Особенности и перспективы дистанционного образования
материал на тему

В последнее время в образовательной среде наблюдается тенденция развития дистанционных форм получения образования. Многие высшие учебные заведения начинают предлагать возможность получения как первого, так и второго высшего образования или повышения квалификации. Со вступлением России в ВТО сектор рынка образовательных услуг станет еще более насыщенным за счет иностранных высших образовательных учреждений, получающих возможность функционировать на территории РФ. При этом стоит особо отметить в иностранных ВУЗах сильно развитую структуру именно дистанционного обучения. Поэтому развитие дистанционных форм в российских институтах и университетах является актуальным и перспективным направлением, что при современном уровне развития технологий вполне реализуемо и соответствует современной тенденции развития рынка образовательных услуг.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_i_perspektivy_distantsionnogo_obrazovaniya.docx19.61 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности и перспективы дистанционного образования

Аксенова Анна Олеговна

ОГАПОУ «Белгородский Индустриальный колледж»

(г. Белгород)

В последнее время в образовательной среде наблюдается тенденция развития дистанционных форм получения образования. Многие высшие учебные заведения начинают предлагать возможность получения как первого, так и второго высшего образования или повышения квалификации. Со вступлением России в ВТО сектор рынка образовательных услуг станет еще более насыщенным за счет иностранных высших образовательных учреждений, получающих возможность функционировать на территории РФ. При этом стоит особо отметить в иностранных ВУЗах сильно развитую структуру именно дистанционного обучения. Поэтому развитие дистанционных форм в российских институтах и университетах является актуальным и перспективным направлением, что при современном уровне развития технологий вполне реализуемо и соответствует современной тенденции развития рынка образовательных услуг.

Несомненно, возникает закономерный вопрос о необходимости внедрения дистанционных технологий при существующей системе высшего образования в России.

Главным преимуществом дистанционной формы обучения (по сравнению с дневной, очно - заочной и заочной формами) является возможность предоставления образовательных услуг для неограниченного числа студентов без необходимости обеспечения образовательного процесса лекционными аудиториями, а также затратами, связанными на размещение обучаемых. В этом случае обучение ведется на расстоянии с помощью современных интерактивных технологий. Такая форма обучения позволяет получить знания, например, без отрыва от производства или людям, проживающим в удаленных от областных центров населенных пунктах.

Главным недостатком дистанционной формы обучения можно считать отсутствие непосредственного контакта между студентом и преподавателем. Однако, этот недостаток может быть достаточно легко устранен путем организации консультационных лекций с помощью современных телекоммуникационных, интерактивных и информационных технологий. Все вышесказанное относится к дистанционным формам обучения, однако развитие систем интерактивного обучение может в значительной степени повысить уровень образования дневной формы обучения.

Рассмотрим примеры положительного применения дистанционного образования для Высшего учебного заведения.

Развитые системы интерактивного обучения могут быть применены для привлечения абитуриентов. Примером тому может служить многолетняя практика Московского Физико - Технического Института (МФТИ), где абитуриенты, начиная с 8-ого класса, имеют возможность получать дополнительные знания в заочной школе по математике и физике. Таким образом, институт целенаправленно подготавливает кадры для поступления и повышает уровень подготовки абитуриентов по основным направлениям и специальностям. 2. Элементы дистанционного образования могут быть с успехом внедрены в различных формах в учебный процесс для студентов дневной формы обучения: а) в виде теоретического тестирования. В этом случае в конце занятия каждому студенту выдается тестовое задание, содержащее от одного до двух десятков вопросов.

Группы дидактических единиц и, тем самым, корректировать подачу материала, вводя дополнительные примеры или делая акцент на наиболее трудные для освоения моменты. Следует отметить, что тестовые задания не должны содержать в себе задач, требующих больших и трудоемких вычислений. Вопросы должны содержать в себе определения и задачи на понимание, с подобранными числовыми значениями.

Главной задачей такого контроля является выявление «пробелов» в знаниях студентов. Кроме того, подобное тестирование поможет подготовить студентов к аттестационным тестированиям.

