Доклад к выпускной работе
статья по теме

Самарина Лариса Михайловна

доклад к выпускной работе по теме: Игровые технологии как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_k_vypusknoy_rabote.docx24.63 КБ

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

Уважаемый председатель аттестационной комиссии, уважаемые члены комиссии, вашему вниманию предлагается выпускная квалификационная работа на тему: «Игровые технологии как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников».

В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования основное внимание исследователей  обращено к проблеме формирования универсальных учебных действий школьников.

В связи с этим формирование универсальных учебных действий выступает одной из приоритетных задач образования. Несмотря на большое количество научных исследований, посвященных учебно-познавательной деятельности, способам ее формирования, большинство учителей испытывают трудности при реализации новых целей образования, продолжают опираться на традиционные  способы формирования знаний, умений и навыков.

Таким образом, мы сталкиваемся с противоречием между современными требованиями к организации учебно-познавательной деятельности учащихся и учебной деятельности в целом, что определяет недостаточную подготовку учителей начальных классов в освоении технологиями деятельностного типа, позволяющими в полной мере достигать задач формирования универсальных учебных действий в учебной деятельности.

Актуальность данного вопроса обусловила выбор темы работы.

Цель работы: теоретическое обоснование и разработка методических рекомендаций по формированию универсальных учебных действий младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности.

Позвольте не останавливаться на научном аппарате, так как он представлен в работе, а своё выступление построить на решении задач, поставленных в выпускной работе.

Объект исследования: процесс формирования универсальных учебных действий младших школьников.

Предмет исследования: игровые технологии как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников.

Гипотеза исследования: формирование универсальных учебных действий младшего школьника будет результативным, если педагог на уроках и занятиях по внеурочной деятельности использует игровые технологии.

Задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Рассмотреть процесс формирование универсальных учебных действий младших школьников при реализации ФГОС.

3. Определить особенности использования игровых технологий на уроках и во внеурочной деятельности.

4. Определить роль учителя в формировании универсальных учебных действий младших школьников.

5. Разработать методические рекомендации по формированию универсальных учебных действий младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности.

Первая задача: Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что в современной науке нет целостной теории игры, существует ряд ее концепций в разных отраслях науки.

Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу приемов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр.

Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития, обучаемого в отечественной педагогике занимались Лев Семенович Выготский, Алексей Николаевич Леонтьев, Даниил Борисович Эльконин и другие.

Решение второй задачи: Рассмотреть процесс формирование универсальных учебных действий младших школьников при реализации ФГОС.

В Стандарте универсальные учебные действия рассматриваются как обобщенные действия, которые обуславливают ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и способствуют формированию мотивации к обучению.

Процесс формирования умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности. Основное назначение универсальных учебных действий заключается, в обеспечении возможности учащихся самостоятельно осуществлять деятельность учения, то есть, ученик становится способен самостоятельно ставить учебные цели, планировать свою деятельность, выбирать способы достижения поставленной цели, осуществлять контроль и оценку результатов своей деятельности. Функцией универсальных учебных действий выступает создание условий для гармоничного развития личности в целом и ее самореализации.

Универсальные учебные действия представляют собой совокупность способов действий учащихся, формирующих способы самостоятельного усвоения новых знаний. Выделяют 4 группы универсальных учебных действий: личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные, которые находятся в тесной взаимосвязи.

Асмолов Александр Григорьевич, Бурменская Галина Васильевна, разрабатывающие концепцию универсальных учебных действий, отмечают, что развитие системы действий осуществляется в соответствии с нормами возрастного развития личности ребенка, в совокупности познавательной, эмоционально-волевой сферы и других аспектов. С помощью процесса обучения создаются зоны ближайшего развития универсальных учебных действий, и формируется учебная деятельность ребенка.

Решение третьей задачи: Определить особенности использования игровых технологий на уроках и во внеурочной деятельности.

