КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
тест на тему

ПУГОСЕЙ ВЕРА ТИМОФЕЕВНА

КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ ПМ.02. Обучение и организация различных видов деятельности и общения детей с сохранным развитием МДК.02.06. Теоретические основы и методика математического развития дошкольников по специальности СПО 44.02.04 Специальное дошкольное образование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение

«Кемеровский педагогический колледж»

 

КОМПЛЕКТ

КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ

СРЕДСТВ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ

ПМ.02. Обучение и организация различных видов деятельности и общения детей с сохранным развитием

МДК.02.06.  Теоретические основы и методика математического развития дошкольников

по специальности СПО 44.02.04 Специальное дошкольное образование.

Кемерово 2018


Комплект контрольно-оценочных средств профессионального модуля ПМ.02. Обучение и организация различных видов деятельности и общения детей с сохранным развитием МДК.02.06. Теоретические основы и методика математического развития дошкольников разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности СПО 44.02.04 Специальное дошкольное образование.

Организация-разработчик:

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Кемеровский педагогический колледж»

 

 

Разработчик:         Халиман О. В., преподаватель ПОУ  КемПК

                                   Пугосей В.Т.,  преподаватель ПОУ  КемПК

Общие положения

Результатом освоения профессионального модуля является готовность обучающегося к выполнению вида профессиональной деятельности Обучение и организация различных видов деятельности и общения детей с сохранным развитием по специальности СПО 44.02.04 Специальное дошкольное образование и составляющих его профессиональных компетенций, а также общие компетенции, формирующиеся в процессе освоения ОПОП в целом.

Формой аттестации по профессиональному модулю является  дифференцированный зачет:

Итогом дифференцированного зачета является однозначное решение: «вид профессиональной деятельности освоен / не освоен».

1.Формы контроля и оценивания элементов профессионального модуля

Таблица 1.1

Элемент модуля

Форма контроля и оценивания

Промежуточная аттестация

Текущий контроль

МДК 02.06

Теоретические основы и методика математического развития дошкольников

 дифференцированный зачет

Тестирование,

контрольная работа

творческая работа,

презентация,

защита реферата,

практическое задание, педагогическая ситуация,

терминологический диктант

2. Результаты освоения модуля, подлежащие проверке на  дифференцированном зачете:

2.1. В результате аттестации по профессиональному модулю осуществляется комплексная проверка следующих профессиональных и общих компетенций:

Таблица 2.1

Профессиональные и общие компетенции, которые возможно сгруппировать для проверки

Показатели оценки результата

ПК 2.1. Планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня

– Демонстрация проектирования различных видов деятельности и общения в течение дня в соответствии с образовательной программой и современными тенденциями в сфере; дошкольного образования.

-  обоснованность постановки  целей и задач  в соответствии с образовательно программой и  особенностями возраста;

– соответствие содержания деятельности целям и сопутствующим задачам;

– обоснованность выбора форм, методов и средств организации  разнообразных видов деятельности детей.

ПК 2.2. Организовывать игровую и продуктивную деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование), посильный труд и самообслуживание, общение детей раннего и дошкольного возраста.

– Полнота реализации цели и задач в ходе организации игровой, трудовой,  продуктивной деятельности и общения детей;

– обоснованность применения

форм, методов и средств организации игровой, трудовой,  продуктивной деятельности и общения детей;

– точность распределения времени в ходе организации игровой, трудовой,  продуктивной деятельности и общения детей;

– организация личностно-ориентированного взаимодействия с детьми в ходе организации игровой, трудовой,  продуктивной деятельности и общения детей;  

- организация психолого-педагогической  исследовательской деятельности;

– адекватность оценки эффективности и качества решения профессиональных задач.

ПК 2.3. Организовывать и проводить праздники и развлечения для детей раннего и дошкольного возраста

- Полнота реализации цели и задач в ходе организации и проведения праздников и развлечений;

– обоснованность применения

форм, методов и средств организации и проведения праздников и развлечений;

– точность распределения времени в ходе проведения праздников и развлечения;

– организация личностно-ориентированного взаимодействия с детьми в ходе организации и проведении праздников и развлечений.  

ПК 2.4. Анализировать процесс и результаты организации различных видов деятельности и общения детей

– Обоснованность анализа процесса и результатов организации различных видов деятельности и общения детей;

– точность интерпретации результатов диагностики  уровня развития  различных видов деятельности и общения детей;

  • адекватность самооценки педагогической деятельности;

– соблюдение этических норм в ходе анализа.

 ПК 2.5. Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста

– Обоснованность формулировок цели и задач в соответствии с этапом обучения и возрастных особенностей детей;

– обоснованность моделирования учебного процесса в соответствии с задачами, этапом обучения и возрастным особенностям детей;

– обоснованность применения современных педагогических технологий в процессе организации педагогического процесса.

