Математика - это язык, на котором говорят все точные науки
материал на тему

Анастасия Олеговна М

К точным наукам принято относить такие науки, как химия, физика, астрономия, математика, информатика. Так исторически сложилось, что точные науки главным образом уделяли внимание неживой природе. В последнее время говорят о том, что и наука о живой природе, биология, сможет стать точной, поскольку в ней все чаще применяются те же методы, что в химии, физике и т.д. Уже сейчас в биологии есть точный раздел, относящийся к точным наукам, - генетика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mihaylova_a.o.docx25.75 КБ

Предварительный просмотр:

              Математика - это язык, на котором говорят все точные науки.

            Знаменитое высказывание «Математика - это язык, на котором говорят все точные науки» принадлежит Николаю Ивановичу Лобачевскому, человеку, отдавшему почти двадцать лет своей жизни строительству и развитию Казанского университета, замечательному педагогу, просветителю и методисту. В 2015 году я окончила институт математики и механики им. Н.И. Лобачевского Казанского (Поволжского) Федерального университета. С каждым годом, теперь уже обучая детей в колледже, понимаю, что без знаний математики в современном обществе никуда, математика – это фундамент, основа всех наук. Еще на выпускном вечере учитель физики сказал, поздравляя меня с окончанием школы, так: «Михайлова Анастасия знает пять языков: русский, татарский, удмуртский, английский и язык математики».

           Математика (греч. mathematike, от mathema - знание, наука) - наука, в которой изучаются пространственные формы и количественные отношения. Современное понятие математики - наука о математических структурах (множествах, между элементами которых определены некоторые отношения).

          К точным наукам принято относить такие науки, как химия, физика, астрономия, математика, информатика. Так исторически сложилось, что точные науки главным образом уделяли внимание неживой природе. В последнее время говорят о том, что и наука о живой природе, биология, сможет стать точной, поскольку в ней все чаще применяются те же методы, что в химии, физике и т.д. Уже сейчас в биологии есть точный раздел, относящийся к точным наукам, - генетика.

           Я солидарна со словами Н.И.Лобачевского, но хочу добавить, что на «языке математики» люди говорят ежедневно в любой отрасли, математика – это язык всех наук.

          Все физические законы записаны математическими формулами. Все законы движения планет, звёзд и галактик подчиняются математическим законам. Математика - это царство порядка и строгой логики. «Первые понятия, с которых начинается какая-нибудь наука, должны быть ясны и приведены к самому меньшему числу. Тогда только они могут служить прочным и достаточным основанием учения.»
―говорил
Николай Иванович Лобачевский

           

       

      Приведу пример применения «языка математики».

 Н.И.Лобачевский преподавал механику, астрономию, физику, зачастую давая оригинальную трактовку излагаемым предметам, опираясь, в основном, на математические знания. У истоков первой неевклидовой геометрии стоят имена трех ученых. Но работа Н.И. Лобачевского была опубликована первой, и только он полностью разработал свои идеи, включив вопросы о вычислении длин дуг, площадей и объемов. И хотя он встретил непонимание у современников, отрицательное отношение со стороны Академии наук (отзыв М.В. Остроградского, 1832), а в реакционном журнале Ф. Булгарина «Сын отечества» даже появилась анонимная издевательская рецензия (1834), все-таки он продолжал отстаивать свои геометрические идеи на протяжении всей жизни, находя им применение в самой математике, обосновывая и развивая их в целом ряде работ. Последнюю из них, «Пангеометрию», он, ослепший, уже не мог писать сам, и она была им продиктована ученикам за год до смерти. А его выводы, что параллельные прямые все-таки пересекаются, нашли подтверждение. Действительно, параллели на глобусе пересекаются на полюсах, хотя на экваторе – это параллельные прямые. Рельсы, идущие параллельно,  у горизонта тоже, как-будто пересекаются, сходятся.

            Невозможно изучать физику, химию, биологию, если не умеешь делать необходимые расчеты. Чтобы добиться успеха и получить хорошее образование, необходимо хорошо знать математику. Какую бы науку мы ни изучали, в какое бы учебное заведение ни поступали, в какой бы области ни работали, для этого везде необходимы знания математики, для этого нужно изучать язык математики. Мало того, математика – это язык, на котором разговаривают не только точные, но и все науки. Это язык, который необходим нам ежедневно.  Как и родная речь,  «язык математики» в жизни человека занимает особое место. С математики начинается всё. Ребёнок только родился, а первые цифры в его жизни уже звучат: рост, вес. Малыш растет, не может выговорить слова "математика", а уже занимается ею, решает небольшие задачи по подсчету игрушек, кубиков, знает, сколько конфет он отдаст другу, сколько ему лет, так далее.

