Классный час на тему: «Правонарушения и ответственность»
классный час на тему

Королёва Дарья Сергеевна

Классный час на тему: «Правонарушения и ответственность»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_kl_chas.docx26.23 КБ

Предварительный просмотр:

ГБПОУ ВО

«Калачеевский аграрный техникум»

Классный час

на тему:

«Правонарушения и ответственность»

Подготовил: классный руководитель 3 стр«А» Королёва Д.С.

Калач, 2017г.

Цель: Познакомить студентов с понятиями «проступок», «правонарушение», «преступление», «ответственность», с их значением в жизни человека.

Задачи:

  • Профилактика правонарушений несовершеннолетних.
  • Пропаганда правовых знаний.
  • Формирование законопослушного поведения студентов.
  • Развитие у студентов чувства ответственности.
  • Развитие умения работать в группе, выражать свои взгляды, вести дискуссию.

Оборудование: ноутбук, экран, проектор, бумага, ручки, ст.20 УК РФ (распечатка).

Ход классного часа:

1.Вступление.

Классный руководитель: Добрый день, уважаемые ребята! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить об одной важной проблеме - о правонарушениях, которые совершают подростки, и об их последствиях. Тема нашего классного часа «Правонарушения и ответственность». 

Эпиграфом к нашему мероприятию взяты следующие слова Л.Н. Толстого (на доске):

«Один из самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям соблазнов, есть соблазн словами: «Все так делают».

Ежегодно подростками совершается более 145 тыс. преступлений, практически каждый пятый из них направляется для отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательные колонии (ВК).

Тема «Правонарушения и ответственность» актуальна на сегодняшний день. Особенность преступности несовершеннолетних – её резкое «омоложение» в последние годы. К сожалению, общественно опасные деяния совершают дети 8-13 лет. Подростки зачастую не задумываются о своих проступках, ошибочно считая, что в этом нет ничего особенного. Даже совершая групповые правонарушения, они не отдают себе отчёт в том, что это противозаконно. Отвечая на вопрос, зачем ты это сделал, никто толком не отвечает. Чаще говорят: «Все пошли, и я пошёл». Часто подростки отвечают, что не знали, что этого делать нельзя, что это наказуемо. Но незнание закона не освобождает от ответственности.

2.Основная часть:

Классный руководитель: недавно мы присутствовали на общем классном часе с представителем полиции, посвященном беседе о правонарушениях. Сегодня у нас присутствует Судникова Е.В., которая в связи с .

Классный руководитель: Почему же подростки совершают преступления? Ведь сегодня, в наше мирное время, когда благосостояние народа значительно улучшилось, каждый человек способен сделать свой выбор в жизни: идти честным путем или вступить на путь преступления в поисках легкой наживы. Всем известно, что воровать, грабить, оскорблять, драться - плохо. И тем на менее количество малолетних преступников растет. Почему? Как вы думаете? Каковы причины, приводящие несовершеннолетних к преступлению? Вот на этот вопрос мы с вами постараемся ответить в конце нашего занятия, чтобы знать, что приводит подростков к преступлению, и постараться этого избежать.

А сейчас мы с вами разбиваемся на группы и поработаем в группах.

Перед вами три понятия «Проступок. Правонарушение. Преступление». Необходимо к этим понятиям найти определения.

(студенты ищут определения и записывают их на доске).

Проступок – это нарушение правил поведения; вызывающее поведение.

Правонарушение – это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с шестнадцатилетнего возраста.

Преступление – это серьезное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.

Классный руководитель: Всё верно.

Самые необдуманные поступки свойственны молодости, так как, к сожалению, не каждый подросток осознает, что совершает противоправные деяния, которые ведут к тяжелым и подчас неисправимым последствиям.

Попробуйте назвать эти поступки (учащиеся называют, классный руководитель поправляет и дополняет примеры)

- плохо учатся;
- курят и выпивают;

- дерутся, обижают маленьких;

- грубят сверстникам, и взрослым;
- лгут;
- разрисовывают стены;
- портят имущество;
- и многое другое.

Классный руководитель: Давайте проведем игру по разбору ситуаций. Каждая команда получает задание с записанной ситуацией. Разбирает эту ситуацию, разыгрывает ее, и отвечает на поставленные вопросы.

