Комплексно-целевая программа ( для работы в общежитии) «Профилактика употребления ПАВ и правонарушений среди подростков»
календарно-тематическое планирование на тему

Зенина Ольга Владимировеа

В совремменных условиях серьёзно обострились проблемы социальной дезаринтации подростков. Перед каждым образовательным учереждением стоит задача организации действенной системы мер по профилактике отклонений в развитии личности и поведения подростка - профилактика правонарушений и употребления ПАВ

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Утверждаю»

Директор ГБОУ МО  

«МОЖИТ им. В.И. Бондаренко»

Парамонов С.С.

Комплексно-целевая программа

( для работы в общежитии)

«Профилактика употребления ПАВ

и правонарушений среди подростков»

Содержание.

1.Паспорт комплексно-целевой программы

2. Пояснительная записка……………

3.Мероприятия по реализации комплексно-целевой программы «Профилактика употребления ПАВ и правонарушений среди подростков»…………………………

4. Этапы реализации комплексно-целевой программы……………

5. Методы реализации программы                                                


1. Паспорт  программы

Наименование программы

«Профилактика употребления ПАВ и правонарушений среди подростков».

Разработчики программы

Заместитель директора по УВР Пакаева В.Н. .Воспитатели общежития: Соколова Т.А., Зенина О.В., Дик Я.В.

Назначение программы

Способствовать развитию ценностного отношения детей и молодёжи к наркотическим веществам; формировать личную ответственность за своё поведение, антинаркотические установки, пропагандируя здоровый образ жизни и профилактическую работу.

Создание  системы работы по профилактике употребления ПАВ и правонарушений среди подростков, позволяющей учащимся развиваться в благоприятной среде.

Задачи программы

- развитие у подростков позитивных отношений с окружающими, приобретение умения адаптироваться к отрицательным эффектам рекламы, выражать свои чувства, разрешать конфликты, сопротивляться давлению, которое угрожает здоровью и жизни;

- предупреждение употребления психоактивных веществ детьми и подростками;

- обучение учащихся навыкам ответственного поведения в пользу своего здоровья;

- привлечение молодёжи, попавшей в трудную жизненную ситуацию, к занятию общественно значимыми видами деятельности;

- профилактика правонарушений и преступлений, асоциальных явлений.

Сроки реализации программы

 2013-2016 уч. г.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы, их социальная эффективность

  1.  Повышение образовательного уровня  детей по вопросам здорового образа жизни.
  2. Информационное и методическое взаимодействие всех участников воспитательного процесса, направленное на предотвращение распространения наркомании, алкоголизма, токсикомании; пропаганду здорового образа жизни.
  3. Создание условий для развития личности учащегося, формирование       позитивной аутоидентификации,  ценностных ориентаций и установок, исключающих употребление наркотиков и минимизирующих прием других ПАВ, усвоении основных жизненных навыков, необходимых для успешной самореализации и противостояния возможному давлению со стороны потребителей ПАВ, а также в реальном  оздоровлении социального окружения учащегося.  

Участники реализации программы

Юноши и девушки, проживающие в общежитии, воспитатели, комендант,  педагог-психолог, социальный педагог, медицинский работник, родители..

Формы и методы реализации

Групповые занятия, беседы, интеллектуальные игры, конкурсы, дискуссии, спортивные турниры, поэтические вечера,

2. Пояснительная записка.

        Россия является страной традиционного употребления алкоголя. В нашем обществе существует целый ряд  стереотипов употребления алкоголя (по поводу торжественных, радостных и печальных событий). Можно утверждать, что к употреблению алкоголя и табакокурению наше общество относится с высокой степенью толерантности, несмотря на кратковременные усилия, направленные на уменьшение негативных последствий. И если, например, в отношении алкоголя у нас приемлемо контролируемое потребление, в отношении табакокурения – почти полная бесконтрольность, то по отношению к наркотикам провозглашается абсолютная нетерпимость. Следует заметить, что проблема наркомании является относительно новой для России  поскольку мощный нелегальный рынок наркотиков сформировался в последние  8 -10 лет.

Основной возраст алкогольного или наркотического дебюта – это возраст подростковый, являющийся критическим периодом в развитии человека. Это время сильных психофизиологических изменений, этап активного экспериментирования в различных сферах жизни. Выйдя из-под опеки взрослых, подростки оказываются неподготовленными ко многим ситуациям социального риска. К рискованному поведению подростка может привести значимая для него группа, которая приобретает серьёзное значение в формировании растущей личности. Поскольку среди особенностей развития подростков выделяются интенсивное формирование чувства собственного Я и при этом недостаточный уровень социальной компетентности, поэтому основой профилактической программы стала организация помощи учащимся по осознанию себя и своего жизненного пути.

