Рабочая тетрадь "Лихорадка. Оценка функционального состояния пациента при лихорадке"
статья на тему

Куксова Наталья Евгеньевна

Данное учебно-методическое пособие разработано с целью организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов без участия преподавателя. Адресованы студентам второго курса, изучающим ПМ «Выполнение работ по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за больными» специальностей Лечебное дело, Акушерское дело, Сестринское дело. Пособие может быть использовано студентами специальности Фармация, которые изучают дисциплины «Основы патологии» и «Клиническая патология».

Рекомендации содержат блок теоретической информации о процессах терморегуляции организма, причинах лихорадки. Дают характеристику лихорадки, клинические варианты лихорадки, влияние её на функции органов и систем, видах и периодах лихорадки и методах оказания медицинской помощи лихорадящим пациентам в различные стадии лихорадки. Рабочая тетрадь содержит глоссарий по теме, схемы, таблицы, задачи, алгоритм измерения температуры тела в подмышечной впадине. Учебно-методическое пособие способствует активизации самостоятельной внеаудиторной работы студентов и более качественной подготовке к практическому занятию.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

 

ГБПОУ «Тольяттинский медколледж»

Методическая разработка практического занятия

для преподавателя

Лихорадка. Оценка функционального состояния пациента при лихорадке.

МДК «Технология оказания медицинских услуг»

ПМ. 04. «Выполнение работ по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за больными»

Специальность Сестринское дело (базовая подготовка)

Преподаватель: Куксова Н.Е.

Рассмотрено и утверждено

на заседании ЦМК № 5

Протокол № ____ от

„____” ___________ 20     г.

Председатель ЦМК

Леваева Е.В.


Общие сведения по теме

Тема. Лихорадка. Оценка функционального состояния пациента при лихорадке.

1. На изучение данной темы рабочей программой отводится 6 часов.

Вид учебной деятельности

Объём часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

9

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

6

в том числе

Лекции

Не предусмотрено

семинарские занятия

Не предусмотрено

практические занятия

6

Самостоятельная работа студента (всего)

3

2. Цели изучения данной темы

2.1. Учебные цели.

После изучения данной темы студент должен уметь:

  • оказывать помощь пациенту в различные периоды лихорадки;
  • осуществлять сестринский процесс при лихорадочном состоянии пациента;
  • измерять температуру тела в подмышечной области и регистрировать результаты измерений в температурном листе;
  • проводить обработку термометра;
  • обучать родственников элементам ухода за лихорадящим пациентом.

После изучения данной темы студент должен знать:

  • механизм теплообразования и пути теплоотдачи;
  • понятие, виды, периоды, механизм развития лихорадки;
  • влияние лихорадки на функциональное состояние организма (ЧСС, ЧДД и т.д).

2.2. Воспитательные цели. Изучение данной темы способствует воспитанию:

  • гуманного отношения к пациентам;
  • формирования интереса к профессии;
  • формирования ответственного отношения к труду;
  • чувства сопереживания, формированию идей милосердия;
  • формирования этико-деонтологических норм в общении друг с другом, с пациентами.

2.3. В результате освоения данной темы у студента должны формироваться следующие общие компетенции:

ОК  2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК  4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, пациентами.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

2.4. Изучение данной темы способствует формированию следующих профессиональных компетенций, соответствующих основному виду профессиональной деятельности:

Решение проблем пациента посредством сестринского ухода

ПК 4.1. Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности.

ПК 4.2. Соблюдать принципы профессиональной этики.

ПК 4.3. Осуществлять уход за пациентами различных возрастных групп в условиях учреждения здравоохранения и на дому.

ПК 4.4. Консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и самоухода.

ПК 4.5. Оформлять медицинскую документацию.

ПК 4.6. Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.

ПК 4.7. Обеспечивать инфекционную безопасность.

ПК 4.8. Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала

ПК 4.11. Обеспечивать производственную санитарию и личную гигиену на рабочем месте.

2.5. Карта формирования и оценки освоения компетенций

Вид компетенции

Формирование компетенций

Оценка освоения

компетенций

Практическое занятие

Практическое занятие

Профессиональные компетенции

ПК 4.1

ПК 4.1

ПК 4.2

ПК 4.2

ПК 4.3

ПК 4.3

ПК 4.4

ПК 4.4

ПК 4.5

ПК 4.5

ПК 4.6

ПК 4.6

ПК 4.7

ПК 4.7

ПК 4.8

ПК 4.8

ПК 4.11

ПК 4.11

Общие компетенции

ОК 2

ОК 3

ОК 4

ОК 6

ОК 12

3. Интеграция темы

Схема междисциплинарных связей

№/п

Название дисциплины,

междисциплинарного курса, профессионального

модуля

Название раздела (темы)

1

Дисциплина «Основы биорегуляции человека»

Темы «Сенсорные системы», «Функциональная анатомия головного мозга»

2

Дисциплина «Фармакология»

Раздел  «Общие сведения о фармакологических группах лекарственных средств»

3

Дисциплина «Частная фармакология»

Тема «Антисептические, дезинфицирующие и химиотерапевтические препараты»

4

ПМ «Участие в лечебно –диагностическом и реабилитационном процессах»,

МДК «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях»

Разделы «Сестринская помощь в терапии», «Сестринская помощь в акушерстве и гинекологии», «Сестринская помощь в хирургии»

5

ПМ «Оказание неотложной доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях»

МДК «Первая доврачебная помощь»,

МДК «Основы реаниматологии»

  1. Выход учебной темы:

– для изучения профессиональных модулей «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах», «Оказание неотложной доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях»;

– для изучения междисциплинарных курсов «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях»,  «Первая доврачебная помощь», «Основы реаниматологии».

– для практической деятельности.

  1. Темы и формы учебно-исследовательской работы студентов:

5.1. Рекомендуемые темы рефератов (курсовой работы)

– «Физиологические основы термометрии»,

– «Механизмы терморегуляции».

5.2. Рекомендуемые мультимедийные презентации

«Лихорадка. Термометрия».

  1. Рекомендуемая литература

  1. Основные источники:

1.Зайцева Е.Г. и др. Общий уход за пациентами: учебное пособие; под редакцией Петровой Н.Г. – СПб.: СпецЛит, 2013.

2. Кулешова Л.И. Основы сестринского дела: курс лекций, сестринские технологии: учебник / Кулешова Л. И., Пустоветова Е.В.; под редакцией Морозова В.В. – Ростов н/Д: Феникс,2016.

3.Кулешова Л. И., Пустоветова Е.В.; под редакцией Морозова В.В. Основы сестринского дела: курс лекций, сестринские технологии – Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2012.

3.Мухина С.А., Тарновская И.И. Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела»: учебное пособие – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ГОЭТАР-Медиа, 2014.

6.2. Дополнительные источники:

  1. Туркина Н.В. , Филенко А.А. «Общий уход за больными». Учебник. Товарищество научных изданий КМК 2007.
  2. Мухина С.А. Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва Издательская группа Гэотар-Медиа, 2008 (2010).
  3. Мухина С. А., Тарновская И. И. «Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела»  Москва Издательская группа Гэотар-Медиа, 2008 (2010).
  4. Островская И.В., Широкова Н.В. Основы сестринского дела: Учебник. – М.: Гэотар-Медиа, 2008.

6.3. Интернет-источники:

  1. http://www.minzdravsoc.ru
  2. http://www.mednet.ru
  3. http://www.consultant.ru/
  4. www.rosmedlib.ru

Методическая разработка практического занятия

для преподавателя

Тема: « Лихорадка.

Оценка функционального состояния пациента при лихорадке».

 Учебные цели.

После изучения данной темы студент должен уметь:

  • оказывать помощь пациенту в различные периоды лихорадки;
  • осуществлять сестринский процесс при лихорадочном состоянии пациента;
  • измерять температуру тела в подмышечной области и регистрировать результаты измерений в температурном листе;
  • проводить обработку термометра;
  • обучать родственников элементам ухода за лихорадящим пациентом.

После изучения данной темы студент должен знать:

  • механизм теплообразования и пути теплоотдачи;
  • понятие, виды, периоды, механизм развития лихорадки;
  • влияние лихорадки на функциональное состояние организма (ЧСС, ЧДД и т.д).

 Воспитательные цели. Изучение данной темы способствует воспитанию:

  • гуманного отношения к пациентам;
  • формирования интереса к профессии;
  • формирования ответственного отношения к труду;
  • чувства сопереживания, формированию идей милосердия;
  • формирования этико-деонтологических норм в общении друг с другом, с пациентами.

