Блок социально значимых мероприятий.
методическая разработка на тему

Гордиенко Н.Д.

Разработка ППФП для строителей, требования к ППФП, Показательный урок по ППФП для строителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОГБПОУ  « Рославльский многопрофильный колледж»

Методическая разработка

на тему:

«Профессионально-прикладная физическая

подготовка учащихся строительного профиля»

Разработала:

Гордиенко  Н.Д.

2014 год.

Содержание

1. Введение. Актуальный выбор тем.

2. Теоретическое обеспечение темы.

3. Практическая часть.

4. Приложение.

5. Результативность работы.

6. Список литературы.

7. Информационный носитель.

Введение.

Важнейшей задачей  учреждений  среднего  профессионального образования является подготовка рабочих высокой квалификации. Выполнение этой задачи требует совершенствование учебного процесса, в том числе физического воспитания, которое является неотъемлемой частью системы обучения и воспитания молодых рабочих. Физическое воспитание, построенное с учётом будущей профессиональной деятельности учащихся, влияет на развитие определенных функций и систем организма, необходимых для приобретения высокой квалификации.

Прикладная направленность физического воспитания – настоятельная необходимость, диктуемая естественное развитие теории и практики  профессионального обучения. Здесь скрыты огромные резервы для того,  чтобы сделать подрастающее поколение здоровым и физически совершенным, хорошо подготовленным к трудовой деятельности.  Введение в практику системы СПО  специальной физической подготовленности учащихся – это не просто улучшение физического воспитания, а, прежде всего качественный переход на новый, научный уровень обучения и воспитания учащихся. Управление этим процессом, осуществляемого преподавателем физического воспитания, требует неустанного повышения его квалификации, овладение знаниями в области физиологии, психологии, профессиональной подготовки.

В системе СПО профессионально – прикладная физическая подготовка учащихся в соответствии с требованиями производства стала практиковаться  сравнительно недавно. Вполне естественно, что не все стороны этой проблемы разработаны достаточно полно. Часто вопросом профессионально - прикладной физической подготовки уделяется необоснованно мало внимания. Одна из причин этого заключается в том, что до сих пор не достаточно раскрыты теоретические основы этой проблемы, без которых не возможна полноценная разработка содержания физического воспитания по отдельным профессиям. Специфические  условия строительства требуют от человека определённых  профессионально важных психофизических качеств, уровень которых не может быть обеспечен лишь средствами общей физической подготовки. Поэтому на примере строительных профессий представляется наиболее удобным решить целый ряд важных вопросов профессионально-прикладной физической подготовки учащихся. Однако из-за ограниченного объёма многие важные вопросы данной проблемы рассматриваются сжато.

Необходимость специальной физической подготовки

                                                         учащихся .

Одной из главных задач физического воспитания  является профессионально-прикладная физическая подготовка к труду, способствующая развитию физических и психических качеств, двигательных навыков применительно к профилю приобретаемой профессии. Для решения данной задачи следует подготовить организм соответственно особенностям избранного вида груда, развить и укрепить необходимые органы и системы, наладить совершенную координацию в их работе. Эффективность использования специальной физической подготовки зависит от своевременного включения соответствующих физических упражнений в учебный процесс. Главное условие укрепление глубоких и прочных изменений в организме (адаптационные изменения)- систематическое и длительное выполнение этих упражнений. По данным ученых, специальная физическая подготовка приобретается ежедневной тренировкой на протяжении нескольких месяцев. Для совершенствования профессионального мастерства рабочих строителей большое значение имеет развитие основных физических качеств и запас двигательных навыков, которые являются базой для длительного выполнения сложных рабочих операций в специфических условиях производства. Для целевого развития определённых физических качеств и формирования двигательных навыков обязательно многократное выполнение специально подобранные физические упражнений. Эффект применения этих упражнений меняется в зависимости от длительного выполнения, чередования с другими упражнениями и степени их новизны. Например, упражнение на расслабление, применяемые после силовых упражнений, повышают и мышечную эластичность. Чередования упражнений для различных мышечных групп отдаляет утомление, а длительное выполнение упражнений вызывает в организме значительные биохимические изменения. Применение упражнений с новыми элементами благоприятствуют изменениям, стимулирующим дальнейшую деятельность. В зависимости от времени включения упражнения в уроке меняется направленность его и характер воздействия на организм учащихся. Так, если в начале урока прыжковые упражнения способствуют развитию скоростно-силовых качеств, то те же упражнения в конце урока развивают специальную выносливость. Для успешной подготовки будущих рабочих к труду следует использовать все формы физического воспитания: утренею гигиеническую гимнастику, урок физического воспитания, внеклассные занятия и др. Причём объём и интенсивность использования специальных средств должны определяться специфическими особенностями осваиваемой профессии, тренируемостью качеств, уровнем физической подготовленности занимающихся и другими факторами.

                        Профессионально важные качества работы.

Под влиянием длительной профессиональной деятельности у человека формируется определённое соотношение различных психических и физических качеств, которое является типичным для конкретной профессиональной группы. Большинство профессий можно объединить в группы по сходству психофизических качеств, так как по профессиональному содержанию они различаются незначительно. Например, труд большинства операторов отличается только смысловым содержанием, а протекание психических процессов, их нервно-эмоциональная окраска и двигательная активность мало зависит от профессиональной принадлежности к определённой отрасли хозяйства.

В числе профессиональных важных качеств для таких профессий большинство связанных с психической деятельностью: быстрота принятие решений, большой объём и устойчивость внимания на фоне общей гипокинезии и гиподинамии, которые делают профессию оператора весьма типичной. Вместе с тем, для некоторых профессий необходимы не только высокий уровень развития психических качеств, но и предварительный отбор абитуриентов с учётом требуемых качеств. К таким профессиям относятся монтажники-высотники, монтажники линий электропередач, сталевары, моряки и др. Например, профессионально важные качества для верхолазов смелость, решительность, устойчивость к стрессовым нагрузкам в условиях высоты, повышенная координация движений. Моряку в первую очередь требуется умение отлично плавать, хорошая вестибулярная устойчивость к качке, психическая уравновешенность в сложных условиях плавания. Группы профессий отличаются друг от друга, и чтобы определить, какие качества выделить как профессионально важные, достаточно хорошо знать содержание профессий. Можно воспользоваться также методом математической статистики, который заключается в расчёте корреляции между уровнем профессионального мастерства и степенью развития психических качеств. Этот способ даёт более объективные данные, но он трудоёмок, так как требует определение целого ряда показателей у групп квалифицированных рабочих. Один из сложных моментов в освоение профессионального мастерства - устранение внутренних противоречий между профессионально важными качествами. Каждому тренеру, преподавателю известно, что некоторые физические качества «плохо уживаются друг с другом». Наиболее типичный пример для профессиональной подготовки - отрицательный перенос качества силы на выносливость, а также быстроты на выносливость. Но для многих профессий требуется сочетание именно таких качеств. Однако специальную выносливость выпускникам предстоит развить в процессе самостоятельной работы. Процесс профессиональной адаптации нередко длиться несколько лет. Таким образом, общую выносливость организма, которая оказывает самое непосредственное влияние на формирования специальной выносливости, необходимо включить в число профессионально важных физических качеств.

              Планирование учебной работы по физическому воспитанию

                                      с учетом специфики обучения .