ПК 2.6. Проводить занятия с детьми дошкольного возраста

– Полнота реализации цели и задач в ходе  организации учебно – познавательной деятельности;

– обоснованность применения

форм, методов и средств в процессе организации учебно-познавательной деятельности;

– организация личностно-ориентированного взаимодействия с детьми в ходе организации учебно – познавательной деятельности;

-  применение педагогических технологий в процессе организации учебно – познавательной деятельности.

ПК 2.7. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников

- Организация психолого-педагогической  исследовательской деятельности;

– точность интерпретации результатов диагностики  уровня сформированности знаний по образовательным областям.

ПК 2.8. Анализировать занятия

– Соответствие самоанализа и анализа организации учебно – познавательной деятельности;

– соблюдение этических норм в ходе анализа учебно – познавательной деятельности.

ПК 2.9. Вести документацию, обеспечивающую образовательный процесс

- Соответствие документации нормативно – правовым нормам в области дошкольного образования.

ПК 5.1. Разрабатывать методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе примерных  с учетом состояния здоровья, особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников

- Соблюдение правовых норм профессиональной деятельности при разработке учебно-методических материалов;

- организация учебно – познавательной деятельности детей дошкольного возраста с учетом требований техники безопасности.

ПК 5.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду

- Обоснованность планирования и выбора   дидактического материала, необходимого оборудования.

ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного и специального дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

- Обоснованность отбора психолого-педагогической,  научно-популярной и художественной информации для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ПК 5.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений

- Соблюдение требований к оформлению педагогических разработок в виде отчетов, рефератов, выступлений.

 ПК 5.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного и специального дошкольного образования

- Обоснованность отбора диагностических методик в соответствии с поставленными целями, возрастом детей, образовательной программы;

- владение методами исследования  развития детей дошкольного возраста;

– точность интерпретации результатов диагностики  уровня сформированности знаний по образовательным областям;

- обоснованность разработки проекта в соответствии с поставленной целью, задачами,

возрастом детей;

- организовывать проектную деятельность с детьми дошкольного возраста.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

- Объяснение сущности и социальной значимости будущей профессии;

- наличие положительных отзывов по итогам  педагогической практики.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

- Самостоятельность изучения теоретических вопросов в ходе подготовки к семинарским и практическим занятиям;

- самостоятельный поиск педагогически  целесообразных  методов и приемов учебно- познавательной деятельности детей дошкольного возраста;

-  самостоятельное моделирование учебно-познавательной  деятельности детей дошкольного возраста;

- самостоятельная организация психолого-педагогической  исследовательской деятельности;

– соответствие оценки эффективности и качества решения профессиональных задач.

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

- Соотнесение собственного замысла учебно – познавательной деятельности детей дошкольного возраста  фактическим реалиям;

- оперативность и адекватность принятия  решений в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

- Обоснованность отбора психолого-педагогической,  научно-популярной и художественной информации для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно – коммуникативные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

- Применение мультимедийных средств в соответствии с содержанием психолого-педагогической работы с детьми разного дошкольного возраста;

- использование электронных ресурсов для создания учебно – методических пособий по организации воспитательно – образовательного процесса с детьми разного дошкольного возраста;

- грамотное  владение приемами и способами работы с различными электронными ресурсами.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать  с руководством, коллегами и социальными партнерами.

- Готовность к  сотрудничеству, работать в коллективе;

- соблюдение принципов и норм делового (педагогического) общения в процессе взаимодействия с участниками образовательного процесса.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

- Планирование цели, способов  мотивации, организации и контроля деятельности  воспитанников с учетом их возрастных особенностей и возможностей

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.  

- Самостоятельность в планировании повышения личностного и     профессионального роста;

- систематическое обращение к психолого-педагогической литературе в процессе осуществления профессиональной деятельности.

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

- Адаптация учебно-методических материалов к изменяющимся условиям профессиональной деятельности;

– соответствие содержания поставленным целям;

– обоснованность использования педагогических технологий.

ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

- Соответствие содержания документации организации воспитательно – образовательного процесса в детском саду согласно нормативной документации;

– использование здоровье-сберегающих технологий на педагогической практике.

ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих  ее правовых норм.

- Соблюдение правовых норм профессиональной деятельности при разработке учебно-методических материалов;

– организация своей деятельности на педагогической практике в соответствии с правовыми нормами.

        

К дифференцированному зачету по междисциплинарному курсу допускаются обучающиеся, полностью выполнившие все практические работы/задания, и, имеющие положительные оценки по результатам текущего контроля.

 

2.2. Требования к портфолио

Тип портфолио: смешанный тип (портфолио документов, рефлексивный портфолио, портфолио творческих достижений).

