рабочая программа ОДП. 3 Физика по специальности 13.01.10 "Электромонтер по ремонту и обслуживанию электооборудованию (по отраслям)"
учебно-методический материал на тему

Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая программа ОДП.3 Физика101.08 КБ

Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДАЮ

Зав. отделением по работе

с филиалами и ДТ

____________ /Ерофеева Р.А./

                                 ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОДП. 03  Физика

                                                                          2016

 

        Программа учебной дисциплины разработана в соответствии с «Рекомендациями по получению среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования» (письмо Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259), с учетом требований ФГОС среднего общего образования, ФГОС среднего профессионального образования и профиля профессионального образования, на основании примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» для профессиональных образовательных организаций (рекомендовано ФГАУ «ФИРО» в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования Протокол № 3 от 21 июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 373 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО»).

Организация-разработчик: ГБПОУ АО «Астраханский государственный политехнический колледж»

Разработчик:

Уткина Т.С., преподаватель Лиманского филиала

Рассмотрено и одобрено МК

 Протокол №_____    от «____ »    _____________ 2016г.

 

Согласовано:

Методист по УР ____________________Т.С. Уткина

 

© ГБПОУ АО АГПК

© Уткина Т.С

 

 

 СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

20

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

21

 


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОДП. 3   Физика

1.1. Область применения программы

  Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности: «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)»

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Общеобразовательный цикл  

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

  • освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественно-научной информации;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
  • использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

В результате изучения учебной дисциплины «Физика» обучающийся должен:

знать/понимать:

  • смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;
  • смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
  • смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
  • вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

уметь:

  • описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
  • отличать гипотезы от научных теорий;
  • делать выводы на основе экспериментальных данных;
  • приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
  • приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
  • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ,  Интернете, научно-популярных статьях.
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
  • для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
  • оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
  • рационального природопользования и защиты окружающей среды.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 381 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 254 часа;

самостоятельной работы обучающегося 113 часов.

консультаций -14  часов

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

381

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

254

Самостоятельная работа студента (всего)

внеаудиторная самостоятельная работа

113

 

- решение тематических задач

45

- подготовка рефератов

25

- подготовка презентаций

20

- составление таблиц(схем)

13

- составление кроссвордов

10

консультаций

14

Итоговая аттестация в форме                                                                                      экзамена

 


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины  ОДП.3 Физика

                

 

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа  

Объем часов

Уровень освоения

Введение

Содержание учебного материала

2

Физика как наука и ее разделы. Термины и понятия.

Естественно – научный метод познания, его возможности и границы применимости. Физические законы и границы их применимости. Роль физики в технике, производственной деятельности человека и в развитии цивилизации. Термины и понятие. Физические величины. Международная система единиц. Измерительные приборы

2

2

Раздел I. Механика.

Тема 1.1 Кинематика.

Содержание учебного материала

20

Механическое движение. Перемещение. Путь.

Траектория, сложение перемещений

Тело отсчета, система координат, материальная точка  

      16

 

 

2

Скорость. Равномерное прямолинейное движение.

Переменное движение, расчет скорости тела при неравномерном движении

Средняя, мгновенная скорость, сложение скоростей, графики зависимости скорости от времени.

Ускорение. Равноускоренное прямолинейное движение.

Скорость и перемещение при равноускоренном движении, графики зависимости скорости от времени , ускорения от времени, координаты от времени

Среднее ускорение, применении формулы ускорения при решении задач.

2

Закон равноускоренного прямолинейного движения. Равнозамедленное прямолинейное движение.

Графики зависимости скорости от времени и координаты от времени.

 Графики зависимости скорости от времени и координаты от времени.

2

Свободное падение.   Движение тела, брошенного под углом к горизонту.

Ускорение свободного падения, уравнение движения тел при свободном падении

2

Движение тела, брошенного под углом к горизонту.   Равномерное движение по окружности

Дальность полета Траектория и высота подъема.

2

Угловая скорость. Центростремительное ускорение.

Расчет ускорения. Полное ускорение  Произвольное криволинейное движение

2

Решение задач.

Применение законов движения при равномерном прямолинейном и равноускоренном движении.

