Формы социально-педагогической помощи семье
статья на тему

Глушкова Светлана Ивановна

В статье раскрываются формы работы социального педагога с семьями воспитанников общеобразовательной школы-интерната.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formy_sotsialno-pedagogicheskoy_pomoshchi_seme.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

                             Глушкова Светлана Ивановна,

 социальный педагог,

                                                   первая квалификационная категория

        Формы социально-педагогической помощи семье

 «Характер и нравственное поведение ребенка - это слепок с характера родителей, он развивается в ответ на их характер и их поведение».

                                                     Э. Фромм

    Семья традиционно рассматривается как социальная среда, которая коренным образом определяет ситуацию развития ребенка в период детства. Актуальность социально-педагогического сотрудничества с родителями   в воспитании детей  состоит в том, что современных условиях семья нуждается в социальной поддержке, которую ей  может оказать социальный педагог школы как профессионально подготовленный субъект педагогического процесса.

Цель моей работы - создание благоприятных условий в семье для личностного развития ребёнка и защита ребёнка в его жизненном пространстве. Успех  проводимой работы во многом зависит от правильного выбора форм и методов работы.

     Модель деятельности социальной службы нашей школы  предусматривает работу со всем контингентом обучающихся,  хотя чаще всего объектом особого внимания становятся дети группы риска и их родители.

   В практической социально-педагогической деятельности приходится сталкиваться с семьями разных категорий: это  многодетные, неполные, опекунские, приемные, малоимущие семьи,   семьи с детьми-инвалидами, семьи безработных родителей, семьи, имеющие те или иные индикаторы неблагополучия. Все эти  типы семей чаще всего попадают в категорию семей «группы риска».

 Пристального внимания требуют и педагогически несостоятельные семьи, в которых при относительно благоприятных условиях неправильно формируются взаимоотношения с детьми. Из-за педагогических ошибок, конфликтной психологической атмосферы в таких семьях  утрачивается ее воспитательный  потенциал.

Ежегодно в начале учебного года проводится мониторинг социального контингента обучающихся школы, составляется социальный паспорт, изучаются условия семейного воспитания, определяются педагогические возможности семьи, выявляются семьи группы риска. В текущем учебном году выявлено: неблагополучных семей- 2,  под опекой и попечительством – 8 , неполных семей –59, из них - семей матерей-одиночек – 12, семей, имеющих потерю кормильца – 26; многодетных – 32, родители-инвалиды – 10 человек, дети-инвалиды – 2.

       В социальном составе семей обучающихся преобладают семьи рабочих и служащих. По-прежнему отмечен рост числа временно безработных родителей.     По результатам диагностирования 84% семей воспитанников 7-11 классов ведут здоровый образ жизни; характер эмоциональных отношений в семьях оценивается как положительный, основанный на взаимопонимании.

   Широко известно, что семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.

 Для упорядочения направления и форм работы с семьей, разработана  программа "Семья", которая реализуется в школе на протяжении нескольких лет. Программа направлена на повышение социально - педагогической грамотности родителей и оказание практической помощи в социальном, духовно-нравственном, правовом воспитании детей и  предусматривает такие направления деятельности:

 -  коррекционно-профилактическое

 -  информационно-просветительское

Коррекционно-профилактическое направление социальной работы предусматривает преимущественно индивидуальное взаимодействие с различными категориями семей.

Работа по социально-правовой защищенности учащихся и их семей, поддержка опекунских и приемных семей повышает  социально-правовые и психологические компетенции опекунов и опекаемых детей, укрепляет внутрисемейные связи. Регулярное общение и обмен информацией с приемными родителями и опекунами  помогает  решить частные семейные проблемы, осуществлять защиту прав подопечных  (отдых и лечение в детских оздоровительных лагерях и санаториях опекаемых детей, принятие мер к взысканию алиментов с родителей, помощь в оформление необходимых документов, решение проблем взаимопонимания  с подопечными в семье и др.). Разработана и обновлена нормативно-правовая документация, отражающая деятельность по защите прав ребенка. Осуществляется  тесное взаимодействие с социальными службами города и района по оказанию помощи и поддержки опекунским и приемным семьям.

