Методические рекомендации к проведению урока-игры по дисциплине «Математика»
методическая разработка на тему

Вербицкая Светлана Николаевна

Цель данной методической разработки: изложение плановой темы «Последовательности. Предел последовательности» согласно программе в игровой форме.

Цель урока:

·         Отработка понятия «последовательность»;

·         Изучение основных составляющих последовательности: коэффициент последовательности, номер коэффициента последовательности, общий коэффициент последовательности, сокращенная форма записи последовательности;

·         Исследование основных типов последовательностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ

СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «ПЯТИГОРСКИЙ ТЕХНИКУМ ТОРГОВЛИ, ТЕХНОЛОГИЙ И СЕРВИСА»

Методические рекомендации к проведению урока-игры

по дисциплине «Математика»

подготовила преподаватель математики Вербицкая С.Н.

2017г

Методические рекомендации к проведению урока-игры по дисциплине Математика

Раздел «Последовательности и функции»

Тема «Последовательности. Предел последовательности»

Пояснительная  записка

Цель данной методической разработки: изложение плановой темы «Последовательности. Предел последовательности» согласно программе в игровой форме.

Цель урока:

  • Отработка понятия «последовательность»;
  • Изучение основных составляющих последовательности: коэффициент последовательности, номер коэффициента последовательности, общий коэффициент последовательности, сокращенная форма записи последовательности;
  • Исследование основных типов последовательностей.

Студент должен:

Знать:

  • Определение последовательности и её математическую запись;
  • Классификацию последовательностей и их свойства;

Уметь:

  • Определять последовательность по ограниченности;
  • Различать бесконечно малые и бесконечно большие последовательности, возрастающие и убывающие, сходящие и расходящиеся.

Данный методический материал рассчитан на два академических часа.

Изучение данной темы ведётся по группам.

Понятие «Последовательность» является одним из базовых компонентов дисциплины «Математика».

Содержание разработки

Изучение понятия «Последовательность» предлагается провести в форме игры «Ромашка». Студентам предлагается готовый стенд в виде ромашки следующего вида.

Цифрами 1-4 обозначены «лепестки Ромашки».

Игра  «Ромашка»

Игра «Ромашка» включает несколько этюдов.

Этюд «Стебель»

Начнём изучать ромашку со стебля. На основании стебля написано слово- последовательность. Что это такое?

Преподаватель излагает понятие «последовательность» по следующему плану:

  • Определение последовательности;
  • Основные составляющие последовательности: коэффициент, номер коэффициента, общий коэффициент, сокращённая запись последовательности;
  • Геометрическая интерпретация последовательности на координатной прямой;
  • Примеры последовательностей;

С целью создания заинтересованности у студентов преподаватель предлагает вопросы, которые оцениваются баллами.

  1. Дайте определение последовательности. -1 балл.
  2. Дана последовательность: 1;2;3;4;5;… . Назовите её коэффициент, стоящий под 10 номером.-1 балл.
  3. Дана последовательность: 1;;;;; … . Запишите её в сокращённой форме.-1балл.
  4. Дана последовательность: 8;4;2;1;; … . Дайте её геометрическую интерпретацию на координатной прямой -1балл.
  5. Даны алгебраические выражения:

1+2+3+4+5+…;

1;;;; …;

12345…;

1:2:3:4:5:… .

Какая из них  является последовательностью? -2балла.

  1.  Дан общий коэффициент последовательности  = . Напишите первые 10 коэффициентов последовательности.-3 балла.
  2. Написать формулу общего коэффициента последовательности: ;;;;… .-5 баллов.

Далее преподаватель, обращаясь к аудитории, предлагает сорвать любой лепесток. Допустим, это будет лепесток 1 (рис.1).

Этюд «Лепесток 1»

Рис. 1

Преподаватель объясняет понятие «Ограниченные и неограниченные последовательности. Их свойства.» по плану:

  • Ограниченная последовательность сверху, снизу;
  • Ограниченная последовательность;
  • Неограниченная последовательность;
  • Свойства ограниченных и неограниченных последовательностей;
  • Примеры ограниченных и неограниченных последовательностей.

Далее аналогично предлагаются вопросы аудитории.

  1. Приведите примеры последовательностей, ограниченных сверху.-1балл.
  2. Приведите примеры последовательностей, ограниченных снизу.-1балл.
  3. Приведите примеры ограниченных последовательностей.-1балл.
  4. Приведите примеры неограниченных последовательностей.-1балл.
  5. Определите следующие последовательности на ограниченность:

 -2балла.

 -2балла.

 -2балла.

 -4балла.

Преподаватель срывает следующий лепесток (рис.2).

