ОСНОВЫ ДИЗАЙНА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
статья на тему

Андреева Светлана Васильевна

В течение нескольких десятилетий, начиная с 1918 г., каждая общеобразовательная школа и дополнительное образование в нашем государстве обязательно была еще и трудовая политехническая. Задачей  художественного образования отражало социальный заказ общества: развивающейся экономике нужны были значительные массы квалифицированных рабочих для производства - отсюда и необходимость политехнической подготовки, и ранней профориентации. Именно физический труд считался едва ли не синонимом труда вообще и синонимом деятельности. Иначе говоря, предполагалось, что если хорошо учить школьника азам ремесла, то автоматически можно приучить его трудиться и вдобавок сориентировать в выборе будущей профессии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОСНОВЫ ДИЗАЙНА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

        В течение нескольких десятилетий, начиная с 1918 г., каждая общеобразовательная школа и дополнительное образование в нашем государстве обязательно была еще и трудовая политехническая. Задачей  художественного образования отражало социальный заказ общества: развивающейся экономике нужны были значительные массы квалифицированных рабочих для производства - отсюда и необходимость политехнической подготовки, и ранней профориентации. Именно физический труд считался едва ли не синонимом труда вообще и синонимом деятельности. Иначе говоря, предполагалось, что если хорошо учить школьника азам ремесла, то автоматически можно приучить его трудиться и вдобавок сориентировать в выборе будущей профессии.

        Сегодня школа призвана решать иные задачи; сами мы также в значительной мере освободились от прежних идеологических штампов и хорошо понимаем, насколько подобные требования и взгляды на ручной труд лишены серьезных научных оснований. Во - первых, вспомним, что умственный труд, который составляет основу учебной деятельности, требует от школьника значительно больших усилий чем рукоделие. Как когда то справедливо заметил К. Д. Ушинский, именно умственный труд является едва ли не самым тяжелым.

        Разумеется, рабочие для производства нужны и сегодня, но их подготовка по всем законам науки и даже просто здравого смысла не может начинаться с начальной школы. Вполне квалифицированных швею, плотника, столяра, наборщика, маляра и т. д. с успехом готовят в техникумах, профтехучилищах и колледжах. Сегодня обществу нужны люди самых разных профессий, в том числе учителя, врачи, конструкторы, нужны художники и философы и т. д. Но все чаще мы говорим, что каждый в своей профессии должен быть творческим работником. Таким образом, современный социальный заказ школе и в том числе художественному образованию заключается вовсе не в подготовке исполнителей, а в подготовке творцов, мыслящих людей.

        Время начала  двадцать первого столетия, приносит нам наряду с положительным, и множество отрицательных плодов. Уменьшение тяги к прекрасному, неразвитость художественного вкуса, несомненно, относятся к последним.

        Живопись, рисунок, скульптура, оказавшись в сложных условиях, утратив актуальность для широких народных масс, не потеряли своего значения для духовно развитых людей. Но, не смотря на всю бесспорную важность высокого изобразительного искусства, так ли пронизана ими жизнь рядового гражданина? Во многих ли домах бережно хранятся оригиналы, или хотя бы находятся репродукции живописных полотен, графических листов, слепки скульптур? Насколько часто даже высококультурный человек проводит время в музеях, посещает выставки? Ответ очевиден.

        Тем не менее, то, что, несомненно, относится к сфере изобразительного искусства, окружает людей в наше время повсюду: в метро, на улице, в магазинах. Оно проявляет себя на страницах журналов, в одежде, предметах быта, автомобилях, полиграфии. Я говорю о художественном оформлении и проектировании, или, используя более распространенное сейчас слово, о дизайне.

        Дизайн – в широком смысле – современное искусство художественного конструирования предметного мира; разработка образцов рационального построения предметной среды. В узком смысле – творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий, в том числе, внешних черт изделия.

        Однако многие сегодня считают слово "дизайн" синонимом чего-то сомнительного, чего-то, что трудно отнести к сфере изобразительного искусства. Дизайнер – это модная, но не имеющая однозначно положительной оценки, современная профессия.

        Конечно, оформление этикетки и афиши никогда нельзя будет ставить в один ряд с полотнами великих художников. Но ведь были времена, когда афиши рисовал Тулуз-Лотрек, а этикетки оформлял Альфред Муха. И это открывает нам лицо истинного дизайна – прикладной, но полноправной сферы изобразительного искусства. Того дизайна, чьи образчики: от рекламного плаката, до логотипа на ручке, от дизайна интерьера и ландшафтного дизайна до дизайна одежды и мелких бытовых аксессуаров, должны воспитывать у людей художественный вкус и тягу к прекрасному. И это воспитание, это положительное влияние должно начинаться с детства.

        Не смотря на то, что знакомству с дизайном учеников общеобразовательной школы уделено достаточное место в работах B.C. Кузина, Б.М Неменского, Т.Я. Шпикаловой, а программа Н.М.Сокольниковой полностью посвящена его изучению, на практике преподавание основ дизайна все еще встречается редко. Студенты ГАОУ СПО «Лениногорского - музыкально педагогического колледжа» проходя практику на уроках изобразительного искусства и творческих объединениях редко сталкиваются с достоверной информацией о преподавании дизайна. Из этого следует, что основы дизайна – тема хорошо раскрытая в педагогической литературе, но до конца не освоенная на практике.

