Карта психолого-педагогического сопровождения ребенка -инвалида
учебно-методический материал по теме

Лукьянова Алена Владимировна

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в образовательном учреждение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karta_pps_rebyonka-_invalida.docx74.27 КБ

Предварительный просмотр:

Карта психолого-педагогического сопровождения учащегося

Фамилия ____________________________________

Имя_________________________________________

Отчество ____________________________________

ВозрастДата рождения __________________  

Класс   ____________________

ФИО родителей (законных представителей)

_______________________________

Адрес  ___________________________

Начало учёта_________________________

Окончание учёта______________________________

Причина сопровождения______________________

Педагог-психолог____________________________

Согласие родителей (опекунов) на психологическое сопровождение учащегося в образовательном учреждении

Я,

согласен (согласна) на

ФИО родителя (законного представителя)

психолого-педагогическое сопровождение моего ребенка

(ФИО ребенка, класс)

Психологическое сопровождение ребенка включает в себя:

- психологическую диагностику;

- участие ребенка в развивающих занятиях;

- консультирование родителей (по желанию)

- при необходимости - посещение ребенком коррекционно-развивающих занятий;

Психолог обязуется:

- предоставлять информацию о результатах психологического обследования ребенка при обращении родителей (законных представителев);

- не разглашать личную информацию, полученную в процессе индивидуальной беседы с ребенком и его родителями (законными представителями).

Конфиденциальность может быть нарушена в следующих ситуациях:

  1. Если ребенок сообщит о намерении нанести серьезный вред себе или другим лицам
  2. Если ребенок сообщит о жестоком обращении с ним или другими.
  3. Если материалы индивидуальной работы будут затребованы правоохранительными органами в официальном порядке.

О таких ситуациях Вы будете информированы

Родители (законные представители) имеют право:

  • обратиться к психологу школы по интересующему вопросу;
  • отказаться от  психологического  сопровождения ребенка  (или  отдельных  его  компонентов указанных выше), предоставив психологу школы заявление об отказе на имя директора школы.

«

»

20

г.

Подросток  имеет инвалидность. У него сахарный диабет. Сахарный диабет в той или иной степени приводит к эмоциональной неустойчивости ребёнка, вызывая нарушения поведения.

Психологические особенности детей с сахарным диабетом:

- агрессивны,

- тревожны, раздражительны (страхи, фобии)

- самооценка на средне-зрелом уровне,

- уровень притязаний низкий,

- проявляется не уверенность в себе,

- конфликтны,

- низкий уровень волевых качеств,

- эмоциональное состояние не стабильно.

  Основной целью психологической помощи детям с сахарным диабетом является коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной и волевой сферы.

Задачи:

-  Обучение ребёнка управлению своими эмоциями.

- Обучение учащегося  снижению нервного напряжения (самоуспокоению, нормализации своего психологического состояния).

- Обучение волевому поведению (умению преодолевать трудности, связанные со здоровьем, школьным обучением, общением с другими людьми, определённым образом жизни).

Методы и формы работы:

Пальчиковая гимнастика является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, влияет на центры развития речи. Развивают ручную умелость, помогает снять напряжение.

Дыхательная гимнастика - ритмичные и шумные вдохи и выдохи способствуют насыщению организма кислородом, улучшают обменные процессы, нормализуют психоэмоциональное состояние, выводят из стресса.

Релаксация способствует снятию психического напряжения, повышению эмоционального настроя.

Психогимнастика (мимика и пантомимика).

Основной акцент  делается на обучение элементам техники выразительных движений, использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств, приобретение навыков в саморасслаблении.

 Арт-терапия – это форма работы, основанная на изобразительном искусстве и другие формы работы с ребенком. Основная задача состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка. Рисунки детей отражают уровень умственного развития и индивидуальные личностные особенности, а также  являются своеобразной проекцией личности.

 Сказкотерапия – это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).

Музыкотерапия – использование музыки для: расслабления и успокоения, активизации эмоциональной сферы, коррекции эмоционального состояния

Ожидаемые результаты:

- осознание и принятие ребёнком своей индивидуальности и стремление к более глубокому самопознанию

- приобретение навыков конструктивного взаимодействия с окружающими

- безусловное положительное отношение к себе и окружающим.

Психологическое сопровождение учащегося строится по следующим направлениям:

  1. Диагностическая работа.

