Творческий проект по теме: «Казачье подворье»
проект на тему

Новикова Наталья Александровна

Творческий проект «Казачье подворье» направлен на пропаганду казачьей культуры, организации досуга учащихся. Проект выполняется учащимися совместно с педагогом. Самостоятельная работа учащихся над проектом способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединению знаний, полученных в ходе учебных занятий в клубе и приобщение к конкретным жизненно важным проблемам.

Практическая часть проекта представлена макетом казачьего подворья, выполненный из изделий, сделанных своими руками из природного материала. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovyj_proekt_kazaki.docx51.56 КБ

Предварительный просмотр:

 

муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Школа-гимназия» г.Ярцева Смоленской области

муниципальная научно-практическая конференция школьников

«Старт в науку»

Творческий проект по теме:

«Казачье подворье»

Выполнили учащиеся 7 Б класса:

Жаренков К.М., Савицкий К.О.,

 Вишняков В.А., Жевагин И.Е.,

 Ильин В.В., Галькевич И.С.,

 Гуламжанов У.У,

 Поздняков Н.В, Тростинский Д.А.

 Руководитель проекта:

 Губина Наталья Александровна,

 педагог-организатор

2017 г.

  1. Паспорт проектной работы

Тема проекта

«Казачье подворье»

Руководитель проекта

Губина Наталья Александровна

Состав проектной группы

Жаренков К.М., Савицкий К.О., Вишняков В.А., Жевагин И.Е., Ильин В.В., Галькевич И.С., Гуламжанов У.У, Поздняков Н.В,Тростинский Д.А.

Тип проекта

Социальный

Заказчик проекта  

Учитель, ученик

Цель проекта

создание макета казачьего подворья из природного материала, отражающий жизнь казаков.

Задачи проекта

1.Знакомство с историей и культурой казачества, бытом казачества на основе строительства макета казачьего подворья;

2.Установить, какие материалы можно использовать при изготовлении макета;

3.Выполнить работу своими руками из природного материала.

Предполагаемый продукт(ы) проекта

Макет казачьего подворья

Этапы работы над проектом

1. Этап Подготовка к проекту:

- постановка проблемы, определение цели, задач;

- изучение литературы по данному вопросу, накопление материала.

2. Этап Деятельность:

- изучение информации о казачьем быте;

- изготовление плетени из лозы;

- изготовление построек казачьего подворье;

-выбор модели, выбор оборудования и материала;

- создание и оформление макета.

3. Этап Вывод о проделанной работе. Презентация  работы.

Методы работы над проектом

1. Анализ источников информации.

2. Беседа  со специалистом.

3. Изучение приёмов работы по изготовлению макета

4. Практическая деятельность

Оборудование и материал

- лоза; - двп;

- сено;

- фигуры животных;

- листья;

- напольное покрытие;

- декоративные цветы;

- х/б ткань;

- бруски;

- гвоздь, молоток;

-камень;

- клей «Мастер».

Образовательные и культурно-просветительские учреждения, на базе которых выполнялся проект

МБОУ «Школа-гимназия»

  1.  Аннотация

к творческому проекту «Казачье подворье»

группы учеников 7 Б класса, МБОУ «Школа-гимназия» г.Ярцева Смоленской области

Савицкий Кирилл, Жаренков Кирилл, Вишняков Владислав, Поздняков Никита, Жевагин Илья, Галькевич Иван, Тростинский Данила, Ильин Вячеслав

        Творческий проект «Казачье подворье» направлен на пропаганду казачьей культуры, организации досуга учащихся. Проект выполняется учащимися совместно с педагогом. Самостоятельная работа учащихся над проектом способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединению знаний, полученных в ходе учебных занятий в клубе и приобщение к конкретным жизненно важным проблемам.

        Практическая часть проекта представлена макетом казачьего подворья, выполненный из изделий, сделанных своими руками из природного материала.

