Мастер-класс для молодых педагогов по теме «Инновационные педагогические технологии, как условие повышения качества образования»
консультация на тему

. Современная образовательная деятельность – это в первую очередь мастерство педагога. Использование в практике преподавания предмета элементов разных технологических подходов, их критический анализ может стать основой становления собственного педагогического стиля. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped.tehnologii.docx35.51 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс  для молодых педагогов по теме  «Инновационные педагогические технологии, как  условие повышения качества образования»

 Добрый день, уважаемые коллеги! Приятно видеть  вас в этой аудитории, и очень  надеюсь, что сегодня у нас с вами получится интересный и полезный разговор. Начнем мы с такой притчи:

Наберись смелости и сделай попытку!

 Однажды царь решил подвергнуть испытанию всех своих придворных, чтобы узнать, кто из них способен занять в его царстве важный государственный пост. Толпа сильных и мудрых мужей обступила его.

«-О, вы, подданные мои»,- « У меня есть трудная задача и я хотел бы знать, кто сможет решить ее.»

Он подвел присутствующих к огромному дверному замку, такому огромному, какого еще ни кто никогда не видывал.

«Это самый большой и самый тяжелый замок, который         когда –либо был в моем царстве. Кто из вас сможет открыть его?»- спросил царь.

Одни придворные только отрицательно качали головами, другие, которые считались мудрыми, стали разглядывать замок, однако, вскоре признались, что не смогут открыть его. Раз уж мудрые потерпели неудачу, то остальным  придворным ничего не оставалось, как тоже признаться, что эта задача им не под силу, она слишком трудна. Лишь один визирь подошел к замку. Он стал внимательно его осматривать и ощупывать, затем попытался различными способами сдвинуть с места, и наконец, одним рывком дернул его.

О, чудо- замок открылся! Он просто был не полностью защелкнут.

Тогда царь объявил: «Ты получишь место при дворе, потому, что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но надеешься, на собственные силы и не боишься сделать попытку».

Слайд 2.

Нам учителям , работающим  по ФГОС второго поколения тоже необходимо набраться смелости и сделать попытку для реализации современных образовательных технологий.

  Слайд 3.

    В настоящее время в сфере российского образования происходят кардинальные изменения. Стандарты второго поколения нацеливают учителя на формирование у школьников универсальных учебных действий, которое может быть обеспечено только в результате деятельности ученика в условиях выбора и при использовании учителем индивидуально-ориентированных технологий, что делает освоение и внедрение последних особенно актуальными.

       Слайд 4.

    Что же такое технология?

Технология – греч. слово – означает “мастерство, искусство” и “закон науки” - это наука о мастерстве.

  На данный момент существует несколько определений пед. технологии, мы выберем на сегодня самую развёрнутую:

Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

   Иначе говоря, технология – это зафиксированные последовательные действия, гарантирующие получение заданного результата.

    Слайд 5.

  Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания. Современные образовательные технологии ориентированы на индивидуализацию, дистанционность и вариативность образовательного процесса, академическую мобильность обучаемых, независимо от возраста и уровня образования. В школе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе. Современная образовательная деятельность – это в первую очередь мастерство педагога. Использование в практике преподавания предмета элементов разных технологических подходов, их критический анализ может стать основой становления собственного педагогического стиля. Любая педагогическая технология должна быть воспроизводима и быть здоровьесберегающей.

 Слайд 6.

 В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными становятся технологии, которые вы видите на слайде

Слайд 7Информационно – коммуникационная технология

Информационно – коммуникационная технология; которой отводится большое значение, т.к. ученик должен владеть информацией, уметь ею пользоваться, выбирать из нее необходимое для принятия решения, работать со всеми видами информации и т.д. И сегодня учитель должен понимать, что в информационном обществе он перестает быть единственным носителем знания, как это было раньше. В некоторых ситуациях ученик знает больше, чем он, и роль современного учителя – это в большей степени роль проводника в мире информации.

. Внедрение ИКТ в педагогический процесс повышает авторитет учителя в школьном коллективе, так как преподавание ведется на современном, более высоком уровне. Кроме того, растёт самооценка самого учителя, развивающего свои профессиональные компетенции.

Педагогическое мастерство основано на единстве знаний и умений, соответствующих современному уровню развития науки, техники и их продукта – информационных технологий

Слайд 8Технология критического мышления

Критическое мышление – это способность анализировать информацию, ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения. Его ещё называют логическим или аналитическим мышлением.

Слайд 9В структуре урока технологии критического мышления выделяется три стадии:

стадия вызова - краткое обобщение имеющихся знаний

стадия осмысления - вдумчивая работа с новыми понятиями

стадия рефлексии - интеграция новых и имеющихся знаний

Слайд 10

Давайте более подробно рассмотрим функции каждой стадии.

Функции стадии вызова

Мотивационная (пробуждение интереса и побуждение к работе)

Информационная (актуализация (вызов «на поверхность») уже имеющихся знаний)

Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями)

Слайд 11

Приёмы технологии на стадии вызова: вы видите на слайде

Разберём подробнее некоторые из приёмов.

