Применение информационно-коммуникационных технологий при организации внеаудиторной самостоятельной работы (на примере заочного обучения при изучении математических дисциплин)
статья на тему

Ирина Александровна Кочеткова

Тезисы статьи для сборника публикаций НПК

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kochetkova_tezisy.doc.docx678.66 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (НА ПРИМЕРЕ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН)

Зав. отделением, преподаватель Кочеткова И.А.,

БПОУ ОО «Сибирский профессиональный колледж»

Актуальность исследования. Современный этап развития общества массовой глобальной коммуникации характеризуется активным использованием средств коммуникационных технологий во многих областях деятельности человека, в том числе образовательной.

Перед педагогическим сообществом стоят задачи, которые требуют оптимизации методик обучения для достижения высокого уровня профессиональных компетенций, вызывают поиск и разработку эффективных технологий освоения фундаментальных знаний, в том числе и в области математических дисциплин.

В системе профессиональной подготовки в условиях современного  обучения существует ряд противоречий:

– между потребностью в развитии дистанционного обучения (ДО) с целью получения качественного профессионального образования студентов и недостаточной теоретической и практической разработанностью условий его эффективного функционирования;

– между существующей долей самостоятельной работы в общем объеме содержания основных профессиональных образовательных программ и действующей методической системой, недостаточно обеспечивающей процесс организации самостоятельной работы студентов заочной формы обучения в колледже.

Проблема исследования. Самостоятельная работа студентов – существенный, даже решающий компонент системы подготовки специалиста. 

Несомненно, обеспечить эффективность самостоятельной работы возможно за счёт новых форм и методов организации педагогического процесса и структурирования материала. Возникает необходимость в привлечении таких технологий, которые бы отвечали требованиям образовательного стандарта среднего профессионального образования, отражали бы логику и специфику математических знаний, способны были бы удовлетворить запросы смежных дисциплин и были бы ориентированы на использование современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Выявленные противоречия и необходимость их разрешения обусловили выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия реализации технологии дистанционного обучения в процессе организации самостоятельной работы студентов. Решение этой проблемы составило цель исследования.

Объект исследования – процесс организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов.

Предмет исследования – технология ДО студентов заочной формы обучения в процессе организации их самостоятельной работы.

Личный вклад автора заключается в:

разработке теоретического, технологического обеспечения процесса организации самостоятельной работы студентов в условиях ДО;

проектировании технологии ДО с помощью автоматизированного рабочего комплекса математических дисциплин;

проведении исследования с целью выявления, проверки, подтверждения и обоснования педагогических условий реализации технологии ДО в процессе организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов заочной формы обучения колледжа.

Особенное значение приобретает информационное обеспечение самостоятельной работы обучающихся в условиях все более расширяющегося использования персональных компьютеров,  интернета как средства обучения.  Это объясняется разнообразием предоставляемых образовательных услуг; возможностью совмещения образования с другими видами деятельности; созданием доступной информационной и образовательной среды,  предполагающих использование информационных технологий.

Сегодня мы имеем широкий спектр форм организации самостоятельной работы студентов, но каждая из них лишь частично соответствует целям и задачам профессионального образования.

Для эффективного сопровождения организации такого вида работы студентов необходима программная среда по изучаемой дисциплине, являющаяся логическим продолжением лекций. Один из способов решения проблемы  это создание электронных курсов в системе дистанционного обучения (СДО) Moodle.

В настоящее время данный программный  продукт  используют  многие образовательные учреждения, в том числе БПОУ ОО «СПК».  

В колледже создана лаборатория электронного обучения, сотрудники которой оказывают методическую помощь преподавателям в  применении в учебном процессе ИКТ. 

После успешной авторизации пользователь имеет доступ к электронному курсу на сайте http://www.sppk.ru/moodle/ , как указано в приложении А.

По своей структуре разрабатываемый курс содержит несколько учебных модулей. Каждый учебный модуль посвящен отдельной теме. Он может включать в себя лекции, практические занятия, лабораторные работы, тесты, контрольные вопросы, кроссворды, контрольные работы и др. Пользователь курса может получить от преподавателя консультацию.

Система Moodle позволяет использовать в качестве ресурсов курса разнообразные форматы электронных документов. В Приложении Б приведен пример, в котором представлена часть курса по математическим дисциплинам.

