Основы эффективного общения
консультация на тему

Шушакова Диана Алексеевна

Лекция 3. Педагогическое общение. Стили общения преподавателя со студентами

(взята из интернета)

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lektsiya_3_osnovy_pedagogicheskogo_obshcheniya.docx23.38 КБ

Предварительный просмотр:

Лекция 3. Педагогическое общение. Стили общения преподавателя со студентами

План.
1. Понятие «педагогическое общение», основные функции.
2. Стили общения преподавателя со студентами:
стили педагогического руководства;
стили и варианты взаимоотношений педагога и обучающегося;
стили педагогического общения.
3. Типология профессиональных позиций педагога.
4. Стадии педагогического общения на учебном занятии.
5. Модели поведения педагога со студентами на учебном занятии.


Литература:
1.Байкова, Л.А. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: учебное пособие / Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина.– М. : Педагогическое общество России, 2001. – 256 с.
2.Занина, Л.В. Основы педагогического мастерства /Л. В. Занина, Н. П. Меньшикова. – Ростов / Д. : Феникс, 2003. – 288 с.
6. 3.Кан-Калик, В.А. Учителю о педагогическом общении / В.А. Кан-калик. – М. : Просвещение, 1987. – 254 с.
4. Кузнецов, И.Н. Настольная книга преподавателя / И.Н. Кузнецов. – Мн. : «Современное слово», 2005. – 544 с.
5. Столяренко, Л.Д. Педагогика. Серия «Учебники, учебные пособия» / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д : «Феникс», 2003. – 448 с.
6. Чанышева, Г. О коммуникативной компетентности // Высшее образование в России. – 2005. - № 2. – С. 148 – 151.

1.Понятие «педагогическое общение», основные функции. Педагогическое общение – взаимодействие преподавателя с учащимися в учебно-воспитательном процессе, направленное на создание благоприятного психологического климата, способствующего более полному развитию личности.
Функции педагогического общения:
познавательная функция - способствуют познанию, обмену информацией;
информационная функция – обеспечивает процесс обмена материальными и духовными ценностями, создает условия для развития положительной мотивации учебно-воспитательного процесса;
обмен социальными ролями – способствует многосторонним проявлениям личности, возможности войти в роль другого, содействие процессу восприятия человека человеком (например, студенту побывать в роли организатора);
содействие самоутверждению личности – педагог способствует осознанию студентом своего «Я», ощущению своей личностной значимости, способствует формированию адекватной самооценки, уровня притязаний;
функция сопереживания – обеспечивает условия для понимания чувств другого человека, для формирования способности становиться на точку зрения другого человека (собеседника).

2. Стили общения преподавателя со студентами. Важной характеристикой профессионально-педагогического общения является стиль. Стиль – это индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и обучающегося. Стиль общения – индивидуальная стабильная форма коммуникативного поведения человека, проявляющаяся в любых условиях взаимодействия, в деловых и личных отношениях, руководстве, обучении и воспитании, способах принятия и осуществления решений, в избираемых приемах психологического влияния на людей, в методах разрешения межличностных и деловых конфликтов (Г. Чанышева). 
В процессе педагогического общения можно выделить стили педагогического руководства, стили и варианты взаимоотношений, модели поведения педагога со студентами.
Л.Д. Столяренко выделяет шесть основных стилей руководства преподавателем обучающимися [5].
Автократический (самовластный) – преподаватель осуществляет единоличное управление коллективом студентов, не позволяет им высказывать свои взгляды и критические замечания. Педагог последовательно предъявляет к обучающимся требования и осуществляет жесткий контроль за их выполнением.
Авторитарный (властный) – допускает возможность для студентов участвовать в обсуждении вопросов учебной или коллективной жизни, но решение, в конечном счете, принимает преподаватель в соответствии со своими установками. Преподаватель работает в расчете на «усредненного» студента, отклонение от «среднего» поведения воспринимается жестко: активный студент расценивается как бунтарь, неактивный – как лентяй. Доминирует дисциплинарное воздействие на студентов; общение носит формальный характер. 
Демократический – предполагает внимание и учет преподавателем мнений студентов, учитываются индивидуальные особенности студентов. Общение носит личностный характер, организующее воздействие преобладает над дисциплинарным. Педагог ведет диалогическое общение на равных. 
Игнорирующий стиль характеризуется тем, что преподаватель стремится как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность студентов, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей передачи учебной и административной информации.
Попустительский, конформный стиль проявляется в том случае, когда преподаватель устраняется от руководства группой студентов либо идет на поводу их желаний. Педагог стремится снять с себя ответственность за успехи или неудачи студентов.
Непоследовательный, алогичный стиль – преподаватель в зависимости от внешних обстоятельств и собственного эмоционального состояния осуществляет любой из данных стилей руководства, что ведет к дезорганизации и ситуативности системы взаимоотношений преподавателя со студентами, к появлению конфликтных ситуаций.
Стили отношений педагога к учащемуся (Н.А. Березовин, Я.Л. Коломинский):
Активно-положительный стиль характеризует положительное отношение педагога к обучающимся, которое преподаватель не скрывает, демонстрирует студентам;
пассивно-положительный стиль – также является проявлением положительного отношения преподавателя, которое он открыто не демонстрирует. Данный стиль является показателем невысокого уровня профессионализма преподавателя.
Неустойчивый, ситуативный стиль характеризует различное отношение педагога к обучающимся в зависимости от ситуации, также демонстрирует невысокий уровень профессионального мастерства преподавателя.
Активно-отрицательный стиль - педагог проявляет отрицательное отношение к студентам, которое он не скрывает. Этот стиль, по мнению Н.А. Березовина и Я.Л. Коломинского, - показатель ошибочного выбора педагогической деятельности.
Пассивно-отрицательный стиль - проявление отрицательного отношения преподавателя, которое он открыто не демонстрирует обучающимся, также говорит об ошибочном выборе педагогической профессии.