 Слайд 12.Приём «Ассоциация». На экране вы видите небольшой план этого приёма.

1) Озвучивание темы; Например: тема сегодняшнего урока «Подземные воды»

2) Ответы на вопросы: - О чём может пойти речь на уроке? (учителя предлагают варианты ответа) - Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите словосочетание: «Подземные воды»?

 3) Все ассоциации учитель записывает на доске или листе ватмана.

Слайд 13Приём «Что я знаю»

1) Озвучивание темы;

2) В течение 3 минут записывать на листке ответы на вопрос: Что я знаю по теме урока или мне кажется, что я знаю?

3) Обсуждение с партнёром или с группой своих знаний;

4) Все идеи записываются учителем на доске или листе ватмана;

 5) Обсуждаются все разногласия, возникшие в ходе обсуждения.

Слайд 14Прием «Корзина идей»

Слайд 15

«Знаю, хочу узнать, что узнал»

Что я знаю о воздухе?

Что я хотел бы узнать о воздухе?

Что я узнал нового о воздухе?

Слайд1 6.

Приём «Верю – не верю»

1) На доске написаны верные и не правильные утверждения по новой теме;

2) Учащиеся ставят знак «+» там, где они считают утверждение правильным, и знак «-» там, где, по их мнению, оно неверно.

Слайд 17.Функции стадии осмысления

2.1. Информационная (получение новой информации)

2.2. Систематизационная (классификация, ранжирование информации)

Следующими, мы рассмотрим приёмы технологии на стадии осмысления:

Слайд 18 Прием инсерт (пометки на полях знал, новое, думал иначе) 

  • Прием «Бортовой журнал» (заполнение таблицы, состоящей из двух столбцов: известная информация, новая информация) 
  • Прием «Сводная таблица» (по мере изучения темы заполняется таблица)
  • Прием «Зиг-заг»(групповая работа)
  • Прием «Мое мнение»
  • Прием «Мозговой штурм» ? 
  • Прием «Что? Где? Когда?» (заполнение таблицы из трех столбцов: что?, где?, когда ) 
  • Прием «Мудрые совы» Учащимся предлагается самостоятельно проработать содержание текста учебника (индивидуально или в группе). Затем ученики получают рабочий лист с конкретными вопросами и заданиями с целью обработки содержащейся в тексте информации.
  • Приём «Лови ошибку». Задание: найти ошибки в тексте и исправить их. Выполните работу над ошибками
  • Приём «Половинки слов»
  • «Почини цепочку».
  •  Приём «Найди лишнее»
  • Приём «Раздели слова на группы» Задание даётся в виде списка, необходимо разделить на группы, количество групп не указывается, их может быть несколько. Причём, чем больше групп выделяется, тем ценнее ответ

Слайд 19Прием «Тонкие и толстые вопросы» 

Слайд 20Прием «Фишбоун» 

Слайд 21 Функции стадии рефлексии.

3.1.Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации) 

3.2. Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля)

3.3. Информационная (приобретение новых знаний) 

3.4. Оценочная (выработка собственной позиции)

Слайд 22 Приёмы технологии на стадии рефлексии: Написание эссе Рефлексивный экран вопросов Самооценка Сформулируйте 3 вопроса по сегодняшней теме Можете ли вы добавить что-то новое к своим прежним мнениям (приём «Моё мнение») Что нового вы узнали на уроке

  • Приём «Перепутанные логические цепочки»

1) На доске или карточках написаны термины (последовательность), некоторые из них с ошибками; 2) Группам предлагается исправить ошибки или восстановить порядок записи. Цель приёма: Определение степени понимания учащимися логики изучаемых природных явлений через установление причинно-следственных связей

Слайд 23Приём «Кластер»

1. Выписывается ключевое слово; 2. Записываются слова и предложения по теме; 3. Происходит разделение материала на отдельные блоки; 4. Устанавливаются и выражаются графически логические связи между блоками. Используется как средство для подведения итогов, как стимул для возникновения новых ассоциаций и графических изображений новых знаний.

Слайд 24

Приём «Синквейн». Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Для чего используется:

Обогащает словарный запас. Подготавливает к краткому пересказу. Учит формулировать идею (ключевую фразу). Позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом. Получается у всех.

Вывод: Технология критического мышления учит: - Работать самостоятельно - Задавать вопросы - Выслушивать чужое мнение - Иметь своё мнение и защищать его - Критически относится к мнению оппонентов - Анализировать и классифицировать - Развивать творческие и исследовательские навыки - Осуществлять рефлексию своей деятельности

Слайд 25 Прием»Шесть шляп»

Слайд 26 Кейс-технология

Кейс-технология – это интерактивная технология обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у учащихся новых качеств и умений.

       Одной из важнейших характеристик кейс-метода является умение воспользоваться теорией, обращение к фактическому материалу.

      Перед учителем стоит задача – научить детей как индивидуально, так и в составе группы:

  • анализировать информацию,
  • сортировать ее для решения заданной задачи,
  • выявлять ключевые проблемы,
  • генерировать альтернативные пути решения и оценивать их,
  • выбирать оптимальное решение и формировать программы действий и т.п.