Диагностическое направление работы включает в себя первичное обследование, а также систематические этапные наблюдения за динамикой  развития ребенка в процессе коррекционной работы. Педагог-психолог выполняет задачи по определению актуального уровня развития ребенка и зоны ближайшего развития, выявлению особенностей эмоционально-волевой сферы, личностных характеристик ребенка, особенностей его межличностных взаимодействий со сверстниками, родителями и другими взрослыми.

  1. Коррекционно-развивающая работа.

 В соответствии с особенностями развития психолог определяет направления и средства коррекционно-развивающей работы, периодичность и продолжительность цикла специальных занятий. Наиболее важной задачей является при этом разработка индивидуально-ориентированных программ психологической помощи или использование уже имеющихся разработок в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями ребенка.

  1. Консультативная работа.

Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения учащегося  и его семьи по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации учащегося.  Психолог разрабатывает рекомендации в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями учащегося, состоянием его соматического и психического здоровья

  1. Информационно-просветительская работа.

Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса .

План работы на 2015-2016 учебный год

Название мероприятия

Сроки проведения

Ожидаемые результаты

Диагностическая работа.

1

Определение уровня адаптированности учащегося к обучению  на уровне среднего образования, выявление трудностей.

Сентябрь - октябрь

Информация о факторах и причинах дезадаптации.

2

Анкета «Карта интересов».

Сентябрь

Информация о направленности  интересов учащегося.

3

Методика «Учебная мотивация»

 (Лусканова).

Сентябрь

Информация о сформированности внутренней позиции школьника, мотивационные предпочтения в учебной деятельности.

4

Шкала личностной тревожности

(А. М. Прихожан).

Сентябрь

Информация о самооценочной, межличностной, общей школьной тревожности.

5

Тест эмоций (тест Басса-Дарки  в модификации Г.В.Резапкиной).

Сентябрь

Информация о наличии и формах агрессивного поведения.

6

Групповая и индивидуальная диагностика исходного уровня сформированности УУД.

Сентябрь – октябрь

Информация об уровне развития УУД. Выявление причин затруднений в формировании УУД и корректирование образовательного процесса.

7

Диагностическое обследование по методическому комплексу   Л.А. Ясюковой  «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах».

Сентябрь – октябрь

Информация о зоне актуального развития ребёнка.

8

Тест «Стиль воспитания».

Октябрь

Информация о стиле семейного воспитания .

9

Анкета для родителей «Проблемы поведения в школьном возрасте».

Октябрь

Информация о поведенческих проблемах.

10

Тест исследование самооценки.

Октябрь

Информация об уровне развитии самооценки.

11

Цветовой тест Люшера.

Октябрь

Оценка эмоционального отношения к себе и значимым лицам.

12

Анкета «Образ будущего».

Октябрь

Информация о временной перспективе.

13

Социометрия.  

Ноябрь

Информация о статусном положение учащегося  в классном коллективе.

14

Диагностика сформированности

 УУД на конец года.

Апрель - май

Информация об уровне развития УУД.

15

Контрольная диагностика по итогам коррекционно-развивающих занятий.

Апрель-май

Информация о результатах коррекционной работы.

Коррекционно-развивающая работа.

1

Адаптационные занятия

«Здравствуй,  5 класс».

Первое полугодие

Предотвращение явлений школьной дезадаптации. Повышение успешности обучения. Улучшение статусного положения ребёнка в коллективе.

2

Коррекционно-развивающая работа по предупреждению эмоциональных и поведенческих нарушений в подростковом возрасте

«Тайны моего Я»

Ноябрь-апрель

Развитие эмоционально-волевой и мотивационной сфер, социализация.

3

Тренинг социальных навыков:  «Умей владеть собой».    

Сентябрь

Обучение  приёмам регуляции и саморегуляции.

4

Тренинг:  «Развитие мыслительных операций».                    

Октябрь

Формирование компонентов школьного статуса, относящихся к интеллектуальной сфере.

5

Тренинг: «Снятие психологического напряжения».

Ноябрь

Обучение навыкам психоэмоциональной разгрузки.

6

Тренинг социальных навыков. «Учимся справляться со своими проблемами».  

Апрель

Содействие гармонизации эмоционального состояния учащихся.

Консультативная работа.

