Окружающий мир "Полезные ископаемые"
план-конспект урока на тему

Панарина Александра Анатольевна

Урок -исследование, сочетающий разные формы работы учащихся на уроке

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: окружающий мир

Класс: 3 в

Тема урока: «Полезные ископаемые»

Цели урока:  познакомить с разнообразием полезных ископаемых.

Планируемые результаты:

Предметные: 

  • научатся различать важные полезные ископаемые, объяснять их значение в экономике,
  • научатся осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека,
  • знать необходимость бережного отношения к природным богатствам, анализировать, делать выводы.

 Личностные:

 - научатся развивать мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение);

 - научатся осознавать свои возможности в учении;

 - смогут адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывать успехи с усилиями, трудолюбием.

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: Окружающий мир: 3 класс, 2 часть, Школа России. «Просвещение» 2014, презентация.

                                                                                                                           

Этап урока.
Методы и приемы

Время

Содержание урока

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Мотивационный. Актуализация знаний

Словесный: репродуктивное задание

2 мин

Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос

- Расскажите, что составляет основу экономики.

- Какие природные богатства использует экономика?

- Приведите примеры использования природных богатств.

- От чего зависит успех труда в экономике?

Строить грамматическое рассуждение

Коммуникативные:

донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций

Постановка учебной задачи

Словесный:

Слово учителя,

Беседа

5-7 мин

- Из чего изготавливают автомобили, самолёты, поезда? ( Из стали, металла.)

- Вот построили автомобили, самолеты, поезда, только они сами не поедут и не полетят. Что еще надо для них? (Бензин, горючее.)

- Из чего делается горючее?(Из нефти.)

На экране: сталь, нефть, соль, гранит, каменный уголь и т.д.

- Это полезные ископаемые. Сегодня на уроке будем говорить о полезных ископаемых.

- Что вы хотите узнать на этом уроке?

Формулировать тему урока

Определять цели и пути их достижения

Коммуникативные:

высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

слушать других

Решение учебной задачи.

Словесный: беседа.

7-10 мин

- От какого слово произошло слово «ископаемые»? (От слова «копать».)

- Почему они полезные? (Приносят пользу людям.)

- Прочитайте в учебнике первый абзац текста с. 46.

- Что такое полезные ископаемые? (Богатства земных кладовых, которые человек использует в хозяйстве.)

-Назовите жидкое полезное ископаемое.

- Назовите газообразное полезное ископаемое.

- Все полезные ископаемые делятся на три группы.

Горючие                  Рудные (Металлические)           Нерудные (Строительные)

- Приведите несколько примеров полезных ископаемых для каждой группы.

Горючие: каменный уголь, торф, нефть, природный газ.

Рудные: медная руда, железная руда.

Нерудные: известняк, глина, песок, гранит.

- Для чего добывают полезные ископаемые.

- Прочитайте в учебнике текст на с. 47.

- Для чего добывают полезные ископаемые? (Для использования в экономике.)

Как добывают полезные ископаемые.

- Прочитайте в учебник е текст на с. 48.

- Как называются места, где залегают полезные ископаемые?

- Назовите профессию людей, которые отыскивают месторождения полезных ископаемых.

- Рассмотрите иллюстрации на с. 48-49.

- Какое полезное ископаемое добывают в шахте? (Каменный уголь.)

- Какое полезное ископаемое добывают в карьере? (Глину, песок, железную руду, известняк, гранит.)

Железную руду, гранит добывают из недр Земли и на ее поверхности. Раньше это делали с помощью кирки и молотка, сейчас – с помощью взрывов, затем экскаваторы подбирают породу и отправляют на завод, где ее обрабатывают.

- Какие полезные ископаемые добывают из скважин?( Нефть, газ.)

- Почему добывать полезные ископаемые становится все труднее и труднее?

- Как вы думаете, могут ли иссякнуть полезные ископаемые на нашей планете? Что же тогда будут делать люди?

- А как вы, ребята, можете помочь в охране подземных богатств?(Сбором металлолома.)

Строить грамматические рассуждения

Отвечать на вопросы

Отвечать на вопросы

Строить грамматическое рассуждение

Ориентируются в учебнике

Коммуникативные:

донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций

Регулятивные:

работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя

Физ.минутка

Видео

Закрепление

Практический: самостоятельная работа.

15 мин

Работа в рабочей тетради.

№ 1 с. 25.

- Прочитайте задание. Найдите в учебнике определение полезных ископаемых.Запишите в тетради. (Полезные ископаемые – это горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве.)

№3 с. 25-26.

- Прочитайте первое предложение.

- Догадайтесь, о каком полезном ископаемом идет речь? (О нефти.)

- Впишите название полезного ископаемого в клеточки.

- Продолжите выполнение задания. (Газ, глина, руда, песок, гранит, торф, уголь, соль, известняк.)

(Проверка.)

№4 с. 27.

- Прочитайте задание. Заполните таблицу. Поставьте знак «+» в соответствующую графу.

- Глина применяется в строительстве, служит топливом или используется для получения металлов? (В строительстве.)

- Ставим знак + в соответствующей графе.

- А где используется известняк?(Тоже в строительстве.)

- Продолжите.

(Проверка)

№5 с. 28

- Прочитайте задание. Назовите сооружения, где добывают полезные ископаемые.

- Рассмотрите иллюстрации. Соедините стрелками рисунок и название сооружения.

(Проверка.)

№6 с. 28.

- Прочитайте задание. Что такое шахта?

- Для чего строят шахты?

- Отыщите на рисунке дорогу к кладу.

(Проверка. )

Отвечать на вопросы

Строить грамматическое рассуждение

Ориентируются в рабочей тетради

Регулятивные:

работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге; формулируютответы и выводы;

обмениваются мнениями; строят речевые высказывания

Рефлексия.

Словесный: репродуктивное задание

Домашнее задание

3 мин.

Подведение итогов.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какие цели вы ставили перед собой?

- Как вы думаете мы их достигли?

Отвечать на вопросы

Обобщать изученное

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Добрый день!

Слайд 2

Что это? Сталь, нефть, соль, гранит, каменный уголь и т.д.

Слайд 3

Полезные ископаемы делятся на три группы: Горючие Рудные (металлические) Нерудные (строительные)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок: "Полезные ископаемые Казахстана"

Модернизация школьного образования, которая проводится в нашей стране, подразумевает, прежде всего, обновление содержания.В связи с этим особое внимание уделяется созданию условий для развития творчес...

Рабочая программа по Охране труда для специальности 130405 Подземная разработка месторождений полезных ископаемых

Рабочая программа учебной дисциплины является частью  основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 130405 Подземная разработка месторождений полезных...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по Охране труда по внеаудиторной самостоятельной работе для студентов специальностей 130405 Подземная разработка месторождений полезных ископаемых

В соответствии с требованиями ФГОС начального и среднего профессионального образования профессиональная образовательная организация при формировании основной профессиональной образовательной программы...

Урок окружающего мира во 2 классе по теме "Полезные ископаемые"

Цель урока: Раскрыть роль полезных ископаемых в деятельности человека и показать необходимость их бережного использования.Задачи урока:Образовательная:·...

Полезные ископаемые в Московской области.

Полезные ископаемые образовались в недрах нашей земли за миллионы лет и это одно из природных богатств нашей Земли. Московская область занимает первое место в Центральном экономическом районе России п...

Рабочая программа профессионального модуля ПМ.01 "Ведение технологических процессов обогащения полезных ископаемых согласно заданным параметрам" программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 21.02.18 Обогащение полезных ископаемых

Рабочая  программа профессионального модуля – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 21.02.18 Обогащение ...