Дорогой Жизни - в Молотовск.
методическая разработка на тему

Дорофеева Елена Николаевна

Воспитательное мероприятие - экскурсия «Дорогой Жизни - в Молотовск», посвященное событиям блокады Ленинграда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_13.10.2015_itog.docx38.35 КБ

Предварительный просмотр:

Дорогой  Жизни - в Молотовск.

Воспитательное мероприятие - экскурсия «Дорогой Жизни - в Молотовск».

       Время и место проведения: Детско-юношеский центр; 13.10 каб. 214 в 15:00.

       Продолжительность мероприятия: 45 минут

Количество участников: 12 человек

Возраст: 7 класс

       Педагог: Дорофеева Елена Николаевна

       Тема: «Дорогой Жизни - в Молотовск».

       Форма:– экскурсия

    Цель: Создать условия для формирования чувства сопричастности к истории города, зарождения чувства патриотизма, гордости за свою страну.

Задачи:

1.образовательные:

  • Познакомить детей с событием блокады Ленинграда; личными историями блокадников города Северодвинска.

 2. развивающие:

  • Создать условия для развития познавательной активности в области знаний об истории своей страны и города.
  • Способствовать развитию творческого мышления.

3. воспитательные: 

  •   Воспитывать уважительное отношение к старшему поколению -  участникам блокады.
  •   Пробудить чувство гордости за то, что и в городе Северодвинске жили и живут герои событий блокадного Ленинграда.
  •   Воспитывать уважительное отношение к музейным экспонатам-«памятникам» войны.

Дидактический материал:

1.Стенды музея.

2. Ноутбук.

3. Экран.

4. Проектор.

5. Наглядный материал изображения блокадной еды: ремень, олифа, клей, фотографии.

6. Фотографии, картинки, вырезки, лозунги, листы бумаги А3, фломастеры, клеящий карандаш - для самостоятельного задания.

Структура занятия:

1. Организационный этап.

- Представление педагога, знакомство с детьми.

2. Подготовительный этап.

- Объявление темы, постановка целей и задач мероприятия.

3. Основной этап.

-проведение экскурсии «Дорогой Жизни - в Молотовск»

4. Заключительный этап.

- Подведение итогов занятия, беседа с детьми, оценка деятельности.

этап

содержание

Организационный этап

(2 мин)

Представление педагога, знакомство с детьми

Беседа с детьми.

Дети перечисляют правила. Педагог дополняет если что-то не хватает.

Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Елена Николаевна! Я рада приветствовать вас в  музее истории детского движения города!

Скажите пожалуйста ребята как вы думаете музей это особенное место? А почему оно особенное?

А если это место особенное, то и посетители музея  вести себя должны по- особенному. В нашем музее есть правила поведения. Помогите мне назвать их.

И так правила поведения в музее мы теперь знаем.

 Сегодня я предлагаю вашему вниманию экскурсию «Дорогой Жизни - в Молотовск».

Подготовительный этап.

Объявление темы. Постановка целей и задач.

(1 мин)

Мы  узнаем о таком событии как блокада Ленинграда, увидим настоящие предметы блокадного времени.  С помощью видео проектора услышим голоса наших северодвинских блокадников переживших голод и потери и узнаем их удивительные истории жизни.

Основной этап.

Экскурсия

(20 мин)

Вопросы детям для введения в тему

(3 мин)

Демонстрация документального видео на проекторе

(1 мин)

Демонстрация видео-интервью на проекторе

(3 мин)

диалог с детьми;

проблемные вопросы

(7 мин)

выступление юного экскурсовода

Заключительная часть экскурсии

 Ребята, скажите, пожалуйста, как вы думаете, в какой трагический промежуток времени для нашей страны была блокада Ленинграда?

Блокада Ленинграда началась 8 сентября 1941 года, во время Великой Отечественной Войны.

27 января 2015 года исполнился 71 год с прорыва фашисткой блокады города Ленинграда. А до этого 900 дней и 900 ночей город был без пищи, тепла и воды.

Гитлеровцы считали, что захват города имел бы важное  военное  и политическое значение. Но красная армия не дала  захватить Ленинград штурмом. Тогда немцы образовали кольцо сухопутной блокады вокруг Ленинграда. Они надеялись, что продовольствие будет исчерпано и голод заставит ленинградцев сдаться. Посмотрите ребята на эту карту. Видите, в центре Ленинград, а со всех сторон плотное блокадное кольцо.

