Значение растений в природе и жизни человека
план-конспект урока на тему

Илясова Екатерина Александровна

Технологическая карта открытого урока в 5 классе по теме: "Значение растени в природе и жизни человека".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме: «Значение растений в природе и жизни человека»

Автор

Илясова Екатерина Александровна

Предмет

Биология

Класс

5

Раздел

Растения

Тема урока

Значение растений в природе и жизни человека

Тип урока

Изучения нового материала

Цель

Раскрыть значение растений в природе и жизни человека

Задачи

Образовательная: познакомить с многообразием и значением растений в природе и жизни человека.

Развивающая: развитие понятий «экология», «культурные растения», «дикорастущие растения», развитие умений отвечать на проблемные вопросы.

Воспитательная: формирование научного мировоззрения, формирование экологического мышления.

Образовательные результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

1. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов

2.  Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

3.  Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.

4. Формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

5. Формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления.

6. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

Познавательные УУД:

1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

2.Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.  

3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

4. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.

Регулятивные УУД:

1.Умение создавать обобщения, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.  

2. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Коммуникативные УУД:

1. Умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать в паре и группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

1.Формирование представлений о значении растений в природе и жизни человека

2. Формирование представлений о знаниях основных правил поведения в природе.

Организация деятельности по достижению образовательных результатов

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

познавательные

регулятивные

коммуникативные

личностные

1

2

3

4

5

6

1. Организация урока /Установка к деятельности / (1 минута)

Организует класс, проверяет готовность учащихся к уроку, приветствует их

Готовятся к уроку, успокаиваются, настраиваются на работу, приветствуют учителя

-

Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотива-ции к обучению и познанию..

II. Общее введение, актуализация и мотивация учебной деятельности, целеполагание (5 минут)

1. Предлагает прослушать

стихотворение Н.А. Ерошквской.

Растения бывают разные:

Одни - красотой поражают,

Другие – очень опасные.

Ядом своим убивают.

Третьи считаем мы пищею,

Четвёртые – медоносами,

Пятые – просто лишними,

Растущими без пользы.

Но как гласит вечная

Мудрость народов Востока,

Есть травы не изученные,

Но нет растущих без прока.

Возьмите любое растение,

Его изучите внимательно,

И от какой-то болезни

Оно вылечит вас обязательно.Слайд 2.

2. Помогает ответить на вопрос: о чем идет речь в стихотворении?

Подводит к формулировке темы урока.

3. Предлагает записать число и тему урока: «значение растений  в природе и жизни человекаСлайд 3.

1. Слушают стихотворение.

2. Предполагают о чем идет речь в стихотворении, пытаются определить тему урока.

3.Записывают число и тему урока в тетрадь.

1. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

2.Структурирование знаний.

3.Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

1. Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно.

2. Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и пре-одолению препятствий.

1. постановка вопросов — инициативное сотрудничество.

2. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с за-дачами и условиями коммуникации; владение диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

1. Самоотношение и самооценка.

2. Установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей,  мотивов, жизненных интересов.

III. Проведение урока (25 минут)

1. Предлагает ответить на вопрос: какое значение имеют растения для людей?

Обобщает и корректирует ответы учеников(Растения выделяют в воздух кислород, необходимый для дыхания живых существ). Люди питаются растениями и продуктами, полученными из них. Делают ткани, бумагу. Многие растения лекарственные. Растения служат и как строительный материал)Слайд 4.

2. Предлагает ответить на вопрос: какое значение имеют растения для животных? Корректирует ответы

3. Предлагает ответить на вопрос: Могут ли животные и человек жить на Земле без растений? Корректирует и обобщает ответы.

4. Поясняет, что сегодня предстоит разделить растения на группы в зависимости от пользы, приносимой человеку.Предлагает работать в паре, как ребята из сказки «Двое из Ларца»Слайд 5.

5. Предлагает открыть первый ларец, который лежит перед ребятами и выполнить задание написанное на нем (Задание: Чем отличаются дикорастущие растения от культурных? Определите, где растение дикорастущее, а где – культурное).

Поясняет, что дикорастущие растения образуют растительный покров Земли. Они растут и размножаются без участия человека. Никто их не холит, не лелеет.

6. Предлагает осуществить самопроверку, сравнить выбранные дикорастущие растения с растениями представленными на слайде 6.

