Методические рекомендации для студентов "Осуществление безопасности на занятиях физической культурой в ДОО. Медицинский контроль за детьми".
методическая разработка на тему

Зубкова Елена Борисовна

Методические рекомендации могут быть использованы студентами при прохождении производственной  практики в ДОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bezopasnost_na_fizo.docx43.61 КБ

Предварительный просмотр:

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ   ОРГАНИЗАЦИИ и ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ  МЕДИЦИНСКОГО КОНТРОЛЯ ЗА ДЕТЬМИ.

Программа «От рождения до школы»  предусматривает формирование двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, воспитание правильной осанки, гигиенических навыков, освоение знаний о физическом воспитании. Работа по физическому воспитанию в дошкольном учреждении начинается с выработки у детей привычки к соблюдению режима, потребности в ежедневных занятиях, развития умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, воспитания любви к занятиям спортом, интереса к их результатам. Основной задачей физического воспитания детей является использование его в целях всестороннего воспитания.

Для успешного решения воспитательно-образовательных заданий важное значение имеет создание педагогически продуманных условий, таких, как: определение содержания и объема знаний, подбор пособий и оборудования, организация физкультурной площадки и физкультурного зала, продолжительность занятий с учетом его содержания и возраста детей.

Недостаточность внимания к созданию этих условий может привести не только к ошибкам, но и повлечь за собой различные травмы, повредить здоровью ребенка. Поэтому организация занятий по физической культуре детей требует строгого соблюдения правил техники безопасности, которые должны быть разработаны в каждом дошкольном учреждении, с учетом его особенностей и вместе с тем отвечать основным требованиям.

Требования к условиям организации занятий дошкольников

1.    Любая деятельность, а особенно физическая, может осуществляться лишь под непосредственным контролем и наблюдением со стороны взрослого.

2.    В спортивном зале и на спортивной площадке должны быть созданы условия, обеспечивающие охрану жизни и здоровья детей:

•   все оборудование: гимнастическая стенка, комплексы, лесенки должны быть надежно закреплены; оборудование, пособия, предметы убранства должны устанавливаться и размещаться с учетом их полной безопасности и устойчивости, исключающей возможность падения;

•   инвентарь, используемый детьми, необходимо располагать на высоте, не превышающей уровня груди.

3.    Помещение, в котором организуется физкультурная деятельность, должно быть чистым, светлым, хорошо проветриваемым; Освещенность должна соответствовать установленным санитарно-гигиеническим нормам.

4.    Запрещается перенос детьми тяжестей весом более 2-2,5 кг (для ребенка старшего дошкольного возраста).

  1. Категорически запрещается привлекать детей к труду, представляющему угрозу инфицирования (уборка зала и т. д.).
Требования к оборудованию и материалам

1.    Оборудование, которым пользуются дети, должно по своим размерам соответствовать их возрастным показателям.

2.    В пользование детям даются только исправные и безопасные предметы.

3.    Запрещается использование в работе оборудование и инструментов, предназначенных для взрослых; нецелесообразно, педагогически неоправданно и опасно применение предметов, выпускаемых промышленностью для игровой деятельности детей.

4. Все оборудование и инструменты должны быть аккуратно, удобно и рационально размещены, содержаться в чистом, исправном состоянии. Все колющие, режущие предметы должны храниться в недоступном для детей месте.

Требования к методике руководства физкультурной деятельностью в детском саду

1.    Обучая детей различным навыкам, приемам выполнения движений, воспитатель должен обеспечить правильный показ движения.

2.    При организации занятия следить за тем, чтобы дети самовольно не использовали снаряды и тренажеры;

3.    Не допускать нахождения детей в зале или на физкультурной площадке без присмотра преподавателя, следить за организованным входом и выходом детей из зала.

4.    При проведении занятия следить за правильным выбором места проведения так, чтобы в поле зрения находились все дети.

5.    При выполнении упражнений с предметами (палки, обручи и т. д.) следить за достаточным интервалом и дистанцией между детьми.

6.    Воспитатель осуществляет постоянный контроль за сохранением правильной позы и осанки детей во время занятия.

7.    При организации занятия воспитатель должен следить за состоянием детей, не допускать их переутомления. В случае появления внешних признаков переутомления воспитатель предлагает ребенку отдохнуть, а затем переключиться на более спокойную деятельность.

8.    Воспитатель в обязательном порядке знакомит детей с правилами поведения на занятии и систематически контролирует их выполнение.