        Теоретическая часть содержит информацию о ходе работы, начиная с изучения информации, поэтапного планирования, описания каждого шага по изготовлению казачьего подворья

        В ходе работы, учащиеся систематизировали весь полученный материал, распределили   обязанности по изготовлению макета. Благодаря дисциплинированности, усидчивости, трудолюбию, ответственности ребят результат макета получился информативным и познавательным.

         Результаты работы вызовут интерес не только у детей, но и у взрослых.

  1.  Цели и задачи

Занимаясь в военно-патриотическом казачьем клубе «Платовский», изучая быт и культуры казаков, мы решили создать макет казачьего подворья. Благодаря макету мы сможем рассказать учащимся школы про традиции и культуру казачества, а также самим пополнять знания.

 Проблема: Сможем ли мы создать с помощью подручных средств макет. Какой выбрать материал? Каких размеров он может быть? С чего начать работу?

Мы обратились за помощью к руководителю казачьего клуба, классному руководителю Губиной Наталье Александровне

Она рассказала, что сегодня очень интересная тема не только для нашего клуба, но и для школы в целом. Данная работа позволит глубже узнать традиции казаков, которые проживали также и на Смоленщине.  Рассказала нам и видах макета, о материалах изготовления проекта. Проанализировав полученную информацию, мы поставили для себя цель: создание макета казачьего подворья из природного материала, отражающий жизнь казаков.

Задачи:

1.Знакомство с историей и культурой казачества, бытом казачества на основе строительства макета казачьего подворья;

2.Установить, какие материалы можно использовать при изготовлении макета;

3.Выполнить работу своими руками из природного материала.

1.4. Целевая аудитория, заказчик.

Целевой аудиторией являются учащиеся школы 1-11 классов. Заказчик - МБОУ «Школа-гимназия» г.Ярцева.

1.5. Этапы и методы работы над проектом.

Методы

Сроки

Основные задачи

Содержание работы

Результат

I.        Первый этап. Изучение литературы по данному вопросу, накопление материала

Анализ источников информации

Февраль

2017

Задачи: 

- создать инициативную группу по реализации проекта

На собраниях военно-патриотического клуба «Платовский» было  решено создать инициативную группу по реализации проекта.

 Собрана группа из 9 человек:

Жаренков К.М.,

Савицкий К.О.,

 Вишняков В.А.,

Жевагин И.Е.,

 Ильин В.В.,

Галькевич И.С.,

Гуламжанов У.У,

 Поздняков Н.В., Тростинский Д.А.

- Изучить литературу, накопить материал о казачьем быте

Нами была изучена информация с различных источников.

Собрана и систематизирована  вся необходимая информация.

2 этап. Деятельность

Изучение приёмов работы по изготовлению макета;Практическая деятельность

Март-апрель

2017

Задача:

- Создать план казачьего подворья

По результат изученного материала, мы решили сделать зарисовки макета и составить план макета

Из каждой зарисовки была взята идея казачьего подворья. Составлен план макета.

- изучить виды макетов

Изучали литературу

На основе изученной литературы определены виды макетов, а также определились с выбором макета

- составить список необходимого материала для создания макета

Составлен список необходимого материала и оборудования

- изготовить плетении из лозы;

Поиск лозы и обработка материала

Подготовлен материал для плетении

- изготовить постройки  казачьего двора

Подбор: материала, вымерка нужных размеров бруски.

Изготовлены постройки

- создать и оформить макет

Из изготовленного материала собирали макет

Создан макет Казачьего подворья

3 этап.

Апрель2017

Задача:

- сделать вывод о проделанной работе

Проанализировали работу. Обсудили все что получилось и не получилось.

  1. Оборудование и материал для изготовления макета.

Материал и оборудование

Количество

1

Лоза

20 прутев

2

Двп

1 лист

3

Сено

1 фасовочный мешок

4

Фигурки животных

7 штук

5

Бруски для построек

6

Листья, цветы

7

Напольное покрытие

1 лист

8

Х/б ткань

1 метр

9

Гвозди

300 гр.