В результате освоения данной темы у студента должны формироваться следующие общие компетенции:

ОК  2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК  4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, пациентами.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

Изучение данной темы способствует формированию следующих профессиональных компетенций, соответствующих основному виду профессиональной деятельности:

Решение проблем пациента посредством сестринского ухода

ПК 4.1. Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности.

ПК 4.2. Соблюдать принципы профессиональной этики.

ПК 4.3. Осуществлять уход за пациентами различных возрастных групп в условиях учреждения здравоохранения и на дому.

ПК 4.4. Консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и самоухода.

ПК 4.5. Оформлять медицинскую документацию.

ПК 4.6. Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.

ПК 4.7. Обеспечивать инфекционную безопасность.

ПК 4.8. Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала

ПК 4.11. Обеспечивать производственную санитарию и личную гигиену на рабочем месте.

Общее время занятия – 6 часов.

Место проведения занятия: кабинет «Технология оказания медицинских услуг».

Оснащение занятия: рабочая тетрадь по теме занятия, температурные листы, фонендоскопы, тонометры, ртутные и электронные термометры,  инфракрасный термометр, 700 раствор этилового спирта, ватные шарики, грелки, пузыри со льдом, салфетки, судно, мочеприёмники, постельное бельё, секундомер, ёмкости с дез. растворами, кушетка, раздаточный материал, варианты заданий в тестовой форме.

Перечень обязательных манипуляций,

которые студент должен освоить на данном практическом занятии

Наименование манипуляции.

Уровень усвоения.

Знания

Умения

1

2

3

4

1.

Измерение АД, оценка результатов.

+

2.

Подсчёт числа дыхательных движений, оценка результатов.

+

3.

Подсчёт пульса, оценка результатов.

+

4.

Термометрия.

+

5.

Постановка холодного компресса на область лба.

+

6.

Постановка грелки.

+

7.

Постановка пузыря со льдом.

+

8.

Смена постельного белья.

+

9.

Подача судна и мочеприёмника.

+

10.

Гигиеническая обработка рук.

+

11.

Дезинфекция термометров, грелки, пузыря со льдом после манипуляции.

+

12.

Дезинфекция отработанного материала.

+

№/п

Название этапа

Описание этапа

Цель этапа

Время

(мин.)

1.

Организационный этап.

Преподаватель отмечает присутствующих, проверяет наличие формы, объявляет тему, цели занятия, обосновывает актуальность изучаемой темы.

Сформировать мотив для необходимости дальнейшего изучения данной темы, активизировать познавательную деятельность студентов.

5

2

Контроль и коррекция исходного уровня знаний.

Проверка домашнего задания.

  1. Индивидуальный опрос по теме.

2.Реферат по теме «Механизмы терморегуляции».

3.Разбор выполнения домашнего задания (по рабочей тетради).

Проверить исходный уровень знаний студентов.

40

3.

Педагогический показ и углубление знаний по теме.

1. Разбор мультимедийной презентации по теме.

2. Демонстрация термометрии различного вида термометрами.

3.Демонстрация физиологических методов охлаждения организма (опыт №1 и опыт №2).

4. Работа с температурным листом (построение графика температурной кривой).

.

Исключить ошибки студентов в самостоятельной работе, развивать наблюдательность, педантичность в проведении обследования пациент и уходе за ним.

55

4.

Самостоятельная работа студентов

  1. В кабинете – моделирование и анализ конкретных производственных ситуаций - ролевая игра «Определи период лихорадки и окажи помощь пациенту».
  2. Отработка манипуляций (подсчёт пульса, ЧДД, измерение А/Д, постановка холодного компресса на область лба, пузыря со льдом, постановка грелки).
  3.  Работа с температурным листом.
  4. Обсуждение и анализ самостоятельной работы.

Вырабатывать умения наблюдения за пациентами,  дифференциальной диагностики различных периодов лихорадки, оказания неотложной помощи в различные периоды лихорадки. Закреплять манипуляции пройденные студентами ранее.

Оформлять медицинскую документацию (работа с температурным листом).

140

5.

Контроль конечного уровня знаний.

Выполнение заданий в тестовой форме. Работа над ошибками.

Выявить степень достижения цели занятия, закрепить приобретённые знания.

20

План проведения занятия

№/п

Название этапа

Описание этапа

Цель этапа

Время

(мин.)

6.

Подведение итогов и задание на дом.

Преподаватель оценивает активность и качество ответов каждого студента, обсуждаются ошибки и трудности в работе, даёт задание на дом и пояснения к его выполнению.

Закрепить мотив к дальнейшему самостоятельному углубленному изучению темы для будущей успешной профессиональной деятельности. Сконцентрировать внимание студентов на необходимость изучения следующей темы.

5

Резерв времени преподавателя

5

Оценка освоения профессиональных компетенций

Компетенции

Основные показатели

сформированности компетенций

Методы контроля

и оценки

Задания

ПК 4.1

Осознанно выбирает определенный уровень и тип общения.

Умеет использовать различные каналы общения и выбирать необходимый канал для эффективного общения.

Определяет и анализирует факторы, способствующие или препятствующие эффективному устному или письменному общению.

Умеет выбрать уровень и тип общения.

Владеет техникой вербального и невербального общения.

-наблюдение за студентом в процессе учебной деятельности;

- оценка устных ответов студента;

- оценка подготовленных рефератов;

- оценка задания в тестовой форме;

-  оценка участия в разборе конкретных ситуаций;

- оценка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы;

- оценка выполнения практических действий в реальных или моделируемых условиях;

- оценка решения обобщающей задачи;

- оценка решения ситуационных задач;

Вопросы для индивидуального опроса.

Варианты заданий в тестовой форме.

Реферат по теме «Механизмы терморегуляции».

Ролевая игра «Определи период лихорадки и окажи помощь пациенту».

Разбор выполнения домашнего задания (по рабочей тетради).

ПК 4.2

Соблюдение морально-этических норм, правил и принципов профессионального сестринского поведения.

Демонстрирует готовность и способность к социальному взаимодействию с пациентом, родственниками пациентами, коллегами по работе, обществом; к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности, к социальной мобильности в профессиональной деятельности.

наблюдение за студентом в процессе учебной деятельности;

- оценка устных ответов студента;

- оценка подготовленных рефератов;

-  оценка задания в тестовой форме;

- оценка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы;

- оценка решения обобщающей задачи;

- оценка выполнения практических действий в реальных или моделируемых условиях.

оценка решения обобщающей задачи;

- оценка решения ситуационных задач;

Вопросы для индивидуального опроса.

Варианты заданий в тестовой форме.

Реферат по теме «Механизмы терморегуляции».

Разбор выполнения домашнего задания (по рабочей тетради).

Ролевая игра «Определи период лихорадки и окажи помощь пациенту».

ПК 4.3

Собирает и анализирует информацию о состоянии здоровья пациента, определяет проблемы пациента, обоснованно планирует и осуществляет сестринский уход, заполняет медицинскую (сестринскую) документацию.

Осуществляет личную гигиену и профилактику пролежней у тяжелобольного пациента согласно алгоритму.

- Оценка выполнения заданий в тестовой форме;

-  оценка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы;

-  оценка устных ответов;

- оценка выполнения практических действий в реальных или моделируемых условиях.

-  оценка работы с медицинской документацией.

оценка решения обобщающей задачи;

- оценка решения ситуационных задач;

Вопросы для индивидуального опроса.

Варианты заданий в тестовой форме.

Реферат по теме «Механизмы терморегуляции».

Разбор выполнения домашнего задания (по рабочей тетради).

Ролевая игра «Определи период лихорадки и окажи помощь пациенту».

Работа с температурным листом.

ПК 4.4

Доступно консультирует пациентов и их родственников (с учетом возрастных и индивидуальных особенностей) по вопросам ухода и самоухода согласно современному состоянию науки.

Обоснованно выбирает виды, методы и приёмы консультирования.

-Оценка выполнения практических действий в реальных или моделируемых условиях.

Ролевая игра «Определи период лихорадки и окажи помощь пациенту».

Разбор выполнения домашнего задания (по рабочей тетради).

ПК 4.5

Правильно и аккуратно оформляет медицинскую документацию согласно установленным формам и принятым в ЛПУ  нормативам.

-  Оценка работы с медицинской документацией.

Работа с температурным листом.

Разбор выполнения домашнего задания (по рабочей тетради).

ПК 4.6

Оказывает медицинские услуги в пределах своих полномочий согласно алгоритмам и требуемым критериям.

Рационально распределяет время на этапы выполнения медицинской услуги пациенту.

-Оценка выполнения практических действий в реальных или моделируемых условиях.

