Методическая разработка «Формирование информационно-коммуникативной компетентности обучающихся на уроках профцикла как условие социализации личности студента»
методическая разработка на тему

Наконечная Евгения Викторовна

Современное общество диктует новые требования к подготовке выпускников. Студенту, оканчивающему учебное заведение, для полноценной жизни в обществе недостаточно одних лишь предметных знаний. Для социализации личности обучающегося необходимы: личная успешность, социальная успешность и профессиональная успешность.

       В  связи с этими требованиями меняется парадигма системы образования, которая от знаниевой составляющей переходит к  компетентностной.

Скачать:


Предварительный просмотр:

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Воронежской области

«Воронежский техникум промышленно-строительных технологий»

Методическая       разработка

 «Формирование

информационно-коммуникативной

компетентности обучающихся

на уроках профцикла

как условие

социализации личности студента»

Преподаватель:                           Е.В.Наконечная                                    

2016 год

Учитель прикасается к вечности:

никто не может сказать, где кончается его влияние.

Генри Адамс.

         Современное общество диктует новые требования к подготовке выпускников. Студенту, оканчивающему учебное заведение, для полноценной жизни в обществе недостаточно одних лишь предметных знаний. Для социализации личности обучающегося необходимы: личная успешность, социальная успешность и профессиональная успешность.

       В  связи с этими требованиями меняется парадигма системы образования, которая от знаниевой составляющей переходит к  компетентностной. «Компетентность, - пишет психолог Эвальд Зеер, - это глубокое, доскональное знание существа выполняемой работы, способов и

средств достижения намеченных целей, а также наличие соответствующих

умений и навыков. Компетентность предполагает не столько наличие у

специалиста значительного объема знаний и опыта, сколько умения

актуализировать накопленные знания и умения в нужный момент и

использовать их в процессе реализации своих профессиональных функций».

        Выделим следующие группы ключевых компетенций: 
- Ценностно-смысловые компетенции.
  
- Общекультурные компетенции.
  
- Учебно-познавательные компетенции.
  
- Информационно-коммуникативные  компетенции.
- Социально-трудовые компетенции.
  
- Компетенции личностного самосовершенствования
.

            В своей педагогической деятельности большое внимание необходимо уделять формированию информационно-коммуникативным компетенциям. Она  имеет особую значимость в жизни человека, так как

является одним из важных компонентов любой профессиональной

деятельности. Независимо от выбранной специальности выпускникам в

будущем предстоит работать с людьми, а, значит, общаться с ними и

использовать речь как средство воздействия. « Никакие другие способности,

- утверждает Д.Карнеги, - которыми может обладать человек, не позволят

ему сделать столь молниеносную карьеру и добиться признания, как умение

хорошо говорить». А так же специфика уроков профцикла заключается в том, что, во - первых, содержание курсов изначально опирается на работу с различными носителями информации (нормативными документами, учебной и справочной литературой, Интернет – ресурсами и др.); во-вторых, процесс обучения невозможен без умения общаться, формулировать свои мысли, вести диалог. Итак, что включают  в себя эти компетенции:

         Методов, приёмов, заданий, форм работы, которые помогают формированию компетенций много: проблемное обучение, исследование, ролевые и дидактические игры, применение информационных технологий и технологий критического мышления, применение диалоговой формы обучения  и т.д.

          Для   формирования информационно-коммуникативной компетенций применяется метод  проблемного обучения. Он  позволяет создать условия, которые заставляют учащихся задумываться над смыслом изучаемого содержания, искать нужную информацию.  Проблемное обучение перекликается с  исследовательским методом, который помогает студенту увидеть гармонические связи между разрозненными явлениями и фактами. Для создания проблемной ситуации  так же  можно использовать:

1.  Факты, идеи, вызывающие удивление, кажущиеся парадоксальными, поражающие своей неожиданностью.

2. Можно создать ситуацию конфликта, когда новые факты и выводы вступают в противоречие с устоявшимися в науке теориями и представлениями.

3. Ситуацию неопределенности можно создать, когда проблемное задание содержит недостаточное количество данных для его решения. Расчет делается на сообразительность, интуицию и умение искать нужную информацию учащимися.

5. Можно создать ситуацию предположения, которая основана на возможности выдвинуть собственную версию о причинах, характере, последствиях того или иного выбора.

       В данном случае создаются условия для формирования умений анализировать и выделять главное, определять общее и особенное, выявлять

причины и следствия, работать и источниками информации и  формулировать собственную позицию по заданному  вопросу.

                 Использование технологии игры «Дебаты». Эту технологию можно применять, например, при домашнем задании. Студентов необходимо разделить на две группы и предложить им определённый вопрос (это может быть и тема урока или конкретный вопрос из темы урока), который нужно рассмотреть с позиции отрицания – речь отрицание и с позиции утверждения – речь утверждение с приведениями аргументов.

              Формирование информационной компетенции - использование компьютера  на занятиях.

   На сегодняшний день  компьютер является  необходимостью  для любого человека, живущего в условиях информационного общества.

   Он даёт большие  возможности.

       Работу по формированию информационно-коммуникационной компетенции можно и нужно проводить и при организации внеурочной деятельности.      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по выполнению практических работ по дисциплине "Охрана труда" для студентов всех специальностей дневной и заочной формы обучения

В данной методической разработке рассматривается выполнение следующих практических работ: 1. Составление инструкции по охране труда.2. Расчёт относительных показателей частоты и тяжести травматизма.3....

Методическая разработка внеклассного мероприятия, По теме:«Международный День медицинской сестры» Для студентов 1-4 курсов

Представление по теме «Международный день медицинской сестры» Планируется в рамках реализации нравственного и профессионального воспитания. Цель данного мероприятия:1.     Фор...

2015 Дистанционный межрегиональный форум «Реализация программ подготовки специалистов среднего звена: опыт, проблемы, решения, перспективы», г. Иркутск, статья "Всестороннее развитие и социализация личности студентов медицинского колледжа"

2015 Дистанционный межрегиональный форум «Реализация программ подготовки специалистов среднего звена: опыт, проблемы, решения, перспективы», г. Иркутск, статья "Всестороннее развитие ...

Доклад на ЦМК 2017-2018 Всестороннее развитие и социализация личности студента

Доклад на ЦМК 2017-2018 Всестороннее развитие и социализация личности студента...

Презентация "Образовательного проекта с учебно-методической разработкой занятия на тему "Создание пейзажа в условиях пленэра"

В данной "Презентации" представлена методическая разработка одного занятия по изобразительному искусству- "Краткосрочный этюд несложного пейзажа с передачей состояния световоздушной сре...

Статья - "Социализация личности студентов медицинского колледжа через формирование у них культуры психической саморегуляции", г. Иркутск,межрегиональная научно-практическая конференция

Система среднего профессионального образования в России переживает преобразования и адаптируется к новым рыночным условиям. В то же время реформа здравоохранения предъявляет новые требования к специал...