основном, за счет упражнений именно в данном виде деятельности.

Об обучающих возможностях использования игрового метода известно давно. Многие ученые, занимающиеся методикой обучения иностранным языкам, справедливо обращали внимание на эффективность использования игрового метода. Это объясняется тем, что в игре проявляются особенно полно, а порой и неожиданно способности любого человека, а ребенка в особенности. Й. Хейзинга отмечал, что человеческая культура возникла и развертывается как игра.

Однако хочется отметить, что использование игры недостаточно хорошо изучено в преломлении к обучению иностранным языкам. А ведь именно игра может выполнять исключительную роль усиления познавательного интереса, облегчения сложного процесса учения, создания условий для формирования творческой личности учащихся, а также вывести профессиональное мастерство учителя на уровень современных технологий.

Обратимся к истории возникновения игровой деятельности. Игровое обучение имеет глубокие исторические корни. Известно насколько игра многогранна, она обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает и дает отдых. Но исторически одна из первых ее задач - обучение. Не вызывает сомнения, что игра практически с первых моментов своего возникновения выступает как форма обучения, как первичная школа воспроизводства реальных практических ситуаций с целью их освоения. С целью выработки необходимых человеческих качеств, навыков и привычек, развития способностей. Еще в древних Афинах  пафос практики организованного воспитания и обучения пронизывал принцип соревнования. Дети, подростки постоянно состязались в гимнастике, танцах, музыке, словесных спорах, самоутверждаясь и оттачивая свои лучшие качества. Тогда же зародились военные игры - маневры, штабные учения. В Х веке в школах среди методов обучения также популярны были состязания школьников, в частности, в риторике. Рутинное обучение выглядело так: учитель читал, давал образцы толкования, отвечал на вопросы, организовывал дискуссии. Учащиеся учились цитировать на память, делать пересказ, комментарий, описания, импровизации.

В Западной Европе в эпоху Возрождения и реформации к использованию принципов игрового обучения призывали Т. Компанелла и Ф. Рабле. Они хотели, чтобы дети без труда и как бы играя, знакомились со всеми науками.

Таким образом, можно утверждать, что школьник - это "маленький взрослый", у которого начинаются формироваться важнейшие процессы. И очень важно, на мо взгляд, чтобы дети не чувствовали большую нагрузку школьной программы, а игра - способна помочь этому. В форме игровой деятельности можно всегда легко и быстро объяснить какой-то новый материал, отработать сложные моменты, разукрасить скучную рутинную ежедневную учебу, и что самое главное, заинтересовать детей в изучении английского языка с детства.

Метод игры на уроках английского языка в младших классах

В данной работе представляю фрагмент урока "The ABC", с использованием игры, при окончании изучения английского алфавита.

Цель данного урока - проверить знания, умения, навыки по теме "Английский алфавит". Задачи, поставленные учителем - проверить:

- умения называть буквы.

- умение называть звуки

- знания порядка букв в алфавите

- знание лексики на некоторые буквы алфавита

- навыки составления ранее изученных слов из определенного количества букв

- умение вставлять пропущенные буквы, при наличие соседних, так, чтобы получались - значимые части речи

- навыки написания букв английского алфавита

- распознавание строчных и заглавных букв

- распознавать гласные и согласные

Как сопутствующие задачи можно отметить:

- развитие умения устного общения

- развитие умений учебного сотрудничества при выполнении коллективных заданий

- стимулирование интереса учащихся к изучению английского языка

Игра построена на разбиение класса на две команды, которые в дальнейшем выполняют ряд заданий состязательного характера. Данная игра также обучает групповым видам работы, умение работать в команде.

В основу игры положены задания на проверку знаний учащихся алфавита, написания, произношения букв и звуков, отличие гласных и согласных, распознавании слов в ряде букв, то есть практическое использование букв при написании слов и их произношении. Данные задания соответствуют возрасту, знаниям и интересам учащихся.

Учащиеся проявляют большую активность и заинтересованность в ходе проведения игры, энергичны и довольны, получают позитивный настрой, так же как и учитель. Кроме того, можно отметить, что интерес к иностранному языку становится еще выше.

Дидактической задачей данного этапа урока усвоение данного материла, а также готовность учащихся к дальнейшему изучению английского языка.

Еще один пример метода: на одном из уроков во время речевой зарядки был использован следующий игровой элемент: учитель берет небольшой резиновый мячик и со словами "Let`s play with a ball and answer my questions!" кидает его ученику и задает вопрос, ученик в свою очередь отвечая на вопрос кидает мяч назад учителю.

