П.К.3.4.
методическая разработка на тему

Участие в исследовательской и проектной деятельности в области физической культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursovaya_rabota.docx76.86 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

«Бег – это искусство, овладеть которым может лишь выносливый, волевой, дисциплинированный человек»

Владимир Куц

Бег — одно из старейших и испытанных средств укрепления здоровья. В Древней Греции на одной из скал были высечены слова: «Если хочешь быть сильным — бегай, хочешь быть красивым — бегай, хочешь быть умным — бегай».

Легкая атлетика по праву считается королевой спорта, недаром, два из трех призывов в девизе «Быстрее, выше, сильнее» можно не задумываясь отнести к именно легкоатлетическим дисциплинам. Легкая атлетика составляла основу спортивной программы первых олимпийских игр.

Лёгкая атлетика совокупность видов спорта, объединяющая такие дисциплины, как ходьба, бег, прыжки (в длину, высоту, тройной, с шестом), метание (диска, копья, молота), толкание ядра и легкоатлетические многоборья.

В настоящее время, легкой атлетикой занимаются миллионы людей. Разнообразие упражнений и их высокая эффективность, широкие возможности для регулирования физической нагрузки, простота, занятия в любом возрасте, несложное оборудование - все это позволило легкой атлетике стать массовым видом спорта, доступным каждому человеку [6]

И в данной работе мы рассмотри методику обучения технике спринтерского бега по программе внеурочной деятельности учащихся среднего школьного возраста.

Актуальность темы исследования: использование методики обучения технике спринтерского бега во внеурочной деятельности в системе школьного образования.

Цель исследования: обосновать методику обучения и совершенствования техники спринтерского бега у учащихся среднего школьного возраста.

Для решения поставленной цели нами определены  задачи исследования:

  1. Рассмотреть общую характеристику спринтерского бега;
  2. Определить возрастные особенности физического развития детей среднего школьного возраста;
  3. Изучить особенности техники бега на различных спринтерских дистанциях;
  4. Изучить закономерности формирования двигательных навыков и умений в процессе обучения;        
  5. Ознакомиться с методикой обучения технике спринтерского бега.

В данной работе мы используем теоретический, научный метод для ознакомления и анализа спринтерских дистанций, техники бега, позволяющий обосновать методы и принципы учебно-тренировочного процесса.

При исследовании вопроса использовались следующие методы теоретического исследования:

  1. отбор и анализ литературы;
  2. систематизация материала;
  3. обобщение материала.

ГЛАВА 1. Теоретические основы, характеристика спринтерского бега

1.1 История развития бега на короткие дистанции

 История бега на короткие дистанции начинается с Олимпийских игр древности (776 г. до н.э.). В то время пользовались большой популярностью две дистанции – бег на стадий (192,27 м) и два стадия. Бег проводился по отдельным дорожкам и состоял из забегов и финала, участники забегов и дорожки распределялись путем жеребьевки. Бег начинался по специальной команде. Атлетов, которые раньше времени, наказывали розгами или приговаривали к денежному штрафу. Для женщин олимпийские игры проводились отдельно. Они состояли из одного вида – бега на дистанции равную 5/6 длины стадиона (160,22 м). Затем соревнования по бегу на короткие дистанции долгий промежуток времени не проводились. [1]

Спринтерский бег, как и многие виды легкой атлетики, возродился в XIXв. Первые Олимпийские игры современности проводились в Греции на Афинском стадионе 5 – 14 апреля 1896 г. Спринтерский бег на этих соревнованиях был представлен двумя дистанциями – 100 и 400 м у мужчин. Победителем в беге на обеих дистанциях стал спортсмен из США Т. Берк (12,0 и 54,2 с).

 На II Олимпийских играх (Париж, 1900 г.), были добавлены еще две спринтерские дистанции – 60 и 200 м. На этих соревнованиях все спринтерские дистанции выиграли спортсмены США (60 м – Э. Кренцлейн (7,0 с), 100 м – Ф. Джарвис (11,0 с), 200 м – Д. Тьюксбери (22,2 с), 400 м – М. Лонг (49,4 с). С IVОлимпийских игр (Лондон, 1908 г.) бег на 60 м перестали включать в программу соревнований. Выдающихся результатов в спринте добился американский спринтер Д, Оуэне, победитель XIОлимпийских игр в Берлине (1936 г.) в беге на 100 и 200 м (10,3 и 20,7 с.). Установленный им мировой рекорд в беге на 100 м (10,2 с) продержался 20 лет.

Несмотря на убедительные победы американских спортсменов в беге на короткие дистанции, первым легкоатлетом, показавшим в беге на 100 м результат 10,0 с, стал спортсмен из Германии A.Хари (1960 г.), в беге на 200 м результат 20,0 с был показан в 1966 г. Т.Смиттом (США). В беге на 400 м 44,0 с первым преодолел Л.Эванс в 1968 г. - 43,8 с.

Впервые женщины приняли участие в современных олимпийских играх в 1928 г. (IX Олимпийские игры, Амстердам). Женщины соревновались на дистанции 100 м. Победительницей в этом виде стала спортсменка из США Э.Робинсон с результатом 12,2 с. Бег на 200 м для женщин был включен на XIV Олимпийские игры (Лондон, 1948 г.). На этих соревнованиях обе спринтерские дистанции выиграла спортсменка из Голландии Ф.Бланкерс-Коен, показав на 100 м 11,9 с, а на 200 м - 24,4 с. В беге на 100 м женщины разыграли медали только на XVIII Олимпийских трах (Токио, 1964 г.). Победительницей в этом виде программы стала спортсменка из Австралии Б.Катберт (52,0 с).

В приведенной ниже таблице представлены результаты бега на короткие дистанции, из которых видно, что с изменением техники, методов подготовки спортсменов улучшалось время прохождения дистанции.