Хроника блокадного города-это бесконечные бомбежки, испытание холодом, голодом, потеря близких.

 Разморозились системы отопления, замерз водопровод, за водой ходили на реки, печки - буржуйки топили всем, даже мебелью.

     А сейчас ребята мы посмотрим небольшое видео. Весь прошлый год мы с активом нашего музея и педагогами ДЮЦ трудились над созданием фильма видеоэкскурсии «Дорогой «Жизни- в Молотовск».И сегодня на занятии мы с вами сможем посмотреть некоторые фрагменты из этого фильма.

        Видео:1942 год стал критическим - зима стояла очень холодная с морозами. Надо было спасать детей. Не смотря на тяжелое положение в стране, Ленинграду старались оказать  помощь - осенью по Ладожскому озеру на судах, а зимой по льду озера сухопутным транспортом.

Эту трассу ленинградцы назвали Дорогой Жизни. Эта дорога была единственным путем выхода из блокадного города.  По ней доставлялось питание, боеприпасы, военная техника, шло пополнение войск, а из Ленинграда перевозились и спасались люди.

Так вот ребята, в нашем городе тоже живут герои тех событий. В Молотовск в годы войны прибыло несколько сотен ленинградцев.

       В нашем музее хранится уникальный альбом рисунков блокадного Ленинграда Александра Александровича Стадникова. (показать альбом на витрине) 

Ему было 9 лет, когда началась война.(Показать маленького Сашу) Уроженец города Николаева, он вместе с семьей переехал в Ленинград еще до начала войны. Ему пришлось испытать на себе все 900 дней блокады. Жили в комнате на четвертом этаже, которую обогревала печка –буржуйка, в топку шли журналы, дощечки от заборов, книги, старая кухонная мебель. В комнате была температура 4-5 градусов, а на окнах - лёд. (Показать копии рисунков на стенде)

 Александр Александрович вспоминает, что когда объявляли обстрел,(копия рисунка артобстрел) всем классом шли в бомбоубежище. В такое нелегкое время Саше удавалось учиться только на «отлично». В блокаду при свете коптилки прочитал всю военно-морскую библиотеку, принадлежавшую его дяде - адмиралу. Увлекался рисованием. В 1944 году тринадцатилетнему мальчишке вручили медаль «За оборону Ленинграда».

После войны Александр Александрович Стадников приехал в Северодвинск, (Показать А.А Стадникова современное фото) чтобы продолжить семейную династию корабелов, преподавал в Техническом колледже. Сейчас его, к сожалению, уже нет в живых.

 А это Мальцева (Воробъева) Галина Михайловна, родилась в городе Ленинграде. (Показать на стенде).

 Семья Гали состояла из пяти человек: мама и четверо детей.(Показать братьев и сестер Гали на фото) Отец умер еще до войны, и мама одна воспитывала четверых детей. Когда началась война, Галя находилась в пионерском лагере…Когда детей из лагеря привезли в Ленинград  город был неузнаваем: кругом вырыты траншеи, были видны следы бомбежек.(Показать на стенде фото бомбежек). Галина Михайловна вспоминает,  что город ежедневно  бомбили, обстреливали – было более 10 налетов в день. Сначала страшно боялись, прятались в убежище. Но когда настал голод, бояться  перестали.

 От голода все  были какие-то безумные. Вспоминает,  как старший брат Толя просил у мамы, дай хоть 5 грамм хлеба», (показать на стенде)- и мама отдавала ему свой хлеб… Но однажды пришла соседка и сказала, что если ты будешь отдавать свой хлеб то ты умрешь и детям тогда точно не выжить.  А норма хлеба, если это можно было назвать хлебом,  была 125 грамм.(Показать норму хлеба на стенде).

В два месяца умерли трое детей - братьев и сестер Гали, мама сильно плакала, приговаривая «Хоть есть не просят…». В конце марта 1942 года Галину с матерью эвакуировали на Северный Кавказ. Через Ладогу везли на машинах, немцы  обстреливали, и не всем удалось спастись. Много машин уходило под лед. В нашем музее есть уникальное фото Галины и её мамы во время пребывания на Северном Кавказе. (Показать фото Галины и мамы).

