ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕТСКОГО ДОМА ИНДУСТРИАЛЬНО-СУДОСТРОИТЕЛЬНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ЛИЦЕЕ №116
статья на тему

Капралова Л. В.
Социальное воспитание детей, подростков, молодежи: проблемы формирования социального интеллекта детей с особыми образовательными потребностями: Материалы Второй научно-практической конференции с международным участием «Социальное воспитание детей, подростков, молодежи: проблемы формирования социального интеллекта детей-сирот» в рамках IV Петербургского образовательного форума. Санкт-Петербург 29.03.13 / Под общ. ред. И.Ф. Головановой, к.п.н. - СПб.: Изд-во, 2014. – с.111
В сборнике представлены статьи и выступления специалистов коррекционного и профессионального образования на Второй научно-практической конференции с международным участием «Социальное воспитание детей, подростков, молодежи: проблемы формирования социального интеллекта детей-сирот», проходившей в рамках IV Петербургского образовательного Форума -2013, данные материалы являются продолжением сборника с одноименным названием.
Разнообразный опыт социализации детей и юношества с неравными стартовыми условиями призван помочь специалистам учреждений интернатного типа, специальных (коррекционных) учреждений, а также учреждений среднего профессионального образования, выбирать в условиях модернизации образования адекватные стратегии социального воспитания.
Статьи сборника адресованы специалистам воспитания детей, подростков и молодежи системы петербургского образования.
Материалы публикуются в авторской редакции с наименованием образовательных учреждений на период первого полугодия 2013 года.
ISBN -978-5-8392-0440-9
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_litsey_70.docx22.64 КБ

Предварительный просмотр:

Социальное воспитание детей, подростков, молодежи:

Проблемы формирования социального интеллекта детей

с особыми образовательными потребностями 3


ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное бюджетное профессиональное учреждение

профессионального образования

Лицей сервиса и индустриальных технологий

РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР

«Проектирование сетевого взаимодействия образовательных организаций и объединений, осуществляющих воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Социальное воспитание детей, подростков, молодежи:

Проблемы формирования социального интеллекта детей

с особыми образовательными потребностями

Санкт-Петербург

2014 4


УДК 37.013.42

ББК 74.04

С 69

Социальное воспитание детей, подростков, молодежи: проблемы формирования социального интеллекта детей с особыми образовательными потребностями: Материалы Второй научно-практической конференции с международным участием «Социальное воспитание детей, подростков, молодежи: проблемы формирования социального интеллекта детей-сирот» в рамках IV Петербургского образовательного форума. Санкт-Петербург 29.03.13 / Под общ. ред. И.Ф. Головановой, к.п.н. - СПб.: Изд-во, 2014. – с.111

В сборнике представлены статьи и выступления специалистов коррекционного и профессионального образования на Второй научно-практической конференции с международным участием «Социальное воспитание детей, подростков, молодежи: проблемы формирования социального интеллекта детей-сирот», проходившей в рамках IV Петербургского образовательного Форума -2013, данные материалы являются продолжением сборника с одноименным названием.

Разнообразный опыт социализации детей и юношества с неравными стартовыми условиями призван помочь специалистам учреждений интернатного типа, специальных (коррекционных) учреждений, а также учреждений среднего профессионального образования, выбирать в условиях модернизации образования адекватные стратегии социального воспитания.

Статьи сборника адресованы специалистам воспитания детей, подростков и молодежи системы петербургского образования.

Материалы публикуются в авторской редакции с наименованием образовательных учреждений на период первого полугодия 2013 года.

ISBN -978-5-8392-0440-9

 СПб ГБПОУ ЛИЦЕЙ СЕРВИСА И ИНДУСТРИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Ресурсный центр Проектирование сетевого взаимодействия образовательных организаций и объединений, осуществляющих воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», 2014

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕТСКОГО ДОМА ИНДУСТРИАЛЬНО-СУДОСТРОИТЕЛЬНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ЛИЦЕЕ №116

Капралова Лариса Владимировна,

Воспитатель, ГБОУ ИСППЛ №116,

структурное подразделение Детский дом для детей сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей (далее Д/Д).

В современной педагогической литературе под воспитателем в самом общем виде понимается: «лицо, осуществляющее педагогическое (воспитательное) 76


взаимодействие, принимающее на себя ответственность за условия жизни и развитие личности другого человека» [1]. Как указывается в данном источнике: «В этом понятии объединяются профессиональная роль и гражданская личностная позиция, принятая на себя одним человеком и реализуемая по отношению и в интересах другого человека или коллектива (группы)». Под социальным интеллектом американский психолог Д. Векслер (1896-1981) понимает умения понимать причины поступков, обычаев, традиций, умение улавливать логику и последовательность событий [2]. По мнению многих первым, кто заговорил непосредственно о термине «социальный интеллект» был американский психолог и педагог Э.Торндайк (1874-1949). В 1920 г. он рассматривал его как «способность понимать других людей и действовать или поступать мудро в отношении других» (цит. по А.И. Савенкову, 2005) [3]. По мнению Д.В. Ушакова, все многообразие подходов к определению, объяснению и диагностике социального интеллекта можно свести к трем вариантам:

1. Социальный интеллект – это особая способность, отличная от остальных.

2. Социальный интеллект – это социальная компетентность, система знаний, умений, навыков, приобретенных в течение жизни.

3. Социальный интеллект – это личностная черта, определяющая успешность социального взаимодействия [4].

Важной частью работы воспитателя Д/Д ИСПЛ-116 является формирование социального интеллекта, как средства социальной адаптации и жизненной успешности. Данный процесс включает в себя:

1. Расширение базы социальных знаний: понятия, ситуации, прогнозирование.

2. Корректировка и развитие социальной выразительности.