б) в виде обучающих порталов и видео-электронных лабораторных работ. Во многих лабораториях Высшего учебного заведения демонстрационные стенды представляют собой комплекс лабораторных работ, требующих непосредственную наладку перед проведением занятия. В этом случае теряется мобильность проведения лабораторных работ с течением времени. Примером тому может служить необходимость переналадки испытательных установок для учебных групп, обучающихся по разным образовательным программам. Особенно остро этот вопрос встает при проведении лабораторных работ с филиалами, для которых приходится проводить согласование времени переналадки и проведения лабораторных работ. Создание лабораторных работ в электронном виде позволит обеспечить дополнительное практическое обеспечение учебного процесса. При внедрении современных информационных технологий в учебный процесс, темой обсуждения может являться вид и способ подачи образовательного материала. Многолетний опыт работы, в том числе и со студентами заочной формы обучения, на кафедре «Сопротивления материалов» МГТУ «МАМИ» позволил авторам выработать определенное видение данного вопроса. Подача лекционного материала должна представлять собой текстовый документ с подробно расписанными основными положениями необходимого материала. При этом лекционный материал должен содержать в себе большое число доступных к пониманию примеров. Все выведенные формулы и зависимости не могут содержать сокращений или положений на самостоятельное рассмотрение. При заинтересованности, студент самостоятельно может дополнить свои знания с помощью полных учебных пособий. Расчетная часть учебного материала также должна представлять собой текстовый документ с пояснениями к выбору варианта и оформлению расчетно-графических работ. К каждому заданию необходимо разбирать аналогичный пример и давать методические рекомендации по выполнению. Кроме того, желательны выводы и пояснения для осмысления полученных результатов. Лабораторный практикум должен содержать в себе две основные части: практическую и расчетную. Практическая часть для студентов, обучающихся дистанционно, может быть представлена в различных вариантах: в виде электронных лабораторных работ, в виде видео лабораторных работ и т.п. Стоит отметить, что видео лабораторные работы наиболее близко приближены к дневной форме обучения, студент имеет возможность реально наблюдать проведение эксперимента. Подобным образом организованы, например, практические курсы в медицинских институтах, при проведении операций. Студенты наблюдают за работой опытного врача со стороны или с помощью современных телекоммуникационных средств. Расчетная часть должна содержать материал для обработки полученных экспериментальных данных и сравнения их с теоретическими, взятыми из справочных пособий. В этом случае студент самостоятельно получает навыки обработки полученной экспериментальным путем информации. В качестве контроля освоения расчетного материала возможно введение в учебный процесс контрольных работ. При этом могут достигаться различные цели. Во-первых, собирается статистика освоения материала. Во-вторых, производится проверка самостоятельности выполнения расчетно-графических работ. В-третьих, могут быть определены наиболее сложные для понимания части преподаваемого материала, после чего можно сделать определенные выводы и скорректировать систему обучения. Все вышесказанное позволяет сделать вывод о возможности интеграции дистанционного образования не только как самостоятельной формы обучения, но и как вспомогательной для дневной формы обучения, что при современном уровне информационных технологий легко реализуемо.

Одним из основных подходов, используемых в ОДО, является широкое применение активных методов обучения, как при очных занятиях, так и в организации работы с учебными материалами. Именно активизация самообучения путем размещения в учебных материалах серии вопросов различного типа, вовлечения в учебный процесс личного опыта студентов и их рабочей ситуации, использования методов проблематизации позволяет повысить эффективность обучения посредством чтения до уровня лекционного.

Интересно, что для взрослых людей, обладающих значительным личным опытом, такое самообучение даже предпочтительней лекционной формы, поскольку предоставляет достаточное количество времени для осознания взаимосвязи между имеющимися, знаниями и опытом и предлагаемыми в ходе обучения.

Нужно отметить, что системное использование особенностей обучения взрослых - андрагогика - фактически и возникла в ходе разработки ОДО.

Взрослые значительно сильнее ощущают нехватку времени, поэтому активные методы очных занятий типа деловых игр, групповых дискуссий, коллективной работы с case study, тренингов, которые позволяют наиболее эффективно использовать временные ресурсы, являются доминирующими в ОДО.

Другими, не менее важными задачами очных занятий являются предоставление студентам обратной связи, коррекция неправильно понятых вопросов и создание мотивации на обучение.

Краткий перечень других подходов к образованию, используемых в ОДО ее приведен ниже:

·Образовательный подход: помощь в формировании у студента собственной широкой картины взглядов, а не навязывание правильной.

·Развивающий подход: обучение умению думать и использовать знания, а не только знать.

·Переход от дисциплинарного к интегративному, междисциплинарному методу построения курсов и программ.

·Широкое вовлечение в учебный процесс собственного опыта студента, а также опыта других студентов.

·Сочетание активных групповых методов обучения и индивидуального взаимодействия тьютора с каждым студентом (письменные работы, консультирование).

·Сочетание универсальности изложения курсов и обучения студентов навыкам адаптации содержания к конкретным видам деятельности.

Одна из наиболее важных подсистем ОДО - это система контроля. Вопросы обратной связи, включая оценку успехов студентов, вообще являются для дистанционного обучения ключевыми, поскольку преподаватель относительно редко контактирует со студентом.