1

Консультирование  педагогов:

  - «Организации психолого-педагогической поддержки детей в период адаптации. 5        класс»

-«Методические рекомендации по организации работы с детьми-инвалидами»

- « Профилактике ПАВ

и  девиантного поведения»

Сентябрь

Сентябрь

Февраль

Повышение психологической компетенции педагогов, приведение в соответствие

 педагогической и психологической стороны деятельности учителя, работающего с учащимся

2

Консультирование родителей:

- « Рекомендации по организации

режима дня ребёнка»

-« Как помочь ребенку в учебных делах»

- « Как не допустить формирования зависимостей»

Сентябрь

Ноябрь

Февраль

Повышение психологической компетенции  родителей.

3

Консультации для учителей и родителей по результатам индивидуальной диагностики учащегося.

Сентябрь-октябрь

Выработка стратегии и тактики в оказании помощи учащемуся, испытывающему  трудности в обучении и общении

4

Индивидуальные консультации родителей и учителей по остро возникшим психологическим проблемам.

В течение года

Повышение психологической компетенции педагогов и родителей.

5

Индивидуальное консультирование учащегося.

В течение года

Выявление и устранение психолого-педагогических  проблем у учащегося.

Информационно-просветительская работа.

1

Родительское собрание:

«Воспитание без насилия».

Сентябрь

Повышение психологической компетенции родителей.

2

Круглый стол

«Я и мой ребёнок –поиски взаимопонимания».

Октябрь

Повышение психологической компетенции родителей.

3

Классный час  «Почему они не могут нас понять?»

Февраль

Развитие умения правильно выражать свои эмоции и чувства социально приемлемыми способами.

4

Классный час

«Добрый ли ты человек?»

Март

Способствовать формированию моральных норм.

5

Неделя психологии «Жизнь прекрасна».

Апрель

Содействие для формирования здорового образа жизни, самоактулизации способствующей личностному росту каждого ребенка, педагогов школы, родителей.

6

Разработки памяток для родителей и педагогов.

В течение года

Повышение психологической компетенции родителей и педагогов.

7

Выступление на методических объединениях учителей  по результатам диагностической и коррекционной работы.

В течение года

Повышение эффективности процесса обучения и воспитания.


График  проведения диагностической работы

на 2015-2016 учебный год

Сфера изучения

Методика

Назначение

Сроки проведения

Согласие родителя (законного представителя)

Блок -сфера воспитания

Тип семейного воспитания

Тест «Стиль воспитания»

Стиль семейного воспитания ребенка

2-я неделя октября

Сложности в воспитании

Анкета для родителей «Проблемы поведения в школьном возрасте»

Нарушения в поведении

2-я неделя октября

Блок - межличностное взаимодействие

Взаимоотношения ребенка с педагогами, одноклассниками

Цветовой тест Люшера

Оценка эмоционального отношения к себе, к сверстникам и значимым лицам

1-я неделя октября

Взаимоотношения ребёнка с одноклассниками

Социометрия

Изучить статусное положение учащегося  в классном коллективе

2-я неделя октября

Блок- интеллектуальная сфера, познавательные процессы

Интеллектуальные особенности

Тест «Прогрессивные матрицы Равена»

Общие способности: невербальный интеллект

3-я неделя сентября

3-я неделя мая

Мышление, память

Тест структуры интеллекта Амтхауэра

Способности к обобщению и абстрагированию, умения выделять существенные признаки
Определение понимания логических связей и отношений между понятиями

Особенности памяти (оперативно логическая память)

3-я неделя сентября

3-я неделя мая

Внимание

Тест Тулуз-Пьерона

Скорость переработки информации и внимания.

3-я неделя сентября

Блок - эмоционально-личностные характеристики

Личностные особенности

Личностный опросник Кеттелла

Особенности развития личностных качеств

4-я неделя сентября

3-я неделя мая

Самооценка

Изучение общей самооценки с помощью процедуры тестирования (опросник Казанцевой Г.Н.)