Варианты взаимоотношений
(по знаку направленности, А. Ершов):
-взаимно-положительные взаимоотношения;
-взаимно-отрицательные взаимоотношения;
-односторонние положительно-отрицательные - педагог и учащиеся с негативной установкой склонны ожидать такого же отношения к себе, как следствие неадекватность, предвзятость поведенческих реакций.
-односторонние противоречиво-положительные - очевидны колебания между симпатией и антипатией. Решающая роль принадлежит поведенческой реакции педагога, его терпимости и такту.
-односторонние противоречиво-отрицательные; 
-взаимно-противоречивые отношения (деструктивные) – педагогу необходимо преодолеть обоюдную настороженность и тревожность.
-обезличенные (объект-объектные) – формальные контакты – не только взаимное равнодушие, но и провокации, немотивированная агрессия учащихся.
В.А. Кан-Калик [3] выделяет следующие стили педагогического общения:
Общение на основе высоких профессиональных установок, его отношения к педагогической деятельности в целом. О таких преподавателях говорят: «За ним студенты буквально по пятам ходят!» Причем в высшей школе интерес в общении стимулируется еще и общими профессиональными интересами, особенно на профилирующих кафедрах. 
Общение на основе дружеского расположения – продуктивный стиль, предпосылка успешной учебно-воспитательной деятельности, но дружественность должна иметь меру, не переходить в панибратство. Особенно это касается молодых педагогов, не желающих попасть в конфликтные ситуации.
Общение-дистанция – во взаимоотношениях постоянно прослеживается дистанция во всех сферах, в обучении, со ссылкой на авторитет и профессионализм, в воспитании – на жизненный опыт и возраст. Такой стиль формирует отношение «учитель - ученики». Но это не означает, что учащиеся должны воспринимать педагога как сверстника
Общение устрашение – негативная форма общения, антигуманная, чаще используется начинающим педагогом, вскрывая его педагогическую несостоятельность. Разрушает творческую деятельность;
Общение- заигрывание – характерно для молодых преподавателей, стремящихся к популярности. Такое общение обеспечивает лишь ложный, дешевый авторитет.
Чаще всего в педагогической практике наблюдается сочетание стилей в той или иной пропорции, когда доминирует один из них.