2

Самостоятельная работа

 

 Подготовить реферата на тему: « Вклад Архимеда в кинематику»

Решение задач на применение законов движения при равномерном прямолинейном и равноускоренном движении.

4

Тема 1.2 Законы механики Ньютона.

Содержание учебного материала

22

Первый закон Ньютона.   Сила.

Основная задача динамики. Инерциальные системы отсчета

16

2

  Принцип независимости действия сил. Масса

Равнодействующая сила.

2

   Импульс тела. Второй закон Ньютона.

Импульс тела, импульс силы.

2

Основной закон классической механики. Третий закон Ньютона.

Взаимодействие тел, вычисление положения и скорости тела в любой момент времени.

2

Закон всемирного тяготения.  Гравитационное поле. 

Гравитационная  постоянная

2

Первая космическая скорость. Сила тяжести. Вес.

Решение задач

2

Силы в механике.

Виды взаимодействий.  . Сила трения. Сила упругости.

1

Решение задач.

Применение законов динамики

2

Самостоятельная работа

6

 

Подготовить реферата по теме: «Искусственные спутники земли.», «Подшипник качения или подшипник скольжения?»

Решение задач на применение законов Ньютона.

Составление кроссворда по теме «Законы Ньютона»

Тема 1.3 Законы сохранения в механике.

Содержание учебного материала

24

Закон сохранения импульса.  Реактивное движение

Замкнутые системы.  

 16

 

2

Работа силы.   Работа упругой силы и работа гравитационных сил.

Формула вычисления работы, работа переменной силы.  

2

Энергия.  Мощность

Механическая энергия.   упругодеформированного тела.

2

 Кинетическая энергия. Потенциальная энергия

Потенциальная энергия упругодеформированного тела.

2

Закон сохранения полной механической энергии. Потенциальная энергия упругодеформированного тела.

2

Абсолютно неупругий удар.

2

Вторая космическая скорость.

Решение задач.

2

Решение задач.  

Применение законов сохранения. Абсолютно неупругий удар. Абсолютно упругий удар.

2

Самостоятельная работа

 

Подготовить реферата на тему: « Реактивное движение.», «Почему невозможно создать «вечный» двигатель? История попыток создания.»

Решение задач по теме «Закон сохранения энергии. Закон сохранения импульса»

Подготовка презентации на тему «Космическая скорость»

 8

Раздел II. Основы молекулярной физики и термодинамики.

Тема 2.1 Основы молекулярно-кинетической теории. Идеальный газ.

Содержание учебного материала

30

Основные положения молекулярно-кинетической теории. Размеры и масса молекул и атомов.

Историческая справка.  .

22

2

Броуновское движение. Диффузия. 

Силы межмолекулярного взаимодействия.

2

  Зависимость энергии взаимодействия от расстояния между молекулами. Строение газообразных, жидких и твердых тел. 

2

Параметры состояния идеального газа. Скорости движения молекул и  их измерение

  Статистическая закономерность идеального газа. Микроскопические и макроскопические параметры газа.

2

Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газов. Движение молекул.

Температура и ее измерение. Давление идеального газа, давление смеси идеального газа

2

Температура – мера средней кинетической энергии движения молекул. Газовые законы.

Зависимость давления газа от его концентрации и температуры. Графики изменения макроскопических параметров.

2

Уравнение состояния идеального газа.  Абсолютный ноль. Термодинамическая шкала.

 

2

Температура – мера средней кинетической энергии движения молекул. Уравнение Клапейрона - Менделеева. Молярная газовая постоянная.

  Постоянная Лошмидта

2

 Зависимость давления газа от его концентрации и температуры. Решение задач.

2

Решение задач по теме «Основы МКТ»  Лабораторная работа: Исследование изменение объема, давления и температуры газа.

1

Самостоятельная работа

Подготовить реферат по теме: « История развития молекулярной физики.»        

« Применение газовых законов в практической деятельности человека.»

 Решение задач по теме: «Основы молекулярно-кинетической теории»,  «Изопроцессы в газах».

Подготовка таблицы по теме «Газовые законы»

 8

Тема 2.2 Основы термодинамики.

Содержание учебного материала

 28

Основные понятия и определения термодинамики.

 Техническая термодинамика. Внутренняя энергия. Теплообмен, количество теплоты, изменение внутренней энергии.

14

1

Работа и теплота как формы передачи энергии.