Ролевая игра «Определи период лихорадки и окажи помощь пациенту».

ПК 4.7

Исходя из объекта обработки и степени риска, аргументированно выбирает и применяет методы и способы профилактики внутрибольничной инфекции.

Проводит дезинфекцию, предстерилизационную очистку, стерилизацию и утилизацию согласно алгоритмам и требуемым критериям.

Оценка выполнения практических действий в реальных или моделируемых условиях.

Ролевая игра «Определи период лихорадки и окажи помощь пациенту».

ПК 4.8

Обоснованно применяет защитные средства, умеет определять факторы, влияющие на безопасность пациента и персонала, умеет оценить степень профессионального риска для пациента и персонала.

Строго соблюдает требования техники безопасности и противопожарной безопасности  при уходе за пациентом во время проведения процедур и манипуляций.

Оценка выполнения практических действий в реальных или моделируемых условиях.

Ролевая игра «Определи период лихорадки и окажи помощь пациенту».

ПК 4.11

Соблюдает личную гигиену и производственную санитарию на рабочем месте в соответствии с нормативными документами.

Обеспечивает соблюдение санитарно-эпидемиологического режима в соответствии с нормативными документами.

Выполняет манипуляции, обеспечивающие производственную санитарию, строго по алгоритму.

Оценка выполнения практических действий в реальных или моделируемых условиях.

Ролевая игра «Определи период лихорадки и окажи помощь пациенту».

Формирование общих компетенций

Результаты (освоенные

общие компетенции)

Основные показатели

оценки результата

Формы и методы

контроля и оценки

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

- рационально организует и обоснованно выбирает типовые методы и способы выполнения профессиональных задач;

- умеет анализировать свою деятельность, объективно оценивая эффективность и качество выполнения профессиональных задач;

- выполняет домашние задания в установленные сроки, не имеет академической задолженности.

- Интерпретация результатов наблюдения за деятельностью студента в процессе практического занятия.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

- демонстрирует способности быстро и точно оценивать ситуацию, принимать правильные решения в стандартных  и нестандартных профессиональных ситуациях.

- Наблюдение за студентом и оценка его деятельности на практическом занятии.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

- быстро и точно находит и использует необходимую информацию, выделяет главное;

- использует различные источники информации, в том числе электронные.

- Наблюдение за студентом на практическом занятии и оценка участия в ролевой игре.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

- эффективное взаимодействие и общение студента с преподавателем и другими студентами;

- владеет способами совместной деятельности в команде, умениями искать и находить компромиссы;

- соблюдает правила этики и деонтологии.

- Интерпретация результатов наблюдения за деятельностью студента на практическом занятии.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

- готовит рабочее место с соблюдением требований охраны труда (производственной санитарии, противопожарной безопасности);

- знает и соблюдает требования инфекционной безопасности;

 - знает и соблюдает правила техники безопасности при выполнении профессиональных задач.

- Интерпретация результатов наблюдения за деятельностью студента на практическом занятии.

Приложение 1

Домашнее задание из рабочей тетради

по теме: «Лихорадка. Оценка функционального состояния пациента при лихорадке».

Ответьте на контрольные вопросы:        

1.Дайте определение синдрома лихорадки.        

2.Расскажите о процессах терморегуляции.

3.Перечислите типы лихорадок, дайте их характеристику.

4.Дайте характеристику стадиям синдрома лихорадки.

5.Назовите принципы ухода и наблюдения при синдроме лихорадки.

6.Какие варианты падения температуры вы знаете.

7.Ваши действия при критическом  варианте падения температуры.

8.Какие физические методы охлаждения вы знаете.

9. Назовите методы воздействия на кровообращение.

10.Расскажите технику применения грелки.

11.Расскажите технику применения пузыря со льдом.

12.Расскажите технику применения холодного компресса.

13.Назовите места измерения температуры тела.

14.Назовите  цифры физиологического колебания температуры в течение дня.

15.Как изменяются параметры пульса и дыхания при повышенной температуре.

 Задание  № 2 : заполните пропущенные графы в графологической структуре темы: «Стадии лихорадки. Помощь пациенту».

I стадия                        II стадия                        III стадия

Симптомы                         Симптомы                         Симптомы

                                                      Симптомы

       Помощь                                     Помощь                             Помощь            Помощь


Вопросы для самоконтроля (Задание № 3)

Выбрать правильный ответ

1.Какие состояния могут приводить к физиологическому повышению температуры тела?

а) мышечные усилия;

б) сон;

в) приём пищи;

г) эмоциональные нагрузки;

д) инфекционные заболевания.

2.Температура тела, измеренная у больного прямой кишке, составляет 37,10С. Как можно охарактеризовать такую температуру?

      а) как нормальную температуру;

 б) как умеренно высокую;

 в) как субфебрильную.

3.У больного в течение двух недель утренняя температура сохраняется в пределах 36,0-36,50С, вечерняя – в пределах 37,5-38,00С. Какой тип лихорадки у больного?

а) послабляющая, ремитирующая;

б) истощающая, гектическая;

в) извращенная, неправильная;

г) перемежающаяся.

4.Почему сейчас редко встречается постоянный тип лихорадки при крупозной пневмонии?

а) изменилась микрофлора, вызывающая заболевание;

б) изменилась реактивность организма больных;

в) с первых дней заболевания активно применяется антибиотикотерапия.

5.Как изменяются процессы терморегуляции в первой стадии повышения температуры?

а) суживаются кровеносные сосуды кожи;

б) расширяются кровеносные сосуды кожи;

в) усиливается потоотделение.

6.  Как изменяются процессы терморегуляции в стадии падения температуры?

     а) усиливается потоотделение;

     б) расширяются кровеносные сосуды кожи;

     в) суживаются кровеносные сосуды кожи.  

7.  Какие мероприятия по уходу за больными следует применять в I стадии лихорадки?

      а) напоить больного горячим чаем;

      б) тепло укрыть больного, обложить его грелками;

      в) сменить постельное бельё;

      г) положить холодный компресс на лоб.

8.  Какие мероприятия по уходу за больными следует применять в II стадии лихорадки?

        а) согреть больного, обложить грелками;

        б) осуществлять уход за полостью рта;

        в) следить за состоянием ЦНС;

        г) следить за состоянием ССС.

9.   Какие мероприятия по уходу за больным следует применять при критическом падении температуры?

        а) тщательно следить за состоянием ССС (АД, Ps);

  б) своевременно менять нательное и постельное бельё;

  в) согреть больного и напоить его горячим чаем;

  г) проводить профилактику пролежней.  

10.    При температуре 39,00С у больного ЧДД  будет (при норме 20 дыхательных движений):

                а) 20 дыхательных движений в мин.;

                б) 28 дыхательных движений в мин.;

                в) 32 дыхательных движений в мин.

11. При температуре 40,0 0С пульс больного (при норме 80 уд/мин.) будет:

        а) 85 уд/мин.;

        б) 110 уд/мин.;

        в) 120 уд/мин.

С эталонами ответов вы можете познакомиться у преподавателя.

Задание № 4

Тренирующая задача

Женщина 32 лет предъявляет жалобы на общую слабость, головную боль, чувство жара и сухости во рту, одышку.

Объективно:

А/Д 100 и 60 мм рт. ст.

Ps 110 уд/ мин.

ЧДД 28

T – 39о C, щеки гиперемированы, конечности горячие на ощупь.

Задания для студентов:

1.Оцените состояние пациентки.

2.В каком периоде лихорадки находится пациентка.

3.Поставьте сестринский диагноз, определите краткосрочные и долгосрочные цели.

4.Составьте план оказания сестринской помощи с учетом сестринского процесса.          

Задание № 5

Решите ситуационные задачи

  1. У пациента гиперемия кожи в подмышечной впадине. Протерев подмышечную впадину насухо, медсестра поставила термометр так, чтобы ртутный резервуар полностью соприкасался с кожей. Оцените действия медсестры.

  1. В травматологическое отделение поступил больной с травмой лица и верхнего плечевого пояса. Как измерить температуру тела такого больного?

  1. Больному при температуре 41,3ᵒ С были введены жаропонижающие средства. Через 20 минут температура снизилась до нормы, но состояние больного ухудшилось: появилась резкая слабость, пульс нитевидный, конечности холодные, белье (постельное и нательное) намокло от пота. В каком периоде лихорадки находится больной? В какой помощи он нуждается?

  1. Больному назначены врачом горчичники, но к вечеру у него повысилась температура тела до 39,0 ᵒ С.  Больной просит медсестру поставить ему горчичники, действия медсестры в данной ситуации.