Таблица 1

Фамилия Имя

Страна

Год

Дистанция

Время

1

С.Валасевич

Польша

1935

200

23,6

2

В.Рудольф

США

1960

100

11,2

1960

200

22,8

3

В.Тайес

США

1968

100

11,0

4

И.Шевиньска

Польша

1974

200

22,5

1974

400

49,3

5

М.Кох

ГДР

1985

200

21,71

1985

400

47,60

6

У.Болт

Ямайка

2009

100

9,58

2009

200

19,19

7

Б. Йохан

Ямайка

2011

100

9,69

2012

200

19,26

8

Дж. Гэтлин

США

2005

200

20,04

9

К. Джетер

США

2012

100

10,78

10

Э. Феликс

США

2012

200

21,88

В первые годы появления легкой атлетики в Америке применяли старт с хода, наподобие старта в конных бегах. Затем получил распространение высокий старт, когда спортсмен оставлял одну ногу назад и наклонялся вперед. На I Олимпиаде нашего времени Т. Берк впервые показал низкий старт на официальных соревнованиях, хотя он был предложен в 1887 г. известным американским тренером Мерфи и впервые был применен его соотечественником Шеррилом. Стартовали они из небольших ямок, вырытых в грунте. Появившиеся в 30-х гг. XX в. Стартовые колодки позволили усовершенствовать технику низкого старта. Низкий старт применяется и в настоящие время на соревнованиях в беге на короткие дистанции. [2]

Легкоатлетический стадион — открытая спортивная арена, предназначенная для проведения соревнований по легкой атлетике. Представляет собой овальную зону трека, состоящую обычно из 4—9 индивидуальных дорожек, где проводятся соревнования по бегу и спортивной ходьбе; секторы для горизонтальных прыжков; секторы для вертикальных прыжков; секторы для метаний; специальный вираж с ямой для воды, используемой в беге с препятствиями. Пространство внутри беговой дорожки часто используется как футбольное поле, на котором также проводятся с соревнования по метанию копья, диска и молота. [2]

Дорожки выполнены из резиновой крошки бесшовным покрытием. Особое значение имеет спортивное покрытие, из которого изготовлена беговая дорожка. На протяжении десятилетий дорожки были земляными, затем асфальтовыми. Но эти материалы не обеспечивают хорошей амортизации. [4]

Специальная структура современного покрытия обеспечивает следующие важные физические свойства:

  1. Мягкость покрытия. Для спортсменов избежание травм – первейшая задача, ведь одно неудачное падение может стоить не только карьеры, но и здоровья. Кроме того, мягкость покрытия снижает нагрузки на суставы.
  2. Гигиеничность. Покрытие легко моется и не «боится» моющих средств. Это не только позволяет сохранять привлекательный вид площадки, но и продезинфицировать поверхность специальным моющим средством.
  3. Нейтральность. Материалы, из которых производится покрытие, из резиновой крошки, не является токсичным.
  4. Противоскольжение. Покрытие обладает хорошей сцепляемостью с обувью.
  5. Хорошая водопроницаемость. Оно пропускает воду, т.е. быстро исчезают лужи. В соответствии со стандартами международной легкоатлетической ассоциации на стадионе 10 беговых дорожек и одна разминочная. Ширина дорожки – 1.22 метра, разметка, разделяющая дорожки – 5 см. Беговые дорожки оснащены разметкой, указывающей старт и финиш.

1.2. Определения и краткая характеристика понятий спринтерского бега

Понятие « бег на короткие дистанции » (спринт) объединяет группу беговых видов легкоатлетической программы. В эту группу видов входит бег на дистанции протяженностью до 400 м , а также различные виды эстафетного бега, включающие этапы спринтерского бега. Бег 100, 200 и 400 м, эстафетный бег 4*100 м и 4*400 м, как для мужчин, так и для женщин, включается в программу олимпийских игр. Дистанции 30, 50, 60 и 300 м включаются в соревнования в закрытых помещениях и в соревнованиях юных легкоатлетов. [1]

Спринтерский бег входит составной частью в ряд видов легкой атлетики ( все виды прыжков, многоборий и некоторые виды метаний ), а также во многие виды спорта.

Бег на короткие дистанции, как правило, характеризуется максимальной интенсивностью пробегания всей дистанции в анаэробном режиме.(анаэробный режим – происходит без участия кислорода и в качестве топлива используется глюкоза и гликоген, который является по сути запасом углеводов в мышцах и печени.) Из-за чрезвычайно высокой интенсивности, главным источником энергии становится АТФ-креатин, а не глюкоза или жир, как это бывает в других видах бега. Гладкий бег способствует развитию скорости, силы, положительно влияет на мышечный рост, укрепляет сердце и легкие, хорошо сказывается на общем состоянии здоровья. Спринт является эффективным способом стимуляции жиросжигания, при этом ввиду характера нагрузки гладкий бег незначительно влияет на сжигание мышечной массы, более того – он способствует наращиванию мускулатуры, особенно скелетной мускулатуры нижней части тела.

 На дистанциях до 200 м бегуны стремятся за минимальное время набрать максимальную скорость бега и поддерживать ее до финиша.

Из-за чрезвычайно высокой интенсивности, главным источником энергии становится АТФ-креатин, а не глюкоза или жир, как это бывает в других видах бега. Гладкий бег способствует развитию скорости, силы, положительно влияет на мышечный рост, укрепляет сердце и легкие, хорошо сказывается на общем состоянии здоровья. Спринт является эффективным способом стимуляции жиросжигания, при этом ввиду характера нагрузки гладкий бег незначительно влияет на сжигание мышечной массы, более того – он способствует наращиванию мускулатуры, особенно скелетной мускулатуры нижней части тела. [5]

Спринтерский бег имеет следующие особенности:

1. Сложность данного вида бега заключается именно в необходимости мобилизации всех физических и психологических сил спортсмена для преодоления дистанции. При этом необходимо выложиться полностью, чтобы суметь продемонстрировать свои скоростные качества.

2. Здесь также важную роль имеет координация движений спортсмена.

3. Выносливость и соблюдение основных правил бега на небольшие дистанции также важны при данном виде бега.

4. Данный вид бега возможен в случае обладания спортсменом отличной физической формой и беговой подготовкой.

1.3. Возрастные особенности физического развития детей среднего школьного возраста

Отличительная особенность среднего школьного возраста состоит в том, что именно в это время наступает период полового созревания организма. [9]

В подростковом периоде значительно увеличиваются темпы роста скелета до 7-10 см, массы тела – до 4,5-9 кг в год. Мальчики отстают в темпах прироста массы и длины тела от девочек на 1-2 года. Еще не закончен процесс окостенения (процесс формирования костной ткани). Длина тела увеличивается в основном за счет роста туловища. Мышечные волокна, развиваясь, не успевают за ростом трубчатых костей в длину. Изменяются состояние натяжения мышц и пропорции тела. Мышечная масса после 13-14 лет у мальчиков увеличивается быстрее, чем у девочек. К 14-15 годам структура мышечных волокон приближается к морфологической зрелости.

Сердце интенсивно растет, растущие органы и ткани предъявляют к нему усиленные требования, повышается его иннервация (снабжение органов и тканей нервами, что обеспечивает их связь с центральной нервной системой (ЦНС)). Рост кровеносных сосудов отстает от темпов роста сердца, поэтому повышается кровяное давление, нарушается ритм сердечной деятельности, быстро наступает утомление. Ток крови затруднен, нередко возникает отдышка, появляется ощущение сдавленности в области сердца.

Морфологическая структура грудной клетки ограничивает движение ребер, потому дыхание частое и поверхностное, хотя легкие растут и дыхание совершенствуется. Увеличивается жизненная емкость легких, окончательно формируется тип дыхания: у мальчиков – брюшной, у девочек – грудной.