        Дизайн органично соединяет эстетическое и трудовое воспитание, так как процесс создания вещи (от замысла до изготовления в материале) – наиболее эффективно развивает творческие способности, формирует эстетический вкус, воспитывает здоровые потребности человека. Детское дизайнерское творчество способствует развитию личности, дети познают радость созидания: в этом процессе учащиеся получают удовольствие от воплощения собственных идей на практике. Так же в дизайнерском творчестве на почти подсознательном уровне проявляется мир образов народного искусства, традиционность связей человека с природой. Современные взрослые дизайнеры активно используют народные мотивы, этот момент позволяет еще эффективнее развивать художественно-практические умения детей, одновременно знакомя их с историей национального и мирового народного творчества.

        Дизайн действительно занимает в жизни детей не последнее место, особенно в наше время, когда мир перенасыщен промышленной продукцией – дети постоянно интересуются журналами, открытками, постерами, одеждой и аксессуарами и прочими продуктами дизайна. Оградить детей от безвкусицы, объяснить, что и рекламный плакат, и афиша, и логотип на рюкзаке – все это должно быть грамотно исполнено с художественной точки зрения – отнюдь не второстепенная задача студента колледжа. Они не избегать этой сложной темы и дают детям ориентиры, которые позволят всегда выбирать правильное направление.

        При знакомстве  с основами дизайна главное внимание студенты обращают на изучение правил, приемов и средств композиции, цветоведения, основ формообразования, макетирования. Упражнения с двухмерным и трехмерным пространством развивают ощущение ритма, глубины пространства, движения и др.

        Обучение основам дизайна осуществляют во взаимодействии с обучением изобразительной грамоте как средством выражения творческой идеи, художественного образа – так удается достигнуть наиболее высоких показателей. Результатами дизайнерской деятельности становятся как двухмерные (эскизы, рисунки логотипов, афиш, рекламных плакатов, моделей одежды и пр.) так и трехмерные (композиции интерьера в технике бумагопластики, эскизы моделей одежды в материале). Студенты учитывают, что выполнение трехмерных работ требует гораздо большей сосредоточенности от ученика, на адекватное исполнение задания требуется три-четыре урока, тогда как двухмерные работы выполняются за одно-два занятия. В первом, втором и третьем классе они отдают предпочтение работе с двухмерным пространством, в четвертом – постепенно проводят работу с трехмерным. Зачастую одно и тоже задание может быть выполнено и в трехмерной и двухмерной форме, например результат работы над дизайном интерьера может быть представлен серией эскизов на бумаге, а может быть и объемной моделью помещения.

        Наиболее подходящими для выполнения дизайнерских работ и эскизов студенты используют следующие техники, которые могут использоваться в чистом виде, а так же органично дополнять друг друга:

• смешанная техника (например: вначале рисунок делается простым/цветным карандашам, потом добавляется акцент фломастером, либо вначале рисуем тушью, после высыхания тонируем акварелью).

• коллаж (произведение создаётся из вырезанных разнообразных изображений (рисунки в журналах, свои зарисовки, элементы аппликации из бумаги), наклеенных на бумагу). Возможен вариант с дорисовкой деталей.

• фотоколлаж (соединение нескольких фотографий, элементов фотографии). Так же возможен вариант с дорисовкой деталей.

        Главное, что хотят донести студенты, знакомя их с основами дизайна, – то, что дизайн – это сфера изобразительного искусства, и что в своем здоровом проявлении он способен рождать на свет шедевры: они показывают детям афиши Тулуза - Лотрека, этикетки, афиши и рекламные плакаты Альфонса Мухи, разработки для промышленного дизайна Казимира Малевича. И дети видят, что настоящий художник может превратить вещи повседневного обихода в произведения искусства. На занятиях проводимых студентами дети проявляют искреннюю заинтересованность и активность: ребята дополняют их рассказы, обсуждают полученную информацию, вспоминают что-то из собственного. Работы, созданные детьми иногда настолько удивительны, художественно непосредственны и грамотно решены, что современным дизайнерам есть чему поучиться у учеников школы.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ стартовых возможностей студентов специальности «Дизайн» среднего профессионального образования (художественного училища). Некоторые методические рекомендации их развития.

Размышление о поиске методических инструментов развития художественных способностей студентов художественного училища, будущих дизайнеров на стадии знакомства с принципами художественного формообразов...

Реферат на тему «Народное и декоративно-прикладное искусство в художественном образовании и воспитании школьников»

Глава 1. Декоративно-прикладное искусство в системе ценностей человеческой культуры1.1. Истоки декоративно - прикладного искусства1.2. Виды декоративно - прикладного искусстваГлава 2. Декоративно-прик...

Тесты по дисциплине "Основы дизайна и компьютерной верстки"

Тесты предназначены для профессии СПО "Мастер по обработке цифровой информации"...

КОМПЛЕКС МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ МДК 01.01 ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ ОДЕЖДЫ Раздел 1.Основы композиции и художественного проектирования костюма для специальности среднего профессионального образования: 29.02.04 Ко

КОМПЛЕКС МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТМДК 01.01 ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ ОДЕЖДЫРаздел 1.Основы композиции и художественного проектирования костюмадля специальности ср...