Доклад по теме: «Применение в учебном процессе НПТ рабочих программ, разработанных на основе ФГОС»
учебно-методическое пособие на тему

Слайковская Светлана Михайловна

Развитие научно - технического прогресса и переход экономики страны на рыночные механизмы дает ясно понять, что выпускники образовательных учреждений, не имея достаточной профессиональной квалификации и опыта практической деятельности, испытывают особые трудности в адаптации к рынку труда.

Становится очевидно, что назрела необходимость коренных преобразований системы подготовки кадров, что объясняется рядом причин.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_konferentsii.docx19.46 КБ

Предварительный просмотр:

Международная  научно-практическая конференция г.Тамбов 

Доклад по теме: «Применение в учебном процессе НПТ рабочих программ, разработанных на основе ФГОС»

Образование - это индустрия,

направленная в будущее. (С.П.Капица)

Развитие научно - технического прогресса и переход экономики страны на рыночные механизмы дает ясно понять, что выпускники образовательных учреждений, не имея достаточной профессиональной квалификации и опыта практической деятельности, испытывают особые трудности в адаптации к рынку труда.

Становится очевидно, что назрела необходимость коренных преобразований системы подготовки кадров, что объясняется рядом причин:

- высокий уровень квалификации и профессионализм стали важным фактором социальной защищённости работников, их профессионального самосохранения;

- профессиональное образование стало фактором повышения конкурентоспособности работника на рынке труда, что обеспечивается постоянным профессиональным ростом и профессиональным самосовершенствованием;

- динамизм современных производственных технологий, новые виды занятости, сокращение времени трудовых контактов, вероятность безработицы обусловили необходимость подготовки специалистов нового типа, способных легко адаптироваться к изменяющемуся миру профессий;

- нечёткий рынок труда, колебание спроса и предложения на профессии, профессиональная миграция требует большей универсализации профессиональных функций специалистов. Востребованными становятся профессионально - мобильные работники.

Профессионализм и компетентность - это те качества, от которых сегодня зависят трудовые и жизненные успехи.

Именно поэтому, профессиональное образование должно в большей степени ориентироваться на удовлетворение потребностей рынка труда, конкретных запросах работодателей, привлекая их к разработке  ФГОС стандартов профессионального образования (ПО). Причем помощь работодателей заключается в разработке основных видов деятельности (функций), компетенций будущего специалиста, то есть требований к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы (ОПОП), а инженерно - педагогический коллектив разрабатывает требования к структуре и требования к условиям реализации ОПОП. Что касается начального профессионального образования то оно не упраздняется. Его программы трансформируются. Анализируются  профессии и специальности НПО, часть которых уйдет в программы среднего профессионального образования  ( СПО ).

Российское образование шагнуло от минимума содержания к минимума к минимуму требований. То есть теперь на федеральном уровне не диктуется содержание программ, а задаются выходные параметры выпускников, освоивших программы, структура программ и условия их реализация.

Модульные программы, разработанные Новозыбковским промышленным техникумом успешно  используются при обучении обучающихся  и повышении квалификации работников.

Новое поколение стандартов разрабатывается на модульно-компетентностной основе, которая является результатом более глубокой технологической проработки компетентностного подхода применительно к системе  профессионального образования, т.е. формой его реализации, максимально удобной для использования в системе НПО.

Ключевым принципом модульно-компетентностного подхода выступает ориентация на цели, значимые для сферы труда.

При разработке ФГОС в первую очередь был проведен функциональный анализ - описание трудовой деятельности через ее функции и результаты, что позволяет оперативно учитывать изменения в технологии и организации труда на региональных рынках труда, куда попадут выпускники образовательного учреждения.

Функциональный анализ был начат,  с установления требований работодателей к стандартам деятельности в рамках конкретной профессиональной области (профессии) с целью выявления реальных и перспективных требований отрасли к различным категориям работников.

Основа каждого модуля - это блок профессиональных дисциплин. По каждому модулю предусмотрена  учебная и производственная практики и оценивание.

Такой подход к построению содержания образования позволяет оптимально сочетать теоретическую и практическую составляющие обучения, интегрируя их.

Оценка образовательных результатов в рамках модульно-компетентностного подхода также обладает своими особенностями. Во-первых, оценка производится независимо по каждому модулю. Во-вторых, базируется на критериях, которые заранее определяются и формулируются в терминах результатов деятельности модуля.

В рамках подготовки к реализации основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) в нашем образовательном учреждении  была проведена реорганизация, заключающаяся в преобразовании "Профессионального лицея № 20" в "Новозыбковский промышленный техникум" с интеграцией базисных учебных планов НПО - СПО.

