Приёмы и навыки взаимодействия педагога и студенческого коллектива
методическая разработка по теме

Бабич Татьяна Васильевна

Методический доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_konferentsii_po_kommunikatsiyam_1.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

   

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

 ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

   МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«Ногинский колледж»

(ГБПОУ МО «Ногинский колледж»)

МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД  

НА ТЕМУ:

«Приёмы и навыки взаимодействия педагога и студенческого коллектива»

(Прочитан на педагогической конференции по деловым коммуникациям)

                                 

Подготовила: преподаватель Бабич Т.В.

                                                 

                                           

 

                                                 Ногинск, 2016 г.

      Преподаватель техникума, колледжа, вуза предстает как инициатор и руководитель процесса общения, суть которого составляют система, приемы и навыки взаимодействия педагога и студенческого коллектива, содержанием которого являются обмен информацией, учебно-воспитательное воздействие, организация взаимоотношений и трансляция личности педагога обучаемым.

      Чаще всего в педагогической практике наблюдается сочетание стилей в той или иной пропорции, когда доминирует один из них. Из числа разработанных в последние годы за рубежом классификаций стилей педагогического общения интересной представляется типология профессиональных позиций учителей, предложенная М. Таленом.
МОДЕЛЬ 1 - «СОКРАТ».

     Это учитель с репутацией любителя споров и дискуссий, намеренно их провоцирующий на занятиях. Ему свойственны индивидуализм, несистематичность в учебном процессе из-за постоянной конфронтации; учащиеся усиливают защиту собственных позиций, учатся их отстаивать.
МОДЕЛЬ 2 - «РУКОВОДИТЕЛЬ ГРУППОВОЙ ДИСКУССИИ».

    Главным в учебно-воспитательном процессе считает достижение согласия и установление сотрудничества между учащимися, отводя себе роль посредника, для которого поиск демократического согласия важнее результата дискуссии.
МОДЕЛЬ 3 - «МАСТЕР».

    Учитель выступает как образец для подражания, подлежащий безусловному копированию, и прежде всего не столько в учебном процессе, сколько в отношении к жизни вообще.
МОДЕЛЬ 4 - «ГЕНЕРАЛ».

     Избегает всякой двусмысленности, подчеркнуто требователен, жестко добивается послушания, так как считает , что всегда и во всем прав, а ученик, как армейский новобранец, должен беспрекословно подчиняться отдаваемым приказам. По данным автора типологии, этот стиль более распространен, чем все вместе взятые, в педагогической практике.
МОДЕЛЬ 5 - «МЕНЕДЖЕР».

       Стиль, получивший распространение в радикально ориентированных школах и сопряженный с атмосферой эффективной деятельности класса, поощрением их инициативы и самостоятельности. Учитель стремится к обсуждению с каждым учащимся смысла решаемой задачи, качественному контролю и оценке конечного результата.
МОДЕЛЬ 6 - «ТРЕНЕР».

      Атмосфера общения в классе пронизана духом корпоративности. Учащиеся в данном случае подобны игрокам одной команды, где каждый в отдельности не важен как индивидуальность, но все вместе они могут многое. Учителю отводится роль вдохновителя групповых усилий, для которого главное - конечный результат, блестящий успех, победа.
МОДЕЛЬ 7 - «ГИД».

     Воплощенный образ ходячей энциклопедии. Лаконичен, точен, сдержан. Ответы на все вопросы ему известны заранее, как и сами вопросы. Технически безупречен и именно поэтому зачастую откровенно скучен.                                                                                                                                          

     М. Тален специально указывает на основание, заложенное в типологизацию: выбор роли педагогом, исходя из собственных потребностей, а не потребностей учащихся.  Следует не только развивать собственное коммуникативное мастерство, но и прививать студентам культуру общения. Педагогу нужны как знание их психологии, так и постоянный учет социологических данных, касающихся особенностей социализации и ценностных ориентаций современной молодежи. Особую роль в наши дни в педагогическом общении, в том, обречено оно на неудачи или, наоборот, на успех, играет личность педагога.

     Моё педагогическое кредо – воспитание чувства добра и уважения друг к другу, сохраняя уважение к своему народу,  его культуре,  любовь к Родине и веру в будущее своей страны.

     Своё жизненное кредо выражу народной мудростью – желание – тысяча возможностей, а нежелание – тысяча причин.

     Цель моей педагогической деятельности: развитие коммуникативной активности, коммуникативной и социокультурной компетенции студентов через обучение в сотрудничестве и метод проектов.

    Для достижения поставленной цели я выделила следующие задачи: 

  • Усиление роли внеклассной работы по предмету в создании положительной мотивации для изучения культурологии, истории мировой культуры, основ этики  и формировании профессиональной компетенции студентов.
  • Вовлечение каждого студента в активную творческую деятельность соответственно его умениям и интересам.
  • Развитие коммуникативных умений студентов на базе  социокультурных знаний, навыков, умений.
  • Формирование у студентов таких личных качеств как открытость, толерантность, коммуникабельность.
  • Создание условий для творческой самореализации и стремления к самосовершенствованию.