Общие компетенции, для проверки которых используется портфолио:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.        Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.  

ОК 5.        Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6.        Работать в коллективе и команде, взаимодействовать  с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 7        Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОК 8.        Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.  

ОК 9.        Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

ОК 10.        Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

ОК 11.        Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих  ее правовых норм.

Профессиональные компетенции, для проверки которых используется портфолио:

ПК 2.1.        Планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня.

ПК 2.4.        Анализировать процесс и результаты организации различных видов деятельности и общения детей.  

ПК 2.5.        Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста.

ПК 2.7.        Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников.

ПК 2.8.        Анализировать занятия.

ПК 2.9.        Вести документацию, обеспечивающую образовательный процесс.

ПК 5.1.        Разрабатывать методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе примерных  с учетом состояния здоровья, особенностей возраста, группы и отдельных.

ПК 5.2        . Создавать в группе предметно-развивающую среду.

ПК 5.3.        Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного и специального дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

ПК 5.4.        Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

ПК 5.5        .Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного и специального дошкольного образования.

 

 

Оценка портфолио:

Таблица 2.2.

Коды проверяемых компетенций

Показатели оценки результата

Оценки (да/нет)

ПК 2.1.

Планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня

– Демонстрация проектирования различных видов деятельности и общения в течение дня в соответствии с образовательной программой и современными тенденциями в сфере; дошкольного образования.

-  обоснованность постановки  целей и задач  в соответствии с образовательно программой и  особенностями возраста;

– соответствие содержания деятельности целям и сопутствующим задачам;

– обоснованность выбора форм, методов и средств организации  разнообразных видов деятельности детей.

ПК 2.4.

Анализировать процесс и результаты организации различных видов деятельности и общения детей

– Обоснованность анализа процесса и результатов организации различных видов деятельности и общения детей;

– точность интерпретации результатов диагностики  уровня развития  различных видов деятельности и общения детей;

  • адекватность самооценки педагогической деятельности;

– соблюдение этических норм в ходе анализа.

 ПК 2.5. Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста

– Обоснованность формулировок цели и задач в соответствии с этапом обучения и возрастных особенностей детей;

– обоснованность моделирования учебного процесса в соответствии с задачами, этапом обучения и возрастным особенностям детей;

– обоснованность применения современных педагогических технологий в процессе организации педагогического процесса.

ПК 2.7.

Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников

- Организация психолого-педагогической  исследовательской деятельности;

– точность интерпретации результатов диагностики  уровня сформированности знаний по образовательным областям.

ПК 2.8.

Анализировать занятия

– Соответствие самоанализа и анализа организации учебно – познавательной деятельности;

– соблюдение этических норм в ходе анализа учебно – познавательной деятельности.

ПК 2.9. Вести документацию, обеспечивающую образовательный процесс

- Соответствие документации нормативно – правовым нормам в области дошкольного образования.

ПК 5.1.

Разрабатывать методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе примерных  с учетом состояния здоровья, особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников

- Соблюдение правовых норм профессиональной деятельности при разработке учебно-методических материалов;

- организация учебно – познавательной деятельности детей дошкольного возраста с учетом требований техники безопасности.

ПК 5.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду

- Обоснованность планирования и выбора   дидактического материала, необходимого оборудования.

ПК 5.3.

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного и специального дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

- Обоснованность отбора психолого-педагогической,  научно-популярной и художественной информации для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ПК 5.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений

- Соблюдение требований к оформлению педагогических разработок в виде отчетов, рефератов, выступлений.

ПК 5.5.

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного и специального дошкольного образования

- Обоснованность отбора диагностических методик в соответствии с поставленными целями, возрастом детей, образовательной программы;

- владение методами исследования  развития детей дошкольного возраста;

– точность интерпретации результатов диагностики  уровня сформированности знаний по образовательным областям;

- обоснованность разработки проекта в соответствии с поставленной целью, задачами,

возрастом детей;

- организовывать проектную деятельность с детьми дошкольного возраста.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

- Объяснение сущности и социальной значимости будущей профессии;

- наличие положительных отзывов по итогам  педагогической практики.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

- Самостоятельность изучения теоретических вопросов в ходе подготовки к семинарским и практическим занятиям;

- самостоятельный поиск педагогически  целесообразных  методов и приемов учебно- познавательной деятельности детей дошкольного возраста;

-  самостоятельное моделирование учебно-познавательной  деятельности детей дошкольного возраста;

- самостоятельная организация психолого-педагогической  исследовательской деятельности;

– соответствие оценки эффективности и качества решения профессиональных задач.