 В конце 1943 года Галю с матерью завербовали в город Молотовск  на завод 402.(Показать фото завода в годы войны) Галина вспоминает жуткий момент -, как она отстала от поезда и пришлось догонять его три дня. Мама очень волновалась, боялась потерять последнюю дочь…

Сейчас мы посмотрим видео, на котором Галина Михайловна Мальцева сама рассказывает историю про поезд. (на проекторе демонстрируется видео-интервью)

Е.Н: В Молотовске Галину с мамой поселили в бараке, спали на деревянных нарах. - Посмотрите, ребята, так выглядели бараки в военном Молотовске. (показать фото). Вскоре, мама пошла работать  на завод в цех  и взяла Галю  с собой.

       И 15-ти летняя девочка  встала к станку учеником токаря, чтобы дотянуться до станка приходилось ставить две подставки

Дальнейшая жизнь Галины Мальцевой в Молотовске сложилась благополучно, она вышла замуж и родила 2их детей, до пенсии проработала на Севмаше. Эти послевоенные фотографии Галины (показать фотографии) демонстрируют оптимистичное отношение к жизни, которое она сохранила и по сей день. 

А это Тереза Семеновна - блокадница, успешно руководила обществом долгие годы, помогла найти и получить статус житель блокадного Ленинграда многим блокадникам нашего города . На этой фотографии Тереза маленькая еще до военной блокады.

А это, ребята, уникальный экспонат, который в наш музей передала сама Тереза Семёновна. Это письмо с фронта 1943 года, которое написал для мамы отец Терезы во время войны. Он добровольцем ушел на фронт в 1941 году, хотя по состоянию здоровья мог не воевать. Сейчас мы с вами посмотрим фрагмент из фильма об этом интересном экспонате.

       Моисеенко Тамара Макаровна тоже эвакуировалась на Северный Кавказ. Она находилась во Всеволожском детском доме и её среди 200-х детей эвакуировали через Ладожское озеро. Это было уже в апреле, колеса машин  порой полностью скрывались по лёд и всё ехали с одной мыслью: «Лишь бы пройти озеро.»

Тамара Макаровна (показать на стенде фото)рассказала нам удивительную историю о своей маме. Она мало что помнила о ней, но очень хорошо запомнила как мама, которая работала в больнице, приносила в сумке соевую муку.

Вскоре мама Тамары умерла от бомбардировки.

Спустя долгие годы уже в 1987 году Тамара Макаровна купила выпуск газеты «Неделя», в котором была статья о блокадном Ленинграде, а в ней вот эта фотография. Это было невероятно, но в газете на фото Тамара узнала свою маму. По сумке, которая была у нее в руках. Вот эта сумка. И вы можете заменить поразительное сходство дочери с мамой. Это фото для Тамары Макаровны  осталось единственной памятью о маме. Вот такая удивительная история.

Посмотрите, ребята на эти предметы.

Это ремень, банка олифы и столярный клей. Как вы думаете, для чего эти вещи использовались во время блокады?

Это блокадная еда, и как ни странно эти предметы ели…Из чего сделан ремень? Правильно, из кожи. Ремни варили, делали суп. Из столярного клея варили холодец. В блокадное время клей делали из костей рыб, поэтому он был  вполне съедобным. Его долго вымачивали в воде и потом долго варили. На олифе жарили хлеб и котлеты из бумаги..

- Ребята, посмотрите на эту фотографию, как вы думаете, кто на ней запечатлён? Девочки или мальчики?

- С первого взгляда может показаться, что все эти дети мальчики, но это не так. Видите у некоторых из детей в руках куклы. Как раз дети  с куклами это девочки. Это фотография из личного архива северодвинской блокадницы Татьяны Сергеевны Спириной. Тогда в блокадном городе всех детей стригли очень коротко, даже девочек. А как вы думаете ребята, почему?

- Правильно, в военное время у детей часто бывали вши, гигиена не соблюдалась. Именно в  этих целях всех детей подстригали очень коротко.

-Как вы думаете глядя на это фото, какое настроение было у детей? Что можно прочитать в их глазах?

А на этой фотографии Богданчикова Зоя Леонидовна и Богданчиков Анатолий Иванович.

Анатолий Иванович первым основал в нашем городе общество Житель Блокадного Ленинграда. Это общество объединило наших Северодвинских блокадников в 90е годы.

