Методические рекомендации для студентов "Осуществление безопасности на занятиях физической культурой в ДОО. Медицинский контроль за детьми".
методическая разработка на тему
Методические рекомендации могут быть использованы студентами при прохождении производственной практики в ДОО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 43.61 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ и ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ МЕДИЦИНСКОГО КОНТРОЛЯ ЗА ДЕТЬМИ.
Программа «От рождения до школы» предусматривает формирование двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, воспитание правильной осанки, гигиенических навыков, освоение знаний о физическом воспитании. Работа по физическому воспитанию в дошкольном учреждении начинается с выработки у детей привычки к соблюдению режима, потребности в ежедневных занятиях, развития умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, воспитания любви к занятиям спортом, интереса к их результатам. Основной задачей физического воспитания детей является использование его в целях всестороннего воспитания.
Для успешного решения воспитательно-образовательных заданий важное значение имеет создание педагогически продуманных условий, таких, как: определение содержания и объема знаний, подбор пособий и оборудования, организация физкультурной площадки и физкультурного зала, продолжительность занятий с учетом его содержания и возраста детей.
Недостаточность внимания к созданию этих условий может привести не только к ошибкам, но и повлечь за собой различные травмы, повредить здоровью ребенка. Поэтому организация занятий по физической культуре детей требует строгого соблюдения правил техники безопасности, которые должны быть разработаны в каждом дошкольном учреждении, с учетом его особенностей и вместе с тем отвечать основным требованиям.
Требования к условиям организации занятий дошкольников
1. Любая деятельность, а особенно физическая, может осуществляться лишь под непосредственным контролем и наблюдением со стороны взрослого.
2. В спортивном зале и на спортивной площадке должны быть созданы условия, обеспечивающие охрану жизни и здоровья детей:
• все оборудование: гимнастическая стенка, комплексы, лесенки должны быть надежно закреплены; оборудование, пособия, предметы убранства должны устанавливаться и размещаться с учетом их полной безопасности и устойчивости, исключающей возможность падения;
• инвентарь, используемый детьми, необходимо располагать на высоте, не превышающей уровня груди.
3. Помещение, в котором организуется физкультурная деятельность, должно быть чистым, светлым, хорошо проветриваемым; Освещенность должна соответствовать установленным санитарно-гигиеническим нормам.
4. Запрещается перенос детьми тяжестей весом более 2-2,5 кг (для ребенка старшего дошкольного возраста).
- Категорически запрещается привлекать детей к труду, представляющему угрозу инфицирования (уборка зала и т. д.).
Требования к оборудованию и материалам
1. Оборудование, которым пользуются дети, должно по своим размерам соответствовать их возрастным показателям.
2. В пользование детям даются только исправные и безопасные предметы.
3. Запрещается использование в работе оборудование и инструментов, предназначенных для взрослых; нецелесообразно, педагогически неоправданно и опасно применение предметов, выпускаемых промышленностью для игровой деятельности детей.
4. Все оборудование и инструменты должны быть аккуратно, удобно и рационально размещены, содержаться в чистом, исправном состоянии. Все колющие, режущие предметы должны храниться в недоступном для детей месте.
Требования к методике руководства физкультурной деятельностью в детском саду
1. Обучая детей различным навыкам, приемам выполнения движений, воспитатель должен обеспечить правильный показ движения.
2. При организации занятия следить за тем, чтобы дети самовольно не использовали снаряды и тренажеры;
3. Не допускать нахождения детей в зале или на физкультурной площадке без присмотра преподавателя, следить за организованным входом и выходом детей из зала.
4. При проведении занятия следить за правильным выбором места проведения так, чтобы в поле зрения находились все дети.
5. При выполнении упражнений с предметами (палки, обручи и т. д.) следить за достаточным интервалом и дистанцией между детьми.
6. Воспитатель осуществляет постоянный контроль за сохранением правильной позы и осанки детей во время занятия.
7. При организации занятия воспитатель должен следить за состоянием детей, не допускать их переутомления. В случае появления внешних признаков переутомления воспитатель предлагает ребенку отдохнуть, а затем переключиться на более спокойную деятельность.
8. Воспитатель в обязательном порядке знакомит детей с правилами поведения на занятии и систематически контролирует их выполнение.