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

- Соотнесение собственного замысла учебно – познавательной деятельности детей дошкольного возраста  фактическим реалиям;

- оперативность и адекватность принятия  решений в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

- Обоснованность отбора психолого-педагогической,  научно-популярной и художественной информации для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно – коммуникативные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

- Применение мультимедийных средств в соответствии с содержанием психолого-педагогической работы с детьми разного дошкольного возраста;

- использование электронных ресурсов для создания учебно – методических пособий по организации воспитательно – образовательного процесса с детьми разного дошкольного возраста;

- грамотное  владение приемами и способами работы с различными электронными ресурсами.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

- Планирование цели, способов  мотивации, организации и контроля деятельности  воспитанников с учетом их возрастных особенностей и возможностей

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.  

- Самостоятельность в планировании повышения личностного и     профессионального роста;

- систематическое обращение к психолого-педагогической литературе в процессе осуществления профессиональной деятельности.

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

- Адаптация учебно-методических материалов к изменяющимся условиям профессиональной деятельности;

– соответствие содержания поставленным целям;

– обоснованность использования педагогических технологий.

ОК 10.

Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

- Соответствие содержания документации организации воспитательно – образовательного процесса в детском саду согласно нормативной документации;

– использование здоровье-сберегающих технологий на педагогической практике.

ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих  ее правовых норм.

- Соблюдение правовых норм профессиональной деятельности при разработке учебно-методических материалов;

– организация своей деятельности на педагогической практике в соответствии с правовыми нормами.

3. Оценка освоения теоретического курса профессионального модуля

3.1. Общие положения

Основной  целью оценки теоретического курса профессионального модуля является оценка знаний и умений.

Оценка теоретического курса профессионального модуля  осуществляется с использованием следующих форм и методов контроля: тестирование, контрольная работа, творческая работа, презентация, защита реферата, практическое задание, педагогическая ситуация.

Оценка теоретического курса профессионального модуля предусматривает использование накопительной / рейтинговой системы  оценивания.

3.2.  Задания для оценки освоения МДК : (материалы текущего, промежуточного (тестовые задания, педагогические ситуации, вопросы для устного/ письменного контроля, КОЗ и т.д.) и итогового контроля)

  Типовые задания для оценки освоения МДК.02.06. Теоретические основы и методика математического развития дошкольников  

Проверяемые результаты:

Уметь:определять цели и задачи обучения, воспитания и развития дошкольников  с учетом особенностей возраста; использовать разнообразные методы, формы и средства организации деятельности детей на занятиях; определять способы коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими трудности в обучении; отбирать средства определения результатов обучения, интерпретировать результаты диагностики; анализировать занятия;  осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении занятий.

Знать: основы организации обучения дошкольников; особенности психических познавательных процессов и учебно-познавательной деятельности детей дошкольного возраста; структуру и содержание примерных и вариативных программ дошкольного образования; теоретические и методические основы воспитания и обучения детей на занятиях; способы коррекционной работы  с детьми, имеющими трудности в обучении; требования к содержанию и уровню подготовки детей дошкольного возраста; педагогические и гигиенические требования к организации обучения  на занятиях.

Контрольная работа:

Вариант I

Задание 1: Дать определение, что такое формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Задание 2:    Раскрыть особенности словесного метода формирования элементарных математических представлений.

Задание 3: Описать формы работы по математическому развитию детей дошкольного возраста. 

Вариант II

Задание 1:  Дать определение, что такое математического развития детей дошкольного возраста.

Задание 2:    Раскрыть особенности  наглядного  метода формирования элементарных математических представлений.

Задание 3: Описать средства математического развития детей дошкольного возраста.

Время выполнения  контрольной работы – 40мин.

Критерии оценки:

«Отлично» - студент демонстрирует всестороннее и глубокое знание по всем предложенным заданиям; грамотно владеет психолого-педагогическим понятийным аппаратом; подтверждает теоретические постулаты примерами; при раскрытии каждого задания демонстрирует способность к анализу и сопоставлению различных подходов к предложенной проблеме.

«Хорошо» - студент по всем предложенным заданиям последовательно излагает учебный материал; демонстрирует способность применять знания теории к решению задач профессионального характера; однако допускает отдельные погрешности и неточности при ответе на одно из предложенных заданий.

«Удовлетворительно» -  студент в основном знает программный материал в объеме изучения МДК, однако ответ строит только в рамках лекционного курса без привлечения дополнительной психолого-педагогической литературы; допускает нарушения в последовательности изложения материала, не всегда точно использует психолого-педагогическую терминологию, в ответе использует в основном бытовую лексику; затрудняется теоретические вопросы рассматривать с точки зрения практико ориентированности.

«Неудовлетворительно» - студент не понимает сущность предложенных заданий, демонстрирует значительные пробелы в знаниях; не может показать практико ориентированность теоретических знаний.