           

   

          Математика вокруг нас: на улице, дома, математика – сама жизнь.                  Стены, потолок и пол в нем являются прямоугольниками, а сама комната – параллелепипед.  Мебель в комнате тоже комбинация геометрических тел. Письменный стол – это параллелепипед, на плите кастрюля в виде цилиндра. Ведро – либо цилиндрической формы, либо усеченного конуса. Книги, журналы, коробки, холодильник, дата, месяц, год, юбки-трапеции… Многие люди не задумываются, о том, как важна математика в нашей, даже повседневной, жизни. Без нее мы не смогли пойти в магазин, заплатить за проезд, оплатить налоги, коммунальные платежи, построить здание, космический корабль, автомобиль, метрополитен, произвести какие-либо расчеты и многое, многое другое. Математика является основой всех основ и в каждой области, какую ни возьми, математика используется. Будь то промышленность, машиностроение, медицина, даже кулинария.

          Хочу в конце привести слова Гарегина Нжде: «Просвещён тот народ, который жил, боролся и строил с книгой в руке».  

         «Математика как наука сформировалась первой, но по мере развития физических знаний математические методы находили всё большее применение в физических исследованиях. Взаимосвязи математики и физики определяются прежде всего наличием общей предметной области, изучаемой ими, хотя и с различных точек зрения. Взаимосвязь математики и физики выражается во взаимодействии их идей и методов. Эти связи можно условно разделить на три вида, а именно:

1. Физика ставит задачи и создает необходимые для их решения математические идеи и методы, которые в дальнейшем служат базой для развития математической теории.

2. Развитая математическая теория с её идеями и математическим аппаратом используется для анализа физических явлений, что часто приводит к новой физической теории, которая в свою очередь приводит к развитию физической картины мира и возникновению новых физических проблем.

3. Развитие физической теории опирается на имеющийся определенный математический аппарат, но последний совершенствуется и развивается по мере его использования в физике».

         

         В современной школе учитель опирается на те знания, какие ученики получили при изучении математики в 6-7 классах. Ученики 7 класса уже знакомы с буквенными обозначениями, умеют записывать формулы, знакомы с отрицательными числами и координатной плоскостью. Они умеют выполнять действия над целыми и дробными числами, измерять величины, округлять числа, и находить среднее арифметическое, решать линейные уравнения. В течение года математическая подготовка учеников дополняется знаниями об уравнении с двумя неизвестными, они усваивают понятие функции и ее графическое представление. В восьмом классе ученики усваивают понятие степени с отрицательным показателем, построение графика трехчлена за точками, приближенные вычисления. Для изучения физики в 9 классе ученики получают знания об уравнении второй степени и векторах и действиях над ними. Указанного математического аппарата ученикам хватает для изучения физики до 11 класса, где при изучении электромагнитных колебаний они и используют знание о производной и интеграл, полученные на уроках математики.

  Использование «языка математики» является жизненно необходимой частью мира, в котором мы живем. Математика следует за человеком везде, помогает ему решать задачи, делает его жизнь намного удобнее. Стремительно изменяется мир и сама жизнь. В неё входят новые технологии. Только математика и решение задач в традиционном понимании не изменяют себе. Математические законы проверены и систематизированы, поэтому человек в важные моменты может положиться на неё, решить любую задачу.

Поэтому уроки математики в школах нужно прибавлять для повышения умственных способностей сей нации.

                                                             Было бы хорошо, если бы эти знания

                                                 требовало само государство и

                                                                  если бы лиц, занимающих высшие

                                              государственные должности,

                                                       приучали заниматься математикой

                                                                 и в нужных случаях к ней обращаться.

                                                                                                            (Платон)

Используемая литература:

  1. Цитаты - http://tsitaty.com
  2. http://quote-citation.com/topic/prosveshhenie#ixzz4ScNnynrq (понятие «математика»)
  3. http://www.kakprosto.ru/kak-840173-kakie-nauki-nazyvayutsya-tochnymi#ixzz4SiSu2v8P (понятие «точные науки»)
  4. Бугаев А.И. Методика преподавания физики. Теоретические основы. - М.: Просвещение, 1981.- 288с.
  5. Федорова В.Н., Кирюшкин Д.М. Межпредметные связи. - М.: Педагогика, 1972. - 152 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

10 слов , которые нельзя говорить детям

Для воспитателей и родителей...

Памятка для родителей "6 фраз с который точно начнется скандал с ребенком и 9 способов их избежать"

Памятка для родителей "6 фраз с который точно начнется скандал с ребенком и 9 способов их избежать"...

Методическая разработка бинарного урока (математика+русский язык)

Аннотация: к бинарному уроку на тему: «Число есть слово неизреченное…» 1курсучетом подготовки группы урок построен по плану, в котором упражнения представлены несколькими типами:1.и...

Статья по теме: "Проектная деятельность на уроках математики с использованием сведений из истории науки, как средство повышения интереса учащихся к изучению математики"

Статья посвящена теме проектной деятельности на уроках математики с использованием сведений из истории науки, как средство повышения интереса учащихся к изучению математики....

Консультация для родителей.«Пять языков любви» или «Говорите на «языке любви» своего ребенка"

Психологи Гэри Чемпен и Росс Кэмпбелл, исходя из своей многолетней практики поняли, что существуют пять основных «Языков любви». В консультации представлены пять "Языков любви" п...

Олимпиада «мир точных наук – цифровой язык природы»

Олимпиада «мир точных наук – цифровой язык природы»...