Как показал проведённый анализ, переход к компетентностной модели предусматривает участие работодателей как в разработке образовательной программы, так и в контроле её качества. Поэтому  были установлены партнёрские отношения с ОАО "Новозыбковский машиностроительный завод". Промышленный  техникум заключает договоры о совместной деятельности по подготовке квалифицированных рабочих кадров под конкретное рабочее место.

Создание новых рабочих мест – ключ к решению многих проблем рынка труда, профессионального образования и социальной политике в целом.

Представителям базовых предприятий было предложено принять участие в сборе материала, отражающего необходимые требования к профессии, должностным обязанностям, профессиональным компетенциям. Были получены сведения по современному оборудованию, технологическим процессам производства, которые были включены в содержание междисциплинарных курсов.

Сегодня в нашем техникуме создаются все условия для обучающихся с учётом их способностей, склонностей, потребностей и возможностей.

Практико - ориентированная подготовка обучающихся, включающая в себя учебную и производственную практику, зависит от особенностей рабочих профессий. Для эффективной адаптации обучающихся к условиям производства, материально - техническая база, соответствующая санитарным и противопожарным нормам, обеспечивает проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, в том числе с использованием ПК.

Реализация ОПОП способствует улучшению материально - технической базы образовательного учреждения. Для обучающихся, преподавателей и мастеров производственного обучения приобретается необходимая учебная и справочная литература. Идёт постоянное пополнение методической литературой. Каждый обучающийся обеспечен доступом к сети Интернет, техникум имеет свой сайт.

Количественный и качественный состав инженерно-педагогического коллектива техникума даёт возможность обеспечения реализации образовательных программ профессионального образования. Это педагогические кадры, имеющие среднее профессиональное или высшее образование, первую или высшую квалификационную категорию.

В рамках реализации образовательных программ профессионального образования преподаватели и мастера производственного обучения прошли курсы повышения квалификации.

Опыт, полученный ГБОУ СПО "НПТ" при разработке ФГОС - это не только исследовательская и научно-методическая работа коллектива, но и подготовка к работе по новому поколению стандартов, что явно облегчает работу по их внедрению в учебный процесс.

Преимущество модульного подхода к формированию программ позволяет  техникуму стать владельцем обучающего интеллектуального  ресурса, что исключает зависимость реализации модуля от наличия или отсутствия конкретного преподавателя, поскольку методика и учебные материалы могут быть освоены другим специалистом. Материально-технические ресурсы позволяют в достаточной мере обеспечивать необходимое сопровождение учебного процесса.

На основании вышеизложенного можно сделать простые по сути и сложные с точки зрения реализации выводы: без профессиональных стандартов не может быть эффективных  рабочих программ.

Педагог  должен владеть всем инструментариям практикоориентированных  методов обучения, умением осваивать, перерабатывать и использовать информацию. Только при таких условиях возможна успешная реализация стандартов нового поколения.

Подводя итог, можно сказать, что девизом к стандартам ФГОС могут служить слова Герберта Спенсера "Великая цель образования - это не знания, а действия".

Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции «Наука и образование в жизни современного общества» 29 ноября 2013 года в  г. Тамбов

Публикация в части 18   стр.126-128


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дидактические принципы, их характеристика и применение в учебном процессе».

Раскрытие понятия и роли дидактических принципов, особенности их применения в педагогической практике...

Доклад на тему применение ИКТ на уроках математики

Доклад на тему применение ИКТ на уроках математики. Выступление на педсовете....

Доклад по теме: "Применение интерактивных технологий обучения в системе СПО"

Доклад для выступления на заседании ПЦК по общеобразовательному, гуманитарному, естественнонаучному циклам...

Рабочая тетрадь составлена на основе ФГОС по специальности СПО 36.02.01 «Ветеринария», рабочей программы учебной дисциплины «Физика».

Рабочая тетрадь составлена на основе ФГОС по специальности СПО 36.02.01 «Ветеринария», рабочей программы учебной дисциплины «Физика»....

Статья на тему «Применение в учебно-воспитательном процессе технологий сбережения здоровья».

Статья на тему «Применение в учебно-воспитательном процессе технологий сбережения здоровья»....

Доклад на тему: Применение инновационных технологий в производстве кондитерских изделий.

Аннотация: Актуальность темы доклада заключается в том, что технология не стоит на месте, а с каждым годом набирает обороты все больше и больше.Объектом исследования являются инновационные пищевы...

Доклад на тему: Применение современных образовательных технологий в учебном процессе

Актуальность данной работы состоит в том, что в современной жизни роль обучения стала одной из важнейших, а молодежь, зачастую, не желает учиться, не заинтересована в этом. Достижения студентов завися...