Половые различия мальчиков и девочек влияют на размеры тела и функциональные возможности организма. У девочек по сравнению с мальчиками формируется относительно длинное туловище, короткие ноги, массивные тазовый пояс. Все это снижает из возможности в беге, прыжках, метаниях по сравнению с мальчика. Мышцы плечевого пояса развиты слабее, чем у мальчиков, и это влияет на результаты в подтягивании, метании, упорах, лазании, но им лучше даются ритмичные и пластичные движения, упражнения в равновесии и на точность движений.

Функциональное состояние нервной системы находится под усиленным влиянием желез внутренней секреции. Для подростков характерна повышенная раздражительность, быстрая утомляемость, расстройство сна. Очень чутки подростки к несправедливым решениям, действиям. Внешние реакции по силе и характеру неадекватны вызывающим их раздражителям.

Мальчики часто переоценивают свои двигательные возможности, пытаются разобраться во всем сами, седлать все своими силами. Девочки менее уверены в своих силах.

Подростки очень чувствительны к оценкам взрослых, остро реагируют на какие-либо ущемления их достоинства , не терпят поучений, особенно длительных.

При организации физического воспитания в этом возрасте нежелательны чрезмерные нагрузки на опорно-двигательный, суставно-связочный и мышечный аппарат.  Они могут спровоцировать задержку роста трубчатых костей в длину и ускорить процесс окостенения. Упражнения на гибкость требуют предварительного проведения подготовительных упражнений, разогревающих мышцы и связки, и упражнений на расслабление задействованных мышечных групп. Нельзя выполнять движения слишком резко.  Продолжать уделять внимание правильной осанке. Упражнения оказывающие значительные нагрузки на сердце, чередовать с дыхательными упражнениями. Плохо переносятся продолжительные интенсивные нагрузки, поэтому, например, интенсивный бег рекомендуется чередовать с ходьбой.

Необходимо широко использовать специальные дыхательные упражнения с целью углубления дыхания. Учить дышать глубоко, ритмично, без резкой смены темпа.

Нельзя объединять в одну группу мальчиков и девочек. Одинаковые для мальчиков и девочек упражнения выполняются с разной дозировкой и в разных упрощенных для девочек условиях. Нагрузка дозируется с учетом индивидуальных данных каждого учащегося для девочек рекомендуется использовать различные виды аэробики и упражнения, выполняемые под музыку.

Вывод по 1 главе

В представленном выше материале мы рассмотрели развитие спринтерского бега с учетом изменений морфо – функционального состояния организма подрастающего поколения, материально – технического обеспечения; достижений науки, которые позволили достичь рекордных показателей в спринтерском беге и обобщив все изученные материалы мы выяснили, что помимо уроков физической культуры, на которых формируются двигательные умения и навыки спринтерского бега, необходимо систематически применять такую форму организации физкультурных занятий как внеурочная деятельность.

ГЛАВА 2. Методика обучения технике спринтерского бега

2.1. Анализ техники бега

Бег на короткие дистанции условно подразделяется на четыре фазы: начало бега (старт), стартовый разбег, бег по дистанции, финиширование. [1]

Начало бега (старт).

В спринте применяется низкий старт, позволяющий быстрее начать бег и развить максимальную скорость на коротком отрезке. При низком старте ОЦМТ (общий центр массы тела) бегуна сразу оказывается далеко впереди опоры — как только спортсмен отделит руки от дорожки.

Для быстрого выхода со старта применяются стартовый станок и колодки. Они обеспечивают твердую опору для отталкивания, стабильность расстановки ног и углов наклона опорных площадок. В расположении стартовых колодок можно выделить три основных варианта:

1. При «обычном» старте передняя колодка устанавливается на расстоянии 1—1,5 стопы спортсмена от стартовой линии, а задняя колодка — на расстоянии длины голени (около 2 стоп) от передней колодки;

2. При «растянутом» старте бегуны сокращают расстояние между колодками до 1 стопы и менее, расстояние от стартовой линии до передней колодки составляет около 2 стоп спортсмена;

3. При «сближенном» старте расстояние между колодками также сокращается до 1 стопы и менее, но расстояние от стартовой линии до передней колодки составляет 1—1,5 длины стопы спортсмена.

Стартовые колодки, расположенные близко друг к другу, обеспечивают одно-временное усилие обеих ног для начала бега и создают большее ускорение бегуну на первом шаге. Однако сближенное положение ступней и почти одновременное отталкивание обеими ногами затрудняют переход к попеременному отталкиванию ногами на последующих шагах.

Опорная площадка передней колодки наклонена под углом 45 – 50° , задняя 60 – 80°. Расстояние ( по ширине ) между осями колодок обычно равно 18 – 20 см.

В зависимости от расположения колодок изменяется и угол наклона опорных площадок: с приближением колодок к стартовой линии он уменьшается, с удалением их увеличивается. Расстояние между колодками и удаление их от стартовой линии зависят от особенностей телосложения бегуна, уровня развития его быстроты, силы и других качеств.

По команде «На старт!» бегун становится впереди колодок, приседает и ставит руки впереди стартовой линии. Из этого положения он движением спереди назад упирается ногой в опорную площадку стартовой колодки, стоящей впереди, а другой ногой – в заднюю колодку. Носки туфель касаются рантом дорожки или первые два шипа упираются в дорожку. Встав на колено сзади стоящей ноги, бегун переносит руки через стартовую линию к себе и ставит их вплотную к ней. Пальцы рук образуют упругий свод между большим пальцем и остальными, сомкнутыми между собой. Прямые ненапряженные руки расставлены на ширине плеч. Туловище выпрямлено, голова держится прямо по отношению к туловищу. Тяжесть тела равномерно распределена между руками, стопой ноги, стоящей впереди, и коленом другой ноги.

По команде «Внимание!» бегун слегка выпрямляет ноги, отделяет колено сзади стоящей ноги от дорожки. Этим он несколько перемещает ОЦМТ вверх и вперед. Теперь тяжесть тела распределена между руками и ногой, стоящей впереди, но так, чтобы проекция ОЦМТ на дорожку не доходила до стартовой линии на 15 – 20 см. Ступни плотно упираются в опорные площадки колодок. Туловище держится прямо. Таз приподнимается на 10 – 20 см выше уровня плеч до положения, когда голени будут параллельны. В этой позе важно не перенести чрезмерно тяжесть тела на руки, так как это отрицательно отражается на времени выполнения низкого старта.

В позе готовности важное значение имеет угол сгибания ног в коленных суставах.