Общие   вопросы.   Планирование   учебного   материала       процесс   творческих   и трудоемкий. Ценность учебной документации определяется, во-первых, тем,  в какой мере она помогает решить основные задачи, поставленные перед физическим воспитанием, а во-вторых, тем, насколько она соответствует современному уровню развития науки и практики. Планирование учебной работы по физическому воспитанию значительно отличается от планирования её по другим учебным предметам. Это обусловлено спецификой процесса обучения двигательным действием, структурой программы, а также необходимостью наряду с решением оздоровительных, образовательных и воспитательных задач целенаправленно воздействовать на профессиональную подготовку учащихся. Учитывать сложность овладение профессиональным мастерством и необходимостью специализированной физической подготовки организма человека к предстоящему труду, в процессе физического воспитания учащихся строительного профиля должны быть решены и дополнительные задачи: развитие профессионально важных качеств, формирование специальных для данной профессии двигательных навыков, профилактика профессиональных травм и заболеваний, воспитание необходимых для данной профессии волевых качеств, ускорение процесса профессиональной адаптации и ряд других. Успешность решения данных задач требует совершенствования планирование процесса физического воспитания. Все документы планирования должны разрабатываться с учетом задач профессионально прикладной физической подготовки. Анализ производственной деятельности рабочих общестроительных профессий (каменщики, арматурщики, бетонщики и др.) позволяет назвать профессионально важными качествами для этих профессий глазомер, силу, мышц кисти и спины, равновесие. Определены также специфические условия их работы, возможны профессиональные заболевания, травмы и причины их возникновения. Планирование учебного процесса физического воспитания в колледже  включает в себя систему мероприятий, определяющих организацию, содержание и методику физического воспитания. От планирования учебного процесса зависит успех овладение профессиональными навыками и знаниями, необходимыми для будущей профессиональной деятельности. Основными документами при планировании являются программа физического воспитания, учебный план, годовой график учебного процесса (отдельно для каждого года обучения), рабочий поурочный план (графический или тематический) и конспекты уроков. Планирования включает задачи, средства и методы учебно-воспитательной работы, очередность развития основных физических качеств, перечень  теоретических  сведений,   последовательность   формирования   необходимых двигательных навыков и др. Начинается планирование с чёткой постановки общих учебно-воспитательных задач. На весь период обучения они определены в объяснительной записке к соответствующей программе. Так, в программе по физическому воспитанию учащихся строительного профиля к общим задачам отнесены:

  1. содействие     гармоническому     развитию     растущего     организма
    учащихся; организация  необходимого для сохранения  и укрепления  здоровья
    двигательного режима и поддержания высокой работоспособности;
  2. формирование      специальных     знаний,     умений      и      жизненно
    необходимых двигательных  навыков  и  физических  качеств,  обеспечивающих
    подготовку учащихся к предстоящей трудовой жизни, деятельности и защите
    Родины;
  3. профессионально        прикладная   физическая   подготовка   к   труду
    применительно   к   профилю   приобретаемой   специальности,   способствующая развитию   профессионально   важных   физических   и   психических качеств   и двигательных навыков;
  4. воспитания   привычки   к   систематическим   занятиям   физическими
    упражнениями;
  5. воспитания   учащихся организаторских навыков с целью подготовки
    их к общественной работе;
  6. спортивное совершенствование наиболее подготовленных учащихся.

1. Сообщение теоретического материала по разделам:

а) влияние физических упражнений на организм человека;

б) физическая культура в быту учащихся;

в) физическое воспитание в профессиональном лицее;

г) физическая культура и спорт в России;

д) лёгкая атлетика;

е) гимнастика;

ж) другие виды спорта.

2. Изучение техники программных видов спорта:

а) лёгкой атлетики:  бега на средней дистанции, бега на  короткие дистанции,
прыжков в длину с разбега, прыжков в высоту с разбега, метание гранаты;

б) гимнастика:    вольных    и    хореографических    упражнений,  акробатических упражнений, упражнение на брусьях, упражнений на перекладине, опорного прыжка, упражнение на бревне;

в) лыжной подготовки: спусков и подъёмов, лыжных ходов, переходов с одного
хода на другой:

г) баскетбол: ловли и передачи мяча, передвижений и остановок, ведение мяча,
бросков но кольцу.

3.Повышение уровня развития основных физических качеств:
         
а) выносливость;

б) силы;

в) ловкости:

        г) быстроты:

        д) гибкости.

4. Повышение уровня специальной физической подготовки:

а) развитие профессионально важных качеств строителей (глазомера, равновесия, точности движения, силы мышц кисти);

б) предупреждение травматизма и профзаболеваний;

в) воспитание специальных  морально -    волевых  качеств (умение бороться  со значительным однообразными силовыми нагрузками, смелость и др.).

5. Учёт и контроль уровня физической подготовки учащихся:

а) приём контрольных испытаний;

б) приём учебных нормативов;

в) проверка домашних заданий.

6. Воспитание устойчивого интереса и привычки к систематическим занятиям
физической культуры и спортом.

        

IV. Попутное и целенаправленное развитие профессионально важных качеств бедующих строителей:

а) глазомера;

б) равновесие;

г) сила мышц спины и рук.

V. Ускорение    адаптации    к    специфическим   условиям    производственной деятельности:

а) метеорологические;

б) предупреждение травматизма и др.

VI. Проверка и оценка уровня теоретической, физической, технической и морально-волевой подготовки учащихся:

а) приём учебных нормативов: по технике, по количественным нормативам;

б) приём домашних заданий: по теории, по практике.

Подбор и использование физических упражнений для профессионально-прикладной физической подготовки учащихся строительного профиля.

Уроки лёгкой атлетики. В программы , в раздел «Лёгкая атлетика» включены ходьба, бег на короткие и средние дистанции, прыжки в длину и  в высоту   с    разбега,    метания    гранаты,   толкание   ядра   и   др.    Целенаправленные систематические занятия этими упражнениями развивают выносливость, силу, быстроту, ловкость, гибкость и другие качества, необходимые для быстрейшего овладения разнообразными двигательными навыками. Многие легкоатлетические упражнения способствуют развитию важных качеств, помогающих овладению профессией строителя (силы мышц кисти, «ручной» ловкости, глазомера и др.).

Средства лёгкой атлетики способствуют решению таких важных задач
профессионально-прикладной физической подготовки, как выработка общей
выносливости организма путём        использования беговых нагрузок небольшой интенсивности, помогающих формированию специальной работоспособности; повышение устойчивости организма к действию метеорологических факторов путём регулярного проведения занятий на открытом воздухе
.

Уроки гимнастики. Гимнастика одно из важнейших средств физического воспитания учащихся. Занятия гимнастики включают строевые, общеразвивающие, вольные, акробатические упражнения на гимнастических снарядах, элементы художественной гимнастики для девушек и др.; предусмотрено также освоение целого ряда упражнений прикладного характера лазания, преодоление препятствий, упражнений в равновесии и т.д.

Отличительной особенностью гимнастики является возможность избирательного развития отдельных мышечных групп и физических качеств, которые играют важную роль для формирования профессионально мастерства бедующих рабочих. Преимущества гимнастики как профессионально-прикладного вида спорта заключается в возможности локального развития многих физических качеств силы, гибкости, ловкости, вестибулярной устойчивости и т.д. Эти качества имеют большое значение для овладения большинством строительных профессий.

Уроки спортивных игр. Спортивные игры помогают физическому и психическому воспитанию подростков, подготовки их к трудовой деятельности. Программа физического   воспитания      в    строительных лицеях предусматривает   занятия   баскетболом, волейболом, ручным мячом, футболом. Исходя из специфики воздействия спортивных игр на организм, для учащихся строительных лицеев можно рекомендовать занятия баскетболом. Они способствуют развитию и совершенствованию силы мышц, точности движения рук, глазомера, быстроты двигательной реакции и многих других качеств, которые имеют большое значение для овладения профессией строителя и бедующей работы.