Работа газа и пара при расширении. Работа газа при изопроцессах. Теплоемкость. Удельная теплоемкость.

1

Уравнение теплового баланса

Закон сохранения энергии для тепловых процессов. Первое начало термодинамики.

1

Изопроцессы.

Адиабатный процесс

 Принцип действия тепловой машины. 

КПД теплового двигателя. Цикл Карно.

1

Второе начало термодинамики.

   Холодильная машина и тепловой двигатель.

1

 Карбюраторный двигатель, дизель и реактивный двигатель.

 Охрана природы.

Самостоятельная работа

 

 Подготовить реферат по теме: « Паровой двигатель.», «Принцип работы холодильника»

 Решение задач по теме: «Уравнение теплового баланса».

Подготовить презентация по теме: «Охрана природы» «Промышленное сжижение газов»

12

Тема 2.3 Свойства паров

Содержание учебного материала

9

Испарение и конденсация.  

Насыщенный пар и его свойства. Условие перехода из газообразной фазы в жидкую.

 

6

 

1

Влажность воздуха.

 Давление насыщенного пара Точка росы.  Кипение и перегретый пар. Относительная влажность воздуха.

1

Решение задач. Лабораторная работа «Измерение влажности воздуха»

2

Самостоятельная работа

3

 

 

Подготовить реферат по теме: «Влияние влажности воздуха на жизнедеятельность человека.»

Решение задач по теме относительная влажность воздуха.

Тема 2.4 Свойства жидкостей

Содержание учебного материала

10

Характеристика жидкого состояния вещества.

Процесс кипения. Поверхностный слой и его энергия.

4

2

Явления на границе жидкости с твердым телом.

Капиллярные явления. Смачивание, угол смачивания.

2

Самостоятельная работа

 

Подготовить доклад по теме: «Физические свойства жидкостей.»

Составление кроссворда по теме: « Характеристика жидкого состояния»

        5

Тема 2.5 Свойства твердых тел

Содержание учебного материала

4

Характеристика твердого состояния вещества.

Структура твердых тел.    Упругие свойства твердых тел. Закон Гука

 6

2

Решение задач

2

Итого за 1 семестр 147 часов, из них 102 часа теоретического обучения, 46 часов самостоятельной работы

Тема 2.5 Свойства твердых тел

Содержание учебного материала.

7

Механические свойства твердых тел. 

 Тепловое расширение. Закон Гука

 4

2

 Плавление и кристализация.

Решение задач.

2

Самостоятельная работа

Подготовить реферат по теме: «Теория упругости№

Составить таблицу по теме: «Механическое свойство тел»

3

Раздел III. Основы электродинамики

Тема 3.1 Электрическое поле

Содержание учебного материала

20

Электрические заряды.

Электродинамика и электростатика  квантование зарядов. Закон сохранения заряда. Закон Кулона.

2

Электрическое поле.

Напряженность электрического поля. Силовая характеристика поля. Линии напряженности  Принцип суперпозиции полей.

16

2

Работа сил электростатического поля.

 Потенциальная энергия взаимодействия точечных зарядов. Потенциал и разность потенциалов. Эквипотенциальная поверхность.

2

Эквипотенциальная поверхность.

Связь между напряженностью и разностью потенциалов.

2

Диэлектрики в электрическом поле. 

Свободные и связанные заряды. Поляризация диэлектриков. Проводники в электрическом поле.

2

Электрическая емкость.

Гидростатическая аналогия. Конденсаторы. Электроемкость конденсатора.

2

Энергия заряженного конденсатора. 

Энергия электрического поля. Потенциальная энергия пластин конденсатора. Объемная плотность.

2

Решение задач.

2

Самостоятельная работа

6

 

 

Подготовить реферат по теме: « Природное статическое электричество.»

 Составить таблицу по теме: «Типы конденсаторов. Методы увеличения электрической емкости конденсатора.»

Решение задач по теме «Электрическое поле»

 

Тема 3.2 Законы постоянного тока

Содержание учебного материала

17

Понятие об электрическом токе.

Сила и плотность тока. Условие существования электрического тока в проводнике.  Источники тока в электрической цепи. ЭДС источника тока.

12

2

Закон Ома для участка цепи без ЭДС.

