Критерии эффективности заданий на говорение / Speaking
статья на тему

Ксения Юрьевна Драгина

Для того чтобы максимально использовать возможности говорения и увеличить вероятность того, что обучающиеся будут самостоятельно пользоваться иностранным языком, должны быть выполнены ряд условий: продуктивность, целеустремленность, интерактивность, проблемность, безопасность и аутентичность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kriterii_efektivnosti_govoreniya.docx18.75 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление Драгиной Ксении Юрьевны, преподавателя иностранного (английского) языка, на заседании предметно-цикловой комиссии филологических дисциплин, ГБПОУ «ССПК»

Критерии эффективности заданий на говорение / speaking

Для того чтобы максимально использовать возможности говорения и увеличить вероятность того, что обучающиеся будут самостоятельно пользоваться языком, должны быть выполнены следующие условия:

Продуктивность - говорящая деятельность должна быть максимально продуктивной для того, чтобы обеспечить наилучшие условия для автономного использования языка. Если обучающиеся выполняют упражнение на заполнение пропусков недостающей информацией, просто обмениваясь отдельными словами, или, если в групповом обсуждении участвуют только несколько обучающихся, такое задание вряд ли сможет оправдать время, затраченное на подготовку и проведение. Так же можно утверждать об отсутствии продуктивности, если обучающиеся в основном говорят на свое родном языке.

Целеустремленность - часто продуктивность в изучении языка может быть повышена за счет того, что языковая деятельность имеет четкий результат, особенно тот, который требует от обучающихся совместной работы для достижения общей цели. Например, такая цель задания, как «Достигнуть совместного, согласованного решения», может спровоцировать более подробное обсуждение и способствовать участию всех членов группы или микро группы. Требование к обучающимся сообщить остальным о прохождении и результатах их обсуждении также является эффективным способом обеспечения большей степени заинтересованности в выполнении задания. Кроме того, может помочь такой элемент, как конкуренция, которая превращение выполнение задания в соревнование.

Интерактивность – задания на говорение должны требовать от обучающихся учитывать влияние, которое они оказывают на свою аудиторию. В противном случае, такие задания вряд ли можно назвать хорошей подготовкой к использованию иностранного языка в реальной жизни. Такие монологические задания, как доклад или презентация, должны выполняться в ситуациях, когда существует по крайней мере возможность взаимодействия, например, с аудиторией, которая может демонстрировать интерес, понимание и/или даже задавать вопросы или комментировать в конце выступления.

Проблемность – задание должно быть построено так, чтобы обучающиеся были вынуждены использовать все имеющиеся у них коммуникативные ресурсы для достижения результата. Это поможет им испытать такие чувства, как удовлетворение и, даже волнение, которое является частью автономного использования языка. Конечно, если степень сложности задания слишком высока, такое задание может стать контрпродуктивным и препятствовать обучающимся выражать свои мысли, или свести общение обучающихся к разговору на их родном языке. Преподаватель должен осознавать реальный уровень владения обучающимися иностранного языка, и соответствующим образом корректировать задание.

Безопасность - в то время как обучающиеся выполняют поставленную задачу, они должны быть уверенными в том, что, при решении этих задач и использовании иностранного языка, им нет необходимости испытывать страх допустить ошибку или высказать свою точку зрения. Обучающиеся должны чувствовать поддержку друг друга и непредвзятое отношение со стороны преподавателя. Кроме того, обучающиеся должны быть уверены в том, что преподаватель всегда будет рядом, готовым вмешаться, если что-то выйдет из-под контроля.

Аутентичность - задания на развитие устной речи должны иметь некоторое отношение к использованию языка в реальной жизни. Конечно, использование на занятиях в классе - например, специальных тренировочных упражнений (Speaking Drills) и языковых игр (Language games) - может быть оправдано при условии, что они способствуют повышению понимания изученного материала или усвоению нового материала. Но для того, чтобы использование иностранного языка стало автономными, обучающимся нужно будет демонстрировать общение на занятиях, практически такое же, какое происходит у них вне аудиторных занятий. Это означает, что время от времени, задания должны выполняться в реальных условиях, например, спонтанно, без посторонней помощи, с минимальной подготовкой и с учетом имеющихся ресурсов. Это также означает, что темы, жанры и ситуации, выбранные для речевых задач, должны учитывать потребности и интересы обучающихся.

Список литературы:

Thornbury S. How to Teach Speaking. –         Pearson Education Limited, 2009. – 160 р.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: «Культура диалоговых отношений учителя и учащихся как критерий эффективности качества образования»

Воспитание тогда успешно, когда оно качественно решает свою главную задачу - пробуждает в подростке устремленность к сознательному личностному позитивному самоизменению....

Монологи и диалоги для отработки навыка говорения в 10-11 классах

Приведенный перечень предназначается для отработки навыка говорения в рамках подготовки к ЕГЭ...

Дидактическое обеспечение процесса обучения говорению на немецком языке в современном образовательном учреждении

Методическая разработка "Дидактическое обеспечение процесса обучения говорению на немецком языке в современном образовательном учреждении" рекомендуется для использования в учебном процессе...

Проектная работа студентов второго курса "Интерактивная игра для закрепления навыков говорения""

Настольная игра для закрепления навыков говорения. Играют либо команды, либо личное первенство. В комплекте - кубик и фишки....

«Оценочная деятельность учителя как фактор овладения говорением младшими школьниками »

Современная начальная школа уже стоит на позициях многообразия и вариативности, где важную роль играет система работы учителя и школы в целом, направленная на максимальное раскрытие  и выращивани...

Критерии и показатели эффективности профориентационной работы в школе

В статье рассмотрены критерии эффективности, проводимой  вшколе профориентационной работы с школьниками....

Информационно-аналитический отчет о динамике эффективности воспитательной деятельности образовательной организации и динамике результатов реализации цели и задач воспитательной программы образовательной организации по критериям и показателям эффективнос

Информационно-аналитический отчет о динамике  эффективности воспитательной деятельности образовательной организации и динамике результатов реализации цели и задач воспитательной программы образов...