Оказывается социальная помощь и поддержка многодетным семьям (четверо и более детей), малообеспеченным семьям, семьям, оказавшимся в кризисных ситуациях. Организована работа по обеспечению детей из социально незащищенных семей путевками в летние и круглогодичные оздоровительные лагеря через Центры социального обеспечения района и города, первоочередное зачисление в летний пришкольный лагерь, обеспечение  учебниками и пособиями библиотечного фонда школы.

Дополнительными формами помощи  семье является  и оказание содействия в летнем трудоустройстве несовершеннолетних через службу занятости города, помощь в предоставлении льгот, предусмотренных законодательством, морально-психологическая  поддержка семьи, привлечение социально благополучных семей для работы с семьями группы «риска» (чаще всего к такой работе привлекаются члены родительского комитета классов).

Ранняя профилактика семейного неблагополучия включает в себя беседы с родителями, собеседование с социальным окружением семьи (родственники, педагоги, соседи), посещения семьи на дому, консультативную помощь.

В основе технологии работы с разными типами семей  лежит социальная диагностика семей и всесторонний анализ полученных сведений. 

Для полноты охвата социологическими срезами родительской аудитории применяются методы анкетирования и письменных опросов, тестирования.

При приеме ребенка в школу,  используем   разработанную  совместно с учителями начальных классов анкету, включающую сведения о составе семьи, стиле семейного  воспитания, педагогических возможностях семьи. Уточняются  данные об интересах и увлечениях  ребенка, показателях его здоровья, характере общения со сверстниками и др. Знакомство с родителями продолжается  через индивидуальные беседы с родителями первоклассников, наблюдения  за взаимоотношениями детей и родителей во время посещения родителями школы. Собранные сведения отражаются  в выводах  заключения социального педагога по каждому принятому в школу ребенку.

Логика взаимодействия с проблемными семьями включает в себя анализ причин возникшей проблемы и оказание социально-педагогической помощи и поддержки семье.   У каждой семьи свои проблемы и трудности, поэтому не всегда легко определить необходимые средства  взаимодействия с родителями по каждой конкретной ситуации. Часто приходится действовать интуитивно, уметь проанализировать весь комплекс различных обстоятельств, чтобы подобрать нужное решение. На основании сделанных выводов составляется и реализуется конкретная программа помощи семье. При необходимости организуется работа социального педагога с различными учреждениями системы профилактики безнадзорности, другими специалистами - педагогами.

Одной  из форм социально-педагогической работы является  социальный патронаж семьи, позволяющий установить и поддерживать длительные связи с семьей, своевременно выявляя ее проблемные ситуации, оказывать незамедлительную помощь. Доверительные откровенные разговоры с родителями помогают найти правильный подход к ученику - ведь именно близкие ребенку люди  хорошо знают его и могут помочь определить мотивы того или иного поступка ребенка. Педагог, в свою очередь, помогает осознать причины семейного неблагополучия, характер воспитательных ошибок.

 Эффективен и метод индивидуального консультирования, когда родители получают полезные педагогические советы, адресные рекомендации. Консультирование необходимо родителям, испытывающим затруднения при решении жизненных задач.

Пристальное внимание к семье, которое позволяют дать индивидуальные формы работы с семьей,  помогает оперативно реагировать на любые негативные проявления в домашнем воспитании.                                        

Информационно-просветительское направление предусматривает педагогическое просвещение родителей. В.А.Сухомлинский писал: «Педагогика должна быть наукой для всех – и для учителей, и для родителей».

При организации групповых занятий хорошо использовать форму педагогического практикума, когда родителям предлагается найти выход из предложенной конфликтной ситуации детско-родительских отношений и дается    возможность объяснить свою позицию. Совместно с психологом организованы занятия практического  лектория для родителей «Разберемся вместе» с разнообразной  тематикой: «Коммуникативная грамотность родителей и детей», «Как  организовать учебный труд ребенка дома», « Развитие культуры чувств родителей и детей », «Научитесь слышать ребенка».

Групповые психолого-педагогические консультации  организуются  психолого-социальной службой    на такие темы, как темы: «Проблемы детско-родительских отношений», «Нравственный климат семьи»,  «Супружеский конфликт и эмоциональное состояние ребенка», «Проблемы насилия в семье», «Когда дети лгут», «Причины детской агрессии» и др.