На спортивные игры  отводится по 10 ч на первом и втором годах обучения и 6 ч - на третьем. Учитывая большие возможности баскетбола в развитие профессионально-прикладной физической подготовки. Рекомендуется широко использовать занятия баскетболом во внеклассной работе. Рассмотрим далее сущность некоторые профессионально важные качества строителя глазомера, равновесия, «ручной» ловкости, соразмерности и точности движений, способы их развития и измерения.

            Сила- основное физическое качество строительных рабочих.

Одним из наиболее важных качеств строителя является сила. Проявление силы при выполнение различной работы могут быть разными: статистическая сила, силовая выносливость (статистическая и динамическая), динамическая сила, её разновидность амартизационно - уступающая сила. Для работы строительных работ (каменщиков, арматурщиков, бетонщиков и др.) характерны значительные физические нагрузки на мышцы кисти, спины, предплечья и плечевого пояса, среди них как динамические, так и статистические нагрузки, особенно на мышцы левой руки и спины (у каменщиков). Работа арматурщиков и бетонщиков так же, как и каменщиков, требует значительных мышечных усилий статистического и динамического характера в связи с большим весом перфоратор и трамбовок. Чтобы учащиеся успешно овладели этими профессиями и производительно трудились без ущерба для здоровья, необходимо уделять значительное внимание их силовой подготовке. Силовые упражнения следует подбирать в соответствие с динамической структурой и сходство нервно-мышечной работы при выполнение различных производственных действий.

Труд строителей - столяров, маляров, каменщиков и др. требует не только приложения значительных усилий, но и равномерного распределения их в течение рабочего дня, способности быстро переключиться от напряжения к расслаблению, от статистических  усилий   к  быстрому  движению.  Для  силовой   подготовке  учащихся волейболом, ручным мячом, футболом. Исходя из специфики воздействия спортивных игр на организм, для учащихся  можно рекомендовать занятия баскетболом. Они способствуют развитию и совершенствованию силы мышц, точности движения рук, глазомера, быстроты двигательной реакции и многих других качеств, которые имеют большое значение для овладения профессией строителя и бедующей работы.

                                                 Виды силовых упражнений.

Упражнения без отягощений:

-напряженное сгибание и разгибание пальцев;

-сгибание и разгибание кисти с теннисным мячом;

-напряжённое сгибание и разгибание кисти;

-отталкивание кистью от поверхности опоры;

-отталкивание рукой от поверхности опоры;

-отведение и приведение кисти;

-сгибание и разгибание кисти с определённой дозированной нагрузкой;

-в упоре лёжа сгибание и разгибание рук;

-опираясь на выпрямленные пальцы;

-с широким расположением кистей (на двойную ширину плеч);

-с узким расположением кисти (одна кисть на другую);

-с преимущественной нагрузкой на одну руку;

-с поочерёдным сгибанием рук;

-в упоре лёжа переступаниями или прыжками на руках описать окружность (упражнение «циркуль»);

-в упоре лёжа продвижение боком с одновременными прыжками на руках и ногах;

-в упоре лёжа поднимание рук вверх;

-в упоре лёжа передвижение вперёд, "волоча" ноги с оттянутыми и расслабленными носками;

-в упоре сзади передвижение во всех направлениях, сгибая ноги; в упоре лёжа на животе, захватив руками голень, прогнуться;

-лёжа на спине руки вдоль туловища, поднимая прямые ноги, коснуться носками пола за головой;

-лёжа на животе, руки за головой, ноги фиксированы - поднимание туловища вверх – назад;

Упражнение с отягощениями.

Упражнение с гантелями:

  • поднимание рук через стороны вверх;
  • поднимание рук в стороны;
  • поднимание рук вверх скрестно перед грудью;
  • разведение рук в наклоне;
  • сведение прямых рук перед грудью;
  • подъём гантелей прямыми руками вперёд, лёжа на гимнастической скамейке;
  • лёжа на скамейке лицом вниз, разведение рук в стороны.

Упражнение с набивными мячами:

  • поднимание мяча вперёд, вверх из различных исходных положений:
  • и.п.- стоя на коленях, мяч в опущенных руках сзади: отведение мяча назад;
  • подбрасывание мяча левой, правой вверх из исходного положения: стойка руки в стороны с последующей ловлей двумя руками;
  • и.п. - сидя и держа мяч у груди, повороты туловища в стороны с одновременным выпрямлением рук вперёд;
  • и.п.- сидя, ноги врозь, мяч вверх; поворачивая туловища в сторону развести руки в стороны, удерживая мяч на левой, правой ладони;
  • толчки мяча одной рукой от груди вверх с последующей ловлей его одной и другой рукой;
  • бросок мяча через голову или поворотом туловища, стоя спиной к партнёру;
  • бросок мяча двумя руками между ног, стоя спиной к партнёру.

Упражнение с гирей.

  • поднимание гири к плечу одной рукой;
  • вырывание гири одной рукой и т.д.; поднимание гири к груди сгибанием рук в локтях из стойки ноги врозь;
  • подтягивание гири в наклоне вперёд;
  • жим гири одной и двумя руками;
  • броски гири вперед двумя руками;
  • жонглирование гирей;
  • сгибание и разгибание кистей в лучезапястном суставе на кисте -укрепителе;
  • круговые движения с гирей одной и другой рукой.

Выполнение силовых упражнений.

К выполнению силовых упражнений предъявляются следующие требования:

1. Силовые упражнения должны воздействовать, прежде всего на  мышечные
группы, которые несут основную нагрузку при выполнение рабочих операций, К ним
относятся:

  • сгибание и разгибание кисти;
  • сгибание и разгибание рук и плечевого пояса;
  • мышцы спины;
  • дельтовидные мышцы и др.

2.  Для развитие силы следует выполнять упражнения в медленном темпе.

3. Количество повторений в подходе должно быть не менее 4-5 и не более 8-10.
Многократное повторение увеличивает продолжительность напряжение мышцы, а это
одно из основных условий развития силы.

4. Силовая нагрузка возрастает постепенно как по объёму, так и по интенсивности.

5. После    силовых    упражнений    рекомендуется    выполнять    упражнения    на
расслабление, имитационные упражнения и др.

6. Вес отягощения для начинающих    от 35 до 60 от максимального.

7. Решающее значение для развития имеющих последние попытки.

8. Чрезмерные настуживания противопоказаны.

9. Для развития силы более эффективно использование динамических упражнений,
чем изометрических.

10. Наиболее эффективен метод повторного поднимания непредельного веса (метод повторных усилий) и его разновидность - выполнение упражнений «до отказа».                                                    

          Равновесие - профессионально важное качество.

Уравновешивание тела и его частей в пространстве - одна из реакций организма человека, позволяющая приспособиться к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды. От степени развития функции равновесия зависит точность выполнения различных движений.

Установлено, что большое количество производственных травм у рабочих происходит в результате различных срывов, падений, вызываемых нарушением равновесия тела. Основные регуляторы равновесия вестибулярный аппарат и мышечные ощущения подаются тренировки с помощью средств и методов физического воспитания, особенно в детском возрасте. Следует отметить, что упражнения в равновесии кроме основной - функции способствуют формированию правильной осанки, развитию координации движений, воспитанию смелости, уверенности в своих силах.