  1. Медсестра, измерив температуру тела больному, поместила термометр в 3 % раствор «Самаровки» на 60 минут. Затем вытерла термометр салфеткой, встряхнула и поставила его очередному больному. Оцените действия медсестры.

Задание № 6 . Решите по образцу:

1.

Температура тела

36,6о

38,0о

ЧДД

18 дыханий/мин.

22 дыханий/мин.

Рs

68 уд./мин.

78 уд./мин.

2.

Температура тела

36,6о

39,0о

ЧДД

22 дыханий/мин.

Рs

75 уд./мин.

3.

Температура тела

36,6о

38,5о

ЧДД

20 дыханий/мин.

Рs

80 уд./мин.

4.

Температура тела

36,6о

40,0о

ЧДД

19 дыханий/мин.

Рs

85 уд./мин.

5.

Температура тела

36,6о

38,0о

ЧДД

16 дыханий/мин.

Рs

74 уд./мин.


 Приложение 2

Вопросы для индивидуального  опроса

по теме: «Лихорадка. Оценка функционального состояния пациента при лихорадке».

  1.  Назовите  цифры физиологического колебания температуры в течение дня.
  2. Какие Вы знаете виды термометров.
  3.  Дайте определение синдрому лихорадки.
  4. Какие причины способствуют появлению лихорадки в организме.
  5. Что активизирует лихорадка в организме человека.
  6. Что такое теплопродукция и теплоотдача.
  7. Какие органы участвуют в процессе терморегуляции.
  8. Как ЦНС регулирует процесс терморегуляции.
  9. Дайте характеристику лихорадки в зависимости от степени повышения температуры тела.
  10. Дайте характеристику лихорадки в зависимости от продолжительности лихорадочного периода.
  11.  Как влияет лихорадка на функцию органов и систем.
  12.  Перечислите периоды лихорадки и дайте их характеристику.
  13.  Какие Вы знаете клинические варианты лихорадки.
  14.  Как изменяется частота дыхательных движений при лихорадке.
  15.  Как изменяется частота сердечных сокращений при лихорадке.
  16.  Перечислите формы жаропонижающих препаратов.

Эталоны ответов к индивидуальному опросу

по теме: «Лихорадка. Оценка функционального состояния пациента при лихорадке».

1.

В обычных условиях у человека температура внутренних органов крови и мозга поддерживается на уровне 37оС с физиологическими колебаниями ± 1,2оС. Интервал между нормальной и верхней летальной температурой внутренних органов 6оС. Физиологические колебания температуры тела в норме не превышают 1о С.

Максимальных значений температура достигает в 15-18 часов и минимальных утром в 3-6 ч. После еды, физического и эмоционального напряжения, в жарком помещении она повышается. Особенно лабильна она у детей первых 6-ти месяцев. У пожилых людей и ослабленных пациентов некоторые воспалительные процессы протекают без подъёма температуры  тела.

2.

Термометр медицинский максимальный ртутный. Овальный ртутный термометр состоит из полого стеклянного корпуса с капилляром, шкалы с отметками от 340С до 420 С, резервуара с ртутью.

Электронный термометр. Работает на основе встроенного металлического датчика, принцип работы основан на изменении сопротивления.

Инфракрасный термометр. Измерение температуры осуществляет-ся за счет специального чувствительного элемента, который реагирует на инфракрасное излучение тела и считывает с него информацию. Результаты измерения отображаются на жидкокристаллическом дисплее.

3.

Лихорадка (febris, pyrexia) – защитно-приспособительная реакция организма, возникающая в ответ на воздействие патогенных раздражителей и характеризующаяся перестройкой процессов терморегуляции, приводящей к повышению температуры тела, стимулирующей естественную реактивность организма.

4.

Выделяют две группы причин лихорадки

1.        Инфекционные причины.

Экзогенные пирогены: эндотоксины грамотрицательных бактерий, дифтерийные палочки, стрептококков и их белковых веществ;

Эндогенные пирогены: вирусы, рикетсии, спирохеты стимулируют синтез эндогенных веществ макроорганизмом;

2.Причины неинфекционной природы:

-Иммунного генеза (аллергические болезни);

-Центрального генеза (повреждение различных отделов ЦНС – кровоизлияние, опухоль, травма, отёк мозга);

-Рефлекторного генеза (болевой синдром при мочекаменной, желчекаменной болезни и др.);

-Резорбционного генеза (ушиб, сдавление, ожог, разрез, некроз, гемолиз);

-При медикаментозной терапии (ксантиновые препараты, антибиотики, САПы и др.);

-Наследственного генеза (семейная средиземноморская лихорадка).

5.

Лихорадки в организме человека активирует фагоцитоз, повышает бактерицидные свойства сыворотки крови и др. жидкостей, усиливает выработку антител,  повышает антитоксическую функцию печени, стимулирует выделение продуктов распада почками, угнетает размножение микроорганизмов.

6.

Теплопродукция - образование тепла в организме в результате обменных процессов.

Теплоотдача – выделение организмом тепловой энергии в окружающую среду.

7.

Процессы обмена веществ в организме сопровождаются образованием тепловой энергии. При этом в органах с высокоинтенсивным уровнем метаболизма (печень, почки, головной мозг, при физической работе – мышцы) тепла образуется значительно больше, чем в других органах тканях. Для того  чтобы выровнять температуру в различных органах и системах организма происходит перенос тепла от органов с высоким уровнем теплообразования к участкам тела, где возможна теплоотдача (кожа, лёгкие). Этот перенос осуществляется посредством крови, обладающей большой теплоёмкостью.

8.

Контроль за соответствием процессов теплоотдачи и теплопродукции осуществляется центром терморегуляции, расположенным в преоптической области передней части гипоталамуса. Нейроны центра терморегуляции окружены густой сетью капилляров. Кровь, проходя через капилляры, «информирует» центр терморегуляции о температурном балансе организма. Центр получает информацию ещё от периферических терморецепторов. Повышения температуры тела сопровождается увеличением температуры крови, она, проходя через капилляры гипоталамуса, «информирует» центр терморегуляции об изменении температурного гомеостаза организма плюс информация с периферических рецепторов. В результате этого центр терморегуляции перестраивает работу центров теплоотдачи и теплопродукции.

9.

        Субфебрильная                                37, 2 о-38,00 С

        Умеренная фебрильная                        38,1 о-39, 0 0 С

        Высокая фебрильная                        39,1о-41, 0 0 С

        Чрезмерная (гиперпиретическая)                Свыше 41,0 0 С

10.

        Эфемерная (мимолётная) – несколько часов;

        Острая - до 15 дней;

        Подострая – до 45 дней;

        Хроническая – свыше 45 дней.

11.

  Угнетение высшей нервной деятельности. Головная боль, апатия, сонливость, при некоторых заболеваниях – возбуждение. Мозговые расстройства (бред, галлюцинации, потеря сознания).

  Потеря аппетита, снижение секреции слюны, язык сухой, обложенный налётом. Секреция желудочного сока, сока поджелудочной железы и желчи – снижается.

Учащение ЧДД, уменьшается его глубина. Учащение ЧСС. У больных с заболеваниями сердца может привести к сердечной недостаточности.

12.

I стадия  нарастания температуры. Теплопродукция преобладает над теплоотдачей.

II стадия относительно устойчивый период сохранения температуры на высоких цифрах.

Теплопродукция остаётся повышен-ной, теплоотдача несколько возрастает.

III стадия. Характеризуется преобладанием теплоотдачи над теплопродукцией.

 Постепенное снижение температуры (в течение нескольких дней) называется лизисом (от греч.lysis – растворение)  – благоприятное течение.

Быстрое (5-8 часов) падение температуры с высоких цифр до нормальных и суб-нормальных значений называется кризисом (от греч.krisis – переломный момент). Критическое снижение температуры имеет неблагоприятное течение.

13.

Благоприятный тип лихорадки «Розовая лихорадка».

Неблагоприятный тип лихорадки «Бледная лихорадка».

14.

При повышении температуры тела на каждый градус выше 370 С Частота дыхательных движений увеличивается на 4 дыхания в минуту.

15.

При повышении температуры тела на каждый градус выше 370 С Частота сердечных сокращений увеличивается на 10 ударов в минуту.

16.

Формы лекарственных препаратов: порошки, сиропы, таблетки, суппозитории, растворы.

Приложение 3

Экспериментальные опыты

по теме: «Физиологические методы охлаждения».

Опыт № 1. «Принцип создания искусственного потоотделения».

Оснащение: вода, раствор 40% этилового спирта, марлевые или ватные тампоны, тетрадь, ученическая доска.

