Беседы -рассуждения о правах и обязанностях . БЕСЕДА О ПРАВАХ РЕБЕНКА. Я И ОБЩЕСТВО.
классный час на тему

Молчанова Марина Владимировна

Как же нам общаться с другими людьми, чтобы уважать себя и других, чтобы общество, в котором мы живем, было гуманным и справедливым? 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФИЛИАЛ ГБУЗ г. Москвы «Детский нефрологический санаторий №9 ДЗ г. Москвы»
воспитатель Молчанова М.В.

Тема: Я И ОБЩЕСТВО

(беседа-рассуждение)

Цели: 

– познакомить детей с понятиями декларация, ООН, статус; 

– расширить знания о правах, обязанностях и ответственности детей до 11-летнего возраста согласно законодательству РФ.

Ход занятия

I. Введение.

Вступительное слово учителя.

Учитель. Сегодня мы поговорим о том, что нужно знать и уметь человеку, чтобы хорошо чувствовать себя рядом с другими людьми.

Как же правильно вести себя, как должен жить человек в обществе?

Еще с пеленок вас учили этому ваши родители. Они говорили два слова: «можно» и «нельзя». Потом стали говорить: «Ты поступил хорошо» или «Ты поступил плохо».

Вы слушали сказки и узнавали, что есть герои добрые и злые. Вы учились хорошим поступкам и определяли, как вы поступили, по оценке взрослых, по примерам сказочных героев.

А что же теперь, когда вы подросли? Почему стали говорить, что «ребенок был такой золотой, а теперь не слушается и делает все наоборот»?

Наверное, это потому, что вы выросли и поняли, что жизнь – это не сказка, а люди не делятся на плохих и хороших героев. Не всегда можно отличить зло от добра, они редко присутствуют в чистом виде, и вам бывает трудно разобраться во всем, можно и запутаться.

II. Основная часть занятия.

1. Постановка и решение проблемного вопроса.

Учитель. Как же решить теперь – как вести себя, чтобы тебя уважали не только за то, что у тебя привлекательный внешний вид, но и ценили как хорошего человека, как личность? Вы, ребята, задавались этим вопросом? Давайте попробуем вместе на него ответить.

Я думаю, что очень важно следующее:

1) Надо знать, по каким же принципам живут люди, какие моральные (то есть духовные) ценности накопило человечество за всю свою историю независимо от того, когда и в какой стране жил человек.

2) Надо уметь применять эти знания – думать, прежде чем действовать, уметь оценивать свои слова и поступки.

3) И, наконец, если научиться применять знания, то они станут вашими убеждениями. А за убеждения людей уважают (говорят: «Это принципиальный человек»). И никто не сможет заставить вас совершить дурной поступок, потому что вы будете точно знать, как поступить в данной ситуации.

2. Работа в группах.

Задания группам:

1) Класс разделить на три группы. Первая группа составляет права людей, какие они хотели бы видеть; вторая группа – законы, по которым бы хотели жить; третья группа – обязанности граждан.

На это задание отвести 10–15 минут. Учитель контролирует работу групп, помогает в случае затруднения.

2) Выступления представителей групп.

3. Ознакомление с понятием правовой статус. 

Учитель. Давайте познакомимся с правами, обязанностями и ответственностью детей с рождения и до 11 лет.

1) Терминологическая работа.

Правовой статус – это положение человека в мире права. В праве положение определяют права, обязанности и ответственность. По мере взросления человек получает новые возможности, набирается опыта, а значит, приобретает новые права, обязанности, ответственность – меняется и статус.

2) Некоторые права, обязанности, ответственность детей в зависимости от возраста.

С рождения ребенок имеет права:

– на имя;

– жить и воспитываться в семье, насколько это возможно;

– знать родителей и жить с ними (если это не противоречит интересам ребенка);

– на заботу и воспитание родителями (или лицами, их заменяющими);

– на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства;

– выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы;

– на защиту своих прав и законных интересов родителями (лицами, их заменяющими), органами опеки и попечительства, прокурором и судом;

– на гражданство;

– собственности на имущество (полученное в дар или наследство, а также приобретенное на средства ребенка);

– на самостоятельное обращение в орган опеки и попечительства для защиты своих прав.

Обязанности:

– слушаться родителей и лиц, их заменяющих, принимать их заботу и воспитание, за исключением случаев пренебрежительного, жестокого, грубого, унижающего человеческое достоинство обращения, оскорбления или эксплуатации;

– соблюдать правила поведения, установленные в воспитательных и образовательных учреждениях, дома и в общественных местах.

Ответственность:

– перед родителями и лицами, их заменяющими, воспитателями и преподавателями;

– перед своей совестью.