Моя педагогическая деятельность основывается на идеях: 

  • поликультурного воспитания, являющегося предпосылкой успешной адаптации выпускников к условиям общеевропейского рынка и их интеграции в общеевропейское, культурное и образовательное пространство;
  • культуроведческого образования современными средствами;
  • деятельностного подхода, разработанного психологами Л. С. Выготским, И. А. Зимней, А. Н. Леонтьевой;
  • личностно-ориентированного подхода;
  • коммуникативного подхода.

     Используя современный деятельностно-личностно-коммуникативный подход в обучении преподаваемых мной предметов, руководствуюсь принципами: культуросообранности; взаимообусловленности обучения и воспитания; целостности и единства процесса обучения; ориентации на ценности и ценностные отношения.

    Моя педагогическая система предполагает следующие уровни реализации:

  • Проективный, связанный с

-   разработкой и корректировкой рабочих программ по названным выше дисциплинам;

- составлением рекомендаций по самостоятельной работе над рефератами, технологической карты по предмету, сценариев внеклассных мероприятий по предметам;

- поэтапной деятельностью проектирования урока (этапы: ориентировочный, комплексного проектирования, компонентного проектирования, оценочно-корректировочный).

  • Преобразовательный, направленный на внедрение инноваций в педагогическую деятельность.

   Таким образом, моделирую учебный процесс в соответствии с требованиями науки и практики и с учётом трех взаимосвязанных аспектов этого процесса: личностного, процессуально-психологического и педагогического.

   В качестве основных, и на мой взгляд, самых эффективных и результативных методов технологии личностно-ориентированного обучения, использую метод обучения в сотрудничестве и метод проектов как на уроках, так и во внеурочное время. Взаимодействия трёх направлений (прагматического, гносеологического и аксиологического) обеспечивает гармоническое развитие личности в системе внеклассной работы по предмету.

    Выбранный мною стиль общения со студентами – демократический (сотрудничающий), отличается следующими характеристиками: позиция преподавателя рядом со студентами; активное участие самого студента в деятельности, организуемой преподавателем; ответственность за своё саморазвитие и саморазрушение; забота о сохранении доброжелательных теплых взаимоотношений.

    В условиях соактивности основными моими “орудиями” являются просьбы, советы, похвала, одобрение и доброжелательное порицание. Тактика моего поведения во время общения со студентами:

–  правило просьбы – комплимент, улыбка, поднятие значимости собеседника,
–      использование слов, стимулирующих общение.

    Сотрудничеству, взаимодействию присуща разнонаправленность (студент –     преподаватель, студент – студент, преподаватель – студент), тем самым удовлетворяются потребности студентов в общении друг с другом и с преподавателем.

    Следствием доброжелательных отношений является повышение мотивации поведения студентов. Основной формой организации моего взаимодействия со студентами является совместная увлечённость коммуникативно-познавательно-предметной деятельностью, живое общение на уроках/практических занятиях и во внеклассных мероприятиях.

    На уроках/практических занятиях внимание акцентирую на содержательном аспекте деятельности, раскрывая цель и мотив задания (что нужно сделать и для чего).

     Содержательный компонент отбирается с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, интересов студентов, а также их будущей профессиональной деятельностью.

    Диалог культур понимается не только как знакомство с культурой всех стран, но и как постижение особенностей жизни, быта и менталитета россиян, духовного наследия России, её вклада в мировую культуру.      Формирование личности студентов, воспитание чувства уважения к чужой культуре на многих уроках проходит через самостоятельную подготовку к семинарским занятиям, а также через виртуальные и реальные экскурсии, диспуты и дискуссии. В процессе решения постепенно усложняющихся культуроведческих задач, студенты тренируются в сборе, систематизации, обобщении культуроведческой информации, овладевают стратегиями культуроведческого поиска, развивают поликультурную коммуникативную компетенцию, формируют и углубляют представление не только о различиях в культурах, но и об общих чертах, участвуют в творческих работах культуроведческого и коммуникативно-познавательного характера.

    В социокультурный компонент обучения включаю лекции, содержащие новую/проблемную информацию, открывающие “окно” в мир иной культуры, затрагивающие чувства и эмоции: пословицы и поговорки,  стихи, музыкальные композиции, репродукции, альбомы по мировому искусству, художественную литературу, многочисленные видеоматериалы.

    В качестве ведущих средств выступают программы, учебники отечественных авторов и зарубежных издательств, учебно-методические пособия, схемы, таблицы, опорные таблицы, раздаточный материал, видеофильмы, Интернет. Средством выступает и само общение, поскольку развитие способности к межкультурному общению возможно лишь в условиях этого общения.