Ситуация № 1. Первокурсник Алеша не приезжает  в техникум с каникул, говорит, что не хочет посещать занятия. Как можно расценить поведение Алеши, как проступок, правонарушение или преступление?

(Проступок, так как Алеша ничего противозаконного не совершил)

- Что же он все-таки нарушил тем, что не посещал занятия в техникуме?

(Устав техникума, в котором прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса.)

- Предусмотрено какое-либо наказание за проступок? Какое?

(Да.  Студент может получить дисциплинарное взыскание, классный руководитель или заведующий может вызвать в техникум родителей).

Ситуация № 2. Студенты Саша, Витя  и Игорь в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в круглосуточный магазин и купили бутылку пива. В аллее около Дома Культуры ребята распили пиво. Как можно расценить их поведение?

(это правонарушение, так как они распивали пиво в общественном месте на территории Дома Культуры). Это административное правонарушение, предусмотренное статьей 20.20 части 1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации – «Распитие алкогольной продукции в общественных местах». Штраф в размере от 500 до 1500руб.

Ситуация № 3. Студенты старших групп Алеша, Ваня и Сергей поджидали первокурсников за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать действия этих студентов, как проступок, правонарушение или преступление? (Эти ребята совершили преступление). Это вымогательство – преступление, предусмотренное ст. 163 Уголовного Кодекса Российской Федерации. Наказывается: ограничением свободы; арестом; лишением свободы.

Классный руководитель: Ну, и, конечно же, стоит отметить в качестве одного из основных факторов совершения подростками правонарушений — чувство безнаказанности. Подросток может совершить проступок, еще не подозревая о его аморальности. Одним из средств борьбы с правонарушениями с целью обеспечения правомерного поведения является юридическая ответственность. 

Вопрос: Что вы понимаете под словом ответственность?

(Ответственность – это обязанность отвечать за свои действия и поступки, необходимость выполнять требования, предъявляемые обществом).

Вопрос: С какого возраста человек несет ответственность за свои поступки?

(Административная и дисциплинарная ответственность наступает с 16 лет. Гражданская ответственность – с 18 лет. Уголовная ответственность наступает с 16 лет).

Вопрос: Ребята, назовите преступления, уголовная ответственность за которые наступает с 14 лет? (Ученики знакомятся с содержанием Статьи 20 УК РФ, распечатка которой есть у каждого на парте и называют преступления).

Задание группам: Определить виды юридической ответственности при рассмотрении различных нарушений. Установите соответствие.

Виды ответственности:

А- административная ответственность.

Г – гражданско – правовая.

У- уголовная.

Д - дисциплинарная

Виды нарушений:

  1. Порвал учебник одногруппника (Г)
  2. Появление подростка на улице в нетрезвом виде (А)
  3. Избил одногруппника (У)
  4. Совершил кражу мобильного телефона (У)
  5. Совершил прогул в техникуме (Д)
  6. Переходил дорогу в неположенном месте. (А)
  7. Разбил мячом окно. (Г)
  8. Нецензурно выражался в общественном месте. (А)
  9. Похитил телефон. (У)

4.Выступление психолога школы.

Проводится тренинг по профилактике правонарушений среди учащихся.

5. Заключение:

Классный руководитель: Итак, каковы же, по вашему мнению, основные причины совершения правонарушений подростками? Что приводит к правонарушениям? Я попрошу вас сформулировать свой самый главный и самый важный вывод, к которому вы пришли на сегодняшнем занятии. (учащиеся делают выводы)

1 группа:

Мы пришли к выводу: чтобы не совершить правонарушение, нужно…

2 группа:

Сегодня мы поняли, что самое важное для подростка – это…

3 группа:

Каждый человек должен нести ответственность за свои поступки, чтобы…

Классный руководитель: Ребята, мне очень хочется верить, что после нашего классного часа, мы будем совершать только хорошие поступки, так как, совершая проступок, вы не только нарушаете Закон, но и причиняете боль своим родным и близким людям.

6.Рефлексия.

Я прошу оценить результаты сегодняшнего занятия с помощью разноцветных смайликов, которые есть у каждой группы. Красный смайлик означает, что классный час был для вас очень важным, полезным и интересным. Жёлтый смайлик означает, что материал важен, интересен, но многое вы уже знали. Зеленый смайлик означает, что на занятии вам было скучно, неинтересно и вообще, всё это не важно для вас.