Для успешного овладения профессией строителя необходимо совершенствовать вестибулярный аппарат. Укреплению вестибулярного аппарата поможет система упражнений, начиная с самых простых - наклоны головы (вперёд, назад, в стороны) и кончая упражнениями на специальных конструкциях и снарядах. Эти упражнения выполняют по отдельности или включают их в комплексы (утренняя гимнастика производственная гимнастика, домашние занятия и др.). Для овладения упражнениями в равновесии большое значение имеет психическое состояние ученика. Возбуждённый или наоборот, подавленный, он не сможет выполнять даже самые простые упражнения в равновесии.   Поэтому   предварительно   рекомендуется   проделывать   успокаивающие упражнения.

                      Общеразвивающие упражнения без предмета:

  • стоя ноги   врозь, руки на поясе, попеременные наклоны на каждый счёт вперёд-назад    вправо    влево;
  • ходьба с наклоном головы вперёд - назад -  вправо - влево, на каждый шаг - два
  • движения головы;
  • ходьба с круговым движением головой;
  • ходьба с поворотами корпуса на каждый шаг в сторону впередистоящей ноги;
  • ходьба с фиксацией взгляда на идущего сзади;
  • бег с поворотом на 360 градусов;
  • из основной стойки при счете «раз» - прыжок с поворотом в упор присев, «два» -прыжок с поворотом в и.п., «три-четыре» - то же. в другую сторону;
  • из основной стойки при счете «раз» - упор присев, «два» - прыжком упор, лёжа, «три» - упор присев, «четыре» - вставая, прыжок с поворотом кругом.

               Общеразвивающие упражнения в парах (на выведение из равновесия).

           стоя друг против друга, ноги врозь, выведение из равновесия толчком в ладони;

  • то же, но одна нога впереди, другая сзади - выведение из равновесия в сторону в одну руку, одноимённую впереди-стоящей ноге;
  • то же, но руки в полном захвате - выведение из равновесия в стороны рывком за руку;
  • сидя лицом друг к другу, руки в стороны выведение из равновесия толчком полусогнуты ми ногами;
  • лёжа головами в противоположные стороны в захвате одноимёнными руками -борьба подтянутыми вверх ногами;
  • «петушиный бой» -  стоя  на одной  ноге,    руки  сзади,  выведение  партнёра из равновесия толчком в плечо;
  • «мушкетёры» - выведение из равновесия, стоя на гимнастическом бревне.

Акробатические упражнения:

перекаты:

  • назад, вперёд и в стороны в группировке;
  • назад в стойку на лопатках из седа в группировке;
  • то же, с прямыми ногами; то же. из упора присев;
  • кувырки назад;
  • из упора присев в упор присев;
  • из положения, стоя ноги врозь;
  • то же, из седа;
  • из основной стойки с прямыми ногами.

Специальные упражнения борца:

  • наклоны головы вперёд и назад с упором ладонями в подбородок;
  • то же. но руки находятся на затылке в замке;
  • из положения, лежа на спине с согнутыми ногами вставание на мост с помощью рук;
  • то же без помощи рук;
  • покачивание в положении борцовского моста вперёд - назад (с помощью и без помощи рук);
  • то же, но с поворотом головы вправо и влево.

Упражнение на гимнастическом снарядах:

на низкой перекладине:

  • переворот в упор из виса стоя;
  • вис завесам;
  • оборот назад завесам;
  • подъём завесам;
  • оборот верхом вперёд и назад,
  • соскок поворотом из упора верхом.

на брусьях:

  • из виса стоя хватом за концы жердей, вис завесам двумя - вис прогнувшись;
  • повороты в упоре на руках на 180 и 360 градусов;
  • из упора сидя, ноги врозь, кувырки вперёд;
  • из упора на плечах махом обороты вперёд и назад;
  • соскоки с поворотами махом вперёд и назад.

Упражнения на специальных снарядах, конструкциях и приспособлениях.

Успешной тренировкой вестибулярного аппарата могут служить такие упражнения:

  • дозированные качания на качелях, канате, трапециях, кольцах;
  • закручивание и раскручивание на кольцах, трапециях, канате;
  • вращение на кресле и центрифуге;
  • упражнение на подвесной скамейке (равновесие в статистических положениях,
  • равновесие в движении);
  • упражнение на гимнастическом колесе;
  • катание;
  • восьмёрки вперёд и назад и др.;
  • прыжки на специальном подкидном мостике.

Упражнение, воздействующие на вестибулярном анализатор, выполняются с постепенно возрастающей нагрузкой, которая дозируется: темпом, амплитудой движений, количеством повторений каждого упражнения, точностью движений, степенью сложности движений, степенью физического напряжения (усилия). использованием снарядов (гимнастической стенки, скамейки и др.). участием большого или меньшего числа мышечных групп и др. Особое значение для дозирования нагрузки на вестибулярный аппарат имеют исходное положение, объём движений в одно или одновременно в нескольких плоскостях (сагиттальной, фронтальной, горизонтальной), выключение зрения.

Объём рекомендуемых упражнений в начальный период обучения должен быть ограниченным, амплитуда движений увеличивается постепенно. Значительное увеличение нагрузки достигается упражнениями, производимыми одновременно в различных плоскостях, - упражнениями с вращательными движениями головой и туловищем. Упражнения с выключенным зрением рекомендуется применять после предварительной тренировки, причём заданное упражнение сначала выполняется с открытыми глазами, а затем с закрытыми.

                                                                       Глазомер.

Глазомером называют способность оценивать величину предмета и расстояние до него. Правильный глазомер имеет чрезвычайно большое значение в жизни человека, в его трудовой деятельности. Работа столяра, каменщика, слесаря и других предъявляет значительные требования к развитию глазомера. Без точного глазомера не может быть точности движений.

Известно, что оценка расстояния до предмета и его величины происходит при перемещение взгляда по вертикали и горизонтали, причём оценка длины горизонтальных линий более точная, чем вертикальных. При помощи тренировки глазомер можно улучшить и добиться почти точного определения размера предмета и расстояния до него. Хорошо развивают глазомер стрельба, прыжки в воду в длину, баскетбол, волейбол, футбол, настольный теннис и др. Интересны и эффективны для развития глазомера такие игры, как крокет, мини - хоккей, мини - футбол, лапта, городки,  бадминтон,  бильярд,  «Снайперы».   «Кто  точнее»   и  др.  Далее   приводятся упражнения, способствующие развитию глазомера.

                                         Легкоатлетические упражнения. 

Беговые упражнения:

  • бег с преодолением препятствий;
  • барьерный бег;
  • бег по разметке (по прямой линии, по кругу и др.);
  • бег через предметы различной высоты и на различном расстоянии друг то друга;
  • бег по зрительному сигналу.

Прыжковые упражнения:

  • многоскоки  через    различные предметы  (набивные мячи, барьеры и пр.) и  по разметке;
  • специальные упражнения прыгуна в длину;
  • специальные упражнения прыгуна в высоту.

 Упражнения метателя:

  • метания различных предметов в обозначенный сектор;
  • метания предметов в различные мишени;
  • метание предметов на результат и в цель;
  • специальные  упражнения  метателя  с  набивным  мячом  (выполняются   в  парах тройках и более);
  • эстафеты:  бег вокруг   препятствия, прыжки по разметке, метания и ловля предметов.

Гимнастические упражнения:

  • опорные прыжки через козла, коня;
  • прыжковые упражнения с доставанием подвешенных предметов;
  • кувырки через препятствия различной высоты;
  • различные перемещения по гимнастическому бревну через предметы;
  • эстафеты: многоскоки    кувырок через препятствия    опорные прыжки    бег. Упражнения из  лыжной подготовки:
  • ходьба на лыжах по пересеченной местности, в лесу;
  • преодоление неровностей;
  • спуски с преодолением препятствий;
  • торможение плугом и полуплугом;
  • повороты плугом;
  • элементы слаломного спуска;
  • прыжки с небольшого трамплина;
  • эстафеты на лыжах с преодолением препятствий.