Для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка, необходимо активное взаимодействие всех участников образовательного процесса. Социально-педагогическое сопровождение школьников осуществляется через взаимодействие с классными руководителями, воспитателями, администрацией школы, психологом, медицинскими работниками.  Проблемы обучающихся рассматриваются  на заседаниях психолого-медико-педагогических консилиумов, Советов профилактики, рабочих совещаниях, совещаниях при директоре, педагогических советах. В процессе рассмотрения проблемы учащегося вырабатывается алгоритм оказания педагогической поддержки ребенку и семье.

Для профилактики актуальной в современных условиях  проблемы по предотвращению насильственного отношения к детям и пренебрежения их нуждами,  проводится большая информационная и разъяснительная работа с коллективом педагогов и родителями по программе « Защитим детей от насилия».

С семьями ведется разъяснительная работа на общих и классных родительских собраниях, где освещаются вопросы ответственности родителей за воспитание своих детей, соблюдения прав и законных интересов детей в семье, пресечения случаев жестокого обращения с детьми, пропагандируется положительный опыт семейного воспитания. Тематика проводимых  мероприятий: « Риски противоправного поведения  подростков», « Ответственность родителей за воспитание детей», « Об ошибках в воспитании детей», « Семья и школа – партнеры в воспитании детей», «Позитивное и негативное в семейном воспитании» и др.

К проведению групповых форм работы с родителями привлекаются все специалисты школы.

Семейное неблагополучие является предпосылкой различных деформаций  социализации личности ребенка.  Социальный педагог школы не может решить за семью все проблемы, но он активизирует ее на их успешное решение. Формирование положительных установок во взаимоотношениях ребенка и взрослого вносит свой скромный вклад  в формирование гуманных отношений в обществе.

1. Афонина Г.М. Педагогика: курс лекций и семинарские занятия/ под ред. О.А.Абдуллиной.- Ростов - н /Д.: Феникс. -2002.- С.275.

2.  Взаимодействие школы и семьи (педагогический всеобуч)/авт.-сост.С.А.Цабыбин.-Волгоград:Учитель,2005.- С.91.

3. Кочетова А.Н.От ребенка – к семье и к совместному сотрудничеству. Новые аспекты взаимодействия семьи и школы //Народное образование.- 2000.-№8.- С.196-201.

4.  Метенова Н.М. Работа с родителями на современном этапе развития образования // Начальная школа: плюс-минус. 2001.- № 8.- С.57-67.

5. Михайлова Н.В.Формы работы с родителями// Справочник классного руководителя.-2007.-№2.С.62-66.

6. Лозовская Е.Г.,Фалалеева Ю.В.Теоретические основы организации работы с семьями, оказавшимися в социально опасном положении. Учебное пособие.- Волгоград, 2005.

7. Панфилова Л. Взаимодействие семьи и школы: общие проблемы и совместные действия // Директор школы.- 2006.-№6. – С.86-92.

8. Фельдштейн Д.М. Психология воспитания подростка.- М., 1978.

9. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога.- М.,2002.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОДРОСТКА ИЗ МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ

Моя статья раскрывает такие важные вопросы какпсихолого-педагогическое  сопровождение сложных подростков в образовательной среде....

Проект«Профилактика семейного неблагополучия. Помощь семьям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации»

Успешные практики в работе с социально-неблагополучными семьями, применяемые службой по профилактике социального сиротства КГКУ Детский дом 20, с. Хурба, Комсомольского района, Хабаровского края....

Социально-педагогическая карта семьи

Социально-педагогическая карта для социального педагога....

Социально-педагогические технологии работы с неблагополучной семьей

Общеизвестен факт, что семья является самым главным институтом социализации, через который ребенок усваивает основные социальные знания, приобретает нравственные умения и навыки, воспринимает це...

Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение подростков. Помощь семьи в правильном выборе профессии обучающегося.

Аннотация: данная статья посвящена профориентационной работе проводимой в семье, трудностям выбора подростком будущей профессии....

«Неблагополучная семья как объект социально-педагогической деятельности»

laquo;Неблагополучная семья как объект социально-педагогической деятельности»...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Социально-педагогическое сопровождение профессионального становления и развития начинающего педагога через коллективные формы наставничества»

В данном проекте акцент ставится на формировании практических умений и навыков молодого специалиста через взаимодействие с коллективом наставников и  ведение рабочей тетради  «Записки ...