Зависимость электрического сопротивления от материала, длины и площади поперечного сечения проводника. Зависимость от температуры.

2

ЭДС источника тока.

Закон Ома для полной цепи

2

Соединение проводников.

Соединение источников электрической энергии в батарею. Смешанное соединение проводников. Закон Ома для замкнутой цепи

2

Работа и мощность электрического тока.

Тепловое действие тока. Закон Джоуля – Ленца. Передаче мощности электрического тока от источника к потребителю.

2

Решение задач.

2

Самостоятельная работа

 

Подготовить реферат по теме: «Использование теплового действия тока.»

Решение задач по теме закон Ома, закон Джоуля – Ленца.

3

Тема 3.3. Электрический ток в полупроводниках

Содержание учебного материала

2

Собственная проводимость полупроводников. Полупроводниковые приборы.

2

Содержание учебного материала

16

Магнитное поле.

Магнитное взаимодействие Опыт Эрстеда. Принцип суперпозиции. Замкнутый контур с током в магнитном поле.

 12

2

Вектор индукции магнитного поля.

Действие магнитного поля на прямолинейный проводник с током. Линии магнитной индукции. Закон Ампера. Сила Лоренца.

2

Взаимодействие токов.

Магнитный поток.

2

Работа по перемещению проводника с током в магнитном поле.

Действие магнитного поля на движущийся заряд. Работа силы Ампера. Энергия магнитного поля.

2

Определение удельного заряда.

Решение задач.

2

Решение задач. Лабораторная работа «Наблюдение действия магнитного поля на проводник с током».

2

Самостоятельная работа

Подготовить реферат пол теме: Принцип работы двигателя постоянного тока.

Решение задач по теме «Магнитное поле»

4

Тема 3.5. Электромагнитное поле

Содержание учебного материала

12

Электромагнитная индукция. 

Закон Фарадея. ЭДС индукции.

8

 

2

Вихревое электрическое поле.

Самоиндукция, индуктивность и взаимоиндукция.

2

Энергия магнитного поля.

Решение задач.

2

4.

Лабораторная работа «Изучение электромагнитной индукции».

2

Самостоятельная работа

Подготовить реферат по теме: Генераторы электрического тока и трансформаторы.

Решение задач по теме «Электромагнитное поле»

4

Раздел IV. Колебания и волны

Тема 4.1. Механические колебания

Содержание учебного материала

14

  1. 1

Колебательное движение.

Гармонические колебания.

10

 

Свободные механические колебания 

Биения.

2

Линейные механические колебательные системы. 

Превращение энергии при колебательном движении.

2

Свободные механические колебания.

Вынужденные механические колебания.

2

Решение задач.

Самостоятельная работа

4

  1. 1

Подготовить реферат по теме: Явление механического резонанса и его применение.

Решение задач по теме «Механические колебания»

4

Тема 4.2. Упругие волны.

Содержание учебного материала

12

Поперечные и продольные волны. 

Характеристики волны

 8

2

Уравнение плоской бегущей волны.

Принцип суперпозиции.

2

Интерференция волн.

Понятие о дифракции волн.

2

Звуковые волны. 

Ультразвук и его применение. Инфразвуки.

2

Самостоятельная работа

Подготовить реферат по теме: Ультразвук в природе.

Решение задач по теме «Упругие волна»

4

Тема 4.3. Электромагнитные колебания

Содержание учебного материала

22

         

Свободные электромагнитные колебания.

14

1

Превращение энергии в колебательном контуре.

Генератор незатухающих колебаний. Вынужденные электромагнитные колебания.

1

Переменный ток.

Емкостное и индуктивное сопротивления переменного тока.

1

Закон Ома для цепи переменного тока.

Работа и мощность переменного тока.

11

Генераторы тока.

Трансформаторы. Получение, передача и распределение электроэнергии.

Техника безопасности и обращение с электрическим током.

1

Решение задач. Лабораторная работа: «Исследование зависимости силы тока от электроемкости конденсатора в цепи переменного тока»

1

Самостоятельная работа

8

Решение задач по теме «Электромагнитные колебания»

Подготовить реферат по теме: « Перспективные способы выработки электроэнергии.»

Подготовить презентацию по теме: « Способы, принципы и необходимость экономии электроэнергии.»