3.Типология профессиональных позиций педагога. Для осуществления общения существенно важны роли, позиции педагога. Во взаимодействии с детьми выделяют 2 позиции (Ю.В. Сенько, В.Э. Тамарин).
«Закрытую позицию», для которой характерны обезличенная, подчеркнуто объективная манера изложения, отсутствие собственных суждений и сомнений, переживаний, озарений, утрата эмоционально-ценностного подтекста обучения, что не вызывает у детей ответного желания раскрытия;
«Открытую позицию», находясь на которой педагог отказывается от собственного педагогического всеведения и непогрешимости, открывает свой личный опыт учащимся и сопоставляет свои переживания с их, излагает учебный материал сквозь призму своего восприятия. В ходе этого осуществляется диалог педагога и учащихся, для которого характерны уважительное отношение к мнению других, умение встать на точку зрения собеседника, педагогический оптимизм и доверие.
М. Тален [5]выделяет следующие модели поведения педагогов:
-Модель 1 – «Сократ». Это педагог с репутацией любителя споров и дискуссий, намеренно их провоцирующий на занятиях. Ему свойственны индивидуализм, несистематичность в учебном процессе из-за постоянной конфронтации; студенты усиливают защиту собственных позиций, учатся их отстаивать.
-Модель 2 – «Руководитель групповой дискуссии». Главным в учебно-воспитательном процессе считает достижение согласия и установление сотрудничества между учащимися, отводя себе роль посредника, для которого поиск демократического согласия важнее результата дискуссии.
-Модель 3 – «Мастер». Педагог выступает как образец для подражания, подлежащий безусловному копированию и прежде всего не столько в учебном процессе, сколько в отношении жизни вообще.
-Модель 4 – «Генерал». Избегает всякой двусмысленности, подчеркнуто требователен, жестко добивается послушания, так как считает, что всегда и во всем прав, а учащийся, как армейский новобранец, должен беспрекословно подчиняться отдаваемым приказаниям. По данным автора типологии, этот стиль наиболее распространен, чем все вместе взятые, в педагогическом процессе.
-Модель 5 – «Менеджер». Стиль, получивший распространение в радикально ориентированных школах и сопряженный с атмосферой эффективной деятельности класса, поощрением их инициативы и самостоятельности. Педагог стремится к обсуждению с каждым учащимся смысла задачи, качественному контролю и оценке конечного результата.
-Модель 6 – «Тренер». Атмосфера общения в классе пронизана духом корпоративности. Студенты в данном случае подобны игрокам одной команды, где каждый в отдельности не важен как индивидуальность, но все вместе они могут многое. Педагогу отводится роль вдохновителя групповых усилий, для которого главное - конечный результат, блестящий успех, победа.
-Модель 7 – «Гид». Воплощенный образ ходячей энциклопедии. Лаконичен, точен, сдержан. Ответы на все вопросы ему известны заранее, как и сами вопросы. Технически безупречен и именно поэтому зачастую откровенно скучен.
Разрабатывая данную типологизацию, М.Тален указывает, что педагог основывается на собственных потребностях, а не на потребностях учащихся.

4.Стадии педагогического общения на учебном занятии. 
В психолого-педагогической литературе выделяют следующие стадии педагогического общения:
1.Моделирование предстоящего общения в процессе подготовки учебного занятия. Оно включает в себя: 
учет особенностей учебной группы, класса; 
отношение присущего вам стиля общения сданной группой с задачами учебного занятия; 
учет общей психологической атмосферы; 
учет ваших взаимоотношений с отдельными учащимися;
2.Организация непосредственного общения предполагает: 
привлечение педагогом внимания учащихся с помощью активных методов и приемов, разнообразных средств обучения.
3.Управление общением, которое предполагает: - оперативность при организации начального контакта с группой, постановка задач и вопросов. Которые уже в начальный момент взаимодействия способны мобилизовать коллектив; 
формирование чувства «Мы» в решении поставленных на занятии задач;
преодоление стереотипных и негативных установок по отношению к отдельным учащимся; 
сокращение запрещающих педагогических требований и расширение позитивных; 
внимание к внешности: опрятность, подтянутость, собранность, доброжелательность, обаяние; 
использование речевых и невербальных средств взаимодействия (мимика, контакт глазами, и д.р.); 
умение показывать детям собственную расположенность к ним, дружелюбность;
нахождение ярких, притягательных целей деятельности и показ путей их достижения; 
понимание ситуативной внутренней настроенности, учет этого состояния. 
4. Анализ хода и результатов педагогического общения на учебном занятии. Он включает, прежде всего, рефлексию, задачами которой является осуществление обратной связи, диагностику и коррекцию в общении педагога с обучающимися.

