Мастер-класс "Эмоции"
консультация на тему

Тершукова Елена Викторовна

Мастер-класс для родителей по формированию эмоционально-волевой сферы дошкольников с ОВЗ.  ФГОС ДО: образовательная область - Познавательное  развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mk_emotsii.docx116.47 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей «Развитие эмоциональной сферы дошкольника»,

проведенный учителем-логопедом Тершуковой Е.В.

4 речевая группа ГБДОУ № 27 Невского района Санкт-Петербурга.

2016 г.

Цели:

  • Повышение компетентности родителей в вопросах образования;
  • Знакомство родителей с проявлениями эмоционального состояния;
  • Дальнейшее развитие сотрудничества между педагогами и родителями;
  • Создание положительного эмоционального настроя.

Оборудование: таблицы мимики для обозначения эмоций, листы бумаги, карандаши, листочки с текстами «ролей», яркий пакет, куклы театра Бибабо.

Ход консультации:

  1. Период дошкольного детства – это самый значимый период развития человека. Активно развиваются все стороны психики ребенка, что дает возможность дальнейшего роста. Одним из основных направлений психического развития в дошкольном возрасте является формирование основ личности.  Очень важную роль здесь играет развитие эмоционально-волевой сферы. Ребенок начинает осознавать свое «Я», свою активность, деятельность, начинает объективно себя оценивать, а также  учится понимать и свои чувства,  и переживания других людей. Он начинает различать внутренние эмоциональные состояния по их внешнему проявлению, через мимику и пантомимику.
  2. Давайте подумаем, а как человек выражает свои эмоции?
  • Через действия, речь;
  • Невербальными средствами – интонация и тембр голоса, выразительные движения всего тела (пантомимика), мимика лица.

(Показ слайдов презентации)

Остановимся сегодня на мимических проявлениях эмоций.

Основные эмоции – радость, страх, гнев, печаль (грусть), отвращение (презрение), удивление.

Что участвует в их проявлении? – брови, глаза, губы.

Давайте посмотрим на схематическое обозначение эмоций.

Брови могут нахмуриваться (гнев), опускаться (печаль), высоко подниматься (удивление). Глаза  - широко открываться (удивление, страх), прищуриваться (радость), прикрываться (печаль). Губы – уголки опускаются вниз (печаль), поднимаются вверх (радость), губы поджимаются при отвращении, широко открываться при удивлении, страхе.

http://lit-dety.ru/wp-content/uploads/2013/09/emocii.jpg

http://refdt.ru/tw_files2/urls_5/38/d-37162/7z-docs/6_html_m4a994a67.png

C:\Users\Лена\Desktop\foto\2016\56ac8b1a4e30d[1].jpg

(Показ слайдов презентации)

А теперь предлагаю вам нарисовать любую эмоцию (родителям предлагаются листочки бумаги с нарисованным кругом – «лицом»).

Мы с детьми тоже рассматривали эти схемы, беседовали, изображали эмоции.

Во время съемок я предложила детям показывать свои эмоции в разных ситуациях, сочинила небольшую сказку для этого (ну и, конечно, сказала, что это только сказка, а они – артисты, показывающие сказку зрителям):

Представьте, что ваши друзья позвали вас в лес за грибами, за ягодами. Вы ходили, все было хорошо, но вдруг друзья сказали, что вы их чем-то обидели, и поэтому они больше не хотят с вами дружить. Поэтому они уходят, а вас оставляют одних.

- Покажите, как вам стало грустно.

Вдруг вы услышали за кустами какие-то звуки и удивились.

- Покажите ваше удивление.

А из-за куста вышел огромный медведь!

- Покажите, как вы испугались.

Но оказалось, что медведь держит в лапах корзинку с малиной. Он просто хотел вас угостить.

- Покажите, как вы обрадовались.

И вот вы спокойно идете домой с малиной и грибами, а дома вас ждут ваши родители и друзья, которые раскаялись в своем поступке и снова хотят с вами подружиться.

(Показ слайдов презентации)

Очень важным инструментом для развития эмоциональной сферы ребенка является театрализованная деятельность (выступление на утренниках, игры, драматизации).

(Показ слайдов)

Мы с вами сейчас поиграем в игру «Кастинг». Представьте, что я известный режиссер и набираю актеров в свой новый фильм. А вы – актеры, и вам нужно, чтобы вас выбрали для съемок фильма,  выразительно прочитать свою роль и очень достоверно изобразить эмоции персонажей.

(Родителям предлагается яркий подарочный пакет, в котором находятся сложенные листочки с «ролями». Один из родителей  достает листочек, зачитывает текст и изображает персонажа)

- Пришел Кот в сапогах к Людоеду в замок и попросил его превратиться в животное. А Людоед превратился в огромного льва! Кот очень испугался.

- Приказала Баба-Яга Василисе за ночь спрясть нитки, соткать холст и сшить сарафан. Но, пока она спала, Василиса сумела убежать. Разозлилась Баба-Яга.

- Остался у девочки Жени последний лепесток Цветика-Семицветика. Опечалилась Женя.

- Когда дождь закончился, вышли звери из-под гриба. А как же они там поместились? – Удивился Муравей.

- После долгих поисков Принц нашел свою Золушку и очень обрадовался.

Вы отлично прошли кастинг и приглашены на съемки в киностудии!

  1. Вы уже хорошо понимаете язык мимики. А теперь – еще одно упражнение.  Встаньте в круг  и скажите вашему соседу слева комплимент, так, чтобы ваш сосед улыбнулся.
  2. Сегодня в мастер-классе я хотела показать вам, что уметь понимать чужие эмоции и владеть своими – это достаточно сложно. Особенно сложна эта задача для детей с речевыми нарушениями. У многих из них недостаточно развита эмоционально-волевая сфера: дети не видят эмоциональных состояний окружающих, не могут управлять своими. У них также часто слабо развита мимическая мускулатура. Мы в нашей работе постоянно уделяем внимание этим проблемам, используя для этого не только мимические упражнения, но и сюжетно-ролевые игры, театрализованную деятельность, чтение художественной литературы, разучивание и выразительное чтение стихов. И вы со своей стороны можете помочь детям: не просто прочитать сказку, а прочитать ее артистично, поиграть с детьми  сказку по ролям, выучить стихотворение, обращая внимание на выразительность. Не забывайте  говорить  ребенку такие фразы, как: «Я сердит, потому, что…», «Мне сейчас грустно», «Ты меня очень порадовал». Спрашивайте ребенка: «Тебе грустно?», «Почему ты сердишься?» и т.д.
  3. А теперь посмотрим, как справляются с ролью артистов наши дети! Приглашаем вас в кукольный  театр, да не простой: раз куклы не могут изображать эмоции, то это за них будут делать артисты.

Просмотр сказки «Заюшкина избушка» - дети и куклы.