Шаги успеха: материалы I Международного фестиваля педагогических идей. 02 ноября 2015 г. " Современный урок физической культуры 1 - 4 класс"
статья на тему

Французова Лариса Александровна

Планируя содержание урока физической культуры, учитель должен иметь творческий подход, выбирая разнообразные средства и методы физического воспитания. Современный урок обучает двигательным действиям, развивает физические качества и воспитывает творческие способности учащихся. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

В 1-4 КЛАССЕ

Французова Лариса Александровна,

учитель физической культуры

МБОУ СОШ  1,г. Пикалёво

Планируя содержание урока физической культуры, учитель должен иметь творческий подход, выбирая разнообразные средства и методы физического воспитания. Современный урок обучает двигательным действиям, развивает физические качества и воспитывает творческие способности учащихся. Творчество можно представить как процесс создания нового и ценного. Детское творчество тесно связано с проявлением фантазии, развитием воображения. Это особый, исходный уровень творчества, в котором создаётся не объективно, а субъективно новое и ценное. Поэтому для оценки его результатов применяется критерий оценки - оригинальность, что означает своеобразие, необычность, самостоятельность.

Работая с младшими школьниками нужно развивать творческий потенциал детей на уроках физической культуры. Мой опыт работы показывает: дети, у которых «скудный» запас движений, затрудняются показывать что - то новое, своё. Чтобы дети начали творить на уроках физической культуры, необходимо в первую очередь работать над созданием «запаса» движений, обогащением их двигательного опыта. Поэтому, опираясь на базовую программу по предмету «Физическая культура» использую следующие средства физического воспитания.

1.Для повышения двигательной активности и развития выносливости на уроках физической культуры широко используются оздоровительная ходьба, бег, подвижные игры. Организуются целевые уроки на стадионе. Учитывая местные условия, большое внимание уделяю лыжной подготовке  и плаванию младших школьников. Осенью и весной широко применяются элементы лёгкой атлетики, подвижные игры. Использование всех названных средств позволяет достичь существенного оздоровительного эффекта.

2.Для развития физических качеств, применяются элементы акробатики и художественной гимнастики, спортивные игры - футбол и баскетбол.

3.Элементы спортивной и «звуковой» гимнастики, ритмики с использованием фитбольных мячей, используются для развития гибкости, предупреждения нарушения осанки и оздоровления детей.

В своей работе реализую различные формы организации двигательной деятельности младших школьников: уроки физической культуры (игровые, сюжетно - игровые, тренировочные, мини-аэробики, обычного типа, самостоятельной двигательной деятельности, контрольные); домашние задания.

В результате применения различных средств и форм на уроках физической культуры в младших классах, в процессе, которого нагрузки соразмеряются с функциональными возможностями растущего организма, учитываются индивидуальные особенности детей. В результате этой работы было отмечено улучшение физических качеств занимающихся, соответственно возрастал уровень их физической подготовленности. И самое главное, обогащался двигательный опыт детей. Параллельно стимулировалось проявление детского творчества. Для этого создаются условия, чтобы дети захотели сделать что-то своё, смогли создать нечто новое; начали творить.

Учитель физической культуры должен заинтересовать детей, помочь им в создании нового, поощрить, дать положительную оценку созданного или осуществить совместную оценку. При этом дети проходят путь «хочу - пробую - творю», а педагог -  «заинтересовываю - помогаю - поощряю».

Чтобы заинтересовать детей и побудить их к творчеству, необходимо:

- «одушевить» спортивные снаряды и предметы (мячи ждут вас, соскучились, хотят с вами поиграть; султанчики - это крылышки птиц);

- тот  или иной элемент спортивного инвентаря представить детям как нужный, необходимый для жизнедеятельности человека объект (гимнастические палки - лошадки, рули; гимнастические обручи — лодки, крыши);

- использовать сюрпризные моменты (отправляемся в гости, в путешествие; к нам приходят любимые герои сказок и мультфильмов);

-обязательно применять музыкальное сопровождение. Известно, что без развития эмоциональной сферы ребёнка формирование творческого потенциала затруднено. Движение под музыку для детей является одним из самых привлекательных видов деятельности, игрой, возможностью выразить свои эмоции. Для этого нужно:

- включать в различные части уроков варианты: творческих заданий (покажите, как веселятся воробьи,  как гуляет лисичка); проблемно-поисковых задач (сейчас мы прошли по скамейке, высоко поднимая ноги, теперь подумайте, как ещё можно пройти  по - другому; зайчик попал к детям на дискотеку, как  он будет танцевать с детьми? Покажите) ;

- применять метод наблюдения. Например, при работе в парах один школьник выполняет упражнение, а другой  наблюдает, а затем оценивает;

- на каждом уроке должно быть время для самостоятельной деятельности. Учащиеся должны иметь возможность проявлять своё творчество в двигательной деятельности. В процессе творчества учащимся  необходима подсказка учителя и его поддержка. Очень важно похвалить детей, поддержать их начинания. Ни в коем случае нельзя использовать негативные оценки, так как это тормозит детское творчество. Особо следует отмечать индивидуальные успехи учеников, чтобы они испытывали радость от своих успехов.

За последние годы всё чаще использую на уроках в младших классах подвижные игры. Ценность подвижных игр заключается в том, что приобретенные умения, качества, навыки повторяются и совершенствуются в новых, быстро изменяющихся условиях, которые предъявляют к детям другие требования. Подвижные игры различной направленности являются очень эффективным средством комплексного совершенствования двигательных качеств. Они же в наибольшей степени позволяют совершенствовать такие качества как ловкость, быстрота, сила, координация движений. При рациональном использовании игра становится эффективным методом физического воспитания. Использование подвижных игр предусматривает не только применение каких-либо конкретных средств, но может осуществляться путем включения методических особенностей игры в любые физические упражнения .

Используя подвижные игры на уроках физической культуры, закрепляю у учащихся все виды свойственных человеку естественных движений: ходьбу, бег, прыжки, борьбу, лазанье, метание, бросание  и развиваю  физические способности.

В младших классах на уроках физической культуры особенно необходимо строго придерживаться дифференцированного подхода к учащимся с учетом состояния здоровья, физического развития, двигательной подготовленности. Это достигается соответствующим дозированием нагрузки, подбором упражнений, постоянным наблюдением за проявлением признаков утомления. Повышенного внимания требуют ученики, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, а также пропустившие несколько уроков по болезни. Вот почему грамотное, соответствующее конкретному состоянию учащихся дозирование физической нагрузки должно стать обязательным условием каждого урока.

Применение выше перечисленных средств, методов приёмов на уроках физической культуры помогает учителю эффективно развивать у детей подвижность, выразительность, эстетику движений, свободу, самостоятельность, эмоциональную сферу психики и позволяет успешно развивать творческий потенциал учащихся начальной школы.

Список литературы:

1.Евстафьев Б.В. Физические способности, как вид способностей человека: учебное пособие. - М.:  Издательство «Спорт», 2008.- 405с.

2.Ковалько В.И. Поурочные разработки по физической культуре.1-4 классы: Методические рекомендации, практические материалы, поурочные планирование. –М.:ВАКО,2009-272с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Межрегиональный Фестиваль педагогических идей «МПТТ – Мы, Педагоги, Творческие, Талантливые»

Разработка  сценарияКонцертной программы к Межрегиональному Фестивалю педагогических идей«МПТТ – Мы, Педагоги, Творческие, Талантливые»(Блок художественной самодеятел...

Методическая разработка "Проектирование современного урока физической культуры"

Методическая разработка "Проектирование современного урока физической культуры"...

Методичесская разработка "Проектирование современного урока физической культуры"

Методичесская разработка "Проектирование современного урока физической культуры"...

Современный урок физической культуры

Физкультура – это не только умение метко бить ногой по мячу или быстро бегать, это сила и энергия, настроение детей, при которых и учеба легко дается и работается с огоньком; это  здоровье ...

Создание ситуации успеха на уроке физической культуры в обучении детей с умственной отсталостью.

Создание ситуации успеха на уроке физической культуры в обучении детей с умственной отсталостью.В отличие от сверстников с нормальным интеллектом, умственно отсталых характеризует ограниченность предс...