Опыт: два разных тампона смачиваем соответственно водой и спиртом, проводим по доске тампонами и смачиваем поверхность доски одновременно. Наблюдаем, что испаряется быстрей: вода или спирт. Берём тетрадь и используем её как вентилятор. Наблюдаем, что испаряется быстрей и сравниваем, когда жидкости испаряются быстрей.

Опыт № 2. «Холод на магистральные сосуды».

Оснащение: вода, 2  пенициллиновых флакончика с  крышечками, бинт.

Опыт: заполняем флакончики водой и кладём в морозильную камеру, замороженные флаконы оборачиваем бинтом и прикладываем пациенту (студенту) в подмышечные впадины слева и справа (к магистральным сосудам).  

Приложение 4

Ролевая игра

«Определи период лихорадки и окажи помощь пациенту».

Оснащение: фонендоскоп, тонометр, ртутный и электронный термометр,  инфракрасный термометр, 700 раствор этилового спирта, ватные шарики, грелки, пузыри со льдом, салфетки, судно, мочеприёмники, постельное бельё, секундомер, ёмкости с дез. растворами, кушетка.

Правила игры.

 Группа делится на три команды.

 Первая команда – пациент и его родственники,

Вторая команда – бригада «скорой медицинской помощи» («СМП»),

Третья команда - команда экспертов.

Первой команде даётся задание изобразить определённый период лихорадки (повторение симптомов лихорадки).

Команда «СМП» имитирует поведение медицинского персонала в данных условиях: проводит объективное обследование пациента: измеряет артериальное давление, температуру, пульс, частоту дыхательных движений (повторение манипуляций). Анализируя полученные данные, команда определяет период лихорадки, например, второй. В соответствии с периодом лихорадки оказывается помощь пациенту: пациента раскрывают, ставят холодный компресс на голову, используют физиологические методы охлаждения (демонстрация манипуляций). Осуществляют общий уход за пациентом. Студенты принимают активное участие в решении поставленной перед ними задачи, спорят.

Команда экспертов оценивает действия двух  команд:

первую за правильное изображение периода лихорадки,

 вторую за проведение диагностики и оказанную помощь.

Участники меняются командами, таким же образом проигрываются все три периода лихорадки (в третьем периоде проигрывается помощь пациенту при лизисе и кризисе отдельно). В процессе игры у студентов формируются ОК и ПК, формируются практические навыки, умение работать в команде.

Приложение 5

Алгоритм манипуляции по теме:

«Лихорадка. Оценка функционального состояния пациента при лихорадке».

Измерение температуры тела в подмышечной области

Цель: определить температуру тела взрослого пациента.

Показания: наблюдение за функциональным состоянием организма, профилактика внутрибольничной инфекции.  

Противопоказания: опрелости, воспалительные процессы в подмышечной области.

Оснащение: медицинский термометр, индивидуальная салфетка, ёмкость с дезинфицирующим раствором, температурный лист, ручка, часы.

Этапы

Обоснование этапов

Подготовка к процедуре

1.Установить доброжелательные отношения с пациентом, объяснить пациенту цель и ход процедуры, получить согласие.

Обеспечение осознанного участия в процедуре, обеспечение права на информацию.

2.Обработать руки на гигиеническом уровне.

Обеспечение инфекционной безопасности.

3.Достать термометр из медицинского стакана, встряхнуть его так, чтобы ртутный столбик опустился ниже 35оС.

Исходное состояние ртутного столбика.

4.Осмотреть подмышечную впадину.

Исключение повреждений кожи.

5.Вытереть насухо кожу в подмышечной впадине салфеткой.

Влага изменяет показания термометрии, так как охлаждает ртуть.

Выполнение процедуры.

1.Поместить термометр ртутным  резервуаром, а подмышечную впадину так, чтобы он со всех сторон соприкасался с кожей.

Обеспечение условий для получения достоверного результата.

2.Фиксировать руку пациента, прижав её к грудной клетке, или попросить пациента удерживать термометр прижатием согнутой руки.

Если состояние пациента позволяет.

3.Фиксировать время измерения температуры (10 мин.)

4.Извлечь термометр через 10 минут.

5.Оценить результат.

6.Сообщить пациенту результат.

Обеспечение права на информацию.

Окончание процедуры

7.Продезинфицировать термометр методом полного погружения в дезинфицирующий раствор (экспозиция зависит от используемого дезинфицирующего средства).

Обеспечение инфекционной безопасности.

8. Обработать руки на гигиеническом уровне.

Обеспечение инфекционной безопасности.

9.Записать показания в температурном листе графическим способом.

Обеспечение регистрации данных в истории болезни, преемственность в работе медицинских сестёр.

10.Надеть перчатки.

Обеспечение безопасности медицинской сестры на рабочем месте.

11.Извлечь термометр из дезраствора, ополоснуть проточной водой, дать высохнуть.

12.Снять перчатки.

13.Встряхнуть термометр так, чтобы ртутный столбик опустился в резервуар.

14.Поместить термометр в футляр для термометров.

Хранение термометров.


Приложение  5

Задание в тестовой форме

для выявления конечного уровня знаний студентов

по теме: «Лихорадка. Оценка функционального состояния пациента при лихорадке».

 Время выполнения задания 10мин.

Вариант 1

Допишите правильный ответ.

  1. Лихорадка – _______ - _______ реакция организма, возникающая в ответ на воздействие __________ _______ и характеризующаяся перестройкой процессов терморегуляции, приводящей к ________ ___________ _____, стимулирующей естественную реактивность организма.

Выберите правильный ответ.

  1. Минимальная летальная температура тела человека:

а) 300 С

б) 350 С

в) 230 С

г) 130  С

  1. Максимальная летальная температура тела человека:

а) 410 С

б) 390 С

в) 400 С

г) 430  С

Установите правильное соответствие.

4.

Период лихорадки

Характеристика периода

Симптомы

1.

I период

А.

Характеризуется преобладанием теплоотдачи над теплопродукцией.

1.

Озноб, бледность, головная боль, недомогание, боль в мышцах.

2.

II период

Б.

Теплопродукция преобладает над теплоотдачей

2.

Потоотделение, улучшение состояния.

3.

III период

В.

Теплопродукция остаётся повышенной, теплоотдача несколько возрастает.

3.

Жар, гиперемия кожных покровов сухость во рту, головная боль, слабость, боль в суставах и мышцах

5. Установите правильное соответствие.

Вид

Механизм

Симптомы

1.

«Бледная лихорадка»

А.

Теплопродукция равна теплоотдаче.

1.

Нарушение состояния и самочувствия пациента. Ощущение холода, озноб, бледность и сухость кожных покровов, мраморность их; цианотичный оттенок губ, холодные стопы и ладони, тахикардия.

2.

 «Розовая лихорадка»

Б.

 Теплопродукция превышает теплоотдачу, т.к. происходит спазм периферических сосудов.

2.

Самочувствие удовлетворительное; кожные покровы розовые или умеренно гиперемированные, влажные, теплые на ощупь.

6. Расположите в правильной последовательности:

Алгоритм измерения температуры тела подмышечной впадине

  1. Осмотреть подмышечную впадину пациента на наличие воспаления.
  2. Получить информированное согласие.
  3. Обработать руки на гигиеническом уровне.
  4. Вытереть подмышечную впадину насухо.
  5. Приготовить ртутный термометр, проверить его на целостность и исправность, стряхнуть ниже 350 С.
  6. Зафиксировать время (экспозиция 10 минут).
  7. Поставить термометр ртутным резервуаром в подмышечную впадину.
  8. Извлечь термометр и оценить результат.
  9. Сообщить результат пациенту.
  10. Установить личность пациента.
  11. Обработать руки на гигиеническом уровне.
  12. Зафиксировать результат в температурном листе.
  13. Информировать врача при повышении температуры у пациента.
  14. Провести дезинфекцию термометра.

Выберите правильный ответ.

7. При температуре 39,00 С у больного ЧДД  будет (в норме 18 дыхательных движений):

                а) 20 дыхательных движений в мин.;

                б) 26 дыхательных движений в мин.;

                в) 32 дыхательных движений в мин.

8. При температуре 380 С частота сердечных сокращений больного (при норме 68 уд/мин.) будет:

        а) 78 уд/мин.;

        б) 108 уд/мин.;

        в) 88 уд/мин.

Выберите правильные ответы.

9. Какие мероприятия по уходу за больными следует применять в I стадии лихорадки?

      а) укрыть пациента тонкой простынёй;

      б) тепло укрыть больного;

      в) напоить горячим чаем;

      г) положить холодный компресс на лоб.