Уровень самооценки

4-я неделя сентября

Тревожность

Шкала личностной тревожности

(А. М. Прихожан)

Самооценочная, межличностная, общая, школьная тревожность

1-я неделя октября

Агрессия

Тест эмоций (тест Басса-Дарки  в модификации Г.В.Резапкиной)

Формы агрессивного поведения

1-я неделя октября

Мотивация

Методика «Учебная мотивация»

 (Лусканова)

Уровень мотивации

2-я неделя сентября

Интересы

Анкета «Мои интересы»

Ведущие интересы

2-я неделя сентября

Представления о будущем

Анкета «Образ будущего»

Временная перспектива

2-я неделя ноября


Психолого-педагогическое сопровождение учащегося - инвалида

на 2015-2016 учебный год

Фамилия имя __________________________________________ Класс______________

Дата

Вид работы

Ожидаемые результаты

Дата

Вид работы

Ожидаемые результаты

Лист регистрации консультаций с родителями

Тема консультации

Дата проведения

Роспись консультанта

Роспись консультируемого

Заключение  психологического обследования

Фамилия имя   _____________Класс _________________

Дата проведения: ____________________

Название методики:Личностный опросник Кеттелла

Цель: выявитьособенности развития личностных качеств

Результаты:

Личностные особенности, влияющие на обучение.

Ребенок еще нуждается во внешнем контроле, так как не всегда бывает исполнительным. Он в целом настроен делать все, что надо, но не всегда об этом помнит.

Самоконтроль фактически отсутствует, поведение ситуативно. Ребенок не может направлять свои действия к определенной цели, заранее продумать и подготовить все необходимое, организовать свою деятельность, довести работу до конца. Нуждается в том, чтобы взрослые организовывали его жизнь, но одновременно учили его методам самоорганизации и самоконтроля, рационального планирования

Ребенок с нормальным уровнем активности, умеренно подвижный. Ребенок уже может независимо от того, как его оценивают другие, анализировать собственные поступки и формировать собственное мнение о себе. Оно в основном соответствует тому, что ребенок собой представляет. Он видит свои недостатки, может критически к ним относится.

Ребенок может сам принимать решения и действовать в игровых и бытовых ситуациях. Обычно на лидерство не претендует, но свое мнение имеет и может его высказывать. С ним можно сотрудничать, договариваться, долго его убеждать не надо.

Оптимальный уровень тревожности. Имеется адекватная реакция мобилизационной готовности в неопределенных и меняющихся ситуациях, хорошая адаптивность и гибкость поведения.

Несколько повышенный уровень эмоционального реагирования, проявляется во всех видах деятельности и ситуациях общения, но часто больше внутри, чем вовне. Ребенок может глубоко переживать неприятности, критику, несчастья близких ему людей.

Легко адаптируется в новых условиях, знакомиться с новыми детьми. Может общаться и со взрослыми, не испытывая перед ними робости. Естественен, непринужден в общении. Контактирует с различными микрогруппами в классе.

Ребенок нуждается в общении. Плохо переносит одиночество. Глубоко переживает ссоры с друзьями.

Средний уровень психического напряжения. Нормальная работоспособность

Рекомендации:

Педагогам:

        Необходимо развивать самоконтроль, давать возможность самостоятельно находить ошибки у себя и у товарищей.

Родителям:

Спокойно, последовательно помогать ребёнку  выполнять все школьные дела и домашние обязанности и полноценное ответственное поведение постепенно сформируется.

Помогайте сыну  придерживаться определенного распорядка дня, заранее продумывать, планировать все, что ему  надо сделать,  у него  сформируются необходимые навыки самоконтроля.

Педагог - психолог                                                                                  

С заключением ознакомлен (-а)  _________________________________________________

                                                       __________________________________________________

                                                          Дата                    Подпись                          Расшифровка подписи

Заключение  психологического обследования

Фамилия имя   __________________      Класс________________

Дата проведения:

Название методики:  Изучение общей  самооценки.(Методика Г.Н. Казанцевой)

Цель:выявить уровень развития самооценки

Результаты: Уровень самооценки низкий (заниженная самооценка)

Рекомендации:

Педагогам:

- Создавайте ситуации успеха:

  • Снятие страха перед деятельностью
  • Оказание скрытой помощи
  • Приём авансирования личности
  • Приём персональной исключительности
  • Эмоциональное поглаживание

Родителям:

Как повысить самооценку ребенка: советы родителям

 1.  Безусловно, принимать его.

 Активно слушать его переживания и потребности.

3. Использовать в повседневном общении приветливые фразы

4. Не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется.

5. Помогать, когда просит.

6. Поддерживать успехи.

7. Делиться своими чувствами (значит доверять).

8. Конструктивно разрешать конфликты.

9. Обнимать не менее 4-х, а лучше по 8 раз в день.

