Инновационно - педагогический опыт работы "Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на улице".
методическая разработка по теме

Бушукина Надежда Викторовна

Педагогический опыт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon innovatsionnyy_pedagogicheskiy_opyt_-.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Представление собственного инновационного педагогического опыта

воспитателя Бушукиной Надежды Викторовны

по теме:

«Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на улице»

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Актуальность данной проблемы на современном этапе очевидна, поскольку в наше время, в век автомобилей и высоких скоростей безопасность жизнедеятельности детей представляет собой серьёзную проблему.

Именно поэтому дорожно – транспортный травматизм остаётся приоритетной проблемой общества, требующий решения, при всеобщем участии и самыми эффективными методами.

Правила дорожного движения едины для детей и взрослых, они написаны «взрослым» языком без всякого расчёта на детей. Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие родители, дошкольные учреждения, в дальнейшем – школа и другие образовательные учреждения, а также все окружающие ребёнка люди.

Сегодня детский сад стремится обеспечить своим воспитанникам качественное, универсальное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры на дороге. Соблюдение правил безопасной жизни должно стать осознанной необходимостью.

Работая над данной проблемой я пришла к выводу, что главная наша задача, как воспитателей, доступно разъяснить правила ребёнку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасности несоблюдения правил. Дети обучаются не только правилам дорожного движения, но и безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, особое внимание уделяется обучению детей правилам дорожного движения.

 Целью моей работы является формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде.

Задачи: 1. Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде.

2. Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.

3. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.

4. Формировать у детей навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой.

5. Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.

6. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения.

7. Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.

Ведущей идеей моего педагогического опыта работы является разработка и апробация комплексных занятий по формированию навыков безопасного поведения на улице и дороге во всех видах деятельности (физкультурно-оздоровительной, музыкальной, речевой, математической, продуктивной, игровой) и необходимости проведения в комплексе образовательного процесса.

Новизна моего опыта состоит в разработке системы использования информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности по формированию навыков безопасного поведения на дороге.

В основу моего опыта работы легли следующие принципы:

1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.

2. Принцип взаимодействия «дети – дорожная среда». Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения.

3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия. Дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной среде. Однако нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на этом, т.к. внушая страх перед улицей и дорогой можно вызвать обратную реакцию.

4. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно необходимо воспитывать и родителей детей.

Теоретическая база опыта.

Накопление опыта безопасного поведения на дороге – это часть системы обеспечения безопасности жизнедеятельности, которая напрямую связана со всеми сторонами жизни человека. Эту проблему по праву относят к глобальным.

 Все программы дошкольных учреждений включают в себя определённое содержание работы по изучению правил дорожной безопасности. При подготовке к работе с детьми я обращаюсь к следующим программам:

- К.Ю.Белая «Как обеспечить безопасность дошкольников» Москва «Просвещение»1991г.

- Т.Ф.Саулина «Три сигнала светофора» Москва «Просвещение» 1989г. - Н.Н.Авдеева «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Москва «Просвещение» 1997г.

 - Программа «Школа юного пешехода» Москва 2012г.

- М.И.Альканова, «Воспитание здорового ребёнка» методическое пособие.

 Журналы: «Дошкольное воспитание», «Воспитатель ДОУ», «Ребёнок в детском саду».

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.

В своей работе я эффективно использую следующие формы работы с детьми:

Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно - образовательном процессе в дошкольном учреждении – это один из самых новых и актуальных вопросов в отечественной дошкольной педагогике.

В своей практике я использую компьютерные презентации в программе PowerPoint для ознакомления детей с правилами дорожного движения в соответствии с возрастом детей. Мультимедийные презентации обеспечивают наглядность, которая способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала.

Для систематизации знаний о правилах дорожного движения я с помощью программы WindowsMedia демонстрирую детям обучающие мультфильмы:  «Смешарики изучают Правила дорожного движения»;  «Про бабу Ягу и Правила дорожного движения»;  Встреча с мультфильмами несет в себе заряд положительных эмоций, что усиливает эффективность образовательной деятельности.

Обогащению знаний о поведении на дороге способствует восприятие музыки. В своей работе   использую проигрыватель WindowsMedia для разучивания стихотворений о безопасном поведении на дороге, для прослушивания детских песен о правилах дорожного движения.