10

Молоток

1 шт

11

Камень (галька)

1 кг.

12

Клей «Мастер»

1 шт.

1.7.   Отзыв на проектную работу

группы учеников 7 Б класса,

МБОУ «Школа-гимназия» г.Ярцева Смоленской области

Руководитель проекта Губина Наталья Александровна

по теме: «Казачье подворье».

Группа учащихся из 7 Б класса, а именно Савицкий Кирилл, Жаренков Кирилл, Вишняков Владислав, Поздняков Никита, Жевагин Илья, Галькевич Иван, Тростинский Данила, Ильин Вячеслав выполняла проект в течение 2016/ 2017 учебного года. Определили целью своего проекта исследование, авторского слова, создание и изготовление деталей макета. Результатом проекта является макет казачьего подворья. Проект можно считать реализованным, но с перспективой развития.

Тема проекта менялась в связи с изучением материала, но в итоге была сформулирована и сохранена без изменений на протяжении создания макета.

Актуальность темы обусловлена интересом у учащихся к казачьей культуре и быту, а также развитием творчества и креативности.

        Ценность работы над проектом для учеников является исследование культуры казаков, в систематизации знаний, овладении терминологией, развитии коммуникативных навыков, умении чётко излагать свои мысли, умение работать в команде.

         Содержание работы соответствует поставленным целям и задачам проектной работы.

        Логика работы над проектом продумана, культура письменного оформления обеспечивает понимание содержания изложенного материала.

        Данная работа имеет большую практическую значимость.  Макет казачьего подворья позволит проводит экскурсии, использование как демонстрационного материала на уроках истории и литературы, также он удобен тем, что он передвижной, что позволяет использовать его в разных кабинетах.

  1. Описание процесса исполнения

1        Этап.

Изучение литературы по данному вопросу, накопление материала

Для нашей группы стала проблема – собрать все возможные материалы о казачестве, систематизировать их, тем самым привлечь интерес к этой теме. Возникла идея создать макет казачьего двора, который позволит изучить быт и традиции казачества. Перед созданием проекта были определены цели, задачи, выбраны методы нашей деятельности.

На собраниях военно-патриотического клуба «Платовский» было  решено создать инициативную группу по реализации проекта «Казачье подворье».  Собрана группа из 9 человек: Жаренков К.М., Савицкий К.О., Вишняков В.А., Жевагин И.Е., Ильин В.В., Галькевич И.С., Гуламжанов У.У, Поздняков Н.В., Тростинский Д.А.

После создания группы мы приступили к изучению материала об истории быта и казачьем дворе. 

Усадьбы казаков – дворы с амбарами и сараями, скотные дворы-базы содержались в чистоте и порядке.

        "Каждый казак – государь своего двора" – говорит пословица. Если с юридической точки зрения это было действительно так, и даже атаман не мог войти во двор казака без его разрешения, все же существовали предписания, которые всеми "гражданами станичного государства" выполнялись неукоснительно.

        Первым таким требованием-обычаем было: для каждой службы отдельное строение. То есть отдельно конюшня – самое дорогое строение в усадьбе (иной раз дороже куреня), как правило, каменное, кирпичное, саманное или деревянное; отдельно – коровник, курятник, свинарник, сараи, амбары.

        Вторым требованием являлось наличие нескольких дворов: перед куренем – баз (тюрк. песчаный), за куренем – лавада, а сам курень – крыльцом на улицу, окнами в поле, точно, как казаки ложились спать у костра – лицом в сторону врага. На задах, рядом с куренем, выращивали овощи, почти в каждом дворе – виноградники, оставшееся место обычно было занято картофелем. Площадь, которую занимал двор казака, была очень мала. Дома были расположены очень компактно, расстояние между соседними домами, особенно в центре станицы – несколько метров В самой станице огороды, как их теперь называют, были базами, а фрукты и виноград выращивали в так называемых садах, которые находились на склонах бугров (холмов). Вот так казаки экономно и рационально использовали землю. Для того чтобы зимой в доме было тепло, необходимо было сделать запас угля и дров. Хранилище для дров находится за домом, а навес для угля – рядом с домом. Местом для отдыха обычно служит лавочка перед куренем, у забора, или оплетенная виноградная беседка между домом и летней кухней.

