Инновационный проект "Традиции и обычаи народа ханты"
презентация к уроку на тему

Терентьева Наталья Васильевна

Авторский проект этнокультурной направленности по возрождению традиций и обычаев народа ханты

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_traditsii_i_obychai_naroda_hanty.pptx2.17 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект «Традиции и обычаи народа ханты»

Слайд 2

Актуальность Ямал - заповедный уголок земли, где удается сохранить на протяжении многих лет традиции и удивительно самобытную, во многом уникальную культуру аборигенного населения российской Арктики, которая так обогащает не только российскую, но и мировую культуру. Знание традиций народов Ямала позволяет лучше понять историю и культуру, а также появление таких человеческих ценностей, как дом, семья, род.

Слайд 3

Традиции – своеобразный источник знания истории и культуры любого народа. Психологию народа, его духовный мир, нравственность невозможно понять, подробнейшим образом не изучив, не осмыслив обычаи, по которым жили многие поколения. Обычаи помогают раскрыть глубину и прочность веками сложившихся связей человека с суровой природой родного края, они – источник сыновней любви северянина к родному чуму, оленю, скрипу полозьев нарт, звону бубенцов на упряжи. Тундра – это огромный мир, просторный дом, который нужно беречь, сохранять для будущих поколений.

Слайд 4

Цель: Приобщение детей к уникальной культуре народов Крайнего Севера, населяющих территорию ЯНАО, к их традициям и обычаям, нравственно-эстетическим ценностям.

Слайд 5

Задачи: Продолжить знакомство с национальной культурой народов Крайнего Севера Приобщение воспитанников с традиционными обычаями, обрядами, запретами коренных малочисленных народов Севера Создание условий для развития творческих способностей воспитанников семьи

Слайд 6

Проект состоит из пяти модулей:

Слайд 7

«Радужный мир Ямала» Знать : историю возникновения полуострова Ямал, природу Ямала, растительный и животный мир Ямала. Уметь : рассказать об основном признаке расселения и влиянии его на традиционную деятельность народа ханты. Иметь представление : Происхождение коренных народов Диалекты народа ханты, населяющего полуостров Ямал. Историческая справка возникновения полуострова Ямал Возникновение полуострова Ямал. Значение слова «Ямал» в переводе с ненецкого языка. Юн П.Е. Практикум: Викторина «Мой Ямал». Юн.П.Е. Народы, населяющие полуостров Ямал Беседы с презентацией: 1)Коренные народы, населяющие полуостров Ямал: ненцы, коми, ханты, селькупы. 2)Основные гипотезы о происхождении коренных народов, населяющих Ямал: северная (народы пришли на эти земли с севера Европы) и южная (народы, населяющие Ямал, поднялись по Оби с Алтая ). 3)Практикум: (работа с картой) нарисовать на карте полуострова Ямал движение народов севера согласно южной и северной гипотезе. ( Терентьева Н.В.)

Слайд 8

Основной признак расселения народа ханты на полуострове Ямал.Основная деятельность. Беседа с презентацией: Территориальный признак расселения народа ханты. Основная деятельность народа ханты, связанная с территориальным признаком: рыболовство, так как ханты селились вдоль рек. Практикум: нарисовать на карте полуострова Ямал расселение народа ханты. ( Канева Н.Д.) Влияние территориального признака на родной язык. Диалекты языка народа ханты Территориальное влияние на родной язык. Возникновение диалектов: Шурышкарского, приуральского. Практикум: составить таблицу, показывающую отличие диалектов Приуральского района. ( Куйбина Т.В .)

Слайд 9

«Национальные традиции и обряды народа ханты» Знать: Традиционные праздники народа ханты Фольклор народа ханты Уметь: Сохранять и применять национальные обычаи народа ханты Соблюдать ритуалы и обычаи на священных местах Национальные праздники народа ханты Расширить представления о национальных праздниках народа ханты; День рыбака, Вороний день, День оленевода, Ильин день Практикум: 1 неделя подготовка и 2 неделя проведение в игровой форме праздников народа ханты: (Канева Н.Д «Ильин день»; Юн П.Е «День оленевода»; Терентьева Н.В. «Вороний день»; Куйбина Т.В. «День рыбака» ) Роль фольклора в жизни народа ханты Значение фольклора в жизни народа ханты (пословицы, поговорки, приметы, загадки, сказки) Пословицы – Канева Н.Д., Поговорки и приметы – Терентьева Н.В ., Загадки – Юн П.Е. Творческая работа: представление кукольного театра Сказка «Кукушка» ( Куйбина Т.В.)