Допишите правильный ответ.

10. К физиологическим методам охлаждения относятся:

        1. ________________

        2. ________________

        3. ________________

Критерии оценки:

0-1 ошибка – «5»

2 ошибки – «4»

3 ошибки – «3»

Задание в тестовой форме

для выявления конечного уровня знаний студентов

по теме: «Лихорадка. Оценка функционального состояния пациента при лихорадке».

 Время выполнения задания 10мин.

Вариант 2

Допишите правильный ответ.

  1. Лихорадка – защитно-приспособительная реакция организма, возникающая в  _________ _______ патогенных раздражителей и характеризующаяся _______  _________ терморегуляции , приводящей к повышению температуры тела, стимулирующей естественную __________  ________.

Выберите правильный ответ.

  1. Минимальная летальная температура тела человека:

а) 230 С

б) 350 С

в) 300 С

г) 100  С

  1. Максимальная летальная температура тела человека:

а) 400 С

б) 390 С

в) 430 С

г) 410  С

  1. Установите правильное соответствие.

Период лихорадки

Характеристика периода

Симптомы

1.

I период

А.

Теплопродукция остаётся повышенной, теплоотдача несколько возрастает.

1.

Потоотделение, улучшение состояния.

2.

II период

Б.

Теплопродукция преобладает над теплоотдачей

2.

Озноб, бледность головная боль, недомогание, боль в мышцах.

3.

III период

В.

Характеризуется преобладанием теплоотдачи над теплопродукцией.

3.

Жар, гиперемия кожных покровов  сухость во рту, головная боль, слабость, боль в суставах и мышцах

5.Установите правильное соответствие.

Вид

Механизм

Симптомы

1.

«Розовая лихорадка»

 

А.

Теплопродукция равна теплоотдаче.

1.

Нарушение состояния и самочувствия пациента. Ощущение холода, озноб, бледность и сухость кожных покровов, мраморность их; цианотичный оттенок губ, ногтевых лож, акроцианоз, холодные стопы и ладони, тахикардия.

2.

«Бледная лихорадка»

Б.

 Теплопродукция превышает теплоотдачу, т.к. происходит спазм периферических сосудов.

2.

Самочувствие удовлетворительное; кожные покровы розовые или умеренно гиперемированные, влажные, теплые на ощупь.

6. Расположите в правильной последовательности:

Алгоритм измерения температуры тела подмышечной впадине

  1. Поставить термометр ртутным резервуаром в подмышечную впадину.
  2. Извлечь термометр и оценить результат.
  3. Сообщить результат пациенту.
  4. Установить личность пациента.
  5. Обработать руки на гигиеническом уровне.
  6. Зафиксировать результат в температурном листе.
  7. Информировать врача при повышении температуры у пациента.
  8. Провести дезинфекцию термометра.
  9. Осмотреть подмышечную впадину пациента на наличие воспаления.
  10. Получить информированное согласие.
  11. Обработать руки на гигиеническом уровне.
  12. Вытереть подмышечную впадину насухо.
  13. Приготовить ртутный термометр, проверить его на целостность и исправность, стряхнуть ниже 350 С.
  14. Зафиксировать время (экспозиция 10 минут).

Выберите правильный ответ.

7.При температуре 400 С у больного ЧДД  будет (в норме 20 дыхательных движений):

                а) 30 дыхательных движений в мин.;

                б) 28 дыхательных движений в мин.;

                в) 32 дыхательных движений в мин.

8. При температуре 400 С частота сердечных сокращений больного (при норме 75 уд/мин.) будет:

        а) 85 уд/мин.;

        б) 105 уд/мин.;

        в) 95 уд/мин.

Допишите правильные ответы.

9. Какие мероприятия по уходу за больными следует применять во II стадии лихорадки?

        а) обложить пациента грелками;

  б) уход за полостью рта;

  в) согреть больного и напоить его горячим чаем;

  г) положить холодный компресс на лоб.  

10. К физиологическим методам охлаждения относятся:

        1. ________________

        2. ________________

        3. ________________

Критерии оценки:

0-1 ошибка – «5»

2 ошибки – «4»

3 ошибки – «3»

Задание в тестовой форме

для выявления конечного уровня знаний студентов

по теме: «Лихорадка. Оценка функционального состояния пациента при лихорадке».

 Время выполнения задания 10мин.

Вариант 3

Допишите правильный ответ.

  1. Лихорадка – защитно-приспособительная ________ ________, возникающая в ответ на воздействие патогенных раздражителей и характеризующаяся перестройкой _________  _____________, приводящей к повышению температуры тела, стимулирующей ______  ________ организма.

Выберите правильный ответ.

2.Минимальная летальная температура тела человека:

а) 250 С

б) 340 С

в) 230 С

г) 100  С

3.Максимальная летальная температура тела человека:

а) 400 С

б) 430 С

в) 380 С

г) 420  С

4.Установите правильное соответствие.

Период лихорадки

Характеристика периода

Симптомы

1.

I период

А.

Характеризуется преобладанием теплоотдачи над теплопродукцией.

1.

Потоотделение, улучшение состояния.

2.

II период

Б.

Теплопродукция остаётся повышенной, теплоотдача несколько возрастает.

2.

Жар, сухость во рту, гиперемия кожных покровов, головная боль, слабость, боль в суставах и мышцах.

3.

III период

В.

Теплопродукция преобладает над теплоотдачей.

3.

Озноб, бледность, головная боль, недомогание, боль в мышцах.

5. Установите правильное соответствие.

Вид

Механизм

Симптомы

1.

«Бледная лихорадка»

А.

Теплопродукция равна теплоотдаче.

1.

Самочувствие удовлетворительное; кожные покровы розовые или умеренно гиперемированные, влажные, теплые на ощупь.

2.

 «Розовая лихорадка»

Б.

 Теплопродукция превышает теплоотдачу, т.к. происходит спазм периферических сосудов.

2.

Нарушение состояния и самочувствия пациента. Ощущение холода, озноб, бледность и сухость кожных покровов, мраморность их; цианотичный оттенок губ, ногтевых лож, акроцианоз, холодные стопы и ладони, тахикардия.

6. Расположите в правильной последовательности:

Алгоритм измерения температуры тела подмышечной впадине

  1. Поставить термометр ртутным резервуаром в подмышечную впадину.
  2. Извлечь термометр и оценить результат.
  3. Провести дезинфекцию термометра.
  4. Осмотреть подмышечную впадину пациента на наличие воспаления.
  5. Получить информированное согласие.
  6. Обработать руки на гигиеническом уровне.
  7. Вытереть подмышечную впадину насухо.
  8. Приготовить ртутный термометр, проверить его на целостность и исправность, стряхнуть ниже 350 С.
  9. Зафиксировать время (экспозиция 10 минут).
  10. Обработать руки на гигиеническом уровне.
  11. Зафиксировать результат в температурном листе.
  12. Информировать врача при повышении температуры у пациента.
  13. Сообщить результат пациенту.
  14. Установить личность пациента.

Выберите правильный ответ.

7.При температуре 410 С у больного ЧДД  будет (в норме 17 дыхательных движений):

                а) 25 дыхательных движений в мин.;

                б) 37 дыхательных движений в мин.;

                в) 33 дыхательных движений в мин.

8. При температуре 390 С частота сердечных сокращений больного (при норме 85 уд/мин.) будет:

        а) 85 уд/мин.;

        б) 110 уд/мин.;

        в) 105 уд/мин.

9. Какие мероприятия по уходу за больными следует применять в III стадии лихорадки (при литическом снижении температуры)?

а) тепло укрыть пациента;

  б) своевременно менять нательное и постельное бельё;

  в) увеличить питьевой режим (клюквенный морс);

  г) положить холодный компресс на лоб.  

10. К физиологическим методам охлаждения относятся:

        1. ________________

        2. ________________

        3. ________________

Критерии оценки:

0-1 ошибка – «5»

2 ошибки – «4»

3 ошибки – «3»


Эталон ответов

на задания в тестовой форме

I вариант

II вариант

III вариант

1.

Защитно - приспособительная,  патогенных раздражителей, повышению температуры тела.

1.

В ответ на воздействие, перестройкой процессов, реактивность организма.

1.

Реакция организма,

процессов терморегуляции,

естественную реактивность.

2.

в)

2.

а)

2.

в)

3.

г)

3.

в)

3.

б)

4.

1-Б-1, 2-В-3, 3-А-2.

4.

1-Б-2, 2-А-3, 3-В-1.

4.

1-В-3, 2-Б-2, 3-А-1.

5.