Информация, необходимая для создания кейсов, может быть почерпнута из газетных и журнальных статей, художественной литературы, выпусков новостей, сборников статистических данных. К каждому кейсу прилагается список вопросов

 Слайд 27Игровые технологии

        Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается учащимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. Это объясняется, прежде всего, тем, что в игре органически сочетается занимательность, делающая процесс познания доступным и увлекательным для школьников, и деятельность, благодаря участию которой в процессе обучения, усвоение знаний становится более качественным и прочным.

      В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в ясном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью

 Слайд 28 Проблемная технология

Проблемное обучение – система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управление поиском решения проблемы. Усвоение новых знаний при этом происходит как самостоятельное открытие их учащимися с помощью учителя.

Применение технологии проблемного обучения на практике, позволяет формировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания в учебном процессе.

  СЛАЙД 29Проектная технология

Проектное обучение отличается от проблемного тем, что деятельность учащихся имеет характер проектирования, подразумевающего получение конкретного (практического) результата и его публичного предъявления.

  Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

Метод проектов – совокупность учебно–познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

СЛАЙД30Творческие мастерские

Одним из альтернативных и эффективных способов изучения и добывания новых знаний, является технология мастерских Мастерская – это технология, которая предполагает такую организацию процесса обучения, при которой учитель – мастер вводит своих учеников в процесс познания через создание эмоциональной атмосферы, в которой ученик может проявить себя как творец. В этой технологии [6] знания не даются, а выстраиваются самим учеником в паре или группе с опорой на свой личный опыт, учитель – мастер лишь предоставляет ему необходимый материал в виде заданий для размышления.

Мастерская схожа с проектным обучением, потому что есть проблема, которую надо решить. Педагог создаёт условия, помогает осознать суть проблемы, над которой надо работать. Учащиеся формулируют эту проблему и предлагают варианты её решения. В качестве проблем могут выступать различные типы практических заданий.

В мастерской обязательно сочетаются индивидуальная, групповая и фронтальная формы деятельности, и обучение идёт от одной к другой.
Виды творческих мастерских в зависимости от темы урока и возраста учеников вы видите на слайде

 СЛАЙД31-33 Технология модульного обучения

Дифференциация, оптимизация, проблемность обучения – все это объединено в модульном обучении. Сущность его состоит в том, что учащиеся с большей или меньшей степенью самостоятельности (в зависимости от уровня развития) могут работать с предложенной им индивидуальной программой, содержащей в себе целевой план действий, банк информации, методическое руководство

Применение модульного обучения положительно влияет на развитие самостоятельной деятельности учащихся, на саморазвитие, на повышение качества знаний. Учащиеся умело планируют свою работу, умеют пользоваться учебной литературой. Хорошо владеют общеучебными навыками: сравнения, анализа, обобщения, выделения главного и т.п. Активная познавательная деятельность учащихся способствует развитию таких качеств знаний, как прочность, осознанность, глубина, оперативность, гибкость.

 

 

Таким образом, используя инновационные образовательные технологии, можно решить следующее взаимообусловленные проблемы:

1. Через формирование умений ориентироваться в современном мире, способствовать развитию личности учащихся с активной гражданской позицией умеющей ориентироваться в сложных жизненных ситуациях и позитивно решать свои проблемы.

2.Изменить характер взаимодействия субъектов школьной системы образования: учитель и ученик – партнеры, единомышленники, равноправные члены “одной команды”.

3.Повысить мотивацию обучающихся к учебной деятельности.

Мне бы хотелось начать свое выступление со слов:

«Что такое счастье – это каждый понимает по-своему.

Но все люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю…»

- Кому принадлежат эти слова?

- Как вы думаете, какой урок можно начать с такой мотивации?

Я использовала эту цитату на уроке русского языка.

- Что же такое счастье? (ответы учителей)

Нужно для счастья порою немного:
Шоферу – прямая дорога,
Летчику – ясное небо,
Пекарю – горы душистого хлеба,
 
Прохожему – больше улыбок,
Учителю – меньше ошибок.

- А что для счастья нужно ученикам?

Позитивная мотивация к учебе у ребенка может возникнуть в том случае, когда соблюдены 3 условия:

  • мне интересно то, чему меня учат;

    •    мне интересен тот, кто меня учит;

    •    мне интересно как меня учат.

Высокая мотивация к учебной деятельности обусловлена еще и многогранностью учебного процесса. Идет развитие разных сторон личности обучающихся, путем внедрения в учебный процесс различных видов деятельности учащихся.

4. Уделять больше внимания изучению и овладению современными педагогическими технологиями, позволяющими существенно изменить методы организации образовательного процесса, характер взаимодействия субъектов системы, и, наконец, их мышление и уровень развития.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Раздел 3. Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышение качества образования

Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения первого  открытого...

Раздел 3.Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышение качества образования

Раздел 3.Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышение качества образования...

3.1.-3.4 Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышение качества образования

3.1. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения первого открытого урока)...

3.Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышение качества образования

3.Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышение качества образования...

3. Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышение качества образования

3.1. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня. (1-5 уроки)...

Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышение качества образования

1. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроко/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения первого открытого урока)...