7. Предлагает записать определение. Дикорастущие растения – растения, которые растут и размножаются без участия человека

8. Предлагает ознакомимся с опасными для человека дикорастущими растениями, которые наиболее распространены у нас (амброзияслайд 7, циклохена слайд 8, борщевикслайд 9).

9.  Предлагает осуществить самопроверку, сравнить выбранные культурные растения с растениями представленными на слайде 10.

10. Предлагает записать определение.

Культурные растения – растения, специально выведенные человеком.

11. Поясняет, что культурные растения делятся еще на 4 группы, обращает внимание что эти группы будут рассматривать открывая ларцы и выполняя задания на них. Поясняет, что данные по группам культурных растений заносят в таблицу, которую им раздалиСлайд 11.

12. Предлагает открыть следующий ларец. (Задание: назови, из каких злаковых сделаны крупы, в ларце коробочки с крупами: манная, овсяная, перловка, пшено.)

Предлагает попытаться ответить на вопрос:к какой группе растений относятся пшеница, овес, ячмень, просо?

13. Предлагает заполнить первую строку таблицыСлайд 12.

14. Предлагает открыть следующий ларец и выполнить задание написанное на нем.

(Задание:Найди лишнее, в ларце картинки: томата, хлопчатника,  груши, яблока.)Слайд 13.

Предлагает попытаться ответить почему хлопчатник лишнее.

Поясняет, что хлопчатник относится к группе технических растений.

Предлагает заполнить следующую строку в таблице групп культурных растений Слайд 14.

15. Предлагает открыть следующий ларец и выполнить задание (Задание: распредели растения по группам).

Предлагает осуществить самопроверку Слайд 15.

Предлагает попытаться ответить на вопрос:по какому принципу вы разделили эти растения?

Поясняет, что астра относится к декоративной группе растений.

 Предлагает заполнить следующую строку в таблице, декоративную группу Слайд 16.

16. Обращает внимание ребят на слайд 17 и предлагает попытаться ответить на вопрос к какой группе относятся эти растения.

Предлагает заполнить последнюю строку в таблице по группе кормовых растений Слайд 18.

17. Обращает внимание, чторассмотрели дикорастущую группу растений и группы комовых растений, и что есть еще одна группа растений. Для того, чтобы разобраться какая существует еще группа растений предлагает  отгадать загадкиСлайд 19.

Ее обходят стороной,

Колючая и злая дива.

А как зовут траву? (Крапива)

Неприметна среди трав,

У нее спокойный нрав.

Кто полезностью гордится?-

Ароматная... (душица)

Вкусен чай и ароматен,

С ней он легок и приятен:

Листочки сорваны, помяты.

Что ты вдыхаешь? - Запах... (мяты)

Вдоль дорожек его встретишь,

Ранки, ссадины излечишь,

Сорвешь листочек осторожно.

Кто нас излечит? (Подорожник)

Предлагает ответить на вопрос: к какой группе относятся эти растения.

Обращает внимание на некоторые лекарственные растения нашей местности (Мать –и-мачеха Слайд 20, Шиповник Слайд 21)

1. Пытаются ответить на поставленный вопрос.

2. Пытаются ответить на вопрос (Для животных растения – это и “Дом” и “Пища”.)

3. Пытаются ответить на вопрос (Нет, не могут. Только растения образуют сахар, крахмал и другие питательные вещества, необходимые для человека и животных).

4. Настраиваются на работу в парах.

5. Читают задание, написанное на ларце (задание: чем отличаются дикорастущие растения от культурных?Определите, где растение дикорастущее, а где – культурное).

6. Осуществляют самопроверку, устраняю свои ошибки.

7. Записывают определение.

8. Знакомятся с опасными дикорастущими растениями произрастающими в нашей местности.

9. Осуществляют самопроверку по культурным растениям, устраняю свои ошибки.

10. Записывают определение.

11. Осмысляют, рассматривают таблицу.

12. Выполняют задания. Поясняют, что  Манная – из пшеницы, овсяная – из овса, перловка – из ячменя, пшено – из проса.

Предполагают, что все эти растения относятся к пищевой группе культурных растений.

13. Заполняют первую строку таблицы (пищевую группу).

14. Выполняют задание, предполагают, что лишнее – хлопчатник. Отвечают на поставленный вопрос: груша, яблоко относятся к группе пищевых растений.

Заполняют следующую строку в таблице по группе технических растений.

15. Выполняю задание из ларца.