(Оценка результатов занятия с помощью разноцветных смайликов).

Спасибо за работу!

Перечень используемых источников:

  1. Административный кодекс РФ.
  2. Уголовный кодекс РФ.
  3. http://ped-kopilka.ru/klasnomu-rukovoditelyu/klasnye-chasy-v-5-8-klasah/klasnyi-chas-po-profilaktike-pravonarushenii.html
  4. http://golovanovka2013.ucoz.ru/dlyrodit/klassnyj_chas_po_profilaktike_pravonarushenij.pdf

1 группа: Мы пришли к выводу: чтобы не совершить правонарушение, нужно…

1 группа: Мы пришли к выводу: чтобы не совершить правонарушение, нужно…

2 группа: Сегодня мы поняли, что самое важное для подростка – это…

3 группа: Каждый человек должен нести ответственность за свои поступки, чтобы…

Ситуация № 1. Первокурсник Алеша не приезжает  в техникум с каникул, говорит, что не хочет посещать занятия. Как можно расценить поведение Алеши, как проступок, правонарушение или преступление?

- Предусмотрено какое-либо наказание за проступок? Какое?

- Что же он все-таки нарушил тем, что не посещал занятия в техникуме?

Виды нарушений:

  1. Порвал учебник одногруппника
  2. Появление подростка на улице в нетрезвом виде
  3. Избил одногруппника
  4. Совершил кражу мобильного телефона
  5. Совершил прогул в техникуме
  6. Переходил дорогу в неположенном месте.
  7. Разбил мячом окно.
  8. Нецензурно выражался в общественном месте.
  9. Похитил телефон.

Ситуация № 2. Студенты Саша, Витя  и Игорь в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в круглосуточный магазин и купили бутылку пива. В аллее около Дома Культуры ребята распили пиво. Как можно расценить их поведение?

Виды нарушений:

  1. Порвал учебник одногруппника
  2. Появление подростка на улице в нетрезвом виде
  3. Избил одногруппника
  4. Совершил кражу мобильного телефона
  5. Совершил прогул в техникуме
  6. Переходил дорогу в неположенном месте.
  7. Разбил мячом окно.
  8. Нецензурно выражался в общественном месте.
  9. Похитил телефон.

Ситуация № 3. Студенты старших групп Алеша, Ваня и Сергей поджидали первокурсников за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать действия этих студентов, как проступок, правонарушение или преступление?

Виды нарушений:

  1. Порвал учебник одногруппника
  2. Появление подростка на улице в нетрезвом виде
  3. Избил одногруппника
  4. Совершил кражу мобильного телефона
  5. Совершил прогул в техникуме
  6. Переходил дорогу в неположенном месте.
  7. Разбил мячом окно.
  8. Нецензурно выражался в общественном месте.
  9. Похитил телефон.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему "Уголовная ответственность несовершеннолетних".

Уголовная ответственность несовершеннолетних....

открытого практического занятия на тему: «ОТЧЕТНОСТЬ МАТЕРИАЛЬНО-ОТВЕТСТВЕННОГО ЛИЦА В МАГАЗИНЕ (ОТДЕЛЕ)» для специальности 38.02.04 КОММЕРЦИЯ (ПО ОТРАСЛЯМ)

Методическая разработка открытого практического занятия на тему: Отчетность материально-ответственного лица в магазине (отделе) для специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям)...

Статья студентки Унжаковой Ирины по теме: "Правонарушения в сфере информационных технологий"

Аннотация: в данной статье рассмотрены причины, источники угроз и виды правонарушений в сфере информационных технологий. Приведены категории в зависимости от способа использования компьютера при совер...

Классный час по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних

Классный час по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних...

Презентация на тему: "Правонарушение и подросток в современном обществе."

Причины правонарушений- пренебрежительное отношение к учебе, знаниям.-стремление к примитивному время провождению;-зависть;-преобладание материальных потребностей, различных вещей и других материальны...

Тесты по Обществознанию на тему "Правонарушение"

Тестирование - это наиболее распространённая форма оценки знаний студентов. Тест помогает понять, насколько  эффективно усвоен учащимися учебный материал....