Слайд 10

«Чум – мой дом родной» Знать: понятие и назначение чума, его основных элементов традиционный уклад жизни народа ханты Уметь: устанавливать традиционный чум; сохранять гармонию с окружающим миром и природой. Тундра – солнце Ямала. Северные просторы тундры. Эколого – трудовой календарь. Творческая работа: конкурс рисунков и плакатов ( Терентьева Н.В.) Чум основное жилище народа ханты. Понятие чума, его функциональное назначение. Основные элементы чума. Женская и мужская половина чума. Практикум: Экскурсия в чум во дворе интерната – Юн П.Е. Самобытность и уклад жизни народа ханты Повседневный уклад жизни народа ханты: деятельность членов семьи утром, днем и вечером. Практикум: показ видеофильма – Куйбина Т.В. «Священные места в чуме» Расположение, назначение священного места в чуме народа ханты. Поклонение священному месту. Запреты, связанные со священным местом в чуме. Творческая работа: экскурсия в чум во дворе интерната. Конкурс рисунков священного места в чуме. – Канева Н.Д.

Слайд 11

Иметь представление: о профессии оленевода. Об особенностях оленеводства. О местах расположения родовых пастбищ. Знать: клеймо оленей своего стада и стадо соседей; маршруты касланий . Уметь: различать стадо своих оленей; запрягать оленью упряжку и управлять ей; пользоваться арканом. Нельзя оленей не любить, они – моя судьба. Значение оленеводства в жизни коренного населения, использование оленей повседневной жизни: транспорт, жилье, одежда, пища. Творческая работа: изготовление поделки оленя из меха. – Юн П.Е. Жертвоприношение оленя на святилище. Понятие «Священное место» и запреты связанные с ним. Традиционный ритуал жертвоприношения. Практикум: конкурс рисунков – Канева Н.Д. Аргиш , его значение в жизни народа ханты. Подготовка аргиша к касланию . Виды нарт: мужская, женская, священная, грузовая. Особенности их изготовления и использования. Практикум: Выезд на экскурсию Природно-этнографический комплекс в п. Горнокнязевск – Куйбина Т.В. Значение оленя в жизни человека в тундре. Выделка шкур, подготовка жил, изготовление одежды. Приготовление пищи. Изготовление традиционных национальных игрушек из костей и копыт оленя. Практикум: Беседа с презентацией. Игры с национальными игрушками. – Терентьева Н.В. «Я из тысяча оленей своего узнаю»

Слайд 12

Знать: названия ягод, основных промысловых рыб, основные характеристики деревьев и их использование в практической деятельности народами Севера. Уметь : по описанию определить растение, животное, птицу. Травы и цветы Ямала : общий обзор , традиции и обычаи, связанные с некоторыми растениями (на примере пушицы, мох сфагнум) Практикум: викторина «В родном краю каждую травинку знаю я» - Юн П.Е. Рыбы : один из основных народных промыслов: рыболовство, его значение в жизни коренных народов Севера, исчезновение некоторых ценных пород рыб, традиции и обычаи , связанные с некоторыми рыбами. Практикум : шоу викторина Поле чудес Канева Н.Д. Птицы : перелетные птицы Ямала, зимующие птицы, птицы занесенные в Красную книгу, обычаи, связанные с птицами Практикум: представление кукольного театра, инсценирование сказки «Почему у сороки хвост длинный» Куйбина Т.В. Деревья : ареал распространения деревьев на территории Ямала и их применение в быту народами Севера. Практикум: Беседа с презентацией- «Лекарственные деревья в тундре » Терентьева Н.В. Флора и фауна Ямала.

Слайд 13

Ожидаемый результат: Знать: Традиционные обычаи, обряды, запреты народа ханты Предназначение чума в тундре Самобытность уклада жизни, культурное наследие предков народа ханты Уметь: Рассказать об основном признаке расселения и его влиянии на традиционную деятельность народа ханты Применять национальные обычаи народа ханты Устанавливать традиционный чум Различать своё стадо оленей Запрягать оленью упряжку и управлять ею Пользоваться арканом

Слайд 14

Воспитывая у детей любовь к родному краю, необходимо подвести их к пониманию, что их край – это частица Родины. Быть гражданином, патриотом это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свой народ, свою страну должно сочетаться с формированием отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности. И от нас будет зависеть, будут ли наши дети понимать ее, тянуться к ней, поддерживать, уважать и развивать традиции живущих на этой земле народностей. Ибо лишь человек, глубоко уважающий и понимающий самобытность своего народа, сможет понять и принять специфику культурных ценностей других этнических коллективов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект этнокультурной направленности "Традиции и обычаи народа ханты"

Авторский проект, направленный на сохранение традиций, обычаев народа ханты...

брошюра "Пословицы, поговорки,загадки и запреты народов ханты"

предназначена для роботы по этнокультурному направлению...

Ребусы на языке народа ханты

Брошюра по этнопедагогике...

Традиции и обычаи осетинского народа

В данной работе говорится о традициях и обычаях осетинского народа....

«Обычаи народов России»

Цель: создать условия для формирования представлений о России как многонациональной стране.Задачи:Образовательные:знакомить детей с различными национальностями, традициями, культурой народов России.Ра...