Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по дисциплине ОП. 07 Основы специальной педагогики и специальной психологии
методическая разработка на тему

Пащенко Наталья Алексеевна

Методические рекомендации по дисциплине Основы специальной педагогики и специальной психологии является частью общепрофессионального цикла (ОП 07.) «Основы специальной педагогики и специальной психологии», который входит в программу подготовки специалистов среднего звена специальности 44.02.05. «Коррекционная педагогика в начальном образовании» углубленной подготовки. Данные рекомендации предназначены для студентов заочной формы обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл met._rek._osnovy_spets.ped_._i_spets._psihol.docx30.42 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СПО НАО «Нарьян-Марский социально-гуманитарный колледж имени И.П. Выучейского»

Методические рекомендации

Для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения

по дисциплине ОП. 07 Основы специальной педагогики и специальной психологии

специальность 44.02.05. Коррекционная педагогика в начальном образовании

Преподаватель: Н.А. Пащенко

г. Нарьян-Мар

2014

                                                     

Методические указания составлены в соответствии с рабочей программой по дисциплине ОП 07. Основы специальной педагогики и специальной психологии по специальности 44.02.05. Коррекционная педагогика в начальном образовании

Составитель:  Пащенко Н.А.

Согласовано:

Председатель ПЦК __________  

                         /Лудникова Н.В./

« ___» ___________ 2014 г.

Составлена в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами   и к минимуму содержания и к уровню подготовки выпускника по специальности 44.02.05. Коррекционная педагогика в начальном образовании

 

Зам. директора по УР ______  /Авачёва Л.М./

«____» ___________ 2014г.

 

ВВЕДЕНИЕ

      Методические рекомендации по дисциплине Основы специальной педагогики и специальной психологии является частью общепрофессионального цикла (ОП 07.) «Основы специальной педагогики и специальной психологии», который входит в программу подготовки специалистов среднего звена специальности 44.02.05. «Коррекционная педагогика в начальном образовании» углубленной подготовки.

В результате освоения дисциплины Основы специальной педагогики и специальной психологии  у Вас должны быть освоены умения и сформированы  знания:

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:

оперировать основными понятиями, используемыми в специальной педагогике и специальной психологии;

Устные ответы на занятиях, ведение словаря по предмету в тетрадях; домашние задания по составлению обобщающих и аналитических таблиц, составление схем.

разрабатывать специальные коррекционно-развивающие программы для индивидуальной и групповой работы с учетом трудностей в обучении и воспитании детей риска;

Работа на практических занятиях, самостоятельная работа по составлению специальных коррекционно-развивающих программ, с учетом специфики трудностей.

использовать специальные коррекционно-развивающие приемы обучения и воспитания;

Работа в группах на практическом занятий.

организовать коррекционно-развивающую деятельность, работу с родителями.

Практические занятия по составлению рекомендаций, подборке коррекционно-развивающих упражнений для организации коррекционно-развивающей среды в домашних условиях для родителей, воспитывающих детей с трудностями в развитии.

Знать:

что изучает специальная педагогика и специальная психология;

Домашние работы по доработке лекций с использованием дополнительной литературы.

объект, предмет, задачи, цели, проблемы, основные специальной педагогики и специальной психологии;

Домашние работы, конспект статьи, работа с учебным элементом.

иметь представления о норме и отклонении в развитии человека.

Практические занятия, подготовка практико– ориентированных сообщений.

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

105

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

14

в том числе:

лекций

10

практические занятия

4

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

91

Итоговая аттестация в форме экзамена.                    


Раздел 1. Общие теоретические основы специальной психологии.

Тема 1.1. Общие и теоретические основы специальной психологии

Содержание учебного материала:

 Предмет, задачи и методы специальной психологии. Отрасли специальной психологии: олигофренопсихология, сурдопсихология, тифлопсихология, психология детей с недостатками речи, психология детей с задержкой психического развития, психология слепоглухих, психология лиц с недостатками опорно-двигательного аппарата. Специальная психология, как важная составная часть дефектологии. Общие и специфические закономерности психического развития.

Самостоятельная работа студентов

1. Приведите примеры закономерностей психического развития детей с разными видами недостаточности:

а) общие для нормального и нарушенного развития;

б) свойственные только детям с нарушениями развития.

2. Дайте определение первичного и вторичного нарушений.

3. Составьте схему связи специальной психологии с другими отраслями психологии.

 Тема 1.2. Адаптация и адаптивность, компенсация функций как прикладные проблемы специальной психологии.

