Главные вкладки

    Просветители дореволюционной России. Леонард Эйлер.
    занимательные факты на тему

    Анохина Юлия Сергеевна

    Ниже представлена информация о Леонаре Эйлере.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл prosvetiteli_dorevolyutsionnoy_rossii.eyler_.docx29.14 КБ

    Предварительный просмотр:

    Просветители дореволюционной России. Леонард Эйлер.

    Картинки по запросу

    Методическая школа Л.Эйлера как фундаментальный фактор развития математического образования XVIII века, начиная со второй его четверти

    Образовательная ситуация в России во второй четверти XVIII в. претерпела значительные изменения. После смерти Петра I идея ценности образованияперестала быть доминирующей в высшем руководстве страны, что ослабило внешние, преимущественно организационные стимулы развития образования. Образовательные системы, возникшие при Петре, продолжали функционировать во многом по инерции. К ним добавилась лишь академическая образовательная система, которая явилась реализацией замысла Петра I, т. е. также во многом была следствием инерционного развития.

    Однако идея ценности образования и науки была к тому времени осознана другими слоями общества (в основном, рожденными при Петре I элитарно-интеллектуальными), получила важнейший институт (Академию наук), обрела черты некоей самодостаточности, самоценности, что обеспечило ее сравнительно эффективное функционирование даже с ослабленным государственным патронажем, частичной утратой патерналистской традиции. Придание С.-Петербургской Академии наук не только исследовательских, но и учебных функций - одна из оригинальных и плодотворных образовательных идей Петра I, которая, по сути дела, искусственно (во многом вопреки воле руководства страны) продлила государственный патронаж над российским образованием, более того, заложила отечественные традиции патронажа науки над делом образования и воспитания российского юношества. Этот патронаж с особой силой проявился в области математического образования, которое остается доминантным и в академической образовательной системе, но уже не в силу необходимости контекстного обучения математике, что характерно для профессионального образования, а благодаря чрезвычайно удачному подбору ученых-математиков для вновь созданной Академии.

    Идея Петра I об использовании научно-образовательного потенциала Европы, оказавшись неэффективной в начале века, дала поразительные результаты уже во второй его четверти, удачно трансформировавшись в довольно активную и не очень характерную для России форму организации "утечки умов" из Европы. Впрочем, в не разделенной идеологически Европе интеллектуальные потоки свободно перетекали из страны в страну, взаимно обогащаясь и совершенствуясь.

    Необыкновенной удачей отечественной математики и отечественного математического образования является тот факт, что у их истоков историей поставлен гениальный Эйлер. Если Петр I придал российскому образованию мощный организационный импульс, то Эйлер сообщил математическому образованию необычайной силы содержательный и методический заряд, который очень быстро по историческим меркам приблизил отечественное математическое образование к европейскому качественному уровню.

    В России Эйлером создан и оперативно включен в действие механизм патронажа математики как науки над математическим образованием. Более того, происходит постепенная трансформация внешних, "патронажных" стимулов развития образования во внутренние, во многом значительно более мощные и действенные. Эта тенденция нашла свое органическое воплощение в уникальном явлении отечественной интеллектуальной истории - методической школе Леонарда Эйлера, - фундаментальным фактором, во многом обеспечившим дальнейшее эффективное развитие математического образования в силу того, что она:
    во-первых, обеспечила оперативный доступ к педагогическим и методическим идеям Европы, среди которых в то время доминировали идеи доказательности, систематичности изложения математики как учебной дисциплины;
    во-вторых, аккумулировав эти идеи, она обогатила и переосмыслила их, адаптировав к реалиям российской образовательной ситуации и благодаря этому обеспечив не только адекватность математического образования в России европейским стандартам, но и в перспективе - даже их продвинутость в сравнении с ними, быструю укорененность в российской действительности;
    в-третьих, сделала приоритетным создание оригинальной отечественной учебной математической литературы, а не переводной западной (впрочем, эти традиции заложены еще Л.Ф. Магницким).

    Охарактеризуем методические идеи, ставшие доминирующими в методической школе Л.Эйлера, и кратко раскроем их реализацию преимущественно через созданную самим Эйлером, а также его учениками и последователями, учебную математическую литературу.

    Первая из них - это идея сближения содержания математического образования с современной математикой. Эта идея нашла блестящее воплощение в созданном Эйлером учебнике алгебры, впоследствии переработанном Н.И. Фуссом, в учебниках тригонометрии М.Е. Головина и С.Я. Румовского, в учебном руководстве по математическому анализу С.К. Котельникова. Впервые в учебные курсы математики столь оперативно включаются новейшие достижения математики как науки: в этих учебниках изложена современная теория тригонометрии, созданная Эйлером, а также его же труды по дифференциальному и интегральному исчислениям.

