Разработка открытого урока "Классификация и общее устройство автомобилей" с применением ИКТ.
план-конспект урока на тему

Ковалев

Классификация и общее устройство автомобилей, с применением ИКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassifikatsiya_i_obshchee_ustroystvo_avtomobiley.docx64.04 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка открытого урока

«Классификация и общее устройство автомобилей»

с применением ИКТ

Подготовил преподаватель Ковалев Евгений Юрьевич

Тип урока: комбинированный (изучение нового материала, практикум).

Цели урока:

- образовательные: получение первоначальных знаний о классификации автомобилей и общем устройстве автомобиля;

- развивающие: расширение словарного запаса технических терминов и понятий, развитие наблюдательности, внимания и технологического мышления, формирование способности анализировать полученную информацию;

-воспитывающие: формирование культуры общения и познавательного интереса к предмету,  к техническому творчеству, к профессии «Водитель», подготовка учащихся к самостоятельной жизни.

Основной метод: объяснительно-иллюстративный с применением ИКТ.

Поэтапное планирование урока.

  1. Организационный момент:
  • взаимное приветствие педагога и учащихся;
  • проверка готовности учащихся к занятию;
  • сообщение темы и хода урока.

  1. Мотивация учебной деятельности:
  • сообщение целей занятия;
  • беседа с целью подготовки учащихся к предстоящей работе.

  1. Изложение нового материала:
  • классификация  автомобилей, краткие технические характеристики базовых  автомобилей;
  • общее устройство, назначение и расположение основных агрегатов и узлов автомобилей изучаемых марок.

  1. Закрепление изученного материала:
  • устный опрос;
  • работа с карточками.

  1. Подведение итогов.

Оборудование:

  • компьютер, мультимедийный проектор и экран на штативе;
  • презентации «Классификация автомобилей»,  «Устройство автомобиля»;
  •  видеофильм;
  • карточки-задания, таблицы.

Ход урока

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Я вижу, что вы готовы к проведению занятия.

Итак, тема  урока – «Классификация и общее устройство автомобилей».

2. Мотивация учебной деятельности.

- А начнем мы с определения «Автомобиль». Можете ли вы сами дать это определение?

Учащиеся слушают педагога, высказывают свою точку зрения.

Ответы учащихся: Это транспортное средство.

- Вы правы. Автомобиль - это транспортное средство, предназначенное  для быстрого перемещения грузов, пассажиров, установленного оборудования. Цель нашего урока – знакомство с основными терминами и понятиями, касающимися автомобилей.

- Для удовлетворения разнообразных транспортных и производственных потребностей заводы автомобильной промышленности выпускают различные типы автомобилей.

- Какие автомобили вы знаете? Как вы думаете, как классифицируются автомобили?

Ответы учащихся: Грузовые, легковые, пожарные, милиция и т.д.

- Давайте посмотрим презентацию (приложение № 1) и узнаем точную классификацию автомобилей.

  1. Изложение нового материала:

Слайд № 1, 2.

По назначению автомобили делятся на грузовые, пассажирские и специальные.

Пассажирские автомобили подразделяются на легковые и автобусы. Легковыми называют автомобили, вмещающие не более 8 человек, включая водителя; автобусами называют пассажирские автомобили, вмещающие более 8 человек.

Слайд № 3.

К грузовому подвижному составу относятся грузовые автомобили, автомобили – тягачи, прицепы и полуприцепы для перевозки грузов различных видов.

В зависимости от полной массы, т.е. массы самого автомобиля и массы перевозимого груза, все грузовые автомобили делятся на семь классов:

1 класс – до 1,2 т.;

2 класс – 1,3-2,0 т.;

3 класс – 2,1-8,0 т.;

4 класс – 9,0-14 т.;

5 класс – 15-20 т.;

6 класс – 21-40 т.;

7 класс – свыше 40 т.

Слайд № 4.

Легковые автомобили по рабочему объему двигателя в литрах делятся на пять классов:

1 - особо малый класс до 1,2л;

2 - малый класс 1,3-1,8л;

3 - средний класс 1,9-3,5 л;

4 - большой свыше 3,5л;

5 - высший класс не регламентируется.

Слайд № 5.

Автобусы делятся на пять классов в зависимости от габаритной длины в м:

1 - особо малый класс до 5м;

2 - малый класс 6,0-7,5м;

3 - средний класс 8,0-9,5м;

4 - большой свыше 10,5-12,0;

5 - особо большой 16,5м и более.