5.Модели поведения педагогов со студентами на учебном занятии. Выделяют следующие модели поведения педагога в общении с обучающимися на занятиях [5, 6]: 
-Модель дикторская («Монблан») – педагог как бы отстранен от обучаемых, он парит над ними, находясь в царстве знаний. Обучаемые – всего лишь безликая масса слушателей. Никакого личностного взаимодействия. Педагогические функции в этом случае сведены к информационному сообщению. Следствие: отсутствие психологического контакта, а отсюда безынициативность и пассивность обучаемых.
-Модель не контактная («китайская стена») – очень близка по своему психологическому содержанию к первой. Разница в том, что между педагогом и обучаемыми существует слабая обратная связь ввиду произвольно или непреднамеренно возведенного барьера общения. Барьером в данном случае могут выступать отсутствие желания к сотрудничеству с какой-либо стороны, информационный, а не диалоговый характер занятия, непроизвольное подчеркивание педагогом своего статуса, снисходительное отношение к обучаемым. В результате – слабое взаимодействие с обучаемыми, а с их стороны – равнодушное отношение к педагогу.
Модель дифференцированного внимания («локатор») – основана на избирательных отношениях с обучаемыми. Педагог ориентирован не на весь состав аудитории, а лишь на часть, допустим, на талантливых или же, напротив, слабых, на лидеров или аутсайдеров. При этом трудно сочетать индивидуализацию обучения с фронтальным подходом, нарушается целостность акта взаимодействия в системе «педагог-коллектив».
-Модель гипорефлексивная («тетерев») – заключается в том, что педагог в общении как бы замкнут на себя: его речь большей частью монологична. При этом, говоря, он слышит только самого себя и никак не реагирует на слушателей. Как видно, в этой модели отрицаются какие-либо правила осуществления коммуникации, о которых шла речь выше.
-Модель гиперрефлексивная («Гамлет») – противоположна по психологической канве предыдущей. Педагог озабочен не столько содержательной стороной взаимодействия, сколько тем, как он воспринимается окружающими. Межличностные отношения возводятся им в абсолют, приобретая доминирующее значение для него. Он постоянно сомневается в действенности своих аргументов, в правильности поступков, остро реагирует на нюансы психологической атмосферы обучаемых, принимая их на свой счет. Такой педагог подобен обнаженному нерву.
-Модель негибкого реагирования («Робот») – взаимоотношения преподавателя со студентами строится по жесткой программе, где четко выдерживаются цели и задачи занятия, дидактически оправданы методические приемы, имеет место безупречная логика изложения и аргументация фактов, отшлифованы мимика и жесты, но преподаватель не обладает чувством понимания меняющейся ситуации общения. Им не учитываются педагогическая действительность, состав и психическое состояние студентов, их возрастные и этнические способности. Идеально спланированное и методически отработанное занятие разбивается о рифы социально-психологической реальности, не достигая своей цели, как следствие – низкий эффект педагогического взаимодействия.
-Модель активного взаимодействия («союз») – педагог постоянно находится в диалоге с обучаемыми, держит их в мажорном настроении, поощряет инициативу, легко схватывает изменения в психологическом климате коллектива и гибко реагирует на них. Преобладает стиль дружеского взаимодействия с сохранением ролевой дистанции. Возникающие учебные, организационные и этические проблемы творчески решаются совместными усилиями. Такая модель наиболее продуктивна.

Таким образом, общение преподавателя со студентами характеризуется разнообразием стилей, позиций, моделей поведения. Несомненно, это разнообразие определяется индивидуальными особенностями преподавателя и должно быть направлено, прежде всего, на создание климата, благоприятствующего развитию личности обучающихся. 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основы эффективного общения. Семинар для студентов

Общение составляет значительную часть человеческой жизни и основу взаимодействия людей. Мы ежедневно выстраиваем своё общение со многими людьми, часто не задумываясь над тем, как мы говорим, какое выр...

Методическая разработка практического занятия Психологический тренинг «Эффективность общения»

Методическая разработка практического занятия для студентов СПО по специальности "Программирование в компьютерных системах" по дисциплине "Психология и этика деловых отношений"  - психологический...

Урок как основа эффективного и качественного образования

Предлагаемые методические рекомендации предназначены для практического применения педагогическими работниками учреждений среднего профессионального образования. В них отражен анализ уроков традиционно...

Реферат на тему: "Культура речи и эффективность общения"

Выполнила: Гимадеева Елена, студентка гр. № 423....

Управление коммуникациями - эффективное общение

Ответственность педагогов, родителей и взрослых по отношению к детям – огромна. Они должны трепетать от мысли, что их плохие слова и поступки повлияют на ребёнка. ...

Правила Эффективного общения с ребенком.

Для родителей очень важно иметь возможность открыто и эффективно общаться со своими детьми. Открытая, эффективная коммуникация идет на пользу не только детям, но и каждому члену семьи. А значит, отнош...

Тренинговое занятие для подростков «Ассертивность, как залог эффективного общения»

На сегодняшний день актуальность разработки и применения тренинга ассертивности для подростков очевидна. Подростковый возраст – период определение жизненного путь человека. Именно в это время фо...