    •  С 6 лет добавляются:

Права:

– совершать мелкие бытовые сделки;

– совершать сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального заверения или государственной регистрации, совершать сделки по распоряжению средствами, предоставленными родителями или другими людьми, с согласия родителей для определенной цели или свободного распоряжения.

Обязанности:

– получить основное общее образование (9 классов);

– соблюдать правила внутреннего распорядка учебного заведения, учебной дисциплины.

Ответственность:

– перед преподавателями, администрацией учебного заведения;

– за совершение общественно опасных действий, бродяжничество, пьянство.

     •  С 8 лет добавляются:

Права:

– на участие в детском общественном объединении.

Обязанности:

– соблюдать устав, правила детского общественного объединения.

Ответственность:

– перед детским общественным объединением и его участниками.

     •  С 10 лет добавляются:

Права:

– на учет своего мнения при решении в семье любого вопроса;

– быть заслушанным в ходе любого судебного разбирательства;

– давать согласие на изменение своих имени и фамилии, на восстановление родителя в родительских правах, на усыновление или передачу в приемную семью.

     •  С 11 лет добавляются:

Ответственность:

– за помещение в специальное учебное воспитательное учреждение для детей и подростков (спецшкола) в случае совершения общественно опасных действий или злостного и систематического нарушения правил общественного поведения.

4. Ознакомление с понятиями ООН и декларация.

– Ответьте мне: существует ли организация, в которую входили бы представители разных народов со всего мира?

Да, действительно, эта организация существует, называется она Организация Объединенных Наций, или сокращенно ООН.

Создана ООН была в 1945 году, сразу по окончании Второй мировой войны, а ее основной задачей стало поддержание и укрепление мира и безопасности.

А в Уставе ООН (это основной документ с программой работы) написано, что ООН создана для того, чтобы «утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенства прав больших и малых народов».

Так вот, в 1948 году ООН издала документ, который называется «Всеобщая декларация прав человека».

В ее тридцати статьях перечислены все основные права и свободы человека, живущего в обществе.

На доске открывается запись:

Декларация (от лат. слова объявление, провозглашение) – заявление от имени организации или государства, торжественное провозглашение основных принципов, а также документ, в котором они изложены.

Итак, вы видите, ребята, что Декларация прав человека – это документ, в котором записаны основные права, которые должны быть у каждого человека.

Декларация – это не закон, а рекомендация. На ее основе каждое государство принимает закон о правах, который уже имеет обязательную силу для людей, живущих в этом государстве.

Вам интересно сравнить, что придумали вы сами, ребята, и что записано в этой Декларации, которую составляли очень многие умные люди из разных стран?

Классный руководитель зачитывает некоторые положения из Декларации прав человека.

III. Итог занятия.

– Как же нам общаться с другими людьми, чтобы уважать себя и других, чтобы общество, в котором мы живем, было гуманным и справедливым? (Ответы учащихся.)

Учащийся читает стихотворение.

Я человек… Живу среди людей,

Тех, у которых множество идей.

Но все должны мы понимать друг друга –

И в этом состоит общественного жития наука!

Я человек… И ты, и он – всё человек!

Давайте в мире, пониманье жить вовек!



Предварительный просмотр:

ФИЛИАЛ ГБУЗ г. Москвы «Детский нефрологический санаторий №9 ДЗ г. Москвы»
воспитатель Молчанова М.В.

БЕСЕДА О ПРАВАХ РЕБЕНКА
(20 ноября – Всемирный день ребенка,
1 июня – Международный день защиты детей, 1–3 кл.)

Участвуют: ведущий, ведущая, участники инсценировок – два спартанца, сказочница, два разбойника.

Предварительная подготовка: готовятся костюмы для участников инсценировок; рисуется плакат, на котором перечисляются некоторые из прав Конвенции.

Ход беседы

Ведущий. Все, кто учится в школе, называются одним словом – дети. А взрослые, которые живут вместе с детьми в одной семье и учат их в школе, должны защищать их от разных неприятностей, которые могут вдруг встретиться в жизни. Об этом даже есть специальный международный закон. Он называется Конвенция о правах ребенка. Этот закон был принят в 1989 году.

Ведущая. Такая конвенция устанавливает законы о том, на что может иметь права ребенок.

Ведущий. Скажи, а кого мы называем этим словом – «ребенок»?

Ведущая. Это человек, мальчик или девочка, от рождения до 14 лет, до того времени, пока он не получит свой первый в жизни документ – паспорт.

Ведущий. Но ведь ребенок сам по себе еще очень мал, разве он знает что-то о своих правах?