Ребята с удовольствием рассказывают стихотворения сверстникам и родителям, напевают песенки в повседневной жизни, и это помогает им постоянно помнить о правилах дорожного движения.

Я считаю, что компьютерные технологии обладают рядом преимуществ:

- Наглядный материал, используемый в презентациях, слайд-шоу, дает возможность воспитателю включить три вида памяти воспитанников: зрительную, слуховую, моторную.

- Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка.  

При использовании информационно - коммуникационных технологий в воспитательно - образовательном процессе соблюдаются санитарно- гигиенические требования.

Работа по формированию у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на дорогах с применением информационно-коммуникационных технологий открывает новые возможности.

Формирование у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на дороге невозможно без тесного контакта с семьями воспитанников. Родители являются главными помощниками. С целью привлечения родителей к решению этой проблемы, я использую различные формы взаимодействия:

 - Папки-передвижки по ПДД;

- Индивидуальные консультации «Как развивать у ребенка интерес к изучению правил дорожного движения»;

- Разработки памяток «Грамотный пешеход», и т. д.

Анализ результативности.

Результативность моего опыта работы заключается в совместной деятельности педагога, воспитанников и родителей. Я, считаю, что в результате такой деятельности добиваюсь реализации поставленной цели. У детей возникает познавательный интерес к правильному поведению на улице.

Педагогический опыт показал, что знания, приобретенные детьми, становятся достоянием их личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в ходе работы. Освоили нормы поведения на улице, на дорогах. Научились давать оценку действиям других людей по отношению к ПДД. Результаты итогового анкетирования родителей показывают, что большинство родителей стали чаще обращать внимание детей на то, как дети соблюдают ПДД.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Для организации деятельности детей необходимо решать следующие  проблемы: приобретать различный демонстрационный материал, дидактические и развивающие игры, книги, современную методическую литературу. Также поиск необходимого материала в интернет - ресурсах занимает достаточное количество времени. Но эти трудности преодолимы. Накапливая этот материал, я использую его в своей работе с детьми, делюсь опытом с педагогами и родителями на педагогических советах, методических объединениях воспитателей, родительских собраниях.

Адресные рекомендации по использованию опыта.

Данный педагогический опыт адресован как начинающим педагогам, так и опытным воспитателям, в связи с тем, что одной из основных задач воспитания и образования является формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на улице, фундамент которых составлябт достоверные знания по ПДД, эмоционально – положительное отношение к окружающим людям и практические умения, направленные на охрану жизни и здоровья детей.

Наглядное приложение.

Материалы из опыта моей работы опубликованы на сайтах teremokdc13.a2b2.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный педагогический опыт. «ИННОВАЦИИ В ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ОБУЧЕНИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ЭКОНОМИКА, БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ»

Современный преподаватель - это человек, который выполняет разнообразные функции не только в школе, но и за её пределами. Среди педагогических функций одно из немаловажных мест занимает инноваци...

Формирование у дошкольников навыков безопасности дорожного движения

Проблема безопасности дорожного движения волнует все мировое сообщество. Дети, как участники дорожного движения относительно чаще попадают в дорожно-транспортные происшествия, чем взрослые. Повседнев...

Формирование навыков безопасного поведения в контексте гражданско-патриотического воспитания.

Гражданско-патриотическое воспитание - это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общест...

Статья " Как научить ребенка безопасному поведению на улице"

Родители должны помнить, что именно они являются для своего ребенка главным примером правильного и безопасного поведения на улице. Необходимо своевременно обучать детей ориентироваться в дорожной ситу...

Статья «Безопасное поведение на улице»

Консультация для родителей «Безопасное поведение на улице». Как научить детей безопасному поведению на улице? Одними предостережениями типа: «Будь осторожен» делу существенно не поможешь. Пример ...

Презентация по ПДДТТ. " Применение кейс-технологий в детском саду при обучении дошкольников навыкам безопасного поведения на дороге"

Меня очень заинтересовала работа с кейс-технологиями. Так как позволяет погрузить группу детей в проблемные ситуации и путем подбора решений найти выход. Дает возможность на практике использовать полу...