Увеличение этого угла (в известных пределах) способствует более быстрому отталкиванию. В позе стартовой готовности оптимальные углы между бедром и голенью ноги, опирающейся о переднюю колодку, равны 92—105°; ноги, опирающейся о заднюю колодку,— 115—138°, угол между туловищем и бедром впереди стоящей ноги составляет 19—23° (В. Борзов, 1980). Указанные значения углов можно использовать для построения оптимальной стартовой позы; вначале с помощью транспортира расположить тело спортсмена в соответствии с оптимальными углами сгибания ведущих звеньев тела, а затем «подставить» ему стартовые колодки.

Положение бегуна, принятое по команде «Внимание!», не должно быть излишне напряженным и скованным. Важно только сконцентрировать внимание на ожидаемом стартовом сигнале. Промежуток времени между командой «Внимание!» и сигналом для начала бега правилами не регламентирован. Интервал может быть изменен стартером в связи с различными причинами. Это обязывает бегунов сосредоточиться для восприятия сигнала.

Услышав выстрел (или другой стартовый сигнал), бегун мгновенно устремляется вперед. Это движение начинается с энергичного отталкивания ногами и быстрого взмаха руками (сгибание их). Отталкивание от стартовых колодок выполняется одновременно двумя ногами значительным давлением на стартовые колодки. Но оно сразу же перерастает в разновременную работу. Нога, стоящая сзади, лишь слегка разгибается и быстро выносится бедром вперед; вместе с этим нога, находящаяся впереди, резко выпрямляется во всех суставах.

Угол отталкивания при первом шаге с колодки составляет у квалифицированных спринтеров 42—50°, бедро маховой ноги приближается к туловищу на угол около 30° (В. Петровский, 1978 г.). Это обеспечивает более низкое положение ОЦМТ спортсмена, а усилие выпрямляющейся ноги будет направлено больше на продвижение тела бегуна вперед. Указанное положение удобно для выполнения мощного отталкивания от колодок и сохранения общего наклона тела на первых шагах бега. [7]

Стартовый разбег. Чтобы добиться лучшего результата в спринте, очень важно после старта быстрее достичь в фазе стартового разбега скорости, близкой к максимальной.

Правильное и стремительное выполнение первых шагов со старта зависит от выталкивания тела под острым углом к дорожке, а также от силы и быстроты движений бегуна. Первый шаг заканчивается полным выпрямлением ноги, отталкивающейся от передней колодки, и одновременным подъемом бедра другой ноги. Бедро поднимается выше (больше) прямого угла по отношению к выпрямленной опорной ноге. Чрезмерно высокое поднимание бедра невыгодно, так как увеличивается подъем тела вверх и затрудняется продвижение вперед. Особенно это заметно при беге с малым наклоном тела. При правильном наклоне тела бедро не доходит до горизонтали и в силу инерции создает усилие, направленное значительно больше вперед, чем вверх. Первый шаг заканчивается активным опусканием ноги вниз - назад и переходит в энергичное отталкивание. Чем быстрее это движение, тем скорее и энергичнее произойдет следующее отталкивание.

Первый шаг следует выполнять возможно быстрее. При большом наклоне туловища длина первого шага составляет 100— 130 см. Преднамеренно сокращать длину шага не следует, так как при равной частоте шагов большая их длина обеспечивает более высокую скорость, но и преднамеренно удлинять его нет смысла.

Лучшие условия для наращивания скорости достигаются, когда ОЦМТ бегуна в большей части опорной фазы находится впереди точки опоры. Этим создается наиболее выгодный угол отталкивания, и значительная часть усилий, развиваемых при отталкивании, идет на повышение горизонтальной скорости.

При совершенном владении техникой бега и при достаточной быстроте первых движений бегуну в первом или в двух первых шагах удается поставить ногу на дорожку сзади проекции ОЦМТ. В последующих шагах нога ставится на проекцию ОЦМТ, а затем— впереди нее.

Одновременно с нарастанием скорости и уменьшением величины ускорения наклон тела уменьшается, и техника бега постепенно приближается к технике бега по дистанции. Переход к бегу по дистанции заканчивается к 25—30-му метру (13—15-й беговой шаг), когда достигается 90—95% от максимальной скорости бега, однако четкой границы между стартовым разгоном и бегом по дистанции нет. Следует учитывать, что спринтеры высокого класса выходят на рубеж максимальной скорости к 50—60-му метру дистанции, а дети 10—12 лет — к 25—30-му метру. Бегуны любой квалификации и возраста на 1-й секунде бега достигают 55% от максимума своей скорости, на 2-й—-76%, на 3-й — 91%, на 4-й — 95%, на 5-й-99% (Л. Жданов, 1970).

Скорость бега в стартовом разгоне увеличивается главным образом за счет удлинения шагов и незначительно — за счет увеличения темпа. Наиболее существенное увеличение длины шагов наблюдается до 8—10-го шага (на 10—15 см), далее прирост меньше (4—8 см). Резкие, скачкообразные изменения длины шагов свидетельствуют о нарушении ритма беговых движений. Важное значение для увеличения скорости бега имеет быстрое опускание ноги вниз - назад (по отношению к туловищу). При движении тела в каждом шаге с увеличивающейся скоростью происходит увеличение времени полета и уменьшение времени контакта с опорой.

Большое значение имеют энергичные движения рук вперед-назад. В стартовом разбеге они в основном такие же, как и в беге по дистанции, но с большой амплитудой в связи с широким размахом бедер в первых шагах со старта. На первых шагах со старта стопы ставятся несколько шире, чем в беге по дистанции. С увеличением скорости ноги ставятся все ближе к средней линии. По существу бег со старта — это бег по двум линиям, сходящимся в одну к 12—15-му метру дистанции.

Если сравнить результаты в беге на 30 м со старта и с ходу, показанные одним и тем же бегуном, то легко определить время, затрачиваемое на старт и наращивание скорости. У хороших бегунов оно должно быть в пределах 0,8—1,0 с.

Бег по дистанции. К моменту достижения высшей скорости туловище бегуна незначительно (72—80°) наклонено вперед. В течение бегового шага происходит изменение величины наклона. Во время отталкивания наклон туловища уменьшается, а в полетной фазе он увеличивается.