Слайд № 6.

По приспособленности  к дорожным условиям различают автомобили дорожной (обычной) и повышенной  проходимости. Автомобили дорожной проходимости используют главным образом на дорогах с усовершенствован-ным покрытием.  Автомобили с повышенной проходимостью предназначены в основном для работы в тяжелых дорожных условиях и в условиях бездорожья.

Основным оценочным параметром проходимости автомобиля является его колесная формула (4x2,4x4,6x4,6x6,8x8), в которой первая цифра показывает общее число колес (не считая запасного), а вторая - сколько из них ведущих. Ведущим называется колесо, к которому подводится крутящий момент от двигателя. Автомобили со всеми ведущими колесами называются полно приводными, к ним относятся автомобили повышенной и высокой проходимости.

- Ребята, а вы знаете, что для обозначения марки отечественного автомобиля используют сокращенные название завода-изготовителя и через дефис – цифры, указывающие модель  автомобиля. Можете привести пример?

Ответы учащихся.

- Давайте обратим внимание на таблицу (приложение № 2).

В нашей стране принято буквенное и цифровое обозначение автомобилей. Буквенное обозначение указывает на завод-изготовитель (ВАЗ, КамАЗ, ЗИЛ) и называется маркой автомобиля; цифровое обозначение называется моделью автомобиля.

C:\Users\HOME\Pictures\1-klassifikaciya-avtomobilei.jpg

Основная (базовая) модель обозначается четырьмя цифрами. Первая цифра указывает на класс автомобиля (смотри табл. 1). Вторая цифра обозначает его вид, при этом принято обозначать цифрой 1 - легковые автомобили, 2 - автобусы, 3 -грузовые бортовые автомобили, 4 - тягачи, 5 - самосвалы, 6 - цистерны, 7 -фургоны, 8 - резерв, - 9 - специальные автомобили. Третья и четвертая цифры вместе  обозначают  номер базовой модели. Если имеется модификация этой модели, то в цифровое обозначение включается пятая цифра, обозначающая номер модификации машины, подготовленные для экспорта, имеют и шестую цифру (6 или 7).

Таким образом, обозначение Урал-4320 означает, что это двадцатая модель грузового бортового автомобиля четвертого класса общей массой до 14 т, выпускается Уральским автомобильным заводом.

Некоторые автомобили, например ЗИЛ-131, выпуск которых начался еще до введения принятого сейчас обозначения, имеют свое цифровое обозначение, принятое самим заводом-изготовителем.

Можно встретить автомобили, действительный класс которых не соответствует указанному в первой позиции индекса. Это означает, что индекс был присвоен разрабатываемой модели, однако в процессе её доработки и подготовки производства параметры автомобиля изменились и стали соответствовать другому классу, а индекс остался прежним. Примером такого автомобиля может служить ЗИЛ-5301 «Бычок» полной массой 6950 кг.

- Исходя из данных таблицы, представленной на слайде, что вы можете сказать о  марке грузового автомобиля ГАЗ – 3307?

Ответы учащихся: Этот автомобиль третьего класса, имеет массу 7,7 т. С бортовой платформой, номер модели серийного выпуска 07.

- А сейчас я предлагаю вам выполнить задание на карточках письменно. Глядя на таблицу, расшифруйте марки автомобилей (на карточках для каждого учащегося написана марка автомобиля  и дана таблица для расшифровки).

Учащиеся самостоятельно выполняют задание. Затем сверяют правильность ответов.

- А сейчас я предлагаю вашему вниманию небольшой видеофрагмент (приложение № 3) об устройстве автомобиля. После его просмотра мы подробно разберем, из каких основных частей состоит автомобиль.

Слайд № 1. (Приложение № 4 Презентация «Устройство автомобиля»).

- Автомобиль это самоходная машина, приводимая в движение установленным на нем двигателем. Он состоит из отдельных деталей, узлов, агрегатов и систем. Давайте обратим внимание на экран. Вы видите изображение общего устройства автомобиля.

Деталь - часть  машины, состоящая из целого куска металла.

Узел - соединение нескольких деталей.

Механизм - устройство, предназначенное для преобразования движения и скорости.

Агрегат - соединение нескольких устройств в одно целое.

Система - совокупность отдельных частей, связанных общей функцией.

Слайд № 2.

Автомобиль любой модификации состоит из взаимосвязанных основных частей, каждая из которых имеет определенное назначение.