Тема 4.4. Электромагнитные волны

Содержание учебного материала

10

Электромагнитное поле. 

Электромагнитные волны.

 6

1

Вибратор Герца. 

Открытый колебательный контур.

1

Принципы радиосвязи. 

Применение электромагнитных волн.

1

Самостоятельная работа

7

Подготовить рефератпо теме: « Радиолокация и радиоастрономия.»

Решение задач по теме «Электромагнитные волны»

Раздел V. Оптика

Тема 5.1. Природа света

Содержание учебного материала

10

1

Скорость распространения света.

Астрономический метод измерения света.  Лабораторный метод измерения света.

10

Законы отражения и преломления света.  

Полное отражение.

1

Линзы. 

Получение изображений предметов. Основное уравнение линзы.

1

Глаз как оптическая система.

1

Решение задач. Лабораторная работа «Определение показателя преломления стекла».

1

Экзамен

2

Тема 5.1. Природа света

Содержание учебного материала.

 5

1

Оптические приборы.

Телескоп. Микроскоп.

2

1

Самостоятельная работа

3

 

Подготовить реферат по теме: « Телескоп-рефлектор»

Подготовить презентацию по теме:  «Оптические приборы» (по выбору)

6

Тема 5.2. Волновые свойства света.

 

Содержание учебного материала.

15

Интерференция света. 

Когерентность световых лучей. Интерференция в тонких пленках. Просветление оптики.

6

1

Дифракция света. 

Дифракция на щели. Дифракционная решетка. Принцип Гюйгенса. Зона Френеля.

1

Поляризация поперечных волн. 

Поляризация света. Двойное лучепреломление.

          1

Итого за 2 семестр 159 часов, из них 110 часа теоретического обучения, 49 часов самостоятельной работы    

Дисперсия света. 

Призма Ньютона Виды спектров. Спектры испускания и поглощения.

6

         1

Ультрафиолетовое и инфракрасное излучения. 

Рентгеновские лучи.

         1

Ренгеновские лучи.  Ренгеновская трубка  

        1

Самостоятельная работа.

  1. П

Подготовить реферат по теме: « Радуга»

Составить схему по теме :  « Излучения»

3

Тема 5.3. Элементы теории относительности.

Содержание учебного материала.

8

Законы электродинамики и принцип относительности. 

Постулаты теории относительности. Относительность одновременности.

4

1

Следствия постулатов теории относительности. 

Зависимость массы от скорости.  Релятивистская динамика. Связь между массой и энергией.

1

Самостоятельная работа.

Подготовить презентацию: « Парадоксы теории относительности.»

Решение задач по теме «Следствие постулатов теории относительности»

8

Раздел VI. Элементы квантовой физики.

Тема 6.1. Квантовая оптика.

Содержание учебного материала.

4

Квантовая гипотеза Планка. 

Фотоны. Энергия фотона. Уравнение Энштейна. Внутренний фотоэффект и его особенности.

4

1

Внешний и внутренний фотоэффект. 

Применение фотоэффекта. Решение задач.

1

Тема 6.2. Физика атома.

Содержание учебного материала.

6

Развитие взглядов на строение вещества. 

Модель атома по Резерфорду. Закономерности в атомных спектрах водорода. Ядерная (планетарная) модель атома.

6

1

Модель атома водорода по Бору.

Постулаты Бора Квантовые генераторы. Лазеры

1

Решение задач.

Тема 6.3. Физика атомного ядра.

Содержание учебного материала.

13

Естественная радиоактивность.

Закон радиоактивного распада. Энергия распада. Способы наблюдения и регистрации заряженных частиц.

10

1

Строение атомного ядра.

Ядерные реакции. Искусственная радиоактивность.

1

Цепная ядерная реакция. Управляемая цепная реакция.  

Скорость цепной реакции. Критическая масса.

1

Получение радиоактивных изотопов и их применение.

Ядерный реактор. Термоядерная реакция. Ядерное оружие.  

Биологическое действие радиоактивных излучений.

Воздействие радиоактивного излучения на вещество.  Естественный радиационный фон. Элементарные частицы. Решение задач.

1

Самостоятельная работа

Подготовить презентацию: « Ядерное оружие.»

Решение задач по теме «Физика атомного ядра»

7

Раздел VII. Эволюция Вселенной.