        Особо нужно сказать о летних кухнях (летницы). Летницы – чисто казачья постройка, и, надо сказать, разумная. В летнице с весны до глубокой осени готовилась еда, и здесь же семья часто и кушала, что освобождало дом от кухонной толчеи и утвари. Но строительство летницы обеспечивало не только удобство в приготовлении пищи, но и уберегало курень от пожара.

        Старые станицы очень часто горели. Это было связано с тем, что вся застройка была деревянной, и дома располагались на расстоянии вытянутой руки. Поэтому, стоило загореться одному дому, как от возникшего пожара выгорала целая улица, а иногда и весь населенный пункт. Казаки принимали чрезвычайные меры предосторожности, на лето все печи в домах опечатывались, и готовить можно было только в землянках или летницах. Виновников пожара выселяли из станицы.

        Часто рядом с летней кухней можно увидеть небольшую примитивную печку-горнушку (горн) из кирпича под небольшим навесом. Для удобства около печи ставили стол и лавки, за которыми летом обедала семья.

        Не менее важной застройкой являлся колодец "журавль" – название напрямую связано с птицей журавль, т.к. внешний вид колодца напоминает эту птицу, стоящую на одной ноге и пьющую воду. У казаков особым уважением пользовались копатели колодцев. Эта работа была сопряжена с невероятно тяжким трудом и смертельной опасностью, поэтому часто колодцы копались "по обету" – людьми, "замаливавшими грех".

        Во время рытья колодца копатель не прикасался ни к вину, ни к деньгам, некоторые давали обет молчания. Станичники вскладчину нанимали музыкантов, которые играли постоянно, пока шла работа. Иногда колодезник требовал, чтобы во время работы непрерывно читался Псалтырь.

О чем думал он, пробираясь через меловые и песчаные пласты иногда на глубину 40 метров, и оплетая стенки вокруг себя ветками карагача? Что вспоминал? О ком молился? Появление воды в колодце означало, что обет исполнен и Бог простил грех дававшего обет. Но вода могла быть соленой или горькой. Поэтому каждый степной колодец был бережно хранимым чудом.

        Колодцы увенчивали надписи: "Люди добрые, испейтя водицы и казаков, бедных пожалейтя, грехи им проститя и в молитвах помянитя", "Сей колодец выкопал по обету донской казак, раб божий Степан в память матери, рабы божьей, Аграфены. Воды его чисты, как материнская любовь, и бесконечны, как слезы матери моей, пролитые по мне".

Ближе ста сажень от колодца запрещалось поить коней и прогонять скотину, дорогу можно было проложить только в 300 саженях от колодца.

Все подворья казаков огорожены заборами, которые называются "Плетни" – от слова плести. Очень часто казаки сами плели эти заборы, дабы избежать шкоды животных. Их плели из лозы, которую заготавливали ранней весной. Заборы могли быть каменными – из ракушечника, песчаника.

Также нами был изучен интернет по теме казачьего двора, удалось найти разнообразие фотографии, которые ярко показывали особенности быта казаков. (Приложение 1)

Делая анализ изученного материала: собран необходимый материал о казачестве. Творческая группа занялась систематизацией, обработкой полученной информации и развернула работу по созданию макета Казачьего двора, оформлением стенда.

При работе использовались следующие методы:

1. Анализ источников информации.

2. Беседа со специалистом.

3. Изучение приёмов работы по изготовлению макета.

4. Практическая деятельность

     При изучении материала мы узнали, что макеты бывают разных видов (Приложение 2).

