Роль концертмейстера в классе детского вокального ансамбля при подготовке конкурсной программы
методическая разработка на тему

Данная методическая разработка описывает  весь процесс подготовки вокального ансамбя младшего школьного возраста к районному конкурсу "ДеТвоРа".

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБУ ДО ДД(ю)Т Московского района

Музыкальный отдел

Методическая разработка.

Тема:

«Роль концертмейстера в классе детского вокального ансамбля при подготовке конкурсной программы».

Автор:

Скоробогатова Дарья Алексеевна

Концертмейстер ГБУ ДО ДД(ю)Т

Московского района

Санкт-Петербург

2017 год

Тема: Роль концертмейстера в классе детского вокального ансамбля при подготовке конкурсной программы.

Цель:  Описание и подготовка музыкального материала при составлении композиции к районному тематическому конкурсу «Мы друзья твои, природа!»

Содержание:  

–Ансамбль, вокальный ансамбль и основные принципы исполнительства.

–Специфика работы концертмейстера в классе вокального ансамбля.

–Основные фортепианные задачи при составлении композиции  к районному  конкурсу по теме «Мы друзья твои, природа!»

–Заключение

–Список литературы

Понятие «ансамбль» происходит от французского «ensemble»– совокупность, стройное целое, вместе множественность. В музыкальном искусстве ансамблем называют несколько исполнителей, являющихся единым художественным коллективом, реализующих общую цель–создание художественного продукта, а также слаженное исполнение музыкального произведения несколькими музыкантами. В значении «совместное творческое дело», слово «ансамбль» употребляется, когда говорят о театральном ансамбле, инструментальном ансамбле, вокальном ансамбле. Также об ансамбле говорят и в изобразительном искусстве.

В целом, вокальное ансамблевое исполнительство опирается на основные принципы:

  • стремление к единому ансамблевому звучанию, базирующемуся на внимательном и чутком отношении ансамблистов к звучанию соседних голосов, единому метроритмическому пульсу, гибкому вокальному дыханию;
  • стремление к единой эстетической концепции и драматургии исполняемого произведения;
  • увлечённости и духовной общности в процессе совместной деятельности.

Самой специфичной стороной работы концертмейстеров в классе вокального ансамбля является сотрудничество пианиста и руководителя.

Основой техники дирижирования является совокупность и взаимосвязь предупредительных и основных жестов. Предупредительный жест в музыкальной терминологии называется ауфтакт или замах.

Функции дирижерского жеста следующие:

  1. показ размера, в котором написано произведение;
  2. показ начала пения или вступления концертмейстера;

          (3) показ окончания пения, снятие;

          (4) управление темпом исполнения, показ нюансов и характера звуковедения.

Выбор репертуара всегда остается за руководителем ансамбля. Его актуальность, доступность, понятность, удобство исполнения той или иной  возрастной категории.

Для конкурса решено было составить композицию  из куплетов песен, отвечающих тематике районного конкурса «Мы друзья твои, природа!»

Задачи концертмейстера при подготовке  композиции:

  • Дублирование вокальной партии, т.к. решено было представить на конкурсе ансамбль  1-ого класса. Из этого следует переложить трехстрочное изложения в двухстрочное.
  • Транспонирование произведений «Не дразните собак» из f-moll в e-moll, «Песенка про Чибиса» из A-dur в G-dur.
  • Темп композиции. Сыграть так, чтобы все четыре фрагмента  разных песен  слушались  единым произведением.
  • И, пожалуй, самое главное: сделать удобные переходы между песнями. В одном  такте между произведениями нужно учесть  тональность, размер и темп следующей песни. Так же, передать характер последующей песни и тем самым «настроить» исполнителей.

Для комозиции были взяты следующие песни:

  1. Муз. Птичкина, сл. Пляцковского «Не дразните собак» (первый и последний куплеты).
  2. Муз. Кабалевского, сл. Пришельца «Наш край» (взят первый куплет).
  3. Муз.Иорданского, сл. Пришельца «Песенка про чибиса» (взят первый и второй куплет).

В деятельности концертмейстера объединяются педагогические, психологические, творческие функции. Совершенно ясно, что в классе вокального ансамбля основная роль ложится на руководителя, но и от пианиста требуется не менее внимательное участие. Концертмейстер - пианист, помогающий разучивать произведения и аккомпанирующий на репетициях и в концертах.

Дети, какими талантливыми они не были, как правило, не имеют достаточных профессиональных исполнительских навыков. Они не могут, за очень редким исключением, полностью взять на себя всю ответственность за художественное воплощение замысла исполняемого произведения. Поэтому работа концертмейстера не может быть только художественным сопровождением, как для взрослых профессиональных музыкантов. В этом случае концертмейстер берет на себя более активную, а иногда и ведущую роль в создании музыкального образа.

Список литературы.

1.Кубанцева Е.И. Процесс учебной работы концертмейстера с солистом и хором // Музыка в школе. – 2001

2.Кудрявцева М.Г. концертмейстерский класс.–М. 2009

3.Маклыгин А. Л. Импровизируем на фортепиано. Вып. 1: Элементарная гармония. Учеб. пособие для педагогов детских музыкальных школ. М.: «Престо», 1994.

 

4.Саранин В.П., Евстихеев П.Н. Анализ терминов «концертмейстер» и «аккомпаниатор» (к вопросу о совершенствовании концертмейстерской подготовки учителя музыки // Музыкальное воспитание: опыт, проблемы, перспективы: Музвуз. сборн. науч. трудов. – Вып 4 / Отв ред.Т.А. Стахи. – Тамбов: Изд-во ТГУ, 1998.

 5.Шендерович Е. М. Об искусстве аккомпанемента// Советская музыка, №4, 1969.

 6.Шендерович Е. М. В концертмейстерском классе. М.: Музыка, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема: «Особенности работы концертмейстера в классе скрипки и скрипичного ансамбля в ДШИ»

Концертмейстер – пианист-аккомпаниатор, помогающий солисту или коллективу музыкантов в их основной деятельности. Можно с уверенностью сказать, что это самая распространённая профессия среди пианистов....

Сценарии отчётного концерта вокальных ансамблей "Виктория" и "Дети "Солнца"

Сценарий отчётного концерта вокального ансамбля "Дети Солнца" "Огни большого города"...

Статья "Роль концертмейстера в квартетном классе"

Данная статья написана на основе личного опыта работы с оьучающимися. В ней тезисно расказывается оо основных формах работы в квартете и трудности, с которыми сталкиваеится концертмейстер....

Практическое применение тренинговых технологий в работе с вокальным ансамблем

Методическая работа посвящена проблематике использования методов тренинговой работы как формы интерактивного обучения в работе с детским вокальным ансамблем (учащиеся 13 – 16 лет). Даны краткие ...

Программа "Вокальный ансамбль" (7 лет)

Программа "Вокальный ансамбль" (7 лет)...

программа по предмету Вокальный ансамбль (эстрадный)

программа по предмету Вокальный ансамбль (эстрадный)...