    Вторая методическая идея, реализованная в методической школе Л.Эйлера, - это идея вычленения в школьном математическом образовании основных математических дисциплин - арифметики, геометрии, тригонометрии, впоследствии алгебры, реализация которой явилась эффективным средством против многопредметности, являющейся одним из основных дефектов образования, в том числе математического. Арифметику, геометрию, тригонометрию выделяет сам Эйлер в проекте преобразования академической гимназии, присовокупив к ним учение о шаре; учебники по этим дисциплинам создавали его ученики и последователи. Это привело к доминированию тенденции разумной минимизации количества математических дисциплин (для сравнения - в популярном в Европе учебнике математики Хр. Вольфа их было 19), постепенному избавлению от полиструктурности учебных математических курсов. В русле этой идеи идет их осторожное очищение от чужеродного материала: так, создание С.К. Котельниковым специального учебника геодезии очистило математику от элементов этой дисциплины; в учебниках арифметики Эйлера и Курганова она очищается от элементов алгебры и геометрии, приобретая характер числовой арифметики.

    Третья группа идей, реализованная в методической школе Эйлера, - это построение учебных математических курсов на основе чрезвычайно прогрессивных для того времени и не утративших значения и поныне таких дидактических принципов, как систематичность, научность и доступность изложения математических дисциплин, учет возрастных особенностей обучаемых. Отметим необыкновенно современное отношение к реализации этих принципов: Эйлер говорит не просто о научности и доступности, но, выражаясь современным языком, об их оптимальном сочетании. Созданные Эйлером и его последователями учебники по отдельным математическим дисциплинам при всей своей качественной неоднородности были в основном систематическими курсами, в которых высокий научный уровень математического содержания, доказательность математических предложений сочетались с простотой и ясностью изложения. Таковы, например, учебники алгебры Н.И. Фусса, тригонометрии - М.Е. Головина.

    Создатели учебной математической литературы, воплотившие в жизнь методические идеи Эйлера, за единственным исключением (Н.Г. Курганов), - академики С.-Петербургской Академии наук, интеллектуальная элита общества, имеющая колоссальный интеллектуальный потенциал, во многом реализованный ими в сфере математического образования. Причем, не ограничиваясь преподаванием математики во всех типах школ того времени и созданием учебников математики, представители методической школы Эйлера активно занимались научной и научно-организационной (Котельников, Румовский, Фусс), просветительской и популяризаторской (Курганов, Котельников, Румовский, Фусс), учебно-организационной (Курганов, Котельников, Румовский, Головин) деятельностью. Эйлер и Котельников, кроме того, авторы оригинальных проектов гимназического образования.

    Интеллектуальный потенциал представителей методической школы Л. Эйлера был настолько значителен и многогранен, что широко использовался для подпитки других сфер российской культуры, в частности, гуманитарной сферы. Так, Н.Г. Курганов создал знаменитую "Российскую универсальную грамматику" ("Письмовник"), представлявшую собой своеобразную энциклопедию для широких слоев читателей. С.Я. Румовский и С.К. Котельников, являясь академиками Академии русского языка и словесности (Российской Академии), принимали самое активное участие в составлении первых в истории России академических словарей; С.К. Котельников опубликовал Софийский и Воскресенский списки Новгородской летописи; С.Я. Румовский издавал академические календари, исторические журналы, обобщил сведения о законодательстве России, он ввел в научный оборот тексты таких ценнейших исторических источников, как "Русская правда" Ярослава Мудрого, "Судебник" Ивана Грозного.

    Заметим, что, наряду с реализацией новых методических идей, продолжают укрепляться уже заявленные ранее тенденции, в частности, создание национальных педагогических кадров в сфере математического образования, написание учебников математики на современном русском языке. Центром отечественного математического образования с момента основания С.-Петербургской Академии наук окончательно становится С.-Петербург.

    Итак, начиная со второй четверти XVIII в., фундаментальным фактором развития отечественного математического образования становится методическая школа Л.Эйлера, расширившая патерналистские традиции за счет включения патронажа науки. Зона действия этого фундаментального фактора чрезвычайно широка - практически все образовательные системы, функционирующие в это время.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Подготовка открытого урока "Великий механик Леонардо да Винчи"

    Презентация "Подготовка, проведение и анализ открытого урока" включает следующие аспекты: основные требования к открытому уроку; постановка целей и задач открытого урока; п...

    Дополнительный материал к занятию. Презентация "Множества. Отношения. Операции над множествами. Диаграммы Эйлера-Венна".

    1. Определение.2. Примеры множеств.3.  Диаграмма Эйлера-Венна.4. Таблица отношений.5. Примеры, иллюстрируемые диаграммой Эйлера-Венна.6. Диаграммы Эйлера-Венна.7. Примеры, иллюстрируемые диаграмм...

    Народное просвещение.Решение проблемы беспризорности в России в дореволюционный период.

    Материал составлен при помощи работ Д.В.Потепалова( Ассистент кафедры педагогики РГППУ) и источников таких как:  Азарова Е. Правовое положение детей и одиноких матерей в царской России // Со...

    Просветители дореволюционной России. Павел Петрович Блонский

    Просветительская (педагогическая) деятельность Павла Петровича Блонского...

    Просветители дореволюционной России

    Магницкий – выдающийся педагог-математик первой половины XVIII века, автор «Арифметики», одной из самых замечательных книг XVIII века, которую М. В. Ломоносов назвал «вратами у...