Педагог - психолог                                                                                  

С заключением ознакомлен (-а)  _________________________________________________

                                                       __________________________________________________

                                                          Дата                    Подпись                          Расшифровка подписи

Заключение  психологического обследования

Фамилия имя   _______________      Класс________________

Дата проведения:

Название методики:  Тест эмоций (тест Басса-Дарки  в модификации Г.В. Резапкиной)

Цель:выявить проявления различных форм агрессивного поведения, эмоциональных состояний учащегося.

Результаты:

Физическая агрессия - средний уровень.

Косвенная агрессия – средний уровень.

Раздражительность - средний уровень.

Негативизм – высокий  уровень.

Обидчивость – высокий  уровень.

Подозрительность - высокий  уровень.

Вербальная агрессия – высокий  уровень.

Чувство вины -  низкий   уровень.

Рекомендации:

Педагогам:

- Необходимо создавать вокруг учащегося  атмосферу доброжелательности, окрашенную положительным эмоциональным тоном, снять конфликтность в общении с педагогами и одноклассниками.

- Выясните, как возникает агрессивное поведение, и каково, возможное решение. «Имя..., ты расстроился, потому что... . Ты можешь переживать, но не имеешь права обижать других. Что нужно сделать, чтобы успокоиться и при этом ни на кого не нападать?». Предлагайте что-то свое только в дополнение сказанному.

- Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.

- Проводить  работу по включению учащегося  в нравственные оценочные ситуации

Родителям:

- Надо исключить ситуации, провоцирующие негативное поведение ребенка.

- Родителисами должныконтролировать собственные агрессивные импульсы. Надо всегда помнить, что дети учатся приемам социального взаимодействия, прежде всего, путем наблюдения за поведением окружающих людей (в первую очередь, родителей).

- Ни в коем случае нельзя подавлять проявление агрессии ребенком, иначе подавленные агрессивные импульсы могут нанести серьезный вред его здоровью. Научите его выражать свои враждебные чувства социально приемлемым способом: в рисунке, лепке или при помощи игрушек, или действий, безобидных для окружающих, в спорте.

- Уважайте личность в вашем ребенке, считайтесь с его мнением, воспринимайте всерьез его чувства. Предоставляйте ребенку достаточную свободу и независимость, за которую ребенок будет сам нести ответственность. В тоже время покажите ему, что в случае необходимости, если он сам попросит, готовы дать совет или оказать помощь. У ребенка должна быть своя территория, своя какая-то сторона жизнь, вход на которую взрослым позволен только с его согласия.

- Беседовать с ребенком о его поступке надо без свидетелей (класса, родственников, других детей и др.). В беседе стараться использовать меньше эмоциональных слов (стыдно и др.).

Педагог - психолог                                                                                   Дорофеева М.М.

С заключением ознакомлен (-а)  _________________________________________________

                                                       __________________________________________________

                                                          Дата                    Подпись                          Расшифровка подписи

Заключение  психологического обследования

Фамилия имя   ____________      Класс________________

Дата проведения:

Название методики:  Тест структуры интеллекта Амтхауэра.    Тест Тулуз-Пьерона. Тест «Прогрессивные матрицы Равена».

Цель: выявить интеллектуальные способности, влияющие на обучение

Результаты:

Понятийное мышление –средний уровень

Абстрактное мышление- средний уровень

Визуальное мышление – хороший уровень

Оперативная логическая память – высокий уровень

Осведомлённость –хороший уровень

Скорость переработки информации – высокий уровень

Внимательность – высокий уровень

Рекомендации:

Педагогам:

-  Включать в урок задания на развитие мыслительных операций:  анализ, синтез, аналогия,  сравнение, обобщение, классификация. (Подборка заданий и упражнений  прилагается в электронном виде) .

- Нужно учить ребенка отвечать на вопрос не сразу, говоря вслух все, что ему приходит в голову, а сначала мысленно выделять в вопросе главное и искать соответствующую информацию.

- Полезно учить мальчика  пользоваться опорными схемами, таблицами для анализа содержания урока или параграфа, наглядного представления сути изучаемой темы. При этом отрабатываются как сами операции мышления, так и улучшается понимание материала.

Родителям

- Расширяйте кругозор ребёнка, его основные представления о природных, социальных явлениях,  накапливайте у сына знания и впечатления, обсуждая с ним прочитанные книжки, анализируя поведения людей.