Тестовые задания:

Задание 1

Вариант А

1.        Вопрос: Выберите правильный ответ. В какой возрастной группе занятие по математике заканчивается таким образом:

В конце занятия дети сами делают выводы: «Чем мы сегодня занимались?».  

Варианты ответа:

а) вторая младшая группа;

б) средняя группа;

в) старшая группа;

г) подготовительная к школе группа.

2.        Вопрос: Распределите примерные части хода математического занятия по порядку.

Варианты ответа:

а) дидактическая игра;

б) физкультминутка;

в) математическая разминка;

г) работа с раздаточным материалом;

д) работа с демонстрационным материалом.

Варианты ответа:

1 часть ___, 2 часть ___, 3 часть___,4 часть ___, 5 часть ___.

3.        Вопрос: Выберите основные формы работы по математическому развитию дошкольников:

Варианты ответа:

а) занятие;

б) беседа;

в) дидактическая игра;

г) подвижные игры;

д) индивидуальная работа;

е) досуг;

ж) самостоятельная деятельность

4.        Вопрос: Выберите правильный ответ.

Исключите лишний раздел программы по формированию элементарных математических представлений:

Варианты ответа:

а) «Количество и счет»;

б) «Сенсорное воспитание»;

в) «Величина»;

г) «Форма»;

д) «Ориентировка в пространстве»;

е) «Ориентировка во времени».

5.        Вопрос: Что является предметом исследования теории и методики математического развития дошкольников:

Варианты ответа:

а) всестороннее развитие личности ребенка;

б) изучение основных закономерностей процесса формирования и развития у дошкольников математических представлений;

в) изучение условий для создания предметно-развивающей среды, направленных на математическое развитие детей дошкольного возраста в условиях ДОУ;

г) изучение условий для конструкторской деятельности.

6.        Вопрос: Основными задачами математического образования можно считать:

Варианты ответа:

а) познавательные, развивающие, практические;

б) развивающие, теоретические, воспитательные;

в) познавательные, практические, воспитательные;

г) развивающие, воспитательные, познавательные.

7.        Вопрос: Какие задачи математического развития детей решает именно методика, как дисциплина?

Варианты ответа:

а) познавательные, развивающие, воспитательные;

б)  разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств, методов и разнообразных форм организации работы по математическому развитию детей;

в) развитие сенсорных (предметно-действенных) способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление,  группировка, упорядочение, разбиение;

г) развитие у детей познавательных психических процессов.

8.        Вопрос: Целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, учений, приемов и способов умственной деятельности, предусмотрен действующими программами, — это …

Варианты ответа:

а) математическое развитие дошкольников;

б) математизация научного знания;

в) формирование элементарных математических представлений;

г) математическая компетенция детей.

9.        Вопрос: Развитие сенсорных (предметно-действенных) способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление,  группировка, упорядочение, разбиение относится к:

Варианты ответа:

 а) развивающим задачам;

б) познавательным задачам;

в)  обучающим задачам;

г) воспитательным задам.

10.        Вопрос:  Назовите все элементы методической системы развития математических представлений у детей дошкольного возраста (полный ответ):

Варианты ответа:

а) цель, содержание работы;

б) содержание работы;

в) формы работы, цель, методы;

г) содержание, методы, цель и форма работы.  

11.         Исключите лишнее слово:

Варианты ответа:

а) объяснение;

б) рассказ;

в) вопросы;

г) дидактическая игра.

12.        Вопрос: К демонстрационным материалам не относится:

Варианты ответа:

а) магнитная доска;

б) объёмные фигуры;

в) счётные палочки;

г) приборы.

13.        Вопрос:  К  раздаточным материалам не относится:

Варианты ответа:

а)  наборное полотно;

б) карточка с двумя полосками;

в) счётные палочки;

г) плоскостные предметы для выкладывания на карточках с двумя полосками.

14.         Исключите неверный вариант ответа.

К методам, обеспечивающим передачу учебной информации педагогом и восприятие ее детьми посредством слушания, наблюдения, практических действий относятся:

Варианты ответа:

а) демонстрация;

б) исследовательский;

в)  беседа;

г) упражнения.

15.         Вопрос: К словесным методам обучения относится

Варианты ответа:

а) объяснение;

б) наблюдение;

в) упражнение;

г) демонстрация.

Вариант В

1.        Вопрос: Любое занятие должно быть законченным. Определи, в какой возрастной группе воспитатель подвел итог занятия.

… « Как хорошо мы поиграли. Давайте соберем игрушки и будем одеваться на прогулку».