Содержание учебного материала

Понятие адаптации в биологическом, физиологическом, медицинском, социально-педагогическом аспектах. Понятие адаптивности. Возможности адаптивности и уровни адаптации. Факторы, влияющие на уровень и возможности к адаптации. Показатели низкого уровня адаптационных возможностей ребенка к школе. Социальные предпосылки детской и подростковой дезадаптации. Понятие дезадаптации. Условия предупреждения и преодоления функциональных нарушений.

Самостоятельная работа студентов

1.  Опишите принципы, которые лежат в основе коррекции и компенсации дефектов.

2. Письменно ответьте на вопросы: Каким образом осуществляется компенсация утраченных функций? В чем состоит специфика компенсации сенсорных дефектов? Какие психологические проблемы связаны с интеграцией детей с нарушениями развития в образовательные учреждения общего назначения и в общество?

Тема 1.3. Понятие адаптации и адаптивности, компенсации и коррекции и их роль в школьной успешности.

Содержание учебного материала

Понятие адаптации и адаптивности, их общие и отличные характеристики. Факторы, влияющие на уровень адаптации и возможности к ней. Социальные предпосылки детской и подростковой дезадаптации.

Самостоятельная работа обучающихся

1. Изучите тему в соответствии с содержанием.

2. Опишите от чего будет зависеть успешность компенсации.

3. Опишите условия преодоления функциональных нарушений.

Тема 1.4. Школьная дезадаптация, её уровни и факторы.

Содержание учебного материала

Понятие «школьная дезадаптация». Изучение данного понятия в отечественной практике (Г. Ф. Кумарина, Р. В. Овчарова, М. М. Безруких и др.). Уровни школьной дезадаптации. Причины приводящие к школьной дезадаптации по Г.Ф.Кумариной, М.М. Безруких.

Практическая работа

Диагностика школьной дезадаптации. Составление альбома методов психолого-педагогического диагностирования школьной дезадаптации.

Самостоятельная работа обучающихся.

1. Распишите факторы школьной дезадаптации (с. 38-41) из материалов Г. Ф. Кумариной.

2. Определите уровни школьной дезадаптации при решении педагогических задач.

3.Выпишите проявления школьной дезадаптации у младших школьников из Коррекционной педагогики М. А. Поваляев (с. 85).

4. Составьте рекомендации по предупреждению школьной дезадаптации учителю.

Тема 1.5. Виды нарушений развития и их причины. Особенности коррекционно-воспитательной работы с умственно отсталыми детьми, детьми с задержкой психического развития (ЗПР).

Содержание учебного материала

Виды нарушений развития: задержки психического развития, задержки психоречевого развития, интеллектуальная недостаточность, умственная отсталость (деменция, дебильность, идиотия), синдром дефицита внимания с гиперактивностью, ранний детский аутизм, детский церебральный паралич, нарушения зрения и слуха. Причины возникновения данных нарушений.

Самостоятельная работа студентов

1. Изучите тему в соответствии с содержанием.

2. Раскройте особенности личности умственно отсталых детей и детей с ЗПР.

3.Опишите специфику основных видов деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью (игровой, трудовой и учебной).

4. Охарактеризуйте проявления задержки психического развития в раннем возрасте и проблемы ранней диагностики.

Литература по разделу

1.Коррекционная педагогика в начальном образовании: Учеб. пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Под ред. Г. Ф. Кумариной. – М.: Издательский центр «Академия», 2003 г. – 320с.

2.Специальная психология: Учеб. пособие для студентов педагогических вузов и колледжей / В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. В.И. Лубовского. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 464 с.

3. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Коллективная монография / Под общ. ред. М. А. Поваляевой. Серия «Учебники, учебные пособия».   — Ростов-на-Дону: «Феникс»,2002—352с.

Раздел 2. Научные основы специальной педагогики

Тема 2.1 Объект, предмет, цель и задачи специальной педагогики (6ч.)

Содержание учебного материала:

Понятие специальная педагогика. Объект, предмет, субъект специальной педагогики. Специфические конкретные цели, система задач специальной педагогики.

Самостоятельная работа:

1.Изучите тему в соответствии с содержанием.

2.Раскройте задачи специальной педагогики.

3.Составьте схему, отражающую положение специальной педагогики в системе наук.

Вопросы для самопроверки:

1.Что является областью научных интересов и предметом исследования специальной педагогики?

2.Охарактеризуйте субъект специальной педагогики.

3.Сравните подходы к рассмотрению понятия «недостаток в развитии» в различных отраслях педагогики.

Тема 2.2 Категориальный аппарат специальной педагогики (7ч.)

Содержание учебного материала:

Специальное образование. Специальные условия получения образования. Специальное (коррекционное) образовательное учреждения. Лицо с ограниченными возможностями. Компенсация. Реабилитация (реадаптация). Абилитация. Коррекция. Профилактика. Инвалид. Предметные области: тифлопедагогика, сурдопедагогика, тифлосурдопедагогика, логопедия, олигофренопедагогика, отрасль специальной педагогики применительно к лицам с нарушениями функций ОДА, отрасль специальной педагогики применительно к лицам с нарушениями эмоционально-волевой сферы.