Упражнение из спортивных игр:

  • разнообразные передачи мяча в парах, тройках, у стены и пр.;
  • на точность, на месте, в движении;
  • то же, после выполнения ведения мяча, после обводки стоек, преодоление препятствий;
  • разнообразные броски мяча по кольцу из различных положений, с разных расстояний, с места, с двух шагов, после выполнения комплекса баскетбольных заданий.

Формирование навыков в лазании, перелезании, пролезании, преодолении препятствий.

В процессе трудовой деятельности строителям очень часто приходиться подниматься испускаться по лесам, преодолевать различные препятствия, пролезать в узком пространстве, передвигаться по вертикальным, наклонным и горизонтальным опорам и лестницам с грузом в руках и т.д.

Для    успешной    подготовки    учащихся    строительных    лицеев   к    такого    рода деятельности,  а также с целью  профилактики травматизма необходимо  в  процессе физического   воспитания   уделять   большое   внимание,   выработке   рассматриваемых качеств, учитывая положительный перенос навыков на трудовую деятельность. В этих целях  можно рекомендовать упражнения  в лазании  на  канатах,  шестах, трапециях, наклонных    и    горизонтальных    лестницах,    гимнастических    стенках    и    других приспособлений.

                                                  Упражнения на лестнице.

Упражнение на наклонной лестнице:

  • лазание по верхней стороне лестницы с помощью рук и ног различными способами;
  • хождение по лестнице вверх и вниз без помощи рук;
  • лазание по нижней стороне лестницы различными способами с помощью ног, на одних руках;
  • пролезание между перекладинами снизу и сверху вниз.

Упражнение на горизонтальной лестнице:

  • лазание в висе завесам;
  • передвижение в висе на прямых и согнутых руках;
  • повороты перехватами на месте и при передвижении;
  • висы: сзади, завесам и на одной и двух ногах;
  • переворог назад;
  • передвижение по верхней стороне лестницы различными способами и на различной
  • высоте.

Упражнение на вертикальной лестнице:

  • лазание одноименными и разноимёнными способами;
  • лазание с поочерёдным перехватом руками, с одновременным перехватом руками;
  • лазание с помощью одной руки;
  • то же с грузом;
  • лазание с поворотом кругом, спиной к лестнице, боком к лестнице;
  • лазание спиралью вокруг лестницы.

Лазание по канату:

  • лазание по канату в два и три приёма;
  • лазание без помощи ног с попеременным и одновременным перехватом руками;
  • то же с углом;
  • лазание на время;
  • лазание по канату ногами вверх;
  • лазание по горизонтальному и наклонному канату;
  • лазание по наклонному канату с опорой о гимнастическую стенку;
  • лазание по шесту;
  • лазание по дереву.

Лазание по гимнастической стенке:

  • лазание   правым   и   левым   боком   к   стенке   разноимёнными   и   одноимёнными способами;
  • лазание спиной к гимнастической стенке, держась за рейку выше головы;
  • лазание лицом к гимнастической стенке с грузом в руке.

Преодоление  препятствий:

  • прыжки через разновысокие препятствия;
  • челночный бег с препятствиями;
  • бег с препятствиями, неравномерно расставленными.

Комплексные упражнения с элементами лазания, перелезания, пролезания и преодоления препятствий:

  • кувырок вперёд - передвижение по наклонной гимнастической скамейке вверх в упор на коленях - передвижение в сторону по рейке гимнастической стенке прыжок в глубину - пролезание под скамейкой;
  • бег с преодолением низких барьеров (n=50 см), влезание на гимнастическую стенку передвижение в сторону по рейкам стенки, опускание вниз в упор, стоя по гимнастической скамейке, кувырок вперёд, ходьба по рейке гимнастической скамейки, перелезание через гимнастического коня - пролезание под гимнастической скамейкой;
  • бег 5 м - прыжок через скамейку - пролезание в секцию плинта - влезание по гимнастической стенке - прыжок в глубину - бег 15 м.

Формы педагогического контроля за уровнем развития профессионально

важных качеств учащихся.

Успех физического воспитания в профессионально-технических училищах зависит не только от эффективности средств и методов, которые используются на уроках физического воспитания, в спортивных секциях или на индивидуальных занятиях, но и от организации педагогического контроля:

  • поэтапный контроль - оценка перманентного состояния, в котором находиться учащихся:
  • текущий контроль - определение повседневных изменений в состоянии

занимающегося;

  • оперативный контроль экспресс оценка состояния, в котором спортсмен находиться в данный момент;
  • самоконтроль самооценка учащимся своего состояния, действий и поведения в дни занятий и между ними;
  • селективный контроль оптимизация отбора учащихся в сборные команды, на соревнования или определение спортивной специализации.

Далее рассматриваются  виды  контроля,  применяемые  в практике физического

воспитания.

Измерение силы мышц рук. В практике физического воспитания для измерения мышечной силы пользуются динамометром, динамографами и специально подобранными физическими упражнениями. Для измерения силы мышц рук чаще всего применяют следующие упражнения: сгибание и разгибание рук в упоре лежа, подтягивание на перекладине, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, в упоре на концах жердей, параллельных брусьях и др.

Помимо этого для дифференцированной педагогической оценки силы мышц кисти каменщиков, арматурщиков бетонщиков, облицовщиков плиточников и других рабочих на различных этапах обучения рекомендуется использовать упражнения - сгибание и разгибание рук в упоре лёжа на пальцах.

Количественное определение уровня развития силы осуществляется с помощью ориентировочной шкалы оценок (табл.1).

Таблица №1.

Год

обучения

Оценка

3

4

5

3

4

5

юноши

девушки

Первый

7

10

12

2

3

4

Второй

10

13

15

5

6

7

Третий

12

15

18

7

8

10

Преимущественное развитие силы мышц рук будущих строителей можно определить следующими упражнениями: из исходного положения - стоя, согнувшись, руки с гантелями весом 5 кг опущены вниз разводить руки в стороны на 90 градусов. Для оценки уровня развития силы мышц целесообразно пользоваться табл.2.

Таблица №2.

Год

обучения

Оценка

3

4

5

3

4

5

юноши

девушки

Первый

4

5

7

3

4

5

Второй

7

8

10

5

6

7

Третий

9

11

14

7

9

10

Измерение силы мышц спины. В практике физического воспитания для измерения силы мышц спины часто применяют специальные упражнения: поднимание туловища из положения, лёжа на животе на количество раз; поднимание ног в положение, лёжа на животе и некоторые другие.

В качестве одного из тестов для измерения силы мышц спины учащимся строительных лицеев рекомендуется использование медицинского динамометра. Примерная шкала оценок силы мышц спины у учащихся строительных лицеев для каждого года обучения представлена в табл. 3.

Таблица №3.

Год обучения.

Оценка

5

4

3

юноши

девушки

юноши

девушки

юноши

девушки

Первый

95

80

85

70

75

60

Второй

125

85

90

80

80

70

Третий

140

90

100

85

90

80

Измерение глазомера. Существует несколько способов измерения глазомера: специальные задания на определения расстояний до различных предметов, на выявление ошибок в геометрических фигурах и др. В строительных лицеях для определения уровня развития глазомера применяют специальные шкалы, например деревянную планку размером от 1 м. и более, на которой укреплён ползунок со стрелкой, указывающий ошибку при определение середины этой планки. На противоположной от испытуемой стороне планки имеется шкала оценок.