- После чтения текста просите ребёнка пересказать, ответить на вопросы, задать свои.

Ребёнок должен  при чтении текста выделять смысл каждого абзаца и формулировать его одним предложением, обязательно своими словами. (Сначала он может только находить в тексте предложение, в котором отражается главная мысль.)

Педагог - психолог                                                                                

С заключением ознакомлен (-а)  _________________________________________________

                                                       __________________________________________________

                                                          Дата                    Подпись                          Расшифровка подписи

Заключение  психологического обследования

Фамилия имя   _____________      Класс_______________

Дата проведения:

Название методики:  Анкета «Оценка школьной мотивации » Н.Г. Лускановой

Цель: определение  уровня   школьной  мотивации

Результаты:

Положительное   отношение   к  школе, но  школа привлекает   его   внеучебной  деятельностью.

Он  достаточно  благополучно   чувствует  себя  в  школе, однако  чаще  ходит  в школу, чтобы  общаться  с  друзьями, с  учителем. Познавательные  мотивы    сформированы  в  меньшей  степени, и  учебный  процесс  его мало   привлекает

Рекомендации:

Педагогам: Для повышения и поддержания учебной мотивации и устойчиво-положительного отношения к школе, нужно учитывать и воздействовать на те составляющие, от которых в большой степени зависит учебная мотивация:  

  • Интерес к информации, который лежит в основе познавательной активности;
  • Уверенность в себе;
  • Направленность на достижения успеха и вера в возможность положительного результата  своей деятельности;
  • Интерес к людям, организующим процесс обучения или участвующим в нем;
  • Потребность и возможность в самовыражении,
  • Принятие и одобрение значимыми людьми;
  • Актуализация творческой позиции;
  • Осознание значимости происходящего для себя и других;
  • Потребность в социальном признании;
  • Наличие положительного опыта и отсутствие состояния тревожности и страха;
  • Ценность образования в рейтинге жизненных ценностей .

Родителям

Для повышения и поддержания учебной мотивации и устойчиво-положительного отношения к школе, нужно учитывать и воздействовать на те составляющие, от которых в большой степени зависит учебная мотивация:  

  • Уверенность в себе;
  • Направленность на достижения успеха и вера в возможность положительного результата  своей деятельности;
  • Интерес к людям, организующим процесс обучения или участвующим в нем;
  • Принятие и одобрение значимыми людьми;
  • Осознание значимости происходящего для себя и других;
  • Ценность образования в рейтинге жизненных ценностей ;
  • Потребность в социальном признании;

Педагог - психолог                                                                                  

С заключением ознакомлен (-а)  _________________________________________________

                                                       __________________________________________________

                                                          Дата                    Подпись                          Расшифровка подписи

Заключение  психологического обследования

Фамилия имя   _______________       Класс________________

Дата проведения:

Название методики:Тест «Стиль воспитания»

Цель:определитьстиль семейного воспитания ребенка

Результаты:демократический стиль общения с ребёнком. При демократическом стиле воспитания  ребёнок растёт с развитым чувством собственного достоинства и  ответственностью за  себя и близких ему людей, менее подвержены негативному влиянию сверстников, умеют хорошо ладить и строить взаимоотношения с людьми. Ребёнок знает, что родители всегда смогут его выслушать и помочь. Правильное, ответственное социальное поведение формируется у ребенка при проявлении родителями справедливости, заботы, твердости и соблюдении дисциплины.Демократический  стиль воспитания  является наиболее эффективным стилем семейного воспитания.

Рекомендации:

Родителям:

Помните, что для Вашего ребенка самое главное – это Ваша любовь и Ваше уважение!

Поддерживайте в ребёнке стремление стать лучше, доверяйте ему, демонстрируйте примеры правильного поведения.

Если в Вашей семье Вам удалось установить такие взаимоотношения, поделитесь своим опытом с другими!



