Главные вкладки

    Методическая разработка "Рекомендации педагогам по взаимодействию с "трудными" обучающимися"
    консультация на тему

    Чапни Марина Сергеевна

    Рекомендации педагогам по работе с обучающимися, имеющими отклонения в поведении.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Министерство образования  Московской области

    Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования  Московской области

    «Краснозаводский химико-механический колледж»

                                                                                                          Утверждаю

    ____________С. В. Тринитатова

    «____»_________________2014г.

    Методическая разработка

    Материалы для консультаций и психолого-педагогические рекомендации педагогам по организации работы с подростками, имеющими трудности адаптации

    (тревожность, неуверенность в себе, девиантное поведение)

                                         Подготовила:

     Педагог-психолог

    _________М.C. Чапни

    г. Краснозаводск,

    2014г.


    Советы педагогам

    ТРЕВОЖНЫЕ ПОДРОСТКИ

    Краткая психологическая

    характеристика

     

    Для тревожных детей учебный процесс сопряжен с определенным эмоциональным напряжением. Они склонны воспринимать любую ситуацию, связанную с учебой, как опасную. Особую тревогу вызывает у них проверка знаний в любом виде (контрольная работа, диктанты и т.д.).

    Каким образом можно распознать тревожного ребенка? Эти дети часто перепроверяют уже сделанное, постоянно исправляют написанное, причем это может и не вести к существенному улучшению качества работы. При устном ответе они, как правило, пристально наблюдают за реакциями взрослого. Они обычно задают множество уточняющих вопросов, часто переспрашивают учителя, проверяя, правильно ли они его поняли.

    Тревожные дети при выполнении индивидуального задания обычно просят учителя «посмотреть, правильно ли они сделали». Они часто грызут ручки, теребят пальцы или волосы.

    Основные трудности

    Ситуация экзамена вообще сложна для тревожных детей, потому что она по природе своей оценочная. Наиболее трудной стороной для тревожного ребенка является отсутствие эмоционального контакта со взрослым.

    На этапе подготовки.

    Для тревожных детей особенно важно создание ситуации эмоционального комфорта на предэкзаменационном этапе. Ни в коем случае нельзя нагнетать обстановку, напоминая о серьезности предстоящего экзамена и значимости его результатов. Чрезмерное повышение тревоги у детей этой категории приводит только к дезорганизации их деятельности.

    Задача взрослого — создание ситуации успеха, поощрение, поддержка. В этом огромную роль играют поддерживающие высказывания: «Я уверен, что ты справишься», «Ты так хорошо справился с контрольной по физике».

    Во время проведения экзамена.

     Очень важно обеспечить тревожным детям ощущение эмоциональной поддержки. Это можно сделать различными невербальными способами: посмотреть, улыбнуться и т.д. Тем самым взрослый как бы говорит ребенку: «Я здесь, я с тобой, ты не один». Если ребенок обращается за помощью: «Посмотрите, я правильно делаю?» – лучше всего, не вникая в содержание написанного, убедительно сказать: «Я уверена, что ты все делаешь правильно и у тебя все получится».

     


    НЕУВЕРЕННЫЕ ПОДРОСТКИ

    Краткая психологическая

    характеристика

     

    Проблема таких детей в том, что они не умеют опираться на собственное мнение, они склонны прибегать к помощи других людей. Неуверенные дети не могут самостоятельно проверить качество своей работы: они сами себе не доверяют. Они могут хорошо справляться с теми заданиями, где требуется работа по образцу, но испытывают затруднения при необходимости самостоятельного выбора стратегии решения. В подобной ситуации они обычно обращаются за помощью к одноклассникам или родителям (особенно при выполнении домашнего задания).

    Такие дети списывают не потому, что не знают ответа, а потому, что не уверены в правильности своих знаний и решений. В поведенческом плане им часто присущ конформизм, они не умеют отстаивать собственную точку зрения. Неуверенные дети часто подолгу не могут приступить к выполнению задания, но достаточно педагогу подсказать им первый шаг, как они начинают работать.

    Основные трудности

    Неуверенные дети испытывают затруднения во время любого экзамена, поскольку им сложно опираться только на собственные ресурсы и принимать самостоятельное решение. При сдаче экзамена подобные дети испытывают дополнительные сложности, поскольку принципиальное значение там имеет самостоятельный выбор стратегии деятельности, а эта задача для неуверенных детей крайне сложна.

    На этапе подготовки. 