Нога ставится на дорожку упруго, с передней части стопы, на расстоянии 33—43 см от проекции точки тазобедренного сустава до дистальной точки стопы. Далее происходит сгибание в коленном и разгибание (подошвенное) в голеностопном суставах. В момент наибольшего амортизационного сгибания опорной ноги угол в коленном суставе составляет 140—148° (В.Жулин, X.Гросс и др., 1981). У квалифицированных спринтеров полного опускания на всю стопу не происходит. Бегун, приходя в положение для отталкивания, энергично выносит маховую- ногу вперед-вверх. Выпрямление опорной ноги происходит в тот момент, когда бедро маховой ноги поднято достаточно высоко и снижается скорость его подъема. Отталкивание завершается разгибанием опорной ноги в коленном и голеностопном суставах (подошвенное сгибание). В момент отрыва опорной ноги от дорожки угол в коленном суставе составляет 162—173° (В. Тюпа, 1978). В полетной фазе происходит активное, возможно более быстрое сведение бедер. Нога после окончания отталкивания по инерции движется несколько назад-вверх. Затем, сгибаясь в колене, начинает быстро двигаться бедром вниз-вперед, что позволяет снизить тормозящее воздействие при постановке ноги на опору. Приземление происходит на переднюю часть стопы. [6]

При беге по дистанции с относительно постоянной скоростью у каждого спортсмена устанавливаются характерные соотношения длины и частоты шагов, определяющие скорость бега. На участке дистанции 30 – 60 м спринтеры высокой квалификации, как правило, показывают наиболее высокую частоту шагов (4,7 – 5,5 ш/с) , длина шагов при этом изменяется незначительно и составляет 1,25±0,04 относительно длины тела спортсмена. На участке дистанции 60 – 80 м спринтеры обычно показывают наиболее высокую скорость, при этом на последних 30 – 40 м дистанции существенно изменяется соотношение компонентов скорости: средняя длина шагов составляет 1,35±0,03 относительно длины тела, а частота шагов уменьшается. Такое изменение структуры бега способствует достижению наиболее высоких значений скорости бега и, главное, удержанию ее на второй половине дистанции.

Шаги с правой и левой ноги часто неодинаковы: с сильнейшей ноги они немного длиннее. Желательно добиться одинаковой длины шагов с каждой ноги, чтобы бег был ритмичным, а скорость равномерной. Добиться этого можно путем развития силы мышц более слабой ноги. Это позволит достичь и более высокого темпа бега. В спринтерском беге по прямой дистанции стопы надо ставить носками прямо-вперед. При излишнем развороте их наружу ухудшается отталкивание.

Как в стартовом разбеге, так и во время бег по дистанции руки, согнутые в локтевых суставах, быстро движутся вперед-назад в едином ритме с движениями ногами. Движения руками вперед выполняются несколько внутрь, а назад – несколько наружу. Угол сгибания в локтевом суставе непостоянен: при выносе вперед рука сгибается больше всего, при отведении вниз-назад несколько разгибается.

Кисти во время бега полусжаты или разогнуты (с выпрямленными пальцами). Не рекомендуется ни напряженно выпрямлять кисть, ни сжимать ее в кулак. Энергичные движения руками не должны вызывать подъем плеч и сутулость – первые признаки чрезмерного напряжения.

Частота движений ногами и руками взаимосвязана. Перекрестная координация помогает увеличить частоту шагов посредством учащения движений рук.

Техника бега спринтера нарушается, если он не расслабляет тех мышц, которые в каждый данный момент не принимают активного участия в работе. Успех в развитии скорости бега в значительной мере зависит от умения бежать легко, свободно, без излишних напряжений.

Финиширование. Максимальную скорость в беге на 100 и 200 м необходимо стараться поддерживать до конца дистанции, однако на последних 10 – 15 м дистанции скорость обычно снижается на 3 – 8%

Бег заканчивается в тот момент, когда бегун коснется туловищем вертикальной плоскости, проходящей через линию финиша.

Чтобы быстрее ее коснуться, надо на последнем шаге сделать резкий наклон грудью вперед, отбрасывая руки назад. Этот способ называется «бросок грудью».

2.2. Особенности техники бега на различных спринтерских дистанциях

Бег 100 м. Эту дистанцию надо пробегать с максимально возможной скоростью. Быстрое выбегание со старта переходит в стремительное ускорение, с тем чтобы быстрее достичь максимальной скорости и по возможности не снижать ее до финиша.

Бег 200 м. Бег на этой дистанции отличается от бега на 100 м расположением старта и прохождением первой половины дистанции по повороту дорожки. Чтобы со старта пробегать больший отрезок по прямой, стартовые колодки устанавливаются у внешнего края дорожки по касательной к повороту.

При беге по повороту бегуну необходимо наклониться всем телом внутрь, иначе его вынесет в сторону центробежной силой, создаваемой при беге по кривой. При этом правая нога в момент вертикали согнута в колене меньше, чем левая. Увеличивать наклон тела влево - внутрь нужно постепенно. Только достигнув максимально возможной скорости (в стартовом разбеге), бегун перестает увеличивать наклон тела и сохраняет его на оставшемся участке поворота. Для уменьшения пробегаемого расстояния при беге по повороту дорожки лучше ставить стопы как можно ближе к бровке, поворачивая их влево к ней.

Движения рук также несколько отличаются от движений рук при беге по пря-мой. Правая рука направлена больше внутрь, а левая — несколько наружу. При этом плечи несколько поворачиваются влево. На последних метрах поворота необходимо плавно уменьшить наклон тела и в момент выхода из виража выпрямиться.

Во время бега на 200 м бегун может при выходе из поворота сделать 2—3 шага, как бы выключившись из предельных усилий, после чего снова бежать с полной интенсивностью до финиша. Первую половину дистанции рекомендуется пробегать на 0,1—0,3 с хуже лучшего времени на 100 м (при беге по прямой).

Бег 400 м. В основе техники бега 400 м лежит спринтерский свободный шаг. Бег проводится с относительно меньшей интенсивностью, чем на дистанциях 100 и 200 м. Наклон туловища на поворотах. Бег со старта начинается так же, как и бег на 200 м. Развив необходимую скорость, бегун переходит на свободный шаг, стремясь поддерживать приобретенную скорость возможно дольше. Следует пытаться преодолеть дистанцию в относительно равномерном темпе.

Кривая скорости бега 400 м очень быстро и высоко поднимается в начале первых 100 м, держится примерно на том же уровне вторые 100 м, затем постепенно снижается на третьих 100 м и резко — на последних 100 м, особенно за 70—50 м до финиша.

Бегун на 400 м должен пробежать первые 100 м лишь на 0,3—0,5 с медленнее, чем он может пробежать только 100 м, а первые 200 м — на 1,3—1,8 с хуже своего личного рекорда в беге на эту дистанцию.

Техника бега на протяжении первых 300 м не меняется. На последних 100 м в связи с быстро прогрессирующим утомлением она изменяется существенно — падает скорость из-за уменьшения частоты шагов (вследствие роста времени опоры и полета) и в меньшей степени — длины шагов (Ф. Гусейнов, 1983). [1]

2.3. Закономерности формирования двигательных навыков и умений в процессе обучения

Быстрота и прочность формирования двигательных навыков зависят от многих причин. Приобретенные ранее навыки могут облегчать или затруднять формирование нового навыка. Положительное воздействие навыков («положительный перенос») происходит в тех случаях, когда в технике, движениях есть сходство (например, приземление в прыжках с высоты, в высоту с места и с разбега). «Отрицательный перенос» может возникнуть при одновременном разучивании движений, имеющих различные конечные фазы. Поэтому нельзя, например, обучать на одном занятии приземлению после прыжков в длину и в высоту с разбега. По мере упрочнения двигательных навыков появляется возможность преодолеть их отрицательное взаимодействие. [8]

Формирование двигательных навыков происходит в единстве с развитием физических качеств. Например, с развитием силы, быстроты в прыжках и метании, улучшается техника их выполнения и повышаются количественные показатели.