Педагог - психолог                                                                                  

С заключением ознакомлен (-а)  _________________________________________________

                                                       __________________________________________________

                                                          Дата                    Подпись                          Расшифровка подписи

Развитие универсальных учебных действий

Фамилия имя_____________________________

Универсальные учебные действия

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

5класс

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

1

Личностные УУД

1.1

Внутренняя позиция школьника

1.2

Самооценка – регулятивный компонент

1.3

Мотивация учебной деятельности

1.4

Нравственно-этическая ориентация

2

Регулятивные УУД

2.1

Умение учиться и способность к организации своей деятельности

3

Познавательные УУД

3.1

Универсальные логические действия

3.2

Постановка и решение проблемы

4

Коммуникативные УУД

4.1

Коммуникация как общение

4.2

Коммуникация как кооперация

4.3

Коммуникация как условие интериоризации

Психологические качества

1 класс

2 класс

н.г

к.г.

н.г

к.г.

Интеллектуальные способности, влияющие на обучение

1

Речевое развитие

2

Понятийное: интуитивное

логическое

3

Речевое мышление

4

Образное  мышления

5

Абстрактное мышление

6

Визуальное мышление: линейное

структурное

структурно-динамическое

7

Кратковременная речевая память

8

Кратковременная зрительная память

9

Зрительно-моторная координация

10

Скорость переработки информации

11

Внимательность

12

Навык чтения

Личностные особенности, влияющие на обучение

1

Тревожность

2

Энергия

3

Настроение

Психологическая  характеристика (1-2 класс)

Психологические качества

3 класс

4 класс

5 класс

6 класс

н.г

к.г.

н.г

к.г.

н.г

к.г.

н.г

к.г.

Интеллектуальные способности, влияющие на обучение

1

Понятийное мышление: интуитивное

логическое

категоризация

2

Абстрактное мышление

3

Самостоятельность мышления

4

Дивергентное мышление

5

Визуальное мышление: линейное

структурное

динамическое

комбинаторное

6

Осведомленность

7

Пространственное мышление

8

Образный синтез

9

Оперативная логическая память

10

Скорость переработки информации

11

Внимательность

12

Навык чтения

13

Математические навыки

Личностные особенности, влияющие на обучение

1

Исполнительность

2

Волевой самоконтроль

3

Активность

4

Самокритичность

5

Независимость, самостоятельность

6

Тревожность

7

Эмоциональность

8

Активность в общении

9

Потребность в общении

10

Психическое напряжение

11

Физиологическая энергия

Психологическая  характеристика

______ _____________

Пояснительная записка

У подростков с ОВЗ отмечается: недостаточная познавательная активность, которая в сочетании с быстрой утомляемостью и  истощаемостью, может серьезно  тормозить  их  обучение  и  развитие. Наиболее нарушенной оказывается эмоционально-личностная сфера; частые переходы от состояния активности к полной или частичной пассивности, что связано с их нервно-психическими состояниями. У подростка возможны следующие проявления в поведении: частая смена настроения, депрессия, неусидчивость, плохая концентрация внимания, раздражительность, импульсивность, тревога, агрессия и проблемное поведение.    

Цель программы: содействие процессу эмоционально-личностного развития, улучшение субъективного самочувствия, укрепление психического здоровья, формирование навыков самоопределения, саморегуляции для успешной социализации личности.

Достижение цели предусматривает решение ряда задач.                              

  Задачи:

  • Мотивировать учащихся на формирование первичных навыков самоанализа.
  • Дать понятие об эмоционально-личностной сфере.
  • Сформировать представление о формах и навыках личностного общения в группе сверстников, способов достижения взаимопонимания.
  • Способствовать развитию моральных качеств, проявлению толерантности.
  • Мотивировать учащихся на формирование потребности в саморазвитии и самопознании.
  • Способствовать формированию необходимых волевых качеств и способности к волевому регулированию поведения на основе сознательных побуждений.
  • Учить применять методы аутотренинга, дыхательной гимнастики, мышечной релаксации, медитации для снятия психоэмоционального напряжения.  

Приёмы и формы работы:

     Каждое занятие проводится в стандартной форме и включает в себя следующие элементы:

- ритуал приветствия,

- разминку,

- основное содержание,

- рефлексию по поводу данного занятия,

- ритуал прощания.

     В ходе работы используются:

-  игровые методы,

-  метод группового обсуждения,

-  арт-терапия в различных её видах (рисуночная терапия, музыкотерапия, творческое рассказывание)

-  сказкотерапия,

-  метод аутогенной тренировки,

-  психогимнастика.

     Все занятия имеют одни и те же цели:

 - познавательные: сделать на основе наблюдений самостоятельные выводы, зафиксировать их в знаковой и речевой форме;

 - регулятивные: выделить и проговорить последовательность операций;

 - коммуникативные: уметь слушать собеседника, вступать в учебный диалог, договариваться.