    Очень важно, чтобы неуверенный ребенок получил положительный опыт принятия другими людьми его личного выбора. При работе с такими детьми необходимо воздерживаться от советов и рекомендаций («Сначала реши простые задания, а потом переходи к сложным»). Лучше предложить выбрать ему самому и терпеливо дождаться, когда он примет решение («Как ты думаешь, с чего лучше начать: с простых или сложных заданий?»).

    Во время экзамена.

    Неуверенного ребенка можно поддерживать простыми фразами, способствующими созданию ситуации успеха: «Я уверен, у тебя все получится», «Ты обязательно справишься». Если ребенок никак не может приступить к выполнению задания, долго сидит без дела, стоит спросить его: «Ты не знаешь, как начать? Как выполнять следующее задание?» – и предложить ему альтернативу: «Ты можешь начать с простых заданий или сначала просмотреть весь материал. Как ты думаешь, что будет лучше?»

    Ни в коем случае нельзя говорить тревожным и неуверенным детям фраз типа «Подумай еще», «Поразмысли хорошенько». Это только усилит их тревогу и никак не продвинет выполнение.

     

    Что делать?

    Следует активнее вводить тестовые технологии в систему обучения.

    С их помощью можно оценивать уровень усвоения материала учениками и сформировать у них навык работы с тестовыми заданиями.

    Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик не будет тратить время на понимание инструкции.

    Во время таких тренировок формируются психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля.

    Основную часть работы желательно проводить заранее, отрабатывая отдельные детали при сдаче зачётов по пройденным темам.

    Психотехнические навыки позволят учащимся более уверенно вести себя во время экзамена, мобилизовать себя в решающей ситуации, овладеть собственными эмоциями.

     

    О роли педагога в сохранении

     психического здоровья ОБУЧАЮЩИХСЯ 

    Так сложилось, что если речь идёт об успехах и достижениях школьника, то эти заслуги приписываются учителю, а если - о проблемах, то в этом виноваты ученик, семья, обстоятельства, но не учитель. Ребёнок должен быть главным субъектом сохранения, поддержания и укрепления своего соматического здоровья. А вот роль учителя в сохранении психического здоровья ребёнка на уроке доминирующая.

    Под словосочетанием «психосберегающие технологии» мы понимаем совокупность приёмов, методик, средств обучения и подходов, при котором выполняются требования:

    1.     учёт индивидуальных особенностей ребёнка (темперамента, характера восприятия им учебного материала, возможностей его памяти, характер асимметрии полушарий головного мозга и т.п.)

    2.     недопустимость чрезмерной интеллектуальной, эмоциональной, нервной нагрузки при освоении учебного материала

    3.     обеспечение такого подхода к образовательному процессу, который гарантировал бы поддержание только благоприятного морально-психологического климата в классе

    4.     следует также обучить ребёнка средствам психологической самозащиты.

    Одной из основ выбора методики обучения является знание возможностей детей. Методика – это тот же инструмент, как писал классик, который подбирается под материал. Параметров, характеризующих ребёнка, много, начинать нужно с учёта главных, постепенно увеличивая их число. Назовем эти параметры:

    1.     тип восприятия учебного материала (визуалы, аудиалы, кинестетики)

    2.     сколько првополушарных и левополушарных детей в классе

    3.     как дети делятся по темпераменту

    4.     в каком периоде полового развития находятся и т.д.

    Поскольку личность имеет половую принадлежность, учебно-воспитательный процесс необходимо рассматривать в контексте гендерного подхода. Основная идея гендерного подхода в образовании – учёт особенностей мальчиков и девочек в учебном процессе.  Рассмотрим несколько параметров:

      

    Параметр

    Особенности

    юноши

    девушки

    Внимание

    • Высокая скорость концентрации внимания, особенно в критической ситуации; • при работе обращают внимание на точность ее исполнения

    • Теряется концентрация внимания в критических ситуациях; - при выполнении заданий внимание ориентировано на быстроту выполнения

    Мышление

    • Образное мышление имеет более высокий уровень развития. Конфигурация мозга способствует концентрации только на одной задаче в отдельный промежуток времени, так как правое и левое полушарие мозга соединены малым количеством нервных окончаний (могут либо слушать, либо писать)

    • Образное мышление развито слабее. Мозг запрограммирован на одновременное управление сразу несколькими делами, не связанными между собой (могут слушать речь и выполнять письменное задание)

    Память

    • Небольшой объем кратковременной памяти: преимущества при запоминании цифр; лучше запоминают описания технических процессов

    • Долговременная память; преимущества при запоминании слов; лучше запоминают имена людей, описание предметов туалета