Варианты ответа:

а) вторая младшая группа;

 б) средняя группа;

в) старшая группа;

г) подготовительная к школе группа

2.        Вопрос: Выберите основные разделы программы ФЭМП в ДОУ:

Варианты ответа:

а) «Количество и счет»;

б) « Величина»;

в) «Моделирование»;

г) « Ориентировка в пространстве»

д) «Сенсорное воспитание»

е) « Форма»;

ж) « Ориентировка во времени».

3.                Вопрос: Под математическим развитием дошкольников следует понимать:

Варианты ответа:

а) изучение технологий математического развития дошкольников в дошкольных образовательных учреждениях;

б) изучение индивидуальных особенностей математического развития детей дошкольного возраста;

в) сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций;

г) формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста.

4.        Вопрос: В процессе обучения воспитателю следует ориентироваться на:

Варианты ответа:

а) только то, что ребенок может выполнить самостоятельно;

б) то, что он может выполнить сам и с помощью взрослого;

в) то, что оа сможет выполнить с помощью взрослых;

г) то, что ребенок не может выполнить в данный момент ни сам, ни со взрослым.

5.        Вопрос: Воспитание готовности к обучению в школе, самостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей относится к:

Варианты ответа:

а) развивающим задачам;

б) познавательным задачам;

в)  обучающим задачам;

г) воспитательным задам.

6.        Вопрос: Основной формой организации обучения детей математике в детском саду является

Варианты ответа:

а)  индивидуальная работа;

б)  дидактическая игра;

в) занятие;

г) досуг.

7.        Исключите лишнее слово:

Варианты ответа:

а)  показ;

б) объяснение;

в) вопросы;

г)  самостоятельная деятельность.

8.        Вопрос: К демонстрационным материалам не относится:

Варианты ответа:

а) магнитная доска;

б) объёмные фигуры;

в) карточка с двумя полосками;

г) приборы.

9.        Вопрос: К  раздаточным материалам не относится:

Варианты ответа:

а)  счетная лесенка;

б) карточка с двумя полосками;

в) счётные палочки;

г) плоскостные предметы для выкладывания на карточках с двумя полосками.

10.        Вопрос: Целенаправленный процесс обучения элементарным математическим представлениям и способам познания математической действительности,  целью которого является воспитание культуры мышления и математическое развитие ребенка, — это …

Варианты ответа:

а) математическое развитие дошкольников;

б) математическое образования;

в) формирование элементарных математических представлений;

г) математическая компетенция детей.

11.        Вопрос:  С какой части начинается ход математического занятия.

Варианты ответа:

а) дидактическая игра;

б) физкультминутка;

в) математическая разминка;

г) работа с раздаточным материалом;

д) работа с демонстрационным материалом.

12.        Вопрос:  Распределите примерные части   хода дидактической игры:

Варианты ответа:

а) Инструкция, объяснение или повторение правил игры

б) Беседа, заинтересовать игрой

в) Варианты усложнений игры

г) Итог игры

д) Игровая деятельность

1 часть ___, 2 часть ___, 3 часть___,4 часть ___, 5 часть ___.

13.         Вопрос:  Исключите неверный вариант ответа.

К методам, обеспечивающим передачу учебной информации педагогом и восприятие ее детьми посредством слушания, наблюдения, практических действий относятся:

Варианты ответа:а)  показ;

б) проблемный;

в) объяснение;

г) предметно-практические  действия.

14.         Исключите лишнее слово:

Варианты ответа:

а)   занятие;

б)  упражнение;

в)  дидактическая игра;

г)  самостоятельная деятельность.

15.         Вопрос: К  наглядным методам обучения относится

Варианты ответа:

а) объяснение;

б) наблюдение;

в) упражнение;

г) демонстрация.

Ключ:

ВАРИАНТ А

ВАРИАНТ В

№ вопроса

Правильный ответ

№ вопроса

Правильный ответ

№ вопроса

Правильный ответ

№ вопроса

Правильный ответ

1

Г

9

А

1

А

9

А

2

1В2Д3Г4Б

10

Г

2

АБВДЕ

10

Б

3

АВДЕЖ

11

Г

3

В

11

В

4

Б

12

В

4

Б

12

1Б2А3Д4В

5

Б

13

А

5

Г

13

Б

6

Г

14

АВГ

6

В

14

Б

7

Б

15

АБ

7

Г

15

Г

8

В

8

В

Время выполнения тестовых заданий – 40мин.

Критерии оценки:

За правильный ответ выставляется 1 балл.

За не правильный ответ на вопросы выставляется 0 баллов.