      Основная идея занятия заключается в том, чтобы не принуждать человека к каким-либо действиям, а помочь стать самим собой, принять и полюбить себя. Программа направлена на формирование процесса самовоспитания и саморазвития личности детей.

Ожидаемые результаты:

  • становление и развитие личности учащегося как субъекта психической активности, способного брать на себя ответственность, самостоятельно ставить перед собой цели и находить пути их достижения;
  • умение адаптироваться в сложных современных условиях;
  • повышение представлений школьника о ценности самого себя и других людей; формирование положительного образа «Я»;
  • развитие эмпатии  как чувства сопереживания к другому человеку;
  • уменьшение  негативных эмоциональных проявлений (негативизм, немотивированное упрямство, склонность к агрессивным проявлениям в межличностном взаимодействии с одноклассниками, замкнутость, апатичность);
  • воспитание умения адекватно реагировать в различных бытовых, учебных, а также критических ситуациях;
  • формирование необходимых волевых качеств и способности к волевому регулированию поведения на основе сознательных побуждений.

 Программа «Тайна моего Я»  рассчитана на 17  часов.   Частота занятий - 1 раз в неделю.

Содержание программы

Раздел I.  Личностное самоопределение. (7 часов).

  • Представление о самом себе.
  • Познание своего Я.
  • Формирование адекватной самооценки.
  • Самопринятие.  
  • Моя индивидуальность.
  • Я в своих глазах и глазах других людей.
  • Чувство собственного достоинства.

РазделII.Учимся жить в современном мире.(10 часов).

  • Эмоции и чувства.
  • Работа с обидами.
  • Как справиться с гневом.
  • Агрессивное (конфликтное) поведение.
  • Навыки саморегуляции.
  • Мотивы наших поступков.
  • Взаимопомощь.
  • Управляем действиями и поступками.
  • Взаимодействие с окружающими людьми.
  • Будьте собой, но в лучшем виде.

Список литературы.

  1. Грецов А.Г. , Попова Е.А. Пойми как ты взрослеешь /Информационно-методические  материалы для подростков. Под общей редакцией проф. Евсеева С.П. – Спб, СПбНИИ физической культуры 2005
  2. Грецов А.Г. Лучшие упражнения для обучения саморегуляции /Учебно-методическое пособие. Под общей редакцией проф. Евсеева С.П. – Спб, СПбНИИ физической культуры 2006-  СПб.: Питер, 2006
  3. Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков -  СПб.: Питер, 2007
  4. Овчарова, Р.В. Практическая психология образования / Р.В. Овчарова. - Москва, 2003.
  5. Прихожан А.М. Психокоррекционная работа с тревожными детьми // Активные методы работы школьного психолога. М., 1990
  6. Рычкова Н.А. Дезадаптивное поведение детей диагностика, коррекция, психопрофилактика М. 2001.
  7. ХухлаеваО.В. «Тропинка к своему Я»: уроки психологии в начальной школе (1-4). – М.: «Генезис», 2006 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: "ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГОВ

Одним из важных направлений деятельности педагога-психолога образовательного учреждения  в условиях внедрения  стандартов нового поколения является психо...

Особенности сетевого взаимодействия при организации психолого-педагогического сопровождения и педагогической поддержки тяжелобольных детей

В статье представлен опыт сетевого взаимодействия учреждения здравоохранения и учреждения дополнительного образования по организации психолого-педагогического сопровождения и педагогической поддержки ...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КАРТА РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ (ребенка инвалида)

Образец  (пример) документации входящей в Карту индивидуального учёта обучающихся из числа детей инвалидов...

Психолого-педагогическое сопровождение студентов педагогического колледжа с ограниченными возможностями здоровья

Организация дистанционного и интегрированного (инклюзивного) профессионального образования открывает большие возможности для студентов-инвалидов в плане подготовки к профессиональной деятельности, улу...

Индивидуальная психолого-педагогическая карта одаренного ребенка.

Осуществляю учет индивидуальных особенностей обучающихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения, в связи с чем  разработала и применяю в педаг...

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка в дополнительном образовании

Психолого-педагогическое сопровождение - это профессиональная деятельность педагогов, взаимодействующих с ребенком в образовательной среде. ...