Методика изучения экономического и культурного взаимодействия Европейской России со странами ближнего зарубежья
статья на тему

Антонов Сергей Николаевич

Введение

Данная тема выбрана, т.к. у нас профессиональное учебное заведение и предмета «География России» у нас нет, но у нас есть такие предметы «экономическая и социальная география мира», «история костюма». А также получение знаний о географии России, патриотическое воспитание, воспитание толерантности реализуется в рамках многих предметов и внеклассных мероприятий.

У нас учатся выходцы из других стран, в основном из стран бывшего СССР, и воспитание толерантности необходимо.

Необходимо и понимание культурного единства русского мира.

Т.к. у нас учатся люди творческих специальностей для них необходимо и знание традиционных культур, и современные культурные тенденции. Наши учащиеся участвуют в международных конкурсах, где есть и современная европейская мода и чуть более консервативная, но яркая мода из регионов Средней Азии.

Стандарт среднего (полного) образования по географии предлагает раскрывать географию России во взаимосвязи с географией мира («Россия в современном мире»), изучать экономические и культурные связи России, проводить анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России.

Перечисленные факторы обуславливают актуальность данной темы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования

Институт общего образования

Кафедра естественнонаучного образования

Курсовой проект

Тема: «Методика изучения

экономического и культурного взаимодействия Европейской России

со странами ближнего зарубежья»

Выполнил Антонов С.Н.:

                                                               слушатель курсов повышения квалификации

                                                             «Теория и методика  обучения  в контексте ФГОС

 (География России)»

                                              преподаватель СПб ГБ ПОУ

«Колледжа Петербургской моды»          

                                                                                     Фрунзенского района  Санкт-Петербурга

Руководитель: Кузнецова Татьяна Станиславовна,

проректор по методической работе, доцент.

                                     

  Руководитель: Тарасова Людмила Васильевна,

старший преподаватель                                              

                                                                             

 

Санкт-Петербург

2016 г

Содержание

  1.  Введение………………………………………………………………3
  2.  Основная часть………………………………………………………..4
  3.  Выводы………………………………………………………………...8
  4.  Рекомендации…………………………………………………………9
  5.  Заключение…………………………………………………………..10
  6.  Список используемых источников…………………………………11

 Приложения (включая CD).

Введение

Данная тема выбрана, т.к. у нас профессиональное учебное заведение и предмета «География России» у нас нет, но у нас есть такие предметы «экономическая и социальная география мира», «история костюма». А также получение знаний о географии России, патриотическое воспитание, воспитание толерантности реализуется в рамках многих предметов и внеклассных мероприятий.

У нас учатся выходцы из других стран, в основном из стран бывшего СССР, и воспитание толерантности необходимо.

Необходимо и понимание культурного единства русского мира.

Т.к. у нас учатся люди творческих специальностей для них необходимо и знание традиционных культур, и современные культурные тенденции. Наши учащиеся участвуют в международных конкурсах, где есть и современная европейская мода и чуть более консервативная, но яркая мода из регионов Средней Азии.

Стандарт среднего (полного) образования по географии предлагает раскрывать географию России во взаимосвязи с географией мира («Россия в современном мире»), изучать экономические и культурные связи России, проводить анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России.

Перечисленные факторы обуславливают актуальность данной темы.

        Специфика состоит в том, что в профобразовательных учреждениях изучение географических вопросов, связанных с Россией, осуществимо с опорой на различные учебные предметы и внеклассные мероприятия.

I. Реализация методики изучения экономических и культурных связей России в рамках «Социальной и экономической географии мира».

Часть задач по изучению экономических и культурных связей Европейской России реализуется при изучении «Социальной и экономической географии мира» в теме Региональная география мира (2-3 урока).

        В данной теме можно выделить несколько занятий на изучение регионов наших ближайших соседей:  Прибалтики, Республики Белорусь, Украины, Донбасса.

        При изучении Прибалтики, делается акцент на краткое ознакомление с историей данного региона, на общее в истории и культуре. Например, великий архитектор Ф.Б. Растрелли строил в Санкт-Петербурге и в Курляндии (территория современной Латвии).

        Раскрывается значение туризма из России в Прибалтику, а также проблемы, связанные с политическими вопросами негативного отношения властей прибалтийских республик к России, негативного влияния этого на экономику региона, на культурные контакты, на туризм.

        Изучается Республика Белорусь - одно из двух признанных официально государств, в которых русский язык являете государственным. Уникальность Белорусской экономики, сочетающей некоторые черты социалистической экономики (сохраняющей традицию от СССР) и капиталистической экономики.

        Изучить культурное единство наших стран – важная задача, т.к. страны-государства разные, а один народ, одна культура, но есть региональные особенности и одна религия.