Примерные вопросы и ответы:

The teacher                 The pupils

What season is it now?        It is winter!

What date is it today?        Today it’s the 27th of February.

Do you like winter?        Yes, I like it.

Do you like spring?        Yes, I like spring.

Do you like autumn?        No, I don’t like it.

Do you like summer?        Yes, I like summer!

What can you do in winter?        I can ski!

When is your birthday?        My birthday is on the 13 th of May!

Так учитель быстро и весело проводит этап урока, на котором, очень часто детям скучно, и они не внимательно следят за учителем. А в данном примере, дети с нетерпением ждали своего вопроса и были заинтересованы поймать мяч и правильно ответить на вопрос.

Таким образом, четкость сформулированности, конкретность и достаточная результативность цели и задач данных уроков позволяет добиться высокой степени их реализации. Фрагменты уроков с использованием игровой деятельности представляет собой систему в основном высокого уровня целостности, так как все этапы логичны и связаны между собой.

Игровую деятельность можно применять не только на основном этапе урока. Можно вводить игровые элементы и при проверки домашнего задания, и на начальных этапах урока - это поможет вовлечь всех учащихся в работу, а также разнообразить ход урока.

Кроме того, учитель должен всегда помнить о таких элементарных требованиях, как соответствие игры возрасту детей и изучаемой теме; нельзя допускать такого момента, когда в игре задействованы не все учащиеся. Также нужно удостовериться, что инструкция понятна и усвоена всеми и учащиеся готовы к осуществлению игровой деятельности.

Также не стоит забывать и о том, что обсуждая проведенную игру, оценивая участие в ней школьников, учителю следует проявить такт, особенно при оценке результатов игры. Отрицательная оценка деятельности её участников неизбежно приведет к снижению активности. Желательно начать обсуждение результатов игры с удачных моментов и лишь затем перейти к недостаткам. Основной целью обучения иностранному языку является формирование лингвистической компетенции, т.е обучение лексики на уроках английского языка.

Лингвистическая компетенция предполагает овладение определенной суммой формальных знаний и соответствующих им навыков, связанных с различными аспектами языка: лексикой, фонетикой, грамматикой. При этом встает вопрос, какие слова, грамматические структуры, интонемы необходимы человеку того или иного возраста, той или иной профессии и т.д. для обеспечения нормального взаимодействия на изучаемом языке.

Упражнения остаются главным средством обучения на любом этапе овладения иностранным языком. Упражнения должны отвечать определенным требованиям.

Для каждого вида речевой деятельности как средства общения необходимы две категории упражнений: те, в которых происходит формирование речевых навыков, или условно-речевые упражнения, и те, в которых происходит развитие речевого умения, или речевые упражнения.

Все лексические упражнения делятся на две категории, направленные на:

1) запоминание слова, его семантики в единстве с произносительной и грамматической формой;

2) формирование сочетаний слов смыслового характера.

При обучении следует помнить, что успех во многом зависит от соотнесенности качеств упражнения с содержанием намеченной цели и условиями ее достижения. В настоящее время адекватность выражается в следующем положении: каждый вид речевой деятельности усваивается, в основном, за счет упражнений именно в данном виде деятельности.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоотчет методиста

Самоанализ деятельности методиста СПб ГБ ПОУ СЛ им. С.И. Мосина за 2016-2017 учебный год...

3.10.Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования, свидетельствующие о личном вкладе в повышение качества образования.

Блок 3. Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышение качества образованияПоказатель 10. Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования...

2.6.Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования, свидетельствующие о личном вкладе в повышение качества образования

2.Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышение качества образования 6.Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования, свидетельст...

3. 10.Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования, свидетельствующие о личном вкладе в повышение качества образования

3.Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышение качества образования10.Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования, свидетельствующи...

3.14 Награды, поощрение органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования, свидетельствующие о личном вкладе в повышение качества образования

Благодарность Министрества образования и науки Республики Тыва за реализацию государственной политики в области добровольчества среди обучающихся и студентов учреждений среднего профессионального обра...

2.6.Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования, свидетельствующие о личном вкладе в повышение качества образования

6.Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования, свидетельствующие о личном вкладе в повышение качества образования (муниципального и регионального уровня ...

3.10. Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования, свидетельствующие о личном вкладе в повышение качества образования

3. Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышение качества образования 10. Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования, свидетельс...