Автомобиль состоит из трех основных частей: двигатель, шасси и кузов.

Слайд № 3.

Двигатель - энергосиловая  машина, преобразующая тепловую энергию в механическую работу. На большинстве современных автомобилей установлены поршневые двигатели, называемые двигателями внутреннего сгорания (Д.В.С.). В них теплота, выделяющая при сгорании топлива в цилиндрах, преобразуется в механическую работу.

Слайд № 4.

Шасси – состоит также из трех частей: трансмиссии, ходовой части, и механизма управления. Трансмиссия  предназначена  для  передачи  крутящего  момента  от двигателя  на ведущие  колеса  автомобиля,  изменяя  его  по величине  и направлению. Она состоит из следующих механизмов: сцепление, коробка перемены  передач, карданная  передача  и   главная передача, дифференциал и полуоси - последние три механизма составляют  ведущий  моста, как правило, задний.

Слайд № 5.

Ходовая  часть состоит из рамы, подвески (амортизаторы и рессоры), балки переднего и заднего моста и колеса – шины.

Слайд № 6, 7, 8.

Механизм управления  в себя включает  рулевое  управление, которым изменяют  направление  и  траекторию  движения  автомобиля, и  тормозная

система, позволяющая  быстро уменьшать  скорость  движения  или останавливать  автомобиль.

Слайд № 9.

Кузов  предназначен  для размещения водителя, пассажиров  и  груза. У автобусов  и  легковых  автомобилей  кузовом  является  салон, в котором находятся  водитель  и  пассажиры. У грузовых автомобилей  кузов состоит из кабины, служащей  рабочим  местом  водителя  и платформы  для перевозки грузов, а также пассажиров  (при бортовой платформе).

А сейчас мы посмотрим еще один видеофрагмент о сборке и работе двигателя (приложение № 5).

По ходу просмотра даются комментарии о последовательности комплектации двигателя.

  1. Закрепление изученного материала.

- На сегодняшнем занятии мы начали изучать тему « Классификация и общее устройство автомобилей». А теперь давайте все вместе вспомним, что такое автомобиль, как классифицируются автомобили и назовем детали, из которых состоит общее устройство автомобиля (устный опрос учащихся с комментариями).

- Следующее задание, которое вам предстоит выполнить – это:

1) определить назначение различных автомобилей;
2) определить название и назначение основных деталей, частей и механизмов автомобиля.

Учащиеся самостоятельно выполняют работу с карточками-заданиями:

- карточка № 1  «Классификация автомобилей» (приложение № 6);

- карточка № 2  «Общее устройство автомобиля» (приложение № 7).

  1. Подведение итогов.

- Ребята, вспомните цель, поставленную в начале урока. Как вы думаете, мы достигли результата на занятии? Почему вы так думаете? 

Ответы учащихся.

- С какими основными  понятиями мы познакомились на уроке? 

Ответы учащихся: «Автомобиль», «Грузовые автомобили», «Пассажирские автомобили», «Специальные автомобили», «Двигатель», «Шасси», «Кузов», «Трансмиссия», «Сцепление», «Коробка передач», «Карданная передача», «Главная передача», «Ведущий мост», «Ходовая часть», «Рулевое управление», «Тормозная система».


- Как бы вы оценили свою работу по шкале оценки?

- Всем спасибо за активную работу на уроке. Всего доброго.

Пояснительная записка

к уроку  «Классификация и общее устройство автомобилей».

Педагог дополнительного образования:  Сундуков Александр Борисович.                                                                  

Группа:  № 8 Объединение: «Автокласс».

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

Характеристика группы: в группе № 8 обучается 15 человек. Из них 11 мальчиков и 4 девочки.

 Из общего количества учащихся: 6 - из неполных семей, остальные воспитываются в полных семьях, многодетные - 2 семьи, 8 семей малообеспеченных. Уровень  учебной мотивации высокий, так как ребята в основном  из семей с низким и средним достатком, а на занятиях в объединении «Автокласс» у них есть возможность  заниматься техническим творчеством и в будущем овладеть профессией «Водитель».

В основном, психологическая обстановка в группе удовлетворительная.

В процессе организации учебного процесса активно работает вся группа, за исключением некоторых моментов, когда девочки хотят обратить на себя внимание отдельных мальчиков.  Во время проведения урока микроклимат в группе был доброжелательный и комфортный.                    