Также нами били нарисованы эскизы макета (Приложение 3) и составлен план подворья. (Приложение 4)

Изучив материал, мы выбрали настольный вид макета и определились с размерами. В результате проведенной работы был разработан план казачьего подворья.

Следующим нашим шагом стала необходимость поиска материалов и непосредственной помощи в строительстве. Мы изучили составную часть макета, определились с материалом изготовления, распределили обязанности между собой.

(Приложение 5).

II Этап. Деятельность.

2. Выбор модели, выбор оборудования и материала

Изучив материал, мы выбрали настольный вид макета и определились с размерами. В результате проведенной работы был разработан план казачьего подворья.

Перед началом строительных работ было рассчитано примерное количество необходимого строительного материала.

Следующим нашим шагом стала необходимость поиска материалов и непосредственной помощи в строительстве.

Оборудование и материал:

1.  Лоза;

2.  Двп;

3. Сено;

4. Фигуры животных;

5. Листья;

6. Напольное покрытие;

7. Декоративные цветы;

8. х/б ткань;

9. Бруски;

10. Гвоздь, молоток;

11. Камень;

12. Клей «Мастер».

4. Создание и оформление макета (Приложение)

Последовательность выполнения работы.

I.Подготовка рабочего места.

Прежде чем начать работать, мы вместе с Губиной Натальей Александровной повторила все правила безопасности работы с ножницами, молотком и природным материалом. Приготовили все необходимые материалы, проверили освещение и доступ свежего воздуха, т.к. предстояла работа с клеем.

II. Изготовление деталей казачьего двора:

1.Изготовление плетени. При изготовлении мы использовали разные способы плетения. Простой способ наращивания. При таком способе наращивания поместите конец короткого прута и конец нового с тыльной стороны стойки, так их не будет видно снаружи. Во время наращивания используйте комель (более толстая часть прута, противоположная вершинке) нового прута. Двойное наращивание этот способ часто применяют во время плетения стенок. При таком наращивании концы прутьев находятся по обе стороны стойки на одном уровне. После наращивания прут, который выходит наружу, осторожно отогнули влево и срезали торчащий кончик. Надежное крепление перекрутите новый и старый прут с изнаночной стороны (внутри круга) под другим рабочим прутом оплета. Торчащие концы аккуратно обрезали. (Приложение 6)

2. Изготовление построек (дом, конюшня, колодца, скамеек). Мы измерили необходимые размеры для построек, распилили маленькие брусья, далее склеили, а также использовали молоток и гвозди. (Приложение 7).

3. Уличная печь «кабыця». По окончанию строительства дома у нас остались кирпичики саман, и мы решили построить уличную печь, которую казаки называли «кабыця». Она строилась подальше от дома, чтобы не было пожара, т. к. печь топили летом, и хозяйка готовили на ней еду, пекла хлеб. Рядом с печкой стоял стол и лавки, там вся семья казаков собиралась летом за обедом.  Над «кабыцей» иногда казаки делали навес тоже из соломы или камыша, чтобы защитить её от дождей. (Приложение 8)

 

III. Соединение деталей.  (Приложение 9).

Оценили созданный макет Казачьего подворья

Оформление творческой работы

Аккуратность

Мастерство автора

Самостоятельность

+

+

+

+

Критерии оценки

        На втором этапе работы изученную информацию о казачьем подворье, мы проанализировали, классифицировали, составили таблицу «Виды макетов», по проделанной работе создали макет казачье подворье.

Проанализировав свою работу: достигли цели, которую ставили перед собой и решили все основные задачи.

 Создавая макет, с каждой деталью мы находили что-то новое и интересное для себя. Кроме того, мы овладели новыми навыками ручного ремесла.

Из своего проекта мы узнали на сегодняшний день, что казачий дом самый экологически безопасный для здоровья человека.

