Конспект практического занятия по педагогике
учебно-методический материал на тему

Афонасьева Наталья Николаевна

Конспект пратического занятия по педагогике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект по педагогике23.99 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема: Практическое занятие  «Требования к личности педагога»  

Цель: Повторить основные понятия, формировать коммуникативные ,  организаторские, эмпатийные качества  педагога с помощью  игровых упражнений.

Форма:  игровой практикум

Оборудование: конспект занятия, презентация« Педагогические способности учителя», листочки с игровыми  ситуациями, секундомер, реквизит, звуковое сопровождение из к/ф « Усатый Нянь»

1.Орг.момент. Приветствие

2. Вводный этап

Педагог: Особые профессиональные и общественные функции учителя, необходимость быть всегда на виду у объективных судей - своих воспитанников, заинтересованных родителей, широкой общественности предъявляют повышенные требования к личности учителя, его морального облика. Требования к учителю - это императивная система профессиональных качеств, которые определяют успешность педагогической деятельности.

Практическая педагогическая деятельность лишь наполовину построена на рациональных технологиях, вторая ее половина - искусство.

Поэтому первое требование к профессиональному педагогу - наличие педагогических способностей. Педагогические способности - это качества личности, интегрировано выражаются в наклонностях к работе с детьми, любви к детям, получение удовольствия от общения с ними. Выделены основные группы способностей.

Домашним заданием была подготовка презентация по теме

« Педагогические способности учителя ». Представьте ее, пожалуйста.

Студенты демонстрируют  слайды с основными понятиями темы, приводят примеры.

Слайд 1. Организаторские. Оказываются в умении учителя сплотить учеников, привлечь их к труду, распределять обязанности, спланировать работу, подвести итоги сделанному и т.д.

Слайд 2. Дидактические. Конкретные умение подобрать и подготовить учебный материал, наглядность, оборудование, доступно, ясно, выразительно, убедительно и последовательно излагать учебный материал, стимулировать развитие познавательных интересов и духовных потребностей, повышать учебно-познавательную активность и т.д.

Слайд 3. Перцептивные, проявляющиеся в умении проникать в душевный мир воспитанников, объективно оценивать их эмоциональное состояние, выявлять особенности психики.

Слайд 4. Коммуникативные способности, которые проявляются в умении учителя устанавливать педагогически целесообразные отношения с учащимися, их родителями, коллегами, руководителями учебного заведения.

Слайд 5. Суггестивные способности, которые проявляются в умении учителя осуществлять эмоциональное воздействие на учащихся.

Слайд 6. Исследовательские способности проявляются в умении узнавать и объективно оценить педагогические ситуации и процессы.

Слайд 7. Научно-познавательные способности предусматривают усвоение научных знаний в своей области.

Педагог, благодарю за выступление.

3. Основной этап

Сегодня у нас  урок-практикум. Мы будем отрабатывать педагогические умения педагога, а вот какие именно вы должны определить в ходе работы.  Ваша задача в конце каждого игрового упражнения  определять их цели. Итак, первое упражнение.

  1. Игра «Так же как у меня или «Автографы»

Необходимо за 5 минут напротив всех  фраз собрать автографы, т.е. определить людей с такими же предпочтениями, хобби, особенностями и т.д.  Условие : всем игрокам дважды нельзя  ставить автограф

Фразы:

  • Младше меня
  • Ниже меня ростом
  • Имя с той же буквы
  • Любит: - то же блюдо

                   - тот же напиток

                   - фильмы того же жанра

                   - того же писателя

  • Завтракал тем же что и я
  • Такой же состав семьи
  • Выше меня ростом
  • Старше меня
  • Опытнее меня в чем либо
  • Глаза того же цвета
  • Родился в Нижневартовске
  • Родился Не в Нижневартовске
  • Та же профессия
  • Любит тот же вид отдыха
  • Тот же вид спорта             и т.д

Подведение итогов игры.

Педагог: Кто собрал все автографы? Кто один не подписал? Кто два и более?

Педагог , итак какие качества педагога развиваются в такой игре и какова ее цель?

Студенты: Коммуникативные, организаторкие.

Студенты: Цель- развивать коммуникативные умения;

создавать благоприятную атмосферу.

Педагог6 Верно, молодцы. Продолжает работу.

2.Упражнение «Контакты»

Время проведения: 10 минут

Количество участников:  5 групп по 5 человек

Необходимо разыграть  некоторые ситуации.

 Ситуации:

1.«Перед вами человек, которого вы видите первый раз, но он вам очень понравился и вызвал желание с ним ознакомиться. Некоторое время вы раздумываете, а затем обращаетесь к нему. Время на установление контакта, приветствие и проведение беседы – 2-3 минуты».