Ведущая. А вот мы в нашей сегодняшней встрече об этих правах и расскажем. Вот, например, первое право: на жизнь. (Показывает на плакат с выписанными из Конвенции строчками.) В Конвенции так и сказано: «Главное право каждого ребенка – право на жизнь».

Ведущий. Вот новости, разве это право можно отнять у ребенка, если он уже родился на свет?

Ведущая. Выходит, что можно. Вот, например, много-много лет тому назад в древности было такое государство – Спарта.

Звучит воинственная музыка, выбегают спартанцы с копьями в руках.

1-й спартанец. Спарта была воинственным государством, ее воины захватывали другие страны и присоединяли к своей. Поэтому главное требование, которое предъявляли правители Спарты к новорожденным детям, – быть абсолютно здоровыми.

Ведущий. Ну, это понятно, стране нужны были только воины – сильные, смелые, готовые переносить тяжести военного похода. А что же там делали с малышами, которые вдруг рождались слабенькими?

2-й спартанец. Каждого новорожденного ребенка внимательно осматривали и определяли его судьбу. Если ребенок был крепким, его оставляли жить.

Ведущий. А если слабый?

1-й спартанец. Его участь была ужасна: такого ребенка сбрасывали в пропасть.

Ведущий. Вот горе-то! Неужели не жалко было?

2-й спартанец. Таковы суровые законы нашей древней страны.

Спартанцы убегают.

Ведущая. А сейчас так поступить с ребенком никто не имеет права, потому что этого не разрешит закон.

Ведущий. Разве можно так бесчеловечно поступать! Ведь нередко бывало так, что человек рождался слабым, а начинал закаляться и вырастал здоровым и крепким. И даже среди людей, которые стали потом военными, такие случаи были.

Ведущая. Ты совершенно прав. И пример тому – жизнь знаменитого русского полководца Александра Суворова. (Показывает портрет Суворова.) Он родился слабым, больным ребенком, но уже с детства решил, что будет военным. Тогда Суворов стал закаляться, заниматься спортом. Например, он летом ежедневно плавал в пруду, старался как можно больше бегать босиком, учился прыгать, скакать на коне.

Ведущий. Верно. И в результате Суворов окреп так, что в военных походах он ночевал вместе с солдатами на сырой земле и не простужался.

Ведущая. Суворов был настоящим героем, под его командованием русская армия не проиграла ни одного сражения. (Показывает на картину И. Сурикова «Переход Суворова через Альпы».) Видите, на этой картине старый солдат смотрит на любимого полководца и словно говорит молодым солдатам: «Стыдно трусить, когда рядом с вами Суворов!».

Ведущий. А в наших любимых книгах мы можем найти примеры того, как может действовать статья Конвенции о праве ребенка на жизнь?

Ведущая. Попробуем! Давайте позовем сюда нашу Сказочницу. (Зовет вместе с детьми.) Сказочница!

Появляется Сказочница.

Ведущий. Уважаемая Сказочница, есть ли среди Ваших историй такие, которые комментировали бы законы о правах ребенка?

Сказочница. Как не быть! Вот, к примеру, у Пушкина есть произведение, которое называется «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Помните, какими стихами начинается сказка? (Идут ответы ребят.) И что произошло потом? (Идут ответы ребят.) Верно, после свадьбы царь Салтан уехал на войну, а без него у царицы родился мальчик. И царь прислал письмо с приказом: «Ждать царева возвращенья для принятия решенья». Но злые ткачиха с поварихой и сватьей бабой Бабарихой похитили письмо царя и подложили вместо него другое – с приказом о том, чтобы бояре царицу вместе с сыном в бочке бросили в синее море.

При желании можно показать отрывок из видеофильма «Сказка о царе Салтане».

Ведущая. Вот какое жестокое наказанье они придумали от зависти к царице и ее маленькому сыну – надумали лишить их жизни. А ведь по международному закону никто не имеет права лишить жизни другого человека, тем более ребенка.

Сказочница. А кто помог царевичу Гвидону и его матери, чем закончилась сказка? (Идут ответы ребят.) Верно, князь Гвидон спас царевну Лебедь, а она потом отплатила им добром. (Уходит.)

Ведущий. А в наше время кто заботится о жизни ребенка? (Идут ответы ребят.)

Ведущая. Верно, это государство, родители, учителя, врачи, милиционеры. А вот лишить ребенка жизни не имеет права никто.

Ведущий. Да, так записано в Конвенции по международным правам ребенка, и все обязаны этот закон исполнять.

Ведущая. А какие еще законы об охране прав ребенка есть в этой Международной конвенции?