Тем не менее, в этой области были достигнуты впечатляющие успехи. Тестовая система была отвергнута, как заведомо неприемлемая, поскольку позволяет проверить, в основном, способности студента к запоминанию. Более важно проверить умение студента анализировать проблемные ситуации, синтезировать решения, использовать сочетание теоретического материала с собственным опытом.

Все эти функции реализуются как в экзаменационных процедурах, так ив текущих письменных работах, которые студенты делают примерно раз в месяц.

Важную роль играют предоставляемые студенту возможности самоконтроля в виде системы вопросов и ответов в учебниках. В отличие от часто используемых заключительных тестов эти вопросы равномерно распределены по тексту с тем, чтобы не столько контролировать студента, сколько стимулировать его активность.

Для специфики Открытого образования вообще характерно не столько контролировать студента, сколько помогать ему, что находит, например, выражение в обязательных комментариях тьютора к письменным работам и др.

Тем не мене заключительный письменный экзамен очень строго регламентирован и проводится в очном режиме, для чего во все регионы одновременно отправляются сотни экзаменаторов с запечатанными в пакеты экзаменационными билетами. В таких же пакетах они привозят в центральный офис на проверку работы студентов.

Второй уровень системы контроля ориентирован на проверку и согласование работы самих проверяющих. Он включает повторную проверку примерно 10% письменных работ, статистический анализ уровня и распределения оценок различных преподавателей, процедуры согласования экзаменационных оценок по всем странам, в которых проходит обучение и др.

Мощная технологическая и методологическая база Открытого образования является хорошим трамплином для его развития. Но есть ли основания предполагать, что оно со временем возьмет на себя основную нагрузку по расширенному обучению специалистов? И если да, то что придает ему эти качества?

Конечно, прежде всего, это - уникальная доступность. А она является результатом малой потребности в очных занятиях и наличия широкой сети учебных центров. Наверное, наибольший выигрыш дает дистанционное образование.

Система дистанционного образования состоит из определенных курсов ДО, которые можно считать структурными элементами этой системы и к которым также должны быть предъявлены совершенно конкретные требования при их создании - к содержательной части, к процессуальной и т.д. Тогда требования и подходы к созданию системы ДО должны начинаться с принципов создания составляющих ее курсов.

В системе "дистанционное обучение" мы выделили три основные составляющие - обучаемый с его образовательными потребностями; преподаватель, координирующий и направляющий образовательную деятельность обучаемого; специфическая образовательная среда, в которой осуществляется процесс обучения.

Успешное функционирование системы возможно при условии, что обучаемый и обучающий готовы к взаимодействию в новой среде.

Таким образом, для реализации процесса ДО на современном этапе важно готовить не только кадровый состав, как было сказано выше, но и состав потенциальных потребителей, если речь идет об учебном процессе в вузе, т.е. студентов.

Готовность преподавателя к активной координирующей и направляющей позиции в виртуальном учебном процессе проявится в его квалификационных особенностях (опыт работы с компьютерной техникой), потребует владения специальными знаниями о типах психологического общения в виртуальной среде, собственной психологической готовности к новым формам взаимодействия и деятельности и т.д.

Таким образом, к первым и основополагающим требованиям разработки основ создания ресурсов для системы ДО можно отнести следующие.1. Обеспечение специальными мероприятиями подготовки студентов к осуществлению учебной деятельности в специфической образовательной среде. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему «Особенности и перспективы рынка сельского хозяйства. Понятие и сущность АПК»

В данной презентации в лаконичной и наглядной форме представлены «Особенности и перспективы рынка сельского хозяйства. Понятие и сущность АПК».Эта презентация предназначена для использования на уроке ...

Дистанционное образование как важнейшая подсистема образования в современном мире.

В статье рассмотрены проблемы становления дистанционного образования в современном обществе...

Особенности и перспективы дистанционного образования

В последнее время в образовательной среде наблюдается тенденция развития дистанционных форм получения образования. Многие высшие учебные заведения начинают предлагать возможность получения как первого...

Перспективы современного образования в Российской Федерации

Обучение является фундаментальным процессом в нашей жизни. В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» перечислены основные принципы государственной образовательной полити...

Ближайшие перспективы в образовании на 2019 год

Министр просвещения РФ Ольга Васильева в интервью «Российской газеты» рассказала о двух приоритетных целях, которые ставят перед собой сотрудники Министерства:Создать систему образования, ...

Перспективы развития образования: возможности и риски

Размышления на тему современного образования, государственной политики в сфере образования....