Оборудование и инвентарь для занятий физическими упражнениями

1. Использование физкультурного оборудования, инвентаря, пособий и атрибутов повышает эффективность физического воспитания. Руководители дошкольных учреждений должны обеспечить правильный подбор и размещение его в физкультурном зале, физкультурной площадке с учетом педагогических, гигиенических и эстетических требований. В соответствии с программными задачами воспитания в детском саду подбирается оборудование, содействующее развитию всех основных движений. Физкультурное оборудование позволяет расширять круг упражнений, формировать своеобразные двигательные навыки. В набор для общеразвивающих упражнений входят предметы, используемые в разных по структуре движениях (ленты, вертушки, палочки, султанчики), что помогает усиливать их влияние на организм. Специально подобранный инвентарь дает возможность целенаправленно влиять на отдельные группы мышц. Упражнения с использованием физкультурного инвентаря позволяют развивать физические качества. Физкультурные пособия дают возможность конкретизировать задания, предлагать их детям в наглядной, понятной форме. Они также способствуют дифференцировке мышечных ощущений, различению величины мышечных усилий. Хорошо подобранный физкультурный инвентарь позволяет достигать постепенного увеличения физической нагрузки. В физкультурном зале размещают крупное оборудование, включающее гимнастическую стенку, приставные лестницы, скаты, доски, трапы и т. д. Физкультурная площадка включает поле для проведения ОРУ и подвижных игр, беговую дорожку, прыжковую яму, зону снарядов и площадки для игр. Здесь же размещается щит для упражнений с отбиванием мяча. Зимой устраивают полосы препятствий из снежных валов, ледяных и снежных дорожек, небольших скатов и снежных построек.

Для игры в волейбол, бадминтон, малый теннис делается совмещенная площадка. Площадку для городков ограждают решетчатым барьером спереди и с боков. Физкультурное оборудование должно быть прочным, устойчивым, особенно крупные сооружения, простым по форме, соответствовать росту, возможностям детей. В целях предупреждения травматизма проводится проверка прочности установки снарядов, соединения частей. Деревянные предметы должны быть хорошо отполированы, металлические — с закругленными углами. Устанавливаются снаряды на безопасном расстоянии друг от друга. При оборудовании мест занятий важно учитывать взаимосочетание отдельных снарядов по форме, цвету, величине. Крупное оборудование окрашивается в светлые, спокойные тона, деревянные элементы покрываются бесцветным лаком, мелкий инвентарь должен быть многокрасочным.

Основные причины травматизма детей дошкольных образовательных учреждений на занятиях гимнастикой

1. Нарушение правил организации занятий

•  нахождение детей в зале без присмотра преподавателя и неорганизованный вход и выход из зала;

•     самовольный доступ к снарядам и тренажерам;

•   неправильный выбор преподавателем места при проведении занятия, когда часть детей находится вне его поля зрения;

•   недостаточные интервал и дистанция между детьми при выполнении групповых упражнений.

2. Нарушения в методике преподавания

• форсированное обучение сложным, связанным с риском и психологическими трудностями для ребенка упражнениями без достаточной его подготовленности;

•   чрезмерная нагрузка на ребенка в ходе занятия, связанное с этим значительное утомление, приводящее к снижению концентрации внимания;

•    излишнее эмоциональное возбуждение, вызванное выполнением сложных упражнений, игр, эстафет.

3. Нарушение санитарно-гигиенических условий и формы одежды

•     недостаточная освещенность зала или площадки для занятий;

•     отсутствие вентиляции;

•     неудобная, сковывающая движения и затрудняющая теплообмен одежда;

•     скользкая кожаная или пластиковая жесткая подошва обуви, высокий каблук, незавязанные шнурки;

•     посторонние колющие предметы на одежде или в карманах (значки, булавки заколки, мелкие игрушки и т. п.);

•     бусы, цепочки, тесемки, завязывающиеся на шее;

•     длинные, не убранные в косу или не подобранные на резинку волосы у девочек;

•     очки у плохо видящих детей, не закрепленные на затылке резинкой.

4. Отсутствие систематического врачебного контроля за физическим состоянием детей

•     чрезмерность нагрузки для детей, недавно перенесших заболевания;

•     отсутствие систематической (2 раза в год) диспансеризации детей;

•     отсутствие сведений о хронических заболеваниях и травмах.

5. Недооценка значения страховки и помощи

•     неправильная страховка или ее отсутствие при выполнении сложных упражнений на гимнастических снарядах, основных видах движений, опорных прыжках, акробатике;

•     отсутствие матов под снарядами и тренажерами.