Шкала оценки образовательных достижений:

Процент результативности правильных ответов (%)

Оценка уровня подготовки

балл (отметка)

вербальный аналог

86 - 100 (13-15)

5

отлично

67 - 87 (10-12)

4

хорошо

55 - 60 (8-9)

3

удовлетворительно

менее 50 (0-7 заданий)

2

неудовлетворительно

Задание 2

 

  1: Соотнести программную задачу с возрастной группой

Варианты ответа:

 

Программные задачи

Возрастные группы

А) учить сравнивать 2 предмета опосредованно с помощью третьего (условной мерки);

Б) учить сравнивать два предмета равные по высоте;

В) учить сравнивать два предмета отличающиеся длинной и толщиной;

Г) учить делить целый предмет на 8 частей.

 

  1. Младшая группа
  2. Средняя группа
  3. Старшая группа
  4. Подготовительная к школе группа

  2: Показывая высоту предмета, рука движется:

Варианты ответа:

А) слева направо;

Б) справа налево;

В) снизу вверх;

Г) сверху вниз.

 3: При сравнении предметов по длине соединяют стороны:

Варианты ответа:

А) нижние;

Б) верхние;

В) левые;

Г) правые.

  4: Выбрать правильное определение признака величины:

Варианты ответа:

А) подлиннее;

Б) длиньше;

В) длинности;

Г) длиннее.

  5: Выбрать дидактический материал для сравнения предметов по длине:

Варианты ответа:

А) лента, лесенка, веревка, башня, окно, дорожка, палка, скакалка;

Б) тесьма, лист, ручка, ветка, книга, лента, дом, пояс;

В) веревка, шарф, ручеек, нитка, лыжи, бусы, карандаш, шнурок;
Г) ручеек, скакалка, забор, удав, машина, полоска, канат, лента.

  6: Определить последовательность сравнения двух предметов по величине:

Варианты ответа:

А) объему в целом;

Б) высоте;

В) длине;

Г) ширине.

  7: Соотнести разницу величин демонстрационного дидактического материала и возрастную группу

Варианты ответа:

Разница

Возрастные группы

А) 2 см.;  

Б)  3 см.;

В)  5 см.;

Г)  10 см.

 

  1. Младшая группа
  2. Средняя группа
  3. Старшая группа
  4. Подготовительная к школе группа

 8.  Соотнести умение упорядочивать предметы с возрастной группой

Варианты ответа:

 Упорядочивание предметов

Возрастные группы

А) выкладывание 5 предметов в порядке возрастания толщины;  

Б)  выкладывание сериационного ряда в порядке убывания 5 предметов по высоте;

В)  выкладывание 6 предметов в порядке убывания по объему с целом;

Г)  выкладывание сериационного ряда в порядке убывания 10 предметов по длине.

 

  1. Младшая группа
  2. Средняя группа
  3. Старшая группа
  4. Подготовительная к школе группа

  9: Определить геометрические фигуры, которые используют для обучения деления целого на части

Варианты ответа:

А) круг, треугольник, квадрат;

Б) треугольник, квадрат, ромб;

В) круг, прямоугольник, трапеция;

Г) круг, квадрат, прямоугольник.

 : Выбрать правильный ответ при раскладывании сериационного ряда в порядке возрастания

Варианты ответа:

А) сверху самая маленькая, потом больше, потом большей этой, потом большая;

Б) первая самая маленькая, вторая побольше, третья еще побольше, четвертая самая большая;

В) вначале маленькая, потом чуть побольше, еще четь побольше и последняя самая большая;

Г) самая маленькая, побольше, еще побольше, самая большая.

Проверяемые результаты обучения:

Уметь:

  • определять цели обучения, воспитания и развития личности дошкольника в зависимости от формы организации обучения, вида занятия и с учетом особенностей возраста;

Знать:

  • основы организации обучения дошкольников;
  • теоретические и методические основы воспитания и обучения детей на занятиях;
  • требования к содержанию и уровню подготовки детей дошкольного возраста;
  • развитие элементарных математических представлений

Время выполнения тестовых заданий – 40 мин.

Критерии оценки:

За правильный ответ выставляется– 1 балл.

За не правильный ответ на вопросы выставляется 0 баллов.

Ключ:

№ вопроса

Правильный ответ

№ вопроса

Правильный ответ

№ вопроса

Правильный ответ

№ вопроса

Правильный ответ

1

1Б, 2В, 3А, 4Г

6

В, Г, Б, А

1

1Б, 2В, 3А, 4Г

6

В, Г, Б, А

2

В

7

1Г, 2В, 3Б, 4А

2

В

7

1Г, 2В, 3Б, 4А

3

В

8

2А, Б   3В, Г

3

В

8

2А, Б   3В, Г

4

Г

9

Г

4

Г

9

Г

5

В

10

Г

5

В

10

Г

Шкала оценки образовательных достижений:

Процент результативности правильных ответов (%)

Оценка уровня подготовки

балл (отметка)

вербальный аналог

90 - 100 (14-16)

5

отлично

75 - 89 (11-13)

