Истории, мифы и легенды о женской шляпке.
статья на тему

Волкова Марина Федоровна

По-моему, даму в шляпе забыть нельзя",

 - говорила Софи Лорен.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_shlyapy.docx20.38 КБ

Предварительный просмотр:

Истории, мифы и легенды о женской шляпке.

По-моему, даму в шляпе забыть нельзя",

 - говорила Софи Лорен.

Слово «шляпа» с немецкого языка переводится как «головной убор, который сохраняет устойчивую форму». Она состоит из донышка, тульи и поля. Для изготовления шляп используют соломку, фетр, сукно, кожу, мех, ткани и др. Благодаря варьированию размеров тульи, поля и донышка, существует множество фасонов шляп. Этот предмета гардероба имеет богатую историю: шляпку то боготворили и были готовы тратить на нее огромные деньги, то отказывались полностью. Однако, всегда шляпка была символом женственности и загадочности. Кто только не решал судьбу шляпы– модистки и модницы, художники и поэты, церковь и даже цари. А все это из-за того, что среди модных и актуальных аксессуаров шляпа занимает очень высокое, главенствующее положение.

С давних времен головной убор шляпы наделяли магическими свойствами и принимали за своего рода «двойника» головы. Шляпа является не просто элементом костюма, но и своеобразным культурным и художественным феноменом.

Выражение «безумный, как шляпник» имеет под собой реальную историческую основу. Для того чтобы обработать мех или фетр, раньше использовался нитрат ртути, а ртутное отравление приводит к необратимым повреждениям головного мозга. Соответственно, мастера, делавшие шляпы, страдали судорогами, слабоумием, потерей памяти и галлюцинациями.

Первой шляпой с большими полями стал греческий петатос, который согласно легенде, изобрел хитрый бог Гермес. Он представлял собой головной убор с тульей и обязательно с полями. В таком было удобно путешествовать в непогоду, а если не было ветра и дождя, петатос отбрасывали на спину, так как он был подвешен на ремне или ленте. От него произошли все стетсоны, сомбреро, панамы и другие шляпы Старого и Нового Света.

Одна древняя мексиканская легенда гласит, что в те далекие времена, когда между людьми и божествами начала показываться довольно глубокая пропасть, с небесных высот на мексиканскую землю сошла прекрасная богиня Сикомеайя, чтобы предотвратить опасность и все поставить на свои места. Однако она очутилась на земле не с пустыми руками, а с огромным количеством туалетов и тремя видами шляп. Один вид предназначался для тех, кому приходилось работать под палящим солнцем, другой – красивым и кокетливым девушкам, а третий – для непокорных и бунтовщиков, которым небесный суд вынес суровый и бескомпромиссный приговор: любой ценой осмеять и унизить. Упомянутая богиня превосходно выполнила свою миссию, и это предопределило ее весьма частое присутствие среди мексиканцев, притом всегда с охапкой одежды и шляп. Так она воздействовала на людей и на моду.  

Древние римляне  носили шляпы при каждом удобном случае. В какой-то период времени этот предмет туалета стал даже символом свободы и визитной карточкой общественного положения. Когда богатый, сильный, влиятельный человек освобождал своего раба, он дарил ему шляпу. У кого была на голове шляпа – того считали полноправным гражданином. 

В Древнем Египте фараоны надевали немесы – головные уборы, служившие защитой от грязи и пыли, привилегию носить такой головной убор имели только представители царской семьи.

В древнем мире головной убор имел ритуальное значение: его обязательно надевали во время погребения, нанося на него орнамент, считалось, что такое послание должно повлиять на более теплый прием души человека на том свете.

И испокон веков головной убор для женщины значил очень много. В древней Руси, например, женщина непременно должна была ходить с покрытой головой, иначе это считалось неприличным. Да и потом русские красавицы не могли представить себе уличной прогулки без кокошников, венков и лент. В дореволюционной России традиция сохранилась, и если дама вышла с непокрытой головой на улицу, это считалось верхом неприличия.

В средневековье ремесленники и моряки носили специальные войлочные колпаки, которые назывались пилосами. Нередко голову украшали венком, причем тот или иной набор растений в каждом изделии свидетельствовал об определенном роде деятельности его хозяина.

Наиболее популярным головным убором в Европе считался капюшон с длинным хвостом под названием шаперон. Его носили люди всех сословий, причем, чем богаче слыл человек, тем длиннее был «хвост» шаперона.

Головные уборы также определяли вид деятельности обладателя. Врач, к примеру, носил берет, богослов или ученый – маленькую черную шапочку, а нотариус – бобровую шапку.

Замужние женщины были просто обязаны покрывать голову. Они прятали волосы под специальными повязками или шляпками. Незамужние девушки могли ходить и с распущенными непокрытыми волосами, вплетая в них цветы.

В 14 веке были придуманы эннены (генин) – высокие картонные колпаки, которые обшивались тканью. По одной из версий, ее создательницей является королева Франции Изабелла Баварская. Новшество довольно быстро распространилось по всей Европе. Считалось, что чем выше колпак, тем знатнее положение девушки. 