Профилактика зависимостей, заболеваний,  асоциального, нездорового поведения не может осуществляться без систематического формирования у детей, подростков, молодёжи навыков здорового жизненного стиля. Их следует проводить одновременно с привлечением всех органов и учреждений системы профилактики, общественных организаций, средств массовой информации. Мероприятия и акции по профилактике аддиктивного поведения и формированию здорового образа жизни могут проводиться в различных формах. Когда мы говорим о профилактике злоупотребления теми или иными веществами, естественно мы обращаемся в первую очередь к учащимся, поскольку именно в этом возрасте и этой среде происходит массовое приобщение к наркотикам. Однако в профилактике необходимо обращение и к окружающему взрослому населению, которое несет ответственность за подрастающее поколение. Проблема профилактики должна рассматриваться во всей ее целостности.

       Для решения общей задачи – борьбы с наркоманией необходима координация действий всех субъектов системы с привлечением широкого круга общественности. Ведь «болезнь легче предупредить, чем лечить». Поэтому необходима широкая пропаганда среди детей здорового образа жизни и ранняя профилактика наркомании и токсикомании. Американские исследователи выявили свыше 50 наиболее распространённых причин, по которым школьники начинают употреблять наркотики, и только 3 причины, по которым они этого не делают. К последним относятся: страх, положительный пример близкого взрослого и положительный пример кумира.      Программа Профилактики направлена на все формы злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ), включая употребление табака, алкоголя, наркотиков и токсикантов.

Программа профилактики направлена на формирование навыков сопротивления наркотикам (ПАВ) на основе усиления ответственности личности в использовании ПАВ, увеличения социальной компетентности (межличностные отношения, самодостаточность, и твердость в сопротивлении), в соединении с укреплением негативного отношения к наркотикам.

Цель:

 – создание  системы работы по профилактике наркомании, токсикомании и правонарушений несовершеннолетних, позволяющей учащимся развиваться в благоприятной среде;

-  развитие у подростков позитивных отношений с окружающими, приобретение умения адаптироваться к отрицательным эффектам рекламы, выражать свои чувства, разрешать конфликты, сопротивляться давлению, которое угрожает здоровью и жизни.

Актуальность данной программы состоит в нарастании остроты данной проблемы среди подрастающего поколения, повышении требований в организации качественной работы по профилактике наркомании и формировании здорового образа жизни.

Поставленная цель реализуется через решение следующих задач:

- развитие у подростков позитивных отношений с окружающими, приобретение умения адаптироваться к отрицательным эффектам рекламы, выражать свои чувства, разрешать конфликты, сопротивляться давлению, которое угрожает здоровью и жизни;

- предупреждение употребления психоактивных веществ детьми и подростками;

- обучение навыкам ответственного поведения в пользу своего здоровья;

- привлечение молодёжи, попавшей в трудную жизненную ситуацию, к занятию общественно значимыми видами деятельности;

- профилактика правонарушений и преступлений, асоциальных явлений в ученической среде.

3.Мероприятия по реализации комплексно-целевой программы

 «Профилактика употребления ПАВ и правонарушений среди подростков»

№ п/п

Наименование мероприятия

Ответственный, должность

Сроки проведения ежегодных мероприятий

1

Воспитательные мероприятия:

Беседы: 

-«О наркотиках и наркоманиях»;

-«Гибель от передозировки»;

-«Проблемы здоровья наркоманов»;

-«Уголовная ответственность»;

-«Рост преступлений, совершаемых наркоманами»

Круглые столы , дискуссии::

-«Улица, подросток»;

-«Скажем наркотикам «Нет!»;

-«Привычки. Их влияние на детский организм»;

-«От вредной привычки к болезни всего один шаг»;

-«Понятие о правонарушениях»,( формы правовой ответственности ответственность человека за поступки, совершенные в состоянии опьянения);

-«Алкоголь и система пищеварения»;

 -«Заботиться о других – и долг и радость»;

-«Что такое здоровье?»;

-«Опасность вредных привычек»;

-«Учись преодолевать страх» и другие

Воспитатели, соц. педагог

Воспитатели, соц. Педагог, мед. работник, заместитель директора  по УВР.

В течение года

2.

Психологические тренинги, мозговые штурмы: «Учусь сопротивляться давлению», «Я и они», «Как сказать «нет».

Педагог-психолог, социальный педагог, воспитатели.

октябрь, апрель

3.

