Картотека игр младшей, средней и старшей группы по теме: «Учим детей правильно задавать вопросы»
картотека на тему

Петрова Татьяна Владимировна

Игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr.docx31.81 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическая игра: «Огород»

Цель: Учить детей составлять вопросы по технологии ТРИЗ «Ромашка вопросов» используя разные признаки (форма, цвет). Закреплять с детьми название овощей.

Материал: овощи муляжи или картинки, схемы.

Ход:  

Воспитатель обыгрывает карточки. На столе конверт, а там карточки-признаки. Показывает детям карточки. Можно загадывать загадки или вспомнить время года осень. Обращает внимание на схему. Ребенок берет карточку с овощем, затем находит признак и задаёт вопрос всё выкладывая под схемой.

Дидактическая игра: «Зададим вопрос»

Цель: Учить детей составлять вопросы по технологии ТРИЗ «Ромашка вопросов» используя разные признаки (форма, цвет, величина). Закрепляем название диких и домашних животных.

Материал: картинки животных, да-нетка.

  Ход:

Воспитатель предлагает поиграть с да-неткой. Показывает один из признаков, а дети находят нужные картинки и вставляют в кармашек. Затем задают вопрос.

Дидактическая игра: «Теремок»

Цель: Учить детей составлять вопросы по технологии ТРИЗ «Ромашка вопросов» используя разные признаки (форма, цвет, величина). Закрепляем название диких и домашних животных.

Материал: картинки животных, данетка, стульчики, модули, шапочки животных.

  Ход:

Воспитатель с детьми строит теремок из модулей. Вспоминают, кто живёт в теремке.

Воспитатель: Зайдёт в теремок, тот кто правильно выложит схему по признаку, показанному воспитателем. Например: какой по цвету заяц? Дети выкладывают карточки. Вопрос, цвет и зайца.

Дидактическая игра: «Один и много»

Цель: Учить детей составлять вопросы по технологии ТРИЗ «Ромашка вопросов» используя разные признаки (форма, цвет, вкус). Закреплять с детьми название овощей.

Материал: овощи муляжи или картинки, схемы.

 Ход:  

На огороде растут овощи, проезжает машина и собирает урожай. Но в машину попадут те овощи, кто правильно задаст вопрос. Воспитатель показывает признак. Дети выкладывают и произносят вопрос, затем кладут овощ в машину.

Дидактическая игра «Карусель»№1

Цель: Учить детей составлять вопросы по технологии ТРИЗ «Ромашка вопросов» используя разные признаки.

Материал: панно-карусель и признаки.

Ход:

Перед детьми на стуле лежат объекты. Дети выбирают любой из них и кладут на середину карусели. Затем встают вокруг карусели. В кармашках лежат признаки. Воспитатель: 1-2-3 карусель беги. Дети бегут по кругу, затем останавливаются по сигналу воспитателя:1-2-3 карусель остановись и задают вопросы восполняющего характера. Можно играть несколько раз и менять детей и объекты.

 

Картотека

игр младшей, средней и старшей группы по теме:

«Учим детей правильно задавать вопросы»

Воспитатель: Петрова Т.В.

Дидактическая игра: «Карусель» №2

Цель: Учить детей составлять вопросы по технологии ТРИЗ используя разные признаки.

Материал:5 обручей, признаки, картинки с объектами.

Ход: В середине обруча лежат картинки-объекты и признаки. Дети встают парами в обручи, договариваются между собой кто какую картинку будет брать, затем показывают друг другу картинки. Воспитатель говорит: «Задают вопрос объекты» или «Задают вопрос признаки» Дети задают вопросы, а другие отвечают» . Дальше дети переходят из обруча в обруч двигаясь по кругу и меняясь карточками.

Игра: «Задай вопрос» (с кубиками)

Цель: Обучение детей умению задавать различные типы вопросов к объектам или процессам.

Материал: картинки, признаки и вопросы на кубиках.

Правила игры:

Играют несколько человек (1-5). Бросают кубики по очереди. Кидают кубик с вопросным словом, затем с признаком и кубик с картинкой.  Ребёнок задаёт вопрос. Например:

Кубик с вопросом-восполняющий, кубик с признаком- вкус, кубик с картинкой-яблоко. Вопрос: Какое по вкусу яблоко?

  Вопросные слова.

Восполняющие. Когда? Какие? Какое? Какая? Описательные. Что? Где? Как? Кто?   Каузальные. (почемучкины вопросы). Почему? Отчего?Оценочные. Что лучше? Что правильнее? Что еще может интересовать? Что хорошего? Что плохого?Воображаемые (гипотетические). Что было бы если? Что случилось бы? Уточняющие вопросы. Верно ли что? Надо ли создавать? Должен ли?  Правда ли чтоСубъективные. Что вы об этом думаете? Что я об этом знаю? Что я думаю об этом?

Дидактическая игра           «Задай вопрос.»

Цель: Учить детей формулировать

вопросы по значению имени признака объекта.