    Моторика

    Развита лучше крупная

    моторика

    Развита лучше мелкая моторика

    Восприятие цвета

    • Хуже различают цвета; предпочтение синему, коричневому, оранжевому

      Лучше различают цвета; предпочтения сиреневому, бежевому, салатовому, желтому

    Словарный запас

     Меньший словарный запас

    • Большой словарный запас, высокая беглость и ясность речи

    Устная речь

    • Превосходство мужчин по артикуляции, словарю устных распоряжений, скорости и пониманию прочитанного

    • Превосходство по уровню развития, декорированию речи, богатство и правильность ассоциаций, смысловое понимание речи, имитирование необычных слов

    Письменная речь

       Письменная речь изобилует числительными, предлогами, вопросительными знаками и местоимениями, особенно местоимением «я»; пишут главным образом о спорте, телевидении, деньгах

    • В письменной речи обращают внимание на изобразительные средства (подчеркивание, выделение текста другим цветом), предпочитают тексты, связанные с душевными переживаниями

    Почерк

    • Мужской почерк более неравномерный, размашистый, индивидуально-оригинальный, иногда с элементами недописанных букв, менее похожий на принятые стандарты

    * Женский почерк обычно более «правильный», красивый, стандартный, симметричный, элементы букв ближе к тем, что даются школьными прописями

    Подход к изучению материала

     Качественный

    Количественный

    Восприятие информации

     Доминирует визуальный обзор пространственных образов по вертикали, хорошо воспринимают информацию, расположенную на классной доске столбцами;  труднее воспринимают и запоминают словесную информацию

    • Визуальное восприятие информации происходит по горизонтали, что позволяет им легко воспринимать длинные строчки текста во всю ширину классной доски; труднее воспринимают и запоминают числовую и музыкальную информацию

    Интересы к деятельности

    • Предпочитают деятельность исследовательского характера

    • Нравится выполнять то, что хорошо знакомо, т.е. стереотипную деятельность

    Предпочтение в формах работы

    • Хорошо работают в парах, в одиночку

    Хорошо работают в коллективе

    Самооценка

    - Более объективна, так как юноши анализируют реальные события и явления; зависит от успеха в делах

    • Более субъективна, так как упор делается девушками в основном на испытанные чувства, переживания, мечты и конфликты

    Стиль общения

      Авторитарный

     Демократичный

    Доминирующий тип мотивации

     Ориентация на успех

     Ориентация на избегание неудачи

    Отношение к оценке и похвале

    • Мальчик убежден в том, что любовь окружающих надо заслужить. Эмоции, высказываемые учительницей, для него не имеют притягательной силы, для него важно материальное поощрение успеха, т.к. это есть доказательство его силы, авторитета, власти. Эмоции учителя через краткий промежуток времени уже не будут восприниматься им. Можно сказать, что он ожидает смысла, текста в оценке его успехов. Фраза «Тобой недовольна» для мальчика не несет никакой смысловой нагрузки, ему важно знать, чем именно

    • Среднестатистическая девочка ждет безусловной симпатии со стороны окружающих, эмоциональной поддержки и внимания. Она ориентирована на межличностные отношения, в оценке учителя слышит не столько текст, сколько то, как она выглядит со стороны, как к ней теперь будут относиться. Для девочки важно эмоциональное поощрение успеха, его подтверждение через слова, прикосновения, жесты, взгляд. Для девочки важно быть хорошей в глазах учителя и подруг

                              

     Опираясь на все вышесказанное, можно сформулировать некоторые принципы работы педагога с юношами и девушками.

     

    Для  юношей:

     высокий темп подачи материала; широкий спектр разнообразной, нестандартно поданной информации;

     большое количество нестандартных, логических заданий;

     использование групповых форм работы с элементами соревновательности, обязательной сменой лидера;

     дозированная эмоциональность подачи материала;
     игры проводить со строгими правилами; для удержания внимания требуется продумать большое число разнообразных стимулов. Как только становится скучно, они не только перестают воспринимать учебный материал, но начинают и нарушать порядок в классе;
     при ответе с места требуется дополнительное время для выражения мыслей;
     подбор творческих заданий;
     при похвале сделать акцент на то, что оценивается в их деятельности .

     

    Для  девушек:

     неспешный, размеренный темп занятия, подача нового материала;

     достаточное количество повторений для лучшего усвоения;

     большое количество типовых заданий;

     использование на уроке групповых форм работы с акцентом на взаимопомощь;

     использование большого количества наглядного материала на уроке, обучение с опорой на зрительную память;

     предпочтительны игры-импровизации;

     эмоционально-окрашенная оценка любой выполненной работы с обозначением перспектив;

     чаще хвалить, похвала для девочек – движущая сила.