На тот момент общество насчитывало 187 человек. Сейчас в живых осталось всего около 90 блокадников.

        Дети блокадного Ленинграда сроднились с Северодвинском. Здесь выросли, получили специальность и отдали лучшие годы заводу и городу.(показать общую фотографию общества)

В 1989 году всем блокадникам нашего города был вручен знак «Житель блокадного Ленинграда».

5 сентября 1992 года на острове Ягры, на самом берегу белого моря открыли памятник эвакуированным ленинградцам - Большой валун. (показать мемориал). Памятник был установлен по инициативе общества «Житель блокадного Ленинграда» при огромной помощи Севмашпредприятия и строительного управления 19.

На открытие этого памятника приехал ленинградский поэт, блокадник, Анатолий Молчанов, чьи стихи выгравированы на камне.(показать фото книги Молчанова).

Сейчас ребята я прочитаю вам эти трогательные строки:

Простите нас, погибшие в блокаду

За то, что вы в земле, а мы живём

Вкушаем жизни горечь и усладу

Грустим и любим, плачем и поём

Простите нас, что в дикой спешке буден

Быть может редко навещаем вас,

Но мы вас помним, вечно помнить будем,

Ведь вы родные каждому из нас.

        Е.Н: Очень мало осталось в живых свидетелей страшной блокады. И нам никогда не понять, что пришлось пережить им тогда. Они  были обычными людьми, которые  сумели совершить невозможное - пережить  ледяной ад. И не только пережить, но и остаться людьми. Они уходят, и вместе с ними уходит история. От нас зависит, чтобы она не ушла навсегда.

Если у вас есть вопросы по экскурсии и экспонатам, я  готова на них ответить.

Заключительный этап;(20мин)

творческое задание;

подведение итогов

Обсуждение результатов задания

(5 мин)

Анкета

(3 мин)

А теперь, ребята, предлагаю сделать вам творческое задание.

На входе вам выдали жетончики, красные и желтые.

У кого красные жетончики садитесь за первый стол, у кого желтые за второй. У нас получилось 2 команды.  

Сейчас предлагаю вам сделать агитационный  плакат-коллаж. На столах у вас лежат наборы с лозунгами, фотографиями, картинками, надписями( Раздать дидактический материал детям).Представьте, что вы в блокадном городе и вам нужно сделать коллаж, который бы поддержал и поднял дух ваших близких, соседей, друзей-жителей города.

Вам нужно выбрать вырезки, фотографии, картинки и составить плакат. Можете добавить надпись фломастерами, внести в плакат что-то своё. На это задание даётся 15 минут. После того как работа будет готова, одному человеку из команды нужно будет рассказать о вашей работе.

Я покажу пример коллажа. Приступайте!

Давайте посмотрим, что у вас получилось. Расскажите о своих плакатах-коллажах.

Спасибо за работу! У вас получились замечательные плакаты.

Скажите, пожалуйста, ребята, что на сегодняшней встрече вам больше всего запомнилось? Что удивило? Какие впечатления у вас остались от услышанного сегодня?

В заключении нашей встречи прошу вас заполнить небольшую анкету. Нам очень интересно узнать ваше мнение об экскурсии. Анкета анонимная, все ответы будут изучаться в обобщённом виде.

Спасибо, за внимание!

Анкета для обучающихся.

Дорогие, ребята! Нам очень интересно узнать ваше мнение об экскурсии, поэтому мы просим вас ответить на вопросы анкеты. Анкета анонимная, все ответы будут изучаться в обобщённом виде.

  1. Опишите своё настроение перед началом экскурсии:

А) хорошее, радостное

Б) равнодушное

В) грустное, унылое

  1. Из каких источников вам стало известно о блокаде Ленинграда?

А)рассказали знакомые, родственники

Б)читал в книгах

В)из газет, журналов, радио, ТВ

Г)рассказывали в школе

Д)никогда не слышал о блокаде

Е) свой вариант………………….

3. Получили ли вы сегодня новые знания о блокаде Ленинграда?

А) да

Б) нет

     4.Ваше впечатление об экскурсии :

А) Я задумался о величии подвига Ленинграда и ленинградцев.

Б) Я испытал чувство гордости за то, что в нашем городе жили и живут     герои событий блокадного Ленинграда.

В) Я задумался об уважительном отношении к ветеранам.

Г) свой вариант: …………………………………………….........................