Методическая разработка «Формирование информационно-коммуникативной компетентности обучающихся на уроках профцикла как условие социализации личности студента»
методическая разработка на тему
Современное общество диктует новые требования к подготовке выпускников. Студенту, оканчивающему учебное заведение, для полноценной жизни в обществе недостаточно одних лишь предметных знаний. Для социализации личности обучающегося необходимы: личная успешность, социальная успешность и профессиональная успешность.
В связи с этими требованиями меняется парадигма системы образования, которая от знаниевой составляющей переходит к компетентностной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_informatsionno-kommunikativnoy_kompetentnosti.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Воронежской области
«Воронежский техникум промышленно-строительных технологий»
Методическая разработка
«Формирование
информационно-коммуникативной
компетентности обучающихся
на уроках профцикла
как условие
социализации личности студента»
Преподаватель: Е.В.Наконечная
2016 год
Учитель прикасается к вечности:
никто не может сказать, где кончается его влияние.
Генри Адамс.
Современное общество диктует новые требования к подготовке выпускников. Студенту, оканчивающему учебное заведение, для полноценной жизни в обществе недостаточно одних лишь предметных знаний. Для социализации личности обучающегося необходимы: личная успешность, социальная успешность и профессиональная успешность.
В связи с этими требованиями меняется парадигма системы образования, которая от знаниевой составляющей переходит к компетентностной. «Компетентность, - пишет психолог Эвальд Зеер, - это глубокое, доскональное знание существа выполняемой работы, способов и
средств достижения намеченных целей, а также наличие соответствующих
умений и навыков. Компетентность предполагает не столько наличие у
специалиста значительного объема знаний и опыта, сколько умения
актуализировать накопленные знания и умения в нужный момент и
использовать их в процессе реализации своих профессиональных функций».
Выделим следующие группы ключевых компетенций:
- Ценностно-смысловые компетенции.
- Общекультурные компетенции.
- Учебно-познавательные компетенции.
- Информационно-коммуникативные компетенции.
- Социально-трудовые компетенции.
- Компетенции личностного самосовершенствования.
В своей педагогической деятельности большое внимание необходимо уделять формированию информационно-коммуникативным компетенциям. Она имеет особую значимость в жизни человека, так как
является одним из важных компонентов любой профессиональной
деятельности. Независимо от выбранной специальности выпускникам в
будущем предстоит работать с людьми, а, значит, общаться с ними и
использовать речь как средство воздействия. « Никакие другие способности,
- утверждает Д.Карнеги, - которыми может обладать человек, не позволят
ему сделать столь молниеносную карьеру и добиться признания, как умение
хорошо говорить». А так же специфика уроков профцикла заключается в том, что, во - первых, содержание курсов изначально опирается на работу с различными носителями информации (нормативными документами, учебной и справочной литературой, Интернет – ресурсами и др.); во-вторых, процесс обучения невозможен без умения общаться, формулировать свои мысли, вести диалог. Итак, что включают в себя эти компетенции:
Методов, приёмов, заданий, форм работы, которые помогают формированию компетенций много: проблемное обучение, исследование, ролевые и дидактические игры, применение информационных технологий и технологий критического мышления, применение диалоговой формы обучения и т.д.
Для формирования информационно-коммуникативной компетенций применяется метод проблемного обучения. Он позволяет создать условия, которые заставляют учащихся задумываться над смыслом изучаемого содержания, искать нужную информацию. Проблемное обучение перекликается с исследовательским методом, который помогает студенту увидеть гармонические связи между разрозненными явлениями и фактами. Для создания проблемной ситуации так же можно использовать:
1. Факты, идеи, вызывающие удивление, кажущиеся парадоксальными, поражающие своей неожиданностью.
2. Можно создать ситуацию конфликта, когда новые факты и выводы вступают в противоречие с устоявшимися в науке теориями и представлениями.
3. Ситуацию неопределенности можно создать, когда проблемное задание содержит недостаточное количество данных для его решения. Расчет делается на сообразительность, интуицию и умение искать нужную информацию учащимися.
5. Можно создать ситуацию предположения, которая основана на возможности выдвинуть собственную версию о причинах, характере, последствиях того или иного выбора.
В данном случае создаются условия для формирования умений анализировать и выделять главное, определять общее и особенное, выявлять
причины и следствия, работать и источниками информации и формулировать собственную позицию по заданному вопросу.
Использование технологии игры «Дебаты». Эту технологию можно применять, например, при домашнем задании. Студентов необходимо разделить на две группы и предложить им определённый вопрос (это может быть и тема урока или конкретный вопрос из темы урока), который нужно рассмотреть с позиции отрицания – речь отрицание и с позиции утверждения – речь утверждение с приведениями аргументов.
Формирование информационной компетенции - использование компьютера на занятиях.
На сегодняшний день компьютер является необходимостью для любого человека, живущего в условиях информационного общества.
Он даёт большие возможности.
Работу по формированию информационно-коммуникационной компетенции можно и нужно проводить и при организации внеурочной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по дисциплине "Перевозка грузов на особых условиях"
Методическая разработка...
Методическая разработка по выполнению практических работ по дисциплине "Охрана труда" для студентов всех специальностей дневной и заочной формы обучения
В данной методической разработке рассматривается выполнение следующих практических работ: 1. Составление инструкции по охране труда.2. Расчёт относительных показателей частоты и тяжести травматизма.3....
Методическая разработка внеклассного мероприятия, По теме:«Международный День медицинской сестры» Для студентов 1-4 курсов
Представление по теме «Международный день медицинской сестры» Планируется в рамках реализации нравственного и профессионального воспитания. Цель данного мероприятия:1. Фор...
2015 Дистанционный межрегиональный форум «Реализация программ подготовки специалистов среднего звена: опыт, проблемы, решения, перспективы», г. Иркутск, статья "Всестороннее развитие и социализация личности студентов медицинского колледжа"
2015 Дистанционный межрегиональный форум «Реализация программ подготовки специалистов среднего звена: опыт, проблемы, решения, перспективы», г. Иркутск, статья "Всестороннее развитие ...
Доклад на ЦМК 2017-2018 Всестороннее развитие и социализация личности студента
Доклад на ЦМК 2017-2018 Всестороннее развитие и социализация личности студента...
Презентация "Образовательного проекта с учебно-методической разработкой занятия на тему "Создание пейзажа в условиях пленэра"
В данной "Презентации" представлена методическая разработка одного занятия по изобразительному искусству- "Краткосрочный этюд несложного пейзажа с передачей состояния световоздушной сре...
Статья - "Социализация личности студентов медицинского колледжа через формирование у них культуры психической саморегуляции", г. Иркутск,межрегиональная научно-практическая конференция
Система среднего профессионального образования в России переживает преобразования и адаптируется к новым рыночным условиям. В то же время реформа здравоохранения предъявляет новые требования к специал...