Например, для оценки глазомера каменщиков рекомендуется определять середину планки длиной 150 см с расстояния 3 м на высоте 170 см от пола. Примерная количественная оценка уровня развития глазомера у учащихся строительных лицеев на каждом году обучения представлена в табл.4. Цифры означают среднюю ошибку (в сантиметрах) а нахождении середины рейки.

Таблица № 4

Год

обучения

Оценка

5

4

3

Первый

1,2

1.6

2,0

Второй

0,9

1,2

2,0

Третий

0.5

0,9

1,74

Измерение «ручной ловкости». Для измерения «ручной ловкости» в физическом воспитании используются задания с различными предметами (мячами, гранатами и др.). Для учащихся строительных лицеях можно предложить такой гест: с расстояния 4 м 20 см предлагается совершить передачу баскетбольного мяча в специальную мишень, состоящую из двух круговых мишеней диаметром 30 см и отстоящих друг от друга на расстоянии 20 см. Определяется сумма точных попаданий в заданное время. Педагогическая шкала оценок представлена в табл.6.

Измерение равновесия. Из разнообразных способов оценки функции равновесия для учащихся строительных лицеев рекомендуется проба Армстронга. Учащийся стоит на одной ноге на бруске

Таблица № 6.

Год

обучения

Оценка

5

4

3

юноши

девушки

юноши

девушки

юноши

девушки

Первый

10

9

8

8

6

6

Второй

12

10

10

9

8

7

Третий

15

12

12

11

10

10

7x7 см и длиной 50 см. другую держит согнутой под прямым углом назад, руки на пояс, глаза закрыты. Оценивается время удержания равновесия по секундомеру. Примерная шкала оценок для юношей и девушек представлена в табл.7.

Таблица № 7.

Год обучения

Оценка

5

4

3

Первый

10

7

5

Второй

15

9

7

Третий

18

13

10

Использования специального оборудования для профессионально-прикладной физической подготовки учащихся строительных направлений.

Развитию психофизических качеств и навыков, необходимых для овладения избранной профессией, способствуют физические упражнения на специальных конструкциях, снарядах, тренажёрах и т.д.

В строительных колледжах  необходимо в зале и на стадионе изготовить высотную конструкцию, на которой бедующие строители могут успешно адаптироваться к высоте, развивать вестибулярную устойчивость, воспитывать смелость, находчивость, ориентировку   в   пространстве,   а  также   отрабатывать   элементы   страховки,   навыки передвижения по узкой и неустойчивой опоре, переноски груза и др. Конструкция может быть стационарной или переносной и оборудуется вспомогательными устройствами для зацепления лестниц, канатов, шестов, страховочных тросов и т.д. Удобны и недорогие в изготовлении конструкции из деревянных лестниц или металлических труб. Пролёты лестниц можно располагать параллельно земле или под различными углами. Высота установки над землёй от 2 до 5 м, ширина до 1,5 м. Некоторые перекладины следует располагать на различном расстоянии друг от друга это расширяет возможности работы на конструкциях.

Для развития сил мышц кисти следует использовать станок кистеукрепитель. Его конструкция предусматривает подъём груза путём вращения кистями вала, на который наматывается трос, прикреплённый к грузу. Целесообразнее его изготавливать в виде многосекционной установки на 5-10 человек. Располагают такой станок около стенки.

Для тренировки глазомера и точности движений с успехом можно использовать разнообразные мишени, снаряды и приспособления. Эти устройства могут быть стационарными или переносными. Хорошо развивают глазомер и точность движения метания в неподвижные мишени (вертикальные, наклонные, горизонтальные) и в подвижные цели.

Универсальной мишенью можно назвать передвижной щит мишень, которой можно перемещать вверх вниз и вправо влево. Такой щит (длиной 1100, шириной б00 и толщиной 8 мм) сравнительно легко можно перемещать в разном направлении при помощи лебёдки, неподвижных блоков и троса.

Доступным и эффективным средством для развития указанных качеств является передвижной баскетбольный щит, который можно транспортировать по направляющим полозьям в любое место зала и устанавливать на различной высоте, используя заднюю тягу. Наиболее удобен при развитии точности движений и глазомера щит четырёхугольной формы, высотой 4 м и шириной 1 м. На нём прикрепляются четыре баскетбольных щита. Конструкция перемещается на четырёх колесиках, и это вполне посильно для одного учащегося. Целесообразно использовать на занятиях оборудования из различных видов спорта; так, для бросков в цель дополнительные кольца, установленные на стойках, для прыжков и т.д.

Разнообразное оборудование разработано для развития функции равновесия. Простейшие из них гимнастическое бревно с набором брусков различной ширины от 60 мм и меньше. Применяются также гимнастическое (рейнское) колесо, батут, качающиеся бревно, допинги, карусели, вертушки, качели, высотные конструкции.

Выводы.

ППФП    является    составной    частью    подготовки    будущего    специалиста    к профессиональной деятельности и должна осуществляться:

  1. В процессе общей физической подготовки на обязательных занятиях
    путем  включения     специальных упражнений  профессионально      прикладного характера.
  2. На специально организованных факультативных занятиях.
  3. В процессе выполнения утренней гимнастике и домашних заданий.
  4. Во вне учебное время  на секционных занятиях по видам спорта,
    обеспечивающих формирование нужных   для данной профессии и двигательных навыков и физических качеств.

Хорошо физически  подготовленный учащейся  придя  на производство лучше и быстрее адаптируется к условиям труда, добивается высоких результатов в работе.

Преподаватель физического воспитания обязан помочь учащимся в приобретении необходимых знаний, умений и навыков для предстоящего профессионального труда на производстве применительно к профилю подготавливаемых специалисто

Анализ

  1. В результате проведения нормативных тестов в предвыпускных группах
    (юноши), показала, что силовая подготовка
    была сдана на «отлично», а выносливость «удовлетворительно».
  2. Проведена работа по общей выносливости
    результаты улучшились.
  3. Это можно выразить в баллах:
  • 2014 - 2015 учебный год   16 баллов (оценка по ППФП)
  • 2015 - 2016 учебный год   18 баллов (оценка по ППФП)



Предварительный просмотр:

Авторская справка

Гордиенко Наталья Дмитриевна

Смоленское областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Рославльский техникум промышленности и сферы обслуживания»

216500 Смоленская область г. Рославль 17 микрорайон д. 23

Телефон 8(48134)2-25-58        2-06-49

Е-mail: licey7roslavl@mail.ru

СОГБПОУ «Рославльский многопрофильный колледж»

Требования к профессионально-прикладной физической подготовленности студентов среднего профессионального образования в различных сферах современного профессионального труда и тенденции их изменения.

Н.Д. ГОРДИЕНКО

г. Рославль

Смоленское областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Рославльский техникум промышленности и сферы обслуживания»

Принцип органической связи физического воспитания с практикой трудовой деятельности наиболее конкретно воплощается в профессионально - прикладной физической подготовке. Хотя этот принцип распространяется на всю социальную систему физического воспитания, именно в профессионально-прикладной физической подготовке он находит свое специфическое выражение. В качестве своеобразной разновидности физического воспитания профессионально-прикладная физическая подготовка представляет собой педагогически направленный процесс обеспечения специализированной физической подготовленности к избранной профессиональной деятельности. Иначе говоря, это в своей основе процесс обучения, обогащающий индивидуальный фонд профессионально полезных двигательных умений и навыков, воспитания физических и непосредственно связанных с ними способностей, от которых прямо или косвенно завис т профессиональная дееспособность.