Использование ИКТ позволяет создать условия для активной деятельности студентов, их высокой мотивации, достигать высокой эффективности процесса обучения, что подтверждено результатами исследования.

В работе были разработаны две группы критериев, которые указаны в приложении В.

Проведенным исследованием установлено, что используемый в образовательном процессе электронный курс с разработанными учебными модулями и четко подобранными критериями, обеспечивает качество подготовки обучающихся.

В ходе исследования были выявлены показатели сформированности профессиональных компетенций обучающихся: мотивационный, когнитивный и деятельностный. На основе подобранных показателей определялись уровни освоения учебной дисциплины.

В результате исследования было установлено, что если использовать СДО Moodle,  то происходят   изменения  в  качестве  подготовки обучающихся, обладающих   уровнем   профессиональных   компетенций, а именно:

– констатировано повышение   качества   знаний при решении задач различного типа;

– диагностирована развитость мотивационного блока, как стремление обучающихся к успеху в учебно-познавательной деятельности;

– выявлена   развитость   деятельностного   блока,    как   способности обучающихся  мыслить,   анализировать   ситуации,   вырабатывать  собственное мнение, проявлять творческую активность, самостоятельно принимать решения и действовать по собственной инициативе.

Основные результаты исследования, их научная новизна состоят в следующем:

– конкретизированы сущность, содержание и структура ДО в процессе организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов;

– разработана и обоснована теоретическая модель организации самостоятельной работы студентов на примере изучения математических дисциплин;

– спроектирована технология ДО с использованием автоматизированного рабочего комплекса дисциплины, которая реализована в процессе организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов заочной формы обучения;

– выявлены педагогические условия реализации технологии ДО в процессе организации самостоятельной работы.

Выводы. Работа по исследованию процесса организации самостоятельной работы студентов посредством технологии ДО позволила определить критерии ее эффективной реализации, а именно выявить, обосновать и подтвердить педагогические условия реализации технологии ДО в процессе внеаудиторной самостоятельной работы студентов заочной формы обучения. Среди них выделили следующие:

– формирование у обучающихся положительной мотивации к самостоятельной работе в процессе изучения математических дисциплин;

– обеспечение готовности преподавателей к использованию технологии дистанционного обучения;

– своевременное оперативное наполнение информационной образовательной среды учебным контентом;

– установление междисциплинарных связей дисциплины «Математика» с содержанием дисциплин математического и общего естественнонаучного, профессионального циклов.

Практическая значимость  исследования состоит в том,  что  в  работе предложена  модель деятельности по совершенствованию образовательного процесса по заочной форме обучения.

Разработанные  и  апробированные  методики, направленные на улучшение качества образования, могут применяться  в  практике образовательных учреждений СПО.

Организация самостоятельной работы студентов должна сочетаться со всеми применяемыми в колледже методами обучения и вместе с ними представлять единую систему средств по приобретению знаний, умений и формированию профессиональных компетенций.

Решение многих вопросов заочного обучения заложено в совершенствовании организации образовательного процесса, умения преподавателей правильно обеспечить процесс обучения, учитывая специфику, особенности контингента обучающихся.

Применение СДО качественно меняет методы организации самостоятельной работы студентов-заочников, позволяет создать модель организации самостоятельной деятельности обучающихся, в которую включены как программные, технические и содержательные составляющие, так и возможность полного контроля и мониторинга самостоятельной работы. Такие возможности позволяют качественно повысить уровень выполнения внеаудиторной работы студентами, влияя, таким образом, на качество обучения в целом.

Приложение А

Вход в систему дистанционного обучения «Moodle»

Приложение Б

Структура электронного курса

Приложение В

Основные группы критериев качества подготовки обучающихся

Критерии качества электронного курса

Критерий

Показатели

Критерий факта

Соответствие структуре электронного курса.

Требования к структуре электронного курса.  

Содержательный

Соответствие целям ФГОС.

Содержание учебных модулей определено формированием общих и профессиональных компетенций

Оценочный

Наличие дифференцированной оценочной шкалы для определения достижений обучающихся

Критерий и показатели профессиональных компетенций

Интегративный критерий

Показатели

Умение продуктивно решать

учебно-профессиональные задачи

Желание и интерес к решению учебно-профессиональных задач

Знает несколько способов решения

задачи

Самостоятельно решает задачу наиболее рациональным способом

Осуществляет проверку решения на основе анализа