3. Социальное поведение: восприятие, взаимодействие, адаптация.

Данная работа начинается на стадии поступления воспитанника сироты в ИСПЛ-116. Ответственные работники ИСПЛ-116 производят отбор на основании предоставляемых данных об успеваемости воспитанника, характеристики из воспитательного учреждения и собеседования. Для воспитанника это значимый социальный опыт, так как выбор и поступление в профессиональное училище, так как для многих из них, это первый серьезный самостоятельный выбор, который существенно влияет на ближайшее будущее. На данном этапе воспитанник демонстрирует свой социальный интеллект, который сформирован в детском доме. По итогам этой оценки всех воспитанников разделяют на отдельные группы, которые заселяют в общежитие в жилые секции на 8 комнат. Практика показывает, что каждый детский дом формирует близкий по уровню социальный интеллект, поэтому чаще всего в одной жилой секции оказываются выпускники двух-трех детских домов. Таким образом, формируется новая социальная среда для воспитанника, которая с одной стороны является новой, но с другой стороны в ней есть уже знакомые участники и уже есть отбор участников группы по их социальным качествам. 77


На данном этапе начинается работа воспитателя по формированию социального интеллекта.

Первый этап-диагностика уровня развития социального интеллекта воспитанника-сироты.

Проводиться первичный опрос, который включает в себя вопросы на следующие темы:

1. биография воспитанника

2. отношения с родственниками (если они есть)

3. значимые факты жизни

4. достижения

5. особенности характера

6. умения

7. коммуникативные навыки

8. внешний вид и уход за собой

9. вредные привычки

10. и прочее

Далее воспитатель уточняет данные у социальных педагогов, которые имеют первичную информацию из воспитательных учреждений и органов социальной защиты, о воспитанниках, поступивших в их ведение.

Все данные суммируются в персональном журнале воспитанника, в котором далее фиксируются все значимые беседы, все успехи и нарушения воспитанника.

Одновременно с диагностикой, воспитатель знакомит с правилами проживания в общежитии ИСПЛ-116 и объясняет их значимость. Эти правила являются границей социального и девиантного поведения в повседневной жизни воспитанника. Их цель - организация условий для здорового отдыха, борьба с вредными привычками, ограничение свободного доступа в общежитие, установка правил самостоятельных поездок воспитанников. Данные правила являются необходимым элементом воспитательной работы в общежитии, так как описывают оптимальное социальное взаимодействие в рамках совместного проживания, учитывающее требования безопасного и здорового воспитания подростков при соблюдении их свободы и прав. Следование правилам проживания в общежитии является важным критерием для оценки социального интеллекта и выбора вектора его развития. Перед воспитателем стоит непростая задача, внедрять правила проживания, по сути, ограничители свободы личности, добиваться их соблюдения и объяснять их ценность в условиях, когда воспитанник проходит переходный возраст 16-18 лет без поддержки со стороны родителей. 78


В этой ситуации ярко можно выделить социальных гениев и социально неразвитых личностей. Ключевые отличия можно увидеть в ниже представленной таблице:

С перового дня, воспитанники включаются в общий распорядок жизни и мероприятий сиротского цента при ИСПЛ-116, которые идут согласно общему плану мероприятий по сиротскому центру. Данный план включает в себя нижеуказанные мероприятия:

1. Спортивные соревнования.

2. Интеллектуальные соревнования.

3. Соревнования профессиональные

4. Творческая самодеятельность

5. Тематические вечера.

6. Мероприятия, ориентированные на подготовку к самостоятельной жизни.

Ежегодный план мероприятий включает в себя около 100 мероприятий, как непосредственно в сиротском центре, так и в лицее и за его пределами, основная цель которых – развитие социального интеллекта у воспитанников, а именно развитие социальных знаний, корректировка социальной выразительности, культивирование адекватного социального поведения.

Таблица 1. Различия между воспитанниками, имеющими развитый и неразвитый социальный интеллект

Социальные проявления

Уровень развитости социального интеллекта

Развитый

Неразвитый

Распорядок дня

В основном следуют распорядку или уклоняются от его исполнения, пользуясь социально приемлемыми способами

Нарушают распорядок. Действуют без оглядки на социальные последствия своих поступков

Учеба

В основном учатся или уклоняются от некоторых предметов в силу своих мнений, пользуясь социально приемлемыми способами. Проблем с учебой практически нет

Незаинтересованы в качественном освоении предмета. Отстающие ученики.

Личная гигиена

Регулярные процедуры личной гигиены. Презентабельный вид

Могут быть незаинтересованы в презентабельном внешнем виде и регулярных процедурах личной гигиены.

Авторитет

Выше среднего или высокий. Одинаково, как в среде сиротского центра, таки и за его пределами

Может быть разным в пределах сиротского центра и обычно низкий за его пределами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа по социальной педагогике. Адаптация детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей в учреждениях социальной защиты детства

Адаптация детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей в учереждениях социальной защиты детства. Выполнила Савкова Светлана Алексеевна ученица Вешенского педагогического колледжа имини М.А Ш...

Контрольная работа по дисциплине "Организация и содержание работы по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

Контрольная работа разноуровневая. Имеет три уровня сложности. Может быть применена для обучающихся по профессии "Социальный работник"....

Социально-педагогическое сопровождение и социальная адаптация обучающихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в Государственном автономном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования «Архангельск

Особенности взаимодействия детских домов и образовательных организаций среднего профессионального образования при работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей...

Отчет воспитателя по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе социально-педагогической направленности подготовки воспитанников организаций для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Подготовка будущих первокласснико

Приближается момент, когда ребёнок будет иметь звание «Первоклассник». И из-за этого возникает множество беспокойства: куда и как готовить ребенка в школу, надо ли, что ему нужно знать, ум...