Материал: Круги Луллия, картинки.

Ход игры.

Игра проводится с применением колец Луллия.

На малом круге расположены изображения объектов природного и рукотворного мира.. На среднем круге – символы имен признаков. На большом – символы вопросов. Ребенок раскручивает все три круга и, в зависимости от того какие символы попадут в сектор, формулирует вопрос.

Дидактическая игра: «Зададим вопрос»

Цель: Учить детей составлять вопросы по технологии ТРИЗ, используя разные признаки и вопросные слова, задавать вопросы о явлениях и признаках зимы.

Материал: картинки про зиму, круги-Луллия.

  Ход:

Воспитатель предлагает поиграть с кругами Луллия. Дети выкладывают вопросные слова, признаки и объекты. Крутят круг по очереди и задают вопросы.

Игра-викторина «Угадай вид спорта» (для детей 6-7 лет)

Цель. Формирование умений задавать вопросы по видам спорта.

 Правила игры.

До начало игры готовится игровое поле: на полуватман наклеиваем по кругу прямоугольники с цифрами от 1 до 17. Отдельно вырезаем объекты и признаки действия с этими объектами, на готовые пары наклеиваем смайлики одинакового цвета с тыльной стороны.

Пары раскладываем по прямоугольникам произвольно. В центре игрового поля лежат тыльной стороной вверх вопросные слова. Отдельно: в мешочке или коробочке лежат цифры от 1 до 17.

Ход игры.

В игре участвуют 4-5 человек. Участники игры сидят вокруг игрового поля. По очереди каждый участник берет вопросное слово, затем из мешочка или коробочки цифру, которая обозначает номер прямоугольника, на котором лежат пары карточек, берет обозначенную пару карточек.

Задача каждого игрока составить и задать вопрос об объекте. Кто первый из участников отгадает вид спорта, забирает эту пару карточек себе. Задача игроков набрать большее количество карточек. Начать игру можно по считалке. Игра продолжается до тех пор пока не закончатся пары карточек. 

Дидактическая игра : «Журналисты»

Цель: Продолжать учить детей задавать вопросы различного типа, используя карты-вопросы.

Материал: карты вопросы, вопросные слова, признаки и объекты, микрофон и игрушечная камера.

Ход:

Воспитатель предлагает поиграть в игру «Журналисты». Ребёнок становится журналистом, берёт микрофон и по картам задаёт вопросы на разные темы. Тему выбирает ребёнок. Можно использовать второй вариант, в котором используют вопросные слова, признаки и объекты всё выкладывают на магнитной доске или на столе. Ребёнок с камерой всё снимает.

Игра: «Задай вопрос про шахматы»

Цель: Продолжать учить детей задавать вопросы разного типа: восполняющие, почемучкины, оценочные, уточняющие, субъективные, описательные, воображаемые. Закрепить название шахматных фигур и как они ходят.

Материал: карточки с вопросными словами, карточки с признаками, карточки-объекты по теме-шахматы.

Ход.

На столе разложены карточки с вопросными словами, карточки с признаками и объекты.

Дети выбирают объект и затем подбирают вопросное слово и признак. Затем меняют объект и задают вопрос. Можно карточки перевернуть и брать по одной составляя вопрос.

       

                   

     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Театр рук» для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста в дополнительном образовании.

Научить детей отличить хорошее от плохого; сохранять первое и бороться со вторым - одна из задач всей воспитательной работы. Не всегда ребенок может полностью раскрыться на уроках. Именно «раскрыть» е...

Конспект урока по хореографии для младшей, средней и старшей группы на занятиях по художественной гимнастике

Конспект урока по хореографии для младшей, средней и старшей группы на занятиях по художественной гимнастике...

Конспект досуга в средней и старшей группе «Вечер загадок»

Загадка — это играЗагадки дети воспринимают как игру, новые знания в процессе такой деятельности гораздо лучше усваиваются, а если учесть тот факт, что тематика загадок разнообразна, малыши узна...

Картотека гимнастики для глаз старшая группа

Зрительная гимнастика в стихах. 3 Игрушки. 3 Детский сад. 5 Части тела и лица. 5 Осень. 6 Дни недели. 7 Овощи. 10 Деревья. 11 Ягоды. 12 Грибы. 12 Домашние животные. 12 Домашние птицы. 1...

Комплект КОМ ПМ 01, МДК 01.01- Период младшего, среднего и старшего школьного возраста (подростковый, пубертатный) Период юношеского возраста-2019 г

Тестовые задания представлены в следующей стандартизированной форме: закрытой. Тестовые задания направлены на выявление знания общих, принципиальных положений темы. Задание сопровождается инструкцией ...

Картотека игр по дыхальной гимнастике ву старшей группе

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей....

Картотека бесед по ПДД старшая группа

Картотека бесед по ПДД в детском саду Беседа с детьми «Где можно играть?» Цель: Формировать представление дошкольников о безопасности на улицах...