4

хорошо

50 - 74 (8-10)

3

удовлетворительно

менее 50 (0-4 заданий)

2

неудовлетворительно

Задание № 4

Педагогическая ситуация:

Воспитатель, разместив детей средней группы по кругу,  предложила поиграть в игру «Посмотри и назови». Перед началом игры  объяснила правила игры: «Я буду называть предметы, находящиеся в этой комнате. Тот из вас, кому я брошу мяч, в своем ответе должен сказать, что находится впереди, сзади, слева, справа от вас. Посмотрите, как это сделаю я -  слева от меня окно, справа от меня стена с картиной, впереди меня сидят дети, сзади от меня стоит шкаф». Во время игры дети называли предметы наугад, не ориентируясь на свое пространственное расположение.

Текст задания:

  1. Обосновать причины ошибок, допускаемых детьми.
  2. Разработать правильный вариант данной игры.
  3. С учетом возрастных особенностей, написать программные задачи (математические знания, умения, терминология).

Время выполнения тестовых заданий – 40мин.

Критерии оценки:

«отлично» - студент логично и грамотно анализирует предложенную ситуацию; дает полную психолого-педагогическую характеристику возникших трудностей; предлагает самостоятельный и оригинальный проект игры с учетом современных подходов к образовательной деятельости;  в полном объеме определяет программные задачи.

«хорошо»- студент правильно анализирует проблему математического развития дошкольников, однако наблюдается некоторая непоследовательность анализа; предлагает самостоятельный проект игры, однако исходит из традиционных позиций, почти не проявляя творчество; программные задачи формулирует полностью.

«удовлетворительно» -  студент затрудняется в  психолого-педагогическом обосновании ввозникших у детей трудностей; ответ выстраивает недостаточно логично; испытывает затруднения при определении программных задач.

 «неудовлетворительно» - студент не  справляется с заданием.

 

  Практические задания

Задание 1:

ПК 2.1, ПК 2.3, ПК 2.5, ПК 2.6;  ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 9

Проверяемые результаты обучения

Знать:

•сущность и  особенности  математического развития дошкольников;

•задачи, содержание, формы организации, методы и приемы математического развития  дошкольников;

Уметь:

•определять цели, задачи, содержание, методы и  приемы  математического развития детей;

• подбирать наглядный материал с учетом возраста и  поставленных задач.

 

Текст задания:  Содержание и методика обучения образованию, группировке, выделению совокупностей предметов и одного предмета в младшей группе.   Составление плана – конспекта: тема, программное содержание, формулировка программных задач, подбор оборудования,  форма, этапы, методы и приемы руководства.

 

Критерии оценки:

«отлично» - студент  планирует, разрабатывает, составляет  план (конспект, рекомендации  и  др.) на основе знаний   математического развития детей  дошкольного возраста; прогнозирует  результаты  педагогического  воздействия; выполняет  на  творческом  уровне; умеет  мотивированно  отстаивать  свою  позицию; выполняет технически  и  методически  грамотно,  без  ошибок; отвечает,    структурировано, последовательно, логично, доказательно

 «хорошо» - студент  планирует, разрабатывает, составляет  план (конспект, рекомендации  и  др.) на основе знаний   математического развития детей  дошкольного  возраста; не  всегда  успешно  прогнозирует  результаты  педагогического  воздействия; задание выполняет  на  репродуктивно- творческом уровне; не  всегда  уверенно  мотивирует  и  отстаивает  свою  позицию; выполняет с  2-3 незначительными  техническими  и (или)  методическими  ошибками; отвечает, структурировано, последовательно, логично, доказательно, однако  присутствуют  речевые  ошибки.

«удовлетворительно» - студент  планирует, разрабатывает, составляет  план (конспект, рекомендации  и  др.) не  учитывая  особенностей математического  развития детей  дошкольного  возраста; слабо  прогнозирует  результаты  педагогического  воздействия; задания  выполняет  на  репродуктивном  уровне; не    уверенно  мотивирует  и  отстаивает  свою  позицию; выполняет  с  2-3 значительными  техническими  и (или)  методическими  ошибками; отвечает  непоследовательно, не логично, присутствуют речевые ошибки, нет  доказательности;

«неудовлетворительно» - студент  планирует, разрабатывает, составляет  план (конспект, рекомендации  и  др.) не  учитывая   особенностей   математического развития детей  дошкольного  возраста; не прогнозирует  результаты  педагогического  воздействия; задания  не выполняет  или  выполняет  на эмпирическом  уровне; не мотивирует  и  не  отстаивает  свою  позицию; задание не выполняет или  выполняет  с  серьёзными (более 3) техническими  и (или)  методическими  ошибками; отвечает непоследовательно, не логично, присутствуют речевые ошибки, нет  доказательности.