В 15 веке в Германии и Франции головной убор был средством, показывающим социальное положение граждан: правильные люди должны были носить на шляпе перья фазана или петуха, нарушившие закон – ощипанные тушки лесных птиц, а банкротов можно было узнать по желтым и зеленым шляпам.

В Швеции в 18 веке существовали две политические фракции: «шляпы» и «шапки». Первые поддерживали политику Франции, вторые – России.

В древнегреческой мифологии существует предание о том, как боги создали красавицу Пандору, чтобы отомстить разгневавшим их людям. Гефест слепил ее из лучшей глины, а Афина одела в роскошное серебряное платье и увенчала золотым венцом. По замыслу Зевса, красавица должна была принести людям несчастье, соблазны и разорение. Так оно и случилось. 
Бальные одеяния 18 века порой стоили целого состояния. Кукла – Пандора несла соблазн светским модницам, а их отцам и мужьям несла разорение. Миниатюрная шляпка Пандоры, выполненная из золота, бриллиантов и изумрудов, представляет собой замечательный образец ювелирного искусства и одновременно является моделью дамской шляпки галантного века. 

В 19 веке в шляпном искусстве наступила настоящая эпоха Возрождения. Шляпка стала чуть ли не главным предметом женского туалета. И действительно, в то время один модный фасон стремительно сменялся другим (иной раз до 30 моделей за сезон). Фасоны были самые разнообразные. Поводом для создания новой шляпки могли стать политические события, забавные происшествия, новые театральные постановки или романы. Шляпка «Ромео» свидетельствовала о пристрастии к Шекспиру, а «Франциск» – о хорошем знании французской истории. Дамы в ложах могли украшать шляпы перьями любой величины, что не позволялось дамам, находящимся в партере. Одновременно это указывало на материальное положение дамы.

20 век во всех отраслях ознаменован настоящими революциями во всех сферах жизни человека. Не обошлось без сенсаций и в шляпной сфере: в 1933 году один итальянец натянул на прекрасную головку манекенщицы шерстяной носок! Реакцией на это стало появление огромного количества всевозможных вязаных шапочек и шляпок, с которыми мгновенно стали конкурировать вернувшиеся из истории шляпки канотье. 

Цилиндр считался атрибутом человека высокого сословия. Так, например, узникам Петропавловской крепости отсиживать срок в цилиндрах запрещалось. Впрочем, не возбранялось сидеть в других головных уборах. Известно, например, что Дмитрий Писарев из духа противоречия «мотал срок» в турецкой феске с кисточкой.

Посещение шляпного салона всегда было событием для модниц, а примерка шляп напоминала театральное действо - спина выпрямлялась, движения рук приобретали грациозность, а взгляд становилса надменно – загадочным. Один из модных шляпных салонов Ленинграда когда – то за глаза называли «смерть мужьям».

Шляпка в современном мире – что-то вроде символа утраченной элегантности, особенно в России – у нас их не любят, не понимают и зачастую не умеют носить. Кто-то боится выглядеть «чересчур», кому-то страшно оказаться не к месту, ну а в большинстве случаев мы вообще не думаем о шляпах, для нас их будто не существует в гардеробе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для студентов по организации внеаудиторной самостоятельной работы. Рабочая тетрадь. Анатомо – физиологические особенности женских половых органов. Женский таз как объект родов.

Рабочая тетрадь «Анатомо-физиологические особенности  половых органов. Женский таз как объект родов» является составной частью учебно-методического комплекса профессионального модуля Медицинская ...

Внеаудиторное мероприятие «Легенда и история чая в истории государств. Душа, философия, здоровье»

Чай известен человечеству более 5000 лет (по обнаруженным упоминаниям в текстах). За это время он «оброс» множеством легенд. И если в 2000 году мне удалось найти лишь две основные легенды (по сути «ин...

История Александрийского женского монастыря

Появление монастырей на Руси нужно, по всей вероятности, отнести к первому времени по принятии русскими христианства. Особенно сильно монашество начинает развиваться с 11 века, главным образом, со вре...

Презентация Из истории мужской и женской одежды на Руси для детей 6-7 лет

Материал ,представленный в презентации позволит познакомить дошкольников 6-7 лет с частичкой своей национальной русской культуры, позволит узнать ,как выглядела одежда русских людей задолго до нашего ...

Методическая разработка урока по истории - «Идут легенды о войне…»- подвиг Жизни» для групп СПО преподавателя истории СПБ ПСК Центра подготовки спасателей Ивановой М.М.

Урок «Идут легенды о войне…»- подвиг Жизни», посвящен 75-летней годовщине полного снятия блокады Ленинграда (Урок Мужества) Он направлен на актуализацию знаний студентов ...

Сценарий открытого внеаудиторного мероприятия "Мифы и легенды о лекарственных растениях

Итоговое занятие кружка проводится  в виде открытого мероприятия "Мифы и легенды о лекарственных растениях". Представлен сценарий, состоящий из нескольких проектов, которые выполнены чл...

Классный час "Войны не женское лицо"( о братьях Степановых в истории войны)

Великая Отечественная война. Братья  Степановы, ушедшие на фронт;  и их мать, Епистиния Федоровна,  чей подвиг приравнен к ратному подвигу и удостоен высокой Правительственной награды....