Продолжительность формирования двигательного навыка зависит от сложности упражнения, например скоростно – силовые ациклические движения (прыжки, метание, связанные с точность распределения мышечных усилий в пространстве и во времени, требуют длительного срока.

Формирование двигательного навыка зависит от правильного подбора методов и приемов обучения.

В формировании двигательного навыка исследователи Н. А. Берштейн и П.К. Анохин выделяют три стадии. Эти физиологические закономерности представлены в такой последовательности: I стадия – иррадиация; II – специализация и III стабилизация условно – рефлекторного акта.

I стадия – формирование двигательного навыка, короткая по времени. Она направлена на создание первоначального умения. Для нее характерно широкое иррадиирование процесса возбуждения и недостаточное внутреннее торможение при ознакомлении ребенка с новым движением.

II стадия – более продолжительна по времени. Она характеризуется многократной повторяемостью движения, в результате чего правильность разучиваемого движения постепенно улучшается. Происходит уточнение отдельных двигательных рефлексов и всей системы в целом. На этой стадии ребенок проявляет большую осознанность задач и своих собственных действий.

III стадия – стабилизация навыка, уточнение динамического стереотипа. Ребенок овладевает навыком. Его движение становятся экономичными, свободными, точными и раскованными.

Обучение двигательным действиям требует физического, а также интеллектуального и волевого напряжения. Создание эмоционально положительного отношения ребенка, спокойной обстановки при выполнении двигательного задания играет важную роль в решении обучающих задач. Ничто не должно отвлекать ребенка во время обучения двигательных упражнений, увлекающая детей методика вызывает эмоциональный подъем. Формирование двигательных навыков у детей требует учета индивидуальных типологических особенностей нервной системы, оказывающих влияние на темп их усвоения, приобретения двигательного опыта, уровня развития физических качеств и двигательных навыков.

Обучение требует умственного, физического и волевого напряжения поэтому необходима спокойная обстановка и эмоционально – положительное состояние психики детей. И. А. Павлов утверждал, что образование новых временных связей происходит эффективно, когда кора больших полушарий мозга свободна от посторонних раздражителей извне, т. е. когда ничто не отвлекает внимание ребенка во время обучения. Следовательно, только в условиях обеспечивающих сосредоточенность внимания и восприятия етей обучение дает наиболее эффективные результаты.

Таким образом, процесс формирования двигательных навыков у детей среднего школьного возраста имеет определенную закономерность и педагогу необходимо соблюдать ряд условий на каждой стадии формирования навыка.

Этапы обучения двигательным навыкам:

В теории физического воспитания двигательное умение определяется, как степень владения техникой действия, которая отличается повышенной концентрацией внимания на составные операции и нестабильными способами решения двигательной задачи.

Двигательный навык – это степень овладения техникой действия, при которой управление движениями происходит, автоматизирована, и действия отличаются высокой надежностью.

Формирование двигательного навыка представляет собой процесс образования динамического стереотипа при взаимодействии 1-й и 2-й сигнальных систем с преобладающим значением 2-й сигнальной системы.

Процесс обучения двигательным навыкам проходит в определенной последовательности и системе. Исследования особенностей поэтапного разучивания движений с ребенком среднего школьного возраста проводились А. В. Кенеман, Э. Я. Степаненковой, И. В. Полтавской и другими педагогами. Ими выделено 3 этапа обучения двигательным действиям: 1) первоначальное разучивание; 2) углубленное разучивание; 3) закрепление навыка и совершенствование техники.

Первоначальное разучивание. На первом этапе ставится задача создать целостное представление о движении и сформированность умения выполнять его в общих чертах (освоить основу техники). При напряжение, неточность в выполнении движения, отсутствие слитности между его элементами.

Углубленное разучивание. Задача второго этапа – создать представление о каждом элементе техники движения, выработать умение четко и слитно выполнять их.

Закрепление навыка и совершенствование техники. Задача третьего этапа – закрепление приобретенного умения в навык, а также выработка умения применять его в различных условиях, изменяющихся ситуациях (в соревновательной, игровой форме). На данном этапе продолжается совершенствование техники движений.

Следовательно, этапы обучения физическим упражнениям – это педагогический процесс взаимной деятельности педагога и ребенка, направленный на освоение последним элементам двигательного действия.

Исходя из процесса усвоения движения, педагог использует разнообразные методические приемы. Обучая, он обращает внимание ребенка на правильность выполнения действий, использует словесные поощрения, обращает внимание ребенка на его ошибки. Преподаватель следит за выполнением упражнений каждого ребенка, он подходит к ним дает указания, что позволяет детям осознанно стремиться к качественному и точному выполнению упражнения.

2.4. Методика обучения технике спринтерского бега

Обучение любому двигательному действию подчиняется основным педагогическим принципам и проходит ряд этапов. В настоящее время существует несколько известных методик обучения. Традиционная, основанная на обучении двигательному действию по частям, сообразуется с основными педагогическими принципами «от простого к сложному» и «от главного к второстепенному» и имеет два направления. Первое: на начальном этапе следует обучать по частям, фазам. Второе направление – целостное обучение двигательному действию. Методика обучения представляет задачи и средства их решения, методы использования упражнений, способы организации занятий и выполнения упражнений, количество повторений упражнений, или их дозировку. То есть задачи обучения говорят нам чему мы собираемся учить, средства с помощью чего, методы – как учить, а также что необходимо знать для выполнения того или иного упражнения, и как организовать сам процесс выполнения упражнения. При обучении и совершенствовании техники бега на короткие дистанции необходимы знания основных закономерностей формирования двигательных навыков.

 Процесс овладения движениями проходят в три этапа:

  • ознакомление с новым движением, формирование основ техники;
  • формирование двигательного умения;
  • формирование двигательного навыка

На этапе ознакомления нужно создать представление о движении, которое необходимо освоить; применяемый круг средств может быть самым разнообразным: объяснение преподавателя, показ кинограмм, видеофильмов, показ бега квалифицированными спортсменами, выполнение пробного бега занимающего.

На этапе формирования двигательного умения необходимо путем многократных повторений довести выполнение всех технических элементов спринтерского бега до относительно совершенной формы, исправляя и корректируя возникающие ошибки.

На этапе формирования двигательного навыка следует довести выполнение движения до относительного совершенства, уметь демонстрировать технику движения в изменяющихся условиях, в том числе и соревновательных.

В процессе обучения нужно руководствоваться общепедагогическими, дидактическими принципами сознательности, активности, наглядности, доступности и прочности.

