Цели и условия воспитания
статья на тему

Марченко  Ирина  Валериевна

Размышление  о постановке  целей воспитания  в  профессиональной школе и условиях, при которых  эти цели реализуются

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tseli_i_usloviya_vospitaniya.docx19.77 КБ

Предварительный просмотр:

Цели  и  условия  воспитания

Воспитание – это обретение индивидом общественно признанных и одобряемых данным сообществом социальных ценностей, нравственных и правовых норм, качеств личности и образцов поведения в процессах образования.

В  более широком смысле — это процесс социализации индивида, становления и развития его как личности на протяжении всей жизни в ходе собственной активности и под влиянием природной, социальной и культурной среды, в т.ч. специально организованной целенаправленной деятельности родителей и педагогов;

В обоих этих значениях воспитание  представляет собой взаимодействие внутренних, психических процессов, связанных с активным полаганием себя вовне, самовоспитанием, саморазвитием и самореализацией, и внешних влияний; результатом такого взаимодействия выступает индивидуальность человека как уникальный сплав интеллектуального и социокультурного знания, переживания и опыта.

Цель — идеальная модель результата деятельности. Цель воспитания – это те заранее определяемые (прогнозируемые) результаты в подготовке подрастающих поколений к жизни, в их личностном развитии и формировании, которых стремятся достигнуть в процессе воспитательной работы. 

Человек формируется в течение жизни. Поэтому  цели воспитания, как и цели любой человеческой деятельности, являются исходным моментом в построении всей системы воспитания, ее содержания, методов, принципов.

Выбор целей воспитания не может быть случайным.

Как показывает исторический опыт, цели воспитания формируются под влиянием изменяющихся потребностей общества и под воздействием философских и психолого-педагогических концепций. Динамизм, вариативность целей воспитания подтверждаются и современным состоянием этой проблемы.

Современная педагогическая практика руководствуется двумя основными концепциями целей воспитания – прагматической  и  гуманистической.

Прагматическая  концепция, утвердившаяся с начала XX в. в США и сохраняющаяся здесь до настоящего времени под наименованием «воспитание ради выживания». Согласно этой концепции, школа должна воспитывать прежде всего эффективного работника, ответственного гражданина и разумного потребителя.

Гуманистическая  концепция  исходит из того, что целью воспитания должно быть оказание помощи личности в реализации всех заложенных в ней способностей и талантов, в осуществлении ею собственного «Я».

Крайним выражением этой концепции является основанная на философии экзистенциализма позиция, предлагающая вообще не определять целей воспитания, предоставляя человеку право свободного выбора направления саморазвития и ограничивая роль школы лишь представлением информации о направлении этого выбора.

Традиционной для России  является воспитательная цель, соответствующая гуманистической концепции, ориентирующейся на формирование всесторонне и гармонически развитой личности.

Гуманистический идеал актуален и в настоящее  время.

Сегодня цель воспитания формулируется как оказание помощи личности в разностороннем развитии.

Условиями эффективности воспитания личности   являются:

субъектно-личностные условия,

социокультурные условия,

социально-методические,

организационно-управленческие и другие.

Субъектно-личностные условия: осознание  педагогами, родителями важности развития оптимизма у ребенка, их активное сотворчество и эмоциональное сопереживание с детьми, а также создание доверительных отношений, готовность прийти на помощь ребенку, уважение к личности воспитателя и авторитет педагога, личные качества воспитателя. 

К социокультурным условиям относятся морально-психологические, эмоциональные условия, т. е. создание нормальной психологической атмосферы, основанной на сотрудничестве воспитателей, детей и родителей, педагогической поддержке, оптимистическом настрое в коллективе.

Атмосфера, создаваемая авторитетной личностью педагога, стимулирует ребят к творческой деятельности. Новизна и интерес к действиям авторитетного педагога повышает эффект развития оптимизма как качества личности у детей, приводит к положительным результатам. В психиатрии это описывается как эффект Хоторна.

Важным условием являются развитие личностных качеств педагогов и их профессионализма.

К социально-методическим условиям относятся повышение педагогической культуры воспитателей и специалистов, повышение педагогической культуры родителей. Повышение педагогической культуры воспитателей и специалистов - это консультирование различными специалистами по интересующим педагогов вопросам, обмен опытом, участие в семинарах, дискуссиях, повышение квалификации, участие в научно-исследовательской работе, изучение научной и методической литературы, самообразование. Повышение педагогической культуры родителей включает в себя оказание помощи родителям в формировании социально-личностных качеств у детей.

Организационно-управленческие условия. К ним относятся: организационно-методические условия, административные условия, нормативно-правовые условия, финансовые условия.

Организационно-методические условия  включают в себя оказание помощи родителям воспитанников по вопросам социально-личностного развития детей, организацию взаимодействия между школой и семьей, привлечение родителей к участию мероприятий, проходящих в школе (праздники, утренники, «веселые старты»). Формирование в образовательном учреждении самоуправляющихся сообществ педагогов, родителей, способных к самостоятельной творческой деятельности на основе сотрудничества и сотворчества.

Администрация должна заниматься обеспечением правовых, психологических, материальных, финансовых, профессионально развивающих условий. Культуросообразная позиция современной администрации характеризуется переходом от «заданьевой» (т. е. приказной, выполнение строго определенных поручений) системы управления к «задачной» (постановка стратегических и тактических задач перед коллективом, совместное определение организаторов их выполнения, тем самым предоставление полномочий в выборе средств, форм их реализации), от контрольного администрирования к координационному соуправлению, опирающемуся на научный анализ осуществляемой деятельности, прогнозирование, проектирование учебно-воспитательного процесса и культурного развития школы.

Нормативно-правовые условия - определение обязанностей и прав в соответствии с законодательной базой самого образовательного учреждения, правового положения как воспитателей, родителей, так и детей. Финансовые условия - адекватная жизнедеятельности и вариативная оплата труда педагога за работу с детьми.

Все  эти  условия эффективности воспитания позволяют улучшить процесс воспитания в образовательных учреждениях.