Известно, что результативность многих видов профессионального труда существенно зависит, кроме прочего, от специальной физической подготовленности, приобретаемой предварительно путем систематических занятий физическими упражнениями, адекватными в определенном отношении требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью и ее условиями к функциональным возможностям организма. Эта зависимость получает научное объяснение в свете углубляющихся представлений о закономерностях взаимодействия различных сторон физического и общего развития индивида в процессе жизнедеятельности (в частности, о закономерностях взаимовлияния адаптационных эффектов в ходе адаптации к тем или иным видам деятельности, переноса тренированности, взаимодействия двигательных умений и навыков, приобретаемых и совершенствуемых в процессе тренировки и освоения профессии). Опыт практического использования этих закономерностей и привел в свое время к становлению собой разновидности физического воспитания - профессионально-прикладной физической подготовки (далее - ППФП).

С накоплением положительного практического опыта и научно- исследовательских данных в соответствующих сферах сложилась целая профилированная отрасль физической культуры профессионально-прикладная физическая культура, а педагогически направленный процесс использования ее факторов занял важное место в общей системе образования и воспитания подрастающего поколения и профессиональных кадров в виде ППФП. В настоящее время ППФП в нашей стране осуществляется прежде всего в качестве одного из разделов обязательного курса физического воспитания в профессиональном образовании.

Необходимость дальнейшего совершенствования и внедрения ППФП в систему образования и сферу профессионального труда определяется главным образом следующими причинами и обстоятельствами:

1) время, затрачиваемое на освоение современных практических профессий, и достижение профессионального мастерства в них продолжают зависеть от уровня функциональных возможностей организма, имеющих природную основу, от степени развития физических способностей индивида, разнообразия и совершенства приобретённых им двигательных умений и навыков.

Не случайно, например, выпускники образовательных учреждений среднего профессионального образования, прошедшие основательный курс ППФП, зачастую получают более высокий  профессионально-квалификационный разряд по специальности, чем обучающиеся, не прошедшие по разным причинам такой подготовки; последние, как правило, и медленнее адаптируются к условиям профессиональной деятельности на производстве, ППФП в этом отношении служит одним из факторов сокращения сроков овладения профессией и одной из гарантий качестве ее освоения;

2) производительность достаточно многих видов профессионального труда, несмотря на прогрессирующее убывание доли грубых мышечных усилий в современном материальном производстве, прямо или косвенно продолжает быть обусловленной физической дееспособностью исполнителей трудовых операций, причем не только в сфере преимущественно физического труда, но и в ряде видов трудовой деятельности смешанного (интеллектуально-двигательного) характера, как у наладчиков машинных устройств, монтажников, строителей и т.д.; в целом же нормальное физическое состояние, без которого не мыслится здоровье и эффективное функционирование, остается важнейшей предпосылкой устойчиво высокой плодотворности любого профессионального труда;

3) сохраняется проблема предупреждения вероятных негативных влияний определенных видов профессионального труда и его условий на физическое состояние работников; хотя эта проблема решается многими средствами оптимизации содержания и условий труда, в том числе социальными, научно-техническими и гигиеническими, важную роль среди них призваны играть факторы профессионально-прикладной физической культуры, включая ППФП.

В различных сферах профессионального труда в настоящее время насчитывается несколько тысяч профессий, а специальностей - десятки тысяч. Основные их отличия определяются особенностями предмета, технологии и внешних условий конкретного труда и выражаются в специфике трудовой деятельности, входящих в нее операций, действий (в том числе сенсорных и интеллектуальных по восприятию, переработке информации, восприятию решений двигательных по практическому воздействию на предмет труда), а в связи с этим обусловлены объективно неодинаковые требования к функциональным возможностям, физическим и другим качествам людей, профессионально занимающихся тем или иным видом труда.

Лишь сравнительно немногие из современных профессий требуют предельной или близкой к ней мобилизации физических способностей в процессе самой трудовой деятельности (это главным образом профессии, осложненные экстремальными условиями деятельности - испытатели летной и иной транспортно-скоростной техники, профессиональные военнослужащие, оперативные работники следственных органов, водолазы и т.д.). В большинстве же видов профессионального труда, даже физического, требования к физическим возможностям работающих нормированы далеко не на предельном уровне (по обобщенным данным М. И. Виноградова, мощность работы при выполнении большинства трудовых двигательных действий в сфере физического труда, как правило, не превышает 30 % от индивидуально максимальной). Тем не менее, это, по указанным уже причинам, не исключает целесообразности специализированной физической подготовки в процессе профессионального образования, а во многих профессиях - и в процессе основной трудовой деятельности. Приведём примеры разновидности двигательно-активного строительного труда некоторых специальностей СОГБОУ СПО «РТПиСО».

Выносливость, проявляемая преимущественно в динамических режимах мышечных напряжений; координационные и другие двигательные способности; разнообразные двигательные  навыки; закаленность организма по отношению к воздействию меняющихся условий внешней среды; в работе монтажников-высотников и строительных работах, выполняемых в аналогичных условиях, способность сохранять ориентировку и равновесие тела на узкой и неустойчивой опоре, в необычных положениях; устойчивость функции сенсорного контроля, самообладание, базирующееся, кроме прочего, на физической кондиции.

Разновидности станочного труда в металлообрабатывающей и других отраслях промышленности (слесарные, токарные, фрезерные, швейные и другие работы). Неординарно развитая ручная ловкость, способность к мгновенным двигательным реакциям; общая, региональная и локальная выносливость (проявляемая при многократном воспроизведении двигательных действий, в которых участвуют преимущественно некоторые из звеньев мышечного аппарата - мышцы пояса верхних конечностей и мышцы, фиксирующие позу); устойчивость функций зрительного и тактильного контроля: навыки точно отлаженных движений руками.

Операторские работы на многопозиционных пультах дистанционного управления энергетическими, механическими и другими системами.

Способность тонко дифференцировать большой объем сенсорной информации; способность к экстренной двигательной реакции с выбором, сенсорная выносливость; мышечно-статическая выносливость (проявляющаяся преимущественно при длительной фиксации рабочей позы); эмоциональная устойчивость, базирующаяся, кроме прочего, на общей физической работоспособности.

Уже из этих примеров видно, что многие из существующих видов профессионального труда предъявляют как в чем-то общие, так и специфические требования, и что для достижения высотой результативности в указанных и аналогичных видах труда нужна специально ориентированная физическая подготовка.

Чтобы детально представить характер требований конкретного вида труда к профессиональной, в том числе физической подготовленности работающих, нужна серьезная исследовательская разработка профессиограммы, которая составляется на основе изучения содержания и форм данной трудовой деятельности в психологической, физиологическом, биомеханическом, эргономическом и других аспектах с учетом предмета, технологии и условий труда (имеющиеся профессиограммы используются также для профориентации и профотбора; тогда они сопоставляются с тестовой оценкой индивидуальных задатков, качеств, способностей).

Выявляя специфику требований, которым должна отвечать физическая подготовленность представителей тех ил иных профессий, надо исходить из того, что она объективно обусловлена совокупностью особенностей конкретной трудовой деятельности и условий ее выполнения, в том числе:

  • особенностями преобладающих рабочих операций (тем, насколько они просты или сложны в двигатель о координационном отношении, в какой мере они энергоемки, какова степень активности различных функциональных систем при выполнении и т.д.)
  • особенностями режима (в частности, тем, насколько жестко он регламентирует поведение работающих, характеризуется ли он непрерывностью или прерывистостью рабочих операций, каков порядок чередования рабочих фаз и интервалов между ними, в какой мере процессу труда присущи монотонность и другие факторы, ведущие к утомлению);
  • особенностями средовых условий, указывающих влияние на состояние физической и общей работоспособности, особенно когда они резко отличаются от комфортных (высокая или низкая внешняя температура, вибрационные и шумовые воздействия орудий труда, машинной техники, производственного оборудования, загрязненность вдыхаемого воздуха или низкое содержанием в нём кислорода и т.д.).