Традиционная методика обучения бегу на короткие дистанции выглядит следующим образом:

Задача1. Создать предсталвение о правильной технике бега на короткие дистанции.

Средства: рассказ, показ, демонстрация кинограмм, кино - кольцовок, опробование бега на отрезках 60 – 80 м (после опробования указать на основные ошибки).

Задача 2. Обучить технике бега по прямой. Основное внимание на свободном и правильном выполнении элементов бега (работа  рук, ног, положение туловища, головы и т.д.)

Средства:

1. Специальные беговые упражнения, выполняемые по 30 – 40 м:

а) бег с высоким подниманием бедра, руки работают как при беге; постановка стопы осуществляется с передней части, туловище наклоненно вперед на 2 – 4°

б) бег с захлестыванием голени назад, туловище наклонено вперед на 20 – 30°, руки работают как при беге. Необходимо активно вскидывать голень маховой ноги под ягодицу. Это упражнение одновременно развивает динамическую силу мышц задней поверхности бедра (наиболее часто травмирующаяся мышечная группа у спринтеров);

в) многоскоки или бег прыжками. Это упражнение чаще всего используется для формирования длины шага, а также умения быстро сводить бедра в полетной фазе бегового шага. Руки в этом упражнении также работают в переднезаднем направлении, но амплитуда движения значительно больше, чем в беговом шаге;

г) бег на прямых ногах, отталкиваясь точно под собой, руки работают как при обычном беге;

д) семенящий бег, акцентированная постановка стопы с передней части, руки расслаблены, выпрямлены;

е) бег с ускорением – основное упражнение спринтеров. В нем необходимо научить занимающихся постепенно увеличивать и снижать скорость, варьировать ее параметрами, научиться увеличивать скорость бега за счет длины или частоты шагов.

2. Имитационные упражнения для овладения техникой движения рук, расположения туловища в беге. Эти упражнения лучше всего выполнять, стоя перед зеркалом фронтально и боком.

3.Повторный бег на отрезках 60 – 80 м с коррекцией и исправлением возникающих ошибок. Необходимо выполнять с разной скоростью; постепенно увеличивая скорость бега, необходимо сохранять не закрепощенные свободные движения рук и активные движения ног.

4. Повторный бег на отрезках свыше 100 м. Необходимо также концентрировать  внимание на свободные движения рук и ног в беге.

Задача 3. Обучить технике бега по виражу.

Средства:

1. Бег с ускорением на повороте с большим радиусом (50-80 м).
2. Бег с ускорением на повороте по первой дорожке.
3. Бег по кругу радиусом 20-10 м с различной скоростью. 
4. Бег с ускорением на повороте с выходом на прямую с различной скоростью. 
5. Бег с ускорением на прямой с входом в поворот. 

Бежать на повороте дорожки надо свободно. Уменьшать радиус поворота следует только тогда, когда достигнута достаточная правильная техника бега на повороте большого радиуса. 
При беге с входом в поворот необходимо учить начинать наклон тела к центру поворота, опережая возникновение центробежной силы. Упражнения повторяются в зависимости от подготовленности занимающихся. 

Задача 4. Обучить технике низкого старта и стартового разгона. Научить рациональной расстановке стартовых колодок с учетом индивидуальных особенностей занимающихся.

Обучая высокому и низкому старту тренер – преподаватель сталкивается с проблемой: какую ногу ученику ставить вперед, а какую – назад.

Существует очень простой способ определения положения ног на старте: нужно слегка толкнуть занимающегося в спину и посмотреть с какой ноги он шагнет вперед, противодействия падению. Именно ее нужно ставить назад. Перед обучением низкому старту изучают без с высокого старта.

Средства:

1. Принятие исходных положений высокого старта с опорой и без опоры на руки (6 – 8 раз). Необходимо сосредоточить внимание занимающихся на активное движение сзади стоящей ноги вперед без опускания или поднимания таза.

2. Выбегание с высокого старта 30 – 40м (5 – 6раз). Это упражнение выполняется под наклоном, который необходимо сохранять на первых 4 – 5 беговых шагах.

3. Бег с высокого старта по отметкам до 50м, которые расставляются следующим образом: 1-й шаг – 4,5 стопы; 2-й – 5 стоп и так прибавляя по пол стопы до 7 стоп.

4. Выбегание с высокого старта под падение. Стопы занимающегося параллельны, туловище наклонено вперед. Продолжая наклонять туловище вперед, занимающийся начинает терять равновесие; в этот момент он должен выполнить быстрый взмах руками в переднезаднем направлении и сделать быстрый шаг. Длина шага может также варьироваться отметкой.

5. Бег с высокого старта с сопротивлением в одну или другую сторону (выполняется резиновым амортизатором). Спортсмен либо бежит вперед сопротивлением сзади (это упражнение позволяет лучше освоить выбегание в наклоне), либо резкая тяга вперед заставляет его быстрее начинать бег.

6. Повторный бег с высокого старта в парах по сигналу. Пары могут быть как равные по силам, так и нет; в таком случае дается установка убежать или догнать соперника как можно быстрее.

При выполнении различных вариантов бега и прыжков особое внимание следует уделять постепенному увеличению амплитуды (длины шага) и частоты движений.

7. Многократное принятие стартового положения по команде «На старт!», «Внимание!». С помощью этого упражнения занимающийся должен найти для себя наиболее оптимальное положение (опытным путем или по описанной выше методике).

8. Прыжки и прыжковые упражнения из стартовых колодок по прямой в прыжковую яму. Необходимо концентрировать внимание на активном проталкивании сохранении наклона.

9. Многократное выбегание с низкого старта по 10 – 15м с повышенной опорой для рук; из стандартного положения с тягой сзади. Для сохранения наклонного положения и предотвращения преждевременного выпрямления спортсмена используют ориентиры. Занимающиеся изучают движение сначала с использованием ориентира, затем по мере освоения – без него.

10. Бег на отрезках 30 – 40 м с низкого старта. Следует обратить внимание занимающихся на оптимальную длину шага, которая позволяет выполнять движения с очень высокой частотой, особенно на 5 – 6 шагах. Также очень важным является третий шаг со старта, в котором проекция ОЦМТ существенно приближается к месту постановки стопы и может произойти натыкание на ногу.

11. Бег на 30 – 40 м в парах и по сигналу. Установки здесь будут такими же, как и в беге с высокого старта.

Задача 4. Обучить технике финиширования.

Средства:

1. Имитация финиша в ходьбе и медленном беге. Последовательно выполняются 3 варианта финиширования.

2. Набегание на финиш в парах, в группе. Финиширование выполняется в разных вариантах, необходимо найти наиболее удобный для каждого занимающегося.

3. Бег на 60 – 70 м с последующим пробеганием финишного створа.