Тема 7.1. Строение и развитие Вселенной.

Содержание учебного материала.

13

Наша звездная система – Галактика. 

Другие галактики. Бесконечность вселенной.

6

2

Понятие о космологии.

Расширяющаяся Вселенная.

2

Модель горячей Вселенной.  

Строение и происхождение галактик.

2

Самостоятельная работа

7

  Составить кроссворд по теме: «Астрономия – что это и зачем?»

  Подготовить презентацию : «Млечный путь.»

Тема 7.2. Эволюция звезд. Гипотеза происхождения солнечной системы.

Содержание учебного материала.

4

Термоядерный синтез.

Проблемы термоядерной энергетики.

6

2

Энергия Солнца и звезд.

2

Эволюция звезд.

Происхождение солнечной системы.

2

Экзамен

Итого за 3 семестр 60 часов, из них 42 часов теоретического обучения, 18 часов самостоятельной работы

 Всего:

381

 


 

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия лаборатории электротехники и электроники.

Оборудование лаборатории:

  • посадочные места по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя;

Технические средства обучения:

  • компьютер;
  • программное обеспечение:
  • Microsoft Office Standard 2010;
  • Microsoft Windows XP Professional;
  • Архиватор WinRAR;
  • Adobe Reader 8.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Дмитриева В.Ф., Физика для профессий и специальностей технического профиля, Москва, ИЦ «Академия»

2.Рымкевич А.П. Физика 10-11. Пособие для общеобразовательных учреждений. –М.: Дрофа, 2013 г.

3 .Синдеев Ю. Г. Электротехника с основами электроники: учебное пособие, Изд. 16-е, Ростов-на-Дону, Феникс, 2014 – 407 с.

4. Бутырин П. А. Электротехника: учебник, 2-е изд. – М.: Академия, 2015 – 272 с.

5. Немцов М. В., Светлакова И. И. Электротехника: учебное пособие, Изд. 3-е, Ростов-на-Дону, Феникс, 2013 – 571 с.

Дополнительные источники:

  1. Касаткин А.С., Немцев И.В. Общая эектротехника. -  М., Высшая школа, 2013
  2. Китаев В.Е., Шляпинтох Л.С. Электротехника с основами промышленной электроники. - М., Высшая школа, 2013
  3. Липатов В.Е., Борисов Л.С. Общая электротехника М., Высшая школа, 4
  4. Электротехника. Под ред. А.С.Герасимова. - М., Транспорт, 2014
  5. Электротехнический справочник: В 3 т. ( под общ. ред. В.Г.Грудинского, И.Н.Орлова). – М.: Энергоатомиздат, 2015

 

 

Интернет – ресурсы

Википедия,  (http://www.wikipedia.org)

(http://www.phisics.ru)


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:

описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;

экзамен, тестирование

отличать гипотезы от научных теорий;

экзамен

делать выводы на основе экспериментальных данных;

выполнение лабораторных работ

приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;

выполнение лабораторных работ

приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;

экзамен

воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ,  Интернете, научно-популярных статьях;

выполнение внеаудиторных самостоятельных  работ

применять полученные знания для решения физических задач;

выполнение практических работ, выполнение внеаудиторных самостоятельных работ

определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле;

выполнение практических работ,

измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с учетом их погрешностей;

выполнение практических работ,

выполнение лабораторных работ

использовать приобретенные знания и умения в практической  деятельности и повседневной жизни: для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи; оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды; рационального природопользования и защиты окружающей среды.

выполнение внеаудиторных самостоятельных работ

Знания:

смысл понятий:  физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;

экзамен

смысл физических величин:  скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

выполнение практических работ

смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;

экзамен

вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики.

выполнение внеаудиторных самостоятельных работ

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной практики для специальности СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Рабочая программа учебной практики для специальности СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) по ПМ.05 Ведение бухгалтерского учета в различных отраслях экономики....

Рабочая программа по биологии для специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования

Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Биология» предназначена для изучения биологии в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу средн...

Рабочая программа учебной и производственной практики по профессии Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования

Рабочая программа учебной и производственной практики по профессии Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования...

Рабочая программа ОП.02 «Материаловедение». Специальность 15.02.12 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям)

Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (д...