     

     Обучение и воспитание без учета особенностей личности, при выполнении ею социальных ролей, делает образование безликим. Учет гендерных особенностей обеспечивает равную успешность обоих полов. Таким образом, гендерный подход в педагогике и образовании - это индивидуальный подход к проявлению ребенком своей идентичности. Цель усилий в том, чтобы помочь и мальчикам, и девочкам стать счастливыми людьми, наиболее полно реализующими свои способности и особенности, получающими удовлетворение от своей жизни, уверенных в себе и своем будущем. 

     


    Рекомендации психолога

    по работе с «Трудными подростками».

     

    Типичные педагогические ошибки в перевоспитании детей с отклонениями в поведении:

    Процесс перевоспитания практически начинается с конца, а не с начала. Мы все сидим и ожидаем, когда ученик совершит тот или иной поступок, и тогда начинаем его воспитывать.

    Педагогические усилия воспитатель направляет на прямое подавление внешних проявлений трудновоспитуемости, а не на искоренение причин, их вызывающих.

    В индивидуальной работе доминирует словесная методика перевоспитания («нажимы», назидания, наставления и т.д.) и ощущается острый дефицит практической помощи воспитателя в коррекции поведения подростка.

    Индивидуальная работа с подростком, как правило, страдает отсутствием четкой целенаправленной программы перевоспитания.


    Общаясь с подростком, помните:

    -      Беседу с подростком надо начинать с дружеского тона.

    -      При первой встрече с подростком старайтесь его не критиковать.

    -      В процессе общения с подростком проявляйте к нему искренний интерес.

    -      Лучшим словом, располагающим подростка к общению, является имя.

    -      Диалог с подростком следует начинать с тех вопросов, мнения по которым совпадают.

    -      В процессе общения старайтесь вести разговор на равных.

    -      Умейте смотреть на вещи глазами подростка.

    -      Общаясь с подростком, старайтесь развивать в себе готовность к педагогической импровизации.


    Рекомендации классному руководителю по профилактической работе

    с трудными подростками

     

    -      Проведение каждодневной аналитической деятельности.

    -      Систематическое письменное фиксирование педагогического взаимодействия классного руководителя с учащимся.

    -      Выделение нравственных проблем, существующих в классе у отдельных учеников.

    -      Определение результативных мер воздействия.

    -      Анализ запланированных и неплановых мероприятий.

    -      Систематический учет взаимодействия с семьей.

    -      Выяснение проблем семейного воспитания.

    -      Подбор результативных форм работы с семьей.

    -      Обобщенный анализ работы за четверть.

    -      Анализ классным руководителем собственной педагогической деятельности.


    Рекомендации

    классным руководителям по составлению плана работы с трудным подростком

     

    1.     Определение объективных трудностей воспитания в семье, в ОУ.

    2.     Анализ нравственных и психологических особенностей его личности.

    3.     Выявление положительных интересов и увлечений.

    4.     Перечень средств формирования положительных качеств.

    5.     Перечень конкретных мер по устранению отрицательных факторов семейного воспитания и воспитания в условиях ОУ, а также стихийно-группового процесса.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическое объединение педагогов декоративно-прикладного творчества

    Заседание МО по теме: "Мастер-класс: формы и методы"...

    Методическое объединение педагогов декоративно-прикладного творчества

    Заседание МО по теме: "Мастер-класс: формы и методы"...

    Методические рекомендации педагогам научно-технической направленности по составлению сметной документации для приобретения учебного оборудования

    В настоящее время основная задача модернизации Российского образования - дать воспитателям, учителям, педагогам дополнительного образования...

    статья Формирование духовно-нравственных качеств будущего педагога при взаимодействии с детьми с ОВЗ

    статья Формирование духовно-нравственных качеств будущего педагога при взаимодействии с детьми с ОВЗ - из опыта работы студентов социально-педагогического колледжа специальности Дошкольное образование...

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ (ВНЕАУДИТОРНОЙ) РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ

    Методические рекомендации по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ учебной дисциплины «Теоретические и прикладные аспекты методической работы педагога по физической культуре и спорту&ra...

    Методическая разработка занятия в школе молодого педагога в Отделении дополнительного образования детей Тема: «Методическая тема педагога»

    Данная разработка предназначена для молодых педагогов ОДОД.Методическая тема педагога – это составная часть его самообразования. Она должна подбираться с учетом индивидуального опыта и профессио...

    Консультация для педагогов «Методические рекомендации педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития»

    Количество детей, у которых уже в дошкольном возрасте обнаруживаются отклонения в развитии, весьма значительно. Соответственно, велик риск школьной дезадаптации и неуспеваемости.   Особую тр...