6. Нарушение техники безопасности, неудовлетворительное состояние мест занятий, инвентаря, оборудования

•     малые размеры зала или площадки для занятий;

•   неровности пола, расщепленные половицы, не закрепленные половицы паркета;

•   неисправность коврового покрытия и матов (разрывы, разошедшиеся швы) и отсутствие его надежного крепления к полу;

•  неисправность снарядов и тренажеров, ненадежность крепления, разболтанность соединений, не затянутые гайки, торчащие болты и шурупы;

•     не правильная, излишне скученная расстановка снарядов и тренажеров, при которой дети мешают друг другу выполнять упражнения;

•     плохо закрепленные и неисправные электрические выключатели, розетки;

•     низко повешенные декоративные растения, украшения, светильники;

•    отсутствие защитных сеток на вентиляторах, до которых могут дотянуться дети;

•     расположение магнитофона или проигрывателя в доступном для детей месте;

•     колонны и выступы, не обитые мягким материалом;

•     отсутствие ярких наклеек на стеклянных дверях на уровне глаз ребенка;

•     свободный доступ детей к окнам, открытым для проветривания;

•     отсутствие телефона в доступном месте;

•    отсутствие в легкодоступном месте аптечки первой медицинской помощи.

Азбука безопасного падения

На занятиях гимнастикой с детьми дошкольного возраста неустойчивая координация движений, отсутствие опыта предвидеть опасность приводят к падениям, которые иногда кончаются серьезными травмами. Это, безусловно, связано с отсутствием навыков безопасного падения. Повреждения при падении составляют около 80% травм у детей.

Научить ребенка владеть своим телом при потере равновесия не очень сложная задача. Обучение желательно проводить в местах, предназначенных для физкультурных занятий на достаточно мягком покрытии — гимнастических матах, борцовском ковре и т. п. Технику выполнения всех приемов следует совершенствовать до полного овладения ею. Детям 3-4-х лет можно преподнести элементы безопасного падения в игро-1 вой форме.

При падении на бок надо согнуть ноги в тазобедренных и коленных суставах, тем самым приблизив корпус к месту падения, согнуть руки в локтях и приставить их к туловищу, отклонить голову в сторону, противоположную падению. Чем быстрее и точнее отработаны движения, тем меньше сила удара и безопаснее приземление.

Падение вперед на руки — руки вытянутые, слегка согнутые в локтевых суставах. Удар смягчается мышечной силой рук, а если ее недостаточно, то дополнительно, верхнего плечевого пояса. Голову при этом необходимо отклонить назад, ноги должны быть выпрямлены, чтобы избегать повреждения коленных суставов.

Опасно падать в упор на прямые руки. Это может привести к переломам в области предплечья и локтевых суставов. Более сложными является падение вперед, когда развивается значительная сила инерции, например, при падении во время разбега, выполнении опорных прыжков, разновидностей бега. Падение вперед в этом случае переводится в один или несколько § кувырков вперед через плечо. Однако этот прием технически сложен, и обучать ему следует с осторожностью после предварительной специальной физической подготовки.

При падении вниз ноги слегка сгибают в коленных и тазобедренных суставах, стопы удерживают параллельно поверхности приземления. Корпус несколько наклоняют вперед. Руки сгибают в локтях и прижимают к корпусу. Удар при приземлении смягчается мышечной силой ног, а если равновесие удержать не удалось, то приземление завершается падением на бою или вперед на руки.

При падении назад руки надо развести в стороны, согнуть в локтевых суставах ладонями вниз. Голову наклоняют к груди, ноги сгибают и прижимают к корпусу, силу удара при приземлении смягчают ударом рук о землю и завершают перехватом; через спину и плечо или на спину, если инерция незначительна.

Особенно опасно падение на спину в упор, что чревато серьезной травмой туловища, внутренних органов, головы. Приемам падения назад должно быть уделено особое внимание. В отдельных случаях падение назад при потере равновесия может быть переведено в более безопасное падение на бок.

Инструктор физической культуры должен помнить, что навыки безопасного падения, развитые в детском возрасте, сохраняются всю жизнь, предохраняя человека от травм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация.Техника безопасности на уроках физической культуры по легкой атлетики (начальная школа)

Презентация.Техника безопасности на уроках физической культуры по легкой атлетики (начальная школа)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ I курс (Медицинский колледж)

Рабочая программа учебной дисциплины «Физическая культура» разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартовпо специальности среднего профессионального образования 060501 «С...

Особенности организации занятий физической культурой со студентами специальной медицинской группы.

Забота о здоровье – важнейшая обязанность государства. Охрана здоровья населения является обязанностью всех государственных органов, предприятий, учреждений и организаций. Особое внимание уделяется ох...

4.2 ПОЛИКЛИНИКА МЕДИЦИНСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ О ПРИНАДЛЕЖНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО К МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

1.2. ПОЛИКЛИНИКА 4.2_МЕДИЦИНСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ О ПРИНАДЛЕЖНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО К МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ...

Методика проведения ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ с детьми дошкольного возраста в детском саду

Методика проведения ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ с детьми дошкольного возраста в детском саду...