Осуществляют самопроверку, исправляют ошибки.

Предполагают, что, лен относится к технической группе культурных растений, Лук, Огурец, Кабачок, Цветная капуста, Пшеница к пищевой.

Характеризуют в таблице декоративную группу культурных растений.

16. Рассматривают растения на слайде.

Пытаются ответить на вопрос, что растения относятся к кормовой группе культурных растений.

Заполняют в таблице строку по группе кормовых растений.

17. Структурируют свои знания.

Отгадывают загадки.

Предполагают. Что крапива. Душица, мята, подорожник относятся к группе лекарственных растений.

1. Структурирование знаний;

2. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

3. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

4. Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

5. Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

6. Построение логической цепи рассуждений;

7. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

1.Планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

2. Прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных  характеристик.

3. Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и пре-одолению препятствий.

1. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

2. Постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

3. Разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

4. Управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий;

5. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с за-дачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

1.самоотношение и самооценка.

2. Личностное, профессиональное, жизненное само-определение.

3. Установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей,  мотивов, жизненных интересов.

4. Осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости;

5. Выстраивание собственного мировоззрения;

6. Оценивание жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;

7. Оценивание экологического риска взаимоотношений человека и природы;

8. Формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды.

IV. Подведение итогов, рефлексия(10 минут)

Предлагает вспомнить значение растений, открыв  последний ларец (Задание: вспомните пословицы).

Сломить дерево — секунда, вырастить — ... (года).

Дорого дерево не только плодами, но и ... (листами)

Сажай лес в поле — будет ... боле. (хлеба)

Лук и капуста ... не пустят. (болезнь)

Морковь прибавляет ... . (кровь)

Подводит итоги о необходимости растений в природе и жизни человека, предлагает составить знаки как нужно себя вести в лесу.

Подводит итоги урока.

Призывает к бережному отношению окружающей среды.

Ребята, закончите пожалуйста, предложения:

Самым интересным для меня сегодня было...

На сегодняшнем уроке я задумался....

Зачитывает стихотворение. Помочь природе сложно, но если каждый начнёт с себя, то всё получится!

Выполняют задание из ларца, обобщают знания о значении растений.

Осуществляют рефлексии, отвечая на вопросы:  Самым интересным для меня сегодня было...

На сегодняшнем уроке я задумался....

Участвуют в подведении итогов урока.

1. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и форме.

2. Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

3. Построение логической цепи рассуждений;

4. Выдвижение гипотез и их обоснование.

1. Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

2. Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и пре-одолению препятствий.

1. Управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий;

2. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с за-дачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

1. Самоотношение и самооценка.

2. Личностное, профессиональное, жизненное само-определение.

3. Установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей,  мотивов, жизненных интересов.

4. Построение системы нравственных ценностей как основания личностного морального выбора.

5. Осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости;

6. Выстраивание собственного мировоззрения;

7. Оценивание жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;

8. Оценивание экологического риска взаимоотношений человека и природы;

9. Формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение игры в жизни человека.

Не случайно одни из важныхопределений человеческого существа является Homo ludens - “человек играющий».Великий Шиллер утверждал, что человек только тогда по-настоящему чувствует себячеловеком, когда о...

Значение спорта в жизни человека

Презентация про значение спорта в жизни человека....

Консультация для воспитателей "Растения уголка природы"

Главное правило - растения должны быть чистыми, ухоженными и безопасными для детей....

Тема: Роль растений в природе и жизни человека. Лесные ресурсы человечества. Практическое занятие № 8 «Редкие и исчезающие виды растений Краснодарского края»

Данный урок предназначен для студентов СПО дисциплины "Экологические основы природопользования". Даётся информация о роли растений в природе и жизни человека, значении лесных ресурсов....

Тема урока: «Понятие о дисперсных системах. Значение дисперсных систем в живой и неживой природе и практической жизни человека»

Тема: «Понятие о дисперсных системах. Значение дисперсных систем в живой и неживой природе и практической жизни человека»Цель: дать понятие о дисперсных системах, их классификация. Раскрыт...

Презентация к образовательному салону "Особенности ООП по разделу мир природы и мир человека"

Презентация к образовательному салону "Особенности ООП по разделу мир природы и мир человека"...

Общение как социально-психологический феномен. Значение общения в жизни человека

Общение – это уникальное социально-психологическое явление, общение – это “сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями со...