        Изучить Украину с изучением общности истории, традиционной культуры и важности экономических связей для обоих государств.

        Изучить Донбасский регион. Значение региона, который имел еще в Российской Империи большое экономическое значение, и является одним из главных индустриальных регионов Восточной Европы.

        Необходимо, хотя и краткое, изучение Молдовы и региона Днестра.

        Когда я вел уроки по «Социальной и экономической географии», уделял 1-2 урока, в зависимости от программы, для изучения наших ближайших Европейских соседей.

        II. В курсе «Общая биология», в разделе «Основы экологии» говорится о необходимости совместно охранять природу регионов и планеты в целом. Это люди нарисовали границы, а для животных, воздуха и воды их нет. И совместно нужно охранять природную среду, реки и другие водоемы, животный мир, заботиться о безопасности мигрирующих птиц. Природа - это достояние всего человечества.

        III. Изучение культурных связей России реализуется в рамках классных часов.

        Провожу классные часы, посвященные воспитанию дружбы народов и толерантности.

        Очень актуально говорить о культуре и искусстве стран средней Азии, т.к. важно воспитывать толерантность в данном направлении в связи со значительностью общин народов - выходцев из данного региона.

        Был проведен классный час, посвященный культуре и истории Средней Азии.

        Был проведен классный час, посвященный республике Белорусь и её культуре и моде, в ходе этого занятия были использованы как материалы из интернета, так и мои фотографии, сделанные при поездке в республику Белорусь, а также фотографии работ белорусских дизайнеров, сделанные мной на международном фестивале «Невские Берега».

        Был проведен классный час, посвященный этнической тематике в современной моде, где рассказывалось о влиянии этнических мотивов на современную моду, этнические и исторические мотивы в оформлении орнаментов современных изделий.

        Обучающийся группы в ходе классного часа рассказал о культуре и моде в Приднестровье - его Родине.

        Именно классные часы позволяют реализовать значительную часть культурологического воспитания, патриотического воспитания, воспитания бережного отношения к природе (экологического воспитания), воспитания толерантности.

        IV. Другие формы внеклассной работы.

        Оформление стенгазет, посвященных культуре,  другие творческие работы, рисунки традиционных костюмов и многое другое.

        V. Посещение с группой (как классный руководитель) Международного Фестиваля красоты «Невские Берега».

        Наши обучающиеся и студенты участвуют в международной олимпиаде по парикмахерскому искусству «Невские Берега», а также участвуют в соревнованиях стилистов и дизайнеров.

        Знания по географии и культуре помогают обучающимся создавать более интересные образы, помогают видеть другие культуры, представленные на данном конкурсе и в целом.

        На конкурсе очень теплая  обстановка, человечное отношение, добрые комментарии ведущей. Например, когда вышла на подиум участница из Макеевке (Донбасс), ведущая призвала болельщиков дружно поддержать участницу.

        То, что учащиеся, соревнуются вместе с представителями других стран и участвуют в качестве болельщиков, помогает воспитанию толерантности.

        

        Выводы

        В рамках уроков по различным предметам, а также внеклассных мероприятий возможно изучение «Экономических и культурных связей Европейской России» и возможно во многом решить воспитательные задачи – патриотического воспитания, культурологического воспитания и воспитания толерантности.

        Но пока многие воспитательные аспекты реализуются не совсем комплексно, и мероприятия оторваны друг от друга: отдельные уроки, классные часы, внеклассные мероприятия.

        Рекомендации

  1. Больше уделять внимание изучению стран ближнего зарубежья, с которыми Россия имеет тесные экономические и культурные связи.
  2. При изучении культурологических аспектов географии использовать классные часы.
  3. Различные творческие конкурсы и задания использовать для изучения культуры, а также для патриотического воспитания, воспитания толерантности.

Заключение

        Изучение географии в целом и отечественной культуры во взаимосвязи с культурой других стран способствует развитию творчества учащихся (для учащихся творческих профессий география несет очень большой образовательный потенциал), способствует воспитанию патриотизма, взаимоуважения представителей разных культур и позволяет лучше ориентироваться в жизни, например, при путешествиях и отдыхе.

        Изучение географии России во взаимосвязи с ближайшими странами соответствует образовательным стандартам и необходимо для развития личности учащихся.

Источники

  1. Сайт Министрерства образования и науки России

минобрнауки.рф/документы/923

  1. Сайт Министерства культуры России  http://mkrf.ru/
  2. Сайт Министерства культуры Белоруссии  kultura.by/ru/
  3. Сайт Министерства культуры Донецка mincult.govdnr.ru/
  4. Сайт Комитета по культуре Санкт-Петербурга spbculture.ru/ru
  5. Сайт Международного Фестиваля Красоты Невские Берега  nevberega.ru