   Самостоятельная работа:

1. Изучите тему в соответствии с содержанием.

2. Раскройте содержание основных понятий, которыми оперирует специальная педагогика.

3.  Дайте характеристику предметным областям специальной педагогики.

4. Внесите рассмотренные понятия в понятийный словарь по дисциплине.

Инструкция по составлению и дополнению словаря по дисциплине:

Система науки отражается в ее понятиях и категориях, поэтому знание терминологии является основополагающим при изучении дисциплины.

При составлении понятийного словаря по дисциплине необходимо помнить следующее:

для удобства составления и пользования можно оформить словарь по типу алфавитной записной книжки или отвести специальное место в рабочей тетради с указанием значения каждого термина и источником, откуда взято определение.

При оформлении словаря нужно придерживаться определенного образца оформления, например:

Термин (от латинского terminus- предел, граница) – это составной элемент суждения, слово, точно обозначающее определенное понятие, применяемое в науке, технике или искусстве.

многие термины коррекционной и специальной педагогики являются заимствованными (из философии, педагогики, психологии), поэтому определения этих понятий можно найти в соответствующих словарях и учебниках.

В педагогической науке специальные термины зачастую трактуются по-разному, поэтому имеет смысл ознакомиться с различными авторскими позициями.

Для заучивания можно выбрать одну из определений понятия, которое кажется вам наиболее соответствующей изучаемому материалу, содержательной и доступной.

Литература по разделу

1. Власова Т.А., Певзнер М.С. Дети с отклонениями в развитии. - М, 1973.

2. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. - М., 1985.

3. Специальная педагогика: Уч. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений/ Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; Под ред. Н.М. Назаровой- М., 2001

Раздел 3. Система специального образования

Тема 3.1  Система специального образования в России (10ч.)

Содержание учебного материала

Становление системы специального образования в России. Развитие дифференцированной системы специального образования. Становление интегративной системы специального образования (интегральная и экстернальная). Восемь основных видов специальных школ для детей с различными нарушениями развития. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 г. № 288 «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», письмо Министерства образования РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов». Создание других специальных учреждений для других категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности: с аутистическими чертами личности, с синдромом Дауна.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1.Изучите тему в соответствие с содержанием.

2. Перечислите типовые учреждения специального образования.

3. Подготовьте сообщение на темы «Интеграция специального образования в России: проблемы и перспективы», «История становления отечественной системы специального образования».

Тема 3.2 Дидактические основы специального образования (10ч.)

Содержание учебного материала

Специальные образовательные условия. Специальный образовательный стандарт. Принципы специфические для специальной педагогики. Технологии и методы специального образования. Методы обучения. Методы воспитания. Формы организации специального образования. Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса в системе специального образования.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Выделите специфические особенности проектирования содержания специального образования.

2. Раскройте принципы организации коррекционно-развивающего образовательного процесса.

3. Дайте характеристику технологий и методов специального образования.

4. Подготовьте сообщение о современных технологиях специального образования.

Литература по разделу

1. О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов: Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования РФ № 48 от 04.09.1997 // Вестник образования. - 1998.-№4.

2. Организация обучения и воспитания детей с задержкой психического развития. / Под ред. Л.И.Романова, Н.А.Цыпина. - М., 1993.

3. Примерное положение о классе (классах) компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях // Вестник образования. - 1992. - № 11.

4. Проект закона Российской Федерации «О специальном образовании» //Дефектология- 1995-№ 1.-С. 3-15.

5. Специальная педагогика: Уч. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений/ Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; Под ред. Н.М. Назаровой- М., 2001

6. Шипицина Л.М. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии. СПб. 1995

Раздел  4. Педагогические системы специального образования

и реабилитации лиц с ограниченными возможностями

Тема  4.1. Образование лиц с нарушениями умственного развития (10ч.)

Содержание учебного материала:

Специальное образование детей с трудностями в обучении (ЗПР). Система коррекционно-развивающего обучения. Приказ Министерства образования РФ № 333 от 08.09.1992 «Примерное положение о классе (классах) компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях». Система комплексной помощи детям с ЗПР в России. Образование как средство реабилитации и достижения

независимой жизни. Дети с умственной отсталостью. Коррекционная помощь детям с умственной отсталостью раннего возраста. Специальные коррекционные школы VIII вида. Обучение и воспитание детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью в России. Специализированные дома-интернаты Министерства социальной защиты. Ребенок с нарушением умственного развития в образовательном учреждении общего назначения.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1.Изучите тему в соответствии с содержанием.