Ещё мы узнали, что при строительстве подворья использовались одни из самых дешёвых строительных материалов, он не требовал много затрат от хозяина дома. Дом могли построить в течении 3-6 месяцев и можно было семье переезжать жить в новый дом. Главное, чтобы присутствовало все то, что необходимо для жизни.

III Этап

        Третий этап – это презентация нашей работы на школьной научно-практической конференции школьников и на муниципальная научно-практической конференция школьников «Старт в науку».

III. Выводы и самоанализ работы над проектом

На первом этапе мы изучили и проанализировали всю полученную информацию, которая нам пригодилась при создании макета. На втором этапе смогли реализовать задуманное, столкнувшись с определенными трудностями. Например, для поиска лозы и ее обработки ушло больше времени, чем задумывалось. Также возникали проблемы при изготовлении построек. Но проделанная работа научила нас новым навыкам в работе с природным материалом, а также совместной работе.

 При создании макета мы показали всю технологию строительства казачьего дома, обустройства двора. Наш проект ещё не окончен, мы хотим добавить ещё к нему и большее количество хозяйственных построек казака, хотим узнать, что было у них в усадьбе, каких традиций они придерживались.

Работая над проектом, мы получили огромное удовольствие, узнали очень много нового, полезного и интересного.

По окончании работы над всем проектом, мы хотим передать   макет и всю собранную нами информацию в школьный музей.

 Практическая значимость.

Реализация данного проекта позволит глубже изучить историю и быт казаков, создание макета Казачьего двора даст возможность проводить экскурсию для школьников, а также результат работы над проектом можно использовать на уроках истории и литературы.            

IV.  Список источников информации

1.Моя Кубань. Природа, история, хозяйство, города Краснодарского края. – Ростов н/ Д.: « Издательство БАРО_ПРЕСС», 2010

2. Былины: книга для чтения /Ю.М. Бодянов._ Краснодар: Перспективы образования,2012

3. Атамань – казачья станица.- Е.Чуприна, изд.  Лев Толстой, г. Тула,2012

4.История Казачества  в рассказах и иллюстрациях: М.В. Мирук, Т.А. Науменко, Учебник для 4-5 классов. Краснодар: ОИПЦ « Перспективы образования», 2006

5 Казаки. Пособие для учеников и станичных школ дирекции при изучении истории родного войска. А.П. Певнев  Екатеринодар. Типография кубанского областного правления.1911.

6. Родная Кубань. Страницы истории: Книга для чтения / Под ред. Проф. В.Н.Ратушняк.-2-е изд., исправленное. – Краснодар:ОИПЦ « Перспективы образования», 2004.

7.Ресурсы интернета  поисковые программы: Coogle , Yandex


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект Ворожейуиной М., студентки 3 курса в рамках темы "Негативное пространство"

Учебная творческая работа студентки тертьего курса, работа выполнена в графическом редакторе Adobe Illustrator в рамках программы курса "Компьютерная графика", раздел "Векторная графика",тема "Негатив...

Творческий отчет на тему: «Развитие кадрового потенциала колледжа как актуальное направление работы методической службы по реализации инновационных проектов ГБОУ СПО «МК им. К. Цеткин ДЗМ»

Творческий отчет на тему: «Развитие кадрового потенциала колледжа как актуальное направление работы методической службы по реализации инновационных проектовГБОУ СПО «МК им. К. Цеткин ДЗМ» в рамках гор...

Творческие проекты студентов специальности по теме: "Первое рабочее место программиста"

Выставка творческих проектов организована в рамках изучения ПМ.01 Обработка отраслевой информации студентами специальности "Прикладная информатика (по отраслям)", 2 курс...

Творческий проект по теме: Строительство в русских пословицах и поговорках

Творческий проект по теме:"Строительство в русскихпословицах и поговорках"...

Творческий проект  по теме:  «Волшебный мир гипса и цемента»

Презентация. Творческий проект по теме: «Волшебный мир гипса и цемента»...