В ходе анализа использования игровых технологий, направленных на развитие универсальных учебных действий  при включении детей в игровой процесс интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность значительно повышается. Интерес - это главная движущая сила познавательной деятельности учащихся, вызвать которую поможет использование игровых технологий.

По результатам опроса обучающихся, которые были мотивированы игровой деятельностью были получены следующие данные:

  • 51% детей предпочитают уроки с использованием методов активизации познавательного интереса;
  • более половины детей от общей выборки - 67% отмечают желание видеть на уроке игры;
  • 87% детей отмечают  желание участвовать в игровых процессах, используемых на уроке.

Результаты опроса показали, что дети проявили больше эмоциональной вовлеченности и инициативности в процессе игровой деятельности.

В настоящее время у учителя есть возможность выбрать технологии обучения, которые, по его мнению, наиболее оптимальны для построения и конструирования урочной и внеурочной деятельности. 

Решение четвертой задачи: Определить роль учителя в формировании универсальных учебных действий младших школьников.

Важнейшим условием результативности как учебной, так и внеурочной деятельности является наличие у учителя профессионально важных качеств, которые характеризуются критериями его профессиональной компетенции. 

Профессиональная компетентность учителя  - это система профессионально-значимых личностных свойств, приобретенных педагогом как в процессе общего и специального образования, так и на основе практического опыта,  обеспечивающих высокий уровень профессиональной педагогической деятельности.

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить пять критериев профессиональной компетентности учителя начальных классов: общекультурный критерий, общепрофессиональный критерий, коммуникативный критерий, личностный критерий, критерий саморазвития и самообразования.

Решение пятой задачи: Разработать методические рекомендации по формированию универсальных учебных действий младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности.

На основании рассмотренных методических материалов и результатов анкетирования младших школьников были разработаны рекомендации для учителей начальных классов, в которых рассмотрен подробный алгоритм использования игровых технологий по формированию личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий школьников.

Исходя из вышеизложенного, можно обоснованно утверждать, что зная особенности применения игровых технологий в педагогическом процессе начальной школы, учитель может способствовать успешному достижению планируемых результатов в освоении обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

Таким образом, гипотеза нашего исследования подтвердилась.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

выпускная работа: «Адаптация профессионального модуля «Организация лесозаготовительного производства на базе многооперационных машин» в Уренском филиале ГБОУ СПО «Шахунский агропромышленный техникум»

В данной работе раскрывается адаптация профессионального модуля «Организация лесозаготовительного производства на базе многооперационных машин» в Уренском филиале ГБОУ СПО «Шахунский агропромышленный ...

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА по программе профессиональной переподготовки «КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА» Тема: Особенности развития познавательной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта на уроках математики посредством дидактической игры

Нарушения психического развития вызывают, прежде всего, нарушения познавательной деятельности, поэтому учитывая индивидуальные особенности умственно отсталых младших школьников, познавательная д...

Методические рекомендации по написанию письменной выпускной работы по профессии Закройщик

Методические рекомендации  рекомендованы для обучающихся по профессии Закройщик...

Методические рекомендации для написания выпускной работы по специальности "Туризм"

Методические рекомендации предназначены для студентов специальности 43.02.10 «Туризм» по подготовке и проведению Государственной итоговой аттестации базовой подготовки.В методических рекомендациях изл...

Выпускная работа на тему: "Игровые технологии как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников"

Выпускная работа на тему: Игровые технологии как средство формирования универсальных учебных действиймладших школьников...

Доклад по ДИПЛОМНОЙ РАБОТЕ и презентация к докладу. Аширова Луиза Харисовна. Тема: «Сестринская помощь при гипертонической болезни». 06. 2018 г.

В июне 2018 г. студентка группы С-401: Аширова Луиза Харисовна - под руководством преподавателя дисциплины «Сестринская помощь в терапии» Рязанцевой В.Н., подготовила и защитила ДИПЛОМНУЮ ...

выпускная работа "ИКТ в работе учителя-словесника"

Работа создана на курсах повышения квалификации....