2. Ознакомиться с приказом МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ № 1598 от 19.12.2014 «Об утверждении федеральных государственных стандартов начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

3. Дайте сравнительную характеристику особенностей развития детей с умственной отсталостью и задержкой психического развития.

4. Раскройте направления коррекционно-развивающей работы с детьми с интеллектуальными нарушениями

5. Охарактеризуйте особенности, современные формы, содержание и методы обучения и воспитания детей с интеллектуальными нарушениями.

Тема 4.2. Образование лиц с сенсорными нарушениями (10ч.)

Содержание учебного материала:

Специальное образование слабослышащих. Специальное обучение детей с частичным нарушением слуха. Специальное образование глухих. Билингвистический подход. Обучение языку словесной речи. Коммуникационная система. Специальные технические средства для не слышащих. Обучение детей с недостатками зрения в школе. Особенности обучения слепых и слабовидящих. Воспитание учащихся. Лечебно-профилактическая, санитарно-гигиеническая и восстановительная работа.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Изучите тему в соответствии с содержанием.

2. Дайте характеристику современных систем обучения детей с сенсорными нарушениями.

3. Раскройте специфические особенности организации образовательного процесса для детей с сенсорными нарушениями, обучающимися в массовой школе.

Тема 4.3.  Специальное образование при нарушении функций ОДА (4ч.)

Содержание учебного материала:

Коррекционная работа при ДЦП. Система специализированной помощи детям, страдающим церебральным параличом.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1.Изучите тему в соответствии с содержанием.

2. Определите основные цели коррекционной работы при ДЦП.

3. Раскройте современные подходы к организации профессиональной подготовки и социальной реабилитации детей с ДЦП.

Тема 4.4. Специальное образование детей с нарушениями речи и РДА (6ч.)

Содержание учебного материала:

Система специальных учреждений для детей с нарушениями речи. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Общее недоразвитие речи. Заикание. Возможности развития, образования и социализации при РДА (ранний детский аутизм). Коррекционно-педагогическая помощь при аутизме.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1.Охарактеризуйте современную систему организации логопедической помощи детям с нарушениями речи.

2.Раскройте современные отечественные и зарубежные подходы к оказанию коррекционно-педагогической помощи детям с РДА.

 Тема 4.5.  Специальное образование при сложных нарушениях (10ч.)

Содержание учебного материала:

Задачи психолого-педагогического сопровождения развития ребенка со сложным дефектом. Психолого-педагогические основы развития и образования лиц со сложным дефектом.

Ряд условий, которые обеспечивают усвоение слепоглухим ребенком общественно выработанных знаний и формирование у него специфически человеческого поведения. Пути и способы организации специального образования для лиц со сложными нарушениями в развитии.

 Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Раскройте задачи и основные направления психолого-педагогического сопровождения развития ребенка со сложным дефектом.

2.Охарактеризуйте пути и способы организации специального образования для лиц со сложными нарушениями в развитии.

Литература по разделу

1. Бородулина С.Ю. Коррекционная педагогика: психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении школьников- Ростов н./Д, 2004

2. О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов: Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования РФ № 48 от 04.09.1997 // Вестник образования. - 1998.-№4.

3. Организация обучения и воспитания детей с задержкой психического развития. / Под ред. Л.И. Романова, Н.А.Цыпина. - М., 1993.

4. Примерное положение о классе (классах) компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях // Вестник образования. - 1992. - № 11.

5. Проект закона Российской Федерации «О специальном образовании» // Дефектология- 1995-№ 1.-С. 3-15.

6. Специальная педагогика: Уч. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений/ Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; Под ред. Н.М. Назаровой- М., 2001

7. Шипицина Л.М. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии. СПб. 1995


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов специальности 050144 Дошкольное образование

Теоретические и прикладные аспекты методической работы  воспитателя детей дошкольного возраста...

Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов для дисциплины ОП. 05. Базы данных специальность 10.02.01 Организация и технология защиты информации

Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов для дисциплины ОП. 05. Базы данных специальность 10.02.01 Организация и технология защиты информации...

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по дисциплине ОП. 08. Педагогическая психология специальность 44.02.05. Коррекционная педагогика в начальном образовании

    Методические рекомендации по дисциплине Педагогическая психология является частью общепрофессионального цикла (ОП 08.), который входит в программу подготовки специалистов среднего...

Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов ОГСЭ.05 Культура речи по специальности «Документационное обеспечение управления и архивоведение»

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине «ОГСЭ.05. КУЛЬТУРА РЕЧИ» составлены для обучающихся по специальности СПО 46.02....