Этюд «Лепесток 2»

Рис. 2

Преподаватель начитывает теорию по плану:

  • Бесконечно большие последовательности;
  • Бесконечно малые последовательности;
  • Свойства бесконечно больших и бесконечно малых  последовательностей.

Затем предлагается ряд вопросов.

  1. Приведите примеры бесконечно больших последовательностей.-1 балл.
  2. Приведите примеры бесконечно малых последовательностей.-1 балл.
  3. Какие из приведённых последовательностей бесконечно малые или бесконечно большие?

-2 балла.

-2 балла.

 -2 балла.

 -2 балла.

  1. Если  –бесконечно малая (большая) последовательность, то составьте для неё бесконечно большую (малую) последовательность:

 -2 балла.

-3 балла.

 -3балла.

 -3балла.

  1. Придумайте образ бесконечно малой последовательности (например, целое яблоко делиться пополам, потом каждая долька ещё раз пополам и т. д., в конечном итоге – долька уменьшается.

Долька – это прообраз коэффициента, который стремиться к нулю), и бесконечно большой последовательности (например, бросание шариков в корзину, сначала в корзине один шарик, затем два и т. д., т. е. количество шариков есть коэффициенты последовательности, в конце концов, количество шариков в корзине становиться равным бесконечности). -10 баллов.

Далее срывается  следующий лепесток (рис.3).

Этюд «Лепесток 3»

Рис. 3

Излагается преподавателем теория по следующей схеме:

  • Определение возрастающей последовательности;
  • Определение убывающей последовательности;
  • Свойства монотонных последовательностей;
  • Примеры монотонных последовательностей;

Далее традиционно предлагаются вопросы:

1.Приведите примеры возрастающих последовательностей. – 1 балл.

2. Приведите примеры убывающих последовательностей. – 1 балл.

3. Приведите примеры невозрастающих последовательностей. – 1 балл.

4. 3. Приведите примеры неубывающих последовательностей. – 1 балл.

5. Какие из ниже перечисленных последовательностей являются возрастающими, убывающими, невозрастающими, неубывающими:

 -2 балла.

1;1;;; ;;; … - 2 балла.

 -2балла.

1; 1; 2; 2; 3; 3; … - 2 балла.

И наконец, преподаватель переходит к последнему лепестку (рис.4).

Этюд «Лепесток 4»

Рис. 4

Преподаватель начитывает теорию по плану:

  • Определение сходящейся последовательности (через общий коэффициент, без привязки к пределу последовательности, так как эту тему можно оставить на следующий урок);
  • Определение расходящейся последовательности;
  • Свойства сходящейся последовательности;
  • Примеры сходящихся и расходящихся последовательностей.

Далее предлагается следующий перечень вопросов.

  1. Приведите примеры сходящихся последовательностей.- 1 балл.
  2. Приведите примеры расходящихся последовательностей.- 1 балл.
  3. Определите последовательности на сходимость:

1; 2; 3;4;… -2 балла.

1;;; ;;; … - 2 балла.

 – 2 балла.

Вывод

Личная практика преподавателя показывает, что изложение понятия «Последовательность» в игровой форме приносит наибольший результат.

Перечень средств обучения

В ходе проведения урока использовался стенд «Ромашка».

Рекомендуемая литература

В.В. Паладова: Деловые игры на уроках математики.-М. 2005

Пехлецкий К.Д. Математика:Учебник для средних специальных учебных заведений .-М.:Академия, 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по проведению практических работ по дисциплине статистика

Метидические рекомендации про проведению практических работ разработаны в соответствии с рабочй программой и календарно-тематическим планом по дисциплине...

Методические рекомендации для проведения практических занятий по дисциплине "Метрология и стандартизация"

Методические указания к выполнению практических занятий являются частью учебно-методического комплекса для освоения дисциплины «Метрология и стандартизация»Приведены рекомендации по выполнению практич...

КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ по дисциплине «Математика», тема "Теория пределов".

Краткий курс лекций и методические указания по выполнению контрольной работы по дисциплине «Математика» предназначены для подготовки специалистов со средним профессиональном образованием. Включает тео...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ по дисциплине «Математика», Специальности 25.02.01 Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей 25.02.03 Техническая эксплуатация электрифицированных и пилотажно-навигационн

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплине «Математика», являющейся дисциплиной математического и общего естественнонаучного учебного цикла составлены в соответствии ...

Методические рекомендации для проведения практических занятий по дисциплине «ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

методическое пособие предназначено для использования преподавателями при проведении практических занятий по дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности»...

Методические рекомендации по проведению урока-игры по дисциплине Материаловедение

Организация познавательной деятельности в игровой форме имеет свою самостоятельную функцию в учебном процессе, которая не может быть выполнена другими методами, как и наоборот: игра не может за­ме...