Оборудование и инвентарь для занятий физическими упражнениями
1. Использование физкультурного оборудования, инвентаря, пособий и атрибутов повышает эффективность физического воспитания. Руководители дошкольных учреждений должны обеспечить правильный подбор и размещение его в физкультурном зале, физкультурной площадке с учетом педагогических, гигиенических и эстетических требований. В соответствии с программными задачами воспитания в детском саду подбирается оборудование, содействующее развитию всех основных движений. Физкультурное оборудование позволяет расширять круг упражнений, формировать своеобразные двигательные навыки. В набор для общеразвивающих упражнений входят предметы, используемые в разных по структуре движениях (ленты, вертушки, палочки, султанчики), что помогает усиливать их влияние на организм. Специально подобранный инвентарь дает возможность целенаправленно влиять на отдельные группы мышц. Упражнения с использованием физкультурного инвентаря позволяют развивать физические качества. Физкультурные пособия дают возможность конкретизировать задания, предлагать их детям в наглядной, понятной форме. Они также способствуют дифференцировке мышечных ощущений, различению величины мышечных усилий. Хорошо подобранный физкультурный инвентарь позволяет достигать постепенного увеличения физической нагрузки. В физкультурном зале размещают крупное оборудование, включающее гимнастическую стенку, приставные лестницы, скаты, доски, трапы и т. д. Физкультурная площадка включает поле для проведения ОРУ и подвижных игр, беговую дорожку, прыжковую яму, зону снарядов и площадки для игр. Здесь же размещается щит для упражнений с отбиванием мяча. Зимой устраивают полосы препятствий из снежных валов, ледяных и снежных дорожек, небольших скатов и снежных построек.
Для игры в волейбол, бадминтон, малый теннис делается совмещенная площадка. Площадку для городков ограждают решетчатым барьером спереди и с боков. Физкультурное оборудование должно быть прочным, устойчивым, особенно крупные сооружения, простым по форме, соответствовать росту, возможностям детей. В целях предупреждения травматизма проводится проверка прочности установки снарядов, соединения частей. Деревянные предметы должны быть хорошо отполированы, металлические — с закругленными углами. Устанавливаются снаряды на безопасном расстоянии друг от друга. При оборудовании мест занятий важно учитывать взаимосочетание отдельных снарядов по форме, цвету, величине. Крупное оборудование окрашивается в светлые, спокойные тона, деревянные элементы покрываются бесцветным лаком, мелкий инвентарь должен быть многокрасочным.
Основные причины травматизма детей дошкольных образовательных учреждений на занятиях гимнастикой
1. Нарушение правил организации занятий
• нахождение детей в зале без присмотра преподавателя и неорганизованный вход и выход из зала;
• самовольный доступ к снарядам и тренажерам;
• неправильный выбор преподавателем места при проведении занятия, когда часть детей находится вне его поля зрения;
• недостаточные интервал и дистанция между детьми при выполнении групповых упражнений.
2. Нарушения в методике преподавания
• форсированное обучение сложным, связанным с риском и психологическими трудностями для ребенка упражнениями без достаточной его подготовленности;
• чрезмерная нагрузка на ребенка в ходе занятия, связанное с этим значительное утомление, приводящее к снижению концентрации внимания;
• излишнее эмоциональное возбуждение, вызванное выполнением сложных упражнений, игр, эстафет.
3. Нарушение санитарно-гигиенических условий и формы одежды
• недостаточная освещенность зала или площадки для занятий;
• отсутствие вентиляции;
• неудобная, сковывающая движения и затрудняющая теплообмен одежда;
• скользкая кожаная или пластиковая жесткая подошва обуви, высокий каблук, незавязанные шнурки;
• посторонние колющие предметы на одежде или в карманах (значки, булавки заколки, мелкие игрушки и т. п.);
• бусы, цепочки, тесемки, завязывающиеся на шее;
• длинные, не убранные в косу или не подобранные на резинку волосы у девочек;
• очки у плохо видящих детей, не закрепленные на затылке резинкой.
4. Отсутствие систематического врачебного контроля за физическим состоянием детей
• чрезмерность нагрузки для детей, недавно перенесших заболевания;
• отсутствие систематической (2 раза в год) диспансеризации детей;
• отсутствие сведений о хронических заболеваниях и травмах.
5. Недооценка значения страховки и помощи
• неправильная страховка или ее отсутствие при выполнении сложных упражнений на гимнастических снарядах, основных видах движений, опорных прыжках, акробатике;
• отсутствие матов под снарядами и тренажерами.
6. Нарушение техники безопасности, неудовлетворительное состояние мест занятий, инвентаря, оборудования
• малые размеры зала или площадки для занятий;
• неровности пола, расщепленные половицы, не закрепленные половицы паркета;
• неисправность коврового покрытия и матов (разрывы, разошедшиеся швы) и отсутствие его надежного крепления к полу;
• неисправность снарядов и тренажеров, ненадежность крепления, разболтанность соединений, не затянутые гайки, торчащие болты и шурупы;
• не правильная, излишне скученная расстановка снарядов и тренажеров, при которой дети мешают друг другу выполнять упражнения;
• плохо закрепленные и неисправные электрические выключатели, розетки;
• низко повешенные декоративные растения, украшения, светильники;
• отсутствие защитных сеток на вентиляторах, до которых могут дотянуться дети;
• расположение магнитофона или проигрывателя в доступном для детей месте;
• колонны и выступы, не обитые мягким материалом;
• отсутствие ярких наклеек на стеклянных дверях на уровне глаз ребенка;
• свободный доступ детей к окнам, открытым для проветривания;
• отсутствие телефона в доступном месте;
• отсутствие в легкодоступном месте аптечки первой медицинской помощи.