Плакаты, стенгазеты, конкурс рисунков «Я выбираю здоровый образ жизни»;  «Реклама и антиреклама табака и алкоголя»

Воспитатели.

Всемирный день борьбы с курением (18ноября);

ноябрь-декабрь

4.

Анкетирование «Моё отношение к наркотикам»

Воспитатели.

март-май

4.Этапы реализации комплексно-целевой программы:

I.  Подготовительный этап.

  1. Ретроспективный анализ литературы по данному направлению.
  2. Составление программы социальных действий с участниками воспитательного процесса.

II. Основной этап.

  1.  Тренинги, направленные на здоровый образ жизни.
  2. Спортивные мероприятия.
  3. Психопросвещение, круглые столы с приглашением специалистов.
  4.  Круглые столы, беседы по данной проблеме.
  5. Реализация мероприятий программы.

III. Аналитический этап.

1.Оценка результатов.

Участники программы

Основным звеном программы является коллектив юношей и девушек, проживающих в общежитии, педагогов, участвующих в организации и проведении мероприятий, направленных на здоровый образ жизни, профилактику наркомании и токсикомании, правонарушений.

5.Методы реализации программы:

Мозговой штурм. Метод используют для развития творческого мышления. Это помогает учащимся не быть строгим судьёй себе и другим. Попросит группу ребят выдать столько идей, сколько они могут, может, зафиксировать их на доске. Никто в группе не должен оценивать и комментировать: «Позитивные или негативные идеи?» По завершении мозгового штурма идёт оценка этих идей.

Развитие мнений через обсуждение и дебаты. Многие вопросы требуют обсуждения, т. к. учащиеся и педагоги часто имеют собственное мнение. Следовательно, очень важно определить своё собственное мнение. Во время обсуждения учащиеся понимают, что бывает множество мнений по одному вопросу.

Рекламные листки, плакаты, стенгазеты.  Можно сделать записи в форме рекламного листка, буклета, плаката – т.е. того, что может информировать других. Дизайн и иллюстрация становятся очень важными для детей, так как помогает им общаться.

Истории. Многие люди учатся на историях, которые являются важным путём передачи знаний и морали; и даже телевизионные «мыльные оперы» по-своему учат нас исследовать текущие события. Истории и рассказы позволяют ребятам переносить   свой  личный опыт в форму фантазий, и поэтому они не сообщают о себе те вещи, о которых хотелось бы умолчать. Различные люди по-разному интерпретируют одну и ту же историю. Народные сказки, рассказы о жизни, фантастика часто нужны нам, так как помогают лучше понять свои проблемы.

Работа в группах и парах. \юноши и девушки учится на чужих примерах, чужом опыте, поэтому работа в группе очень важна. Но управлять группой должен преподаватель, в обязанности которого входит следить, не доминирует ли кто-либо над другими, все ли участвуют в работе. В состав группы не должны постоянно входить только друзья, а с целью улучшения атмосферы в группе необходимо научится уважать чужую точку зрения, что способствует развитию коммуникативных навыков.

Программа предполагает:

  1. Организацию управления и контроля системы профилактической работы в общежитии.
  2. Проведение бесед с подростами о действии наркотических веществ на организм человека и его последствиях.
  3. Деятельность обучающихся, воспитательного процесса по предотвращению употребления и распространения психоактивных веществ.
  4. Индивидуальную работу с подростками.
  5. Работу с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы совета профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних в МБОУ лицей на 2012-2013 учебный год.

Задачи совета:1.      Реорганизовать систему деятельности по предупреждению безнадзорности антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и ...

Программа по профилактике правонарушений среди молодёжи в ПОУ

   Развивающемуся обществу необходимы образованные, нравственно – устойчивые люди, самостоятельно принимающие решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобил...

Методическая разработка мастер-класса: "Представление программы профилактики употребления наркотиков и ПАВ среди молодежи"

В данной разработке предложены материалы занятия по профилактике употребления ПАВ среди молодежи...

Тренинг по профилактике правонарушений среди подростков

Данная разработка направлена на повышение правовой грамотности, культуры поведения и соблюдения порядка в общественных местах молодежью....

1.4. Профилактика девиантного поведения учащихся (правонарушений, употребления ПАВ, суицидов)

Информация по профилактике девиантного поведения обучающихся ГБПОУ РТ "Тувинский политехнический техникум" (правонарушений, употребления ПАВ, суицидов)...

Родительское собрание Тема: Профилактика правонарушений среди подростков.

Цели: профилактика преступлений и правонарушений, совершаемых несовершеннолетними.Задачи: ознакомить родителей с видами ответственности, которую несут несовершеннолетние правонарушители и их родители,...