Тема урока соответствует календарно-тематическому планированию по  дополнительной  общеразвивающей программе «Автолюбитель». Программа разработана для учащихся 8-9-х классов. Она основана на примерных программах профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, утвержденных приказом Минобрнауки РФ 26 декабря 2013 года, а также профессиограммы «Водитель автомобиля» (333 современные профессии и специальности: 111 информационных профессиограмм/ М. В. Горбунова, Е. В. Кирилюк. – Ростов н/Д: Феникс, 2010).  Программа имеет техническую направленность и предназначена для введения в профессию «Водитель транспортного средства», ознакомления с основами автодела на примере профессии «Водитель категории «В». Автор-составитель – Сундуков А.Б.

Программа рассчитана на один год обучения. Количество часов в неделю – 4 часа. Общее количество часов – 144. В том числе: теории - 57 часов; практических занятий – 87 часов.

При подготовке к уроку были использованы интернет-ресурсы, подготовлены мультимедийные презентации, видеофрагменты, составлены карточки-задания, таблицы.

В процессе проведения урока были соблюдены все этапы:

- организационный момент;

- мотивация учебной деятельности;

- изложение нового материала;

- закрепление изученного материала;

- подведение итогов.

Данный урок открывает  раздел «Устройство и техническое обслуживание автомобиля». Соответственно основным методом обучения был выбран объяснительно-иллюстративный с применением ИКТ.

Развитие мотивации происходило с помощью постановки задач и активизации мыслительной деятельности.

Усвоение новых знаний строилось на просмотре презентаций с комментариями педагога и опорой на представления и личный опыт учащихся.

Важным моментом урока являлось закрепление полученных знаний,  которое  было организовано в форме самостоятельной работы учащихся с карточками-заданиями. Самостоятельная работа способствовала  развитию мышления учащихся, внешнему самоконтролю и учёту знаний.

Применение информационно-коммуникационных технологий и цифровых образовательных ресурсов в процессе проведения урока не только способствовало мотивации к учебной деятельности, но и   расширило возможности для наглядного представления материала и удобства работы с ним. Например, подробно, вплоть до деталей, со всех сторон рассмотреть такое сложное устройство, как двигатель  автомобиля.  Использование современных образовательных технологий открывают большие возможности для творчества педагога и нацеливают на поиск новых форм общения с учащимися.

На уроке использовались здоровьесберегающие  технологии. Были соблюдены гигиенические требования к кабинету (чистота, свежий воздух), благоприятный эмоциональный настрой; смена деятельности; умение разрядить обстановку (шутка, смех).

Учащиеся активно работали на уроке, проявляли интерес к учебному материалу, выполняли требования педагога, хорошо справились с самостоятельной работой, соответственно поставленные цели урока были достигнуты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ПМ.01. «Подготовка машин, механизмов, установок, приспособлений к работе, комплектование сборочных единиц» МДК 01.01 «Назначение и общее устройство тракторов, автомобилей и с/х машин» Курс «Назначение и общее устройство

Данная разработка представляет собой методический материал для изучения  курса «Назначение и общее устройство сельскохозяйственных машин». Предназначена для изучения раздела модуля и...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ПМ.01. «Подготовка машин, механизмов, установок, приспособлений к работе, комплектование сборочных единиц» МДК 01.01 «Назначение и общее устройство тракторов, автомобилей и с/х машин» Курс «Назначение и общее устройство

Курс «Назначение и общее устройство сельскохозяйственных машин» изучается   в соответствии с Примерной программой профессионального модуля ПМ.01. «Подготовка машин, механизмов, установок, пр...

Методическая разработка открытого урока по МКД.01.02 Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования по теме: "Общее устройство и работа двигателя внутреннего сгорания"

Методическая разработка открытого урока по МКД.01.02 Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования по теме: «Общее устройство и работа двигателя внутреннего сг...

Методическая разработка открытого бинарного урока (литература + история) с применением технологии проблемного обучения на тему «Отражение революции в творчестве В.В. Маяковского»

Методическая разработка представляет собой план-конспект бинарного урока (литература + история) с применением технологии проблемного обучения,  активных форм и методов обучения, элемента технолог...

Методическая разработка открытого урока с применением ИКТ по Устройству, техническому обслуживанию и ремонту автомобилей. для автомехаников

Методическая разработка открытого урокас применением информационно-компьютерных технологийпо МДК 1. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей.для профессии 23.02.03 «Автомех...