1-Б-1. 2-А-2.

5.

1-А-2, 2-Б-1

5.

1-Б-2, 2-А-1.

6.

10,2,3,5,1,4,7,6,8,9,14, 11,12,13.

6.

4,10,5,13,9,12,1,14,2,3,8,11,6,7.

6.

14,5,6,8,4,7,1,9,2,3,3,10,11,12.

7.

б)

7.

в)

7.

в)

8.

а)

8.

б)

8.

в)

9.

б), в)

9.

б). г)

9.

б), в)

10

  1. Холод на магистральные сосуды.
  2. Полуспиртовые обтирания.
  3. Холодный компресс на лоб.

10.

  1. Холод на магистральные сосуды.
  2. Полуспиртовые обтирания.

3.Холодный компресс на лоб.

10.

  1. Холод на магистральные сосуды.
  2. Полуспиртовые обтирания.

3.Холодный компресс на лоб.

по теме: «Лихорадка. Оценка функционального состояния пациента при лихорадке»

Критерии оценки:

0-1 ошибка – «5»

2 ошибки – «4»

3 ошибки – «3»



Предварительный просмотр:

ГБПОУ «Тольяттинский медицинский колледж»

 «Современные дезинфицирующие средства»

Ежегодно в РФ по официальным данным регистрируется 30-40 тыс.  случаев внутрибольничной инфекции, однако, результаты исследований ЦНИИ эпидемиологии позволяют предположить не менее 2-2,5 млн. (1 -1,5% населения страны).

Агрессивность возбудителей нозокомиальной инфекции возрастает с каждым годом. Для сравнения: за последние пять лет экспозиция обработки 5% раствором хлорамина мокроты больного туберкулёзом в противотуберкулёзном диспансере (ГБУЗ СО «ТПТД») увеличилась почти в 3 раза (с 280 минут до 720 минут).

Основными принципами профилактики ВБИ являются:

1.Не допустить заноса ВБИ в ЛПО.

2.Не допустить распространения ВБИ в ЛПО.

3.Не допустить выноса ВБИ из ЛПО.

Для этого проводится комплекс архитектурно-планировочных, санитарно-гигиенических, противоэпидемических и дезинфекционно-стерилизационных мероприятий.

Цель работы: усовершенствовать знания  правил подбора,  приготовления и работы с современными  дезинфицирующими средствами.  

Задачи:

1.Изучить назначение, виды и классификацию  современных дезинфицирующих средств.

2.Познакомиться с преимуществами современных  дезинфицирующих средств.

3.Познакомиться с алгоритмом выбора и  приготовления рабочего дезинфицирующего раствора.

В целях профилактики внутрибольничных инфекций (далее - ВБИ) в лечебно-профилактической организации (далее - ЛПО) осуществляются дезинфекционные и стерилизационные мероприятия, которые включают в себя работы по профилактической и очаговой дезинфекции, дезинсекции, дератизации, обеззараживанию, предстерилизационной очистке и стерилизации изделий медицинского назначения.

Медицинский персонал работает по приказам, регламентирующим дезинфекционные и стерилизационные мероприятия.

СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».

Приказ МЗ №770. ОСТ 42-21-2-85 «Стерилизация и дезинфекция ИМН. Методы, средства и режимы».

МУ-287-113 «Методические указания по дезинфекции, предстерилизационной очистке и стерилизации изделий медицинского назначения».

МУ 3.1.2313-08. 3.1. «Профилактика инфекционных заболеваний. Требования к обеззараживанию, уничтожению и утилизации шприцев инъекционных однократного применения. Методические указания».

СП 3.5.1378-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности".

Правила обработки эндоскопов и инструментов к ним изложены в СП 3.1.1275-03 "Профилактика инфекционных заболеваний при эндоскопических манипуляциях".  

            Дезинфекция – это комплекс мероприятий, направленный  на уничтожение вегетативных форм патогенных и условно-патогенных микроорганизмов, на объектах  медицинского назначения, медицинских инструментах, поверхностях, а также уничтожение  споровых форм,  кроме устойчивых спор с целью разрыва пути передачи возбудителя. Целью дезинфекции является предупреждение или ликвидация процесса накопления, размножения и распространения возбудителей заболевания  путём их уничтожения. Мы знаем два вида дезинфекции.

Профилактическая дезинфекция осуществляется в формах:

- плановой;

- по эпидемиологическим показаниям;

- по санитарно-гигиеническим показаниям.

1. Плановая профилактическая дезинфекция проводится систематически в ЛПО при отсутствии в них ВБИ, когда источник возбудителя не выявлен и возбудитель не выделен.

2. Профилактическая дезинфекция по эпидемиологическим показаниям проводится с целью не допустить распространения возбудителей ВБИ и их переносчиков в отделениях (палатах) из соседних отделений (палат). Профилактическая дезинфекция по эпидемиологическим показаниям проводится с учетом эпидемиологических особенностей конкретной внутрибольничной инфекции (инкубационный период, устойчивость и длительность выживания возбудителя на объектах, имеющих наибольшее эпидемиологическое значение) и режимов применения средств обеззараживания.

3. Профилактическая дезинфекция по санитарно-гигиеническим показаниям проводится как разовое мероприятие в помещениях организаций, находящихся в неудовлетворительном санитарном состоянии, по методике проведения генеральных уборок.

При генеральной уборке режимы применения дезинфицирующих средств определяются с учетом профиля стационара и микробной контаминации объектов.

Очаговая дезинфекция проводится при выявлении источника инфекции (больные, носители) в стационарах (отделениях), амбулаторно-поликлинических организациях любого профиля с учетом эпидемиологических особенностей инфекции и механизма передачи ее возбудителя. Целью очаговой дезинфекции является предупреждение распространения возбудителей инфекций от больных (носителей) с их выделениями и через объекты, имевшие контакт с больными в стационаре (отделении) и за его пределами. Очаговая дезинфекция осуществляется в формах текущей и заключительной очаговой дезинфекции.

Для проведения дезинфекционно-стерилизационных мероприятий используются химические и физические средства, аппаратура и материалы, разрешенные к применению в ЛПО в установленном в Российской Федерации порядке. Мы познакомимся с методом химической дезинфекции.

По назначению химические средства - дезинфектанты можно разделить на 3 основные группы:

1.Дезинфектанты для дезинфекции изделий медицинского назначения (ИМН).

2.Дезинфектанты для дезинфекции поверхностей и предметов ухода за больным

3.Антисептики для обработки рук.

Изделия медицинского назначения после применения подлежат дезинфекции независимо от дальнейшего их использования (изделия однократного или многократного применения). Дезинфекцию можно проводить физическими и химическими методами. Выбор метода зависит от особенностей изделия и его назначения.

Дезинфектанты также имеют различную форму выпуска, их выпускают в виде растворов, таблеток, гранул, дезинфицирующих салфеток.

Способы применения дезинфектантов:

1. Протирание.

2. Орошение.

3. Полное погружение.

4.Распыление.

5.Заливание.

6.Замачивание.

7.Смешивание.

8.Засыпание.

Классификация дезинфектантов по действующему веществу:

Галлоидсодержащие: «Пресепт», «Клорсепт» - оказывают раздражающее действие на слизистую оболочку глаз и органов дыхания, коррозируют металлы. Препараты на основе брома используют для обеззараживания рабочих помещений, белья. На основе йода – для антисептики рук, операционного поля.

Альдегидсодержащие: «Сайдекс», «Бианол», «Гигасепт ФФ» - обладают бактерицидными, фунгицидными и вирулицидными свойствами, но фиксируют белковые загрязнения.  

Кислородсодержащие: перикись водорода, «Перформ», «Перамин» - обладают широким спектром действия и спороцидными свойствами, но обладают коррозивными свойствами.

Поверхностно-активные вещества на основе ччетвертично-аммониевых соединений: «Деконекс», «Аламинол», «Ника-экстра» - моющие свойства  и бактерицидная активность. «Денталь». «Дюльбак» - совмещают «Д» и «ПСО» в один этап.

Спирты: на основе этилового, пропилового и изопропилового спиртов.  Обладают вирулицидным и микробоцидным действием (на микобактерии туберкулёза не действуют). Фиксируют на поверхности изделий органические соединения. «Гротанат», антисептики «Стериллиум», «Октенидерм».

Гуаниды: бактерицидная активность, но на микобактерии туберкулёза не действуют. Комбинируются с ПАВ – совмещают 2 этапа обработки (исключена ДВУ и стерилизация).

При выборе дезинфекционных средств необходимо учитывать рекомендации изготовителей изделий медицинского назначения, касающиеся воздействия конкретных дезинфекционных средств на материалы этих изделий.