Азбука безопасного падения
На занятиях гимнастикой с детьми дошкольного возраста неустойчивая координация движений, отсутствие опыта предвидеть опасность приводят к падениям, которые иногда кончаются серьезными травмами. Это, безусловно, связано с отсутствием навыков безопасного падения. Повреждения при падении составляют около 80% травм у детей.
Научить ребенка владеть своим телом при потере равновесия не очень сложная задача. Обучение желательно проводить в местах, предназначенных для физкультурных занятий на достаточно мягком покрытии — гимнастических матах, борцовском ковре и т. п. Технику выполнения всех приемов следует совершенствовать до полного овладения ею. Детям 3-4-х лет можно преподнести элементы безопасного падения в игро-1 вой форме.
При падении на бок надо согнуть ноги в тазобедренных и коленных суставах, тем самым приблизив корпус к месту падения, согнуть руки в локтях и приставить их к туловищу, отклонить голову в сторону, противоположную падению. Чем быстрее и точнее отработаны движения, тем меньше сила удара и безопаснее приземление.
Падение вперед на руки — руки вытянутые, слегка согнутые в локтевых суставах. Удар смягчается мышечной силой рук, а если ее недостаточно, то дополнительно, верхнего плечевого пояса. Голову при этом необходимо отклонить назад, ноги должны быть выпрямлены, чтобы избегать повреждения коленных суставов.
Опасно падать в упор на прямые руки. Это может привести к переломам в области предплечья и локтевых суставов. Более сложными является падение вперед, когда развивается значительная сила инерции, например, при падении во время разбега, выполнении опорных прыжков, разновидностей бега. Падение вперед в этом случае переводится в один или несколько § кувырков вперед через плечо. Однако этот прием технически сложен, и обучать ему следует с осторожностью после предварительной специальной физической подготовки.
При падении вниз ноги слегка сгибают в коленных и тазобедренных суставах, стопы удерживают параллельно поверхности приземления. Корпус несколько наклоняют вперед. Руки сгибают в локтях и прижимают к корпусу. Удар при приземлении смягчается мышечной силой ног, а если равновесие удержать не удалось, то приземление завершается падением на бою или вперед на руки.
При падении назад руки надо развести в стороны, согнуть в локтевых суставах ладонями вниз. Голову наклоняют к груди, ноги сгибают и прижимают к корпусу, силу удара при приземлении смягчают ударом рук о землю и завершают перехватом; через спину и плечо или на спину, если инерция незначительна.
Особенно опасно падение на спину в упор, что чревато серьезной травмой туловища, внутренних органов, головы. Приемам падения назад должно быть уделено особое внимание. В отдельных случаях падение назад при потере равновесия может быть переведено в более безопасное падение на бок.
Инструктор физической культуры должен помнить, что навыки безопасного падения, развитые в детском возрасте, сохраняются всю жизнь, предохраняя человека от травм.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/27/picture-356014-1385565277.jpg)
Презентация.Техника безопасности на уроках физической культуры по легкой атлетики (начальная школа)
Презентация.Техника безопасности на уроках физической культуры по легкой атлетики (начальная школа)...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/27/picture-373775-1388093422.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ I курс (Медицинский колледж)
Рабочая программа учебной дисциплины «Физическая культура» разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартовпо специальности среднего профессионального образования 060501 «С...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/14/picture-623127-1429004648.jpg)
Особенности организации занятий физической культурой со студентами специальной медицинской группы.
Забота о здоровье – важнейшая обязанность государства. Охрана здоровья населения является обязанностью всех государственных органов, предприятий, учреждений и организаций. Особое внимание уделяется ох...
4.2 ПОЛИКЛИНИКА МЕДИЦИНСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ О ПРИНАДЛЕЖНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО К МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ
1.2. ПОЛИКЛИНИКА 4.2_МЕДИЦИНСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ О ПРИНАДЛЕЖНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО К МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ...
Методическая разработка на тему: "Занятия физической культурой со студентами специальной медицинской группы"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"21386665","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
Методическая разработка занятия по физической культуре, Тема: "Использование инновационных технологий (оздоровительные системы) на занятиях физической культуры. Гимнастика с элементами фитнес – технологий"
В методической разработке описывается выполнение физических упражненний для оздоровления различных систем организма....
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/02/picture-1174649-1701490953.jpg)
Методика проведения ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ с детьми дошкольного возраста в детском саду
Методика проведения ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ с детьми дошкольного возраста в детском саду...