     Используя метод проектов, руководствуюсь принципами, раскрывающими его содержание: наличие значимой в творческом, исследовательском плане проблемы (например, тема «Культура России». Проблема: помогает ли знание культуры, традиций, обычаев лучше понять национальный характер?; интерес к выполнению проекта со стороны всех его участников; ведущая роль консультативно-координирующей функции преподавателя; самоорганизация и ответственность участников проекта; нацеленность на создание конкретного продукта; монопредметный и межпредметный характер проектов; временная и структурная завершенность проекта.

    Работу над проектом ведем поэтапно (целеполагание, планирование, исследование, выполнение и оформление работы, защита проекта, оценка результата). Моя роль – консультант, помощник, наблюдатель, источник информации, координатор.

   Источником информации служат дополнительные средства обучения, имеющиеся в моей лаборатории,  в кабинете ДОУ (художественная и научно-популярная литература, альбомы по мировой культуре, словари, учебные и художественные фильмы из собранной и продолжающейся пополняться видеотеки. Продуктом деятельности индивидуальных, парных и групповых проектов стали многочисленные рефераты и доклады по культурологи, эссе по основам этики на темы: «Добро и зло в моей жизни», «Береги честь смолоду», «Сколько стоит доброе имя» и т.д. летопись-презентация «Как молоды мы были – 13, 23,33, 43, в которой в фотографиях и текстах отражается вся внеклассная работа, отчеты о проведенных экскурсиях и концертах.

     В систему диагностики включаю разные виды и формы контроля. Уделяю внимание эмоционально-оценочному восприятию и самооценке. В регулятивно-коррекционной деятельности использую следующие методы исследования: наблюдение, тестирование, анкетирование, изучение продуктов деятельности студентов, изучение учебной документации.

Педагогическими результатами технологичности работы по заявленной теме являются: 

  • сформированность у студентов устойчивой мотивации к предмету, положительного отношения к основам этики, культурологи и мировой художественной культуре;
  • глубокой внутренней мотивации к познавательному и творческому самовыражению, самоопределению;
  • широкое представление о достижениях национальных культур  в развитии общечеловеческой культуры, о роли в жизни человека таких этических категорий, как добро и зло,  свобода и ответственность, долг, совесть, стыд и вина,  честь и достоинство, счастье и смысл жизни, любовь;
  • овладение выпускниками с дополнительной подготовкой в области изучаемых дисциплин устно-речевыми умениями, необходимыми и достаточными для информативной деятельности в области избранных профессионально-ориентированных и личных интересов их речь отличает большее разнообразие языковых средств, развернутость и сложность в содержательном отношении; овладение компенсирующими умениями теми студентами, которые достигают лишь минимально достаточного уровня коммуникативной компетенции;
  • сформированность у студентов таких личностных качеств как коммуникабельность открытость, толерантность.

Задачи по совершенствованию технологичности своей работы ставлю следующие: широкое использование Интернета как социокультурной  среды, способствующей развитию социокультурной компетенции студентов.             Перспективу направления своей профессиональной деятельности выражу словами известного русского писателя И. А. Гончарова “Источник знания неистощим: какие успехи не приобретай человечество на этом пути, все людям будет оставаться искать, открывать и познавать”.

Список использованной литературы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт СПО.- М.: 2014.
  2. Акимова М.К., Козлова В.Т. Индивидуальность учащихся и индивидуальный подход. - М.: Знание, 2002.
  3. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. - М., 1989.
  4. Буланкина Н.Е., Асеев А.А. Основы формирования культурологической компетенции учителя // Сибирский учитель, 2000, №5, с.40-43.
  5. Боровиков Л.И. Самоанализ профессиональной деятельности учителя: позиционно-личностный подход Новосибирск, 2000.
  6. Копотева, Г. Л. Дидактика уверенности в себе. Проектируем урок, реализующий требования ФГОС. Основное общее образование / Г.Л. Копотева, И.М. Логвинова. - М.: Учитель, 2014. - 144 c.
  7. Коротаева Е.В. Основы педагогического взаимодействия. Екатеринбург, 1996.
  8. Морева Н.А. Педагогика среднего профессионального образования.-М.:Издателький центр “Академия”, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие педагога с родителями как фактор содействия становлению индивидуальности детей.

Стили воспитания в семье, их роль в развитии индивидуальности и личности ребенка. Пути взаимодействия педагога и родителей для решения поставленной цели- воспитать всесторонне развитую личность....

ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ

Работа с родителями являвляется одним из важнейших аспектов школьной психологической службы....

Сетевое взаимодействие педагогов

Сетевое взаимодействие педагогов...

Сетевое взаимодействие педагогов

о сетевом взаимодействии педагогов...

Кризис, нечисть и обо всём, или Новый год в колледже Сценарий новогоднего праздника в студенческом коллективе

-Праздник Нового года всегда отмечали на Руси 14 января!- Ну что вы, друзья мои, праздник Нового года - начало Нового года на Руси отмечалось 22 марта - в день весеннего равноденствия!- По-моему...

Статья - Современная концепция воспитания студенческого коллектива в контексте среднего профессионального образования, г. Уссурийск, 2020

Статья - Современная концепция воспитания студенческого коллектива в контексте среднего профессионального образования...