В целях предупреждения возможного формирования резистентных к дезинфектантам штаммов микроорганизмов следует проводить мониторинг устойчивости госпитальных штаммов к применяемым дезинфицирующим средствам с последующей их ротацией (последовательная замена дезинфектанта из одной химической группы на дезинфектант из другой химической группы) при необходимости. Для дезинфекции изделий медицинского назначения применяют дезинфицирующие средства, обладающие широким спектром антимикробного (вирулицидное, бактерицидное, фунгицидное - с активностью в отношении грибов рода Кандида) действия. Выбор режимов дезинфекции проводят по наиболее устойчивым микроорганизмам - между вирусами или грибами рода Кандида (в туберкулезных медицинских организациях - по микобактериям туберкулеза); в микологических стационарах (кабинетах) - по режимам, эффективным в отношении грибов рода Трихофитон.

Критерии выбора (К) дезинфектанта:

К1 – свойства предметов,  подлежащих дезинфекции

К2 – широта и спектр антимикробного  действия дезинфицирующего агента

К3 - возможность совмещать этапы обработки ИМН

К4 – сроки использования рабочих  растворов и возможность их многократного использования

К5 – удобство использования дезинфицирующих средств

К6 - степень токсического воздействия  на людей

К7 – степень агрессивности

К8 – экономичность

В зависимости, какую микрофлору нужно уничтожить, выбирают дезинфектант соответственно уровню дезинфекции:

  1. Дезинфекция низкого уровня не уничтожает микобактерии туберкулёза и споровые формы.
  2. Дезинфекция среднего (промежуточного) уровня не уничтожает споровые формы.
  3. Дезинфекция высокого уровня (ДВУ)  уничтожает  споровые формы, кроме устойчивых спор.

Третья группа дезинфектантов - кожные антисептики.

Кожными антисептиками называются антимикробные средства, посредством которых можно предупредить заселение и размножение возбудителей на коже, не допустить развития местных и системных инфекций. Выбор кожного антисептика зависит от:

– антимикробного спектра действия антисептика;

– состава микрофлоры, циркулирующей в подразделениях ЛПУ;

– степени неблагоприятного воздействия на кожу рук медицинского персонала;

– стоимости антисептика.

Требования к КА:

1.Короткая экспозиция для наступления антимикробного действия (30 сек.–2,5 мин.).
2.Высокая антимикробная активность.

3.Наличие красителей в антисептиках, предназначенных для обработки операционного поля, с целью визуализации обработанного участка.

4.Пролонгированное антимикробное действие антисептиков.
5.Присутствие в рецептуре антисептиков ДВ, не вызывающих резистентность микрофлоры.

6.Безопасность – отсутствие общетоксического,  аллергенного, мутагенного, онкогенного, тератогенного, раздражающего действия на организм.
Область применения КА:

1.Гигиеническая обработка рук медицинского персонала.

2.Обработка рук хирургов и других лиц, участвующих в проведении  оперативных вмешательств и приеме родов.

3.Обработка операционного и инъекционного полей.

4. Полная или частичная санитарная обработка кожных покровов пациентов.

Мы рассмотрели дезинфектанты по назначению.

Дезинфекцию изделий выполняют ручным (в специально предназначенных для этой цели емкостях) или механизированным (моюще-дезинфицирующие машины, ультразвуковые установки) способами. При проведении дезинфекции, предстерилизационной очистки и стерилизации растворами химических средств изделия медицинского назначения погружают в рабочий раствор средства (далее - "раствор") с заполнением каналов и полостей. Разъемные изделия погружают в разобранном виде, инструменты с замковыми частями замачивают раскрытыми, сделав этими инструментами в растворе несколько рабочих движений. Объем емкости для проведения обработки и объем раствора средства в ней должны быть достаточными для обеспечения полного погружения изделий медицинского назначения в раствор; толщина слоя раствора над изделиями должна быть не менее одного сантиметра.

Дезинфекцию способом протирания допускается применять для тех изделий медицинского назначения, которые не соприкасаются непосредственно с пациентом или конструкционные особенности которых не позволяют применять способ погружения. После дезинфекции изделия медицинского назначения многократного применения должны быть отмыты от остатков дезинфицирующего средства в соответствии с рекомендациями, изложенными в инструкции по применению конкретного средства.

Предстерилизационную очистку изделий осуществляют после дезинфекции или при совмещении с дезинфекцией в одном процессе (в зависимости от применяемого средства): ручным или механизированным (в соответствии с инструкцией по эксплуатации, прилагаемой к конкретному оборудованию) способами.

Для приготовления рабочего дезинфицирующего раствора надо приготовить:

  1. Исходное дезинфицирующее средство.
  2. Инструкцию, регламентирующую приготовление дезинфектантов, соответственно дез. средству.
  3. Журнал учёта и приготовления дезинфектантов.
  4. Ёмкости для приготовления рабочего дезинфицирующего раствора, которые снабжены перфорированным поддоном и гнётом.
  5. Мерные ёмкости.
  6. Инструкцию по приготовлению рабочего дезинфицирующего раствора.

Емкости с дезинфицирующими, моющими и стерилизующими средствами должны быть снабжены крышками, иметь четкие надписи с указанием названия дезинфицирующего средства, его концентрации, назначения, даты приготовления рабочих раствор.

Химический метод стерилизации с применением растворов химических средств, как правило, применяют для стерилизации изделий, в конструкции которых использованы термолабильные материалы, не позволяющие использовать другие официально рекомендуемые, доступные методы стерилизации. Для химической стерилизации применяют растворы альдегидсодержащих, кислородсодержащих и некоторых хлорсодержащих средств, проявляющих спороцидное действие. Основным принципом при выборе стерилянта должно быть присутствие в составе препарата спороцидного соединения (глутараловый, янтарный, ортофталевый альдегиды, перекисные соединения) плюс наличие спороцидной концентрации, плюс достаточная по времени экспозиция. Во избежание разбавления рабочих растворов, особенно используемых многократно, погружаемые в них изделия должны быть сухими.

Для того чтобы оценить качество дезинфекции проводят её контроль.

  1. Визуальный контроль (проверяют дату приготовления рабочего дез. раствора, изменение его цвета, появления осадка).
  2. Бактериологический контроль проводят методом смывов (на объектах контроля не должно быть санитарно-показательных бактерий – золотистого стафилококка, синегнойной палочки, бактерий кишечной группы).
  3. Химический контроль проводят при помощи тест - индикаторных полосок (не все производители дезинфектантов их выпускают). При помощи данных полосок определяется концентрация рабочего раствора.

Алгоритм выбора и приготовления

рабочего дезинфицирующего раствора

( его концентрации, экспозиции и способа обеззараживания)

 для различного вида дезинфекции

  • Подбираем инструкцию по применению соответственно дезинфицирующему средству.
  • Находим в данной инструкции таблицу с режимом дезинфекции по конкретно заданной инфекции, например, инфекции вирусной этиологии, нам чаще всего приходится пользоваться данной таблицей, т.к. все пациенты считаются потенциально-инфицированными ВИЧ-инфекцией, или таблицу по обработке отходов, по проведению генеральных уборок и т.д.
  • В данной таблице находим объект обеззараживания (например, бельё, загрязнённое выделениями больного).
  • По таблице определяем концентрацию рабочего раствора (возможные варианты) и экспозицию соответственно концентрации.
  • Дальше выбираем способ обеззараживания, т.е. дезинфекции.
  • По таблице №1 находим количество исходного дезинфицирующего средства на 1 литр рабочего  раствора.
  • Данное количество умножаем на нужное нам количество литров.
  • Рассчитываем нужное количество воды для приготовления рабочего дезинфицирующего раствора определённого объёма.
  • Готовим рабочий раствор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Оценка функционального состояния"

Презентация "Оценка функционального состояния" состоит из 31 слайда. Использоваться может презентация, как преподавателем, так и студентами....

Презентация "Оценка функционального состояния пациента".

Презентация "Оценка функционального состояния пациента." ПМ 04. ПМ 05....

Оценка функционального состояния пациента.

Презентация для проведения лекционного занятия....

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ по теме"ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ПАЦИЕНТА"

Влияние простйших методов физиотерапии на организм человева...

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ОП.12 ТЕХНОЛОГИЯ ОКАЗАНИЯ ПРОСТЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ Тема «Оценка функционального состояния пациента. Термометрия»

Рабочая тетрадь по теме «Оценка функционального состояния пациента. Термометрия» составлена с целью организации внеаудиторной  самостоятельной работы обучающихся  второго курса п...