Затем по сигналу педагога студенты должны в течение 1 минуты закончить начатую беседу, попрощаться и перейти вправо к новому участнику.

Эти правила распространяются и на нижеследующие ситуации:

2.«В вагоне метро вы случайно оказались рядом с довольно известным киноактером. Вы обожаете его, и, конечно, хотели бы с ним поговорить. Ведь это такая удача». Роль актера играют сидящие во внутреннем круге студенты.

3.«Вам нужна довольно крупная сумма денег. Нужно поговорить с родителями. И вот вы подошли к отцу (матери)».

4.«Вы узнали, что один из ваших друзей дурно отзывался о вас в неформальной обстановке. Надо с ним поговорить. Конечно, это не очень приятно, но лучше сразу все выяснить, чем строить догадки и переживать по этому поводу. Случай представился: вы одни, никого рядом нет».

Примечание:

-  обращаю внимание всех участников на то, как ни вступают в контакт, начинают встречу, какие приемы и способы коммуникации используют, как поддерживают разговор и заканчивают беседу;

- после очередной смены партнеров, задавая ситуацию, определяю конкретные роли для каждого круга. Например, во внешнем круге участники играют роль родителей, во внутреннем – детей;

Обсуждение итогов игры.

Педагог , итак какие качества педагога развиваются в такой игре и какова ее цель?

Студенты: Коммуникативные

Студенты:Цель: развивать умение устанавливать и поддерживать контакты с людьми.

Педагог : Верно

3.Игра «Гороховый король».

Время проведения: до 10  минут.

Материальное обеспечение: горох (по 5 штук каждому участнику).

Каждому студенту раздается по пять горошин. Студенты ходят по аудитории и вступают друг с другом в разговор. Встречаясь, им необходимо друг другу по очереди задавать такие вопросы, чтобы в ответ они услышали слово «Да» или «Нет».

Если студент, отвечающий на вопрос, произносит одно из этих слов, то отдает собеседнику одну горошину. После этого они расходятся и ищут следующих партнеров для разговора.

У кого горошины закончились, тот выбывает из коммуникации. У кого после завершения будет самое большое количество горошин, тот – «Гороховый король».

Взаимодействуя, студентам необходимо выполнять следующие правила:

- нельзя молчать;

- нельзя избегать контакта и уходить от вопроса.

Педагог , итак какие качества педагога развиваются в такой игре и какова ее цель?

Студенты: Коммуникативные

 Цель: развивать коммуникативные умения; развивать речь; создать благоприятную атмосферу

Педагог: Вы  сегодня верно определили умения педагогов, на которые они были направлены- коммуникативные. Все упражнения были направлены на их формирование. Вы быстро взаимодействовали друг с другом, выполняли четко поставленные задачи, организованно и по регламенту, разговаривали.

Такие упражнения помогают стать более общительными, активными во взаимодействии с разными людьми. Ведь не с проста , одним из главных является умение   учителя устанавливать педагогически целесообразные взаимодействия  с учащимися, их родителями, коллегами, руководителями учебного заведения и многими другими людьми в социуме, ему нужно  ежедневно учиться.

4. Подведение итогов. Обобщающая беседа. Выставление оценок за домашнее задание.

Домашнее задание. Подобрать 10 игр на взаимодействие и коммуникацию с  разновозрастными  детьми.

Изучать конспект лекции «Педагог как субъект педагогической деятельности». Учить термины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект практического занятия по учебной дисциплине "Менеджмент" (открытый урок)

План открытого практического занятия в группе студентов 2 курса специальности "Экономика и бухгалтерский учет"...

План-конспект практического занятия №3 "Выезд в музей гражданской авиации Санкт-Петербургского университета гражданской авиации"

  План-конспект практического занятия  разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального об...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ОП. ПЕДАГОГИКА

Министерство образования и науки Российской ФедерацииФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новгородский государственный университет им...

КОНСПЕКТ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ВОЖДЕНИЮ «Вождение гусеничного трактора по прямой линии и с поворотами»

Цели урока:1.     Закрепить умение учащегося по подготовке трактора к работе, пуску двигателя, троганию с места, пользованию рычагами с педалями;2.     Выработа...

Конспект внеклассного занятия по педагогике

Среди воспитательных задач образовательного учреждения важное место занимает формирование здорового образа жизни. Форма проведения внеклассного мероприятия позволит взглянуть на проблему табакокурения...

План-конспект практического занятия в формате мастер-класса. Тема занятия: Построение графиков.

План-конспект практического занятия в формате мастер-класса. Тема занятия: Построение графиков....