При дифференцированной разработке программы профессионально-прикладной физической подготовки вся совокупность особенностей трудовой деятельности ее условий подлежит тщательному анализу в аспекте обусловленных ими требований к физической подготовленности работающего. Вместе с тем при определении программ ППФП важно учитывать перспективы  изменения характера труда и его условий и руководствоваться генеральным направлением совершенствования общей социальной системы воспитания, призванной в подлинно гуманном обществе обеспечивать неограниченное развитие человека.

Отмеченные тенденции изменения характера труда и его условий заметны уже в настоящее время, на современном этапе экономического и технологического развития современного производства, хотя в различных  сферах общественного производства и в различных профессиях они выражены, естественно, неодинаково. Пока в целом ряде отраслей промышленного и сельскохозяйственного производства сохраняется физический труд, частично механизированный. Вместе с тем довольно распространенными стали профессии, эффективность трудовой деятельности в которых во многом зависит от разнообразия и тонкой отлаженности двигательных навыков ручных операциях (наладчики сложных приборов, аппаратуры, автоматических производственных линий), а также профессии, требующие специфической психофизической устойчивости по отношению к информационным нагрузкам при повышенной ответственности за результаты деятельности (операторы на многопозиционных пультах современных мощных электростанций, в том числе АЭС, энергетических и транспортных систем, производственных комплексов и т.д.). В числе новых профессий появляются и такие, где к всесторонней физической подготовленности специалиста предъявляются небывало высокие требования: космонавты, исследователи-подводники мирового океана и т. п.

Все сказанное подводит к пониманию актуальных и перспективных задач, подлежащих реализации в профессионально-прикладной физической подготовке овладевающих профессией и работающих в той или иной сфере профессиональной деятельности.



Предварительный просмотр:

Открытый урок.

Тема: «ППФП для строительных профессий».

Задачи:

  1. Развитие физических качеств, особенно важных для данной профессиональной деятельности.
  2. Формирование и совершенствование двигательных навыков.
  3. Воспитание специфических волевых качеств.

Место проведения: спортивный зал.

Группа № 1: III курс.

Дата проведения: 15. 04. 13 г.

 

Метод проведения: «станционный; соревновательный».

Часть урока

Содержание

Дозировка в минутах

ОМУ (организационно-методические указания)

Вводная  

2 минуты

Построение, приветствие,

задачи на урок.

P4150003

2

Преподаватель.

Подготовительная            

 8 минут

Повороты

0,5

«Налево», «направо», «кругом».

Бег

3

Разминочный бег; с высоким подниманием бедра;  с захлёстыванием голени; со сменой прямых ног впереди; в полуприседе; спиной вперёд;  переход на ходьбу с самостоятельным восстановлением дыхания.

Перестроение

0,5

Из одной колонны «налево» по шесть.

ОРУ

P4150007

4

См. в приложении

Основная  

25 минут

Работа на «станциях»

18

Предполагает «шесть» станций по три учащихся, со сменой мест по кругу.

I  «станция».

P4150010

2

Лёжа вниз головой на тренажере для мышц пресса, выполнять гимн штанги (вес 27 кг.) (6 раз с удержанием 3 сек. на прямых руках, руки вперёд). Для развития и укрепления мышц плечевого пояса.

II «станция».

2

Прыжки на скакалке: 30 сек. максимальный темп, отдых 15 сек. Для скоростной выносливости.

III «станция».

P4150017

2

Сидя на гимнастических скамейках, напротив друг друга, ноги врозь, спина прямая, выполняем передачи, за головы, «набивных мячей» (вес 3 кг.). Для укрепления мышц пресса, спины, кистей рук.

IV «станция».

P4150025

2

Комплекс гимнастических упражнений на скамейке: ходьба по скамейке, руки в стороны, спина прямая, смотрим вперёд; в конце скамейки – поворот – на двух ногах на 180о 9вприседи), встать – два шага вперёд – «ласточка» (удержание 10 сек.) – ходьба до кона скамейки – «соскок», стойка. Для развития координации движения и равновесия.

V «станция».

SP_A0105

2

Дартц (по три дротика в  пять подходов). Для развития глазомера.

VI «станция».

P4150022

2

Ведение баскетбольного мяча  между столами («змейкой»), - два шага с мячом в руках – прыжок -  бросок мяча в баскетбольную корзину. Для развития координации и точности попадания.

Эстафеты.

7

Для развития пройденного материала. Делим группу на три команды. Для развития координации движения, вестибулярного аппарата, общей выносливости.

I. Ускорение.

Бег с ускорением на отрезках  15 м. с передачей эстафеты.

II. «Акробатика».

P4150033

Бег по гимнастической скамейке, подтягивание, лёжа на животе, до конца скамьи, кувырок на «матах» вперёд, бег до конца зала, назад – бег – кувырок – подтягивание на скамье, передача эстафеты.

III. Точность передвижений.

P4150047

Бег до скамьи, по скамье, кувырок, назад – кувырок, прыжки на двух ногах через скамейку с передвижением вперёд, передача эстафеты.

IV. На поворотливость.

P4150044

Сидя друг за другом на скамье, передача баскетбольного мяча вправо, влево, последний бежит, садясь вперед и т. д.

Заключительная  

5 минут

Построение

0,5

В одну шеренгу.

Игра

P4150058

2,5

На внимание – «нос», «пол»,  «потолок» - преподаватель показывает, а учащиеся выполняют то, что говорит преподаватель. Выигрывает тот, кто умеет внимательно «слушать».

Итог урока

1,5

Оценку «5» получили – Назаров Р., Назаров А., Брюханов А., Борисов А., Хасько Г.; «4» - Паршин Д., Денисенков М., Барбаков И., Павлов Д., Калекин Д., Карпов В.

Прощание

0,5

Преподаватель

Приложение ОРУ.

  1. (медленно). И. п. – ноги на ширине плеч, руки на пояс. 1 – 3 – руки в стороны – верх, потянуться – вдох; 4 – и. п.
  2. И. п. – о. с., 1- 2 – наклоны головы вперёд – назад; 3 – 4 – тоже влево – вправо.
  3. И. п. – о. с., руки за голову. 1 – 3 – пружинящие разведения локтей в стороны; 4 – и. п.
  4. И. п. – о. о.,  руки к плечам.  1 – 4 – вращение руками вперёд; 5 – 8 – тоже назад.
  5. И. п. – о. с., руки перед грудью. 1 – 3 – рывки руками назад с поворотом туловища влево; 4 – и. п.; 5 – 7 – тоже с поворотом туловища вправо; 8 – и. п.
  6. И. п. – о. с., правую руку вниз, левую на пояс. 1 – 2 – пружинящие наклоны влево; 3 – 4- поменяв руки, тоже вправо.
  7. И. п. – о. с., руки за голову. 1 – 4 – вращение туловища влево; 5 – 8 – тоже вправо.
  8. И. п. – о. с., руки на пояс. 1 – 8 – на каждый счёт плавное переступание с ноги на ногу на носках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально значимое мероприятие «Семья, согретая любовью, всегда надежна и крепка»

Конспект открытого социально значимого мероприятия к Дню Семьм, Любви и Верности"...

Социально значимое мероприятие «День воспитателя»

Конспект открытого социально значимого мероприятия к Дню Воспитателя...

Отчет о социально-значимых мероприятиях в классе

Отчет о социально-значимых мероприятиях в классе...