Ведущий (перелистывает страницу книги или показывает плакат). Закон «Право ребенка на защиту от всех форм насилия, грубого отношения или эксплуатации».

Врываются разбойники.

1-й разбойник. Ой, дружище, смотри, сколько хорошеньких мальчиков и девочек сидит в этом зале.

2-й разбойник. Давай их всех запихаем в мешок и отнесем в темный лес.

1-й разбойник. А кто не захочет в мешок лезть, тех мы защекочем.

2-й разбойник. А может быть, эти ребята сами поймут, как им хорошо у нас будет? (Ребятам.) Пойдемте с нами, мы вас будем конфетами угощать и на машине покатаем.

1-й разбойник (ребятам). Пойдете?

Ребята. Нет!

Ведущий. Что, что такое?

Ведущая. Кто это здесь наших ребят грозится утащить и в темный лес отнести? Кто их уговаривает конфет поесть и на машине покататься?

Разбойники (струсив). Мы-ы-ы…

Ведущий. А разве вы не знаете, что есть закон, по которому все должны защищать детей.

Ведущая. Да, а вы хотели нарушить их права, силой утащить куда-то. Значит, вы преступники, мы вас сейчас в милицию сдадим.

Разбойники. Ой, не надо, не надо! Мы больше не будем! (Убегают.)

Ведущий. Ну, то-то же. А вы, ребята, будьте всегда внимательны, не слушайте чужих людей, если они предлагают вдруг вам пойти с ними. Это могут быть дяденьки или тетеньки, они могут прикинуться добрыми и хорошими.

Ведущая. А то доброй старушкой прикинутся и просят (жалобно): «Помоги мне, мальчик, зайди ко мне домой». Никогда незнакомых людей не слушайте.

Ведущий. Да, а если кто-то попытается утащить вас силой, то кричите во все горло: «Помогите!».

Ведущая. Потому что в Международной конвенции записано, что никто не имеет права похищать детей, издеваться над ними или заставлять выполнять тяжелую работу.

Ведущий. А еще не забудьте дома или учительнице в школе рассказать о том, что к вам приставал кто-то, угрожал или пугал. У взрослых, которым вы доверяете, надо непременно попросить помощи.

Ведущая. А пока рассмотрим еще одну статью из Конвенции. (Читает по книге или плакату.) «Право на защиту от разлучения с родителями».

Ведущий. Существует много сказок, в которых дети разлучены со своими родителями. Кто вспомнит их названия?

(Ответы детей: «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Машенька и медведь», «Снегурушка и лиса».)

Ведущая.  А  кто помог детям  в  сказке найти  своих  родителей?  (Ответы детей.)

Ведущий. Хорошо, что помощь подоспела вовремя, потому что никто не имеет права разлучать детей с их родителями.

Ведущая. Вот мы сейчас изучаем разные права детей, которые записаны в Конвенции, а разве такие законы нужны? Разве не везде детей любят и стараются сделать их жизнь лучше?

Ведущий. С сожалению, часто с детьми обращаются несправедливо, их обижают. Чтобы можно было защищать детей, чтобы они подрастали в мире, справедливом и светлом, люди всех государств и создали такой международный закон – Конвенцию о правах детей. Теперь и вы познакомились с этим важным документом.

Ведущая. Давайте закончим нашу встречу песней о детстве.

Идет исполнение песни Ю. Чичкова «Детство – это я и ты».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа объединения «МОИ ПРАВА, МОИ ОБЯЗАННОСТИ», направление: «изучение правил дорожного движения, предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма»

Предмет изучения – Правила Дорожного Движения. Настоящая программа подготовлена для дополнительного образования учащихся начальной и средней школы, разработана в рамках Федерального закона № 196-ФЗ о...

Образовательная программа объединения «Мои права, мои обязанности» «ПРАВОВЕД – ЮНИОР».

Предмет изучения – право. Настоящая программа подготовлена для дополнительного образования учащихся средней школы, разработана в рамках Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 18.07.2011) "Об образ...

Памятка "Права ребенка - обязанности родителей"

Памятка "Права ребенка - обязанности родителей"...

Технологическая карта урока "Права и обязанности граждан"

Технологическая карта урока "Права и обязанности граждан"...

Тест по теме: Права и обязанности граждан

Тест по теме: Права и обязанности граждан...

Методическая разработка бинарного урока по дисциплинам "Право","Обществознание","История" Тема:« «Труд: право или обязанность.(Трудовые права несовершеннолетних)»

Сценарий деловой игры предполагает создание трехступенчатой системы участия в ней обучающихся.В методической разработке описаны все три ступени системы участия обучающихся и преподавателей,а также соз...