4. Бег на отрезках 100 – 200 м с акцентом на быстрое пробегание последних 20 м в парах и группах.

В конце занятия необходимо уделить внимание развитию скоростной выносливости (средства: бег 150 – 200 м с интенсивностью 90 – 95%).

Задача 5. Совершенствовать технику спринтерского бега в целом.

Средства:

1. Пробегание различных спринтерских дистанций с различной скоростью. Чтобы избежать излишнего закрепощения, сначала нужно выполнять пробежки со скоростью 75 – 80% от максимальной, затем по мере освоения свободного непринужденного хода, скорость бега должна быть увеличена до 95% от максимальной. Необходимо обращать внимание  на свободные движения верхних конечностей, расслабление мышц нижней челюсти. Для достижения такого эффекта спринтерам рекомендуют улыбаться во время бега.

2. Бег в гору с активным продвижением бедра маховой ноги вперед.

3. Бег с горы по инерции, сохраняя оптимальную длину шагов и постановку ноги на опору с передней части без натыкания.

Спринтерский бег – это прежде всего умение управлять скоростью, поэтому очень важно выполнять все упражнения в разных скоростных режимах. Желательно 2 – 3 раза менять скорость бега при однократном повторении упражнения.

Примерный план тренировочного процесса во внеурочной деятельности (секция легкой атлетики в школе) на октябрь месяц:

СЕНТЯБРЬ

2

5

7

9

12

14

16

19

21

23

26

28

30

Создание представление о технике спринтерского бега

+

Специальные беговые упражнения

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

ОРУ (обще развивающие упражнения)

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Упражнения для овладения техникой движения рук, расположения туловища в беге

+

.Повторный бег на отрезках 60 – 80 м с коррекцией и исправлением возникающих ошибок.

+

+

+

+

Повторный бег на отрезках свыше 100 м

+

+

Бег с ускорением на повороте с большим радиусом (50-80 м).

+

 Бег с ускорением на повороте по первой дорожке

+

Бег по кругу радиусом 20-10 м с различной скоростью

+

Бег с ускорением на повороте с выходом на прямую с различной скоростью

+

Бег с ускорением на прямой с входом в поворот

+

Принятие исходных положений высокого старта с опорой и без опоры на руки

+

Выбегание с высокого старта 30 – 40м

+

Бег с высокого старта по отметкам до 50м

+

Выбегание с высокого старта под падение

+

 Бег с высокого старта с сопротивлением в одну или другую сторону

+

Повторный бег с высокого старта в парах по сигналу

+

Многократное принятие стартового положения по команде «На старт!», «Внимание!».

+

Прыжки и прыжковые упражнения из стартовых колодок по прямой в прыжковую яму

+

Многократное выбегание с низкого старта по 10 – 15м

+

Бег на отрезках 30 – 40 м с низкого старта

+

Бег на 30 – 40 м в парах и по сигналу

+

Имитация финиша в ходьбе и медленном беге

+

Набегание на финиш в парах, в группе

+

Бег на 60 – 70 м с последующим пробеганием финишного створа

+

Бег на отрезках 100 – 200 м с акцентом на быстрое пробегание последних 20 м в парах и группах.

+

Пробегание различных спринтерских дистанций с различной скоростью

+

Бег в гору с активным продвижением бедра маховой ноги вперед

+

Бег с горы по инерции, сохраняя оптимальную длину шагов и постановку ноги на опору с передней части без натыкания.

+

Вывод по 2 главе

В данной главе были изучены закономерности формирования двигательных умений и навыков в процессе обучения, рассмотрены особенности техники бега на различных спринтерских дистанциях и мы обосновали методику обучения технике спринтерского бега.

Заключение

Бег является одним из популярнейших занятий в мире. Занятия этим видом спорта являются важным средством физического воспитания, занимают одно из первых мест по своему характеру двигательных действий.

За последнее двадцатилетие наука о спорте, в том числе  теория и методика бега, начала развиваться быстрыми темпами. Если раньше она в основном занимала объяснительную функцию и мало помогала практике, то в настоящее время ее роль существенно изменилась. Спортивные соревнования – это уже не просто индивидуальные поединки и не только соревнование команд, это, прежде всего демонстрация силы и умения спортсмена, высокого тактического мышления преподавателя-тренера.

Каждый, кто начинает заниматься бегом, ставит перед собой определенную цель: один хочет стать чемпионом, другой – просто сильнее и выносливее, третий стремится с помощью ходьбы на лыжах похудеть, четвертый - укрепить волю. И все это возможно. Нужно лишь регулярно, не делая себе поблажек и скидок, упорно тренироваться. Для осуществления этих задач и применяется форма физкультурных занятий – внеурочная деятельность (спортивная секция).

Занятия спринтерским бегом в секции легкой атлетики положительно влияет на развитие физических качеств, повышает сопротивляемость организма и общую работоспособность, состояние функциональных систем человека:

  • стимулирование работы сердца. Нагрузка на сердце позволяет эффективно тренировать всю сердечно сосудистую систему. Возможны противопоказания, поэтому рекомендую сначала пройти обследование у врача;
  • выносливость;
  • координацию движений;
  • ловкость;
  • эффективность работы легких снабжает кислородом все органы и ткани организма, происходит это вследствие высоких нагрузок;
  • выводит из организма продукты обмена и шлаки;
  • поднятие тонуса мышц;
  • сжигание жировых клеток.

В дипломной работе мы проанализируем эффективность использования предложенной методики обучения технике спринтерского бега во внеурочной деятельности учащихся среднего школьного возраста.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Озолина, Н. Г., Легкая атлетика: учеб. для ин-тов физ. культ. [Текст] / Н. Г.  Озолина, В. И. Воронкина. – М.: Физкультура и спор, 1989. – 671 с.
  2. Легкая атлетика [Текст]: учеб. пособие для студентов факультетов физ. культ. высших педагог. учеб. заведений / А.И. Жилкин, В.С. Кузьмин, Е.В. Сидорчук: под ред. А.И. Жилкина. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 464 с.
  3. Кобринский, М.Е., Юшкевич, Т.П. Легкая атлетика [Текст] / М.Е. Кобринский. – Мн.: Тесей, 2005. – 336 с.
  4. http://sportschools.ru/page.php?name=athletics
  5. http://www.comch.ru/~igma/regim.htm
  6. http://www.fizkult-ura.ru/sci/legkay_atletika/9
  7. http://msuathletics.ru/books/sprint/sprint_technique.html
  8. http://murzim/ru/nauka/pedagogika/26359-formirovanie-dvigatelnyh-umeniy-i-razvitie-fizicheskih-kachestv-u-detey-shkolnogo-vozrasta/htm
  9. http://www.ckofr.com/fis/294fizicheskoe-vospitanie-detej-srednego-shkolnogo-vozrasta-xolodov